IV, V и VI. Сурожская, Фулльская и Боспорская К оглавлению IV. Сурожская епархия Когда именно положено начало епархии Сурожской, или Сугдайской, определенно не известно. Но можно думать, что жители Судака и окрестных его поселений с давних пор более или менее были просвещены христианством. К такой мысли ведут частию смежность этих мест с епархиею Готскою, частию их положение на берегу Черного моря, где они, подобно другим южным поселениям Крыма, должны были находиться в постоянных сношениях с производившими здесь торговлю греками-христианами; а еще более то, что в четвертом веке, когда на Крымский полуостров приходили от Церкви Иерусалимской несколько миссионеров для распространения Евангелия и когда точно утвердилось оно в стране Херсонской, все эти места до самой Феодосии и далее находились под властию Херсонеса . Известно, наконец, что не только в уставе Льва Премудрого епархия Сугдайская считалась в числе архиепископий , но и в осьмом столетии святой Стефан исповедник носил имя архиепископа Сурожского, как видно из жития его, существующего на славянском языке во многих древних списках, из коих сокращено оно и для печатной нашей Чети-Минеи . Впрочем, из всех иерархов Сурожской епархии, бывших до половины X в., сохранилась память только о трех, и сохранилась почти единственно в помянутом нами житии святого Стефана. О первом иерархе говорится здесь только мимоходом — то, что по смерти его сурожане пришли в Царьград к тамошнему патриарху Герману (управлял паствою с 715 по 730 г.) просить себе нового епископа. Вторым, вследствие этой просьбы, послан был к ним от патриарха Германа святой Стефан, родом каппадокиянин, пастырь ревностнейший по вере и благочестивейший. В это время император Лев Исаврянин воздвиг гонение на иконопочитателей и, преследуя их во всей своей империи, прислал, между прочим, нечестивое повеление свое и в Сурож. Святой Стефан, ревнуя о правоверии, отправился защищать его лично пред императором, смело обличил его со всем собором иконоборцев, был мучим и посажен в цареградскую темницу, предсказавши своему мучителю скорую кончину. По смерти Льва Исаврянина (741 г.) ходатайством царицы Ирины, супруги нового императора Константина Копронима, которая была дочь корчемского (керченского) царя и слышала о добродетелях и чудесах святого Стефана еще в своем отечестве, он был освобожден из темницы и снова явился на свой престол. Третьим первопрестольником Сурожским был Филарет, которого святой Стефан, прозревши свое близкое к Богу отшествие, поставил вместо себя архиепископом из своих клириков .

http://sedmitza.ru/lib/text/435756/

поиск:   разделы   рассылка Оксана Северина Сурожская епархия: Православие по-английски Источник:  Нескучный сад Чем живет сегодня епархия, 50 лет назад основанная митрополитом Антонием (Блумом)? Сохранились ли сегодня те горение в вере, взаимопомощь и терпимость, которые поощрял в своей пастве владыка? Ответы на эти вопросы легче всего найти, если побывать в православном детском лагере преподобного Серафима Саровского под Оксфордом Православие важнее, чем русскость В Англии на протяжении многих лет существуют православные греческие, румынские и другие национальные общины. После революции 1917 г. здесь появились и русские приходы. Но жизнь этих общин была довольно закрытой, православная церковь была церковью " для своих " , отчасти потому, что служили на церковнославянском. Ситуация изменилась, когда в 1948 г. в Англию приехал иеромонах Антоний Блум, который " открыл " православие англичанам. Среди православных в Англии имя Антония Сурожского также широко известно и также свято для них, как для петербуржцев имя праведного Иоанна Кронштадтского или для москвичей – праведного Алексия Мечёва. Многие клирики и миряне знали владыку лично и до сих пор вспоминают его необыкновенную доброту, легкость и простоту общения с ним. У митрополита Антония было много друзей среди католиков и англикан. Многие из них перешли в православие под его влиянием. Андрей Блум родился в семье русского дипломата. После революции его семья оказалась в эмиграции. Он получил высшее медицинское образование в Сорбонне, но одновременно со светской работой стал служить в православном храме Московского патриархата в Париже. Перед тем, как идти на фронт хирургом в 1939 г. он принял постриг с именем Антоний. В 1948 г. иеромонаха Антония направляют на пастырское служение в Англию. " Когда я приехал сюда, – вспоминал владыка, – меня поразило, что в храм ходят только бабушки и дети младше 14-ти лет. Среднего поколения не было, потому что они уже не знали ни русского языка, ни России. Тогда я решил, что православие важнее, чем русскость. Потому что русскость может передаваться в самом православии. И начал делать все возможное, чтобы вернуть среднее пропащее поколение в Церковь. Для этого надо было начать служить и вести беседы на английском языке " .

