Содержание 1:1–31 Критическая ситуация 1:1 О пророке и времени его служения 1:2–4 Великое обличение 1:5–9 Опустошение Иудеи 1:10–20 Религиозная развращенность и очищение от нее 1:21–31 Сетования Бога и Его намерения 2:1 – 4:6 Иерусалим Бога и Иерусалим людей 2:2–5 Город Бога 2:6–9 Город идолов 2:10–22 Страх Господень 3:1 – 15 Наказание распадом государства 3:16 – 4:1 Вместо пояса будет веревка 4:2–6 Грядущая слава 5:1–30 Виноградник, принесший дикие ягоды 5:1–7 Притча 5:8–23 Шестикратное «горе» 5:24–30 Мстители Господа 6:1–13 Призвание пророка 7:1 – 12:6 Буря и солнце: Ассур и Эммануил 7:1–17 Исайя противостоит царю Ахазу 7:18 – 8:22 Объяснение выбора 9:1–7 Мессианская заря 9:8 – 10:4 Тень над Самарией 10:5–34 Секира Господа над Иудеей 11:1 – 12:6 Мессианское царство 13:1 – 23:18 Пророчества о народах 13:1 – 14:23 Вавилон 14:24–27 Ассирия 14:28–32 О Филистимской земле 15:1 – 16:14 Моав 17:1 – 14 Дамаск и северный Израиль 18:1–7 Эфиопия 19:1–25 Египет 20:1–6 Азотский кризис 21:1–10 Вавилон, «Пустыня приморская» 21:11–12 Дума 21:13–17 Аравия 22:1–25 Иерусалим 23:1–18 Тир 24:1 – 27:13 Заключительная победа Господа 24:1–23 Суд Божий над небом и землей 25:1 – 12 Великое освобождение 26:1 – 27:1 Торжество после тягот 27:2–13 Народ для Бога 28:1 – 31:9 Ассирийский кризис: помощь Бога или помощь людей? 28:1–29 Отповедь насмешникам 29:1–8 Последняя отсрочка для «Ариила» 29:9–24 Духовное помрачение Израиля, углубившееся и рассеявшееся 30:1–31:9 О будущем Египта и Ассирии 32:1 – 35:10 Спасение и мрачные события перед ним 32:1–8 Царство праведников 32:9–20 Нет простого пути к миру 33:1–24 Стремление к освобождению 34:1 – 17 Вселенский суд 35:1–10 Цветущая пустыня 36:1 – 39:8 Тяжелые испытания Езекии 36:1 – 37:38 Нападение ассирийцев 38:1–22 Болезнь Езекии 39:1–8 Послы из Вавилона 40:1 – 48:22 Далекая ночь, проведенная в Вавилоне 40:1 –11 Долгожданный Господь 40:12–31 Несравненный Бог 41:1–29 Боги история 42:1–17 Свет для народов 42:18–25 Неверный раб и неизменный Господь 49:1 – 55:13 Заря искупления 49:1–13 Вторая «Песнь о Рабе Господнем» 49:14–23 Утешение Иерусалиму 49:24 – 50:3 Утешение пленникам

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Эти отсеки, скорее всего, были слишком малы, чтобы позволить человеку встать в полный рост, и плохо вентилировались. 37:21. Двор стражи. См. коммент. к Иер. 32:8 . 37:21. Улица хлебопеков. Некоторые пророки упоминают о том, что в Иерусалиме был рынок и ряд районов, где проживали ремесленники (см.: Ис. 7 – белильщики; Иер. 18 – горшечники). Аналогичные моменты отмечаются в египетском тексте «Поучения Хети», где описывается мастерская ткача, работники которой проводили целый день в помещении без доступа воздуха. Двор стражи находился вблизи дворца ( Иер. 32:2 ), а улица хлебопеков, должно быть, поблизости от него. 38:1–13 Брошенный в яму 38:6. Бросили его в яму. Находившаяся во дворе стражи яма была резервуаром для сбора дождевой воды. Поскольку описываемые здесь события происходили на той стадии осады Иерусалима, которая пришлась на дождливые зимние месяцы (в 588–587 гг. до н. э.), отсутствие воды в резервуаре и возможность его использования в качестве места заточения свидетельствует об отчаянной ситуации, в которой оказались жители города. Грязь на дне глубокой ямы, вероятно, не давала Иеремии заснуть, и это могло пагубно отразиться на его здоровье. Поскольку царь боялся казнить Иеремию, он, видимо, рассчитывал на то, что болезнь и плохое питание помогут ему избавиться от пророка (см.: Пс. 78:11 ). 