КИПРИАН Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых) КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение которых по преданию или исторически было связано с островом Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) КИРИЛЛ († ранее 1584), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) КИРИЛЛ (Кириак; † 1-я пол. XVI в.), Сырьинский (Сыльинский), основатель Успенского Сырьинского мон-ря , прп. (пам. 28 апр., 21 мая - в Соборе Карельских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) КИРИЛЛ († нач. XVI в. (?)), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших), Вельский КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) КИРИЛЛ И МАРИЯ (2-я пол. XIII в. - нач. 40-х гг. XIV в.), преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (К.), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских

http://pravenc.ru/rubrics/123180_15.html

Свт. Митрофан Воронежский и прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Космин Яхренский мон-рь) Некоторое время, согласно Житию, К. пребывал в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), в к-ром святой «преспеваше… разумом в подвизех простираяся и в пощении» ( Усачев. Житие. 2011. С. 96-97, 99-100). Возмужав, К. вернулся на Яхрень и здесь по Божию знамению («лучю божественую сияющу») «поставил церковь Божию и проименова ю во имя пренепорочныя Божия Матере честнаго и славнаго Ея Успения по образу явльшемуся» (Там же. С. 100). Точная дата основания мон-ря не установлена. Известно лишь, что между 1464 и 1473 гг. обитель уже существовала. Этим временем датируется наиболее ранний документ, относящийся к этому мон-рю,- меновая грамота вел. кн. Иоанна III Васильевича и митр. Филиппа I. В ней среди митрополичьих владений, отходивших вел. князю, упомянуто «сельцо» «у Кузьмина монастыря» во Владимирском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 131-132. 149; Ефимова. 2002. С. 247). Поскольку в грамоте фигурирует «Кузьмин» мон-рь, можно предположить, что скорее всего К. ко времени составления документа уже не было в живых. По нек-рым поздним источникам (напр., в перечне рус. святых XIX в.), К. скончался в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118), однако ранние источники точных дат не содержат. Поэтому кончину К. можно отнести к периоду не ранее сер. 3-й четв. XV в. ( Усачев. 2010). В любом случае его кончина относится ко времени не позднее 1477 г.: под этим годом в качестве игумена Космина мон-ря упоминается Пахомий; ему, вероятно, наследовал Протасий, о котором сообщается под 1500 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 683). Т. о., можно предположить, что К. жил (и соответственно основал Космин мон-рь) не позднее 70-х гг. XV в. Согласно преданию XIX в., К. был удостоен дважды чудесного явления иконы Божией Матери: в обители праздновали явление иконы Успения (9-я пятница по Пасхе) и явление Яхромской иконы Божией Матери (14 окт.). Опись нач. XX в. среди древних святынь Яхренского мон-ря первой называет икону Успения длиной 9 вершков (ок. 40,5 см) и шириной 6 вершков (ок. 27 см), вставленную в ростовую икону XIX в. с изображениями К. и свт. Митрофана Воронежского (не сохр.). Второй образ, названный в описи «Яхромская Богоматерь»,- изображение Пресв. Богородицы с Младенцем по типу «Умиление» на серебряном ковчеге-мощевике (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) под литым окладом, к-рый, по мнению исследователей, вместе с окладом был выполнен в кон. XV-XVI в.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Еще в 1-й трети XIX в. создание икон в М. в количественном отношении значительно отставало от промысла Холуя и Палеха ( Кобеко Д. Ф. О суздальском иконописании. СПб., 1896. С. 3), что объяснялось объективными причинами: с сер. XVIII и до нач. XIX в. в М. активно развивалось ткацкое производство, в котором было занято большинство муж. населения Богоявленской слободы. После войны 1812 г. ткацкое производство пришло в упадок и мстёричи сконцентрировались на иконном промысле, к-рый начал развиваться в их родном селе бурными темпами с сер. XIX в. На становление как всего «суздальского» иконного дела, так и мстёрского в частности позитивно повлияло окончательное дифференцирование самого промысла: разделение на исполнителей-художников (из этой среды вышли хозяева крупных мастерских, к-рые принимали минимальное участие в написании икон) и т. н. офеней - особой социальной группы торговцев, к-рые уже в XVIII в. продавали товар (т. е. иконы), распространив свою деятельнсть на огромные территории (следы их предпринимательства обнаруживаются в Вост. Европе и на Балканах). Так, ок. 1754 г. прот. А. Фёдоров писал, что «крестьяне... многие отходят… со святыми иконами… в Польшу, в Цесарию, в Славонию, в Сербы, в Болгары и прочие…» ( Фёдоров. 