По страницам истории ПСТГУ. Интервью с заведующей Центром истории богословия и богословского образования Н.Ю. Суховой 23 ноября 2012 г. 14:45 О том, почему духовное образование не может не основываться на Евхаристии, и о том, как создавался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , в интервью порталу «Православие и мир» рассказала заведующая Центром истории богословия и богословского образования богословского факультета ПСТГУ, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви, доктор церковной истории, д.и.н. Н.Ю. Сухова.Наталия Юрьевна, какие есть типы духовных школ? — «Тип» школы можно определять по-разному. Например, можно разделить духовные школы на школы закрытого и открытого типа. В школе закрытого типа преподаватели и студенты живут одной общиной, и в смысле общей жизни, и в церковном смысле евхаристической общины. В такой школе есть свои плюсы и свои минусы. Плюс в том, что такое устройство снимает вопрос, нужно ли вместе молиться, нужно ли вместе ходить на богослужение? Это помогает воспитывать учащихся не только дисциплинарно, но и церковно. Но если люди живут в семинарии, то они на несколько лет вырываются из приходской общины и из семьи. Это одна из проблем закрытой церковной школы, которая ощущалась всегда. Школа открытого типа — например, Свято-Тихоновский университет, — основывается на ином принципе. Ее задача — дать богословское образование не только будущим священникам, но и церковным мирянам. Одна из главных характерных черт университета состоит в том, что он не вырывает студентов — даже будущих священников — из приходской общины и из семьи. Когда университет создавался, то он изначально был ориентирован на москвичей, у нас не было даже общежития. Теперь общежитие у нас есть, но и иногородние студенты нередко алтарничают, поют, молятся в разных храмах Москвы. Церковная жизнь реализуется только в общине В этом, несомненно, есть свои плюсы. Студенты Богословского факультета вырастают на своих приходах, общаясь со своей будущей паствой, а потом рукополагаются, если у них есть призвание и благословение. Церковная жизнь каждого студента идет под присмотром духовника. Вроде бы, все гармонично. Но тут встает вопрос: чем являются университет и Богословский факультет в церковном смысле? Это просто учебное заведение, где церковные люди получают образование, и все? Может быть, и так. Но ведь получить церковное образование можно только тогда, когда живешь церковной жизнью. А церковная жизнь реализуется только в общине.

http://patriarchia.ru/db/text/2605877.ht...

В Объединенном диссертационном совете по теологии ПСТГУ и СПбДА прошла первая защита на соискание ученой степени кандидата теологии 25 апреля 2023 г. 16:09 24 апреля 2023 года в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве состоялась защита диссертации преподавателя кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ А.В. Дружинина. Защита работы прошла в рамках заседания Объединенного диссертационного совета ПСТГУ и Санкт-Петербургской духовной академии , созданного в конце 2022 года в целях защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальностям 5.11.1 «Теоретическая теология» и 5.11.2 «Историческая теология». Это первая защита на соискание ученой степени кандидата теологии в Объединенном диссертационном совете ПСТГУ и СПбДА.  Тема диссертации А.В. Дружинина — «Подготовка пастыря в российской духовной школе: осмысление, дискуссия и практика (1808-1869 гг.)». Текст работы, автореферат и отзывы доступны на странице «Диссертационный совет» на сайте ПСТГУ ; видеозапись доступна по ссылке . Научное руководство работы осуществляла доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор ПСТГУ Н.Ю. Сухова. Официальными оппонентами на защите выступили доктор исторических наук, профессор кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии А.В. Мангилева и кандидат исторических наук, главный специалист Государственного архива Российской Федерации, научный сотрудник Лаборатории региональной истории России НИУ ВШЭ Ф.И. Мелентьев. По результатам тайного голосования Диссертационный совет присудил А.В. Дружинину ученую степень кандидата богословия. За положительное решение проголосовали единогласно, 13 голосов из 13 возможных. В ходе второй части заседания была принята к защите диссертация преподавателя богословского факультета ПСТГУ А.В. Малышева на соискание ученой степени кандидата теологии. Дата защиты назначена на 19 июля. Также принята к предварительному рассмотрению диссертация преподавателя богословского факультета Н.К. Антонова. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6021902.ht...