38:7. Ефиоплянин на царской службе. Поскольку «Авдемелех» – еврейское имя («слуга царя»), вероятно, этот человек был либо рабом из Эфиопии, либо свободным гражданином, который поступил на царскую службу. Свободное обращение к стражам Иеремии и царю Седекии, который восседал у городских ворот, означает, что он, с одной стороны, был хорошо знаком с царем, а с другой – что его совет высоко ценился. Термин «евнух» указывает либо на его высокий статус при дворе, либо на то, что он был кастрирован (см. коммент. к Ис. 56:4,5 ). 38:7. Царь сидит у ворот Вениаминовых. Имеются достоверные библейские и археологические свидетельства, указывающие на то, что цари, производя суд, регулярно восседали у ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Чужие художники, конечно, частью оставались в стране и натурализовались, и постепенно Израильтяне научились от них искусствам. 1Цар.8:12 предполагает, что Израильтяне сами в состоянии выделывать даже оружие и боевые колесницы. Железные плавильные печи им теперь столь хорошо известны, что они часто употребляются, как образ ( Втор.4:20 ; Иер.11:4 ), и они хорошо были знакомы с работами плавления благородных металлов ( Ис.1:25 ; Иер.6:29 ; Иез.22:20 ; Мал.3:2 ); ср. также подробное описание горшечного ремесла в Иер.18:3 и д. Причисляются ли в Ис.3:3 обрабатывающие металлы к опорам общества, это не вполне достоверно по лексическим основаниям; во всяком случае они считаются такими позднее, когда при первом взятии Иерусалима все художники с богатыми вельможами были отведены в Вавилон, 4Цар.24:16 . Обычно эти ремесленники, естественно, жили в больших городах, где они, как и теперь еще на Востоке, в разных улицах живут цехами. Так в допленное время в Иерусалиме была улица хлебопеков, Иер.37:21 , и позднее И. Флавий упоминает, что кузнецы и плотники имели свои мастерские в так называемом новом городе, на севере Иерусалима 74 . Равным образом в отдельных деревнях процветали определенные ремесла, напр., ткачество из виссона в доме Ашбеи, и горшечное производство в доме Нетаим ( 1Пар.4:21–23 ) 75 . Что союзы цехов ремесленников в послепленное время считались однородными с союзами родов, было уже упомянуто в § 15. Важнейшие из встречающихся в Ветхом Завете отраслей ремесел следующие: пекари ( Иер.37:21 , αρτοποιο, Ios. Arch. 15,309), составители благовонных мазей ( Неем.3:8 ; Еккл.10:1 ; Сир.49:1; 38:8 ), ткачи 76 ( Исх.28:32 ; 1Цар.17:7 ; Исх.26:1 ) изящное ткачество (Cp. 1Пар.4,21 ), белильщики 77 ( Ис.7:3 ), горшечники ( Иер.18:2; 19:1 и т. д. Сир.38:29 ), кузнецы ( Ис.44:12 ; Иер.24:1 78 и д. Сир.38:28 ), литейщики металлов ( 3Цар.7 ), плотники ( Ис.44:13 ; 4Цар.12:12 ), каменотесы ( 2Цар.5:11 ), строители ( Пс.117:22 ; 4Цар.12:12 ), каменщики ( Сир.38:27 ), штукатуры Иез.13:11 , мастера золотых дел (Πесн.7:12; Суд.17:14 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

