В документе отмечается также, что в сообщении Экзархата от 18 октября в искаженном виде приводятся постановления Священного Синода Русской Православной Церкви — в частности, Синоду приписывается решение не учитывать дисциплинарные прещения, налагаемые главой Экзархата. В действительности Священный Синод 24 декабря 2004 года постановил «признать необоснованными и недействительными канонические прещения, налагаемые на клириков лишь за открыто исповедуемое ими желание следовать линии Преосвященного митрополита Евлогия, заявлявшего о своем намерении вернуться в юрисдикцию Русской Православной Церкви, как только восстановятся нормальные условия ее жизни, и делом подтвердившего истинность своих слов». Таким образом, отмечает пресс-служба, речь идет не о дисциплинарных решениях вообще, но лишь о тех, что приняты на указанных основаниях. Данное «решение Священного Синода следует рассматривать в тесной связи с тем фактом, что каноническое положение приходов Экзархата, до сего дня не имеющих законного разрешения Священноначалия Русской Православной Церкви на переход в Константинопольский Патриархат, фактически еще не урегулировано». Пресс-служба вновь подчеркивает, что принятые в Экзархат клирики Сурожской епархии никогда не были законным образом отпущены из своей епархии. «В отношении же самого епископа Василия (Осборна) можно лишь отметить, что руководство Экзархата прибегает к спорной и недостаточно обоснованной теории о правах Константинопольского Патриархата, которую не разделяет вся полнота Православной Церкви. Этот вопрос подлежит обсуждению на высшем иерархическом уровне Константинопольского и Московского Патриархата». Наконец, пресс-служба прокомментировала принятие в Экзархат священника Мирона Богуцкого, в 1993 году запрещенного в священнослужении  архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием и перешедшим в раскольничий «Киевский патриархат». Пресс-служба указывает, что в соответствии с церковными нормами священнику Богуцкому следовало обратиться к Священноначалию Церкви, от которой он откололся, дабы урегулировать свое каноническое состояние.

http://patriarchia.ru/db/text/154006.htm...

1340 Баранов И.А., Майко В.В. Указ. соч. – С. 86, рис. 2,7. На участке куртины XV обнаружена прямоугольная архитектурная деталь из сланца, на которой процарапана «звезда Давида» и тамгообразный знак, но находка относится к слоям X –XI вв. и, видимо, не имеет связи с предшествующим сооружением (Фарбей О.М. Iyдaiзм на mлi peлiriйhoi ситуаци у Nibдehho-Cxiдhiй Tabpuцi VIII–X ст.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – С. 377). 1346 Тортика A.A. Экологическая возможная численность кочевого населения Великой Болгарии (Старой Болгарии, Болгарии Кубрата) – вторая-третья четверть VII в. н.э.//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 250–251. 1347 Труды В.Г. Васильевского . Т. 3: Русско-византийские исследования. Жития св. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. – Пг., 1915. – C. CCXXXXVII, 86. 25–26; гл. 16. У нас нет оснований утверждать, что поздний славянский компилятор располагал достоверным источником, но и нет оснований отрицать это (ср.: Цукерман К. Два этапа формирования древнерусского государства//Apxeoлoriя. – 2003. – – С. 79). 1348 Труды В.Г. Васильевского . Т. 3. – С. 73–74, гл. 2; С. 84, гл. 13; Ю.М. Могаричев дает неверный перевод: «архиепископский престол» и, невзирая на сведения источника, отодвигает возникновение Сугдейской епархии ко времени около 750 г. (Могаричев Ю.М. Крымская агиография как отражение изменений в политической и церковной структуре Таврики иконоборческого периода//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2003. – Вып. 13. – С. 262,264–265); ср.: Бертье-Делагард Α.Λ. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. – С. 42–43, 50; Якобсон Λ-Λ. Раннесредневековый Херсонес. – С. 40; Артамонов М.И. История хазар. – С. 253; Гадло A.B. Византийские свидетельства о Зихской епархии... – С. 100; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 206. 1349 Le synaxaire armenien de Ter Israel//Patrologiae Orientalis. – Paris, 1930. – Vol. 21. – P. 867. 1350 Ср.: DarrouzesJ.A.A. Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae.– Paris, 1981. – Notitiae 1, N 64, p. 31, note 3; p. 206; Notitiae 2, N 68, p. 218; Notitiae 3, N 84, p. 232; Notitiae 4, N 69, p. 266

