Спасо-Евфимиев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. 7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Каменный крест над могилами рода Пожарских В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской. В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Евфимиев...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена. К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.

http://sobory.ru/article/?object=01860

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1628. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43235, 40.44064 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми воротами Спасо-Евфимиевой обители на протяжении всего XVII столетия являлась одним из украшений монастырского ансамбля. В литературе ей традиционно уделяется очень мало внимания. Возможно, это объясняется ее нынешним скромным обликом. Так, в одной из работ XIX века просто сказано: «…над сводом возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, где служба совершается весьма редко, потому что ход в эту церковь ведет по крутой и высокой лестнице, притом же храм холодный без печей. Храм этот не древний, потому что в описи 1660 года он не упоминается» Сведения эти, хотя и содержат важную информацию, в целом существенно искажают представление о Благовещенской церкви. Прежде всего, автор существенно «омолодил» ее. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…» Эта краткая информация не дает нам представления ни о том, как выглядел храм в то время, ни о дате его возведения. Последний вопрос до сих пор остается спорным. Условно датировку приводят от конца XVI века до 1653 года Несколько сузить эти рамки могли бы данные, помещенные в Описи 1660 года: «…На святых вратах церковь камена Благовещения Пречистые Богородицы. Да придел преп. Иоанна, Списателя Лествицы. О два шатра» Каменные многошатровые храмы известны в русском зодчестве в 1620-е – 1630-е годы. Наиболее ранней из них обычно называют церковь Успения Пресвятой Богородицы («Дивная») в Алексеевском монастыре Углича (1628 год). Она увенчана тремя шатрами. К 1634 году относятся собор Алексеевского монастыря «о два шатра» Другие подобные храмы еще более поздние – Св. Духа в Рязани (1642 год), свт. Николая в Сапожке (Москва, 1649 год) и другие. Надвратная церковь во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, увенчанная двумя шатрами, относится к 1649 году и традиционно считается наиболее ранним сооружением такого типа Попробуем теперь несколько уточнить датировку интересующего нас храма.

http://sobory.ru/article/?object=05124

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века. О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей  датируют ее концом XVI века Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д.И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы . Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже. По сравнению с больничным храмом свт. Николая (1669 год) и надвратным Благовещенским (конец XVI века, 1660-е годы), Успенская церковь в достаточной степени сохранила свое своеобразие и дает весьма полное представление об одном из интереснейших направлений развития зодчества той эпохи.

http://sobory.ru/article/?object=05122

Нижний Новгород. Церковь Жён-мироносиц на Верхнем посаде. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Жен-Мироносиц (1649 г.)- первая приходская каменная церковь на Верхнем посаде. В 14-15 веках, когда церковь была ещё деревянной, в ее приходе родились Евфимий Суздальский (основатель Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале) и Макарий Желтоводский (основатель Макарьевского монастыря). В XVI в. существовала деревянной. Тогда ее прихожанами были известные церковно-политические деятели Древней Руси Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский. В пору бурного экономического расцвета в XVII в. деревянные приходские церкви стали заменяться на каменные. В 1632 г. поп Симеон за обязательство платить ежегодно непосредственно в патриаршую казну " вдвое против прежнего " получил несудную грамоту, прибрел лавку на торгу, сенные пожни за Окой. Его преемник, поп Михаил, приступил к строительству каменной церкви, добился жалованной грамоты на беспошлинный провоз кирпича из Балахны. В 1649 г. двухъярусная церковь была освящена: первый этаж в честь Знамения, вверху - Жен-Мироносиц. Теплая и холодная церкви -обычный погостовый ансамбль - объединены в одно здание. Это был ПЕРВЫЙ в истории древнерусского зодчества храм типа " корабль " : со строго осевым расположением алтаря, моленного зала, трапезной и колокольни над западным входом. Выносное крыльцо-всход с бочечной кровлей нижнего рундука ведет на 2 этаж. Своды нижней церкви и трапезнй опираются на 2 столпа. Своды верхних помещений опор не имеют. В 1805 г. на средства нижегородского купца П.Переплетчикова к трапезной пристроили двухэтажный придел: внизу в честь Петра и Павла, вверху - Евфимия Суздальского, в трапезной - Макария Желтоводского. В 20-30 годы XX в. церковь лишилась колокольни,а также пятиглавия. К началу 2007 г. церковь полностью воссоздана в первоначальном виде, благодаря, в частности, исторически ценным фотографиям М.П. Дмитриева. http://www.ipnn.ru/ Знаменская или Мироносицкая церковь до 1834 г. называлась собором. Она принадлежит к числу церквей глубоко-древних и существовала уже в XIV ст., так как в 1316 г. в приходе ее родился преп. Евфимий Суздальский, а в 1349 г. – преп. Макарий Желтоводский. Быв прежде деревянною, церковь эта много раз страдала от пожаров, а в пожаре 1531 г. она совершенно сгорела. Вследствие чего на месте ее была выстроена новая двухэтажная деревянная церковь, освященная в 1535 г.

