Именно в этом месте 23 августа 1992 года отслужил панихиду посетивший Суру Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 31 октября 1994 года, епископ Архангельский и Мурманский Пантелеймон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья, а в селе Сура в 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители. В ноябре 2012 году Митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом было подписано распоряжение о создании Сурского Иоанновского женского монастыря в честь св. прав. Иоанна Кронштадсткого. Уже построена новая обетная часовня у источника Святителя Николая, что в 4 км от Суры и купальня. Возводится церковь в честь Святой Троицы в Летовской роще в скиту монастыря, что в 18 км от Суры, ведутся восстановительные работы в Успенском соборе. Источник: сайт монастыря sura-monastery.ru Здание Сурского подворья сохранилось до наших дней - это трехэтажное кирпичное здание на углу Троицкого проспекта и площади Профсоюзов. Подворье Сурского монастыря было построено и освящено в 1907 году (архитектор Ермолин). Закладку нового каменного здания Сурского подворья совершил св. Иоанн Кронштадтский в июне 1906 года, основатель монастыря в селе Сура на Пинеге. Минобороны передает здание Сурского подворья в пользование Архангельской епархии. На третьем этаже, на месте бывшего храма, до последнего времени размещался военный следственный отдел Архангельского гарнизона, который осенью 2013 года был расформирован. Первый и второй этаж также готовятся к передаче. Визит на подворье представителей епархии во главе с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом стал историческим моментом для города. Церковь Иоанна Богослова (1899-1900), деревянная. Домовая церковь, возведённая в 1900 г. Деревянная постройка, с востока примыкавшая к протяженному двухэтажному деревянному келейному корпусу. Четверик под высокой четырёхскатной кровлей с главкой. Сломана в сер. ХХ в.

http://sobory.ru/article/?object=16023

293 2 июля игумения Таисия и несколько певчих-монахинь, находившихся на маленьком винтовом пароходе «Дозор», встретили отца Иоанна, прибывшего на пароходе «Св. Николай Чудотворец». Далее решено было следовать на этом же пароходе (Там же. 1904. 17 июля, 155). 294 В Леушинском монастыре отец Иоанн участвовал в торжестве подъема креста на готовый и уже покрытый купол зимнего соборного храма во имя Живоначальной Троицы. О закладке этого храма см. примеч. 1 к письму к игумении Таисии от 15 июня 1903 г. (Историческое описание. С. 116). 295 «Св. Николай Чудотворец» достиг Усть-Пинеги 31 мая в 3 часа утра. Вверх по Пинеге пароход поднимался без остановок, чтобы пройти по большой воде. За 90 верст от Суры в с. Шотова Гора отец Иоанн узнал, что вода стада сильно прибывать, и отслужил благодарственную Литургию. Подъем воды в 1904 г. был настолько большим, что стало возможным от Суры пройти вверх по Пинеге, тогда как в другие годы с трудом удавалось достичь Шотовой Горы (Вед. 1904. 24 июня, 136). 297 Вернувшись из своего летнего путешествия, отец Иоанн 25 июля посетил дом своего зятя отца Иоанна Орнатского (см. примеч. 3 к письму к игумении Таисии от 4 мая 1894 г.) в дачной местности Графская (ныне ст. Песочная). Здесь, вероятно, и была высказана упоминаемая просьба (Вед. 1904. 27 июня, 162). 299 Диакон Николай Гронский неоднократно прибегал к помощи отца Иоанна, о чем свидетельствует его письмо, относящееся, вероятно, к этому времени: «Сейчас я нахожусь в затруднительном положении. После 6 лет службы меня просят оставить место ввиду того, что племянница строительницы церкви кончила учебное заведение и ей хотят предоставить мое место; а другая причина, по их словам, что я не обладаю сильным голосом. оставить Петербург после прожитых в нем с лишком шести лет тяжело; да и семейство увеличивается – сейчас уже четверо, – здесь были бы без училища под руками» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7г. Л. 227–228об.). 