Ориген попал в свою же интеллектуальную ловушку, которую он уготовал для язычников. Проф. Мартынов о системе Оригена говорит так: «За системой Оригена остается много таких достоинств, которые сильно подкупали в ее пользу. Это – общая философская концепция..., логическая связность и стройность, рациональная обоснованность, широта и глубина ее постановки – все такие качества, которые не могли не привлекать умы христианских философов» 48 . На Востоке и в Александрии, в конце IV-ro века, поднялись новые волнения, связанные с Оригеном , об этом говорят многие источники, подробно описывая эти «страсти по Оригену ». Так Сульпиций Север в первом «Диалоге» 49 , передает слова Постумиана, который, приехав в Александрию как раз во время жарких споров из-за Оригена , делиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного, что происходило на соборе (вероятно собранном Феофилом Александрийским) 50 . Итогом драмматическом судьбы Оригена явилось то, что его учение (а точнее некоторые его теологумены, которые изложены в 15-ти анафематизмах Юстиниана) было предано анафеме на поместном соборе в Константинополе (543/4 г.), а его имя, как и имена некоторых его последователей (Дидима и Евагрия), были прикреплены к вероопределениям V-ro Вселенского собора (553 г.) и повторены на VI-oм (Пр.1), как имена еретиков. В изложении «оригенитских споров» в ученом мире обычно ставиться вопрос о том, насколько отличается подлинное учение Оригена от того оригенизма, который был осужден на V-oм В.С. Разрешается этот вопрос разными учеными по-разному. Так одни склонны считать, что Ориген ≠ оригенизму, другие считают, что Ориген=оригенизму 51 . Проф. Н.И. Сагарда назвал Оригена «отцом богословской науки в собственном смысле слова и вместе с тем основателем того богословия, которое достигло развития в IV – V веках» 52 . Главнейшая заслуга Оригена в истории богословия, это то, что ему первым суждено было построить «систему догматического богословия». Его сочинение «О началах», по сути представляет из себя первый опыт догматической системы в христианстве 53 . « Ориген оказал огромное влияние на развитие последующего богословия, – пишет свящ. О. Давыденков , – и в течение нескольких веков система Оригена оставалась по существу единственной целостной системой христианского богословия» 54 . На эту систему опирались и великие каппадокийцы, избегая, впрочем, крайностей Оригена . Кроме того, как несомненную заслугу, Оригену нужно отдать должное за разработку научно-критического метода в библеистике. Ориген , сам быв строгим аскетом, заложил и некоторые принципы аскетического учения, созерцательного подвига, именно эти его идеи позднее будет развивать Евагрий Понтийский . 1.4 Жизнь и труды Евагрия Понтийского

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

ad Ruf. Проспер Аквитанский. Epistula ad Rufînum («Послание к Руфину») Exp. ep. ad Rom. inch. Августин. Epistolae ad Romanos inchoata expositio («Незаконченное толкование послания к Римлянам») Die griechischen christlichen Schriftsteller Кассиодор. Institutiones divinarum et humanarum litterarum («Об изучении наук божественных и человеческих») Patrologiae cursus completus. Series graeca Patrologiae cursus completus. Series latina Prop ad Rom Августин. Expositio quarumdam propositionum ex epistola ad Romanos («Толкование некоторых вопросов из послания к Римлянам») Resp. Gall. Проспер Аквитанский. Responsiones ad capitula objectionum Gallorum calumniantium («Ответы на Главы возражений галловклеветников») Resp. Gen. Проспер Аквитанский. Responsiones pro Augustino ad excerpta Genuensium («Ответы в защиту Августина на избранные цитаты генуэзцев») Resp. Vine. Проспер