Глава 2 Исход души из тела 1. Рассказы об исходе души из тела, почерпнутые из творений св. Григория Великого. В древнейших житиях и сказаниях о святых, восточных и западных, находим следующие картины исхода души. В житии Антония Великого , составленном св. Афанасием Великим , которое в IV веке было уже переведено и на латинский язык (Еватрием, антиохийским пресвитером), приводится рассказ о видении Антонием «души Аммония Нитрийского, в сопровождении ангелов восходящей на небо». Блаженный Иероним сообщает о подобном же видении Антония Великого – о видении души Павла Фиваидского, восходившей на небо. О смерти самого Антония в его житии говорится, что «ясность его лица в минуту смерти указывала уже на присутствие ангелов, сошедших для отнесения его души» (на небо). Сульпиций Север (IV-V в.) в рассказах о жизни и кончине бл. Мартина сообщает, что ему было сонное видение; «Казалось мне, – пишет он, – что предо мною предстоит бл. Мартин, в белом одеянии, с огненным ликом, со звездными взорами. В руках у него я увидел книжечку его жития, составленную мною; я поклонился ему, принял благословение, и вслед затем он скрылся в высоте. Спустя немного, по тому же пути, на котором я видел бл. Мартина, отправился и его ученик св. Клар. Действительно, как оказалось, в это именно время бл. Мартин оставил земную жизнь». В другом месте Сульпиций Север прибавляет к этому рассказу, что еще задолго до кончины бл. Мартин предсказал часть своей смерти, а в минуту смерти, видя подле себя дьявола, воскликнул: «Зачем ты здесь, свирепое животное? Ничего не найдешь ты во мне, – лоно Авраамово приемлет мя». В таких же точно чертах изображается отшествие душ в загробный мир и в рассказах «Собеседований» Григория Великого . «Многие из наших – из лиц близких нам по времени и по отношениям, – говорит св. Григорий Великий , – верою чистою и пламенной молитвой очистившие око ума своего, неоднократно видели души, исходившие из тела» (Диал. IV, 7), – и вот, большей частью рассказы-сообщения таких именно лиц он и приводит, рассказы «самовидцев» или переданное с их слов другими…

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава вторая. Исход души из тела 1.  Рассказы об исходе души из тела, почерпнутые из творений св. Григория Великого В древнейших житиях и сказаниях о святых, восточных и западных, находим следующие картины исхода души. В житии Антония Великого , составленном, св. Афанасием Великим , которое в IV веке было уже переведено и на латинский язык (Евагрием, антиохийским пресвитером), приводится рассказ о видении Антонием «души Аммония Нитрийского, в сопровождении ангелов восходившей на небо» 657 . Блаженный Иероним сообщает о подобном же видении Антония Великого  – о видении души Павла Фиваидского, восходившей на небо 658 . О смерти самого Антония в его житии говорится, что «ясность его лица в минуту смерти указывала уже на присутствие ангелов, сошедшихся для отнесения его души» (на небо) 659 . Сульпиций Север (IV-V в.) в рассказах о жизни и кончине бл. Мартина сообщает, что ему было сонное видение: «казалось мне, – пишет он, – что предо мной предстоит бл. Мартин, в белом одеянии, с огненным ликом, со звёздными взорами. В руках у него я увидел книжечку его жития, составленную мной; я поклонился ему, принял благословение, и вслед за тем он скрылся в высоте. Спустя немного, по тому же пути, на котором я видел бл. Мартина, отправился и его ученик св. Клар. Действительно, как оказалось, в это именно время бл. Мартин оставил земную жизнь» 660 . В другом месте Сульпиций Север прибавляет к этому рассказу, что ещё задолго до кончины бл. Мартин предсказал час своей смерти, а в минуту смерти, видя подле себя дьявола, воскликнул: «зачем ты здесь, свирепое животное? Ничего не найдёшь ты во мне, – лоно Авраамово приемлет мя». В таких же точно чертах изображается отшествие душ в загробный мир и в рассказах «Собеседований» Григория Великого . " Многие из наших – из лиц близких нам по времени и по отношениям, – говорит св. Григорий Великий , – верой чистой и пламенной молитвой очистившие око ума своего, неоднократно видели души, исходившие из тела» (Диал. IV, 7), – и вот, большей частью рассказы сообщения таких именно лиц он и приводит, рассказы «самовидцев» или переданное с их слов другими...