300 27 июля отец Иоанн служил Литургию в церкви Лсушинского подворья при участии местного причта со старшим диаконом Иоанновского женского монастыря Димитрием Солярским. В конце богослужения он сказал поучение на слова из книги пророка Исаии (Вед. 1904. 29 июля, 164).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И тот, принимая трудовые, слезами и горем облитые и от чистого сердца, подаваемые медные копейки, стремился в храм Божий. — Тебе самой нужно… Тебе самой нужно… У тебя у самой скоро будут гореть свечи в ногах, — торопливо проговорил блаженный одной ветхой старушке, так же, как и все другие, ставшей класть в руку Яши свою медную копейку, и, высыпав ей на голову все те гроши, которые у него находились в руке, проговорил при этом: «Вот тебе и свечи… вот тебе и свечи…» А сам между тем все продолжал бежать к церкви. — Батюшка ты наш… Предвестник ты святой… Человек ты Божий!.. — завопила старуха и повалилась ему челом в землю. — Вишь ты что он… вишь ты что сказал… все это на свечи дал… кончина моя настает… Яша, между тем, уже входил на паперть церкви. Толпа молящихся здесь людей очищала ему путь в храм Божий, подаваясь в сторону. Блаженный, пройдя через всю церковь, подошел к образу святителя Николая Чудотворца и упал пред ним на колени. Все молящиеся в храме последовали его примеру. Но вот обедня уже кончилась, а Яша все еще продолжал молиться перед чудотворным образом святителя. Продолжал он свое моление и в то время, когда у лика Мирликийского Чудотворца уже начались общие молебны. Масса паломников, видя перед собой живой пример «человека Божия», прониклась чувством глубокого умиления пред Господом. Как свет солнца оживляет всю жизнь природы при своем появлении над землею, так и присутствие блаженного в церкви окрыляло дух молящихся для полета к Богу. Яша, наконец, поднялся, и толпа молящихся отхлынула на паперть. Вышедший из храма блаженный торопливо направился к берегу реки Суры. — Мне надо к ней… к ней… — говорил он про себя вслух. — Я видел ее в церкви… в церкви… Она приходила молиться… Она молилась за всех… со мной вместе… Господь так велел ей.… Его святая воля на то… Его воля… Мы к ней… теперь к ней. И толпа удалилась за Яшей. Он, точно ведомый невидимой душевной силой к берегу Суры, прямо направился к тому именно месту, где уже давно остывший лежал труп той старушки, голову которой блаженный посыпал мирскими грошами. Она, утомленная порою жаркого дня и той внутренней жаждой, которая терзала ее от далекого изнурительного перехода сюда от своей родной деревни, пришла на реку напиться воды и тут же, на берегу Суры, пала беззащитной жертвой свирепствовавшей страшной, чудовищной холеры.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Ф. 2219. Оп. 1. Д. 4. Л. 26–26а). Монахиням Флорентин и Макрине. Письмо. Первая половина апреля 1905. Кронштадт Упоминается в письме, написанном м. Флорентией перед праздником Пасхи: «Мама и я кланяемся Вам в ножки и благодарим за письмо с приложением. Утешили Вы нас по всех отношениях» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 17. Л. 197–198). М. А. Коровникову. Письмо. 2 июня 1905. Усьт-Пинега В пересказе Отец Иоанн пишет, что чувствует себя вполне хорошо и что в течение всего пути от Петербурга ему ни разу не приходилось обращаться к помощи врача. Сообщает, что путь от Вологды совершает на собственном пароходе «Св. Николай Чудотворец», служа почти ежедневно Литургии в попутных селах и городах. Выражает надежду 5 июня достичь Суры, а в Кронштадт возвратиться не ранее августа (Котлин. 1905. 11 июня. 129). Подлинник неизвестен. см. письмо Е. К. Сергиевой от 14 июня 1905 г. и примеч. к нему. П. П. Шаумяну. Письмо. 