Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1628. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43235, 40.44064 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми воротами Спасо-Евфимиевой обители на протяжении всего XVII столетия являлась одним из украшений монастырского ансамбля. В литературе ей традиционно уделяется очень мало внимания. Возможно, это объясняется ее нынешним скромным обликом. Так, в одной из работ XIX века просто сказано: «…над сводом возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, где служба совершается весьма редко, потому что ход в эту церковь ведет по крутой и высокой лестнице, притом же храм холодный без печей. Храм этот не древний, потому что в описи 1660 года он не упоминается» Сведения эти, хотя и содержат важную информацию, в целом существенно искажают представление о Благовещенской церкви. Прежде всего, автор существенно «омолодил» ее. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…» Эта краткая информация не дает нам представления ни о том, как выглядел храм в то время, ни о дате его возведения. Последний вопрос до сих пор остается спорным. Условно датировку приводят от конца XVI века до 1653 года Несколько сузить эти рамки могли бы данные, помещенные в Описи 1660 года: «…На святых вратах церковь камена Благовещения Пречистые Богородицы. Да придел преп. Иоанна, Списателя Лествицы. О два шатра» Каменные многошатровые храмы известны в русском зодчестве в 1620-е – 1630-е годы. Наиболее ранней из них обычно называют церковь Успения Пресвятой Богородицы («Дивная») в Алексеевском монастыре Углича (1628 год). Она увенчана тремя шатрами. К 1634 году относятся собор Алексеевского монастыря «о два шатра» Другие подобные храмы еще более поздние – Св. Духа в Рязани (1642 год), свт. Николая в Сапожке (Москва, 1649 год) и другие. Надвратная церковь во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, увенчанная двумя шатрами, относится к 1649 году и традиционно считается наиболее ранним сооружением такого типа Попробуем теперь несколько уточнить датировку интересующего нас храма.