1 . Аммонитяне. Они происходили от Бен-Амми, или Аммона, сына Лотова ( Быт.19:38 ), и жили в Перее, за Иавоком. Они были постоянными врагами Израильтян ( Суд.3:13, 11 и 12; 1Цар.11 ; 4Цар.24:2 ; Соф.2:8 ; Неем.4:7 ; 1Мак.5:6 ). 2 . Моавитяне. Они происходили от Моава, сына Лотова ( Быт.19:37 ), и жили на востоке Иордана и Мертвого моря. Подобно Аммонитянам, они постоянно враждовали против Израильтян. Давид покорил их ( 2Цар.8:2 ), и они платили дань ему и его преемнику. После отделения 10 колен, они состояли под властью царей Израильских. Столицею Моавитян был Равваф-Моав. 3 . Идумеяне. Они происходили от Исава, прозванного Эдомом ( Быт.25:25, 30 ). Сначала они утвердились на горах Сеир, которые простираются на юго-востоке Мертвого моря до Еланитского залива; позже они распространились на северо-восток до границ Моава. Идумеяне были покорены Давидом, но очень неохотно сносили иго Иуды и часто восставали. Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, они подстрекали Халдеев к разрушению этого города. Во время изгнания Иудеев, они захватили южную часть Палестины и даже заняли Хеврон, откуда были изгнаны только во времена Маккавеев ( 1Мак.5:65 ). Иоанн Гиркан покорил их окончательно, принудив обрезаться и исполнять все обряды закона Моисеева; с тех пор они составили с Иудеями один народ. 4 . Амаликитяне. Они происходили от Амалика, сипа Елифаза, первенца Исавова ( Быт.36:12–16 ), и жили в Каменистой Аравии между Чермным морем и Мертвым морем, то в одной области, то в другой. Как только Израильтяне перешли Чермное море, Амаликитяне напали на них и убили тех, которые от усталости отстали назади. Они были разбиты Иисусом Навином в пустыне Рефидим ( Втор.25:17 ; Исх.17:8–14 ). Во времена Судей они неоднократно нападали на Евреев в союзе с другими народами ( Суд.3:13; 6:3 ). Саул, истребивши Амаликитян, пощадил царя их Агага ( 1Цар.15 ). Позже в Библии о них только упоминается ( 2Цар.8:12 ; 1Пар.4:43 ). 5 . Мадианитяне. Они происходили от Мадиана, четвертого сына Авраамова от Хеттуры ( Быт.25:1–4 ). Уже во времена Иакова это племя производило караванную торговлю между Азией и Египтом ( Быт.37:28, 36 ). Главное местопребывание Мадианитян было при Еланитском заливе Чермного моря, по восточной стороне. Из главы 2-й и 3-й книги Исход должно заключить, что часть этого племени обитала некоторое время и на западной стороне Еланитского залива. Мадианитяне были истреблены Гедеоном ( Суд.6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1819 г.), что в «Хронике нашлось немного мест, до России касающихся, а до Пскова только одно». Ему же в письме от 4 ноября того же года говорит, что «Акадеблатова – пустая летопись». 225 Селивановскому, действительно, Евгений и предлагал свою рукопись (для напечатания) в письме от 16 января 1822 года (Библиогр. записки, 1859 г., т. II, стр. 73–74); но, к счастию, эта затея скоро расстроилась... 226 10 декабря 1824 г. Евгений писал по поводу нее канцлеру: «Псковские грамоты на книги Иосифа Волоколамского вскоре у меня спишут, но мне труд будет выправить их; однакож, не задержу; a Иосифовой книги давно у меня есть два списка» (Переписка, стр. 118). 227 Имеется в виду «Общество истории и древн. российских» при московском университете, которое, однако, затянуло издание псковской летописи. Порученное Погодину в 1834 г. (Труды и Лет. Общ. Ист. и Др. Росс., ч. VIII, стр. 297), оно было сделано уже в 1838 г., следовательно после смерти высокопреосвященного Евгения, памяти которого и посвящено. 229 Старина рус. земли. Спб. 1871 г. в. 1, стр. 121. Из этого же письма видно, что Снегирев делал заметки и на 1 ч. Истории княжества псковского. 