10 июня 1905. На пути из Суры В пересказе Отец Иоанн сообщает адресату о прекрасном состоянии своего здоровья и благополучном путешествии. Пишет, что на родине собирается пробыть с 4 по 7 июня и что возвращаться ему пришлось по обмелевшей Пинеге на большой лодке, называемой карбасом и делавшей не более 40 верст в сутки. Сообщает, что свой пароход «Св. Николай Чудотворец» встретил только на пятый день, близ города Пинеги. О дальнейших планах пишет, что собирается после Архангельска плыть Северной Двиной, Сухоной, Кубенским озером в реку Шексну, в Леушинский монастырь, побывав в Устюжне и в Вауловском Успенском скиту. Завершить путешествие планирует Москвой и Петербургом и к 15 июля рассчитывает быть в Кронштадте (Котлин. 1905.19 июня. 136). Е. Дымман. Письмо. Первая половина августа (не позднее 10–11-го) 1905. Кронштадт Упоминается в письме Дымман от 14 августа 1905 г.: «Благодарю Вас за Ваше собственноручное письмо; как неоценимое сокровище буду хранить его и перечитывать для назидания. С Вашего благословения и за Ваши святые молитвы приму постриг с сердечным сокрушением о грехах и с молитвою, чтобы Господь помог мне жить достойно звания монашеского» (ЦГИА СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Части Корана, составленные в последние годы жизни Мохаммеда в Мекке, повторяют приведенные выше доводы против идолопоклонства и против возражений неверных: они дают доказательства божеских свойств и рассказы из св. писания, легенды и яркие, иногда даже драматические описания рая и ада. К концу этого периода в сурах Корана встречаются намёки и на предстоящее переселение в Медину. Суры Корана становятся длиннее (занимают часто по несколько страниц); стиль их становится ещё более спокойным и искусственным; но по местам встречаются ещё вспышки прежней образной и страстной поэзии. Новой чертой для этого времени надо считать появление заметок о христианстве. В ранних сурах о христианском вероучении упоминается редко и только в виде намёков. Вообще во всём Коране немного мест, в которых упоминается о Евангелии; но в двух или трёх местах очень подробно передаётся рассказ о рождении Иоанна Предтечи и Иисуса Христа (суры: 19, 1–35; 3, 33–46; 5, 108–118), некоторые заметки, относящиеся к апостолам (сура 36, 12–28) и рассказ с очень фантастической окраской и о семи спящих отроках (18, 8–25). Рассказы Корана, заимствованные из Евангелия согласуются вообще с изложением Евангелия Луки, но изобилуют ребячьими чудесами, какие встречаются в апокрифическом „Евангелии Детства”. Распятие И. Христа (сура 4, 155–157). О Тайной Вечери и Крещении ничего не говорится в Коране. В представлении Мохаммеда о Хр. Троице (догмат которого он отвергает с возмущением), Дева Мария занимает место одного из Лиц Св. Троицы. И всё-таки Мохаммед взывает к Евангелию наравне с Пятикнижием, для подтверждения своей миссии. Впоследствии, после своего разрыва с евреями в Медине, он выражается о христианстве в более дружественном и доброжелательном тоне. Итак, хотя и несомненно, что некоторые части Евангелия были известны Мохаммеду, всё же это было в самом отрывочном виде. Знакомство его с учением христианства осталось до конца его жизни поверхностным и искажённым, а ислам (подразумевается под этим словом преданность воле Бога) лежал на основе всех прежних откровений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

На мой вопрос, «что такое?», мне ответили; «едет о. Иоанн Кронштадтский ». Тогда и я поспешил туда же и стал в длинную очередь. О. Иоанн стоял у открытого окна вагона и благословлял всех, проходящих мимо его окна: одного за другим широким русским крестом. Глава 11. Воспоминания б. Архангельского Исправника Н. Е. Паршенского Отец Иоанн мой земляк, уроженец Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры. Последнее расположено на берегу реки Пинеги, приток Северной Двины. Не забывая своего родного севера, о. Иоанн в летнее время, чуть ли не ежегодно, приезжал в село Суры через Архангельск. В Архангельске