Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Прохору Сарскому. 1487 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия Прохору Сарскому» представляет собой первую из грамот, посланных новгородским владыкой в связи с поднятым им в 1487—1488 гг. делом о новгородских еретиках. Как отметил уже И. Хрущов, «Послание» это было написано еще до вынесения Иваном III решения по делу о попах-иконоборцах (февраль 1488 г.) и до отправления самим Геннадием послания Нифонту Суздальскому (январь 1488 г.). (См. И. Хрущов. Исследования о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. XVIII и XXII. См. РИБ, т. VI, стлб. 754—760; ср. ниже, стр. 312.) «Послание Геннадия Прохору» полностью еще не издавалось. Отдельные выдержки его были приведены И. Хрущевым в описании «Источников» к его книге «Исследования о сочинениях Иосифа Санина» (стр. XVI—XVIII). «Послание» дошло до нас в следующих списках: 1) ГПБ, Q.XVII. 64 (из собрания Ф.Толстого, отд. II, 68); 4°; сер. XVI в. (на первых листах скрепа Нифонта Кормилицына, бывшего архимандритом Новоспасским в 1543—1554 гг.).Сборник. Л. 317 об. — «Послание Прохору Сарскому». Подробное описание— в «Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого»-К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 256) и у И. Хрущова (ук. соч.,. стр. XII—XIX); 2) БИЛ, Муз. 3271; 4°; кон. XV в. См. об этом сборнике ниже, стр. 386—388 и 388—390. Из «Послания Прохору» здесь сохранилась только часть (лл. 6—7 об.). 3) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. Сборник (см. о нем в археографических введениях к памятникам 1—6). Л. 182 об. — «Послание Прохору». 4) ЦГАДА, собр. Мазурина (ф. 196), 1054; 8°; сер. XVI в. Сборник. Л. 88 об.— «Послание Прохору Сарскому» (внутри текста послания пропуск).

http://sedmitza.ru/lib/text/433574/

«Послание Геннадия Прохору Сарскому» представляет собой первую из грамот, посланных новгородским владыкой в связи с поднятым им в 1487–1488 гг. делом о новгородских еретиках. Как отметил уже И. Хрущов, «Послание» это было написано еще до вынесения Иваном III решения по делу о попах-иконоборцах (февраль 1488 г.) и до отправления самим Геннадием послания Нифонту Суздальскому (январь 1488 г.). (См. И. Хрущов. Исследования о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, стр. XVIII и XXII. См. РИБ, т. VI, стлб. 754–760; ср. ниже, стр. 312.) «Послание Геннадия Прохору» полностью еще не издавалось. Отдельные выдержки его были приведены И. Хрущевым в описании «Источников» к его книге «Исследования о сочинениях Иосифа Санина» (стр. XVI–XVIII). «Послание» дошло до нас в следующих списках: 1) ГПБ, Q.XVII. 64 (из собрания Ф.Толстого, отд. II, 68); 4°; сер. XVI в. (на первых листах скрепа Нифонта Кормилицына, бывшего архимандритом Новоспасским в 1543–1554 гг.).Сборник. Л. 317 об. – «Послание Прохору Сарскому». Подробное описание– в «Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого»-К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 256) и у И. Хрущова (ук. соч.,. стр. XII–XIX); 2) БИЛ, Муз. 3271; 4°; кон. XV в. См. об этом сборнике ниже, стр. 386–388 и 388–390. Из «Послания Прохору» здесь сохранилась только часть (лл. 6–7 об.). 3) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. Сборник (см. о нем в археографических введениях к памятникам 1–6). Л. 182 об. – «Послание Прохору». 4) ЦГАДА, собр. Мазурина (ф. 196), 1054; 8°; сер. XVI в. Сборник. Л. 88 об.– «Послание Прохору Сарскому» (внутри текста послания пропуск). В основу при издании положен список Q.XVII.64 (Г); исправления – по списку Муз. 3271 (Б) и Мазур. 