Нижний Новгород. Церковь Жён-мироносиц на Верхнем посаде. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Жен-Мироносиц (1649 г.)- первая приходская каменная церковь на Верхнем посаде. В 14-15 веках, когда церковь была ещё деревянной, в ее приходе родились Евфимий Суздальский (основатель Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале) и Макарий Желтоводский (основатель Макарьевского монастыря). В XVI в. существовала деревянной. Тогда ее прихожанами были известные церковно-политические деятели Древней Руси Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский. В пору бурного экономического расцвета в XVII в. деревянные приходские церкви стали заменяться на каменные. В 1632 г. поп Симеон за обязательство платить ежегодно непосредственно в патриаршую казну " вдвое против прежнего " получил несудную грамоту, прибрел лавку на торгу, сенные пожни за Окой. Его преемник, поп Михаил, приступил к строительству каменной церкви, добился жалованной грамоты на беспошлинный провоз кирпича из Балахны. В 1649 г. двухъярусная церковь была освящена: первый этаж в честь Знамения, вверху - Жен-Мироносиц. Теплая и холодная церкви -обычный погостовый ансамбль - объединены в одно здание. Это был ПЕРВЫЙ в истории древнерусского зодчества храм типа " корабль " : со строго осевым расположением алтаря, моленного зала, трапезной и колокольни над западным входом. Выносное крыльцо-всход с бочечной кровлей нижнего рундука ведет на 2 этаж. Своды нижней церкви и трапезнй опираются на 2 столпа. Своды верхних помещений опор не имеют. В 1805 г. на средства нижегородского купца П.Переплетчикова к трапезной пристроили двухэтажный придел: внизу в честь Петра и Павла, вверху - Евфимия Суздальского, в трапезной - Макария Желтоводского. В 20-30 годы XX в. церковь лишилась колокольни,а также пятиглавия. К началу 2007 г. церковь полностью воссоздана в первоначальном виде, благодаря, в частности, исторически ценным фотографиям М.П. Дмитриева. http://www.ipnn.ru/ Знаменская или Мироносицкая церковь до 1834 г. называлась собором. Она принадлежит к числу церквей глубоко-древних и существовала уже в XIV ст., так как в 1316 г. в приходе ее родился преп. Евфимий Суздальский, а в 1349 г. – преп. Макарий Желтоводский. Быв прежде деревянною, церковь эта много раз страдала от пожаров, а в пожаре 1531 г. она совершенно сгорела. Вследствие чего на месте ее была выстроена новая двухэтажная деревянная церковь, освященная в 1535 г.