Arhiva Profesorul N.Iu. Suhova: „Istoria Bisericii în cadrul procesului de studiu trebuie s fie mai strâns legat de eclesiologie, patrologie i teologia pastoral” 22 mai 2013 11:32 В интервью порталу Учебного комитета Русской Православной Церкви доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор кафедры истории Русской Православной Церкви богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Ю. Сухова рассказала о проблемах преподавания истории Русской Церкви в духовных школах. — Наталия Юрьевна, какие проблемы в преподавании и усвоении Истории Русской Православной Церкви видите лично Вы? — Сразу замечу, что я буду говорить преимущественно о молодых студентах, поступающих в университет сразу после школы или вскоре после ее окончания: во-первых, именно они находятся в центре внимания любой высшей школы, во-вторых, с ними связаны в последние годы основные проблемы. 20 лет назад, когда деятельность ПСТГУ (тогда — ПСТБИ) только начиналась, он был ориентирован преимущественно на студентов-вечерников. Поступали взрослые люди, которые знали, для чего им нужно образование, были мотивированы к церковному служению, преимущественно в священном сане, но в силу ряда причин (у них уже были свои семьи, работа) не могли учиться и жить в семинарии. Эти студенты были укоренены в церковной жизни или стремились к этому, для них не существовало вопроса, почему важно знать церковную традицию, так что не было надобности их «подгонять» и заставлять учиться. Кроме того, имея за плечами как минимум одно высшее образование, а чаще всего и определенный опыт интеллектуальной деятельности, они владели элементами научной деятельности, были готовы работать с серьезной литературой, источниками, писать самостоятельные тексты. Со временем ситуация у нас изменилась: дневное отделение — вчерашние школьники — стало превалировать, а в это время как раз стал заметен серьезный упадок уровня школьного образования, общей культуры и научного настроя среди представителей молодого поколения. К последнему и ПСТГУ, и духовные школы нашей Церкви в какой-то степени оказались не готовы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2975565...

На XVIII Рождественских Чтениях был принят «Паспорт научной специальности «Теология» 29 января, 2010. Редакция " Правмира " 27 января 2010 года на XVIII Рождественских Чтениях, в рамках направления «Христианство и наука», состоялся круглый стол «Перспективные направления научно-богословских исследований в современной России». Участники круглого стола единогласно высказались в пользу признания государством теологии как полноценной науки и приняли «Паспорт научной специальности «Теология (с указанием конфессии)», документ, служащий основанием для принятия третьего поколения стандарта по теологии. Ведущим круглого стола был иерей Константин Польсков, кандидат богословия, к.ф.н., проректор ПСТГУ по научной работе. Также присутствовали Н.Ю. Сухова, магистр богословия, к.и.н., доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ, протоиерей Павел Великанов, кандидат богословия, ученый секретарь Диссертационного совета МДА, главный редактор портала Bogoslov.ru, протоиерей Сергий Рыбаков, к.ф.-м.н., доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета, В.М. Меньшиков, д.п.н., зав. кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, В.Д. Лаза, к.ф.н., зав. отделением теологии Пятигорского государственного лингвистического университета, М. В. Таланкина, зав. сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ. Участники круглого стола рассматривали вопросы развития научного богословия в высшей богословской школе — в духовных академиях, университетах церковного подчинения и теологических факультетах государственных вузов: преподавание систематической теологии, практической теологии, церковной истории, культуры Православия, а также вопросы церковно-государственных отношений и междисциплинарных исследований в области теологии. Особенно востребованы были предложения по развитию сотрудничества между богословскими школами разного типа. После краткой вступительной речи иерея Константина прозвучало сообщение Натальи Суховой, посвященное историческому пути русского богословия. Основное внимание этого выступления было обращено на разные формы богословского образования, которые реализовывались или предлагались к реализации в истории русского богословского образования. По мысли докладчика, эта история сегодня составляет банк идей, которые могут быть полезны, а без учета этого исторического опыта мы будем совершать те же ошибки, которые совершали наши предшественники.

http://pravmir.ru/na-xviii-rozhdestvensk...