Аквитанский. Responsiones ad capitula objectionum Vincentiarum («Ответы на Главы Викентиевых возражений») Августин. Retractationes («Пересмотры») Сульпиций Север. Vita Martini («Житие святого Мартина») Библиография Оригинальные тексты Августин Гиппонский – Ad Simplicianum//CCSL Vol. 44. – Confessiones//CCSL Vol. 27. – Contra duas epistulas Pelagianorum//CSEL Vol. 60. P. 423–470. – De civitate Dei//CCSL Vol. 47, 48. – De correptione et gratia//PL T. 44. Col. 915–946. – De diversis quaestionibus LXXXIII//CCSL Vol. 44A. P. 11–249. – De dono perseverantiae//PL T. 45. Col. 993–1034. – De gratia Christi et de peccato originali//CSEL Vol. 42. P. 125–206. – De gratia et libero arbitrio//PL T. 44. Col. 881–912. – De natura et gratia//CSEL Vol. 60. P. 233–299. – De praedestinatione sanctorum//PL T. 44. Col. 959–992. – De spiritu et littera//PL T. 44. Col. 199–246. – De Trinitate//CCSL Vol. 50–50A. – Epistulae//CSEL Vol. 34, 44, 57, 58. – Aux moines d’Adrumete et de Provence/Ed./. Chéné//Oeuvres de Saint Augustin. Vol. 24. – Epistolae ad Romanos inchoata expositio//CSEL Vol. 84. Амвросий Медиоланский – De fuga saeculi//PL T.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

A. Mehat//Sources Chrétiennes. Vol. 29. Посессор – Epistola ad Hormisdam//PL T. 63. Col. 489. Проспер Аквитанский – Epistula ad Rufmum//PL T. 51. Col. 77–90. – De ingratis carmen//PL T. 51. Col. 91–148. – De gratia Dei et libero arbitrio liber contra collatorem//PL T. 51. Col. 213–276. – De vocatione omnium gentium//PL T. 51. Col. 647–722. – Liber sententiarum ex operibus s. Augustini delibatarum//PL T. 51. Col. 427–496. – Praeteritorum episcoporum sedis apostolicae auctoritates de gratia Dei et libero voluntatis arbitrio//PL T. 51. Col. 205–212. – Pro Augustino responsiones ad capitula obiectionum Gallorum calumniandum//PL T. 51. Coi. 155–174. – Pro Augustino responsiones ad capitula obiectionum Vincendarum//PL T. 51. Col. 177186. – Pro Augustino responsiones ad excerpta Genuensium//PL T. 51. Coi. 187–202. Сальвиан – De gubernatione Dei//CSEL Vol. 8. P. 1–200. Сульпиций Север – Vita Martini//CSEL Vol. 1. P. 107–137. Vie de Saint Martin. Vol. 1–3/Ed./. Fontaine//Sources Chrétiennes. Vol. 133, 134, 135. Фавст Регийский – De gratia//CSEL Vol. 21. P. 3–96. Фульгенций Руспийский – Ad Monium//CCSL Vol. 91. P. 1–64. – De veritate praedestinationis et gratiae Dei//CCSL Vol. 91A. P. 48–548. Целестин I – Epistola ad episcopos provinciae Viennensis et Narbonensis. Ep. 4//PL T. 50. Coi. 429–436. Церковные соборы – Concilia Galliae, A. 314 A. 506//CCSL Vol. 148. – Concilia Galliae, A. 511 A. 695//CCSL Vol. 148A. – Denzinger H. Enchridion Symbolorum. Friburg: Herder, 1955. – Les Canons de conciles Mérovingiens (VTe-VHe siècles). Vol. 1–2/Ed. J. Gaudemet 8c B. Basdevant//Sources Chrétiennes. Vol. 353–354. Hypomnesticon//PL T. 45. Col. 1611–1664. Chisholm J. E. The PseudoAugustinian Hypomnesticon against the Pelagians and Celestians. Vol. 1–2. Paradosis, 20. Fribourg, 1967. Praedestinatus//PL T. 53. Col. 587–672. Vita Caesarii/Ed. G. S. Morin//Caesarii opera omnia. Vol. 2. P. 293–345. Исследования Abel М. Le Praedestinatus et le pélagianisme//Recherches de théologie ancienne et médiévale, 35 (1968).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ep. Ioan. Hier. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Иннокентий, папа Римский (Innocent.) Ep. ad Ioan. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Ep. ad Hieronym. Epistola ad Hieronymum Stromata Ориген (Orig.) De prine. De principiis Exp. in Prov. Expositio in Proverbia Fragm. in Prov. Fragmenta in Proverbia Орозий (Orosius) Apol. Liber apologeticus contra Pelagianos Dialogus de vita Joannis Chrysostomi Hist. Laus. Historia Lausiaca Петр Диакон (Petrus Diacon.) De vir. ill. De viris illustribus Проспер Аквитанский (Prosp.) Chron. Chronicon Apologia ad Anastasium Romanae urbis episcopum Apol. contr. Hieronym. Apologia contra Hieronymum De adult. lib. Origenis De adulteratione librorum Origenis Praef. in lib. De princ. Praefationes in libros Origenis De principiis Сириций, папа Римский (Siricius) Ep. Epistolae Созомен (Sozom.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сократ (Socr.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сульпиций Север (Sulp. Sever.) Dial. Dialogi Феодор Мопсуестийский (Theodor. Mops.) Comm. in Iona. Commentarius in Ionam prophetam Феофил Александрийский (Theophil. Alex.) Ep. Epiph. Epistola ad Epiphanium Ep. synod. Epistola synodica ad episcopos Palaestinos et ad Cyprios III. Справочные издания и патрологические серии BHL Bibliotheca Hagiographica Latina. Bruxellis, 1898–1899. Corpus Christianorum. Series Latina. Brepols, 1954–. Corpus Christianorum. Series Graeca. Brepols, 1977–. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1866–. Clavis Patrum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Brepols, 1961. Clavis Patrum Graecorum/Ed. M. Geerard. Brepols, 1974–1998. Vol. 1–5. Dictionnaire de theologie catholique. T. I–XV. Paris, 1903–1950. Die griechischen christlichen Sriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Berlin–Leipzig, 1897– Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Sources Chretiennes. Paris, 1942– Читать далее Источник: Блаженный Иероним Стридонский библеист, экзегет, теолог=St. Jerome of Stridon biblical scholar, exegete/А.Р. Фокин ; Отд. по делам молодежи Русской Православной Церкви [и др.]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед., 2010. - 224 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

40; Феодор Чтец , из Константинополя, конспектировавший Сократа , Созомена и Феодорита , продолживший историю последнего до 518 г., фрагменты из его трудов сохранились у Никифора Каллиста ; Евагрий Антиохийский : Н. eccl. 1. vi, 431 – 594 г.; Никифор Каллист (или Никифор Каллисти), около 1330, автор церковной истории в 23 книгах, до 911 г. (ed. Fronto Ducaeus, Par., 1630). Исторические труды этих греческих отцов и авторов, за исключением последнего, выпущены вместе под заглавием: Historiae ecclesiasticae Scriptores, etc., Graec. et hat., примечания H. Valesius (и G. Reading), Par., 1659 – 1673; также Cantabr., 1720, 3 vols. fol. (2) Из латинских историков церкви немногие имеют значение: Руфин , пресвитер из Аквилеи (ум. в 410), перевел Евсевия и продолжил его историю в двух книгах, до 395 г.; Сульпиций Север , пресвитер из Галлии: Hist. Sacra, 1. ii, от сотворения мира до 400 г.; Павел Орозий , пресвитер из Испании: Historiarum libri vii, написано около 416 г., от сотворения мира до его времени; Кассиодор , около 550 г.: Hist, tripartita, 1. xii, всего лишь выдержка из трудов историков Греческой церкви, но, наряду с трудом Руфина, основной источник исторических знаний на протяжении всего Средневековья; и Иероним (ум. в 419): De viris illustribus, или Catalogus scriptorum eccles., написан около 392, продолжен под тем же заглавием Геннадием , около 495, и Исидором Севильским, около 630. (f) По поводу хронологии – греческий Πασχλιον, или Chronicon Paschale (неверно называемый Alexandrinum), изначально таблица пасхальных дней от сотворения мира до 354 г., при Констанции, с более поздними добавлениями до 628 г. (ed. Car. du Fresne Dom. du Cange. Par., 1688, и L. Dindorf, Bonn., 1832, 2 vols.). Хроника Евсевия и Иеронима (Χρονικ συγγρμματα, παντοδαπη ιστορα), содержащая лишь общие очертания всеобщей истории до 325 г., в основном по хронографии Юлия Африкана , а также выдержку из всеобщей хроники в таблицах вплоть до 379 г., в течение долгого времени была известна только в вольном латинском переводе и продолжении Иеронима (ed.