http://sobory.ru/article/?object=00918

21. Ферапонт хирот. 9 мар. 1539, из игум. Ферапонтовских; † в мар. 1548. Погребён в Суздальском соборе. 22. Иона Собина хирот. 21 февр. 1544 из архим. Чудова монастыря; † 1548. Погребён в Суздальском соборе. 23. Трифон Ступишин хирот. 10 мар. 1549 из архим. Симонова монастыря; в 1551 оставил епархию. С 1563 архиепископ Полоцкий. 24. Афанасий, кн. Палецкий , 18 июня 1551 хирот. из игум. Кирилло-Белоезерских; упом. 2 февр. на соборе; в 1564 уволен на покой туда-же. С 1566 архиепископ Полоцкий. 25. Елевферий хирот. в 1564 из архим. Троице-Сергиевских; до 1567; (†...?) 26. Пафнутий , с 1567; † 26 нояб. 1569. 27. Варлаам хирот. в 1570, из игум. Махрищского монастыря; † 1586 и погребён в Махрищском митре. V. Архиепископы Суздальские и Торусские 28. Иов в 1587 хирот. из архим. Спасо-Евфимиевских; с мая 1589 архиепископ; в 1592 уволен на покой; † 24 июня 1594. Погребён в Спасо-Евфимиевом мнтре. 29. Галактион хирот. 1593 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1609 изгнан и †. Погребён в Суздальском соборе. 30. Герасим в 1612 (в великий пост) хирот. в Казани из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; до 1615 († ...?). 31. Арсений , Грек, перев. из Твери 1616 (упом. в окт.), а в начале 1626 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1630. 32. Иосиф Курцевич , епископ Волынский, прибыл в Москву в июле 1625, определён в авг. 1626, а 22 мар. 1634 отлучён и послан в Сийский мнтрь; † 15 июня 1642 – в Зилантове. 33. Серапион 5 окт. 1634 хирот. из игум. Тольгских; † 1663 (упом. в мае). Погребён в Суздальском соборе. 34. Софроний хирот. 29 янв. (sic) 1654 из архим. Хутынских и в мор † 13 сент. 1654 (в Москве). Погребён в Суздальском соборе. 35. Иосиф хирот. 1655, упом. в февр. (sic) 1655, из ризничих Саввы-Сторожевского монастыря; упом. в апр. 1656 (а 1658 бывший, в Казани). 36. Филарет хирот. 10 авг. 1656, из иноков Саввы-Сторожевского монастыря, а 1658 перев. в Смоленск. 37. Стефан хирот. 2 мая 1658–60. После при Архангельском соборе в Москве (в февр. 1661). VI. Архиепископы Суздальские и Юрьевские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть основания полагать, что иконы Е. находились в храмах вотчин Спасо-Евфимиева мон-ря - прежде всего там, где существовали престолы во имя преподобного. Это, напр., храм приписного Мячковского Евфимиева во имя свт. Василия Великого мон-ря близ Гороховца, по преданию основанного Е., с каменной церковью 1679 г. (упразднен в 1764 - Зверинский. Т. 2. 690), ц. во имя мучеников Космы и Дамиана с. Коровники близ Суздаля (Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды/Сост.: В. Березин. С. 89), один из храмов с. Мугреева-Дмитриевского Южского р-на Ивановской обл., храм слободы Мещерской на Оке (позднее г. Горбатов, где в Троицком соборе существовал придел Е.), ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Образцове Щёлковского р-на Московской обл., где до сих пор в приделе во имя Е. хранится его образ 20-30-х гг. XVII в., согласно надписи на обороте подаренный келарем Спасо-Евфимиева мон-ря Иосифом Трусовым (преподобный в рост, в молении благословляющему Иисусу Христу в сегменте). В качестве заказчиков икон святого, вероятно, выступали покровители обители князья Пожарские. Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Неск. изображений Е. входит в состав росписи собора Спасо-Евфимиева монастыря, исполненной в 1689 г. костромской артелью во главе с Гурием Никитиным . Кроме житийного цикла в Евфимиевом приделе это еще и ростовая фигура преподобного, помещенная в юж. галерее, слева от портала храма ( Брюсова. 1982. Ил. 133; Спасо-Евфимиев мон-рь. 2007. С. 11. Ил.; согласно описи 1660 г., на этом месте до создания росписи находилась аналогичная икона - Описная книга. 1878. С. 39); рядом представлены суздальские преподобные жены - Евфросиния и София (вел. кнг. Соломония Сабурова). Необычна по иконографии композиция на сев. стене жертвенника: в облаках на фоне райского сада изображена Богоматерь с Младенцем на престоле (надпись: «Что Тя наречем, Благодатная…»), Которой молятся суздальские святые: в центре представлены коленопреклоненные святители Иоанн и Феодор, справа и слева от них - стоящие с воздетыми руками Е. и прп. Евфросиния. Этот сюжет, отражающий почитание суздальских чудотворцев как молитвенников за человеческий род, свой город и мон-рь, в то же время соответствует функциям жертвенника, предназначенного для совершения чина проскомидии, когда поминаются св. заступники.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Однако, исторические построения автора Краткой редакции Жития Евфимия не согласуются с реальным ходом событий в XIV веке. Основание Спасо-Евфимьева монастыря, по Житию Евфимия, происходило при игумене Дионисии Печерском – следовательно, до 1374 г. (так как в этом году Дионисий был поставлен епископом Нижегородско-Суздальским). До этого года Борис Константинович только однажды на короткое время захватил стол великого княжения Нижегородского – в 1363–1364 гг. 642 ; но, во-первых, Суздальским владыкой тогда был Алексей, а не Иоанн, а во-вторых, Борис Константинович не мог ходить в Суздаль и основывать монастырь в вотчине своего политического соперника и старшего брата Дмитрия Константиновича, с которым он вел в те годы борьбу за Нижегородское великое княжение. Еще одно противоречие возникает при прочтении пророчества Дионисия накануне возникновения Спасо-Евфимьева монастыря: «в последняа времена, по нашему к Богу отшествие, будет запустение граду сему и святым Божиим церквам и монастырем разорение от поганых и безбожныих агарянъ». Разорения Нижнего Новгорода от татар происходили в 1377 и 1378 г., сам же Дионисий скончался в 1385 г. Нижегородско-Суздальским князем в то время был Дмитрий Константинович, который в 1377 г. бежал из Нижнего и укрылся в своем отчинном Суздале. Отдельной темой является вопрос о личности святого епископа Иоанна, действовавшего, по Житию Евфимия, будто бы во времена князя Бориса Константиновича и того же игумена Дионисия Печерского. Существует, однако, более ранний источник, сообщающий иные сведения о жизни епископа Иоанна. Речь идет о вводных статьях к Симеоновской летописи, содержащих перечни иерархов Русской церкви. Существующий список Симеоновской летописи (БАН, 16.8.25) датируется началом 40-х годов XVI в. и писан в Иосифо-Волоколамском монастыре упоминавшимся выше дьяком Дмитрием Лапшиным, но недавно найдены фрагменты летописи в рукописях конца XV – начала XVI в. 643 Кроме того, текст Симеоновской летописи со всеми вступительными статьями вошел в состав митрополичьей Никоновской летописи, создававшейся в конце 20-х годов XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершилась реставрация музейного комплекса Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале 01.02.2010 В Суздале Владимирской области завершена длившаяся 6 лет глобальная реставрация музейного комплекса " Спасо-Евфимиевский монастырь " , сообщается на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Общая стоимость реставрационных работ превысила 360 млн. рублей, большая часть из которых поступила по федеральной адресной инвестиционной программе " Культура России " . На эти средства удалось восстановить обрушившуюся в 2003 году верхнюю часть монастырской стены, укрепить берега реки Каменки, на которой стоит монастырь, чтобы предотвратить оползни, отреставрировать и реконструировать все монастырские стены и башни, восстановив боевые ходы в них, выполнить обмазку стен. Теперь посетители монастыря могут совершить увлекательную экскурсию по боевым ходам монастырских стен. В минувшем году на территории монастыря на народные деньги был воссоздан мавзолей князя Дмитрия Пожарского. Одновременно к открытию мавзолея была завершена и реставрация главного собора обители - Спасо-Преображенского. Кроме того, в монастыре была проведена реконструкция всех инженерных сетей. " Сбылась давняя мечта - музейный комплекс монастыря сделать световым " оазисом " . С этой целью по заказу музея была выполнена подсветка архитектурного ансамбля стоимостью 14 млн. рублей. Эти работы выполнены с применением новых энергосберегающих технологий " , - говорится в сообщении музея-заповедника. При советской власти на территории монастыря - памятника архитектуры XVI-XVII веков - располагалась женская исправительная колония. В 1968 году архитектурный ансамбль вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это был первый в стране опыт музеефикации целого архитектурного ансамбля. В 1977 году за создание музейного комплекса в Спасо-Евфимиевском монастыре музей-заповедник был отмечен Государственной премией РСФСР, а в 1992 году монастырь вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 01.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7822.html