Конечно, на удаленных трассах казахстанского велосипедиста ожидает и дикая природа. По его словам, Бог уберег от встречи с наиболее опасным из медведей — гризли, но бурого косолапого повидать довелось. Он спокойно позволял себя фотографировать, а ушел только после того, как в одной из машин залаяла собака. Точно так же вдоль дорог стоят олени и лоси, целыми стадами ходят бизоны. Они не боятся людей, никто в них не стреляет, не без удивления говорит Талгат. Однажды Жумабекову повстречался дикобраз — совсем маленький, видно, потерявший родителей.  — Он очень доверчиво подошел ко мне, это меня очень удивило. Стал бросать ему орешки, — рассказывает Талгат.  «Когда простыл, немного испугался — но все прошло» Когда актуальной стала тема пандемии, выяснилось, что Талгат ее воспринимает спокойно. Наверное, все-таки опасается и старается быть осторожнее, как и любой человек, но не паникует. «У меня все хорошо, слава Аллаху!» — эта фраза в нашем общении проходила лейтмотивом, и именно с нее мой собеседник начал рассказ о самочувствии. — Вы коронавируса не боитесь? Или чего верующему в Бога человеку бояться? — спрашиваю его. — Эт точно! — рапортует он в стиле красноармейца Сухова. — Чего бояться? То, что предопределено, произойдет! Талгат рассказывает, что едет по отдаленным местам и старается избегать больших городов, которые не любит. Правда, в Лас-Вегас заехать собирался — видно, продюсерское прошлое подстегивает узнать, как там устроена индустрия развлечений. — Я не являюсь любителем казино и считаю этот город не очень хорошим, но все равно хотелось бы взглянуть на него, — говорит мой собеседник. — Мне интересно увидеть Лас-Вегас ночным, как он светится. В ситуации, связанные с коронавирусом, Жумабеков не попадал. Даже полицейские не просили его измерить температуру: видимо, понимали, что велосипедист, едущий по пустынному шоссе, не представляет опасности. Правда, однажды его все-таки остановили, и Талгат уже был готов к вопросам о самочувствии. Но полицейские всего лишь поинтересовались, не нужно ли ему указать дорогу.

http://pravmir.ru/medvedi-dikobrazy-i-pu...

Хочется поблагодарить за провокацию, дающую возможность поразмышлять на эти темы. Н.Ю. Сухова: Я присоединяюсь ко второму замечанию Александра Геннадьевича о том, что сейчас одним из главных вопросов в наших исследованиях становится вопрос о методологии. Это справедливо и с точки зрения исторической науки, в которой церковная история занимает в наши дни, пожалуй, доминирующее положение (по крайней мере, по объему вводимых в оборот источников и активности научных дискуссий). Это справедливо и с точки зрения богословия, в котором церковная история также получает все более значимое место. Нигде столь ярко, неоднозначно и сложно, как в церковной истории, не встает вопрос о соотнесении методологии богословской и методологии исторической. Я вовсе не хочу сказать, что стоит их ставить в оппозицию, нет, напротив, это некий взаимообогащающий процесс и взаимообогащающие вопрошания. В данном случае то, что Алексей Львович на основе западной историографии поставил эту дихотомию — «истории декретов» и «истории народов» — мне кажется, в наших нынешних исследованиях, имеет несколько иное преломление, а именно: необходимость полноты источниковой базы каждого исследования. Заметьте, сейчас очень много исследований, построенных на одном типе документов. Этим, кстати, грешат, и наши учебные заведения — в темах представляемых квалификационных работ. В результате вместо полноценного исследования получается внутренняя жизнь этих документов, будь то «декреты» или какая-то делопроизводственная документация, которая, очевидно, обречена на однобокость. Причем если мы опираемся на такое исследование, как на полноценное и считаем такую источниковую базу самодостаточной, то мы реконструируем не ту действительность, а, вернее, ложную действительность. Вот эта лживость, конечно, в большинстве случаев невольная, сейчас, мне кажется, встречается довольно часто. Присутствующие здесь мои коллеги с богословского факультета подтвердят, что последнее время мы часто занимаемся обсуждением тем наших питомцев, и там проблема источниковой базы, проблема восстановления полноценного контекста занимает значительное место. А нередко получается и так, что полноту контекста восстановить невозможно, или, по крайней мере, мы не можем этого сделать в нашем настоящем положении — тогда вообще встает вопрос об адекватности и корректности подобных исследований. В данном случае может быть различение «истории декретов» и «истории народов» и ставит вопрос о полноте привлечения разножанровых источников, о чем сказал Александр Геннадьевич. Это первое соображение. И здесь тоже надо поблагодарить Алексея Львовича за то, что мы увидели с какой-то новой стороны проблемы наших университетских церковно-исторических исследований.

