Эти слова не являются установительной евхаристической формулой, они лишь напоминают о смысле ожидаемого Причастия уже освященных Даров. Абсолютно так же, как в Ин., откуда и взяты эти слова, они звучат не на Тайной Вечере, а на временном и ситуативном удалении от нее. Слова о хлебе, который есть данная для вкушения Плоть Христова, не могут не вызывать смущения, а то и возмущения. Евангелист Иоанн не упустил случая описать такую реакцию: 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есм. хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?.. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?.. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?.. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6, 41-42. 52. 60. 66). Все это служит яркой иллюстрацией трудности пути ко Христу — в частности, процесса воцерковления. Необходима своя последовательность, прохождение через этапы принятия веры, так что познание т аинственных вещей возможно лишь тогда, когда обнаруживается согласие веры оглашаемого с верой Церкви. Как видим, в наибольшей степени насыщенное такими тайнами Евангелие от Иоанна содержит красноречивое свидетельство этого рода. Так обнаруживает себя кризис, критическая точка веры, момент выбора: «какие странные слова! кто может это слушать?» (6, 60) или «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (6, 68). Кризис как острейшее противостояние веры и неверия всякий раз становится финалом очередного общения (беседы, спора) Иисуса со слушателями. Иудеи хватаются за камни, чтобы побить Его, но Иисус таинственно скрывается (8, 58-59) до тех пор, пока не наступил Его час. Мы намеренно употребили слово «кризис», взятое из греческого текста Ин. без перевода, хотя в русском языке это греческое слово стало иметь несколько иное значение. Kri/sij по-гречески — «суд». Вместе с глаголом «судить» (kri/nw) они также составляют важную часть терминологии Ин. (3, 17-19; 5, 22. 24. 27. 30; 8, 15-16. 26. 50; 9, 39; 12, 31. 47-48; 16, 8. 11). Явление Иисуса и есть суд (суждение, выявление), который происходит здесь и сейчас, ибо открывается четкая разница между верой и неверием. Такой суд подобен свету, который возжигают, чтобы увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Из древних писателей Церкви про частный суд как отдельный от всеобщего говорит Тертуллиан : «Душа (грешника после его смерти) первою должна испытать суд (Божий), равно как и первою была виновницею во всем содеянном; но при этом она должна дожидаться своей плоти, дабы получить воздаяние и за то, что было ею содеяно при посредстве повиновавшейся ее велениям плоти» 78 . Надо знать и другое: если кто, будучи христианином, признан на частном суде достойным осуждения, у него остается надежда на избавление от мук по молитвам Церкви. Сектант : Невозможно умершим ходатайствовать за живых, ибо Бог будет судить каждого по делам его и по высшей Своей правде, суд же, выносящий приговор по стороннему ходатайству, не может быть праведным. У апостола Павла ясно сказано: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Слова, подобные этим, мы находим и в других местах Священного Писания, которые относятся к Последнему суду. Священник : Бог, без сомнения, воздаст каждому по делам его (ср.: Пс.61:13 ), но утверждение, будто молитва за умерших не имеет пред Богом никакой цены, совершенно чуждо истине. Из Писания мы видим, сколь важна наша молитва за других. А иначе незачем было бы и великому Павлу обращаться к ученикам с увещанием: прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). И у апостола Иакова читаем: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Тот же апостол Павел призывал единоверных братий молиться о нем (см.: Еф.6:19 ). Но если молитвы наши помогают живым, отчего не могут они помочь усопшим, коль скоро и те живы душой и Бог, по слову Писания, слышит их? Уже в Ветхом Завете святой пророк Варух молился: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар.3:4–5 ). О пользе же молитв и приношений за усопших свидетельствует Вторая книга Маккавейская (см.: 2Мак.12:42–45 ), где рассказано, как Иуда Маккавей принес за умерших воинов умилостивительную жертву, да разрешатся те от греха, и даже сама его мысль об этом названа святой и благочестивой ( 2Мак.12:45 ). И от премудрого Иисуса, сына Сирахова слышим: Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости ( Сир.7:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