Почитание Д. в Спасо-Прилуцком мон-ре началось вскоре после кончины преподобного - не позже 1408 г., к к-рому, опираясь на летописные сообщения о море в 6916 г., исследователи относят 1-е посмертное чудо святого - исцеление мн. людей от болезни «корчеты», распространившейся по Вологодчине; по Житию, эта эпидемия случилась через неск. лет после кончины Д. 2-е чудо совершилось во время нападения на Вологду рати вятчан (Вологодско-Пермская летопись относит это событие к 1417 г.; см.: ПСРЛ. Т. 26. М.; Л., 1959. С. 180). Когда нападавшие грабили Димитриеву обитель, один из воинов стал снимать покров с гроба святого, но Божественной силой был сбит с ног, стукнулся об пол и лишился жизни, его похоронили в мон-ре. Др. чудеса, описанные в Житии Д., связаны с исцелением больных, преимущественно бесноватых и умалишенных. Вериги прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Вериги прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Свидетельство о чудесной помощи Д. кн. Константину Ивановичу Острожскому ( 1539), оказавшемуся в московском плену после битвы при Ведроши в 1500 г., и о почитании князем святого содержится в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского (1-я пол. 70-х гг. XVI в.): «Той самый Димитрий, яже князя Константина от многолетных его вериг свободил, имиже был связан по рукам и ногам, и иссохшие ему руце прикосновением своим исцелил, яко и здесь уже князь, ехал уже в свое отечество, зело святаго о сем прославлял и почесть и любовь к нему велию имел даже до преставления своего» (БЛДР. СПб., 2001. Т. 11. С. 468). Вероятно, исцеление было связано с пребыванием кн. Константина Ивановича в Вологде, обычном месте ссылки знатных пленников. Дав поручную запись на верность Москве, князь бежал на родину в 1507 г. Приведенная в «Истории о великом князе Московском» информация скорее всего была получена Курбским от Константина Константиновича Острожского (1526-1608), с к-рым он находился в переписке. По-видимому, почитание Д. стало общерусским к кон. XV в. Служба святому находится в рукописях Троице-Сергиевой лавры XV в. (РГБ. Троиц. 617, 642) и нач. XVI в. (Там же. 618) (см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 50, 317, 428, 466, 468). Инок суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорий , составивший во 2-й пол. XVI в. Похвальное слово рус. святым, писал: «Кто не весть блаженаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши» ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 138-139). В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634) под 11 февр. отмечено: «Дмитрею Вологоцкому благовест в ревут, трезвон болшой; аще ли в пост, выпевати напредь» (РИБ. Т. 3. Стб. 54). До 1645 г. существовал обычай, по к-рому после дня памяти Д. (11 февр.) игумен Спасо-Прилуцкого мон-ря ездил в Москву, где преподносил государю и его семье освященную на молебне воду и просфоры.

