Образ этот имеет очевидное сходство с видением Дан. 7:13–15 : «видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого денми и подведен был к Нему, и Ему дана власть, сила и царство... Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Последний образ относится к Мессии, Сыну Человеческому, он может иметь для себя только христологическое истолкование, каковое и получает в церковном предании (он почти буквально повторяется и в малом апокалипсисе ( Мф. 24:30 )). Однако встречается ряд сомнений в отношении к тому, чтобы можно было придать такое же значение образу Откр. 14:14 толковать его как явление самого Христа. 61 Именно «другой ангел» посылает подобного Сыну Человеческому на жатву. Впрочем, для данного текста не имеет решающего значения, есть ли сидящий на облаке сам Христос» или Им же лишь посланный ангел, предвозвещающий суд. Его особые полномочия выражают «золотой венец на главе его и в руках его острый серп» (14). И к нему-то обращается другой ангел «громким голосом: пусти серп твой и пожни, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой, и земля была пожата». Спрашивается, это веление, возвещаемое «громким голосом», слышимо ли оно и на земле, или только в небе, как небесное предварение земных свершений? Доходит ли оно до духовного сознания сынов земли или же раздаётся лишь в ангельском мире, а чрез него открыто было в пророческом ясновидении Тайнозрителю? Судя по общему пролептическому характеру этого видения, которое на земле ещё не свершилось, остаётся, очевидно, предположить последнее. Человечество предваряется пророком о тех судьбах, которые его ожидают в его нераскаянности. Образ созревшей жатвы и земли пожатой свойствен не одному Откровению. В ветхозаветном употреблении он применяется скорее к врагам Божиим (так ср. Ис. 18:5–6 ; Иер. 49: 53 ; у Осии 6:11 двояком смысле). В новозаветном употреблении образ жатвы применяется как в общем смысле – кончины века ( Мф. 13:39 ) или вообще дела Божия ( Мф. 9:37–38 ; Лк. 10:2 ), так и последнего суда ( Мф. 13:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

§ 1. О военной службе Вопр. Как о военной службе учит свящ. Писание? Отв. «Носящих меч» или воинов Ап. Павел называет «Божиими слугами на добро». Он указывает цель их службы – «наказание делающему злое» ( Рим.13:4 ). Вопр. Можно-ли злодеев наказывать мечом? Отв. Можно. Об этом Господь в одной притче сказал: «врагов моих тех, которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо Мною» ( Лк.19:27 ). В будущей же загробной жизни Господь накажет злодеев более тяжким мучением – огнем неугасающим ( Мф.25:41 ). Вопр. Как понимать слова Христовы: «не противься злому?» ( Мф.5:39 ). Отв. Христианин обязан прощать злодеям свои обиды. Это личный долг каждого из нас. Но, по чувству любви к ближним, для блага их, мы должны быть готовыми наказать злодеев, разрушающих на земле Царство Божие, и положить душу свою за друзей наших ( Лк.19:27 ; Рим.13:4 и Ин.15:13 ). Таким образом заповедь о непротивлении злому не запрещает военной службы, которая есть высший подвиг любви христианской ( Ин.15:13 ). Потому-то о воине Ап. Павел написал: «он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:4 ). § 2. О судах гражданских Вопр. Что есть суд гражданский? Отв. Гражданский суд есть такое действие «власти предержащей» ( Рим.13:1–4 ), посредством которого в известных случаях установляется правота или преступность наших поступков пред Богом и людьми, – и в жизнь вносится мир, спокойствие. Вопр. Не преследует-ли наш гражданский суд греховных целей, напр. мести врагу? Отв. Нет. Гражданский суд наш не стремится причинить зла или мести врагу. Он заботится исключительно о восстановлении правды на земле и об обуздании злодеев. Всякую же месть врагам он передает в руки Божии (ср. Иак.4:11, 12 ; 2Сол.1:6–9 ). Вопр. Дозволителен-ли суд гражданский для христиан? Отв. Безусловно дозволителен. Это видно из поведения Ап. Павла. Когда правитель Фест склонен был несправедливо осудить его, в угоду иудеям, он заявил: «требую суда Кесарева» ( Деян.25:11 ). И мы можем пользоваться гражданским судом для торжества дела Божия на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Четвертое Евангелие говорит о богосыновстве Иисуса иным языком, чем синоптики, но впечатление создается одинаковое: Иисус притязает на честь, подобающую только Божеству, и принимает ее. В дополнение к десятку с лишним синоптических отрывков, где титулом «Сын Божий» называют Иисуса другие, при его непосредственном одобрении ( Мф.16:16 ; Мк.3:11:5:7:14:61 ; Лк.8:28 )! – Q и Марк рассказывают, что Иисус говорил о себе как о «Сыне» (с определенным артиклем!) или новым и уникальным образом называл Бога своим отцом. И прямо (перед Каиафой; Мк.14:62 ), и косвенно (в притче о злых виноградарях; Мк.12:1–9 ) Иисус утверждает, что он – сын Божий; более того -возлюбленный Сын Отца, который придет на