http://religare.ru/2_96930.html

Сурожская епархия: Наемник или пастырь? Интервью с прихожанкой православного лондонского храма Еленой Мамфорд Елена Мамфорд – Большинство людей в России пребывают в полном недоумении относительно печальных событий, происходящих в Сурожской епархии… – Для нас сказать «недоумение» – это ничего не сказать. Для нас это был просто шок и потрясение. Когда в одну из воскресных служб владыка Василий (Осборн) вышел к народу и сообщил о своем обращении к Святейшему патриарху Алексию II с объявлением о том, что наша епархия отошла в константинопольскую юрисдикцию, все были просто потрясены, потому что наш приход считает себя русским приходом. И, несмотря на то, что храм находится в Англии, никому в голову не могло прийти, что мы будем принадлежать к какой-то другой Церкви. Конечно, сразу возникла масса вопросов, прихожане объединились и стали выяснять, что же происходит. Информация была очень разная и путанная, и было совершенно непонятно, что нас всех ждет. Но то, что все хотят находиться в лоне Русской Церкви, – это однозначно. – А в чем выразилось ваше потрясение? – Ну, во-первых, когда мы это услышали, то никто даже из храма уходить не хотел. Тут же устроили собрание, стали писать какие-то письма, собирать подписи. Ну, конечно, наши люди со свойственным им пылом иногда не очень корректно себя вели, но, тем не менее, их понять тоже можно. Если бы была проведена какая-нибудь подготовительная и разъяснительная работа: чем это обусловлено, почему это происходит… – Владыка объяснил своей пастве, почему он это делает? – Нет. Никакого объяснения не было. Мы были просто поставлены перед фактом. А еще мы были потрясены, что наш пастырь нас бросает. В Евангелии есть слова, что «наемник иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает, а волк расхитит овцы, а наемник бежит, яко наемник есть, и не радит об овцах». Эти слова как-то сразу приходят в голову. Мы по-разному относились к владыке Василию: кто-то его почитал, кто-то был в стороне от него, но все равно для всех нас он был архипастырем. И вдруг этот пастырь бросает свою паству и уходит! Это совершенно не вмещается в сознание людей, и, конечно, для очень многих это страшное испытание их веры, потому что вера людей была поколеблена.

http://pravoslavie.ru/4694.html

Мониторинг СМИ Интервью епископа Василия (Осборна) религиозной программе русской службы Би-Би-Си " Вера и век " 23.05.2006 23:48 Примечание: Интервью проходило на английском языке. Мы представляем вашему вниманию русский перевод, сделанный сотрудниками BBC. Вопрос:  Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, нашим слушателям, что происходит в Сурожской епархии сейчас и как все это началось? Владыка Василий: Трудности, которые мы сейчас переживаем, в сущности, начались за много лет до кончины митрополита Антония, но по-настоящему всплыли на поверхность во время пребывания в Англии владыки Илариона (Алфеева). Многим, вероятно, известно, что владыка Антоний в конце  концов вынужден был попросить, чтобы епископ Иларион был удален из епархии и более не возвращался в Великобританию. Вопрос:  Простите, но почему владыка Иларион вообще здесь оказался? Владыка Василий: Его пригласила епархия для оказания содействия в связи с различного рода изменениями, вызванными, в первую очередь, приездом в страну множества русскоговорящих людей из бывшего СССР. Вопрос:  Ну, и что случилось, что пошло не так? Владыка Василий: Случилось так, что впервые за всю историю Сурожской епархии митрополит Антоний обнаружил, что человек, который подвизается вместе с ним, все время через его голову обращается к высшим властям, то есть к своему подлинному начальству – Отделу внешних церковных связей. Вопрос: Обращался по какому поводу? Владыка Василий: Разумеется, подробности мне не известны, но я знаю, что в результате священнослужители епархии раскололись на два лагеря: на сторонников владыки Илариона и сторонников владыки Антония Вопрос: Но кто был заинтересован в таком расколе? Владыка Василий: Ну, это ослабляет позицию местного епископа, и уже тогда было ясно, что это входит в заранее обдуманный план, направленный на то, чтобы епархия оказалась под жестким контролем Москвы. При коммунистическом режиме владыке Антонию всегда удавалось сохранять значительную независимость, но с открытием каналов связи и упрощением поездок туда и обратно стало все труднее и труднее удерживать независимость.