1054 (А). Грамота архиепископа Генадия Новгородскаго владыце Прохору Сарьскому Светейшему и боголюбивому и о святем дусе брату и сослужебнику Прохору епископу Сарскому и Подонскому достойную духовную любовь сим нашим писанием въспосылаем боголюбию твоему, яко да будеши в здравии всесвещенне и духовне и телесне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. Наряду с Холуем и Палехом М. занимает одно из самых значительных мест в истории отечественного иконописания Нового времени, особенно XIX - нач. XX в. Иконная «промышленность» этих центров была грандиозной по масштабам, что зафиксировано в материалах статистических отчетов по Владимирскому краю: в одном только Холуе к сер. XIX в. выпускали более 1,5 млн икон в год, близкое к этому количеству икон писали в М. и Палехе в конце века. Хотя иконописный промысел сел Владимирского края не имеет прямого отношения к древней владимиро-суздальской школе, его часто называют «суздальским», т. к. промысел получил известность до учреждения губерний (1778), когда села находились в Суздальской епархии. Основополагающими для исследования иконописи М. являются труды ее жителя, бывш. крепостного крестьянина из семьи потомственных иконописцев, а в дальнейшем ученого-краеведа, этнографа, члена Московского археологического об-ва И. А. Голышева , который опубликовал сведения из истории Богоявленской слободы М. и развития там ремесел с привлечением древних документов, гл. обр. хранившихся в церквах села ( Голышев. 1865). Первая научная публикация об иконописном промысле М. принадлежит Д. К. Тренёву; она посвящена вопросам сохранения традиц. иконного дела. Тренёв писал, что села Владимирского края «представляют собою и поныне почти единственный питомник русской иконописи, откуда поступают и расходятся по всей России, как «расхожие»,- худшего достоинством письма, иконы, служащие удовлетворению религиозной потребности масс простого русского народа, так и лучшие и наиболее ценные произведения этого рода» ( Тренёв. Иконопись мстёрцев. 1903. С. 3). Большую роль «палеховских и мстерских писем» в развитии иконописи XVII-XIX вв. отмечал Н. П. Кондаков, который объяснял недостаток внимания к иконописи М. предубеждением искусствоведов ( Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901. С. 18. (ПДПИ; 139)). Одним из первых подвергли стилистическому анализу мстёрское иконописание А. В. Бакушинский и В. М. Василенко, работа к-рых стала началом основательного искусствоведческого анализа иконописи М. ( Бакушинский, Василенко. 1934). Развитие иконного дела в М.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

М. Карамзина из готовившегося в нач. XIX в. издания и др. источников. Близкий к ним текст с описанием событий только до нач. XIII в. содержат еще 3 памятника. Радзивиловская летопись (БАН. 34.5.30, создана ок. 1487 на территории Литовского великого княжества ) доводит изложение до 1206 г. Это древнейший сохранившийся иллюстрированный летописный кодекс: рукопись содержит 618 миниатюр, частично, как предполагается, воспроизводящих миниатюры утраченного протографа нач. XIII в. Московско-Академическая летопись (РГБ. Ф. 173.I.236) - рукопись кон. XV в., представляющая собой почти механическое соединение 3 памятников: до статьи 1206 г. она совпадает с Радзивиловской (и даже может быть названа ее Академическим списком); статьи 1205-1238 гг. совпадают с Софийской I летописью; текст за 1239-1419 гг. содержит краткую ростовскую летопись, в части за XIII в. родственную Лаврентьевской. Летописец Переяславля-Суздальского сохранился в 2 списках до 60-х гг. XV в. (РГАДА. Ф. 181. 279/685; БАН. 45.11.16), из к-рых только 1-й содержит полный текст памятника до 1214 г. Статьи 1138-1206 гг. близки к Радзивиловской летописи; текст за 1206-1214 гг. оригинальный. Под именем Ипатьевской летописи известна группа близкородственных списков, древнейший из к-рых (Ипатьевский, БАН. 16.4.4) написан ок. 1418 г., а 2-й по древности (Хлебниковский, РНБ. F.IV.230) - в 50-60-х гг. XVI в. (другие, еще более поздние списки близки к Хлебниковскому). Текст Ипатьевской летописи до кон. XII в. отражает киевское Л., а текст за 1201-1292 гг.- Л. Галицко-Волынской Руси. Понятие «Новгородская I летопись» включает как старший извод - пергаменный Синодальный список (ГИМ. Син. 786; его 1-я ч. написана ок. 1234, 2-я - ок. 1330, также имеются приписки разными почерками о событиях 1330-1352 гг.; тетради с текстом до 1016 г. утрачены), так и младший извод: группу списков, древнейшие из которых - Комиссионный (СПбФИИ. Ф. 11. 