Итак, если омовение тела символизовало удаление нечистоты, облачение в форменное одеяние – частью прикрытие естественной наготы, – частью дарование способности для священнической должности, то помазание священным миром изображало сообщение святого и освящающего Духа на очищенных и облеченных священством. Вторый акт. Помазанием завершалось приготовление священников к их должности. Но, так как священство не было только обязанностью особенного служения, но вместе с тем служило основанием высшего положения в царстве Божием с особенными правами и привилегиями, и ставило посвященных среди народа завета в ближайшее отношение к Богу завета; то посвящение священников могло окончательно совершиться только чрез особенную жертву посвящения, которою символически давались посвящаемым эти особенные права и преимущества. Как это происходило чрез подписанную жертву посвящения, это может быть ясно только по разъяснении общего значения жертв, почему подробности об этом будут следовать ниже в жертвах посвящения (§ 54). § 38. История богослужебного персонала Так как израильский богослужебный персонал замыкался в наследственное сословие, то доколе исполнится Моисеев закон, в нем не могло произойти никаких существенных перемен. Первосвященство, пред самою смертью Аарона, перешло на его старшего сына Елеазара ( Чис.20:28 g.) и, согласно божественному обещанию оставалось за его потомками, Финеесом ( Суд.20:28 ) и так далее, пока по неизвестным причинам 312 оно не перешло чрез Илия на линию Ифамара, 313 и оставалось за нею до отрешения от должности Авиафара Соломоном, когда этим саном опять исключительно овладело потомство Елеазара, начиная с Садока ( 3Цар.2:26 g. 35). С тех пор, так как в следствие перенесения ковчега завета из скинии и помещения его на Сионе, существовали два священника, было и два первосвященника ( 2Цар.8:17, 15:24,35, 17:15 ; 1Пар.15:11 ). 314 – Потомки Садока владели этим саном до плена; даже упомянутые в маккавейском периоде первосвященники, Ионафан и Симон, названные Фассисами, сыновья священника Маттафии ( 1Мак.10:20 gg. 14:35,41 ср. с 2:1–5) из священнического рода Иоарива принадлежали к скинии Елеазара, как это ясно видно из 1Пар.24:7 ср. со 2 ст., 315 хотя уже во время правления Иуды Маккавея сирийцы ( 1Мак.7:5 и дал. 14) пытались прервать законное преемство чрез определение Алкима, хотя принадлежавшего к потомству Аарона, но не происходившего от Елеазара. 316 Только тирания Ирода Великого уничтожила законный порядок, так как он переносил этот высокий сан и на обыкновенных священников, поставлял и отставлял первосвященников по собственному произволу. 317

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

31:22. Песнь о завете. До нас дошли тексты самых разнообразных песней древнего Ближнего Востока первой половины 3-го тыс. до н. э. В одном ассирийском перечне песней, составленном примерно за столетие до Давида, содержится около 360 названий песней, относящихся к десяткам различных категорий. Песни, посвященные завету, представлены также в Псалтири (напр.: Пс. 88 ). 31:26. Содержимое ковчега. В ковчеге хранились только скрижали, на которых был записан закон (10:2,5). В Египте было принято помещать важные документы, скрепленные клятвой (напр., международные договоры), у подножия божества. В «Книге мертвых» даже приводится изречение, написанное рукой бога на металлической плите, помещенной у его подножия. Некоторые предметы хранились пред ковчегом, например, сосуд с манной ( Исх. 26:33 ) и жезл Аарона ( Чис. 17:10 ). Теперь к ним присоединяется книга закона. 32:1–43 Песнь Моисея 32:4. Твердыня. Древнееврейское слово, переведенное здесь как «твердыня», а во 2Цар. 22 – как «скала», используется в еврейских именах и как метафора, обозначающая Бога (Цуриил, Чис. 3:35 , «Бог – твердыня моя»), и как божественное имя (Педацур, Чис. 2:20 , «Скала – спаситель мой»). Как метафора, обозначающая других богов (на что указывают ст. 31 и 37), это слово использовалось также в арамейских и аморитских личных именах. 32:8. Всевышний (Элион). В Ветхом Завете имя ЕНоп обычно используется как эпитет Яхве (см. коммент. к Быт. 14:17–24 ). До сих пор не существует убедительного свидетельства, что ЕНоп было на древнем Ближнем Востоке именем божества, но это понятие широко использовалось как эпитет различных богов, особенно Эла и Ваала, главных богов хананейского пантеона. 32:8. Божество, дающее уделы народам. Согласно религии израильтян, Яхве дал каждому народу свой удел (4:1,19; Ам. 9:7 ), хотя ей не чуждо представление о том, что каждый народ получил территорию от своего бога ( Суд. 11:24 ). На древнем Ближнем Востоке цари, намеревавшиеся захватить чужую территорию, нередко заявляли, что они исполняют повеление божества. Уникальность Израиля заключается в том, что наделение народа землей основано на завете с Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