http://sobory.ru/article/?object=05124

Все усилия Иоасафа избавиться от строгого надзора, таким образом, ни к чему не привели. Известно, что епископ Иустин впоследствии многое сделал для облегчения участи Иоасафа; но – видимо – все это наступило после, так как в 1850 и в первой половине 1851 г. все его распоряжения только точно согласовались с формальными требованиями. Правда, еще в 1850 г. по его поручению Иоасаф составил жизнеописания св. Владимирских Великих Князей и в том же году напечатал «Известие о Святителях Феодоре и Иоанне, Суздальских чудотворцах», но сближения между ними еще не было, так как Иоасаф два раза просил о разрешении прибыть во Владимир, и в этом ему было отказано. Летом 1851 года, наконец, Иоасафу удалось видеться с Иустином и в сентябре (с 26 числа 1851 года) иеромонах Иоасаф был вызван из Спасо-Евфимиева монастыря в Архиерейский дом для составления статистики по Владимирской епархии; здесь он всецело отдался порученной работе и, находясь постоянно в сношениях с епископом Иустином, надо полагать, очень скоро дал понять последнему – какой он опасный преступник. марте 1852 г. он просил Иустина о предоставлении ему права пользоваться доходами и жалованьем из Спасо-Евфимиева монастыря, так как он хотя и находится в Архиерейском доме для составления церковно-исторического и статистического описания Владимирской епархии, но состоит в числе братства Суздальского монастыря. Иустин изъявил полное на это согласие и велел отмечать, что Иоасаф находится в архиерейском доме по распоряжению начальства. В 1853 году епископ Иустин уже сам возбудил ходатайство пред Синодом о разрешении Иоасафу священнослужения. «Как иеромонах Иоасаф, писал владыка, в настоящее время ведет себя осторожно и скромно, благодушно неся наказание, определенное ему Св. Синодом, то я полагал бы для облегчения его положения разрешить ему священно-служение, тем паче, что и самый монастырь, в котором он состоит в числе братства, имеет нужду в священнослужителях». Ходатайство это вскоре и было уважено. В том же 1853 г. Иоасаф закончил порученный ему обширный труд – «Церковно-историческое и статистическое описание Владимирской епархии, составленное на основании определения святейшего правительствующего синода от 19-го мая – 6 октября 1850 г. магистром-иеромонахом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Иоасафом Гапоновым ». Владимир на Клязьме, 1853 г. Труд этот, в двух больших томах, был представлен в святейший синод, а другой его экземпляр передан в библиотеку Владимирской духовной семинарии; к сожалению, эта работа не была напечатана (состав ее такой: в пол листа, т. I – описание епархии, 680 стр.; т. II – приложения к описанию, 398 стр.), но из нее многие последующие исследователи черпали щедрою рукою, а иные даже находили возможным извлеченное оттуда выдавать за свои труды (напр. о бывших монастырях в губернии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Зимний Суздаль Фоторепортаж поездки в Суздаль братии и семинаристов Сретенского монастыря Щелкните мышью для увеличения Суздальский кремль был огражден земляными валами. До сих пор видны их остатки. Рождественский собор Ранее купола собора имели шлемовидную форму и были золотыми. Такими они стали уже в XIX веке. Крестовая палата в кремле Икона Пресвятой Богородицы, перед которой совершался молебен Падающая колокольня в Кидекше. С каждым годом угол наклона ее увеличивается. Борисоглебский храм - один из древнейших памятников белокаменного зодчества на Руси. Храм не отапливается. Фрески покрываются инеем. Церковь Первомученика архидиакона Стефана. Крестовоздвиженский храм возведен на месте часовни с чудотворным Распятием. На торговой площади можно приобрести изделия традиционных ремесел и заказать катание на санях. Покровский женский монастырь - один из четырех ныне действующих в Суздали Собор построен московскими зодчими по заказу великого князя Василия III в 1518 г. Здесь почивают святые мощи преподобной Софии Суздальской Ризоположенский монастырь ныне действующий. В советские годы здесь устроили гостиницу, которая работает до сих пор. Щелкните мышью для увеличения Храм Ризоположения Колокольня Ризоположенского монастыря Преображенский собор - главный храм Спасо-Евфимиева монастыря с уникальной настенной живописью Храм Успения Пресвятой Богородицы Колокольня Спасо-Евфимиева монастыря. Звон можно услышать и сегодня Хорошо сохранились фрески работы Гурия Никитина. Росписи сохранялись на протяжении веков В музее Спасо-Евфимиева монастыря Уникальные экспонаты: облачения и покровцы работы монахинь- золотошвеек Покровского и Ризоположенского монастырей. В сокровищнице находятся предметы интерьера Рождественского собора. Фонарь, который выносили на крестный ход, поднимали восемь человек. Западные врата Рождественского собора - один из самых ценных экспонатов. Выполнены в технике огненного золочения. Лучи заходящего солнца окрасили храмы в розовый цвет Вечера в Суздале тихие, лишь колокольные звоны зовут на вечернее богослужение. Город-сказка как начинал, так и завершает свой день молитвой.                                                                                                                                                                                 30 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/313.html