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В христианской древности встречаем как увещания к босоножью, так и примеры того же рода. Уже Климент александр. в числе нравственных предписаний, необходимых для мужчины, поставляет и совет ходить без обуви. Он высказывает мнение, что самое приличное дело для мужчины совсем не носить обуви, за исключением военной службы, так как привязывание к ногам сандалий есть, по его суждению, дело постыдное и унизительное, признак рабства, подобно тому, как постыдны «цепочки на ногах женщин,» против которых вооружался еще прор. Исаия ( Ис.3:16–18 ). И действительно, об ученике Климента Оригене известно, что он в продолжение многих лет ходил босой. Другие основания для босоножья представляет известный описатель жизни древних монахов – Кассиан римлянин. Он находит такие основания для монахов в евангелии. Он указывает, что босоножье предписывает Сам И. Христос Своим апостолам ( Лк.10:4 ; Мф.10:10 ), хотя И. Христос только воспрещает апостолам брать с собою запасную обувь, повелевая довольствоваться простою обувью ( Мк.6:9 ). IV. Подобно тому, как некоторые из аскетов христианских отказывали себе в обуви, иные из них считали возможным обходиться безо всякой одежды, необходимой для покрытия тела. В истории христианства подобные примеры встречаются не часто. Вполне нагими ходили отшельники так называемой скитской пустыни в Египте; при взгляде на них преп. Макарий египетский вынес для себя то назидание, что при всей суровости своей жизни он еще не дошел до той степени в самолишениях, до какой дошли эти отшельники. Встречались также и отдельные примеры обнаженных аскетов, которые или жили в пещерах, или же под открытым небом. Сульпиций Север говорит об одном пустыннике синайской горы, что он не имел другого покрова в продолжение «50 лет», кроме того, какой доставляли ему его собственные длинные волосы. Нечто подобное известно о подвижниках Онуфрии и Софронии. Гораздо многочисленнее и поучительнее примеры крайней аскетической скудости в одежде, какой умели довольствоваться подвижники христианского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Они исповедуют Сына как Единого по существу, или субстанции, с Богом, чтобы Он не признавался тварью, или усыновленным, или Сыном только по имени. Признавая же Сына Богом от Бога, Силой от Силы, Светом от Света, они охотно признают и Его подобие Отцу, но такое, какое достойно Отца, подобие истинного Бога истинному Богу 1754 . Далее отцы Парижского собора сообщают восточным, что они присоединяются к ним и Иларию и признают Авксентия, Урзакия, Валента, Гаия, Мегазия и Иустина отлученными, отказываются от общения с теми епископами, которые заняли кафедры изгнанных после Константинопольского собора, и отлучают тех из галльских епископов, которые откажутся принять изложенные постановления собора 1755 . Еще будучи в Галлии, Иларий предвидел надвигающуюся угрозу арианства 1756 . При первых попытках Констанция водворить его на Западе через посредство соборов Арелатского и Медиоланского Иларий выступил с актом отлучения против епископов, позволивших сделать из себя орудие гражданской власти. Сосланный за это на Восток, он не переставал служить делу своей жизни и в изгнании. Его характер, преданность идее, его деятельность на чужбине уже сами по себе внушают предположение, что, возвратившись на родину, он не остался равнодушным зрителем борьбы за