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В.В. Четыркин Исагогическое исследование Содержание Предисловие Отдел I. Апокалипсис в новозаветном каноне I–III вв. Игнатий и Папий Поликарп и Ириней Иустин Мученик и др. писатели II века (Мелитон Сардийский. Феофил Антиохийский. Аполлоний. Поликрат Ефесский. Послание церквей Лионской и Вьенской. Левкий Харин) Алоги Предание Римской церкви. Климент Римский и Ерма Мураториев фрагмент Ипполит Кай Викторин Петавийский Сирийская национальная церковь в Едессе Африканские церкви. Тертуллиан и Киприан Александрийская церковь. Послание Варнавы Климент и Ориген Дионисий Александрийский С IV века до реформации Евсевий Кесарийский Кирилл Иерусалимский Епифаний Кипрский Иоанн Златоуст Феодор Мопсуестийский. Блаж. Феодорит. Юнилий Ефрем Сирин Афраат Сирийские переводы Нового Завета. Иоанн Дамаскин Лаодикийский собор Григорий Богослов Амфилохий Иконийский Андрей и Арефа Кесарийские Леонтий Византийский Пресвитер Евстратий в Константинополе Афанасий Великий и др. Западная церковь. Иларий. Амвросий и др. Филастрий Августин Иероним. Сульпиций Север. От реформации до нашего времени Эразм Карлштадт. Лютер и др. Цвингли Кальвин Начало научной критики Апокалипсиса в XVIII в. Ewald, Lücke и др. Ново-тюбингенская школа. Baur. Hilgenfeld. Volkmar и др. Конец XIX и начало XX века Вопрос о составе Апокалипсиса 1. Гипотезы христианских источников или переработок 2. Гипотезы иудейских и христианских составных частей Апокалипсиса 3. Гипотезы иудейского происхождения и иудейских составных частей Апокалипсиса 4. Гипотезы фрагментов Отдел II. О происхождении Апокалипсиса I. Религиозно-историческая гипотеза в применении к истолкованию Апокалипсиса Важность религиозно-исторической гипотезы О синкретическом характере послепленного иудейства О влиянии на иудейскую религию вавилонской культуры О влиянии на иудейство парсизма Иудейство и эллинизм Решение вопроса о происхождении новых элементов позднейшего иудейства Крайняя неудовлетворительность источников, делающая невозможным строго научное религиозно-историческое исследование Методологическая неправильность, допускаемая при таком исследовании Нового Завета Преувеличения, допускаемые при религиозно-историческом изучении Нового Завета Можно ли признать широкое распространение среди иудеев апокалипсических образов, – и притом чуждого происхождения Об эсхатологическом предании иудеев Отношение исследователя Апокалипсиса к выводам религиозно-исторического исследования Число семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XII. «...Я не общался с епископами,...которые просили предать смерти неких людей, пусть и уклонившихся в сторону от веры...» (Амвросий. Письмо 24, 12) После принятия крещения Максиму не терпелось проявить себя на поприще защитника истинной веры. К концу IV в. христианство всё более становилось важнейшим фактором политики, и узурпатор хорошо понимал, как поднимет его престиж покровительство этой религии и как укрепит его власть союз с церковью. Очень скоро такая возможность представилась – западные провинции Римской империи, находившиеся в зоне влияния узурпатора, на протяжении нескольких лет волновала новая ересь Присциллиана. Ересь Присциллиана, в отличие от большинства христианских ересей, была названа не по имени ее основателя, а по имени наиболее активного ее деятеля. Ересь появилась в Египте и была занесена в Испанию Марком из