http://pravenc.ru/text/178017.html

И. принял участие в Соборе об установлении Патриаршества в России. В мае 1589 г. по приговору участвовавших в Соборе иерархов была учреждена архиепископия Суздальская и Тарусская. В нач. июля 1591 г., во время похода крымского хана Казы-Гирея на Москву, Суздальский архиепископ, находившийся тогда в столице, был направлен патриархом св. Иовом к русским войскам с Донской иконой Божией Матери . И. присутствовал при избрании и хиротонии в Москве в марте 1592 г. Новгородского митр. Варлаама . По сообщению П. М. Строева , в том же году И. был уволен на покой ( Строев. Списки иерархов. Стб. 655). Архиерей был погребен в построенном незадолго до его кончины Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Евфимия Суздальского. Сохранилась надгробная плита с надписью: «Лета 7102 месяца июня в 24 день, на память Рождества святаго славнаго пророка, предтечи, крестителя Иоанна, преставился раб Божий преосвященный архиепископ Иов Суждальский и Тарусский» ( Курганова Н. М. Страницы истории некрополя г. Суздаля. М., 2007. С. 70). В сер. XVII в. в Спасо-Евфимиевом мон-ре хранился покров с гробницы И.- «камка таусинная, на ней в кресте дробницы серебряны, золочены, по краям слова шиты золотом» ( Тихонравов. 1878. С. 38). Известна духовная грамота И., содержащая перечень многочисленных поминальных вкладов архиерея. Ист.: СГГД. Ч. 1. С. 584; Ч. 2. С. 95, 102; ДАИ. Т. 1. С. 229; ПСРЛ. Т. 14. С. 12; Т. 34. С. 233; Тихонравов К. Н. Описная книга суждальского Спасо-Евфимьева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878. С. 25, 26, 38, 42; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998; Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер; ред.: Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 58, 59. 40; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. С. 88-92; он же. Явочные челобитные 1568-1612 гг. из архива суздальского Покровского мон-ря//Там же. 2003. Вып. 9. С. 304. 34. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 6, 31, 48, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 26; Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 61-62; Косаткин В. В., свящ. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 44.