утверждение Никейской веры против попыток распространения арианства. Его авторитет инициатора этой борьбы, литературные силы, отданные на служение церковной истине, знание Востока, личные связи с восточными епископами, труды по воссоединению Востока и Запада, благородство характера и безупречность жизни, ореол исповедника – все это создавало для него могучее влияние на западный епископат. И он действительно использовал свой авторитет и влияние на многочисленных соборах, созывавшихся после его возвращения в Галлию, для того чтобы залечить раны Церкви, нанесенные ей Ариминским собором, О его влиянии на этих соборах свидетельствуют Иероним и Сульпиций Север. В своей «Хронике» под 360 г. Иероним говорит, что «Галлия благодаря Иларию осуждает обманы ариминского вероломства».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В рамках этой традиции существовали любопытные, подчас совершенно неожиданные варианты, один из которых представляет другой латиноязычный христианский апологет – ныне почти забытый поэт Коммодиан (ум. 310), автор «Поучений» и «Апологетической поэмы». В обоих этих произведениях имеются более или менее подробные эсхатологические описания. Рассказ Коммодиана замечателен тем, что Антихрист у него является дважды: один раз как римский император, другой – как узурпатор в Иерусалиме. Но в обоих случаях это всё тот же Нерон, сначала выходящий из преисподней, затем прибывающий с Востока (из Персиды). Первый Нерон будет признан сенатом в качестве императора или даже бога. Его поддержат римляне и иудеи. Он возьмёт себе двух соправителей-Цезарей, вместе с которыми учинит жестокое гонение на христиан. Объявившийся Илия и другие пророки, которых возненавидят иудеи, будут по их просьбе устранены. Однако через три с половиной года первый Нерон будет убит вторым воскресшим Нероном, прибывшим с Востока. Победитель захватит Рим, сотрёт его с лица земли и отправится царствовать в Иерусалим. Рассказ завершается падением супостата, низвергнутого по велению Бога нагрянувшими с Востока десятью «пропавшими» Израильскими коленами. Стоит сравнить эту, казалось бы, явную тавтологию с замечанием Лактанция в сочинении «О смертях гонителей», что Нерон вернётся при кончине века, чтобы быть предтечей и проводником Антихриста (II 8, 9). Следовательно, первый воскресающий Нерон у Коммодиана является предшественником настоящего Антихриста – второго Нерона, который внезапно объявляется на Востоке и вторгается в Римскую империю. Ключевыми для понимания картины, нарисованной Коммодианом, являются стихи 933–935: Для нас Антихристом будет [первый] Нерон, а этот – для Иудеев. Эти двое непременно восстанут в последнее время; Город погубит [первый] Нерон, а этот – всю землю. Ситуацию с двумя эсхатологическими тиранами проясняет аквитанский пресвитер Сульпиций Север (ок. 363–420), писавший последним из четверки рассматриваемых нами латиноязычных авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

1505 Cass. 4:24–6. Сульпиций Север рассказывает подобную же историю. Но в ней поливка продолжалась три года, по окончании которых послушание инока было награждено тем, что палка дала росток, от которого произошел цветущий куст, виденный самим Сульпицием. Dial. 1:18. 1506 Ep. 14:2. Хотя в Ep. 52:1, Иероним говорит о письме к Илиодору, как написанном в то время, когда он был еще молодым человеком, и по этому, как слишком риторическом, он и в позднейшее время восхваляет Фабиолу за то, что она знала его наизусть и действовала по нему (Ep. 77:9). 1509 Каноном 13-м запрещается женщинам носить мужскую одежду под предлогом воздержания, – о каковом обычае упоминает выше и бл. Иероним (Ep. 22:27). 