Двадцать один год проведя в тюрьмах, он вновь попал в тяжкое заточение… Монах Авель, именуя себя монахом Ставропигиального Соловецкого монастыря, в сентябре 1823 года подал московскому архиепископу Филарету, впоследствии митрополиту, прощение об определении его, Авеля, в Серпуховский Высотский монастырь… По определении монаха Авеля в Высотский монастырь, в послужном его списке за 1823 год значилось, что монах Авель из крестьян, 65 лет; в монашество пострижен в Лаврском Александро-Невском монастыре в 1797 году; из оного переведен был в Ставропигиальный Соловецкий монастырь в 1801 году; а в оный Высотский монастырь определен в 1823 году, октября 24-го дня; обучен российской грамоте читать, петь и писать; в штрафах не был. В 1826 году, июня 21-го, архимандрит Высотского монастыря Амвросий донес митрополиту Филарету, что монах Авель, забравши все свои пожитки, 3 июня самовольно из монастыря отлучился неизвестно куда и не является. В дополнение к тому архимандрит Амвросий 30 июля доносил, что монах Авель находится в Тульской губернии, близ Соломенных заводов, в деревне Акуловой… государь, по прочтении бумаг, повелел, чтобы монах Авель был заточен для смирения в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Посему Святейший синод, для скорейшего и удобнейшего отыскания монаха Авеля, тульской епархии, в деревне Акуловой, предоставил синодальному обер-прокурору сделать сношение с светским начальством, которому и отправить Авеля в владимирскую консисторию для помещения в Спасо-Евфимиев монастырь. Тем и закончились скитания о. Авеля. Примечание. Необходимо напомнить, что Спасо-Евфимиев монастырь в городе Суздале не столько обитель для отказавшихся от мира подвижников, сколько острог для заточенных в него духовных и светских лиц… В этом же монастыре были заключены на время некоторые декабристы (Бобрищев-Пушкин, кн. Шаховской), а позднее сюда запирали раскольничьих архиереев . В Соловецком монастыре был монах Авель, предсказавший смерть императрице Екатерине и потом императору Павлу, со всеми обстоятельствами краткого его царствования.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ «Общий вид суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря». Гравюра. 1895 г. (ГВСМЗ) «Общий вид суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря». Гравюра. 1895 г. (ГВСМЗ) в г. Суздале Владимирской обл. Основан между 1355 и 1363/64 гг. иноком нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря прп. Евфимием Суздальским по инициативе суздальско-городецкого кн. Бориса Константиновича и по благословению Суздальского свт. архиеп. Дионисия . Сложившаяся историческая традиция ошибочно относит это событие к 6860 (1351/52) г. Под этой датой в пространной редакции Жития прп. Евфимия Суздальского сообщается о прибытии преподобного из Н. Новгорода в Суздаль (РГБ. Троиц. 337. Л. 518; 696. Л. 11) и об основании монастыря вместе с Суздальским свт. Иоанном и кн. Борисом. Однако в это время город и округа находились в составе владений вел. кн. Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича. К тому же в 1352 г. Нижегородско-Суздальская земля серьезно пострадала от эпидемии чумы. Т. о., Е. м. мог быть основан только после кончины в 1355 г. вел. кн. Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича, после распределения между 4 его сыновьями уделов, в т. ч. земельных владений близ прежней столицы княжества - г. Суздаля, но до начала борьбы кн. Бориса Константиновича за нижегородский стол (1364). Мон-рь строился на той части совместного владения сыновей вел. кн. Константина (Андрея, Димитрия (Фомы), Бориса и Димитрия-Ногтя), к-рая принадлежала кн. Борису Константиновичу, а именно на части нагорного берега р. Каменки, к северо-востоку от Суздальского детинца. К северу ополья владения простирались до с. Омутского, к югу - вниз по течению р. Нерли до с. Мордыш (Мордош) (см.: Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 219-225; он же. Суздальское ополье в XIV-XV вв. и владения Спасо-Евфимьева мон-ря//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: (К 650-летию основания монастыря): Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 26-30; Седова М. В. Суздаль в X-XV вв. М., 1997. С. 25-31).