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Церковь Христова в древней Скифии, или нынешнем новороссийском крае К оглавлению Древняя Скифия, простиравшаяся от Дуная или даже из-за Дуная от гор Балканских до Азовского моря и Дона чрез все пространство нынешнего Новороссийского края, состояла из двух частей — Малой Скифии, находившейся у самого устья Дуная по правую его сторону до Балкана, а по левую до Каркинитского залива и Тавроскифии, или нынешнего Крыма . В первой, т. е. Малой Скифии, была только одна епархия — Скифская, или Томитанская, а в Тавроскифии известно до пяти епархий, которые от запада к востоку по Черному морю лежали в следующем порядке: Херсонская, Готская, Сурожская, Фулльская и Боспорская. I. Епархия Скифская Резиденциею Скифской епархии был знаменитый торговый город Томи , находившийся по южную сторону Дуная неподалеку от его устья и, следовательно, за пределами нынешней России. Но нет основания утверждать, чтобы Скифская епархия не простиралась и за северный рукав Дуная в остальную половину древней Малой Скифии, всецело лежащую ныне в России, где жили в начале христианства те же самые геты, которые обитали и в Скифии греческой . Напротив, известно, что современный святому Иоанну Златоусту Скифский епископ Феотим, который сам был родом скиф, путешествовал и по сю сторону Дуная, конечно, по своим архипастырским обязанностям, не страшась самих гуннов, наводнивших пред тем эту страну и покоривших себе коренных ее обитателей, гетов . Известно также, что святой Златоуст, архиепископ Цареградский, узнавши, может быть, от епископа же Феотима о скифах, обитавших за Дунаем (par¦ тХп ”Istron, разумеется, по направлению от Царяграда), что они сильно жаждут спасения (значит, уже предварительно были знакомы с христианством), но не имеют людей, которые бы утоляли их жажду, послал к ним пастырей и учителей . Наконец, по свидетельству Константина Багрянородного, в этих именно южных странах наших, начиная от Дуная, занятых в его время (X в.) печенегами, посреди развалин городов еще находимы были некоторые останки христианских храмов и кресты, изваянные из камня .

http://sedmitza.ru/lib/text/435744/

Глава 2. Церковь Христова в Древней Скифии или нынешнем Новоросийском крае Древняя Скифия, простиравшаяся от Дуная или даже из-за Дуная от гор Балканских до Азовского моря и Дона чрез все пространство нынешнего Новороссийского края, состояла из двух частей – Малой Скифии, находившейся у самого устья Дуная по правую его сторону до Балкана, а по левую до Каркинитского залива и Тавроскифии, или нынешнего Крыма 76 . В первой, т. е. Малой Скифии, была только одна епархия – Скифская, или Томитанская, а в Тавроскифии известно до пяти епархий, которые от запада к востоку по Черному морю лежали в следующем порядке: Херсонская, Готская, Сурожская, Фулльская и Боспорская. I Епархия Скифская Резиденциею Скифской епархии был знаменитый торговый город Томи 77 , находившийся по южную сторону Дуная неподалеку от его устья и, следовательно, за пределами нынешней России. Но нет основания утверждать, чтобы Скифская епархия не простиралась и за северный рукав Дуная в остальную половину древней Малой Скифии, всецело лежащую ныне в России, где жили в начале христианства те же самые геты, которые обитали и в Скифии греческой 78 . Напротив, известно, что современный святому Иоанну Златоусту Скифский епископ Феотим, который сам был родом скиф, путешествовал и по ею сторону Дуная, конечно, по своим архипастырским обязанностям, не страшась самих гуннов, наводнивших пред тем эту страну и покоривших себе коренных ее обитателей, гетов 79 . Известно также, что святой Златоуст, архиепископ Цареградский, узнавши, может быть, от епископа же Феотима о скифах, обитавших за Дунаем (παρα τον Ιστρον, разумеется, по направлению от Цареграда), что они сильно жаждут спасения (значит, уже предварительно были знакомы с христианством), но не имеют людей, которые бы утоляли их жажду, послал к ним пастырей и учителей 80 . Наконец, по свидетельству Константина Багрянородного, в этих именно южных странах наших, начиная от Дуная, занятых в его время (X в.) печенегами, посреди развалин городов еще находимы были некоторые останки христианских храмов и кресты, изваянные из камня 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Документы Открытое письмо епископа Василия членам Сурожской епархии от 16 мая 2006 года 18.05.2006 13:51 События последних трех недель были весьма печальны для огромного количества людей, и я выражаю вам признательность за вашу стойкость. Ясно, что нужно ответить на ряд вопросов, которые люди задают по поводу текущей ситуации в Сурожской епархии и по поводу моих недавних действий. Также налицо серьезное беспокойство по поводу того, как вести себя в текущей ситуации, и требуются руководящие указания на этот счет. Они появятся в следующем письме.   