240) и Академический (БАН. 17.8.36) - датируются сер. XV в. (кроме того, есть неск. списков XVIII-XIX вв., восходящих к Академическому, а также Троицкий список 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Ко 2-й пол. XVIII в. в документах упомянуты имена более 30 иконописцев, работавших в М. с 10-х гг. XVIII в. ( Голышев. 1873. С. 3-4). Некоторые из них выполняли подряды в Москве. Однако говорить о более широкой известности мстёричей в то время по сравнению, напр., с палешанами или жителями Холуя нет достаточных оснований. В XVIII в. и в нач. XIX в. иконное производство в М. в количественном отношении уступало соседним центрам. По ведомости Богоявленской слободы 1744 г. в М. насчитывалось 8 дворов иконников, а в них жили 39 чел. (РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Ч. 2. Д. 1384. Л. 3). По списку, составленному в 1833 г., в М. насчитывалось 145 иконописцев ( Голышев. 1875. С. 227). Решающую роль в становлении иконного промысла М. играли старообрядцы. Возможно, что часть населения М. отказалась принять церковные реформы патриарха Никона, о чем сообщал коренной житель села Н. П. Рождественский ( Рождественский Н. П. Мстёра в ее историческом развитии и князья Ромодановские//Арх. Мстёрского худож. музея. 1956. С. 20. Маш.). Бакушинский и Василенко утверждали, что население М. в кон. XVII и нач. XVIII в. было по преимуществу старообрядческим, «в скрытой или явной оппозиции к официальной церкви и государству» ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 10). Первые документальные сведения о староверах в М. относятся к 1722 г. ( Смирнов А. В. Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 14). Старообрядческим движением к нач. XVIII в. была охвачена значительная часть населения не только Стародуборяполовского стана Суздальского у., но и соседней Ярополческой волости Владимирского и Гороховецкого уездов. В заклязьминских болотистых лесах с сер. XVII в. укрывались последователи старца Капитона, к ним бежали староверы со всей округи, в основном из Вязниковской слободы (ныне г. Вязники Владимирской обл.), к-рая находилась в 15 км от М. и относилась в то время к царским владениям (т. о. образовалось ок. 30 старообрядческих скитов). Благоприятная среда для пребывания в Богоявленской слободе ревнителей древнего благочестия объяснялась еще тем, что ее владельцы (Ромодановские, Черкасские, Головины, Панины) посещали свою вотчину крайне редко. Положение старообрядцев упрочилось после того, как в 1764 г. были упразднены мстёрские мон-ри в связи с проведением в жизнь гос. политики секуляризации церковных владений. Сложилась уникальная историческая обстановка для существования в М. старообрядческих общин. Судя по документам, к кон. 60-х гг. XVIII в. староверы составляли ок. 1/3 населения М.; будучи энергичными предпринимателями, они развивали торговлю и промышленность Богоявленской слободы.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Несмотря на столь раннее подчинение князя Монгольской империи, О. И. принял активное участие в сопротивлении захватчикам. В 1250 г. во Владимир из Галича от кн. Даниила Романовича прибыл митрополит Киевский свт. Кирилл II (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 472). Его путь пролегал по довольно опасному и странному, на первый взгляд, маршруту: он отправился из Киева в Чернигов, затем, свернув на восток, заехал в Рязань к О. И., потом появился во Владимиро-Суздальской земле, а конечной точкой его поездки стал Новгород. По-видимому, Кирилл II участвовал в формировании антиордынской коалиции, в т. ч. встречаясь с наиболее сильными рус. князьями. Очевидно, эта акция не осталась в тайне от хана Батыя и его сына, Сартака. В Вологодской летописи отмечено, что в 1250 г. «князь Олег Рязанъской пошел в Орду и всадиша его в садь» (т. е. в поруб; см.: Там же. Т. 37. С. 165). Это уникальное сообщение Вологодской летописи помогает объяснить широкоизвестное летописное сообщение под 1252 г., из к-рого следует, что в этот год «пустиша Татарове Олга, князя Рязаньского, в свою землю» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 