http://pravenc.ru/text/187637.html

Чугуев, 1857. С.: 58-59 Аксенова А.И. Вехи истории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. С.: 7-14//Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Владимир, 2003. С.: 10 Владимирский сборник: Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Собрал К. Тихомиров. Владимир, 1857. С.: 45; Владимирские губернские ведомости. 1853. 20 Спасо-Евфимиев монастырь//Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 2009. 30. С.: 17 Маров В.Ф. Ярославль. Архитектура и градостроительство. Ярославль, 2000. С.: 14, 33, 34 Кушнир И.И. Ахитектура Новгорода. Л., 1991. С.: 98 Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 366-367 Смурова О.В. Колокола Ипатьевского монастыря//Материалы IV Григоровских чтений. 6-8 октября 1994 г. Кострома, 1994. С.: 5-8; Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1913. С.: 50-53; Описание Костромского Ипатьевского монастыря/П. Подлипский. Спб., 1832. С.: 3, 4, 17-20 Мощная пятиугольная фортификация окружает монастырские постройки, под стать ей и здание перед Преображенским собором. На самом деле эти суровые с виду сооружения прилепились друг к другу с мирной целью - наполнить небо звоном. Чем больше колоколов мог позволить себе монастырь, тем больше пристроек и надстроек возводилось. Башня-колокольня появилась первой, потом к ней примкнула трехпролетная звонница на двухэтажном постаменте - это ее можно спутать с частью стены. Позднее между ними пристроились часы и декоративная башенка, венчающая всю конструкцию. Колокольня необычна уже тем, что имеет девять граней, а не восемь, как все другие аналогичные постройки на Руси. Главный вход повис в воздухе - дверь на втором ярусе когда-то выходила на галерею с лестницей. А вела она в небольшую церковь - внутри и сейчас можно увидеть алтарное углубление. Первые колокола, которые звонили здесь в XVI веке, были, по русским меркам, небольшими - до тонны с небольшим. Но знатные жертвователи одарили монастырь и настоящими гигантами, тяжелее пяти и даже девяти тонн.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава VII. Суздальская агиография XVI в. § 1. Житие Евфимия Суздальского Древнейшим памятником суздальской агиографии является Житие преподобного Евфимия, основателя знаменитого Спасо-Евфимьева монастыря. Наиболее полный перечень списков произведения составил В. А. Колобанов 598 , но их палеографическое описание уже не соответствует современным требованиям, да и сам перечень ныне может быть пополнен новыми находками. Все списки В. А. Колобанов разделил на две редакции – Краткую и Пространную. Данную классификацию необходимо уточнить: из 8 рукописей Краткой редакции список РГБ, собр. А. Н. Овчинникова, 557 следует признать сокращением Пространной редакции, а списки РГБ, собр. В. М. Ундольского, 310 и собр. А. Н. Овчинникова, 273 (к которым я добавляю рукопись из Ярославского музея-заповедника, 14966) образуют особую, Проложную, редакцию. В историографии создание Жития Евфимия традиционно связывается с именем суздальского агиографа Григория, инока Спасо-Евфимьева монастыря 599 . Но следует оговориться, что в Краткой и Проложной редакциях имя автора не проставлено, а из 19 списков (с учетом Овч., 557) Пространной редакции имя Григория читается только в двух, причем не в самых старших. В. О. Ключевский бездоказательно полагал, что Краткая редакция является сокращением Пространной 600 . Краткая же редакция была известна историку уже в списке 1543 г. (Вол., 490), поэтому литературную деятельность монаха Григория он отнес ко второй четверти XVI в., связывая ее с канонизационной деятельностью соборов 1547–1549 гг. 601 Кстати, аналогичную догадку высказывал митрополит Макарий (Булгаков) 602 . В. А. Колобанов, также не приводя аргументов, считал, что Григорий сначала создал Краткий вариант (около 1540 г.), а вскоре после собора 1549 г. переработал его в Пространное житие 603 . Все эти гипотетические построения были основательно подорваны открытием Т. В. Черторицкой, которая обнаружила рукопись Краткой редакции Жития Евфимия, датирующуюся (по мнению исследовательницы) началом XVI в. 604 Следовательно, появились весомые аргументы в пользу более раннего происхождения Краткой редакции по сравнению с Пространной и принадлежности обеих редакций разным авторам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В XVIII в. притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля. Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Интерьер собора очень богат. Высокий иконостас собора был утрачен в XX в., но, к счастью, уцелели фрески 1689 г. работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора - последняя или одна из последних работ мастера. Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную - «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря - «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов. Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV в. - 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391). Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского.

