история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 41, 43), М. И. сравнительно молод, одет в доспехи и горностаевую мантию, на голове шлем. Первый сюжет воспроизведен также на репродукции по рис. В. П. Верещагина из альбома «История государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1890. 21). В эту серию включено и отдельное изображение М. И. верхом на коне, со щитом в руке, на фоне сражения 22). Бронзовый бюст М. И. (без бороды, в плаще и княжеской шапке) был изготовлен на фабрике Ф. Шопена по рис. Ф. Г. Солнцева в серии «Галерея бронзовых бюстов российских вел. князей, царей и императоров» к празднованию 1000-летия российской государственности (60-е - 80-е гг. XIX в.). Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факс. воспроизв. рукописи; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр; Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2014. Кн. 1, 2. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2564284.html

И. принял участие в Соборе об установлении Патриаршества в России. В мае 1589 г. по приговору участвовавших в Соборе иерархов была учреждена архиепископия Суздальская и Тарусская. В нач. июля 1591 г., во время похода крымского хана Казы-Гирея на Москву, Суздальский архиепископ, находившийся тогда в столице, был направлен патриархом св. Иовом к русским войскам с Донской иконой Божией Матери . И. присутствовал при избрании и хиротонии в Москве в марте 1592 г. Новгородского митр. Варлаама . По сообщению П. М. Строева , в том же году И. был уволен на покой ( Строев. Списки иерархов. Стб. 655). Архиерей был погребен в построенном незадолго до его кончины Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Евфимия Суздальского. Сохранилась надгробная плита с надписью: «Лета 7102 месяца июня в 24 день, на память Рождества святаго славнаго пророка, предтечи, крестителя Иоанна, преставился раб Божий преосвященный архиепископ Иов Суждальский и Тарусский» ( Курганова Н. М. Страницы истории некрополя г. Суздаля. М., 2007. С. 70). В сер. XVII в. в Спасо-Евфимиевом мон-ре хранился покров с гробницы И.- «камка таусинная, на ней в кресте дробницы серебряны, золочены, по краям слова шиты золотом» ( Тихонравов. 1878. С. 38). Известна духовная грамота И., содержащая перечень многочисленных поминальных вкладов архиерея. Ист.: СГГД. Ч. 1. С. 584; Ч. 2. С. 95, 102; ДАИ. Т. 1. С. 229; ПСРЛ. Т. 14. С. 12; Т. 34. С. 233; Тихонравов К. Н. Описная книга суждальского Спасо-Евфимьева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878. С. 25, 26, 38, 42; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998; Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер; ред.: Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 58, 59. 40; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. С. 88-92; он же. Явочные челобитные 1568-1612 гг. из архива суздальского Покровского мон-ря//Там же. 2003. Вып. 9. С. 304. 34. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 6, 31, 48, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 26; Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 61-62; Косаткин В. В., свящ. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 44.

http://pravenc.ru/text/578170.html

Троицы. По-видимому, П. изображена на том же месте, между преподобными Евфросинией Суздальской и Евфросинией Полоцкой, на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. др. извода (ГТГ). В кон. 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК на средства кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина инокини кашинского Сретенского мон-ря создали икону «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. Кашина). Разработка новой композиции осуществлялась под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), к-рый указал «имена Тверских святых, давал советы, как изобразить их на иконе, отыскивал подлинники» (Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине/Ред.: И. А. Виноградов. Тверь, С. 23-27). П. была представлена крайней слева в 3-м ряду, рядом с блгв. кн. Владимиром и кнг. Агриппиной Ржевскими, вполоборота вправо, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, в правой руке святая держала свиток, левая - лежала на груди. В нач. XX в. икон П. в храмах Ржева выявлено не было (Тверской патерик. 1908. С. 34). Известны совр. изображения святой, напр. на иконе «Собор Тверских святых», написанной, вероятно, в 80-х гг. XX в., при митр. Алексии (Коноплёве): П. представлена 1-й слева во 2-м ряду, со свитком в руке. На иконе «Собор святых, в земле Тверской просиявших», созданной в 2007 г. М. Г. Кондрашовой для ц. блж. Ксении Петербургской в Твери, фигура П. (в островерхом куколе) находится в группе Ржевских святых. В 2005 г. художники палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса выполнили роспись на фасадах храма в честь Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери. У зап. входа, в нишах, размещены ростовые образы Ржевских святых: слева - блгв. кнг. Агриппины и П., справа - блгв. кн. Владимира и прав. Пелагии Ржевской. П. в монашеском облачении, голова покрыта схимой (одета поверх мантии), правая рука возле груди, в левой - свиток. Лит.: Памятная книжка Тверской губ. на 1868. Тверь, 1868. Отд. 2. С. 267; Успенский В. Ист. заметки о Ржеве и Ржевском у.//Тверские ГВ. 1874. 38. Ч. неофиц. С. 4; Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