473). Освобождение О. И. произошло лишь после того, как его союзники были разгромлены, а сам князь перестал представлять для Орды явную военно-политическую угрозу. В 1257 г. во владениях О. И., как и в соседних с ними рус. княжествах, было проведено ордынское «число». По всей видимости, рязанскому князю было посвящено значительное место в летописных текстах XIII в., однако позднее сведения о нем оказались разбросанными по различным годовым статьям. Вместе известия за 1241, 1243 и 1250 гг., посвященные О. И., не были доступны составителям общерус. сводов уже в нач. XVI в., поэтому в источниках сер. XVI - XVII в. появилось ошибочное утверждение о том, что в кон. 1237 г. Батый «Олега с собою сведе, а был 14 лет в Орде и прииде опять на свою отчину» (РИИР. Вып. 2. С. 80; ПСРЛ. Т. 7. С. 243; РГБ ОР. Ф. 256. 349. Л. 291). В кон. XIX в. оно было некритично воспринято Иловайским и Экземплярским, после чего стало без к.-л. проверки тиражироваться в научной лит-ре ( Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 2. С. 572; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в Х - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 133; Полубояринова. 1978. С. 12 («с 1242 по 1252 г.»); Лихачёв. 1987. С. 335; Горбунов Б. В. Рязанские князья. Рязань, 1996. С. 13).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Лит.: Я. П. Краткие сведения о жизни Илариона, митр. Суздальского и Юрьевского, бывш. первым строителем Флорищевой пуст.//Владимирские ГВ. 1841. Приб. 32. С. 135-137; 33. С. 139-142; 34. С. 143-146; Пискарев П. Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский//Нижегородские ГВ. 1847. Ч. неофиц. 65. С. 258-260; 66. С. 262-264; 67. С. 265-267; Иероним, иером. Жизнь Илариона, митр. Суздальского и основателя Флорищевой пуст. М., 1859; Толстой М. В. Иларион, митр. Суздальский//ДЧ. 1867. Ч. 1. 4. С. 263-288; Замысловский Е. Е. Царствование Феодора Алексеевича. СПб., 1871. Ч. 1. С. 146-158; Любимов И., свящ. Житие свт. Илариона, митр. Суздальского, основателя и строителя Флорищевой пуст. Владимир, 1880; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 218-219; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 117-120; Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. Вязники, 1896; он же. Житие и подвиги свт. Илариона, митр. Суздальского. Пг., 1914; Голубинский. Канонизация святых. С. 356, 580; История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 187; Гладкая М. С. Содержание иконостасов, созданных в кон. XVII в. по заказу Суздальского митр. Илариона//Макарьевские чт.: Вехи рус. истории в памятниках культуры. М.; Можайск, 1998. Вып. 5. С. 391-399; Орлов С. А. Флорищева пустынь. Н. Новг., 2002; Суздаль. Владимир, 2003. С. 11-15; Фадеев А. Свт. Иларион, митр. Суздальский, основатель Флорищевой пуст.//Нижегородская старина. Н. Новг., 2004. С. 46-48; Буланин Д. М. Иларион (в миру Иоанн)//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 425-429; Морозова Е. Л. Житие Илариона Суздальского//Там же. С. 385-388; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.); Кочетков. Словарь иконописцев. 2009 2. С. 688, 702. С. М. Шамин Иконография Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. Сер. - 2-я пол. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 9) Свт. Иларион, митр. Суздальский. Портрет. Сер. - 2-я пол. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 9) Сохранился уникальный парадный живописный портрет И. большого размера, датируемый 2-й пол. XVIII в. (170 ´ 100; ГВСМЗ), к-рый находился над гробницей святителя в соборе Рождества Богородицы в Суздале. И. представлен с низкой т. зр., стоящим на орлеце вполоборота влево на фоне арочного проема, в полном архиерейском облачении (расшитом орнаментами саккосе, омофоре и митре, с панагией и крестом на груди, с палицей, на к-рой изображено «Восстание Иисуса Христа из гроба»), в руках - трикирий и дикирий. У И. седые волосы до плеч и небольшая борода, широкие скулы, впалые щеки, нос с горбинкой. Портрет упоминается в рассказах о чудесной помощи святого (Житие. 2001. С. 132).