http://bogoslov.ru/article/390148

Сухова Наталия Юрьевна  —  25 ноября 2009 5 Монография Н. Ю. Суховой посвящена истории научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. Вопрос научной аттестации в целом представляет немалую сложность для изучения, и менее всего изучена аттестация богословских исследований. Автор выявляет предпосылки и истоки системы научно-богословской аттестации в России; изучает нормативно-правовое регулирование этой системы в XIX — начале XX в.; подробно рассматривает процесс подготовки научно-богословских кадров и их аттестации. Особое внимание уделено анализу проблем, возникавших при рассмотрении, защите и утверждении диссертаций, представляемых на соискание ученых богословских степеней. В заключении приведены наиболее важные статистические результаты научно-богословской аттестации в России в 1814—1918 гг., сделаны выводы, кратко прослежена последующая судьба системы научной аттестации в России в целом и ее богословской составляющей. Кроме того, автор делает попытку оценить практическое значение дореволюционного опыта системы научно-богословской аттестации и его применение в наши дни. Рецензентами книги являются доктор исторических наук Н. Н. Лисовой (Институт Российской истории РАН), и магистр богословия, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Научный редактор издания доктор исторических наук Л. Е. Иванов. Книги Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , 2009 г.  676 с.  ISBN 978-5-7429-0406-9  Тираж: 978-5-7429-0406-9 экз. Религия и мир Религия и наука История Церкви История Русской Православной Церкви История духовного образования Богословие Религия и мир Духовное образование и религиозное воспитание Оглавление   ВВЕДЕНИЕ  5 Проблематика исследования   5 Историография исследования   9 Структура и методология   22 Обзор источников   28 ГЛАВА 1. Предпосылки и нормативно-правовое регулирование системы научно-богословской аттестации в России в XIX —начале XX в.   37 1.1.

http://bogoslov.ru/book/510673

Павел Кадочников стал по-настоящему знаменитым после выхода на экраны фильма " Повесть о настоящем человеке " . В фильме есть эпизод, где его герой, летчик Маресьев, танцует с Целиковской на протезах. Для того, чтобы почувствовать подлинные мучения своего персонажа, актер потребовал прикрепить ему на ноги настоящие протезы. И снимался в них. Высшей похвалой считал укоризненную фразу настоящего Маресьева: " Тяжеловато танцует " . А мне рассказывал: «Чего там скромничать, меня за кино, в основном хвалят. Но такого замечательного комплимента, как Лёша Маресьев мне никто не отпускал. А он сказал, посмотрев фильм: «Петрович, ты не меня сыграл. Ну что во мне может быть такого примечательного. А сыграл ты думы и чаяния всех боевых лётчиков той великой войны. Поэтому от всех них тебе великое спасибо». Не было у меня, поверь, лучшей рецензии на мою работу». Павел Кадочников обладал даром перевоплощения. Во многих спектаклях он исполнял по несколько ролей, а в одном из них - аж восемь! Однажды режиссер Юткевич пригласил его на роль Леньки Сухова в картину " Яков Свердлов " , но, не найдя подходящего актера на роль Максима Горького, решил, что Кадочников и с этим справится. - Да вы что! Неужели мы настолько обеднели талантами?! - возмутился худсовет. Но Юткевич снял Кадочникова в роли Горького тайно. Показал пробу начальству. - Совсем другое дело, Сергей Иосифович, - закивало начальство. - Есть же артисты, кроме вашего любимца! И последнее. Правнук Кадочникова - Пётр снялся уже в нескольких картинах. Врать не буду - не видел, но говорят: удивительно похож на прадеда! Столетие.Ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/3/vozvra...

