75 Etherie. Journal des Voyages. Texte latin, introduction et traduction de Helene Petre. Paris, 1948. P. 175–177. 76 Janin R. Carrae//Dictionnaire d " Histoire et Geographie Ecdesiastique. T. 11. Paris, 1949. Col. 1123–1124. Феодорит. Церковная история. PG 82. Col. 1421–1422. Riccioti G. Julian the Apostate (перевод J. Costelloe). Milwaukee, 1960. P. 237. 78 Феодорит. История боголюбцев 28. PG 82. Col. 1488. Подробный анализ сочинения Феодорита см.: Festugiere A.J. Antioche pa " ienne et chretienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. Paris, 1959. Часть II. P. 245–403. 79 Современный Djebele, небольшой порт в 30 км к югу от Латтакии (Festugiere. Указ соч. Р. 292). 80 Феодорит. История боголюбцев 28. PG 82. Col. 1488A. По поводу обычая монахов «перепосвящать Богу» языческие капища см. Феодорит. Op. cit. PG 82. Col. 1417. Прп. Пахомий также сперва подвижничал в неком старинном храме Сераписа: De vitis Patris 5, 5, 24. PL 73. Col. 879–880. 87 Pargoire J. Acemetes//Dictionnaire d " Archeologie Chretienne et de Liturgie. Paris, 1924. T. I. P. 310. Vie dAlexandre lAcemete. PO (ed. Grafin R. – Nau F.). Paris, 1911. P. 654 и сл. 88 Феодорит. История боголюбцев 16. PG 82. Col. 1417 ВС; там же 28. PG 82. Col. 1488 А. Ср. также случай с пустынником Аммианом: там же 4. PG 82. Col. 1341 CD; Verba Seniorum 5, 12,3. PL 73. Col. 941 С. 89 Delehaye H. Saints et Reliquaires dApamee//Analecta Bollandiana 53 (1935). P. 226 и сл.; Феодорит. Церковная история 5, 21. PG 82. Col. 1244–1245. Соэомен. Церковная история 7, 15. PG 67. Col. 1457. 90 Rouzies U. Abraham Kidunaia//Dictionnaire d " Histoire et de Geographie Ecdesiastique. T. I. P. 175–177 (там же библиография). Lamy Th.J. Sancti Ephraemi Syri Hymni et Sermones. Malines, 1902. Т. III. Р. 750–836; Т. IV. Р. 1–84. Ефрем Сирин . Житие святого Авраама пустынника 4–9. PL 73. Col. 285–288. 92 Феодорит. Церковная история 4, 15. PG 82. Col. 1157 С – 1160 А. Позднее Протоген «был поставлен возделывать Карры, город пересохший, наполненный эллинскими терниями и требовавший большого трудолюбия». PG 82. Col. 1160 В.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Такова совершенная любовь ( 82, 56 ). Авва Агафон говорил: «Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня» ( 82, 57 ). Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь». Авва Агафон ( 82, 61 ). Повергающий себя перед Богом в разуме и повинующийся заповедям в смиренномудрии, достигает любви. Любовь вводит в бесстрастие ( 82, 144 ). Не делайте того, чем, по соображению вашему, оскорбится брат ваш ( 82, 179 ). Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» ( 1Кор. 13, 4 ), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум... Преподобный авва Исаия ( 82, 197 ). Некто спросил старца: «Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?» Старец ответил: «Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать» ( 82, 398 ). Старец сказал: «Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение» ( 82, 399 ). Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, пока не убедится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией. Изречения безымянных старцев ( 82, 405 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15, 13 ). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего. Преподобный Пимен Великий ( 82, 345–346 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Совершенство всего монашеского жительства заключается в том, что человек достигает страха Божия в духовном разуме и внутренний слух начнет внимать совести, направленной по воле Божией ( 82, 180 ). Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием ( 82, 184 ). Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести ( 82, 193 ). Страх Божий – хранитель и защитник души; он – страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя ( 82, 200–201 ). От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает добродетели ( 82, 202 ). Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце тебе. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, чтобы отлучить ее от Бога и овладеть ею ( 82, 206 ). Если тебя прославляют и ты с услаждением принимаешь похвалу, – нет в тебе страха Божия ( 82, 221 ). Если скажут о тебе что-нибудь несправедливое и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия ( 82, 221 ). Если ты посещаешь славных мира с намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия ( 82, 222 ). Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, насколько больше ты должен страшиться Бога, Который совершенно видит тайны сердца твоего ( 113, 109 ). Если ты последуешь водительству страха Божия, никакая страсть не сможет насильно владеть тобою ( 34, 80 ). Горе небоящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи и будут наказаны в этой и в будущей жизни ( 34, 195 ). Кто имеет страх Божий, тот в чистоте приносит плоды добродетели и отсекает ветви зла ( 34, 115 ). Источник всех добродетелей – страх Божий ( 34, 115 ). Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели. Преподобный авва Исаия ( 34, 180 ). Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании. Преподобный Пимен Великий ( 82, 335 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Люби больше молчать, чем говорить. От молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность ( 82, 151 ). Когда понадобится говорить одному с другим, поговорите со смирением и благоговением, как подобает в присутствии Бога, непрестанно со присутствующего нам; поговорите, сокращая беседу насколько возможно ( 182, 163 ). Если некоторые заговорят при тебе о таких греховных помышлениях, которые борют тебя, то уклонись и не слушай разговора, который может усилить твою брань ( 82, 166 ). Хранение уст пробуждает мысль о Боге, многословие бывает причиной уныния и раздражительности ( 82, 202 ). Склонность к спорам и распрям низвращает все здание добродетелей, наводит помрачение на душу, закрывает от нее свет Евангельских заповедей... За этой страстью следуют разные виды греха: отвержение терпения, увлечение тщеславием... Что бы ни представляла праведным и божественным склонность к спорам, она представляет ложно ( 82, 216 ). Расположение к спорам и распрям рождается от следующих пороков: от пустословия, от изощренного многословия, от лицемерного слова, произносимого с целью человекоугодия, от дерзости, от двуличия, от желания настоять на своем. Этими пороками беспощадно низвращается душа, от них она делается бесплодной ( 82, 217 ). Если при разговоре с братиями ты желаешь, чтобы твое слово взяло верх над словами других – нет в тебе страха Божия. Преподобный авва Исаия ( 82, 221–222 ). Не возносись гордостью, не возглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может остаться чистым от греха ( 82, 25–26 ). Муж мудрый не спешит говорить, но рассуждает, о чем следует сказать и что выслушать. Напротив, не воспитанный в истине не останавливается и перед разглашением доверенных ему тайн. Преподобный Антоний Великий ( 82, 27 ). Авва Макарий Великий говаривал, когда распускал собрания: «Убегайте, братия». Один из старцев спросил: «Отец! куда нам бежать дальше этой пустыни?» Макарий положил перст на свои уста и сказал: «Этого убегайте!» Преподобный Макарий Великий ( 82, 309 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Родина о. Иоанна – село Суры. Скажу о нем несколько слов. Еще верст за пять до реки Суры, ври выходе из одного из поворотов реки, развертывается красивая панорама родины отца Иоанна. Село построено при впадении реки Суры в Пинегу, на возвышенности, господствующей над всею окрестностью. Оно невелико, и многие из крестьянских изб свидетельствуют о бедности его жителей; но есть и хорошие, красивые избы. Храмов, до построения нового, было два, но из них теплая церковь , существующая уже двести лет, пришла в крайнюю ветхость, так что служба в ней в непродолжительном времени должна была прекратиться; зато холодная, поновленная заботами отца Иоанна, может еще служить немалое время. Но все эти три храма, особенно, вновь созданный отцом Иоанном и холодный, своей причудливой архитектурой придают всей местности весьма живописный вид. С юго-западной стороны, где протекает река Сура, тянется длинная полоса земли, замыкающаяся возвышением, на котором раскинут лес. С южной, на самой окраине горизонта, покрытый