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он на этой земле отстаивал христианство — интервью с архиепископом керченским Анатолием (Кузнецовым) о митрополите Сурожском Антонии Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения ‘Верую’ владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: ‘Владыка, прости меня!’ Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. 2 августа, 2013 Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения ‘Верую’ владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: ‘Владыка, прости меня!’ Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. Одним из первых среди тех, кто долгие годы был рядом с митрополитом Сурожским Антонием, следует назвать его первого викария — архиепископа Керченского Анатолия. Однако на протяжении десяти лет после кончины митрополита Антония, несмотря на сохраняющееся внимание к его наследию, воспоминания викария так и не были записаны. Редакция «ЦВ» восполняет этот пробел и публикует воспоминания архиепископа Анатолия. Это тем более ценно и значимо, если помнить о последней воле митрополита Антония, который просил своего викария и после своей смерти продолжить служение в Сурожской епархии. Об этом митрополит Антоний написал и в последнем письме-завещании Патриарху Алексию II. — Ваше Высокопреосвященство, многие читали биографию митрополита Антония, в том числе и прекрасные автобиографические заметки, но кажется, что еще многое можно добавить к его духовному портрету. — Давайте посмотрим, как владыка сам говорил о своей жизни, о созданной им епархии, ведь мы можем ошибаться в наших оценках. Владыку многие знали, о нем писали и пишут, и каждый его оценивает и подходит к нему со своей точки зрения. Проповеди владыки, его воспоминания и дела сами говорят за себя. Недавно я перечитал один из старых номеров «Соборного листка», в котором было опубликовано выступление владыки перед русской верующей общественностью, произнесенное в зале собора в январе 1998 года. Тогда община переживала «кризис роста» из-за большого наплыва русскоязычных прихожан, начавшегося в 1990-е годы. В этом выступлении очень последовательно владыкой изложены события, происходившие в его жизни, начиная с юных лет и до последнего времени. Ведь этого многие просто не знают.

http://pravmir.ru/on-na-etoj-zemle-otsta...

Иеромонах Димирий (Першин) выступил перед курсантами колледжа полиции с лекцией о моральном облике полицейского 24 октября, 2012. Новостная служба В ходе лекции были затронуты вопросы противодействия употреблению алкоголя, табака и других психо-активных веществ, морально-нравственного облика семьи в современных условиях, а также профилактика суицидов в образовательных учреждениях. 24 октября. ПРАВМИР. Вчера председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете города Москвы иеромонах Димитрий (Першин) выступил с лекцией о профилактике вредных привычек и моральном облике сотрудников полиции в московском ГБОУ СПО колледже полиции. Около трехсот курсантов 1-4 курсов присутствовали на лекции. В ходе лекции были затронуты вопросы противодействия употреблению алкоголя, табака и других психо-активных веществ в том числе «энергетических» напитков, морально-нравственного облика семьи в современных условиях, а также профилактика суицидов в образовательных учреждениях. После выступления иеоромонаха Димитрия (Першина) и заместителя директора по воспитательной работе колледжа О.И. Гречишникова был показан документальный фильм «Прикосновение» о жизни и духовном становлении митрополита Сурожского Антония. После просмотра фильма отец Димитрий обратился к присутствующим с пастырским словом, в котором, в частности, сказал: «В нашем мире есть соблазны, возможности сделать то, что потом нельзя исправить. Постарайтесь не спешить, остановиться, вспомнить о достойных примерах из жизни и остаться людьми». Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/ieromonax-dimirij-pers...

— Когда мы вели переговоры с Московским Патриархатом, мы фактически эту тему оставили на будущее, зная, что сейчас есть опасность сломать какие-то устои, которые существуют многие десятилетия. Мы должны относиться к Церкви как к живому организму. Я понимаю, что есть священники Московского Патриархата, которые меня не очень хотят видеть на пороге своих приходов, и наоборот. В прошлом были разные трудности, мы долгие годы жили в ситуации противостояния. И, конечно, последствия этой борьбы не сразу исчезают. Мы должны по-человечески считаться с этим. Я думаю, что проблема дублирующихся епархий и приходов — вопрос времени. Уже в прошлом году мы сделали удачный эксперимент. Это было совместное пастырское совещание священнослужителей двух наших епархий в Германии. И оно прошло, по моим ощущениям и по мнению наших священников, очень удачно. Все довольны и ждут следующего совещания. Мы видим, что у нас общие проблемы. Нас фактически ничего не разделяет. Священники нашей епархии видели, как мы общаемся с архиепископом Феофаном, управляющим Берлинской епархией Московского Патриархата, что это — естественное общение. Нам надо совместно сконцентрировать наши силы. Пусть один священник идет в тюрьму, а другой в больницу. Какой смысл, когда священники двух юрисдикций будут конкурировать друг с другом? Сейчас в Германии проживает очень много русскоязычных и православных граждан, и силами двух епархий мы сможем охватить всех. Для каждого дело найдется. — Подобная ситуация, насколько я понимаю, складывается и в Великобритании. Там тоже эта параллельность, видимо, будет какое-то время сохраняться. Возможны ли какие-то контакты не только с Сурожской епархией , но и с той церковной группировкой, которая отошла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата , во главе с епископом Василием (Осборном) ? Здесь возможен какой-то братский диалог? — Я думаю, в Англии эти раны пока еще слишком свежие. Здесь, в континентальной Европе, ситуация несколько мягче и легче, хотя трудности все равно имеют место. В Великобритании налицо сочетание старой русской эмиграции, которая стремится к Русской Православной Церкви, и европейцев, принявших Православие, людей новообращенных, которые мечтают о так называемом европейском православии в юрисдикции Константинополя.