230 На «десяти листах» (письмо его к Анастасевичу от 3 окт. 1821 г., – Древн. и Новая Россия, 1881 г. февр. стр. 292). 233 Списанная для Евгения «псковская летопись по двум спискам, находящимся в моск. архиве Иностр. коллегии, – одному полууставному, от начала до 1464 г. (стр. 1–394 in f.), а другому скорописному от начала по 1650 год» (л. 1–208 in f.) хранится теперь в рук. сб. К.-Соф. соборной библ. 529. В первом списке масса поправок руки Евгения и есть (стр. 261) параллельная ссылка на летопись по эрмитажному списку, что прямо указывает на проверку Евгения первого последним. Самый эрмитажный список, также с поправками руки преосв. историка, находится в той же библиотеке за 530. (Первый архивский список издателями «Полного собр. русс. летописей» назвал «архивским XIX», (а второй – «архивским IV». См т. IV, Спб. стр. 169). 236 Для определения взглядов м. Евгения на объем истории Иерархии перечислим только то, о чем идет здесь речь: начало и распространение христианства в Псковском княжестве (стр. 7–12, 41–43), суеверия, остатки язычества и меры против них (6, 7, 42), церкви и монастыри (стр. 12–15, 19, 50, 51 и 53) инославные исповедания (стр. 8–10, 15 и 16) отношение Пскова к Новгороду, церковное управление и суд (стр. 5–7, 16–19, 20–37), духовный вотчины (45, 46, 48 и 49) ереси стригольников и жидовствующих (стр. 22, 37–38), сугубая аллилуия (стр. 48), вдовые попы (38, 39, 43 и 44), духовные училища (стр. 51–53), чудотворные иконы и угодники Божии» (стр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Поэтому в Barberinus (fol. 115) иногда комментарий под заглавием Феодорита, Диодора и Геннадия представляет не что иное, как резюме целого ряда больших фрагментов тех же авторов, которые последовательно читаются в катенах Никифора. И это встречается не один раз – даже в тех манускриптах, в которых, казалось бы, это трудно ожидать 1119 . Таким путём научно критического исследования манускриптов греческого и, отчасти, латинского текста Деконэк издаёт 79 фрагментов автентичных комментариев Диодора, каковые относятся к следующим местам октатевха: Бытия 1(два фрагмента), 2 стих (два фрагмента), 8 стих, 14 стих, 17 стих, 22 стих, 26 стих; 2:5–6 стихи, 7 стих, 8 стих, 23 стих; 3стих (три фрагмента), 21 стих; 5стих; 6стих, 4 стих, 6 стих; 8:20, 21 стихи; 9:24–25 стихи, 26 стих, 27 стих; 11:32; 14:13 (два фрагмента); 15:8–12; 16:2; 17:14; 19:31; 20:12; 21:6; 21:9–14; 22 глава, 24:2; 25:22, 26, 33; 27:18, 41; 28:(видение Иаковом лестницы), 18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 37:2; 38:1, 18, 27; 39:2; 44:5; 47:31; 49:3–4, 8–12, 16–17; Исход 1:19; 3:5; 4:21, 24; 6:3; 12:18; 20:5, 25; 21:21; 23:26, 28; 31:16; 32:3–4; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы; Второзакония 1:5; 33:6; Иисуса Навина 5:31. К этим фрагментам можно прибавить 17 фрагментов Диодора на книгу Исход, изданные на латинском языке Питрой и получившие в исследовании Деконэка совпадением указанных выше 6 из них с греческими манускриптами некоторую гарантию научной достоверности – 2:2; 3:22; 4:6, 10, 19; 7:11; 8:15; 9:18; 13:17–18, 19; 14:27; 16(два фрагмента); 19:18; 20:4, 18; 23:15. Вот и вся картина октатевхических фрагментов Диодора. Если сравнить результаты исследования Деконэка с