1855. С. 108). Объемы товарооборота офеней значительно увеличились, когда в сер. XIX в. всего в 14 км от М. была проложена железнодорожная ветвь из Москвы в Н. Новгород, что в значительной степени предопределило более высокие темпы развития иконописной «промышленности» в М. по сравнению с соседними художественными центрами. Прп. Серафим Саровский. «Расхожая» икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Прп. Серафим Саровский. «Расхожая» икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Одной из причин увеличения спроса на иконы мстёрского письма стали обстоятельства, связанные с формированием со 2-й пол. XVIII в. старообрядческих общин Москвы. С 1771 г., когда во время эпидемии чумы староверам было позволено основать карантины и кладбища с часовнями, московские общины стали духовными и культурными центрами всего старообрядческого мира. По-видимому, уже с нач. XIX в. между московскими старообрядческими объединениями и иконописцами-староверами М. установились прочные связи, к-рые повлияли на формирование М. как крупнейшего центра собственно старообрядческого иконописания. С сер. XIX в. между иконописными центрами существовало условное разделение сфер сбыта: палехские иконы распродавались в основном в С.-Петербурге и, по-видимому, в меньшем количестве в Москве, иконы из Холуя и М. офени разносили по др. губерниям, при этом «мстерские образа назначаются преимущественно для староверов и раскольников…» ( Тихонравов К. О. О промышленности и частных промыслах в губернии в 1852 г.//Владимирские ГВ. 1853. 19. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Господь Вседержитель. «Подстаринная» икона. Сер. XIX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Господь Вседержитель. «Подстаринная» икона. Сер. XIX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Иконописцы Богоявленской слободы трудились круглый год (обработкой земли крестьяне в М. и Холуе не занимались из-за отсутствия пахотных угодий). Исторически сложившаяся практика обучения ремеслу оставалась неизменной до 80-х гг. XIX в. По традиции мальчика в возрасте 8-9 лет определяли учеником в иконописную мастерскую по соглашению с хозяином на 5-7 лет. Денег ученику не платили, и он мог зарабатывать только сверхурочно. Процесс обучения заключался в том, что мальчик писал икону ап. Иоанна Богослова до тех пор, пока не приобретал значительный опыт. Примерно через полгода ученик начинал писать образа на продажу. Труд по 11-12 часов в сутки подрывал здоровье иконописца и способствовал быстрому ухудшению зрения, мастеров старше 50 лет практически не было (Иконописцы и ризоделатели в Вязниковском у. Владимирской губ.//Тверские ГВ. 1880. 84. С. 3-4). В кон. XIX в. в М. и Холуе появились иконописные школы, преобразованные в нач. XX в. в учебные мастерские под эгидой Комитета попечительства о русской иконописи, где учебный процесс был построен по иным принципам. Святые Борис и Глеб. Икона. Нач. XX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Святые Борис и Глеб. Икона. Нач. XX в. (ц. Владимирской иконы Божией Матери, Мстёра) Голышев выделял среди иконописцев неск. категорий ( Голышев. 1865. С. 104). Первую составляли т. н. фабриканты - владельцы больших мастерских, в к-рых работало по найму обычно от 5 до 20 чел. Среди самых крупных иконописных заведений в М. во 2-й пол. XIX - нач. XX в. известны мастерские И. Е. Мумрикова, И. А. Панкрышева, В. О. Шитова, Ф. И. и А. И. Цепковых, И. М. и И. В. Янцовых, С. А. Суслова, А. П. и М. П. Морозовых, П. К. Бороздина, М. Е. Демидова, А. Ф. Захарова, Тюлиных, Н. К. Юразова, Я. Балакина и др. Вторая группа - работники-хозяева, которые писали иконы у себя на дому. Их трудовой коллектив составляли обычно только члены семьи (О работе в домашней мастерской см.: Протопопов Я. Е. Нечто о суздальской живописи//Владимирские ГВ. 1843. 