1511 Этот Павел говорил младшему Макарию, что в то время как он молился триста раз в день, некоторая дева молилась по семьсот раз и он выражал сожаление, что его так много превосходила личность слабого пола. Макарий весьма трогательно отвечал: «я молюсь только сто раз в день и моя совесть никогда не упрекает меня в этом отношении; если твоя совесть упрекает тебя, то ты или молишься не от сердца, или ты можешь молиться чаще» (Pallad. Hist. Laus. 23:24). К этому можно прибавить еще рассказ передаваемый Кассианом. По введении киновийской системы в Египте при св. Марке (Кассиан предполагает что терапевты были христианскими киновитами), некоторые монахи высказывали требование чтобы во время службы пелось пятьдесят, шестьдесят или даже больше псалмов. Однажды, когда братья сидели в церкви, согласно с египетским обычаем, стоял, пропел двенадцать псалмов и затем исчез. Многие заключили, что их посетитель был ангел и определили петь число псалмов, как раз столько, как оно было освящено этим случаем. De Coen. Inst. 2:5. 1519 Так, Макарий Младший, убив однажды комара, решил в виде покаяния за это, жить в течение шести месяцев обнаженным в Скитских болотах, где комары так же велики как осы. К концу этого времени он был так обезображен ими, что его могли узнавать только поголосу. Heraclides, 6 (Patrol. 74:270).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

247 Cod. Theod., xvi, 1, 2. Бароний (Ann.) и даже Годфруа называют этот эдикт (конечно, благоприятный для распространения истинного учения, но предполагающий абсолютную деспотическую власть императора над верой) «edictum aureum, pium et salutare». 250 Epist. xxiv ad Valentin, (tom, ii, p. 891). Он не хотел иметь ничего общего с епископами, «qui aliquos, devios licet a fide, ad песет petebant». 251 Сульпиция Севера, Hist. Sacra, ii, 50: «Namque tum Martinus apud Treveros constitutus, non desinebat increpare Ithacium, ut ab accusatione desisteret, Maximum orare, ut sanguine infelicium abstineret: satis superque sufficere, ut episcopali sententia haeretici judicati ecclesiis pellerentur: novum esse et inauditum nefas, ut causam ecclesiae judex saeculi judicaret». См. также Сульпиций Север, Dial, iii, с. 11–13, и его Vit. Mart., с. 20. 252 Гиббон, гл. xxvii, не без оснований обвиняет их в непоследовательности: «Мы с удовольствием наблюдаем здесь человеческую непоследовательность знаменитейших святых и епископов, Амвросия Медиоланского и Мартина Турского, которые в данном случае выступали сторонниками терпимости. Они пожалели несчастных, казненных в Трире, они отказались общаться с их убийцами–епископами, и если Мартин впоследствии пренебрег этим великодушным решением, его мотивы были похвальными, а его раскаяние – поучительным. Епископы Тура и Милана без колебаний объявили о вечном осуждении еретиков, но их поразило и шокировало кровавое зрелище их физической смерти, и их искренние природные чувства воспротивились надуманным богословским предрассудкам». 253 Нот. xxix, xlvi in Matt. См. также Сократ, Η. Ε., vi, 19. Но он же высказывал и другой принцип (in Phocam mart, et с. haer., tom, ii, p. 705): μο " θος στ διωκεσθαι κα μ δικεν, – то есть лучше пострадать, чем причинить вред другому. 255 Epist. 93, ad Vincent. §17: «Mea primitus sententia non erat, nisi neminem ad unitatem Christi esse cogendum, verbo esse agendum, disputatione pugnandum, ratione vincendum, ne fictos catholicos haberemus, quos apertos haereticos noveramus. Sed – продолжает он – haec opinio mea non contradicentium verbis, sed demonstrantium superabatur exemplis». Далее он рассказывает о своем опыте общения с донатистами. См. также Retract., ii, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010