Почему я написал Патриарху Алексию с просьбой освободить меня от подчинения Московскому Патриархату?  Я предпринял эти действия, потому что стало очевидно, что в планах Московского Патриархата сделать так, чтобы Сурожская епархия соответствовала их идее " нормальной " епархии за пределами России. То есть епархии, напрямую подчиненной Отделу внешних церковных связей (ОВЦС), первоочередной заботой которой будут недавно прибывшие из бывшего Советского Союза.  Однако митрополит Антоний никогда не намеревался создавать " нормальную " в этом смысле епархию. Его мечтой была епархия, которая была бы обращена к внешнему миру, которая была бы интегрирована в местную культуру и была бы способна нести истину Православия, " Благую Весть " Православия, народу той страны, в которой она находится. На самом деле, если бы он не работал над тем, чтобы создать такую епархию, ни один из нас не был бы сегодня частью Московского Патриархата.  Как я сказал в своем письме к Патриарху Алексию, епархия, организованная вокруг недавно прибывших иммигрантов, главная забота которых состоит в том, чтобы жизнь Русской Церкви в Великобритании была точной копией ее жизни на родине, не может эффективно сочетаться с жизнью устоявшейся епархии в Великобритании. Приходы в Дублине и в Манчестере уже были выведены из епархии и переданы под прямое руководство Москвы, для того чтобы они могли посвятить себя в первую очередь недавно прибывшим. Поэтому я предложил, что членам Сурожской епархии, которые преданы идее митрополита Антония, следует позволить идти тем же путем, что и та группа на континенте, которая наиболее близко соответствует Сурожской епархии: Экзархат русских православных приходов в Западной Европе, который существует с 1931 года и который также является – если не административно, то в плане традиции – частью Русской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Михаил Сарни Епархия сегодня В марте 2002 г. по просьбе митрополита Антония в Лондон прибыл новый викарий, новопоставленный епископ Иларион (Алфеев) (илл. 6.2). Выпускник Оксфорда и талантливый богослов, епископ Иларион по благословению владыки Антония стал посещать приходы. Владыка Митрополит надеялся, что близкие ему люди примут молодого епископа с любовью, но этого не случилось. Все страхи того, что «придут русские и уничтожат уникальную епархию», как будто воплотились в одном человеке. Его энергия, энтузиазм, желание открывать новые приходы – все казалось подозрительным. Митрополит Антоний со временем склонился на сторону возмущавшихся, и попросил Священный Синод перевести епископа Илариона на другое служение; в июле 2002 г. Синод принял решение назначить епископа Илариона главой Представительства Русской Церкви в Брюсселе. Но ведь епархия была уникальной в силу уникальной личности ее создателя, поэтому перемены рано или поздно должны были наступить. 4 августа 2003 г., после пятидесяти пяти лет трудов по устроению Церкви в Великобритании, митрополит Сурожский Антоний почил в Бозе(илл. 6.3–6.5). Люди приходят на его могилу на Старо-Бромтонском кладбище, приносят цветы, и «говорят с ним как с живым». С 2003 по 2006 г. Сурожской епархией управлял епископ Сергиевский Василий. При нем настоятелями Успенского собора были старейшие клирики прихода – протоиерей Михаил Фортунато, а затем протоиерей Иоанн Ли. Это было неспокойное время. На ежегодных общих собраниях прихожане страстно обсуждали разные явления в жизни прихода. Для одних малейшие изменения были немыслимы, и они порицали клириков, которые, по их мнению, были виновны в этом (зачастую несправедливо). Другие, наоборот, просили отказаться от некоторых традиционных особенностей богослужения в соборе (к примеру, часы перед Литургией не читались). Большинство прихожан, разумеется, желало жить в мире. Но разговоры в каждой из двух частей прихода не утихали. «Что же будет с нами?» – об этом думали все. Попыток разрешить противоречия, подобно тому, как это делал его предшественник, епископ Василий не предпринимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья 1. Епархия Раздел 1. Определение Сурожская епархия (далее именуемая просто «Епархией») является епархией Московкого Патриархата, территориальные пределы которой заключены в  границах Великобритании и Ирландии. Раздел 2. Характер Епархия имеет доктрину, порядок и богослужение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, исходящих из Священного Предания и учений Священного Писания, Вселенских и Поместных соборов и Святых отцов. Раздел 3. Язык Двумя рабочими языками епархии являются английский и русский. Язык или языки, используемые в приходах, местных конгрегациях и монашеских общинах, а так же на Епархиальном совете и Собрании, должны определяться самими этими структурами. Раздел 4. Членство Членами епархии являются православные христиане, проживающие в Великобритании и Ирландии под юрисдикцией её епископа, принимающие причастие от его иереев, и исполняющие положения данного Устава. Раздел 5. Священный Синод Все ссылки данного устава на «Священный Синод» относятся к Священному Синоду Московского Патриархата. Статья II. Правящий епископ Раздел 1. Определение Правящий епископ (далее именуемый просто «епископ») наделён всеми полномочиями, данными ему Преданием, в качестве преемника Апостолов, и является главой местной церкви, чью жизнь он направляет, и предствляет епархию в епископате Православной церкви. Раздел 2. Функции   А) В качестве председателя евхаристической общины, в присутствии своего клира и народа, епископ обязан: 1. Приносить евхаристическую жертву «за всех и за вся»; 2. Ходатайствовать за епархию и молиться за её членов, «чтобы они были едины»; 3. Надзирать за богослужением в епархии; 4. Распределять по епархиальным священикам и приходам Святое Миро; 5. Лично или через пресвитеров принимать в церковное общение новых членов; 6. Обеспечивать связь епархии с остальным Православным миром и представлять её в Синоде или на Соборе; 7. Излагать принципы взаимодействия епархии с прочими христианскими структурами.   Б) В качестве учителя епископ обязан: 1. Провозглашать Евангелие и искать возможности к распространению христианской веры в пределах епархии;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Письмо епископа Сергиевского Василия Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 11.05.2006 17:18 Его Святейшеству Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество! С великой скорбью, после молитв и долгих раздумий о значении недавних событий, произошедших в Сурожской епархии, пишу я Вам это письмо. Я прошу прощения за то, что оно написано по-английски, однако я не хотел, чтобы оно переводилось на русский язык до тех пор, пока Вы сами его не получите. Принимая свое выдвижение в качестве возможного преемника митрополита Антония, я ясно заявил, что буду стараться руководить епархией согласно его видению. В течение многих лет митрополит Антоний говорил, что трудится во благо «поместной» Православной Церкви Великобритании. Русская традиция была движущей силой православной веры в нашей стране, однако она должна была укорениться в реалиях местной культуры. В результате его усилий община из нескольких сотен человек, существовавшая в Лондоне в 1950-е годы, ко времени его смерти стала небольшой епархией с 30 приходами и евхаристическими общинами по всему Соединенному Королевству. Развитие епархии и ее постепенное вхождение в британский этос шли рука об руку с натурализацией в Британии русских эмигрантов «первой волны». Митрополит Антоний также настаивал на том, что наша епархия всегда открыта для православных христиан любой национальности, и в течение многих лет мы осознавали тот факт, что не являемся чисто «русской» общиной. Православная вера – для всех людей. Кстати сказать, большая часть наших клириков – англоязычные люди, и многие из них также выполняют светскую работу, чтобы поддержать свои семьи. Тем не менее, за последние десять в Британии произошли демографические изменения, полностью изменившие характер присутствия русской православной общины в нашей стране. До падения коммунизма в 1991 году в Сурожской епархии было не более 2 000 – 3 000 человек, для весомого большинства которых родным языком был английский. Но с тех пор в Британию приехали около 250 000 русскоязычных человек из бывшего Советского Союза. В одном только Лондоне их проживает приблизительно 100 000.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010