678 «Славянская Библия нам не по силам, – замечал М. И. Богословский , – а русский перевод Библии – жидовский, т. е. с жидовского текста. Если необходимо, чтобы библейская идея, библеизм господствовал в нашей богословской православной школе, от низу до верху, необходимо иметь под руками доступную для понимания Библию на русском языке и Библию православную, а не жидовскую» (Там же. Л. 24 об.–25. Письмо от 17 апр. 1907 г.). В том же письме Богословский сообщал Глубоковскому о предпринятых в этом направлении практических шагах – переводе совместно с профессором КазДА по кафедре Св. Писания Ветхого Завета П. А. Юнгеровым книги Притчей (в 1907 году она публиковалась в журнале КазДА «Православный собеседник»). 680 Титов Ф. И. Преобразование духовных академий в России в XIX веке//ТКДА. 1906. 5. С. 85. О деятельности Комиссии см.: С. 85–89. 681 О деятельности Комиссии см.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 471–511. 682 Внутреннее обозрение. Пересмотр уставов духовно-учебных заведений: какие возможны изменения в уставе академий по учебной части//Странник. 1896. Т. 2. Май–август. С. 604–607; Октябрь. С. 338–355. Автор обозрения указывал на разрыв, существовавший между учебными программами духовных семинарий и духовных академий, на необходимость хорошей подготовки семинаристов не только по богословским, но и по общеобразовательным предметам, выступал против сосредоточения усилий академий на подготовке педагогов для семинарий и училищ, указывал на необходимость подъема гуманитарного образования в академиях на уровень светских учебных заведений в целях усиления влияния на светское общество и поднятия авторитета духовной школы. 685 Странник. 1897. 8. С. 519–540. Статья опубликована под псевдонимом Н. Вафинский. В конце указаны две даты: 12 мая 1896 г. и 29 июня 1897 г. В типографии А. П. Лопухина было изготовлено 45 отдельных оттисков в обложках. Один из них хранится в РНБ с автографом Глубоковского: «В Императорскую Публичную б-ку в СПб от автора, проф. Спб. Дух. Академии Н. Н. Глубоковского . Спб. 1897. VIII, 21 – четверг».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Они уже не играли по заданной схеме, говорили правду; которая колет глаза. Комедия оборачивалась в мелодраму. Прокурор ерзал в своем прокурорском кресле. После его горячей речи не в защиту невинных, а в защиту системы правосудия, после еще более зажигательной речи Комодова (тогда еще можно было в некоторых случаях рискнуть) подсудимым дали последнее слово. Процесс шел явно на признание их невиновными. Ободренный этим Ваня Сухов в своем последнем слове переиграл по молодости лет. «Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои» 13 — Ванька Сухов молчать не научился! «Сказал бы словечко, да волк недалечко!» Ваня Сухов продемонстрировал суду, прокурору, залу свою сокрушенную следователем челюсть! Он переиграл! Волк, сидящий в кресле прокурора, незамедлительно потребовал прекращения процесса для выяснения обстоятельств применения «недозволенных» методов следствия. Закон был на его стороне! Суд постановил: удовлетворить требования прокурора, подсудимых — на доследствие, после которого суд в том же составе продолжит рассмотрение дела! Вместо оправдания, так безусловно вытекавшего из хода процесса, снова всех на Лубянку, обратно к «постановщикам»! Они потирали руки и благодарили Ивана Сухова за его опрометчивость. Подсадив к нему в камеру провокатора, благодарные «сценаристы» с ходу состряпали на Ивана «камерную» 58-10; пустили дело через ОСО 14 , которое всучило ему пять лет лишения свободы! Девчонок и мальчишек выпустили, посчитав год следствия за три. Вот и сказке конец. Я привел ее как маленький пример большого беззакония всей системы. «Многократно повторяемая ложь становится правдой» 15 , и не только правдой, но и движущей силой, на ней зиждется вся идеология мифического коммунизма. Ее нам вдалбливают с пеленок до гробовой доски. Все направлено в одну точку — вдолбить, всеми силами вдолбить «неизбежность». «Коммунизм неизбежен» 16 — эти лозунги сопровождают нас повсюду: их выкладывают булыжниками по пути следования поездов, их выращивают цветами и травками в парках, гигантскими буквами они смотрят на нас с крыш домов, они светятся и конвульсивно мигают во мраке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010