он останавливался на один или два дня и обязательно совершал литургии в той или иной из многочисленных Архангельских церквей. А затем, по просьбам, посещал дома некоторых местных жителей для совершения молебствий. Помню, как каждый его приезд вызывал среди православного населения Архангельска приподнятое настроение. И всякий стремился, если уж не принять благословение, то хотя бы лично повидать необыкновенного пастыря. Весьма понятно, что та церковь , где служил о. Иоанн, переполнялась до отказа молящимися. Будучи в те годы на службе городским Приставом г. Архангельска, я помню, каких громадных усилий нам стоило тогда поддержание порядка в наэлектризованной религиозным порывом толпе. Особенно было трудно, когда по окончании литургии о. Иоанн выходил из церкви. Чтобы охранить его от возможности быть смятым толпою, мы окружали его плотным кольцом и только таким путем можно было пробиться к выходу. В окружающей толпе начинались возгласы: «Батюшка, благословите! Батюшка, помогите!» Слышался местами приглушенный скорбный плач. Хорошо сохранился у меня в памяти еще, кажется, последний его приезд в Архангельск летом 1907 года: Приезд его совпал с закладкой в г. Архангельске громадного каменного здания, предназначенного для подворья Сурского Женского Монастыря. Самый монастырь находился на месте родины о. Иоанна в с. Суре. Инициатива этого сооружения исходила от о. Иоанна и им же были собраны и средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

503 Печатается по: Котлин. 1906. 1 июля, 146. Датируется по указанию в газете, что письмо было получено адресатом 29 июня. Публикация отрывка из письма отца Иоанна сопровождалась следующей редакционной заметкой: «Вопреки сообщаемым Петербургскими газетами слухам о том, что отец Иоанн не вернется с родины и останется там на покое, сообщаем выдержку из его письма к одному из близких, полученному 29-го сего июня . Это пишет отец Иоанн из Архангельска, возвратившись из села Суры, сделав 250 верст на лошадях и 350 верст на лодке под веслами за мелководием р. Пинеги» (Там же). 506 Отдыхая у Поздеевых, отец Иоанн регулярно служил в этой церкви, поэтому хозяева особенно заботились о ее благоустройстве. Так, в письме от 26 января 1906 г. они писали: «Еще, дорогой Батюшка, просим Вашего св благословения устроить нашу домовую церковь , снять крышу, и прибавить высоты на два дерева, после этого отщскатурить в церкви и дом снаружи обшить тесом» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. On. 1. Д. 55. Л. 41–41об.). 510 Отец Иоанн особенно любил хор Леушинского монастыря, поэтому сестры-певчие всегда готовились к его приезду. В письме трех леушинских монахинь Серафимы (Марии), Валерии (Таисии) и Алипии (Анны), в частности, говорится: «Молимся Господу, чтобы Он сподобил нас еще принимать Вас, Дорогой Наш Отец и Батюшка, в стенах нашей обители, лицезреть Ваш Дорогой для нас образ, насладиться Вашими духовными поучениями и милостивыми отеческими беседами, принять от Вас Ваше пастырское всемощное благословение и удостоиться нам, Вашим духовным послушницам и чадам, пропеть для Вас все любимые Вами священные песнопения. Эти особенные и выпадающие на нашу долю дни мы ожидали с особенною радостию, нетерпением и любовию…» (. ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7г. Л. 102об. – 103). 515 Отец Иоанн вернулся в Петербург вечером 2 августа, а 3 августа совершил Литургию в церкви Леушинского подворья в сослужении нескольких иеромонахов и местного причта (Вед. 1906. 4 авг., 169). 517 Вследствие жаркого и сухого лета и быстрого спада воды в Пинеге пароход «Св. Николай Чудотворец» мог подняться только на 25 верст выше г. Пинеги. Оставшиеся до Суры 250 верст отец Иоанн вынужден был проделать на лошадях, несмотря на то, что езда на лошадях на дальние расстояния была совершенно ему запрещена врачами (Архангельские ЕВ. 1906. 