дымкою тумана, тянется другой лес, теряющийся в отдалении. На далеком расстоянии по этому пространству змеится речка Сура, сверкая своими струями на ярко-сияющем солнце. Там и сям работают крестьяне, плетется телега, бегают дети. Теперь здесь есть дом сестры отца Иоанна. Дом этот, в сущности, такая же крестьянская изба по своему устройству, как и прочие избы, но гораздо выше, обширнее и поместительнее последних. Я сказал, что в Суре две древних деревянных церкви Николаевская и Введенская, из которых одной более 300 лет, а другой около 200 лет. В этпх церквах отец Иоанн еще ребенком молился и развивал тот религиозный дух, который во всей силе проявился в настоящее время. Только что освященная отцом Иоанном и выстроенная на его средства новая церковь находится на холме, с которого открывается живописный вид на окрестности. На постройку ее вчерне уже израсходовано более 50 тысяч рублей я, кроме того, прислано утвари и облачений и проч. более чем на 50 тысяч рублей. Иконы писаны художником Журавлевым по заказу одного высокопоставленного лица и обошлись в 12 тысяч рублей; словом, новый храм окажется богатейшим из сельских храмов во всей епархии. Замечательно, что он возник почти из крох, потом уже всякий по силе возможности, – от лиц высокопоставленных до последнего бедняка, – вносил свою лепту на доброе дело. Первые шаги о. Иоанна Кронштадтского

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первый тост был провозглашен хозяином, о. Иоанном, за здравие Государя Императора и всей Царствующей Семьи – ответом было громкое, единодушное «ура!» присутствующих за обедом и народа, стоящего кругом здания читальни и у открытых окон. Здравицы преосвященнейшему митрополиту С. петербургскому Антонию, епископу Архангельскому Иоанникию были предложены о. Иоанном, на это присутствующие гости и монахини с хор ответили троекратно пропетым многолетием. Многими из присутствующих провозглашались тосты и речи, посвященные дорогому хозяину о. Иоанну, благодетелю родины, устроителю женской общины, устроителю великолепных местных храмов, школ и других местных благотворительных учреждений. Из речей, посвященных о. Иоанну, отличалось особой глубиной мысли и поэтической формой стихотворение – поэма, игуменьи Леушинского женского монастыря м. Таисии, в которой она рисует великую личность о. Иоанна, его дивные дела на славу Божию и на пользу человечества. Речь местного священника о. Александра, наилучше выражающую глубокую благодарность Сурян своему великому земляку о. Иоанну, приводим дословно. «Дорогой батюшка! Позвольте мне, как одному из участников сегодняшнего церковного торжества, поздравить, а вместе с тем, и благодарить вас за устройство и освящение Сурской женской обители. День этот, день освящения и открытия обители, навсегда останется знаменательным и историческим днем в Сурских церковных летописях. В этот день, так сказать, дано новое направление религиозно-нравственному и экономическому развитию Суры. Девять лет тому назад вы, дорогой батюшка, впервые послужили нравственному и материальному поднятию дорогой для вашего сердца Суры. В слове своем на освящении Сурского приходского храма вы, батюшка, ярко и правдиво описали нравственное и материальное состояние Суры. Вы сказали, что с крайним прискорбием заметили, что многие из Сурян находятся в полном невежестве и нищете – ходят темными полуголодными нищими, оборванными, вам жаль стало их, и вот ваше любвеобильнейшее сердце сказалось – вы пришли им на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