http://pravenc.ru/text/Илариону ...

Согласно Житию прп. Евфросинии сер. XVI в., Е. м. стоял «под стеною градною». В писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг. М. Трусова и подьячего Ф. Витовтова местоположение обители обозначалось так: «В Суждале на посаде, идучи от острожной осыпи к Спасскому монастырю большею улицею на леве монастырь преподобные княжны Евфросинии Суждальские». В «Историческом собрании...» уточняется, что Е. м. находился к северо-востоку от кремля и соборной церкви и отделялся рвом от городских стен. В наст. время Е. м. расположен в центре Суздаля. Очевидно, Е. м. неоднократно разорялся татар. «ратями» в XIII-XV вв., а также поляками, запорожскими казаками и рус. изменниками в период Смуты нач. XVII в. В 1764 г. Е. м. был причислен ко 2-му классу. Обитель неоднократно горела, в т. ч. в 1719, 1766 и 1901 гг. В 1899 г. к Е. м. приписан бывший до того мужским суздальский во имя свт. Василия Великого мон-рь . 16 мая 1913 г. Е. м. посетили святые имп. Николай II и вел. княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия . Насельницы Е. м. Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография И. Ф. Барщевского. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография И. Ф. Барщевского. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) (игумения и 51 старица) впервые упоминаются в писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг. Столько же насельниц и еще 20 безместных стариц проживало в мон-ре в сер. XVII в., бельцов было 2 попа, диакон и просвирня. В 1700 г. в Е. м. числились игумения и 72 старицы, по ведомости Коллегии экономии 1739-1741 гг.- настоятельница, 55 монахинь (2 церковницы, 7 крылошанок, 2 в пономарской должности, 2 трапезницы, просвирня, 6 звонарок, вратница, 34 рядовые), а также бельцы (2 попа, диакон) и белицы (вдова и «девка»). В 1763 г. в Е. м. значились игумения, 21 монахиня, 8 белиц «на монастырских порциях», 102 послушницы на собственном пропитании, а также бельцы (2 попа, диакон, 2 пономаря, дворник). При мон-ре проживал женатый отставной поручик. По табели 1795 г. штат Е. м. состоял из игумении, казначеи и 15 монахинь, но реально в мон-ре жили 2 игумении (одна на покое «за старостию и слепотою»), казначея, 14 монахинь и белица. Одной из сестер, мон. Маргарите (Ильиной), было 102 года. В 1811 г. в Е. м. находились казначея, 13 монахинь, 2 девицы на монашеской вакансии и 88 сверхштатных белиц на собственном содержании; в 1815 г.- казначея, 13 монахинь, 2 девицы на монашеской вакансии, а также сверхштатные 160 белиц и 4 служителя. По штату 1867 г. было положено 17 насельниц, реально проживали 14 монахинь и 58 указных послушниц; в 1901 г.- 17 монахинь, 12 сверхштатных, 13 рясофорных послушниц, 60 послушниц, живших по указным предписаниям, и 79 послушниц - по паспортам. На 1914 г. в Е. м. числились 17 штатных монахинь, 22 сверхштатные, 80 «живущих по паспорту», 68 указных рясофорных послушниц. С 1883 г. материальное благосостояние позволило ввести в мон-ре общую трапезу, в 80-х гг. XIX в. были организованы золотошвейная мастерская, образцовое молочное хозяйство.