http://patriarchia.ru/db/text/437706.htm...

Последняя тема была продолжена человеком, которому читатели митрополита Антония обязаны возможностью знакомиться с его трудами. Руководитель фонда " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " , переводчик и издатель его трудов Елена Майданович сообщила об обширной издательской деятельности фонда, о растущей востребованности его книг, об обеспечении этими книгами пенитенциарных учреждений в России. Она отметила также, что многие беседы еще не опубликованы, а тексты на немецком, французском и других языках, которыми также пользовался митрополит Антоний, еще не найдены и ждут своих переводчиков. К 100-летию митрополита Антония поставлена задача подготовить его подробное жизнеописание, а также издать сборник памяти его духовного отца – архимандрита Афанасия (Нечаева). Оживленную дискуссию вызвало сообщение известного библеиста Анны Шмаиной-Великановой (РГГУ, Москва) " Насилие и жертва в богословии владыки Антония " . Изложив еще неопубликованный доклад пастыря на эту тему, докладчица обратила внимание на " двойственность насилия " как отправную точку его размышлений: насилие можно понимать не только как " нарушение целостности " в широком смысле, но и как насилие над внутренним " ветхим человеком " для каждого христианина. Филолог-славист Аврил Пайман (Великобритания) много лет была духовной дочерью митрополита Антония. Она предложила посмотреть на фигуру пастыря с неожиданной стороны: по ее словам, в разных странах, в том числе – в Англии и в России он воспринимался как иностранец. Так, немногие знают, что по прибытии в Англию в 1949 г. молодой православный священник, лояльный к Московской патриархии, считался " агентом СССР " , а после совершенного им богослужения в храме всякий раз переосвящали алтарь. Однако это не помешало будущему митрополиту создать из " маленького, как будто доживающего свой век " прихода целую православную епархию, " открытую всем, где каждый мог найти Бога и выразить свою веру на любом языке " . " Иностранцем " оказался митрополит Антоний и в горячо любимой им России, где в церковных кругах его ценили, прежде всего, " за хозяйственные успехи " (создание епархии), как сам он говорил. Несмотря на это, а также на неприятие многими в России его богословия и даже " обвинения в ереси " , митрополит Антоний " сумел сохранить нравственную независимость и во многих случаях установить личные дружеские отношения с иерархами в России " , вспоминала А.Пайман. Упомянув о нестроениях в Сурожской епархии в последние годы жизни архиерея, когда, по ее словам, новые прихожане из России стремились превратить храм в " национальный клуб " , не принимая " манеру служить " митрополита Антония, докладчица отметила, что он оказался " иностранцем " в созданном им доме. Последнее пристанище митрополит Антоний, желавший быть похороненным в России, также нашел в Англии, на " неправославном " кладбище, рядом с матерью и бабушкой. " Он так и закончил свою жизнь чужестранцем " , – – завершила А.Пайман.