фрагментами существовавшей коллекции Миня, то новым приобретением экзегетической науки, не известным Миню с именем Диодора, будут фрагменты толкований на кн. Бытия 1:8; 6:3; 8:21; 9:24–25; второй фрагмент толкования 14:13; 15:8–12; 16:2; 19:31; 20:12; 21:6; 27:18; 28:18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 44:5; 49:27; кн. Исхода 8:18; 20:25; 23:26, 28; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы, Иисуса Навина 5:31 1123 . Фрагменты толкований Диодора, помещённые в коллекции Миня – Бытия 9:3–4; 11:17; Суд. 15исследованием Деконэка признаны сомнительными 1124 , а два фрагмента толкований на 2 главу 7 стих книги Бытия, два фрагмента толковании на 3:2; 22:29; 37той же книги, Второзакония 1:1 1125  – совсем не принадлежащими Диодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

гл. 32 говорится, что это боги, которых не боялись отцы евреев). Поэтому некоторые зкзегеты (см. Lange. Theolog.-homiletisch. Bibelwerk) слово считают тождественным по значению с Baalim – ваалы, т. е. могучие, Неггеп. Стихом 38–м 105 псалма, составляющим по свойству еврейской речи вторую, объяснительную часть мысли об идолопоклонстве, о котором говорится в стихе 37-м, дается понять, что это не злые духи, а идолы ханаанские, которым приносились человеческие жертвы. Тоже подтверждается и снесением Пс. 105:37 , в котором идет речь об идолопоклонстве после Иисуса Навина и во времена Судей, со следующими местами: Суд. 2:11–13; 3:7,8; 10:6 , в которых также описывается идолопоклонство евреев в это время и говорится о служении Ваалу, Астарте и другим божествам сидонским, филистимским, моавитским и аммонитским. Наконец, здесь же еще частнее ( Пс.105:37 ) указываются эти божества, когда замечается, что евреи приносили бесам на жертву сыновей и дочерей. Ясно, что это Молох, Ваал, Адрамелех и подобные божества, характер которых мы уже знаем. Тоже вполне можно приложить и к 4:7 – Варуха. Нет сомненья, что в утраченном еврейском подлиннике стояло слово переведенное у LXX-u через δαιμνια. Греческий текст у Ис.13:21 и 34:14 – слово   переводит также через δαιμνια. Но это слово собственно значит: косматый, волосатый козел и указывает на идолов, имевших вид козлов; вероятно, это были изображения египетского Хема-Пана (Furst под словом Schedim). Употребление слова у Исайи в значении чудовищных обитателей пустыни не изменяет этого взгляда. Пророк разумеет дикие мифологические существа, какими, вместе с упоминаемыми у него же (13:21) т. е. дочерями завывающими (если производить от cecinit, clamavit; поэтому, кажется, и у LXX-u здесь– σειρνες и θυγατρ. σειρνων, Мих. 1:8 ) или, что яснее и точнее, строусовыми самками, вообще же, как и в русском переводе Библии, строусами (если то же слово производить от avidus fuit, откуда, а gulositate sic dictus, struthio, struthio femina, а с во множественном числе struthiones utriusque sexus), шакалами, гиенами (там же) и дикими кошками (34:14) суеверное воображение населяло пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