облаках небесных. В одном из важнейших христологических отрывков Нового Завета (Q: Мф.11:27 / Лк.10:22 ) Иисус говорит о своем «неразделенном сыновстве»: «Все предано мне Отцом моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын захочет открыть». Здесь, в самом раннем литературном слое синоптиков, языком ничуть не менее возвышенным, чем в Четвертом Евангелии, Иисус утверждает: он единственный обладает уникальными взаимоотношениями с Богом; более того, только через него другие люди могут обрести аналогичные взаимоотношения. Евангелия содержат и множество косвенных свидетельств, указывающих на то же. Неоднократно Иисус намекает, что в его личности и делах нечто новое, радостное и удивительное явилось в мир. В ответ на упрек, что его ученики не с традиционные иудейские посты, он говорит, что пока он с шши, им поститься столь же неуместно, как на свадьбе ( Мф.9:14–13 ; Мк.2:18–19 ; Лк.5:33–35 ). В другой раз, упоминая о царе Соломоне, считавшемся мудрецом, Иисус говорит, что в нем, Иисусе, него Царстве   «здесь больше Соломона! ( Мф. 12:42 ; Лк.11:31 ) Иисус считает само собой разумеющимся, что обладает властью прощать грехи, – прерогатива, которая, как правильно сознают его враги, принадлежит одному Богу ( Мк.2:5–7 ; Лк.5:21 ). Как нечто естественное, он говорит, что все люди однажды предстанут перед ним на суд, причем суд не только по делам, но и по мотивам, – мотивам, которые ведомы лишь Богу ( Мф.7:22–23:25:31–46 ). Он требует полной верности себе как тому, кто знает: его дело – это дело Божье. Например: «Всякого, кто исповедует меня пред людьми, того исповедую и я пред Отцом моим Небесным» ( Мф.10:32 ); «кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня» ( Мф.10:37 ; ср. Л к 14:26–27). Такие речения ставят всю ценность жизни и судьбы человека в зависимость от его взаимоотношения с Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Мятежный дух, который жил в сердце народа, удалившегося от живого Бога, уже в правление Архелая, превратил дворы храма в театр бунта и кровавых сцен (Ioseph. Ant. XVII, 9, 3), которые не раз повторялись (Ios. I. с. 10, 2. beil. jud. IV, 5, 1) и скоро довели до ужасной катастрофы, в которой, с разрушением Иерусалима, и святилище, сделавшееся притоном разбойников, постиг решительный суд, предсказанный (Мф.24:1,2. Мк.13:1,2 ) Господом храма, и оно было сожжено вопреки (?) желанию римского императора Тита сохранить это великолепное здание. Священные сосуды, находившиеся в нем, именно золотой стол для хлебов предложения, золотой светильник и книга закона были принесены победителем в Рим и послужили его триумфом; а стол и светильник были вычеканены подле двух tubae на триумфальных воротах, воздвигнутых в честь этой победы. 245 Но от самого храма не осталось неразрушенным камня на камне. 246 § 30. Синагоги Около храма, но независимо от него, после плена возникли особенные молитвенные домы, называвшиеся синагоги συναγωγα, bathej hakkeneseth, 247 также προσευχα или προσευκτρια. 248 Начала их нельзя указать точно исторически, 249 но во времена Иисуса Христа мы встречаем их уже не только во всех городах Палестины, но и в других странах, где поселились иудеи. 250 Сначала избирали, как и теперь во многих местах, только просторные комнаты в частных домах для общего назидания словом Божиим, но позже строили для этого особые здания, план и архитектура которых были различны в разных странах и в разные времена. 251 Существенные потребности для устройства синагог были только следующие: а) книжный шкаф (aron, thebah, даже hekal) для хранения свящ. книжных свитков, помещавшийся в части дома, обращаемой к Иерусалиму; b) стул для учителя обыкновенно несколько возвышенный, или кафедра (bima, βμα или migdal); с) седалища для общества, из которых первый ряд (πρωτοκαϑεδρα Мф.23:6) назначался для книжников; но были еще особенные седалища мужчин, также и женщин; d) один или несколько светильников для торжественного освещения в субботы и праздники. 252 Синагоги воздвигало и содержало обыкновенно целое общество, но часто и зажиточные частные лица даже – язычники, обращенные в иудейство 253 ( Лк.7:5 ). При каждой синагоге были: а) президент (roschakkeneseih, Іота 7, 1 αρχν τς συναγωγς, αρχησυναγαγς Лк.8:41,49, 13:14 ; Мк.5:35 qq. Деян.18:8,17 ) которому принадлежало содержание дома и управление делами синагоги; b) подчиненный ему коллегиум старейшин (названных zeqenim πρεσβυτεροι Лк.7:3 ρχοσυναγωγο Мк.5:22 ; Деян.13:15 , также padnasim, ποιμνες или προεσττες) который наблюдал вместе с президентом в синагоге за порядком и учением; с) слуга (chazan, πηρτης Лк.4:20 ), который отпирал и запирал и чистил синагогу, также при богослужении подавал книги для рядового чтения; и, наконец, особенный чтец, который совершал богослужение. 254 Отделение второе – Богослужебный персонал § 32. Понятие и сущность израильского священства