автора, на ковчеге завета «призвася (т.е. «наречено» – русск., синод.) имя Господа Сил, седящаго на херувимех над ним» ( 2Цар.6:2 ; 1Пар.13:6 ). А так как, по закону Исх.20:24 , жертву нужно было приносить на всяком месте, где «наречет» имя Свое Господь, и так как, вместе с тем, ковчег завета и являлся одним из таковых мест (срв. 2Цар.6:2 ; 1Пар.13:6 ), то, следовательно, совершение жертвоприношений пред ковчегом завета являлось точным соблюдением закона Исх.20:24 . Другие случаи жертвоприношений на иных местах вне скинии обусловливаются фактами богоявления, особенного откровения Бога на этих местах. Таково жертвоприношение евреев в Бохиме ( Суд.2:5 ); оно обусловливалось явлением народу еврейскому Ангела Божия, или вернее Самого Бога, ибо Этот Ангел говорит о Себе , что Он вывел евреев из Египта и ввел в землю обетованную, что Он находится в завете с народом еврейским ( Суд.2:1 ). Также и Гедеон устроил жертвенник и принес жертву на месте явления ему Господа и по прямому Божественному приказанию ( Суд.6:22 , Суд 6:26 , Суд.6:27 ) 34 . Устройство жертвенника Саулом на месте чудесной победы его над Филистимлянами ( 1Цар.14:35 ) обусловливалось также фактом чудесной помощи Саулу Бога в данном месте 35 . Наконец, Давид ставит жертвенник и приносит жертву на горе Мариа, на гумне Орны Иевусеянина ( 2Цар.24:25 ; 1Пар.21:26 ), также      видения им Ангела Божия на этом месте и по прямому приказанию Ангела Господня поставить здесь жертвенник Богу ( 1Пар.21:18 ; 2Цар.24:18 ). Во всех этих приведенных случаях, как мы видим, жертвенники устраивались и приносились на них жертвы после известного откровения Бога и на месте этого откровения. А по закону Исх.20:24 требовалось устраивать жертвенник и приносить жертвы на месте, где «наречет имя Свое» Господь, т.е. где Он откроет Себя, где явится человеку. Следовательно, во всех указанных случаях жертвы, приносились, хотя и вне скинии, но на точном основании закона Исх.20:24 . Таким образом, еврейская история до построения Соломонова храма в рассмотренных с точки зрения закона фактах жертвоприношений свидетельствует о том, что обычным местом жертвоприношений для евреев была скиния свидения; в случаях же особенных, например, в присутствии ковчега завета, или после откровений Бога, на местах этих откровений, устроялись жертвенники и приносились жертвы на основании закона Исх.20:24 . Кроме указанных случаев жертвоприношений пред скинией и ковчегом завета, или на местах богоявлений, в свящ. повествованиях мы встречаем еще ряд фактов жертвоприношений вне скинии и помимо ковчега завета, а также и не на местах откровения Бога, – фактов, выходящих, таким образом, из рамок разобранных нами законов о месте еврейского богослужения. И хотя эти факты, в силу последнего обстоятельства, и не имеют прямого отношения к разбираемой нами стороне дела, но их нужно, хотя отчасти, принять во внимание, ибо и они могут выяснить некоторые стороны вопроса о месте еврейского богослужения до построения Соломонова храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах, по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу, и некоторые благочестивые люди и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну Израильтян с коленом Вениаминовым Израильтяне постились в Вефиле целый день ( Суд.20:26 ). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников, все Израильтяне, по совету Сумуила, постились также целый день ( 1Цар.7:6 ). По погребении Ионафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, Израильтяне постились семь дней ( 1Цар.31:13 ). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день ( 2Цар.3:35 ), и прочие ( Пс.34:13; 8:24 , Лк.2:37 ). Пост сохраняли не только члены Церкви ветхозаветной, но даже и язычники, напр. Ниневитяне по внушению пророка Ионы ( Ин. 3 ). Подобно Церкви Божией ветхозаветной и Церковь христианская от самого начала своего освятила пост, который примером и учением Самого Совершителя веры – Иисуса Христа и св. Его учеников и Апостолов, вместе с прочими средствами ко спасению, положен в основание здания Церкви Божией. Иисус Христос сам постился 40 дней, и во время своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: егда поститеся, не будите якоже лицемери. Ты же постяся, помажи главу твою, и лице твое умый ( Мф.6:16–17 ). Приидут дние, егда отъимется от них Жених, и тогда постятся ( Мф.9:15 ). Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). По примеру и наставлению Иисуса Христа Апостолы и ученики Его и сами также постились ( Деян.13:2; 14:23 . 2Кор.6:5; 11:27 ) и заповедали верующим посты ( 1Кор.7:5 ) 3 , которые Церковь Православная непрерывно доселе сохраняет 4 . Иисус Христос и Апостолы для Церкви Христианской указали собою образец и значение поста, заповедь и цель пощения и время поста. Образец и значение поста Высокий образец поста явлен нам Иисусом Христом и Апостолами; они постились сами и своим примером показали значение поста, который по указанию их в собственном смысле есть воздержание от пищи, согласно внушениям слова Божия и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

и 10) Протестанты говорят: всякий завет имеет силу со смерти завещающего; литургия есть Новый Завет Христов и потому получает свое значение от Его смерти. А так как она совершается многократно, то и Христос должен умирать часто и многократно. В ответ на это возражение «Камень веры» кратко замечает, что литургия не имеет значения нового учреждения Завета Христова, а есть только повторение и воспоминание одного и того же Завета, который Господь установил на земле Своею крестною смертию (842 б –843 а ). X. Трактат о святых постах. В предисловии к трактату содержатся общие предварительные сведения о посте: 1) дается о нем понятие, 2) указываются виды поста и 3) определяются его составные части. 1) Постом называется добровольное воздержание человека от той или другой пищи. 2) Пост бывает: духовный, нравственный, естественный и церковный. Под первым разумеется в Слове Божием воздержание и удаление человека от грехов ( Ис.58:5–7 ); второй есть умеренность в пище и питии, соблюдаемая как ради здоровья телесного, так и для благочестия и строгости жизни, третий – совершенное удаление от пищи и пития (пред причастием Тела и Крови Христовой) и четвертый – воздержание от пищи по предписаниям и правилам св. церкви Христовой. Последний пост бывает повсеместный и общий, если он соблюдается всею православною церковию, и местный или частный, если его содержит одна какая-либо церковь или отдельный человек по своему добровольному желанию (846–848). 3) Пост составляют следующие три элемента: время вкушения пищи, ее количество и качество. В Ветхом Завете временем вкушения пищи для постящихся был вечер ( Суд.20:26 ; 2Цар.1:12; 3:35 ). В Новозаветной же православной церкви не установлено определенного и неизменного правила относительно этого: во дни поста каждый из верующих постится до того часа, до которого позволяют его силы и усердие. Равным образом не определяет церковь и количества пищи постящимся; общим правилом относительно меры ядения служит то, что постная пища должна употребляться только для укрепления и поддержания наших сил, а не для удовольствия и пресыщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Паралипоменон Грамберг находит какое-то особенное предоставление о посте; но это совершенно несправедливо. В приводимых им же самим указаниях на древние посты высказывается точно такой же взгляд на них, как и в нашем месте. История поста, упоминаемого в Суд. 20:26 ... такова: Израильтяне, два раза потерпевшие от Вениамитян жестокое поражение, пришли в дом Божий и, сидя там, плакали и постились до вечера ( Суд. 20:26 ). Затем, они спрашивают Господа – выходить ли им ещё на сражение с сынами Вениамина? И получают ответ: «идите, Я завтра предам их в руки ваши» ( Суд. 20:27, 28 ). Таким образом, ясно, что благодаря только содействию Божьему Израильтяне на этот раз победили Вениамитян, потому что в Суд. 20:35 прямо говорится: «и поразил Господь Вениамина». Следовательно, Израильтяне плакали и постились пред Господом не для того, чтобы оплакать павших в предыдущих битвах братьев своих, как говорит Грамберг, но чтобы испросить себе Божественное содействие для новой битвы с Вениамитянами. Равным образом, и в 2Цар. 12:16 рассказывается о посте, предпринятом Давидом не в виде траура, по случаю болезни своего сына, а как средства умилостивить Господа и испросить у Него здоровья больному сыну. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать для этого дальнейшие стихи 12 гл. Из них мы узнаём, что и рабы Давида разделяли с Грамбергом ложный взгляд на его пост, но были вразумлены самим же Давидом. На вопрос их, почему он прекратил пост после смерти своего больного сына и постился до его смерти, Давид отвечал: «пока дитя было живо я постился и плакал, потому что думал, кто знает, – не помилует ли меня Господь и дитя останется живо» – ( 2Цар. 12:22 ) – Конечно, во всех этих местах имеется в виду пост истинный, соединённый с молитвой, покаянием и исправлением греховного сердца. Как мало думал, например, Иоиль о внешнем выражении траура и как он далёк был от того, чтобы требовать пустой формальности, видно из воззвания его в Иоил. 2:13 «раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши». Но и в приведённом месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

21 сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! Когда земля обетованная была поделена между коленами Израиля ( Нав. 13,6 21,45), каждая семья получила свой надел, считавшийся с тех пор даром Божиим. Поскольку виноградник являлся долей Навуфея в наделе его семьи, продать или обменять его значило бы для Навуфея лишить своих потомков доли в наследии предков ( Лев. 25,23 ; Чис. 27,1–11; 36,1–12 ). 21 написала ... письма к старейшинам и знатным ... живущим с Навуфеем. Иезавель предпринимает попытку привлечь на свою сторону тех, кто вершил правосудие в Изрееле. 21 объявите пост. Предлагая жителям Изрееля объявить пост, Иезавель совместно с Ахавом стремится внушить им мрачные предчувствия, ибо пост часто связан с наступлением периода испытаний или с чьим-либо тяжким грехом ( Суд. 20,26 ; Шар. 7,5.6; 14,24; 2Пар. 20,3 ; Иона 3,5.7–9 ). 21 против него посадите двух негодных людей. По израильскому законодательству обвинение в тяжком преступлении должно было быть поддержано показаниями сразу двух свидетелей ( Чис. 35,30 ; Втор. 17,5.6; 19,15 ). которые... бы ... сказали: «ты хулил Бога и царя». Таким образом, двое «негодных людей» обрекли бы ничего не подозревающего Навуфея на смерть, поскольку по израильским законам именно смертью каралась хула на Бога ( Исх. 22,28 ; Лев. 24,10–16 ). 21 И вывели его за город, и побили его камнями. См. Лев. 24,14 ; Чис. 15,35.36 . В 4Цар. 9,26 сообщается, что убиты были также и сыновья Навуфея, и, таким образом, уже никто не мог в законном порядке претендовать на его виноградник. 21 поступлю с домом твоим так, как поступил с домом Иеровоама. См. 14,10; 15,29. и с домом Ваасы. См. 16,1–4.11–13. 21 того съедят псы... того расклюют птицы. См. ком. к 14,11. 21 не было еще такого, как Ахав. См. ком. к 16,30–33. 21 Аморреи. В данном случае этим словом обозначены все народы, населявшие Ханаан до прихода туда израильтян (см. Быт. 15,16 ; Втор. 1,7 ; 2Цар. 21,2 ). 21 разодрал одежды свои, возложил на тело свое вретище. Переданный через Илию суд Божий возымел должное воздействие на Ахава. Разрывание одежд и ношение вретища были в Израиле знаками скорби и раскаяния ( Быт. 37,34 ; 2Цар. 3,31 ; 4Цар. 6,30 ; Плач. 2,10 ; Иоил. 1,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3Цар.11:25 .  И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причиненного Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царем Сирии. Подобное же противодействие встретил Соломон и на северной, сирийской границе, в завоеванной Давидом провинции ( 2Цар.8:3–10 ), со стороны некоего Разона, который, по предположению И. Флавия, действовал против Соломона совместно с Адером Идумейским (ср. ст. 25). 3Цар.11:26 .  И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, – имя матери его вдовы: Церуа, – раб Соломонов, поднял руку на царя. 3Цар.11:27 .  И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего. 3Цар.11:28 .  Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Но наибольшая, притом внутренняя опасность для Соломона и всей его династии возникла со стороны неизвестного дотоле Иеровома – ефремлянина (евр. Ефрати, ст. 26, иногда означает: жители Ефрафы или Вифлеема, ( Руф.1:2 ; 1Цар.17:12 ); иногда, как здесь, в ( Суд.12:5 ; 1Цар.1:1 ): ефремлянин). Ефремово колено издавна тяготилось властью царя из колена Иудина, да и все прочие колена, в отличие от Иудина колена именовавшие себя Израилем, очень неохотно несли бремя власти царя иного колена (ср. 2Цар.19:41–43 ). В данном же случае ефремлянин Иеровоам быль поставлен (23 ст.) надсмотрщиком над рабочими из родного ему «дома Иосифова», т. е. из колена Ефремова и Манассиина ( Нав.17:17,18:5 ; Суд.1:22,35 ), на работах по реставрации крепости и других зданий Иерусалима (ст. 27), и эта рабская работа (ср. 3Цар.9:23 ) могла влить последнюю каплю в чашу давно копившихся чувств ревности и обид ефремлян в отношении Соломона; Иеровоам по своему личному честолюбию явился лишь подходящим выразителем недовольства своего колена династией Давида и стремления обособиться в самостоятельное царство (см. у проф. Ф. Я. Покровского. Разделение Еврейского царства, с. 280–281).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.2:53 .  Племена Кириаф-Иарима: Ифрияне, Футияне, Шумафане и Мидраитяне. От сих произошли Цоряне и Ештаоляне. Три последние потомка Шовала нигде более не упоминаются. Имя « Ифрияне» встречается еще в ( 1Пар.11:40 ). Из этого племени происходили герои Давида – Ира и Габер. Цоряне – население города Цоры – родины Самсона ( Суд.13:2,16:31 ); Ештаоляне – жители соседнего с Цорою города Ештаола ( Суд.16:31,18:11 ). 1Пар.2:54 .  Сыновья Салмы: Вифлеемляне и Нетофафяне, венец дома Иоавова и половина Менухотян – Цоряне, Город Нетофа, по имени которого называются его обитатели, упоминается во ( 2Цар.23:23 ; 4Цар.25:23 ; 1Езд.2:22 ; Неем.7:26 ) но положение его неизвестно. Цоране данного стиха составляли, очевидно, вторую половину населения Цоры; первая была из потомков Шовала ( 1Пар.2:53 ). 1Пар.2:55 .  и племена Соферийцев, живших в Иабеце, Тирейцы, Шимейцы, Сухайцы: это Кинеяне, происшедшие от Хамафа, отца Бетрехава. Положение Иабеца неизвестно, но подобно городам ( 1Пар.2:53 ) он мог находиться в северной части колена Иудова. Населению Иабеца усваивается общее название кинеян с указанием на их происхождение от Хамафа , отца Бетрехова ( Иер.35:1 ) и подразделением на три поколения: тирейцы, шимейцы, сухайцы. Эти последние имена звучат в еврейском тексте, как собственные, но в Вульгате заменяются нарицательными: «caneutes et resonantes et in tabernaculis commorantes». Латинский перевод присваивает, таким образом, кенеям те богослужебные функции, которыми обладало сословие левитов. Насколько справедливо это, сказать трудно, но во всяком случае несомненно, что как кенеи, так и рехавиты выступают или прямо в роли священников, или во всяком случае в роли лиц, соблюдающих обеты ветхозаветного священства. Таков кенеянин Иофор, священник мадиамский, тесть Моисея ( Исх.2:15,3:1 ;), таковы же потомки Рехава, строго исполнявшие обет ветхозаветного священства о невкушении хмельного ( Иер.35 ; ср. Лев.10:8–9 ) и называемые «предстоящими пред лицом Господа» ( Иер.35:19 ). Замечание о кенеянах при изложении родословия дома Иуды объясняют их родством с поколением Салмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца ( Исх. 22,26 ), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое ( Втор. 24,12.13 ). вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей. 2 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев перед лицом сынов Исавовых ( Втор. 2,21.22 ), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз во времена Моисея победил Сигона и Ога восточнее Иордана ( Втор. 2,24–37 ), а позже во времена Иисуса Иавина завоевал землю западнее Иордана. как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях ( Чис. 13,26–33 ) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное ( Ис. 2,12–18 ). плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью. 2 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт. 50,24 ; Исх. 3,8 ). в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли ( Втор. 1,19–40 ). чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом ( Быт. 15,7 ), и было исполнено как и говорил Господь при его потомках ( Втор. 2,31 ). 2 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков ( Втор. 18,15–17 ), судей ( Суд. 2,18 ), ставил священников ( 1Цар. 2,35 ) и царей ( 2Цар. 7,12 ). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему. назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону ( Чис. 6,1–21 ), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона ( Суд. 13,1–5 ) и Самуила ( 1Цар. 1,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010