23.5 γυμν τ ψυχ. Представление о нагой (обнажившейся, то есть освободившейся от тела и всего с ним связанного) душе у образованного человека связывались, конечно, с платоновским «Горгием» (523b4–e6). Для Филона совершенное самопознание связано с «обнажением» ума от тела, чувственных восприятий и слова произнесенного (De mirg. Abr. 192). Ср. также Plot. 1.1.6.7. слл., где Плотин ведет речь о том, как мы, очистившись, совершаем восхождение нагими к вершинам ума. Христианские авторы также активно использовали этот образ. Ориген объясняет Кельсу, что Христос, по смерти «став лишенной тела душой, беседует с душами, лишенными тел» (C. Cels. 2.43.6–7: κα γυμν σματος γενμενος ψυχ τας γυμνας σωμτων μλει ψυχας). С другой стороны, православие отрицает наказание души без тела, о чем пишет Григорий Нисский : тело участвовало в праведных трудах души, но также не отставало от нее в грехах, так «на каком же основании вести ее одну без тела на суд»? (In Sanctum Pascha 9.268.5–17). 23.6–7 π παραπετσματι. Ср. De hom. opif. I 36.3–6: душа мужчины и женщины равночестны (μτιμος), разница между ними лишь в телесном «покрове» (ν τος παραπετσμασιν διαφορ). 23.8 ημτων δεται κα νομτων У грамматиков технические термины для «глагола» и «имени»; у ораторов μα может означать «выражение» в целом, а νομα – отдельные слова. Согласно Клименту Александрийскому , мы нуждаемся в словах, из которых составляется предложение, для сообщения наших мыслей, но для их понимания пользуемся бестелесными способностями (Clem. Strom. 7.7.36.5–37.1). Василий вслед за Оригеном (см. Введение II.3) пишет о том, общение ξ ατν τν ν καρδ νοημτων (Hex. 3.2.41, ср. Att. 23.6) возможно для Бога, когда он обращается к Сыну или к пророкам ( Ps. 28.3 , PG 29. 289.4–20). 23.9 φωνς σημαντικς Понимание речи как «значащего звука» находим уже у Аристотеля (Arist. De interpr. 16a19–22); так же определяли речь и стоики (см. DL VII. 55: λγος δ στι φων σημαντικ π διανοας κπεμπομνη). О знакомстве Василия с этой терминологий можно судить по Hex. 4.5: ς γρ τ λογικν διν στι το νθρπου, δ νθρωπος φων σημαντικ στι το ζου πρχει τ διον. О том, что человеческое слово (в отличие от Слова Божия) – это ρος τπωσις σημαντικ, Василий говорит в De SS. 16.38.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Вся жизнь и учение Господа Иисуса Христа твердо свидетельствуют о Нем как о Сыне Божием и Боге ( Рим.1:4 ; Деян.4:33 ; Еф.3:4–5 ), но в равной степени явно они указывают на Него как на истинного человека, на человека с настоящим человеческим телом и с настоящей человеческой душой, что и выражено в Евангелии благовествованием: «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ; ср.: 1Ин.1:1 ). Спаситель особенно любил называть Себя мессианским именем «Сын Человеческий» ( Дан.7:13–14 ), исключительно акцентируя подлинность Своего человеческого естества. Об этом говорят Его трогательные слова: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ). Бог во плоти, Господь Иисус Христос возвещает о Себе, что Он как Сын Человеческий имеет Божественную власть – отпускать людям грехи ( Мф.9:6 ; Мк.2:10 ; Лк.5:24 ). Сын Человеческий, реальный в Своем человеческом естестве, как Сын Божий – в Божественном, есть «господин и субботы» ( Мф.12:8 ; Мк.2:28 ; Лк.6:5 ). Вечный Сын Божий сделался Сыном Человеческим и как таковой явился в свойстве Небесного Сеятеля, сеющего на ниве сего мира Божественные истины и дела ( Мф.13:37–38 ). Сын Божий, став Сыном Человеческим, сделал человеческое естество Своим вечным достоянием; как Сын Человеческий Он распоряжается Божиим Страшным Судом и к тому же Он – господин Ангелов и Небесных Сил ( Мф.13:41, 