После он был восстановлен и теперь представляет цветущий город (Саида). – Известно только одно столкновение его с Израилем в Суд. 10.12 , но из него была Иезавель. Пророчество на него Иезекииля, сообразно его значению, гораздо короче пророчества против Тира. Иез.28:22 .  и скажи: вот, Я – на тебя, Сидон, и про­славлюсь среди тебя, и узнают, что Я Го­с­по­дь, когда про­изведу суд над ним и явлю в нем святость Мою; Не указывается вина Сидона по краткости, а только намекается на нее в ст. 24. – «Прославлюсь» в каре Сидона за нечестие и за грех ст. 24 (см. там). – «Среди тебя», который до сих пор презирал Меня. – «И узнают, что Я Господь»;] в смысле Иез.25.5 . – «И явлю в нем святость Мою» – тоже, что «прославлюсь»: слава Божия есть Его святость ( Ис 6.3 ), проявляющаяся в каре и уничтожении нечестия. Иез.28:23 .  и по­шлю на него моровую язву и кровопролитие на улицы его, и падут среди него убитые мечом, по­жира­ю­щим его отовсюду; и узнают, что Я Го­с­по­дь. «Язву и кровопролитие», см. Иез.5.12 ; первые следствия осады. – «Пожирающим его отовсюду». Слав. «в тебе и окрест тебе» (окрестные поселения). Иез.28:24 .  И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и при­чиня­ю­щим боль волчцом, более всех соседей зложела­тель­ству­ю­щим ему, и узнают, что Я Го­с­по­дь Бог. «Терном» ( Чис 33.55 ). Иезавель. «Более всех соседей». Евр. ми, «от» допускает и просто разделительный смысл: Сидон среди других соседей зложелательствовал Израилю; слав. «от». Иез.28:25 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рас­сеяны, и явлю в них святость Мою перед­ глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: Иез.28:26 .  тогда они будут жить на ней безопасно, и по­строят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, по­тому что Я про­изведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Го­с­по­дь Бог их. Речи против ближайших соседей – язычников, имеющих быть устраненными для блага Израильского царства, естественно заключаются мессианским предсказанием Израилю, главным образом духовному. – «Построят домы, насадят виноградники» ср. Ис 65.21 . 5 По индийским сагам грифы (мифологическое искажение херувимов) являются стражами золота; они роют его и строят из него свои гнезда, а индийцы получают только стружки (Ctes Aelian. Hist. anim, IV, 27. Paus. CXXIV, 6. Philostr. Vit. Appollon, III, 48). Геродот помещает этих роющих и хранящих золото грифов на севере и говорит, что аримаспы похищают у них золото (III, 116; IV, 13. 27). Крылья феникса, на который видят намек в ст.18, были χρυσοκομα (Herod. I, 73 и др.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы рассмотрим эту главу и изложим истолкование ее – в виду ее значения для учения сектантов – вместе с обличением положений адвентизма. Оставляя в стороне человеческие мнения, обратимся к помощи слова Божия. В Писании есть два – особенно ясных и точных – свидетельства (кстати отметим, что по слову Господню «устами двух, или трех свидетелей» подтверждается «всякое слово»; ( Мф.18:16 ). Св. Ап. Петр свидетельствует: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адскаго мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ); св. Ап. Иуда свидетельствует: Господь «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великаго дня» (ст. 6). А в Откровении, как мы видели, о звере сказано, что он был, ныне нет его, он выйдет из бездны и пойдет в погибель ( Откр.17:8 ). «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ); говорил Господь в первом пришествии Своем. Апостолы и·евангелисты писали по вдохновению от Бога. «Если мы принимаем свидетельство человеческое», когда оно достойно вероятия, «свидетельство Божие – больше» ( 1Ин.5:9 ). Опираясь на свидетельства священного Писания, мы без колебаний должны сказать, что когда писали свои послания к верующим апостолы Петр и Иуда злые духи, следовательно, и сатана были связаны. Так говорит слово Божие. С какого времени они связаны? С момента победы над князем мира, со времени первого пришествия Господа Иисуса Христа на землю и Его крестных страданий. Откровение св. Иоанна говорит, что зверь, который был и которого ныне нет, выйдет из бездны и явится на малое время ( Откр.17:8 ; Откр.17:10 ; Откр.20:3 ). Да, сатана в лице антихриста явится на короткий срок – время, времен и полвремени по книге Даниила, на 42 месяца, или 1260 дней по данным Апокалипсиса, – явится пред вторым славным пришествием Господа. Могут спросить: сатана связан, как говорится в Откровении, – «дабы не прельщал уже народы» ( Откр.20:3 ); а как же св. Апостол Павел говорит, что мы боремся против козней диавольских ( Еф.6:11–12 ) и по словам Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Содержанием паремьи в среду 1-й недели на 6-м часе служит пророчество о Мессии, что когда Он придет: то водворит мир на земле. Но Иудеи не войдут в покой Мессии, будут отвержены за преступления и неправды. Паремья 61 , ( Ис.2:3–11 ). «3. Из Сиона произойдет закон и слово Господне из Иерусалима. 4. Он будет производить суд между племенами и управлять народами многими. Тогда раскуют мечи свои на орана и копья свои на серны, народ на народ не подымет мечи и не будут обучаться воевать. 5. Будет же, дом Иаковлев, ходить во свете Господа. 6. Но Господи, Ты отринешь народ свой, – дом Иаковлев. Ибо они приучались к волхвованиям восточных народов, волшебству преданы, как Филистимляне и к чужестранцам привержены. 7. Как изобильна златом и сребром земля их, бесчислены сокровища их, множество коней у них, и нет числа колесницам их. 8. Так полна и идолами земля их: они кланяются делу рук своих, тому, что сделали персты рук их. 9. За то падут человеки, унизятся люди, и Ты не простишь никому. 10. Беги в пещеры, сокройся под землею от гнева Господа и от величия славы Его, когда восстанет сокрушить землю. 11. Унизится гордое чело людей, уничижится надменность человеческая. Один Господь будет тогда высок». Судя по испорченности нравов народа Иудейского, эта пророческая речь относится к первым годам царствования Ахаза. Тогда Иерусалим был богат ( 2Пар.26:9–15 ), молодой царь окружен был молодыми советниками, потому не могло не быть при царском дворе пышности и великолепия, а с тем вместе гордости и надмения. Хотя одинаковое пророчество Михея и по мыслям и по выражению ( Мих.4:1–4 ) относится к временам Езекии ( Иер.26:18 ); однако же нельзя решительно утверждать, чтобы и пророчество Исаии относилось к временам же Езекии. Он, Мессия ( Ис.2:4 ) будет производить суд между племенами. Основание этой мысли заключается в том понятии, что Мессия, когда придет, то как верховный Царь будет управлять всеми народами. При этом всеобъемлющем владычестве, если где между народами произошли распря и несогласие: то дело сейчас войдет на суд Царя Мессии; Он разрешит распрю, прекратит несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его. Пс 36:30, 31а В тот же день, Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 10. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 11. Апостолов Варфоломея и Варнавы Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 28. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 14. Пророка Божия Елисея Прокимен, глас 4 Ты — священник вовек,/по чину Мелхиседека. Стих: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих». Пс 109:4б, 1 Зачало 57а. Аллилуия, глас 5 Стих: Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил — среди призывающих имя Его. Стих: Свет воссиял праведнику и правым сердцем — веселие. Пс 98:6а; 96:11 15. Святителя Ионы, митрополита Московского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Зачало 335. Аллилуия, глас 2 Стих: Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Пс 36:30, 31 18. Боголюбской иконы Божией Матери и мученика Леонтия Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

3 . Иисус есть свет миру. Эта тема, как мы видели, проходит через все четвертое Евангелие, начиная с пролога ( Ин. 1:9 ), и возникает в нескольких речах Иисуса, перед разными аудиториями. Народу Он говорил: «Я свет миру» ( Ин. 8:12 ). Ученики слышали от Него: «Доколе Я в мире, Я свет миру» ( Ин. 9:5 ). В беседе с Никодимом Иисус также говорил о Себе как о свете: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир...» ( Ин. 3:19 ). 