Мемфиса. Его учениками были ритор Елпидий и некая благородная женщина Агапия, а от них ересь заимствовал Присциллиан. О последнем известно, что он происходил из знатного рода, был богат, но «к богатству непристрастен и в его расточении весьма умерен» (Сульпиций Север. Хроника, 46), его отличали образованность, красноречие и аскетический образ жизни. Учение Присциллиана до сих пор не представляется во всех деталях ясным: многие склонны видеть в основе его взглядов гностицизм и манихейство, а некоторые даже считают, что Присциллиан был рано явившимся церковным реформатором – он был представителем, как пишет И. И. Адамов, «адогматического христианства, своего рода пиетистом, требовавшим строго аскетической жизни и обращения к первоисточнику христианства, к изучению Библии ». Есть мнение, что его учение о троичности и его определение имен трех ипостасей Троицы граничат с теологией пантеистского типа. Обращение к сохранившимся сочинениям самого Присциллиана мало что проясняет. Скорее всего главный его «грех» состоял в довольно распространенном для поздней античности стремлении образованных людей примирить античную мудрость с учением церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББАТ [лат. abba, abbas], в католич. Церкви титул настоятеля пользующихся автономией мон-рей ордена бенедиктинцев или его ответвлений, а также общин регулярных каноников. Восходит к арам.   (abba - отец) (см. Авва ); уже в среде первых монахов-пустынников это слово употреблялось для обозначения лица, пользующегося в монашеской общине высшим духовным авторитетом, побуждающим вновь подвизавшихся к добровольному подчинению его наставлениям. С развитием в IV в. киновии добровольное подчинение авторитету сменяется юридически предписанным в уставе послушанием старшим, что выражают слова «игумен» , «архимандрит» . На лат. Западе слово «А.» в значении «настоятель монастырской общины» встречается с кон. IV в. (блж. Иероним , Иоанн Кассиан , Сульпиций Север ), хотя оно не является единственным и относится не только к монашеству. Блаженный Августин , напр., употребляет слово praepositus (настоятель, старший). Вплоть до Ахенского Собора 816 г., четко разделившего монашество и общежитийные формы организации клира (см. Каноники регулярные ), именование «А.» нередко применялось в отношении священников-настоятелей крупных храмов и кладбищенских базилик, при к-рых существовали общины клириков. После 816 г. им было предложено принять титул архипресвитеров или препозитов ( пропстов ). Классическое оформление идеология сана А. получила в 1-й пол. VI в. в Уставе Учителя (Regula Magistri. Сар. 2, 92-94) и в восходящем к нему Уставе Венедикта (Regula Benedicti. Cap. 2; 3, 63, 64; далее - RB) (см. Венедикт Нурсийский ). В них соединились традиция представлений об А. как духовном отце-наставнике своих чад (pater spiritualis) и одновременно новые, коренящиеся в киновийной дисциплине воззрения на А. как старшего (maior, prior), что выразилось в предписанном св. Венедиктом двойном обращении к А.: «Господин и отец» (Dominus et Abbas). Власть А. при этом не имеет ничего общего с абсолютной властью «отца семейства» (pater familiae) в рим.

http://pravenc.ru/text/67261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВХЕРИЙ [лат. Eucherius] († ок. 450), свт. (пам. зап. 16 нояб.), еп. г. Лугдун (ныне Лион, Франция). Источники О жизни Е. сохранились отрывочные сведения, к-рые содержатся в корпусе его сочинений, а также в посланиях близких к нему людей: св. Павлина Милостивого , еп. Ноланского ( Paul. Nol. Ep. 21), пресв. Сальвиана Массилийского (Марсельского) и пресв. Рустиция. О святителе упоминают свт. Иларий Арелатский в Житии свт. Гонората Арелатского и Гонорат Массилийский, составитель Жития свт. Илария. Более общий характер имеют сведения Галльской хроники 452 г. и Полемия Сильвия в «Латеркуле» (V