Свт. Николай Чудотворец и прп. Мефодий Пешношский. Литография. 2-я пол. XIX в. Свт. Николай Чудотворец и прп. Мефодий Пешношский. Литография. 2-я пол. XIX в. В лит-ре получила распространение топонимическая легенда, согласно к-рой М. сам носил («пеш нося») бревна для монастырского строительства через реку, названную с тех пор Пешноша. В документах XV-XVII вв.- посланиях, духовных и жалованных грамотах - обитель именуется Никольской на Песноше, имя ее основателя не упоминается. Годом основания мон-ря считается 1361-й; указание на эту дату появилось в кон. XVIII в. на листе древнейшего списка Службы М. (согласно сведениям Калайдовича, список был составлен ок. 1697 писцом иеродиак. Иннокентием; сочинителем канона в тексте Службы значился инок Мисаил). По предположению Калайдовича, год основания обители в древнем списке поставил строитель иером. Игнатий (настоятель обители с 1781). В 1775 г., при еп. Тверском и Кашинском Арсении, были внесены изменения в текст Службы: тропарь «Преподобне отче и преблаженне, Пастырю честный» заменен другим: «Божественною любовию от юности распаляем» (последний вариант представлен в совр. издании Службы). Более точным источником сведений о времени создания обители можно считать иммунитетную грамоту царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 28 апр. 1547 г. В ней перечислены прежние жалованные грамоты рус. князей, начиная с дмитровского кн. Петра Дмитриевича (1399 (по др. данным, 1401/02) - 1427). Он пожаловал Пешношской обители села Ивановское, Бестужево, Новосёлки, Поповское, Александровское, Нестеровское, Белавино и Говейново вместе с деревнями и всеми угодьями ( Будовниц. 1966. С. 154). Поэтому если связывать деятельность М. с основанием мон-ря, то она должна относиться к самому кон. XIV - 1-й четв. XV в. Наиболее раннее письменное свидетельство почитания М. сохранилось в «Слове на память всех святых новых чудотворцев Российских», составленном суздальским иноком Григорием в сер. XVI в.: «Блажим блаженыа отца Стефана, иже на Махрищи, и Мефодиа Песноскаго, иже постническы доволни быша; кто прочее доволен достигнути к толицей высоте преподобных отець и толико множество обиати умом» ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 140).

http://pravenc.ru/text/2563098.html

Е. А. Агеева В наст. время в В. о. зарегистрированы 9 старообрядческих общин. Из них к Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) относится 6 (в Волгограде, Калаче-на-Дону, Котельникове, Суровикине, ст-це Берёзовской Даниловского р-на, во Фроловском р-не), к Древлеправославной церкви (беглопоповцам) - 3 (в Волгограде, Михайловке, Камышине). Российская православная автономная церковь (Суздальская епархия). В 1994 г. в области были зарегистрированы 7 приходов. В наст. время действуют 2 общины, имеющие молитвенный дом в Волгограде, число последователей незначительно. Католичество Католич. приходы на территории области появились во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. в результате заселения этих земель иностранными колонистами, гл. обр. немцами. В окт. 1856 г. были учреждены Саратовский деканат с приходами в Камышине и Царицыне и Каменский деканат, включивший приходы в нем. колониях Семёновке и Усть-Грязнухе (Гебель) Камышинского у. В 1899 г. в Нобелевском нефтяном городке на севере Царицына, где трудились франц. специалисты и рабочие, был построен костел в честь Успения Девы Марии (закрыт в 1935); в 1998 г. был освящен новопостроенный костел во имя свт. Николая. В 30-х гг. XX в. католич. общины в крае были ликвидированы. В 1977 г. католич. приход был зарегистрирован в пос. Петров Вал. К нач. 90-х гг. в пределах В. о. действовало 6 католич. приходов. В результате отъезда большинства немцев из Поволжья в Германию в 1-й пол. 90-х гг. число католич. приходов сократилось, в 2005 г. на территории В. о. действуют общины в Волгограде, Волжском, Камышине (в сер. 90-х гг. там был построен новый костел), в пос. Петров Вал Камышинского р-на, а также благотворительные орг-ции «Каритас», «Ассоциация Папы Иоанна XXIII». Протестантизм Лютеране В 1762 и 1763 гг. имп. Екатерина II Алексеевна в целях ускоренного освоения юж. окраин России издала неск. манифестов, в к-рых приглашала иностранцев поселиться в России и определяла для них места и условия проживания, а также права переселенцев. В основном переселенцами стали лютеране. Во 2-й пол. XVIII в. в Поволжье появились поселения немцев-лютеран - Умёт (Розенберг), Голый Карамыш (Бальцер), Лесной Карамыш (Гримм), В. и Н. Добринка и др. Община гернгутеров на берегу р. Сарпы основала сел. Сарепта (ныне в Красноармейском р-не Волгограда), где в 1772 г. построила кирху; на рубеже XIX-XX вв. большая часть членов общины вернулась в Германию. К 1880 г. на территории совр. В. о. жили ок. 500 лютеран, к нач. XX в.- ок. 2 тыс. В нем. поселениях имелись молитвенные здания, в частности до 1939 г. лютеране проводили богослужения в кирхе в Сарепте. В 30-х гг. большинство лютеран. общин было закрыто. Во время Великой Отечественной войны немцы были высланы из Поволжья в Сибирь, Казахстан и Ср. Азию.