16:27, 19:28 ). Господь Иисус очень часто возвещает, что как истинный Сын Человеческий Он действительно пострадает, умрет и воскреснет ( Мф.17:22, 9, 20:18–19, 28, 26:2, 24 ; Мк.8:31, 9:9, 12, 31, 10:33–34, 14:21 ; Лк.9:22, 44, 17:25, 18:31–33, 24:7 ). Свое Второе Пришествие Господь Иисус называет пришествием Сына Человеческого ( Мф.24:27, 37, 39, 44, 25:13, 31, 26:64 ; Мк.8:38, 13:26, 14:62 ; Лк.9:26, 12:40, 17:24, 30, 18:8, 21:27 ). Крест – это знамение Сына Человеческого ( Мф.24:30 ). Блаженство людей зависит от их веры в Сына Человеческого и от страданий ради Него: «Блаженны вы», – говорит Спаситель Своим последователям, – «когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого» ( Лк.6:22 ). Бог Отец передал весь суд Своему Сыну потому, что Сей стал Сыном Человеческим ( Ин.5:27, 22 ), прожил человеческую жизнь во всей ее горечи и скорби, поэтому никто из людей не может Ему с полным правом сказать: «Ты не имеешь права судить нас, людей, ибо Ты не был человеком и потому не знаешь, какое это мучение – быть человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Неизменность Божьих намерений оказалась важнейшей чертой Божьего характера, которую теперь должны были осознать плененные иудеи. Несмотря на то, что они оказались далеко от родины, из-за совершенных грехов, Бог не оставил и не покинул их. Они все еще ответственны перед Ним за свои поступки, а Он все еще сражается на их стороне. Он не ограничен стенами храма, а Его власть не ограничена границами Израиля. Поэтому, видение Бога, покидающего храм (глава 10), – это послание Израилю о том, что разрушение храма никак не влияет на полноту Божьей силы, присутствия или значимости. Он уходит из Земли, потому что она стала местом процветания идолопоклонства и созрела для наказания. А возвращение Бога в новый храм доказывает его стремление вернуться на прежнее место и найти там истинное поклонение в покорности (глава 43). Более всего Иезекииль предпочитает называть Бога «славой Яхве». Эти слова описывают великолепие Яхве, которое священник Иезекииль, конечно же, ярко представлял, находясь под влиянием мест из Пятикнижия, где дается описание явлений Бога Яхве (1:28, 3:12,23, 8:4, 9:3, 10:4,18, 11:2223, 43:2,45, 44:4, см. Исход 24:16,17, 40:3435; Левит 9:6,23 ; Числа 14:10,21,22, 16:19:42 ). Все, что происходит ныне и произойдет в будущем, еще больше прославит Бога, включая суд и последующее восстановление. И то и другое только подтвердит праведность и святость Бога, которые Израилю и народам мира придется признать. Бог желает, чтобы люди знали Его. Все Его действия нацелены на то, чтобы у людей появились личные отношения с Ним. Поэтому фраза: «чтобы они познали, что Я – Господь» встречается в книге порядка шестидесяти раз. Ее можно назвать основной темой книги. 851 Верховный суд Божий необходим для того, чтобы помочь людям познать Его. Бог наказывает Израиль и народы мира, чтобы они познали, кто Он (Израиль – 6:7,10, 11:10,12, 12:15, 13:14, 17:21, 22:16, народы мира – 28:22, 29:6, даже Гог 38:23). Но Бог также и вернет Израиль на родину и восстановит былые благословения, убережет его от неправедных политиков (34:27), опять же, чтобы они познали, кто Он (20:42, 36:11, 37:6). Ради этого Он также восстановит завет с Израилем (16:62).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010