21. Приб. С. 85-87). Продавали хозяева семейных мастерских свой товар или фабриканту, или скупщику-офене. К этой группе, судя по всему, относились мстёрские мастера В. И. Захаров, Р. Ларин, В. М. Кибирев и др. Более малочисленной была категория т. н. промышленников, к-рые «промышляли» в поисках работы по всей России, набирали заказы в др. городах, селах или мон-рях и нередко там же их и выполняли. В отдельную категорию Голышев выделил иконописцев-старинщиков, т. е. мастеров, к-рые занимались реставрацией и подделкой произведений древней иконописи; эта специализация была характерна исключительно для иконного дела в М. и не встречалась в др. иконописных центрах. К последней, самой многочисленной категории относились работники и ученики, к-рые нанимались в различные мастерские.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯГИНИН В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) (Владимирской и Суздальской епархии) во Владимире. Основан в кон. 90-х гг. XII в. супругой кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марией Шварновной в зап. части средневек. Владимира, у его сев. валов, обращенных к р. Лыбедь. Никоновская летопись и «Книга степенная царского родословия» сообщают, что вскоре после рождения последнего сына Иоанна в 1198 г. кнг. Мария тяжело заболела, возможно, с этим обстоятельством связано ее решение основать обитель. 2 марта 1206 г. она приняла монашеский постриг с именем Марфа, 19 марта 1206 г. скончалась и была похоронена во В. К. м. (гробница находится в Успенском соборе, в правой стене алтаря Благовещенского придела, под сводом ниши). XIII - нач. XX в. В 1200 г. в мон-ре по повелению кн. Всеволода Юрьевича была заложена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная 9 сент. 1202 г. Ростовским еп. св. Иоанном в присутствии вел. князя и его детей Константина Всеволодовича , Георгия (Юрия) Всеволодовича и Владимира Всеволодовича . В 1230 г. в Успенский собор В. К. м. были принесены мощи мч. Авраамия Болгарского , помещенные в каменной гробнице. Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа В 1238 г. мон-рь был разорен монголо-татарами, вскоре возродился и в XIII в. служил усыпальницей представительниц великокняжеской семьи. В Успенском соборе В. К. м. погребены сестра кнг. Марии Шварновны супруга новгородского кн. Ярослава Владимировича Елена (1201), дочь Всеволода Юрьевича и Марии Шварновны Елена (1203), 2-я жена кн. Всеволода Анна, к-рая, по сообщению В. Н. Татищева , приняла постриг во В. К. м. после смерти супруга. Перед иконостасом Рождественского придела, справа, находится гробница супруги св. кн. Александра Ярославича Невского кнг. Александры († 1251) и их дочери кнж. Евдокии, слева - гробница 2-й супруги кн. Александра кнг. Вассы. В XVII в. останки кнж. Евдокии почивали «на вскрытии», вероятно, в XVIII в. они были помещены в одну гробницу с останками матери и оказались под спудом. В сер. XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный установил порядок поминовения княгинь и княжон, чьи останки покоятся во Владимире. Архимандрит владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря и протопоп Успенского собора ежегодно служили панихиды: 1 марта - по кнж. Евдокии, 19 марта - по кнг. Марии, 21 авг.- по кнг. Вассе, 3 февр.- по кнг. Анне.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Иоаким (согласно описанию Воскресенской ц. Анании Фёдорова) сам принес образ в Суздаль (Там же. С. 189). 23 нояб. суздальцы торжественно встретили образ. В память этого события было установлено празднование сретения К. С. и. От новонаписанной иконы стали происходить многочисленные чудеса. По повелению патриарха Филарета архиеп. Суздальский и Тарусский свт. Арсений Елассонский произвел расследование чудес, и свидетельство с описанием их подлинности было отослано патриарху. Прп. Иоаким не вернулся в Шартомский мон-рь, а соорудил близ Воскресенской ц. «малу хижину» и поселился в ней, проводя богоугодную жизнь, молясь перед К. С. и. При Иоакиме, еп. Суздальском (1726-1731; впосл. архиепископ Ростовский), рядом с Воскресенской ц. было начато строительство теплого каменного Казанского храма. В 1728 г. при копании рва для зап. стены был обретен гроб прп. Иоакима. Будучи суздальским уроженцем, еп. Иоаким знал о праведнике-иконописце и повелел не трогать гроб, а обложить его каменными плитами и продолжать работы. Так создатель К. С. и. упокоился у Казанского храма. 8 июля, в день празднования Казанской иконе, в Казанскую ц. стали совершаться крестные ходы из Рождественского собора Суздаля ( Иоасаф (Гапонов). 