http://sobory.ru/article/?object=00918

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава VII. Суздальская агиография XVI в. § 1. Житие Евфимия Суздальского Древнейшим памятником суздальской агиографии является Житие преподобного Евфимия, основателя знаменитого Спасо-Евфимьева монастыря. Наиболее полный перечень списков произведения составил В. А. Колобанов 598 , но их палеографическое описание уже не соответствует современным требованиям, да и сам перечень ныне может быть пополнен новыми находками. Все списки В. А. Колобанов разделил на две редакции – Краткую и Пространную. Данную классификацию необходимо уточнить: из 8 рукописей Краткой редакции список РГБ, собр. А. Н. Овчинникова, 557 следует признать сокращением Пространной редакции, а списки РГБ, собр. В. М. Ундольского, 310 и собр. А. Н. Овчинникова, 273 (к которым я добавляю рукопись из Ярославского музея-заповедника, 14966) образуют особую, Проложную, редакцию. В историографии создание Жития Евфимия традиционно связывается с именем суздальского агиографа Григория, инока Спасо-Евфимьева монастыря 599 . Но следует оговориться, что в Краткой и Проложной редакциях имя автора не проставлено, а из 19 списков (с учетом Овч., 557) Пространной редакции имя Григория читается только в двух, причем не в самых старших. В. О. Ключевский бездоказательно полагал, что Краткая редакция является сокращением Пространной 600 . Краткая же редакция была известна историку уже в списке 1543 г. (Вол., 490), поэтому литературную деятельность монаха Григория он отнес ко второй четверти XVI в., связывая ее с канонизационной деятельностью соборов 1547–1549 гг. 601 Кстати, аналогичную догадку высказывал митрополит Макарий (Булгаков) 602 . В. А. Колобанов, также не приводя аргументов, считал, что Григорий сначала создал Краткий вариант (около 1540 г.), а вскоре после собора 1549 г. переработал его в Пространное житие 603 . Все эти гипотетические построения были основательно подорваны открытием Т. В. Черторицкой, которая обнаружила рукопись Краткой редакции Жития Евфимия, датирующуюся (по мнению исследовательницы) началом XVI в. 604 Следовательно, появились весомые аргументы в пользу более раннего происхождения Краткой редакции по сравнению с Пространной и принадлежности обеих редакций разным авторам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (новая). макет из полимербетона ранее снесенной часовни 1885г. Часовня. Не действует.   Год постройки:Между 2008 и 2009. Архитектор: А.М. Горностаев (автор проекта) Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43334, 40.439791 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009 г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Хочу добавить к сообщению С.Риццо. Возле Спасо-Преображенского собора в 2009 г. появилась точная, но бледная копия разрушенной часовни, которую называли мавзолеем. Нынешний памятник назвать мавзолеем нельзя, так как он стоит не на могиле, а рядом. Второе. Раньше вход в мавзолей был с восточной стороны, а сейчас, почему-то, с южной. Третье. Памятник-мавзолей был сооружен из итальянского мрамора. А " точная копия " из ...кирпича. Памятник-часовня был разрушен по инициативе государственной структуры. Государство должно было выделить средства на возрождение памятника и восстановление справедливости. Но этого не случилось. Юрий Белов, член Союза краеведов России. г.Суздаль.   Прим.мод.: стоимость макета составила 40 миллионов рублей (по материалам владимирской прессы) Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 году здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. 