http://sobory.ru/article/?object=00200

Суздальские чудотворцы: святители Феодор, Симон, Дионисий, прп. Евфимий, свт. Иоанн, прп. Евфросиния. Фрагмент иконы " Все святые, в земле Русской просиявшие " . 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Суздальские чудотворцы: святители Феодор, Симон, Дионисий, прп. Евфимий, свт. Иоанн, прп. Евфросиния. Фрагмент иконы " Все святые, в земле Русской просиявшие " . 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Сцены с участием Д. присутствуют и в цикле Жития др. его ученика - прп. Евфимия Суздальского, в частности в росписи Евфимиевского придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689, поновления - 1867). Они могли быть представлены и на житийных иконах прп. Евфимия, упомянутых в описи Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. (Описная книга Спасского мон-ря 1660 г./Публ. К. Тихонравова//Ежегодник Владимирского губ. стат. ком-та. Владимир, 1878. Т. 2. Прил. С. 22, 40). Хотя Д. не принадлежал к числу наиболее почитаемых Суздальских святых (в опубл. описях крупнейших суздальских храмов XVII в. его иконы не упом.), во 2-й пол. XVII-XIX в. его изображения среди местных чудотворцев встречались в храмах Суздальской епархии. Один из ранних примеров - образ из иконостаса собора Покровского мон-ря, заказанный в 1674 г. в числе проч. икон местного ряда вязниковскому иконописцу М. И. Пономарёву. Кроме Д. на иконе были изображены Суздальские святители Иоанн, Феодор и Симон, в состав местного ряда также входили иконы Суздальских преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). В 1756 г. Суздальский митр. Сильвестр приказал изобразить Д. и свт. Симона на иконе Суздальских чудотворцев ( Федоров. 1855. С. 22, 29). Эти сведения указывают на стремление Суздальских архиереев расширить круг местных святых, включив в него подвижников, погребенных за пределами Суздаля, но тесно связанных с этим городом. При этом Д. часто сопоставлялся со свт. Симоном, к-рый, согласно распространенному преданию, тоже был погребен в Киево-Печерской лавре. Вероятно, подобные произведения первоначально были связаны с Рождественским собором и архиерейским домом, позднее они получили распространение в др. храмах епархии.

http://pravenc.ru/text/178313.html

(?) с образом Божией Матери «Моление о народе» и припадающими святыми (ГВСМЗ; см.: Спасо-Евфимиев монастырь. 2007. С. 83. Ил.), к-рая была обнаружена в 2005 г. в погребении свт. Арсения Элассонского в суздальском соборе Рождества Пресв. Богородицы и, очевидно, принадлежала этому храму или архиерейскому дому. Преподобный (надпись: «Прпдбныи Еуфимеи Суждалскы») показан во главе нижнего из 2 рядов коленопреклоненных святых вместе со свт. Дионисием Суздальским, прп. Евфросинией Суздальской и ее женихом кн. Миной; в верхнем ряду - святители Николай Чудотворец, Алексий Московский, Иоанн и Феодор Суздальские. Пелена, вероятно созданная при Суздальском еп. Варлааме (1570-1584), уделявшем большое внимание прославлению местных святых, является 1-м примером распространенных впосл. изображений Суздальских чудотворцев, среди к-рых Е. неизменно занимал почетное место. Суздальские святые, в т. ч. Е., представлены на серебряных пластинах большого киота Корсунской иконы Божией Матери (ГВСМЗ), вложенного в 1590 г. в Спасо-Евфимиев мон-рь местным вотчинником и царским приближенным Д. И. Черемисиновым. Е. показан в одном вертикальном ряду с преподобными Сергием Радонежским, Кириллом Белозерским и Варлаамом Хутынским, в молении, с редкой иконографической особенностью - непокрытой головой, что свидетельствует о недостаточном знакомстве столичного серебреника с иконографией святого. Образ Е. также присутствует на архимандритской митре кон. XVI в. из Спасо-Евфимиева мон-ря, к-рая, согласно позднему преданию, принадлежала преподобному (ГВСМЗ; Трофимова Н. Н. Рус. прикладное искусство XIII - нач. XX в.: Из собр. ГВСМЗ. М., 1982. Кат. 44). Прп. Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы " Христос Великий Архиерей, с припадающими святыми Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским " . 1681 г. Иконописец Г. Т. Зиновьев (ГВСМЗ) Прп. Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы " Христос Великий Архиерей, с припадающими святыми Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским " . 1681 г. Иконописец Г. Т. Зиновьев (ГВСМЗ) Достаточно полное представление об иконографии Е.

http://pravenc.ru/text/187661.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010