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Бедные страдальцы! Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. Блаженны вы, изгнанные за правду! Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого! ( Лк.6:22 .) Будет время лучшее — настанет суд Божий. Перед очами всех миролюбцев мир окончательно обличен будет о грехе и о правде и о суде ( Ин.16:8 ). Небо примет вас, ревновавших о нем на земле, и будет Царство Небесное! ( Мф.5:10 .) Что блаженнее радости царствовать — и царствовать на небе, и царствовать вечно?.. Стократно вожделенный и радостный суд! Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, все явные и потаенные мученики за слово Христово! Ибо велика вам награда на небесах ( Лк.6:23 ). Велика награда… Малое слово, но бесконечно велика мысль, прикрытая им. Господь не любил говорить много о том, какую радость готовит Он своим избранным. Ваше есть Царствие Божие… насытитесь, воссмеетесь ( Лк.6:20-21 )… Ибо те утешатся, наследуют землю, помилованы будут, Бога узрят, будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5; 4-5,7-9 ), получат во сто крат и  наследуют жизнь вечную ( Мф.19:29 ), будут есть и пить на  трапезе Господней ( Лк.22:30 ), возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом ( Мф.8:11 ), будут со Христом, почтены будут Отцом Небесным ( Ин.12:26 ), воссияют, как солнце ( Мф.13:43 ) и т. п. Новеем этим далеко не высказывается величие мзды небесной. Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ), — говорил предвкусивший сладость вечных благ апостол, но что это за слава? Также оставил необъясненным, без сомнения, потому, что и об этом человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:4 ). Еще не открылось, что будем, — говорит Тайновидец. — Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему ( 1Ин.3:2 ). Всякий ли способен понять, что за высочайшее блаженство заключается в этом обетовании: будем подобны Ему… Восторгнись духом, христианин! Иногда ты ревновал о человеческой именитости, чести, силе, славе, искал подражать уму, слову, делу себе подобного смертного и земнородного, домогался видеть то, чем славится суета человеческая… Отряси тину очесе умнаго Мы увидим Сущего и  будем подобны Ему! Ты желал раскрыть беспрепятственно силы бессмертного духа твоего, всё узнать, всё сделать, возвратить себе истинно человеческое достоинство, явиться пред лицом Божиим достойным образа Божия, тобой носимого… Радуйся и веселись! Знаем, что, когда откроется, будем подобны Ему — станем выше всего, о чем теперь едва помыслить, можем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

В параллель со внешним свидетельством должно быть поставлено внутреннее сходство книги Руфь с книгой Судей. Обе книги обнимают одну и ту же эпоху судей и означают ее одним и тем же термином «в те дни, когда правили иудеями судии» ( Руф.1 ­­ Суд.3:7; 4:4; 10:2–3; 12:7–8:11, 13; 16:31 ). В обеих книгах жизнь евреев вполне автономная, без царя и правителя, с самостоятельным, городским и общественным управлением описывается чрезвычайно сходными чертами (срав. Суд.17–21 глл. ­­ Руфь4:1–13 ). Есть сходство и в оборотах речи и особенностях словоупотребления обеих книг (напр. – брать себе жен: Суд.21 ­­ Руф.1:4 ). По всем приведенным данным некоторые ученые (напр. Лями, Корнели и др.) считают книгу Руфь лишь «третьим добавлением» к книге Судей (первое: Суд.17–18 глл., второе: Суд.19–21 глл.). Не соглашаясь с этим крайним предположением, коему противоречит ясная особность, цельность и законченность книги Руфь, должно согласиться лишь с тем положением, что книги Судей и Руфь написаны Самуилом. В связи с таким решением вопроса о происхождении книги находится решение вопроса и об историческом характере книги и ее полной достоверности. Очевидно, пророк Самуил имел полную возможность знать от своих, благоговейно относившихся к нему, современников строгую и точную правду о родопроисхождении своего и Божия избранника Давида. Как авторитетнейший историк эпохи судей, он мог писать только истинную правду. Правдивость его повествований подтверждает евангелист Матфей, в родословной Иисуса Христа сказавший: Вооз роди Овида от Руфи, Овид же роди Иессеа, Иессей же роди Давида царя ( Мф.1:5–7 ), вполне дословно сходно со свидетельством книги Руфь (4:21–22). Замечательно, что о Руфи из всех ветхозаветных книг упоминается лишь в одной книге Руфь; в родословной же Давида по книге Паралипоменон ( 1Пар.2:12–15 ) она опускается. Следовательно, евангелист Матфей подтверждает исключительно только книгу Руфь. Как по книге Руфь (4:10), так и по книгам Царств ( 1Цар.16:1–13 ) и родословной Иисуса Христа ( Лк.2:4 ), Вифлеем есть родовой город Давида. В книгах Царств замечено, что Давид отправлял своих родителей в моавитскую землю ( 1Цар.22:3 ), может быть потому, что через Руфь они были родственны моавитянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010