1857. С. 128). Летом икона находилась в Воскресенской ц. (1720), что на Торговой пл. в центре Суздаля, а на зиму ее переносили в стоящую рядом Казанскую ц. (1739, позднее перестраивалась). Судьба К. С. и. неизвестна. Сохранилась ее архивная фотография нач. XX в. в окладе, под ней надпись: «Суздальская Казанская. Из Суздальской Воскресенск. ц. у Красных ворот» (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. 152). Икона под сильно потемневшей олифой (просматривается лик Божией Матери с удлиненной формой носа, напоминающий лик сохранившейся Вязниковской Казанской иконы). Казанская Суздальская икона Божией Матери. Сер. XIX в. Оклад XVII–XIX вв. (ГВСМЗ) Казанская Суздальская икона Божией Матери. Сер. XIX в. Оклад XVII–XIX вв. (ГВСМЗ) В 1937 г. из Казанской ц. Суздаля в ГВСМЗ поступила Казанская икона в драгоценном окладе, бывшем на чудотворной иконе.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Среди сохранившихся памятников подобного рода - композиция на оборотной стороне двустороннего образа из Воскресенской ц. в Суздале (1-я треть XVIII в., ГВСМЗ) - на свитке Е. необычная цитата (Пс 39. 2-3); икона святых Иоанна, Феодора, Е. и Евфросинии в молении Спасителю письма А. И. Татаринова (1791, частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 230); образ тех же святых в молении Владимирской иконе Божией Матери (1792, ГВСМЗ; Е. представлен в схиме поверх мантии, с четками в деснице, с короткой и широкой бородой); икона работы Д. Мешкова, где к 4 изображениям суздальских святых добавлена фигура свт. Петра, митр. Московского (нач. XIX в., ГВСМЗ); 3-створчатый складень с фигурами Е. и прп. Евфросинии на левой створке, с композицией Введения Пресв. Богородицы во храм в среднике и с Владимирской иконой Божией Матери на правой створке (кон. XVIII в., ГВСМЗ); икона из Рождественского собора Суздаля (сер. XIX в., ГВСМЗ), написанная на доске горизонтального формата и, вероятно, первоначально установленная под какой-то иконой Божией Матери (Е. изображен вместе со святыми Иоанном, Феодором, Симоном, Дионисием и Евфросинией, в схиме поверх мантии, с четками в левой руке, в правой руке - свиток с надписью: «Не скорбите убо братия моя обитель моя»). Среди Суздальских чудотворцев в сонме рус. святых Е. показан и на подоле XVIII в., пришитом к саккосу Казанского митр. Лаврентия (60-е гг. XVII в., ГОМРТ; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296). Свт. Стефан Пермский и прп. Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Свт. Стефан Пермский и прп. Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Изображения Е. были довольно распространены в Н. Новгороде, особенно в Печерском Вознесенском мон-ре, где он принял постриг, там существовал престол во имя преподобного. Эти памятники близки к произведениям из Спасо-Евфимиева мон-ря (традиция изображения Е. вместе со свт.

http://pravenc.ru/text/187661.html

е. выходили в свет и продолжают публиковаться следующие периодические издания: «Владимиро-Суздальский благовест» (1991-1992), «Вести из епархии Владимиро-Суздальской» (сер. 90-х гг. XX в.), «Свет милосердия» (1999), «Православный Суздаль» (1998-2001), «Православная газета для простых людей» (с 1988), «Свет истины» (с 2001), «Монашеский листок» (изд. муромским Спасским мон-рем с 1999), «Информационный бюллетень Владимирского епархиального управления» (с 2004), ж. «Свет невечерний» (с 2001). На областном телевидении выходит в эфир программа «Православные беседы». Публикуются нравственно-просветительские брошюры, жития новопрославленных святых, переиздаются исследования владимирских краеведов XIX - нач. XX в., посвященные иноческим обителям Владимирского края, выходят в свет новые исследования по церковной истории Владимирской земли. Свящ. Сергий Минин Святыни и крестные ходы Чудотворные иконы Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Главная святыня Владимирской земли - Владимирская икона Божией Матери с 1158 до 1480 г. с перерывами пребывала в Успенском соборе Владимира, в 1480 г. она была окончательно перенесена в Москву. Древнейший чтимый список иконы «в меру и подобие» был создан, вероятно, прп. Андреем Рублёвым в кон. XIV - нач. XV в., до 1923 г. находился во владимирском Успенском соборе, в наст. время хранится в ГВСМЗ. Боголюбская икона Божией Матери (3-я четв. XII в.) - 2-я по древности и почитанию святыня В. е.- первоначально помещалась в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Боголюбского мон-ря близ Владимира, в наст. время находясь на хранении в ГВСМЗ, с 1992 г. помещается в Успенском соборе Княгинина мон-ря. Др. чудотворный образ Божией Матери, находившийся в Успенском соборе,- Максимовская икона (1299), написанная после видения митр. Максиму во сне Богоматери, ныне также хранится в ГВСМЗ. В храме вмч. Пантелеимона в пос. Городищи находится мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