4 . Верующий в Иисуса не остается во тьме. Затрагивается, опять же, ключевая тема проповеди Иисуса, отраженная и у синоптиков, и в четвертом Евангелии. Никодиму Иисус возвещает о том, что Сын Божий послан в мир, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден...» ( Ин. 3:16, 18 ). Ученикам Иисус говорит: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ). Вера отверзает духовные очи: не верят те, кто «более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). В отличие от того, кто родился слепым и не виноват в своей слепоте ( Ин. 9:2–3 ), они виновны в том, что не видят, ибо отвергают Того, Кто может открыть им очи. Если бы они были слепы не по своей вине, то не имели бы греха, но поскольку они пребывают в уверенности, что видят, грех остается на них ( Ин. 9:41 ). 5 . Иисус не будет судить того, кто услышит Его слова и не поверит, ибо Он пришел не судить мир, но спасти. Здесь почти буквально повторяется то, что Иисус сказал в беседе с Никодимом: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). Иудеям Иисус говорил: «Я не сужу никого» ( Ин. 8:15–16 ). Выше мы подробно разобрали эти и другие изречения Иисуса, в которых речь идет о Его суде. 6 . Судьей того, кто отвергает Иисуса, станет Его слово. Эта мысль в такой форме ранее не звучала. В беседе с иудеями после исцеления расслабленного Иисус говорил им о том, что Он не будет обвинителем против них перед Отцом: таким обвинителем будет Моисей, на которого они уповают, но чьим писаниям не верят ( Ин. 5:45–47 ). Связь между словом Иисуса и судом Божиим прослеживается в словах из той же беседы: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ). «Слово Мое не вмещается в вас», – говорит Иисус в другой беседе ( Ин. 8:37 ). Однако Его обетование тем, кто соблюдет Его слово, остается непреложным: «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» ( Ин. 8:51 ). Характерно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени в этих изречениях: слушающий слово Иисуса не просто когда-то в будущем «не увидит» (μ θεωρσ) смерти – он уже здесь, в своей земной жизни, «не приходит» (οκ ρχεται) на суд и уже здесь «перешел» (μεταββηκεν) от смерти в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И разгневался Господь на израильтян и сказал: «За то, что сей народ оставил мой завет, и Я не стану изгонять из этой земли народы, которых оставил на земле Иисус Навин, оставил их, чтобы искушать ими Израиль: станут ли они держаться пути Господня, как держались их отцы, бывшие с Иисусом?» И оставил Господь эти народы и не изгнал их вскоре и не предал их вскоре в руки Иисуса, но Иисус оставил их для искушения Израиля» ( Суд. 2:18–23; 3:1 ), желая через них изгнать неверие, словно болезнь, из Израиля. Они жили в Ливане от горы Ермона до входа в Емаф 1117 . «Сыны Израилевы жили среди хананеев, хеттеев, аморреев, ферезеев, евеев и иевусеев и брали дочерей их себе в жёны, и своих дочерей отдавали за их сыновей» ( Суд. 3:5–6 ), забыв слова Моисея и Иисуса, с которыми они обращались к ним не вступать в брак с дочерьми иноплеменников. И сделали сыны Израилевы злое пред Господом – стали служить Ваалу и рощам 1118 (см. Суд. 3:7 ). И пакы разъгнвас Господь ростью на Израил и дасть въ руку Хусарсафема, цар Сурьска, и работаша лтъ и. И возпи пакы Израиль къ Господу, и въстави имъ Господь Гофоноил, сына Кеньзевьл, брата Халвл меншаго. (л.172в) И бысть на немъ Духъ Господень, и судий Израилю. Изиде на рать къ Хусарсафему, и предасть Господь въ рц цар Сурескъ ркъ, и крп рука на Хусарсафема. И тишис з н лтъ. посемь мре Гофоноилъ, лтъ н суди въ Израили. И снова Господь воспылал гневом на израильтян и предал их в руки Хусарсафема, царя Сирийского 1119 , и они служили ему восемь лет. И снова израильтяне возопили к Господу, и Господь дал им Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халева. На нем был Дух Господень, и он [был] судьёй Израиля. Он вышел на войну против Хусарсафема, и Господь предал в его руки царя Месопотамского, и его рука одолела Хусарсафема. И покоилась земля пятьдесят лет 1120 . И тогда умер Гофониил, судивший в Израиле пятьдесят лет. И приложиша сынове Израилеви створити предъ Господомь, и крпи Господь Еглома, цар Моавл, и изби Израил и при градъ Фюническъ. И работа Израиль Еглому лтъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