в.). Св. Гонорату, еп. Арелатскому, и Е. посвящена 2-я ч. «Собеседований» (426/7) прп. Иоанна Кассиана Римлянина . В позднем и во многом легендарном Житии св. Консорции Е. представлен как отец святой, в сочинении изложена история обращения святителя к христ. вере. Жизнь По отзывам Геннадия Массилийского († кон. V в.) и Клавдиана Мамерта († ок. 474), Е. был одним из выдающихся епископов своего времени, хотя сведений о нем сохранилось мало. Судя по посланию свт. Павлина Ноланского, Е. мог быть ровесником свт. Гонората Арелатского, хотя и пережил его на 20 лет. Рождение Е. можно, т. о., отнести к 50-м гг. IV в. Он принадлежал к одному из галльских сенаторских родов, т. е. к высшей провинциальной аристократии. Сульпиций Север в «Диалогах» упоминает о бывш. вик. Евхерии, участнике бесед о свт. Мартине Милостивом в Примулиаке ( Sulp. Sev. Dial. II (III), I 7). «Диалоги» были завершены незадолго до 405 г. Несмотря на хронологические и др. совпадения, вероятно, отождествлять упомянутого вик. Евхерия с Е. не следует. Е. был женат на Галле, от к-рой имел сыновей: Салония (впосл. епископ Генавы (ныне Женева, Швейцария)) и Верана (впосл. епископ Винция (ныне Ванс, Франция)). По соглашению с женой Е. отрекся от мира, раздал имущество бедным и удалился на о-в Лерона (ныне о-в Сент-Маргерит близ Кана, Франция). Там же, по свидетельству Павлина Ноланского, вела подвижническую жизнь и Галла. Детей они отдали в Леринский мон-рь, где их воспитанием и образованием занимались Сальвиан Массилийский и прп. Викентий Леринский .

http://pravenc.ru/text/187945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ [лат. Hieronymus Stridonensis], или Евсевий Иероним [лат. Eusebius Hieronymus] (ок. 347, Стридон - 30.09.419/20, Вифлеем), блж. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви. Жизнь Источники. Основные сведения о жизни И. С. содержатся в его сочинениях. Первостепенную важность имеют его письма (Ep. 7. 11-12; 15. 1-5; 16. 1-2; 22. 30; 46. 10-12; 66. 14; 108. 6-29; 123. 10; 143. 1-2), а также предисловия к различным сочинениям (см.: Cavallera. 1922. T. 1. P. VI). Особое место занимает трактат «О знаменитых мужах», в 135-й автобиографической главе к-рого И. С. кратко говорит о своем происхождении и описывает свою лит. деятельность ( Hieron. De vir. illustr. 135). Ряд биографических сведений содержится в «Хронике» И. С., а также в «Апологии против книг Руфина». Др. источником являются свидетельства совр. И. С. церковных писателей. Это прежде всего письма, адресованные И. С. Римскими папами св. Дамасом I (Ep. 19, 35) и Иннокентием I (Ep. 136), блж. Августином Гиппонским (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131, 132), еп. Феофилом Александрийским (Ep. 87, 89, 90, 113), свт. Епифанием Кипрским (Ep. 51, 91), друзьями И. С.- Паммахием и Океаном (Ep. 83). Особую ценность имеют сочинения Руфина Аквилейского «Апология против Иеронима», «Апология» к Римскому папе св. Анастасию I и предисловие к переводу трактата Оригена «О началах». Сульпиций Север в «Диалогах» приводит со слов аквитанского мон. Постумиана, лично знавшего И. С., сведения о вифлеемском периоде жизни последнего ( Sulp. Sev. Dial. I 7-9). Палладий , еп. Еленопольский, в «Лавсаике» пишет о И. С. со слов враждебно настроенных к нему лиц (Руфина Аквилейского, Посидония Фиваидского) ( Pallad. Hist. Laus. 36. 6-7; 41. 1-2). В «Хронике» Проспера Аквитанского содержатся сведения о времени рождения, вифлеемском периоде жизни и о смерти И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБЛАТЫ [Лат. oblati - принесенные], в средние века одна из категорий насельников католич. монастырей. До XI в. это были в основном посвященные Богу дети, к-рых в раннем возрасте родители на основании особого договора отдали в мон-рь. По достижении определенного возраста (как правило, совершеннолетия) О. могли принести обеты, принять тонзуру и стать монахами (до этого они не имели права покинуть мон-рь). Основанием для такой практики служили, с одной стороны, ветхозаветные примеры посвящения детей Богу (1 Цар 1. 