http://pravenc.ru/text/187868.html

Торчино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Димитрия Ростовского Год постройки:не ранее 1825. Адрес: Владимирская область, Суздальскй район, с. Торчино Координаты: 56.554709, 40.55157 Проезд:Дорога г. Суздаль - г. Иваново, 18км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Известно, что в XVIII ст. церковь была деревянная, и по местному преданию, с одним престолом во имя св. и чудотв. Николая. Эта деревянная церковь в начале XIX ст. сгорела со всеми иконами и старинными документами, хранившимися в ней. На месте ее усердием прихожан в 1810 г. построена каменная, пятиглавая церковь, с двумя престолами: во имя св. и чудотв. Николая и св. Дмитрия, Ростовского чудотв. Одновременно при церкви построена каменная шатровая колокольня. Церковь эта – холодная, существует в первоначальном виде, без существенных наружных и внутренних изменений. Кресты на главах железные, восьмиконечные, под ними полулуния. Иконостас в церкви нового устройства, с колоннами и рококовой резьбой, 6-ярусный. Стены внутри храма расписаны живописным письмом. Крестьянин Сибирев на свои средства построил по углам западной ограды два каменных здания: богадельню и церковную сторожку. В 1867 г. тот же крест. Сибирев на свои средства построил каменную колокольню; причем материалом для колокольни отчасти послужили богадельня и сторожка, которые Сибирев разобрал. В 1868 г. на новую колокольню был перенесен звон, а на старой оставлен только сторожевой колокол. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1880 г. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес. 978 кв. саж., эта земля значится в общем сельском плане; сенокосной 4 дес. 2008 кв. саж. и пахотной 27 дес. 2186 кв. саж.; план на эту землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового дохода причт получает: проценты с церковного билета в 100 руб. сер., от земли 150 руб. сер., от сбора хлебом 50 руб. сер. и за требоисправления до 500 руб. сер., а всего с небольшим 700 руб. сер. Дом у священника собственный, а псаломщик - на квартире. Приход: село и деревни: Малая Сторона, Мочальники, Протасово и Вильцево, деревни расстоянием от церкви не далее 4 верст; всех дворов в приходе 212, душ муж. пола 614, а жен. 686 душ. В селе существует земская народная школа и помещается в построенном на общественные деньги доме, при училище имеется квартира для учителя. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Священник о. Анатолий (Сургучёв) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01708

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ († 70-е гг. XVI в.?), инок Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , агиограф, гимнограф. О его жизни и творчестве известно из надписаний к созданным им житиям и канонам. Время творческой активности Г. может быть определено как кон. 50-х - нач. 70-х гг. XVI в. Исследователи, изучавшие труды Г., по-разному определяли период его творчества: ранее правления царя Иоанна IV Васильевича (А. Фёдоров), 2-я четв. XVI в. (В. О. Ключевский), сер. XVI в. (В. А. Колобанов, Р. П. Дмитриева); Колобанов отнес кончину Г. к периоду между 1563 и 1570 гг. Однако данные гипотезы противоречат датам, содержащимся в сочинениях Г., и не согласуются с тем обстоятельством, что не обнаружены никакие следы связи Г. с кругом книжников, сложившимся вокруг Московского митр. св. Макария (19 марта 1542 - 31 дек. 1563), неизвестны «признаки заинтересованности самого митрополита в работе суздальского агиографа» ( Дмитриева. С. 170). Эти факты становятся понятны, если признать, что начало лит. деятельности Г. пришлось на время после окончания работы над составлением Великих Миней Четьих - кон. 50-х гг. XVI в. При этом нельзя отрицать, что творчество Г. во многом обусловлено оживлением в 40-50-х гг. XVI в. агиографической работы, во главе к-рой стоял Московский митрополит. Инок Григорий. Миниатюра из Жития прп. Евфросинии Суздальской. Сер. XVIII в. (ИРЛИ (ПД). On. 23. 205. Л. 8 об.). Фрагмент Инок Григорий. Миниатюра из Жития прп. Евфросинии Суздальской. Сер. XVIII в. (ИРЛИ (ПД). On. 23. 205. Л. 8 об.). Фрагмент Творения Г. посвящены гл. обр. Суздальским подвижникам. Наибольшее распространение получило Житие прп. Евфросинии Суздальской, известное не менее чем в 66 списках XVI-XIX вв. Житие было создано предположительно на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., поскольку содержит описание чуда «о раслабленом», датированного 1 мая 1558 г., свидетелем к-рого был автор ( Клосс. С. 402-403). При создании произведения Г. использовал летописи, Житие черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича, др. источники. Впосл. мон. Савватий увез рукопись Жития прп. Евфросинии в Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь . Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским еп. свт. Варлаамом - повествование «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет» вошло во 2-ю редакцию Жития преподобной, составленную свт. Варлаамом в 1579-1585 гг. Свт. Варлаам сообщает также о прославлении прп. Евфросинии, состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г. на Соборе ( Клосс. С. 375-376). Ранее Г. написал службу прп. Евфросинии, встречающуюся в списке кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/166628.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010