1. Нагорная проповедь и Проповедь на равнине 2. Композиция и структура Нагорной проповеди 3. «Взошел на гору» 4. Кому адресована Нагорная проповедь?   5. Интерпретация Нагорной проповеди Глава 2. Заповеди блаженства   1. «Блаженны нищие духом» 2. «Блаженны плачущие» 3. «Блаженны кроткие»   4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» 5. «Блаженны милостивые» 6. «Блаженны чистые сердцем» 7. «Блаженны миротворцы»   8. О гонениях на христиан Глава 3. «Соль земли» и «свет мира» 1. Соль земли   2. «Свет мира» Глава 4. Закон и пророки   1. Иисус и закон Моисеев «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков» «Доколе не прейдет небо и земля» «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших» «Какая первая из всех заповедей?» «Соблюди заповеди» 2. «Вы слышали, что сказано древним» 3. Гнев и оскорбление 4. Вожделение, прелюбодеяние, развод Прелюбодеяние и вожделение Учение о разводе и браке 5. Клятва и ложь «Не клянись вовсе» Ложь — от лукавого 6. Непротивление злу насилием Закон адекватного возмездия Непротивление злу Христианский пацифизм? Пример Иисуса Христианское понимание непротивления злу   «Просящему у тебя дай»   7. Любовь к врагам 8. Христианское совершенство Глава 5. Милостыня и молитва 1. Праведность истинная и ложная 2. Милостыня 3. Молитва   Глава 6. «Отче наш» 1. «Отче наш, сущий на небесах» 2. «Да святится имя Твое» 3. «Да приидет Царствие Твое» 4. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»   5. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»   6. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»   7. «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» 8. Заключительное славословие Глава 7. Пост   Глава 8. Богатство земное и небесное 1. Сокровища на земле и не небе 2. Светильник для тела 3. Бог и маммона   4. Забота о завтрашнем дне Глава 9. Суд человеческий и Суд Божий   Глава 10. «Не давайте святыни псам» Глава 11. «Просите, и дано будет вам»   Глава 12. «Золотое правило» Глава 13. Заключительные разделы   1. Два пути 2. Лжепророки   3. Дом на камне и дом на песке

http://pravoslavie.ru/99127.html

2. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Увидев нас угнетенными неправдой диавола, врага истины, Он открыл нам источники истины, а над ним произнес праведный суд. Как Отец милосердия, и единый благой, искупив от неправды души захваченных диаволом в свою власть, приняв рукописание наших грехов и пригвоздив его на кресте, Он сде­лал нас свободными. Это рукописание мы наполняли нашими делами, и пока оно было в руках диавола, мы были его должниками. И вот Бог даровал нам суд, кровью Сына Своего очистив нас и от того, в чем мы сами были неправедны, и от того, что терпели мы от неправды диавола. Потому и Павел научил нас лучше терпеть не­правду, чем причинять ее, так как для терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования. «Неправедные Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9 ). «Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои» ( Пс.102:7 ). Не нашей заботливостью устроилось дело нашего спасения, но свыше предвозвестил его Бог чрез пророков, а рукою дивного Моисея изобразил его для нас как бы на картине. При этом море послужило образом всесвятого крещения, скала явилась тенью бессмертного источника, манна – образом небесной пищи, и вообще все, чтобы не перечислять в отдельности, можно найти там преднапи­санным. Пути же и хотения Его означают добродетели, как видно из слов: " пути Твои, Господи, скажи мне» ( Пс.24:4 ), и из ска­занного Павлом волхву Елиме: «перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» ( Деян.13:10 ) Тот же смысл имеют слова: «поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева» ( Деян.13:22 ). Итак, говорит, что, дав Моисею закон, Го­сподь открыл ему значение образов закона и тени по отношению к будущим благам, духовным и первообразным, научил его, что та­кое суббота, что означают жертвы и кто такой Сын Израилев, о котором сказано: «избранный Мой» ( Ис.42:1 ). Все это от­крывает Бог тем, кто умеет смотреть: и что такое иудеи в таинственном смысле, и что такое обрезание сердца, и жертвы хвалы и оправдания. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ). Вот причина стольких благодеяний, и прежних, и настоящих, как сказал и Моисей: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов " ( Исх.34:6–7 ). Эти-то Свои свойства открыл Господь Моисею под именем путей Своих, а Его совершенства во всех отношениях обнаруживаются как бездна божественной благости, безмерная милость, море человеко­любия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010