23 июня 1900. По пути из Суры Досточтимая Матушка Таисия! Храни тебя благое Провидение! 11-го Июня имел радость встретить свой пароход «Св. Николай» на большой воде 861 . Радости не было конца. Радость увеличена добрыми друзьями Лопаревым и Неворотиным – лесопромышленником. Получил твое письмо; спасибо за все известия и советы. В Архангельск отправлюсь теперь, побываю у Владыки 862 . Потом поспешу к вам, мои друзья 863 . Прощай, Мать и все сестры о Христе. Протоиерей Иоанн Сергиев. 28 Июня 1900 г. 864 Монахине Варваре (Ивановской). 24 июня 1900. Холмогоры Дорогая Матушка Варвара! Дорогие сестры во Христе! Мир вам и благословение Божие. Пишу вам первое письмо из Холмогор. Опишу вам, как мы плыли из Суры до Холмогор. Вам уже сообщено, вероятно, нашими соплавателями до Верколы, по скольку часов мы стояли на мелях, не доходя до Лавелы, и потом, прошедши немного Лавелу, пред деревнею Репище, – и с какими неимоверными усилиями снялись с мели: от 5-ти до 6-ти часов пытались сняться с песков; хорошо еще, что не на камнях стояли. Но что было бы, если бы мы позже одним днем отправились из Суры? – Мы совсем бы остались на суше. Потом отплыли верст пятнадцать от Верколы, пароход наскочил на большой камень – так что пароход на бок подался, а к ночи на дне парохода оказалось много воды, которую пришлось отливать ведрами, и – забивать проломы пробками с паклей. Вот сколько бед мы натерпелись! Да и потом до самого города садились не раз на мель. Какая вероломная река Пинега! Никогда на нее надеяться нельзя 865 . Теперь, слава Богу, мы на большой воде. Дай Бог безопасный и благонадежный путь вперед. Но как вы начинаете свою монашескую жизнь? Весело ли поете Богу, молитесь, трудитесь? Не забывайте, что ради вечной жизни на небесах вы стали монахинями и подвижницами. Так подвизайтесь, чтобы достигнуть вечного блаженства. Тако тпецыте, да постигнете 866 . Прибыв в Архангельск, будем просить Владыку о ходатайстве переименования общины в обитель и о даровании вам постоянного священника 867 . Это необходимо. Матушка Таисия здорова по-стариковски, бодра, весела; все трудится, пишет бумаги: спасибо ей, труженице непрестанной 868 . Пишу пред обедней, которую буду служить в Холмогорском женском монастыре 24 июня, в субботу. Сегодня же, в субботу, отправимся в Архангельск. Прощайте и молитесь за нас; мы – за вас 869 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf ГОРДОСТЬ Гордость – отвержение Бога Горе гордым, ибо участь их с диаволом-отступником. Преподобный авва Исаия ( 34, 195 ). Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю. Смирение и кротость возносят человека с земли на Небо ( 82, 14 ). Гордость сердца ненавистна Богу, Ангелам и Святым Его. Имеющий в себе гордость – причастник диаволу. По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли возмутились бездны, пришли в смятение Ангелы и претворились в демонов. Прогневан гордостью Всемогущий: повелел Он бездне низвергнуть из себя огонь, и огненному морю вскипеть огненным волнением. По причине гордости Он учредил ад и мучения. По причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол за гордость сердца своего. По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий ( 82, 6 ). Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостней всех-гордость сердца ( 82, 19 ). Не считай себя мудрым: иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих ( 82, 23 ). Не возносись гордостью, не провозглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может пребыть чистым от греха ( 82, 25–26 ). Чада мои, нет нечестия, которое было бы выше того, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним. Преподобный Антоний Великий ( 82, 26 ). Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам демонам, но это ощущение извратилось: мы преклонили голову перед демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостью нашей мы делаем Бога нашим врагом. Авва Исаия ( 82, 173–174 ). Что может грех там, где есть покаяние? Как можно преуспеть в любви там, где есть гордыня? Иоанн, игумен в Раифе ( 82, 297 ). Когда придет тебе помышление гордости или превозношения, исследуй совесть свою, сохраняешь ли ты все Божественные заповеди? Любишь ли врагов твоих? Радуешься ли когда возвышается и прославляется человек, действующий против тебя? Огорчает ли тебя унижение? Признаешь ли себя рабом неключимым? Признаешь ли себя грешнейшим всех грешников? Если же, в противоположность этому, ты находишься в таком настроении, что готов всех учить и исправлять, то знай, что это настроение духа разрушает все твои добродетели ( 82, 396 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Умоляю тебя: пока находишься в теле, не оставляй ни на минуту сердца твоего без хранения. До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем и неизвестно ему, когда и какая страсть восстанет. По этой причине он, пока дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над своим сердцем; он должен непрестанно взывать к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании ( 82, 145 ). Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о гибели твоей. Не вознеради, не попирай твоей совести, не верь себе, что ты достиг чего нибудь, угодного Богу: ты находишься еще в стране врагов ( 82, 218 ). Человек, пока находится в теле, никак не должен и не может доверять себе. Он не способен к неизменяемости. Необходимо ему пребывать в непрерывающемся подвиге ( 82, 222 ). Брат! Ежедневно рассматривай себя и раскрывай сердце твое перед Богом, чтобы познать невидимые силы, живущие в сердце твоем. Нет ли в нем негодования или ненависти на брата, зависти, презрения к нему, не уничижаешь ли и не осуждаешь ли его за недостатки, которые представляются тебе в нем. Если найдешь такой яд в сердце твоем, то знай, что зараженное им, оно не может угождать Богу ( 82, 233 ). Кто страшится геенны, тот да извергает из сердца все виды злобы, чтобы не пало на него от Господа грозное отвержение. Брат! Внимай сердцу твоему, бодрствуй над ним, потому что неимоверная злоба врагов соединена с их неимоверным коварством... ( 82, 233–234 ). Нет ничего, принадлежащего этому миру, что могло бы отлучить от любви Божией тех, которые возлюбили Бога всем сердцем и внимают себе. Внимай же себе, чтобы не вкралось в тебя что-либо враждебное и не отвлекло от любви к Богу... Преподобный авва Исаия ( 82, 234 ). Нужно готовиться к напасти заранее, чтобы оказаться искусным, когда она придет. Авва Иперкий ( 82, 283 ). Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Изречения безымянных старцев ( 82, 394 ). Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего. Авва Моисей ( 82, 314 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называют монашество ( 112, 3 ). Монастырь есть нравственная лечебница. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 7–8 ). Отречение от мира Ненавидь все мирское и удаляй его от себя. Будь уверен, что оно изгоняет нас от лица Божия на далекое расстояние ( 82, 33 ). Не подражай тем, которые пристрастились к наслаждениям мира сего, потому что они никогда не преуспеют. Но подражай тем, которые скитались в горах и пустынях ради Бога, и осенит тебя сила свыше. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Человеческое покровительство уничтожает все духовное достоинство в монахе и делает его бесплодным, если он возложит упование на это покровительство. Изречения безымянных старцев ( 82, 388 ). Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основано все монашеское жительство. Авва Даниил ( 82, 95 ). Плотским обозначается все вещественное. Любящий вещество любит преткновения и скорби. Если нам случится утратить что-либо вещественное, утрату должно принимать с радостью и исповедовать, что она избавила нас от попечения. Авва Евпрений ( 82, 122 ). Возненавидь все мирское и самый телесный покой, потому что они делают тебя врагом Божиим. Как воин, имеющий противника, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, не позволяя ему нежиться и расслабляться от излишнего успокоения ( 82, 146 ). Когда ум освободится от всякого упования на суетный мир, это служит признаком, что грех умер в душе ( 82, 191 ). Если ты оставил все, принадлежащее суетному миру, то блюдись от беса, наводящего печаль от избранной тобой великой нищеты и соединенного с нею скорбного положения, исполненного лишений. Если будешь побежден печалью, то не сможешь достичь великих добродетелей. Эти великие добродетели заключаются в том, чтобы не ценить себя, чтобы благодушно переносить укоризну и радоваться тому, что тебя считают неспособным ни к какому делу и занятию суетного мира ( 82, 194–195 ). Непрестанно устремляй помышления к Богу, и Он сохранит тебя. Не возлагай никакой надежды на преходящий мир, чтобы она не погубила тебя: уходя с земли, оставишь все, принадлежащее миру, сделанное же ради Бога будет сопутствовать тебе и помогать во время нужды ( 82, 199 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010