12–13. С. 370). см. также письмо Е. К. Сергиевой от 7 июня 1906 г. и примеч. к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пинега – маленький уездный городок на правом берегу реки Пинеги – имеет около тысячи человек жителей обоего пола. Город относительно еще молодой и потому в историческом отношении ничего интересного не представляет. Оживляется город только ярмарками Никольскою и Благовещенскою, на которые съезжаются купцы из Галича, Каргополя, Архангельска и Холмогор и выезжают из тундр с продуктами своих промыслов: рыбой, жиром, шкурами, мехами и дичью – самоеды и жители Устьцильмы, Ижмы, Пустозерска и Мезени. В Пинеге всего две церкви, да и те своим запущенным видом свидетельствуют о полном равнодушии и нерадении местных толстосумов. А между тем у одного Володина, обладателя огромных лесопильных заводов и целой флотилии пароходов, по общему мнению, около десяти миллионов капитала. У г. Пинеги мы простояли всего полчаса. Необходимо было взять с собой на буксир монастырскую баржу с кое-каким грузом. В это время на пароход к нам прошло несколько человек – по преимуществу из местной интеллигенции: местный исправник с женой и дочерью, духовенство и купцы. Печальные вести нам тут сообщили относительно состояния воды в Пинеге. – Вода падает; дождей нет; вряд ли доберетесь до Суры, – говорили нам пинежане. Много было желающих ехать вместе с нами в Суру, но, ввиду того что каждый лишний пуд тяжести на пароходе затруднял наше путешествие, пришлось всем отказать. С нами поехали из Пинеги всего два человека: местный диакон да приехавший сюда встретить отца Иоанна лесопромышленник С. К. Кыркалов. Севериан Кузьмич Кыркалов сам себя называет «мужичком». Это в высшей степени интересная личность. Ходит он просто, как большинство зажиточных крестьян, занимающихся торговлей; держится в высшей степени скромно. Будучи глубоко верующим человеком и видя в отце Иоанне великого молитвенника и образцового пастыря, Севериан Кузьмич настолько чтит батюшку, что никогда не позволит себе в его присутствии надеть шляпу. Так у меня и осталась в памяти непокрытая голова Кыркалова. Видел я ее и в Пинеге, и среди сыпучих песков Суры, и потом уже на обратном пути, на пыльных улицах Архангельска.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Погода все стоит холодная, шли дожди; листочков на деревьях нет; одни почки едва заметные; травы тоже почти нет. – Сегодня в Церкви молился о даровании тепла и ведреной погоды. Дай Бог . От Тебя всяк дар совершен сходит 573 . Всем вам молю здоровья и всякого благополучия, особ моей доброй жене Елисавете Константиновне. Ваш Протоиерей Иоанн Сергиев. 16 Мая 1907. Благословение и поклон доброй моей слуге Евгении и Мише. Поклон всем соборянам и дворникам. На конверте: Заказное. В г. Кронштадт СПб. Губ. Андреевская улица, дом Соборного Духовенства, квартира Настоятеля, протоиерея Иоанна Сергиева, Елисавете Константиновне Сергиевой. Сев Двина, пароход «Св. Николай Чуд ». Я. К. Маркову. 22 мая 1907. Сура Фрагмент Слава Богу, добрался до своей Суры благополучно, при большой воде, беспрепятственно. Все время было холодно, почти как зимой; из шубы почти не выходил. Время, впрочем, проводил не скучно; читал, писал, молился, наблюдал природу. 21 мая пристал пароход к берегу Сурскому 574 . Печальную картину представляли берега и окрестности рек: зелени никакой, все безжизненно: льду по берегам Пинеги – целые горы, в иных местах лежит и не тает. По временам шел снег. Здоровье мое, благодарение Богу, порядочное. В Суре я служил обедню с утреней 22 мая, во вторник 575 . Завтра служу в монастырском храме вторую и последнюю обедню 576 и завтра же уезжаю из Суры 577 : вода начинает падать и угрожает пароходу мелководьем. 