http://pravenc.ru/text/578170.html

31) Игумен Корнильевский. III. Nocлe того под Соборным деянием, бывшем в 1589 году, индикта 2, Московского Собора при Царе Феодоре Иоанновиче, об учреждении Московского Патриаршества, присутствовавшие тогда Настоятели подписались следующим порядком 51 : 1) Архимандрит Троице-Сергиевский. 2) Архимандрит Владимиро-Рождественский. 3) Архимандрит Чудовский. 4) Архимандрит Новоспаский. 5) Архимандрит Юрьевский. 6) Архимандрит Симоновский. 7) Архимандрит Свияжский. 8) Архимандрит Андрониевский. 9) Архимандрит Печерский Нижегородский. 10) Игумен Хутынский. 11) Игумен Кирилло-Белоезерский. 12) Архимандрит Лужецкий. 13) Архимандрит Богоявленский Ростовский. 14) Игумен Богоявленский Московский. 15) Архимандрит Спасо-Ярославский. 16) Игумен Пафнутьевский. 17) Игумен Иосифовский Волоколамский. 18) Архимандрит Спасо-Евфимиевский Суздальский. 19) Игумен Антониев Новгородский. 20) Игумен Псково-Печерский. 21) Игумен Соловецкий. 22) Архимандрит Борисоглебский Смоленский. 23) Архимандрит Спасский Рязанский. 24) Архимандрит Спасо-Каменский. 25) Архимандрит Отрочевский. 26) Архимандрит Даниловский Переславский. 27) Архимандрит Солотчинский. 28) Игумен Спасо-Прилуцкий. 29) Игумен Вяжицкий. 30) Игумен Духовский Новгородский. 31) Игумен Саввин Сторожевский. 32) Игумен Павлов Вологодский. 33) Игумен Глушицкий. 34) Игумен Корнильевский. 35) Игумен Никитский Переславский. 36) Игумен Угрешский. IV. Nomoм до царствования Государя Царя Михаила Феодоровича в лествице сей учинены некоторые перестановки степеней, а некоторые Настоятели вновь введены в оную, а именно Перестановлены: 1) Архимандрит Новоспасский поставлен выше Чудовского в 3 степени. 2) Архимандрит Чудовский в некоторых списках стоит в 5 степени ниже Юрьевского, а в иных выше оного в 4 степени. 3) Архимандрит Даниловский Переславский в некоторых списках стоит выше Спасо-Каменского, Борисоглебский выше Антониева Новгородского, Ряжицкий ниже Угрешского, Псково-Печерский ниже Вяжицкого и прочее. Вновь введены в Лествицу: 1) Архимандрит Спасо-Казанский степенью 9, а по иным спискам 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Спасо-Евфимиевский монастырь Обязательно посетите в Суздале Спасо-Евфимиевский монастырь. Следует сразу же уточнить: если цель вашей поездки – паломничество, то здесь вы испытаете двоякое чувство. Вся территория находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соответственно, никаких богослужений тут не совершается. Чтобы пройти на территорию, необходимо купить билет. За 400 рублей вам предоставляется возможность увидеть 10 экспозиций: старинные иконы, золотые украшения, книги и т.д. В центре территории не обычная колокольня, а целая звонница. Дважды в день звонарь поднимается наверх и будит окрестности затейливыми старинными мелодиями.    Зрелище удручающее: алтарь Спасо-Преображенского собора используется как сцена, а сам храм – как зал для выступлений Центральный храм – Спасо-Преображенский собор – для православных христиан сегодня представляет собой зрелище удручающее: алтарь используется в качестве сцены, а сам храм – как зал для выступлений. Ежедневно здесь устраиваются концерты церковных песнопений для посетителей. Справа от входа в собор – усыпальница рода Пожарских. Сам князь Дмитрий Пожарский захоронен здесь. В глубине монастыря со времен Екатерины Великой располагалась тюрьма. Интересно, что именно в ее стенах провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель. Именно он предсказал кончину Екатерины II, гибель Павла I, сожжение Москвы французами… Как известно, Авель также предсказал гибель последних Романовых – императора Николая II и членов царской семьи – и другие знаковые события российской истории, такие как Первая и Вторая мировые войны, победа России над фашизмом. Инок Авель похоронен за алтарем Никольской церкви. Там же установлена соответствующая памятная табличка. Тут провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель На экспозицию, посвященную истории тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, можно попасть, пройдя по тюремному двору, куда выводили узников на прогулку. А сиживали в ней многие: изначально – раскольники и еретики, потом декабристы и государственные преступники, затем – политзаключенные советской эпохи. В годы Великой Отечественной войны тюрьма выполняла функцию так называемого проверочно-фильтрационного лагеря для вернувшихся из плена или окружения солдат и офицеров. Остается только догадываться, какое количество страшных приговоров было озвучено в этих стенах. Начиная с 1943 года, тюрьма стала лагерем для военнопленных. Самый известный заключенный фашист – фельдмаршал Паулюс.

http://pravoslavie.ru/90566.html

Реставрационные работы по восстановлению первоначального облика и укреплению конструкции трапезного храма возобновились в 2001 году и продолжались по 2008 год. Сейчас он является частью комплекса музея-заповедника, богослужения в нем не ведутся. Библиография: Касаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч.1. С.: 34 Воронин Н.Н. Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 229, 230 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 76, 77, 167, 169, 205, 224, 237 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С.:29 Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С.: 66 Город Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С.:21 Воронин Н.Н. Древнерусские города. М., 1945. С.: 70; Варганов А.Д. Суздаль. М., 1944. С.: 26; Он же. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С.: 172; Вагнер Г.К. Суздаль. М., 1969. С.: 16-18 Сахаров Л.И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870. С.: 42. Он же. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1905. С.: 58 Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 39 Спасо-Евфимиев монастырь//Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 2009. 30. С.: 16 Воронин Н.Н. Переславль-Залесский. М., 1948. С.: 24, 25 Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 365-366 Иоасаф, иером. Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С.: 58-59 Баталов А.Л. Церковь Преображения Господня в селе Остров: вопросы датировки и происхождения мастеров. С.: 353//Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство Поздневизантийской эпохи. М., 2008. С.: 353-382

http://sobory.ru/article/?object=05122

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010