24-28), с др. стороны - новозаветные тексты об угодной Богу жертве (oblationem et hostiam Deo - Еф 5. 2). О.-дети Ранние египетские и сирийские подвижники-анахореты в основном отрицательно относились к тому, что среди монахов были дети и подростки. Однако на протяжении IV в. мн. отцы Церкви высказывались в пользу того, чтобы детей принимали в общежительные мон-ри. Наиболее важные наставления на эту тему принадлежат свт. Василию Великому ( Basil. Magn. Asc. fus. 15) и свт. Иоанну Златоусту ( Ioan. Chrysost. Adv. oppugn. vitae mon. 3. 11, 18). Через бывавших на Востоке лат. богословов и аскетов эти идеи проникли на Запад. Напр., среди монахинь, к-рых окормлял блж. Иероним Стридонский , в мон-рь в раннем возрасте были приведены прав. Азелла (в 10 лет - Hieron. Ep. 24. 2) и Павла (посвящена еще до рождения - Ibid. 107. 3). О детях в мон-рях упоминали свт. Павлин Милостивый , еп. Ноланский, Сульпиций Север и др. Пруденций писал об этом явлении как об уже устоявшемся обычае ( Prudent. Perist. 2. 521-524). Блж. Августин настаивал на том, что дети, чьи родители выбрали для них путь девственной жизни, по достижении совершеннолетия (ad legitimam aetatem) имеют право сделать свободный выбор ( Aug. Ep. 262. 8; 355. 3). Этой т. зр. придерживались и в Римской Церкви ( Leo Magn. Ep. 167. 14-15). В V-VI вв. известно и о злоупотреблениях: мн. знатные люди отдавали в мон-ри своих детей (прежде всего дочерей), чтобы не наделять их наследством или приданым.

http://pravenc.ru/text/2578057.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Жития и жизнеописания отдельных святых (в алфавите имен) Общехристианские святые 1262. Муравьев А. В. Алексий, человек Божий: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 7–12. Аммон, прп. – см. 282. Андрей, ап. – см. также 296, 540 и ИУ. 1263. Робинсон А. «Маршрут» ап. Андрея//Страницы. 1996. 2. С. 57–74. 1264. Шохин В. К. Святой равноап. АнсгариЙ – просветитель Скандинавии [Дании и Швеции]//АиО. 1999. 2(20). С. 227–250. Венедикт Нурсийский, прп. – см. 407. Григорий Великий , свт. – см. 346. 1265. Житие святой Женевьевы/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 126–139. Иоанн Златоуст , свт. – см. 342. Киприан Карфагенский , сщмч. – см. 440. Кирилл и Мефодий, свв. равноап. – см. ИУ. 1266. Михайлова Т. А. Святой Колумба Ирландский//АиО. 1997. 3(14). С. 239–244. 1267. Житие Колума Килле/Пер. с ирландского, примеч.: С. В. Лопухова//АиО. 1997. 3(14). С. 245–258. 1268. Размышления о жизни св. Марии Магдалины/И. Т.//ВРЗЕПЭ. 1950. 4. С. 24–27. 1269. Сульпиций Север. Житие св. Мартина [Турского], епископа и исповедника/Пер. с лат., примеч.: А. И. Донченко//АиО. 1998. 2(16). С. 224–247. Никита Исповедник, прп. – см. 359. 1270. Крутова М. С. Святитель Николай Мирликийский в русской исследовательской традиции//БСб. 1999. 3. С. 197–221. Нина, св. равноап. – см. 605. 1271. Мельникова Е. А. Предания о чудесах св. Олава Норвежского и его почитание в Новгороде//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 94–101. Петр Александрийский , сщмч. – см. 455. Симеон Новый Богослов , прп. – см. 337. 1272. Житие св. Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев//АиО. 1996. 4(11). С. 115–125. Фотий, свт. – см. 558, 572 и ИУ. См. также 1999. Русские святые Канонизированные до 1988 г. Александр Свирский , прп. – см. также 1242. 1273. Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Александр Свирский , «новый чюдотворец» – русский подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины/Игум. Макарий (Веретенников) //БТ. 1982. Сб. 23. С. 321–336.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010