http://pravenc.ru/text/155148.html

Др. иконографический извод представлен живописным портретом И. кон. XVIII - нач. XIX в. (см.: Свято-Успенская Флорищева пуст. 2008. С. 6). Это поясное изображение святителя, облаченного в архиерейскую мантию и белый клобук, правой рукой он благословляет, в левой - жезл без сулока, на груди панагия с образом Спасителя. Существовали и др. живописные портреты этого типа (см.: Георгиевский В. Т. Житие и подвиги свт. Илариона, митр. Суздальского. Пг., 1914. С. 3), а также гравюры и литографии, к-рые иллюстрировали жизнеописания И., напр. гравюра 1894 г. Н. Ермолова. В наст. время комплекс рукописных Житий И. недостаточно изучен. Сохранился один из ранних портретов И. указанного типа (1-я пол. XVIII в.?), предваряющий его Житие. Изображение передает характерное строение лица (скул) святителя (см.: Свято-Успенская Флорищева пуст. 2008. С. 10). О почитании И. за пределами Суздаля свидетельствует, в частности, наличие его портрета сер.- 2-й пол. XIX в. в собрании Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 9) - поясное изображение в архиерейской мантии, омофоре и митре, с 2 панагиями, в правой руке высокий архиерейский жезл без сулока. Черты лица и рисунок митры аналогичны написанным на большом полотне из ГВСМЗ. Совр. иконография И. невелика; известны поясные образы в богослужебном облачении и в митре (частное собрание). Образ И. включен в композиции «Собор Владимирских святых» (кон. 50-х гг. XX в., вклад свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор во Владимире), «Собор Нижегородских святых» (2008, собор св. Александра Невского, Н. Новгород), «Суздальские чудотворцы» (иконы нач. XXI в., Суздальский Покровский мон-рь). На этих иконах И. изображен, как правило, в рост, в молении, в фелони, омофоре и белом клобуке, длинная борода с проседью сужается книзу. Лит.: Житие свт. Илариона, митр. Суздальского. [Серг. П.,] 2001. С. 2, 132-133. Обл.; Свято-Успенская Флорищева пуст. Н. Новг.; 2008. А. Н. Рябов, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/389121.html