22 Мая. Н. М. Бритневу. Не позднее 5 июня 1907. Котлас Фрагмент Я здоров и путешествую благополучно. На пароходе своем «Николай Чудотворец» дошел до родины и вскоре направился обратно 578 . Вследствие спада воды в Пинеге, теперь в обратный путь. Май был холодный. Я не выходил из шубы. Служил молебны в нескольких храмах о ведреной теплой погоде. Наконец?то, по-видимому, установилось тепло. Все переменилось. Теперь и людям, и животным привольно. Е. К. Сергиевой. 25 июня 1907. Ваулово Дорогие мои – Елисавета и Мария Константиновны, Николай Ник ч, Игорь, Коля и Руфина, Анастасия Ивановна и Миша. Шлю всем вам мой сердечный привет и Божие благословение – из моего скита Успенского в Ваулове. Пишу при жаре в 40 градусов в одной рубашке. Вечер 8? час. 25 июня. Здесь я третий день. Сегодня Воскресенье. Во вторник выезжаю в Ярославль, где у губернатора Корсакова приглашен служить обедню в домовой церкви; оттуда в среду в г. Рыбинск, где приглашен служить с Ярославским Архиереем Тихоном 579 . Из Ярославля на моем пароходе в Устюжну, к Якову Мих Поздееву, моему благодетелю. Там, если Бог благословит, пробуду дней 5-ть; оттуда опять в свой скит в Ваулово 580 . Здоровье мое посредственное; начинаю ослабевать сильнее от моей старческой болезни, в жаркое время особенно. Всем вам, полагаю, живется хорошо, привольно. Благодарите Бога. Не забывайте, что все мы здесь – гости и отечество наше не здесь. Жене и Марии Конст не – старушкам моим дорогим желаю еще пожить в добром здоровье, а затем отправиться к отцам, дедам и прадедам на вечный покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

На это утверждение легко ответить, взглянув на географическую карту. Фаран и Сеир находятся в регионе Египта, на Синайском полуострове (ср. Быт. 14:6 ; Чис. 10:12; 13:1–4 ; Вт. 1:1), а не в Палестине, где совершалось служение Иисуса. Фаран расположен в доброй тысяче километров от Мекки, на северо-востоке Синая. И главное, в этом стихе говорится о пришествии «Господа», а не Мухаммеда. Причём Господь пришёл «со тьмами святых» (курсив Н. Г.), а не с 10 000 воинов, как Мухаммед. Это пророчество охарактеризовано как «благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею» (Вт. 33:1). Если бы это было предсказание о нашествии мусульман, давних врагов Израиля, вряд ли его можно было бы счесть благословением для Израиля. Фактически же, далее в этой главе провозглашается благословение каждому из колен Израилевых от Бога, Который «прогонит врагов от лица твоего» (Вт. 33:27). Второзаконие 34:10. Во Вт. 34:10 указано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей». По мнению мусульман, это доказывает, что предречённый Пророк не мог быть израильтянином, а был не кем иным, как Мухаммедом. Однако «более» здесь подразумевает период от смерти Моисея до момента, когда была написана последняя глава – вероятно, Иисусом Навином. И даже если Книга Второзакония, как полагают некоторые критики, была написана гораздо позже, она появилась за много столетий до Христа и не могла бы включать Его в это сравнение. Как отмечалось выше, Иисус стал совершенным исполнением указанного предначертания о грядущем Пророке. Одна из причин, почему здесь не могла бы идти речь о Мухаммеде, состоит в том, что грядущий Пророк подобен Моисею «по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать» (Вт. 34:11). Мухаммед, по его собственному признанию, не совершал знамений и чудес, в отличие от Моисея и Иисуса (Коран, суры 2:112/118; 3:179/183). И наконец, грядущего Пророка, подобно Моисею, Господь знает «лицом к лицу» (Вт. 34:10). Мухаммед же указывал, что своё откровение получил через ангела (см. Коран, суры 25:34/32; 17:106/105). Иисус, как и Моисей, был прямым представителем Бога ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 9:15 ), общавшимся непосредственно с Богом (ср. Ин. 1:18; 12:49; 17 ). Таким образом, это пророчество не может относиться к Мухаммеду, как заявляют многие мусульмане.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010