http://sobory.ru/article/?object=15731

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXIII. Епархия Владимирская Владимирская епархия учреждена в 1215 г. Пятая из третьеклассных. I. Епископы Владимирские и Суздальские 1. Симон хирот. в 1215, из игум. Владимиро-Рождественского монастыря; † 22 мая 1226. Святой. Мощи в Владимирском Успенском соборе. 2. Митрофан хирот. 14 мар. 1227 из игум. Владимиро-Рождественского монастыря; убит 7 февр. 1237. Погребён в Владимирском Успенском соборе. (Ипат., 176). 3. Серапион хирот. 1274 из архим. Киево-Печерских; † 12 июня 1275. Погребён в Владимирском Успенском соборе. 4. Феодор хирот. 1276; † 1286. Погребён в Владимирском Успенском соборе. 5. Иаков хирот. 1288; в 1295 митрополитом сведён с епархии. 6. Симеон хирот. 1295, а в 1299 перев. в Ростов. II. Епископы Суздальские 7. Иоанн † 1314. 8. Нафанаил хирот. 1347. 9. Даниил упом. 1351; † 1362. Митрополит Феогност, 6 дек. 1352, хирот. в епископа Алексия Плещеева и сделан наместником в Владимире; в 1354 он был возведён на митрополию. Святой. 10. Алексий , 1363–65, (лишён епархии); † ... III. Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие 11. Дионисий хирот. 1374 из архим. Печерского Нижегородского монастыря; в 1384 в Царьграде посвящён в митрополита Всероссийского; † 15 окт. 1385, в Киеве. 12. Евфросин хирот. в 1390 из архим. Нижегородского Печерского монастыря; † 25 мар. 1407. IV. Епископы Суздальские и Торусские 13. Митрофан хирот. 9 сент. 1406; упом. 22 мар. 1416. 14. Авраамий упом. в 1436–49. 15. Филипп упом. с 1455, а 11 нояб. 1464 возведён в митрополита Всероссийского. 16. Евфимий , бывший епископ Брянский, определён в нояб. 1464; † 1483. 17. Феодор , бывший епископ Брянский, определён 1483, а 1484 отрёкся и вскоре †. 18. Нифонт хирот. 9 дек. 1484 из архим. Симонова монастыря; † 8 мар. 1508. Погребён в Суздальском соборе. 19. Симеон Стремоухов хирот. 21 авг. 1509 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; 21 нояб. 1515. Погребён в Суздальском соборе. 20. Геннадий хирот. 10 февр. 1517 из архим. Владимиро-Рождественского монастыря; † 23 мар. 1531. Погребён в Суздальском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Круглово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Бывший сельский клуб /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В советское время церковь приспособили под клуб/кинотеатр - разобрали апсиду, в основном объеме устроили будку-киноаппаратную, в трапезную проделали окошечки для демонстрации кинокартин. В настоящее время трапезная без кровель, и этот летний кинотеатр не работает ввиду объективных обстоятельств непреодолимой силы. Основной объем внутри зашит временным потолком из листового оргалита, однако имеется дыра, через которую видно настоящую высоту помещения. Еще в основном объеме сохранились мозаичные полы, правда они большей частью скрыты под слоем мусора. Несмотря на все " улучшения " типа вандализма у церкви неожиданно сохранился кованый крест колокольни. При попытке его сбросить он крепко зацепился за поручень площадки звона и так там и остался на долгие годы. Кованый крест заметен, если внимательно присмотреться, на фотографии южной стороны колокольни. На момент съемки церковь находилась в полностью безхозном состоянии без признаков присмотра и ухода. Село Круглово, в 30 верстах от Владимира, в 17 верстах от Суздаля, при пруде, является единственным селом нынешнего Камешковского района, попавшим туда из старого Суздальского уезда. Прежняя граница между Владимирским и Суздальским уездами проходила по речке Печуге и частично по реке Нерли. В первой половине XV века на месте Круглова находилась слободка Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. После междоусобии середины XV столетия и татарского набега на Суздаль в 1445 г. это поселение было разорено и оставлено жителями. В 1479 г. великий князь Московский Иван III пожаловал грамоту архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря Якиму, в которой писалось про слободку Круглое: «...слободка лежит пуста и лесом де поросла великим... и аз князь Великий пожаловал: кого к себе в ту слободку, на те пустоши перезовут людей жити из иных княжений, а не из моей отчины Великого Княжения, и тем людям пришлым ненадобе моя Великого Князя дань на десять лет». Так в пустоши Круглово образовалась деревня, принадлежавшая тому же Спасо-Евфимиеву монастырю, а с 1764 г. ставшая казенным селением. Прежде Круглово входило в состав обширной монастырской вотчины и издавна находилось в приходе Никольской церкви села Санино, что в трех километрах к северу от Круглова. Данная деревня была самой населенной и значительной в Санинском приходе, поэтому местные крестьяне длительное время вынашивали желание построить в своем селении отдельный храм. Перейти же от слов к делу их подвигли внешние обстоятельства.

http://sobory.ru/article/?object=02194

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010