23 марта 1847 г. Нижегородским и Арзамасским еп. Иаковом (Вечерковым) «за отличное доброе поведение и исправное прохождение должности наставника» М. был удостоен 1-й священнической награды - набедренника. 19 окт. 1848 г. по распоряжению духовной консистории М. был назначен членом Нижегородского попечительства о бедных духовного звания. В Н. Новгороде началось становление М. как краеведа и историка. При активной поддержке Нижегородского еп. Иоанна (Доброзракова) он начал обследовать б-ки, архивы губернских и уездных духовных учреждений, ризницы мон-рей и церквей, изучать надписи на колоколах, могильных плитах и иконах. М. активно знакомился с представителями местной интеллигенции, расспрашивал старожилов об истории церковных построек. Познакомился с П. И. Мельниковым (буд. писателем А. Печерским) и В. И. Далем, близкие отношения с к-рыми продолжались долгие годы. Постепенно в Н. Новгороде сложился кружок любителей истории, ведущую роль в котором играл Мельников, вскоре ставший редактором неофиц. части «Нижегородских губернских ведомостей». Только в 1848-1849 гг. на страницах этого издания М. опубликовал 20 статей, преимущественно биографического характера, о бывших иерархах Нижегородской епархии. Деятельное участие принял М. и в работе Нижегородской временной комиссии по разбору древних актов, учрежденной в мае 1849 г. по распоряжению имп. Николая I Павловича . Члены комиссии занялись тщательным обследованием архивов присутственных мест губернии, мон-рей и храмов. Были найдены великокняжеские, царские и патриаршие грамоты начиная с периода удельного Нижегородско-Суздальского княжества и до сер. XVIII в., а также ряд ценнейших столбцов уездных судов городов Арзамаса и Балахны. В 1849 г. М. был избран действительным членом Императорского Русского географического общества (РГО). С 1848 по 1891 г. в распоряжение об-ва было передано 160 корреспонденций из Нижегородской губ., из них за 60-90-е гг. XIX в. только 18, т. е. ок. 11% всего материала. Основная часть хранившихся в архиве РГО документов по Нижегородской губ. датируется 40-50-ми гг. XIX в. Наиболее интенсивные работы по сбору документов проводились в 1849 и 1850 гг. Количество присланных за 1849 г. материалов составило 34 ед. хр., из них 6 принадлежали самому М. В распоряжение об-ва из Нижегородской губ. были направлены 46 корреспонденций, из к-рых 10 вышли из-под пера М.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

Аллегорическая композиция «Древо Киево-Печерских святых» восходит к ранней киевской гравюре 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ; см.: Гончарук В. М., Кабанець . П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohiзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999/HKNIKЗ. К., 2000. С. 56-64), а также к гравюре на титульном листе Патерика 1661 г. (руки М. У. сложены крестообразно на груди). На угличской иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ; см.: Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110, 111) полуфигура М. У. помещена в чашечке цветка, проросшего справа из клейма «Воздвижение Креста, с русскими святыми». Святой в округлом куколе, в правой руке свиток, левая ладонью повернута к зрителю. В этой композиции М. У. единственный из изображенных на лозе святых написан фронтально, а не вполоборота к центру. Похожая иконная композиция с меньшим числом преподобных - «Похвала Пресвятой Богородицы Печерских чудотворцев» - происходит из Богородице-Рождественского мон-ря в Ростове (1688, иконописец Бубнов, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 2006. С. 310-311. Кат. 88). На ней М. У. представлен в левой части лозы вполоборота к центру, в клобуке, со свитком в левой руке. Как правило, в рост, прямолично или в молитвенном предстоянии святого изображали в многофигурных композициях с избранными и киево-печерскими святыми. Так, справа 2-м от центра в 4-м ряду (обе руки на груди) он помещен на иконе «Богоматерь Печерская, с киевскими святыми» («яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском») письма Кирилла (игум. Корнилия) Уланова (1724, ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111; Подписные иконы XVII - нач. ХХ в. в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кат. Владимир, 2009. С. 62-63. Кат. 41; см. также: С. 33. Кат. 17). Вместе с основателями Киево-Печерского мон-ря и преподобными Алипием иконописцем, игум. Нестором (прп. Нестор Летописец?) и Иоанном Многострадальным М. У. с четками в левой руке показан в одном из клейм на раме 80-х гг. XVII в., исполненной в Оружейной палате Московского Кремля (из иконостаса над гробницей царевны Софии Алексеевны в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ, см.: Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 152-155. Кат. 38). Вместе с др. самыми прославленными Печерскими преподобными образ М. У. помещен на овальной иконе (вероятно, кон. XVIII - нач. XIX в. под потемневшим покрытием) на раме образа прп. Антония Киево-Печерского в Ближних пещерах лавры. Вместе с преподобными Антонием, Феодосием, Алипием, Прохором и Марком Гробокопателем М. У. включен в состав предстоящих на Азовской иконе Божией Матери 1-й четв. XIX в. (ГИМ, см.: Там же. С. 412-419. Кат. 96).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ II († после 1183), свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Туровский, автор проповедей, поучений, молитв и канонов. Житие Свт. Кирилл Туровский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Свт. Кирилл Туровский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) В летописях К. не упоминается. Сведения о нем содержатся в кратком Проложном житии (под 28 апр.), некоторые известия биографического характера приведены в его произведениях. Проложное житие К. сохранилось в 2 редакциях. Текст 1-го вида является первоначальным, редакция 2-го вида дополняет его рядом небольших вставок. (Важнейшие отличия редакции 2-го вида: пояснение, что г. Туров «в Русстей стране тако нарецема»; именование св. кн. Андрея Юрьевича «Боголюбским» (а не «Боголюбивым»); указание, что К. «канон великий о покаание створе к Господу по главам азбукии».) Время написания Жития определяется по-разному. Большинство исследователей датируют памятник сер.- 2-й пол. XIII в., Сон Джонг Со относит его к рубежу XII и XIII вв., Б. М. Клосс - к кон. XIV - нач. XV в. На послемонг. период составления Жития указывает просьба автора к святому молиться об избавлении «от безбожных агарян, присно мучащих нас». Н. В. Понырко обосновала предположение, что Житие писалось за пределами Туровской земли. Возможно, местом его составления была Сев.-Вост. Русь, на что, по-видимому, указывают упоминания о кн. Андрее Боголюбском и нареченном Владимирском митр. Феодоре (Феодорце). По мнению О. В. Лосевой, написание Жития на Владимиро-Суздальской земле следует связывать с лит. славой К. Неслучайно, что автор Жития, хорошо знакомый с произведениями К., называет его вторым Златоустом: «Радуися, святителю честныи и учителю, другии златословесныи учитель нам в Руси восия паче всех!» ( Лосева. 2009. С. 353). Биография К. род. и был воспитан в Турове в семье состоятельных родителей. Богатству и славе он предпочел изучение Божественного Писания. Приняв иноческий постриг, К. в мон-ре не только удручал свое тело постом и служением, но и наставлял монахов во всем слушаться игумена. Спустя нек-рое время он уединился в «столпе». Подвиг затворничества и труды по «изложению Божественных писаний» принесли К. известность. Вскоре по просьбе князя (имя в Житии не названо) и горожан он был хиротонисан во епископа Туровского. По мнению А. А. Мельникова, поставление К. было инициировано туровским кн. Георгием (Юрием) Ярославичем и произошло в 1159 г. (Святитель стал 2-м Туровским епископом с именем Кирилл - Кирилл I управлял Туровской епархией в 1114 - ок. 1120; см.: Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Древней Руси. X-XIII вв. М., 1989. С. 208.)