http://pravenc.ru/text/154964.html

Икона (32,6×27 см) написана маслом, не совсем точно совпадает с окладом и по характеру письма не может быть сопоставлена с иконами 1-й четв. XVII в. В изданиях ГВСМЗ 1982 и 2008 гг. она датируется 40-ми гг. XVIII в. В 2005 г. в ГВСМЗ сделаны пробы, показавшие отсутствие нижележащего красочного слоя. Ныне икону датируют сер. XIX в. ( Быкова. 2007. С. 110). Серебряный позолоченный оклад разновременный. Он имеет украшенные драгоценными камнями и жемчугом чеканные венец и большую широкую коруну XVIII в. с растительными орнаментальными мотивами. На поле коруны - 4 серафима, по краям - 2 парящих ангела с развернутыми свитками, вверху - венчающая корона. У левого ангела на свитке надпись: «О Тебе радетс благо», у правого - «Б(д)це Дво радйс». Убрус шит жемчугом. Чеканная цата относится к XVII в., гравированные пластины на полях с растительным орнаментом в виде виноградной лозы - к XIX в. Пластины оклада на одеждах Божией Матери и Христа отличны от бывших в нач. XX в., жемчужные рясны отсутствуют. С 1977 г. икона в окладе экспонируется в Золотой кладовой Суздальского музея. Рама от К. С. и. (105×78 см) поступила в ГВСМЗ из Казанской ц. в 20-х гг. XX в. (Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 416, 421-422. Ил. на с. 417-420). Она видна на фотографиях в иконостасе Воскресенской ц. слева от царских врат ( Аксёнова А. И. Суздаль: XX в. Страницы истории. Владимир, 2003. Ил. на с. 78). На боковых сторонах рамы 8 клейм Богородичных праздников: «Зачатие» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Собор Пресв. Богородицы», «Успение», «Покров», «Похвала Пресв. Богородице». Вверху и внизу по центру 2 клейма - с композицией «О Тебе радуется» и с образом Божией Матери «Неопалимая Купина». Рама написана в посл. трети XVII в. в традициях мастеров Оружейной палаты. В дни празднования Казанской иконе в Суздале совершаются крестные ходы вокруг Воскресенского и Казанского храмов. В год обретения мощей свт. Арсения Елассонского, архиеп. Суздальского и Тарусского (2005), крестный ход к Рождественскому собору, где был погребен святитель ( Иоасаф (Гапонов), иером.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

с Ростово-Суздальской земли, ГТГ; икона XVI в., РИАМЗ), но иногда один из святых представлен юным, другой - средовеком (миниатюра из Пролога XIV-XV вв.- РГБ. Погод. 59. Л. 103; икона 1-й пол. XV в. из Пятницкой ц. Дмитрова (ЦМиАР)). В этом же ряду памятников двусторонняя икона-таблетка со святыми Киром и Иоанном на обороте (XV в., ГТГ); подписная икона «Аги Козма агио Дамиан иже в Агосе» (1601, ГТГ), созданная иконописцем Семейко Бороздиным для храма в Сольвычегодске «на посаде»,- без ковчежцев в руках. Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. XIX в. (частное собрание) Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. XIX в. (частное собрание) Образы св. целителей присутствуют в мелкой пластике и шитье: на новгородской каменной иконке (сер. XIV в., ГТГ); на медной мощехранительнице мастера Самуила из краковского собора Божией Матери (XIV в.; прорисовка - Толстой, Кондаков. 1899. С. 187; Рыбаков. 1948. С. 755); среди 88 святых на епитрахили митр. Фотия (нач. XV в., ГММК); на обороте иконы-мощевика (70-е гг. XV в., ГММК) - по сторонам образа Богоматери «Знамение», нек-рые врачи - среди святых разных чинов святости. Особый интерес представляют рус. житийные иконы К. и Д. Асийских, наиболее ранняя из к-рых относится к кон. XIV - нач. XV в. и происходит из Вологды (ВГИАХМЗ). В среднике К. и Д. представлены в рост, оба средовеки, с традиц. атрибутами (ковчежцы, скальпель и лжица). Средник окружен 14 клеймами (рождение близнецов, крещение, приведение в учение, Д. принимает от исцеленной Палладии в дар яйца, явление Христа К., исцеление верблюдов, верблюд уговаривает людей похоронить К. рядом с Д., погребение К. рядом с Д., вселение змея во чрево некоего мужа, К. и Д. изгоняют змея из чрева некоего мужа, Малх поручает свою жену Феклу под покровительство К. и Д., чудеса исцеления (3 клейма)). Несколько иной иконографический извод представлен на иконе «Святые Косма и Дамиан, в житии» из Ипатиевского мон-ря (2-я пол. XVI в., КГОИАМЗ). В среднике изображены св.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010