http://religare.ru/2_68063.html

См.: Тиханова М. А. Дорос-Феодоро в истории средневекового Крыма: Материалы по археологии Юго-Западного Крыма (Херсонес, Мангуп). М.-Л., 1953 (Материалы и исследования по археологии СССР. 34). С. 319–333; Тиханова М. А. Базилика//Там же. С. 334–389. Существует обширная литература о локализации, размерах, системе укреплений страны Дори, см.: Соломоник Э. И., Домбровский О. И. О локализации страны Дори: Археол. исслед. средневекового Крыма. Киев, 1968. С. 11–44. См.: Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 3. 37.2 — Р Cotz…rwn? C. 242. Кроме названных выше работ В. Г. Васильевского и А. А. Васильева, см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 193–202, 252–258; Плетнева С. А. Хазары. М., 1986, а также Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X вв. по Р. Х. М., 1908 (Памятники христианского Херсонеса. Вып. 3). С. 30–42. См.: Дружинина Е. И. Северное Причерноморье 1775–1800 гг. М., 1959. С. 57–58; Darrouzus J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981. Notitia 18. ? 86. С. 407; Notitia 19. 93. С. 413; Notitia 20. 46. С. 417; Notitia 21. 70. С. 420. См.: Васильевский В. Г. Житие Стефана Сурожского//Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3. Исследование — С. CXLII–CCLXXXVIII. Тексты — С. 72–98. О заметках на страницах Синаксаря, хранящегося в библиотеке на о. Халки, см.: Marias I. Nistozopoulon H eu Taurikh Cerson»sw polis Sougdaia. Afhnai, 1965; русский перевод записей: Антонин (Капустин), архим. Заметки XII–XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре//Зап. Одес. общества истории и древностей. 1863. Т. 5. С. 595–628. Об истории Судака в византийскую эпоху см.: Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. 2-е изд. Киев, 1914. С. 69–75, 88–95, 103–113; Дорогой тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму. Симферополь, 1966. С. 151–154. См.: Кулаковский Ю. А. К истории Готской епархии (в Крыму) в VIII в.: Экскурс: Где находились Фуллы? С. 194–202; Веймарн Е. В. О двух неясных вопросах средневековья юго-западного Крыма. Ч. 1: О Чуфут-Кале и Фуллах//Археол. исслед. юго-западного Крыма. Киев, 1968. С. 45–77.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Я думаю, что вопрос должен решаться очень строго, не «пользой Церкви» – в кавычках, то есть тем, что сейчас требуется, а тем, какие люди нам нужны для того, чтобы быть свидетелями Евангелия, свидетелями Христа, проповедниками Истины и Жизни другим людям. Такие люди могли бы на основании своего опыта, долгого ожидания, если нужно, прочувствовать, продумать свое положение и иметь через это человеческую мудрость, человеческий опыт, которые им позволяют и других вести по пути, который Бог им определил, а не церковная организация. Я знаю, что мои слова не встретят большого сочувствия среди многих, но это мои убеждения. Я здесь строил епархию, сейчас у нас двадцать шесть священников и диаконов, и я ни одного человека не рукополагал раньше, чем сам был уверен и другие бывали уверены в том, что настало время. Я никогда не рукополагал никого, о ком прихожане мне не говорили: «Почему ты его не ставишь диаконом и священником? Мы к нему готовы на исповедь идти, учиться у него, быть под его руководством». Если и церковная община, и сам человек, и его жена созревают до какого-то момента, когда они могут сказать: «Да, время настало», – тогда я делаю первый шаг и его рукополагаю. И я благодарю Бога, что ни одного человека я не подтолкнул к священству, когда он еще горел юношеским пламенем, а не светился зрелым светом. – Вы к проповедям как-то специально готовитесь? 12 – В течение моего священства это менялось. Вначале я вслух читал отрывки из старца Силуана. Затем, кроме этого, я готовил проповеди письменно – не текст, а заглавия и цитаты выписывал. Потом я перестал это делать. А теперь, за последние, вероятно, лет двадцать пять, я себе положил за правило не читать заранее Евангелие, которое будет читаться в храме. Все эти чтения, разумеется, я почти наизусть знаю все равно, так что это не то что совсем неизвестное вдруг благовестие. Но я стараюсь читать его вслух народу, потом продолжать служить Литургию и дать этому тексту дойти глубоко до меня. Опыт показывает, что каждый раз евангельское слово рождает какой-то ответ. И я тогда просто выхожу на проповедь и говорю: мы читали то-то, вот что я хочу вам сказать об этом, – именно то, что со мной родилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