http://pravenc.ru/text/1840435.html

Церковь св. блгв. кн. Александра Невского в Новом Свете близ Вильнюса. 1895–1898 гг. Архит. М. М. Прозоров. Фотография. 2015 г. Церковь св. блгв. кн. Александра Невского в Новом Свете близ Вильнюса. 1895–1898 гг. Архит. М. М. Прозоров. Фотография. 2015 г. В кон. XIX - нач. ХХ в. в новых районах растущей Вильны возводились храмы по инициативе Свято-Духовского братства: Александро-Невский, Михаило-Архангельский, Знаменский и Константино-Михайловский (Романовский), при 2 первых действовали церковноприходские школы. В их архитектуре использован как русский, так и распространенный в Л. византийский стиль. Московско-ярославский вариант рус. стиля представлен ц. во имя св. кн. Александра Невского в Нов. Свете (ныне в черте Вильнюса; архит. М. М. Прозоров, построена в 1895-1898 в память имп. Александра III): купол в виде высокого барабана с крупной луковичной главой, колокольня над зап. входом с причудливым завершением в форме кокошников и фонарика с шатром; килевидными кокошниками оформлены порталы, окна, наличники, лопатки отделаны ширинками. В позднем варианте рус. стиля была возведена ц. во имя св. равноап. Константина и прп. Михаила Малеина (Романовская) (1911-1913, московский архит. В. Д. Адамович, строитель - виленский епархиальный архит. А. А. Шпаковский). Строительство монументального храма было приурочено к юбилею династии Романовых, он посвящен кн. Константину Острожскому, средства на его возведение выделил московский предприниматель действительный статский советник И. А. Колесников, директор Морозовской мануфактуры. Церковь сооружена в монументальном ретроспективном стиле с преобладанием мотивов владимиро-суздальского зодчества. Ее венчают 5 луковичных глав и такая же глава над колокольней, устроенной над притвором. Фасады завершены закомарами, центральные прясла, более широкие и высокие, отделаны полуколонками и аркатурно-колончатым фризом на уровне отлива, рельефной декорацией по образцу владимиро-суздальских храмов сер. XII - 1-й четв. XIII в. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Каунасе. 1891–1895 гг. Фотография. 2007 г.

http://pravenc.ru/text/Литва.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010