- Как получилось, что вы стали снимать фильм про митрополита Сурожского Антония? - Впервые я владыку Антония снимала в 1990 году, но не предполагала, что из этого может выйти фильм. Я тогда делала фильм о петербургских кладбищах, и весь мой огромный накопленный материал как-то не складывался, рассыпался в руках. Собиралась некая «горизонталь» фактов - причем отрицательных, страшных, - а духовной «вертикали» не было. И когда я приехала в Лондон в гости к своей английской подруге, я попросила владыку Антония поговорить о смерти, о том, что представляет собой христианский обряд погребения. Неожиданно для меня он сказал: «А вы знаете, меня очень интересует тема смерти». И он дал мне большое интервью и задал ту самую «вертикаль», которая определила успех этого фильма. Он сказал тогда, что могила - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут воскресения. Подруга увидела интервью и первая загорелась идеей фильма. «Ты должна снять про него фильм!» - «Кто, я? Про владыку Антония? Да он же монах! Он никогда не согласится!» Его и в самом деле до меня никто не снимал. Но подруга была настойчива… - И как вы обратились к владыке со своим предложением? - Сказала, что хочу снимать фильм о русском зарубежье. И он предложил поснимать его епархию. Я ответила, что снимать епархию без него невозможно, но он настоял: «Сначала о епархии»… - Как вам удалось снять свой первый фильм о владыке в 1993 году, в эпоху развала отечественного кинематографа? - Чудом. Мы собрались в Англию со старой кинокамерой и без единого метра пленки. Потому что тогдашняя отечественная пленка была стопроцентно бракованной. Мы решили сложить все свои командировочные деньги и купить там, в Англии, немножко качественной пленки. Мы понимали, что хорошо бы еще купить видеокамеру, но это для нас было невозможно. Но кто-то где-то сказал, что мне нужна видеокамера, и за день до отлета мне позвонил совершенно незнакомый человек. Он спросил: «Вы едете снимать владыку Антония, и вам нужна видеокамера?» Я ответила: «Нужна». Он сказал: «Мы вам дадим видеокамеру». - «На каких условиях?» - «Ни на каких. Ради владыки»… По возвращении в Россию все оказалось еще сложнее. Тогда начался развал всей советской системы, деньги обесценились, и было не на что даже проявить пленку. Начальство просто сказало: «Закрывайте фильм». Но одна подруга повела меня к своему духовнику, отцу Василию Лесняку, чтобы просить у него благословения обратиться к какому-то богатому человеку из прихода. Отец Василий долго смотрел наши материалы, потом встал, подошел к шкафчику, достал конверт и произнес: «Вот, тут миллион. Мне принесли на ремонт храма». Я затрясла головой, даже слова вымолвить не могла. Но он сказал строго: «Я не вам это даю, а владыке Антонию!»… Так мы закончили наш первый фильм «Встреча».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/20...

Понятно, особенностью такого богослужебного быта, если можно так сказать. Поэтому я вот сейчас признаюсь, я, конечно, хоть в отпуске, но я воскресные и субботние дни старался быть у себя в епархии, чтобы служить, ну а так, если не получалось, то я просто приходил в храм ближайший, к дружественным священникам, и там причащался, но, естественно, молясь за богослужением в шкафчике. А иерейским чином вы часто служите? Иерейским довольно часто, но все зависит от… сам я люблю иерейский чин, я так стараюсь в соборе раннюю литургию, вот завтра у меня будет такая как раз литургия. Но вообще зависит чин от желания «заказчика», простите, я имею в виду, что я на приход еду и спрашиваю настоятелей, они меня приглашают: вот как ты хочешь? Ну, давай так вот. Обычно они хотят, чтобы все было полным чином, чтобы все было торжественно. Владыка, я, когда к нашей встрече готовился, прочитал, что вы как-то, отвечая на вопрос, как вы пришли к вере, вы сказали, что вы всегда отвечаете по-разному. Это с чем связано: с тем, что вам вопросы эти надоели, или здесь есть какой-то особый смысл в этих ответах по-разному? На самом деле я не понимаю, как пришел к вере, поэтому приходится выдумывать каждый раз. Есть несколько стандартных историй, которые я так или иначе микширую. Потому что вы же, думаю, согласитесь со мной, что это такой глубокий и очень интимный процесс, и зачастую мы сами не понимаем, как так произошло. И если бы возможно было об этом говорить в таких четких, если угодно, определенных терминах, то тогда этот опыт можно было бы воспроизвести, а он невоспроизводим. Поэтому мы всегда немножко не то чтобы лукавим, но… Но невоспроизводим — вы имеете в виду, тут в вас заговорил ученый и, наверное, образование ваше светское в том смысле: невоспроизводим как эксперимент, да, вы имеете в виду? Да, да. Владыка, а вот если вспомнить, допустим, тезис о встрече с Христом, который митрополит Антоний Сурожский очень любил. Вы можете вспомнить, если я так переформулирую вопрос: я до сих пор иду, еще как-то не пришел. А вот когда вы ощутили, что вы встретились с Христом, вы можете вспомнить?

http://foma.ru/chego-boitsja-arhierej-ko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010