Все приведенные свидетельства подтверждают вместе с древностью и исторический характер книги Судей. Последний подтверждает ряд других свидетельств. Во-первых, собственные имена лиц и мест сохраняли в общей народной памяти древние описываемые здесь события: Бохим (2:5), Пальма Девворы (4:5), имя жертвенника Гедеона «Иегова Шалом» (6, 24), Иероваал (6:32), Источник взывающего (Самсона: Суд.15:19), Стан Дана (18:12), Дан (18:29). Писатель тщательно все таковые имена и происхождение их отмечает, справедливо полагая, что они будут всегда свидетельствовать за него и его повествования, а не против него. Во-вторых, историческая точность писателя видна из того, что он сам ничего не распространяет намеренно в повествованиях. Так, часто краток в повествованиях о событиях очень важных, например: «земля 40 лет покоилась» после Гофониила (3:11), «80 лет» после Аода (3:30). Если бы он решался фантазией пополнять действительную историю, то здесь такое пополнение неизбежно явилось бы, а его нет. Согласно со своей целью, он мог бы измышлять и подбирать поучительные факты и события о нечестии иудеев, наказаниях Божиих, но у него ничего такого нет, только то, что точно известно, у него помещено. В-третьих, полная правдивость и документальная историчность повествования книги Судей видны из многих, точно передаваемых здесь, речей и разговоров со всеми бытовыми явно правдивыми оттенками и картинами. Таковы, например, речь Гедеона и испытание им Божественного откровения (6:11—24:36—40); речь Иеффая и его дочери (11:35—40); загадки Самсона (14:12—14); речь Михи (17:2—4); частные бытовые черты в описании Аода (3:17—26), Сисары (4:17—21), Гедеона (7:13—25), Маноя (13:3—23), Самсона (14:5—10; 15:4—6:15—16; 16:2—3:7—31). Все находящиеся в этих отделах частности производят на читателя неотразимое впечатление своею жизненною правдою. В-четвертых, наконец, и вообще все повествование книги Судей производит такое впечатление и имеет себе много параллелей и подтверждений, как в нередких частных фактах, лицах и исторических указаниях, так и в обрисовке общего политического положения Палестины и соседних стран, во внебиблейских, египетских и ассирийских памятниках. Оно имеет также в своих бытовых указаниях массу внутренних доказательств исторической достоверности в древней истории и археологии Востока. Из исторического анализа его видно, что все повествования книги Судей носят на себе ясные и несомненные следы жизни и быта той эпохи и места, где описываемые события совершались. О письменных памятниках, в коих сохранились описываемые священным историком несовременные ему события, он не упоминает, а потому не будем пускаться в обильные в западной литературе гадания о них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Делич, принимая гипотезу происхождения притчей глл. 30–31 в исмаильском царстве, все равно считает, лежало ли оно в Аравии или в Хаурапе, излишними заботы Гитцига и Мюлау о привлечении в него израильского населения и израильских авторов притчей. По его мнению притчи глл. 30–31 могли явиться и без участья израильтян, среди потомков Исмаила, исповедовавших так называемую религию Авраама (Din Ibrahim) и чрез ее посредство возвысившихся до понимания религии Израиля. Агур и Лемуил были израильские прозелиты из исмаильтян. Другие исследователи (Датий, Дедерлейн) авторами Притчей 30–31 считают даже не прозелитов, а настоящих язычников 39 . – Неверность этой мысли доказывается близким отношением притчей Агура и Лемуила к другим ветхозаветным книгам. Не смотря на незначительный объем этого отдела, он имеет множество точек соприкосновения с пятокнижием Моисея, книгою пророка Исаии и некоторыми псалмами. Сравн. Притч. 30:2 с Псал. 73:22 , Притч. 30:4 с Быт. 28:12 , Ис. 40:12 , Притч. 30:6 с Втор. 4:2 , Втор. 13:1 , Притч. 30 с Втор. 8:12 , Втор. 32:15 , Ис. 8:12 , Притч. 30:11 , Притч. 30:17 с Исх. 21:15 , Исх. 21:17 , Лев. 20:9 , Притч. 31:2–9 с Втор. 4:5 , Втор.4:14 , Втор.6:24 , Втор.12:1 , Пс. 50:18 . Но особенно близкую связь притчи Агура и Лемуила имеют с книгою Иова. Можно указать много слов, встречающихся почти исключительно только в притчах Агура и в книге Иова: Притч. 30:5 , форма имени Божия 41 раз встречающаяся в книге Иова, а в других книгах редко употребляемая; форма Niphal глагола , встречающаяся только Притч. 30и Иов. 41:1 ; корень Притч. 30:27 , Иов. 21:21 , ( Суд. 5:11 ); слово Притч. 30:30 , Иов. 4 ( Ис. 30:6 )·, Притч. 30:14 , Иов. 29 ( Иоил. 1:6 ); отрицательная частица Притч. 31:4 , Иов. 22:30 ; выражение Притч. 31:2 , Иов. 19:17 ; Притч. 30:8 , Иов. 23:14 . Из многочисленных страдательных форм, встречающихся только в книге Иова, в нашем отделе есть страдательная форма ( Притч.31:5 ). Арамейское окончание множественного числа – наиболее часто встречающееся в книге Иова, есть и в нашем отделе ( Притч. 31:3 ). На основании такого сходства можно даже предположить, что авторские имена Агура или Лемуила, стоящие в надписании 30-й и 31-й глав притчей, должны распространяться и на всю книгу Иова, которая в некоторых древних изданиях (как и в нынешней масоретской библии) непосредственно следовала за книгою Притчей, и по неимению своего собственного надписания с именем автора как бы примыкала к произведениям кого-либо из авторов, указанных в книге Притчей 40 , тем более что вся книга Иова в древнем предании также называлась притчею (В. Batra, 15, а). Во всяком случае несомненно то, что автор или авторы Притч.30–31 были близко знакомы с существовавшею тогда священною израильскою литературою и, следовательно, принадлежали к обществу народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОФОНИИЛ [евр.    греч. Γοθονιλ] (ок. XIII в. до Р. Х.), первый судья Израиля. Происходил из колена Иудина, был сыном Кеназа, братом (или племянником) Халева (Суд 3. 9–11). Господь послал Г. израильтянам как избавителя (евр.  ) в ответ на их стенания (Суд 3. 9; ср.: Нав 15. 17). Он отличился еще при завоевании Ханаана и после успешной осады Кириаф-Сефера (Девира) получил в жены от Халева его дочь Ахсу (Нав 15. 16). Г. победил в сражении Хусарсафема (евр. Кушан-Ришатайим букв.— дважды нечестивый), месопотамского царя, угнетавшего 8 лет израильтян в наказание за их вероотступничество (Суд 3. 7), и в Израиле в течение 40 лет сохранялся мир (Суд 3. 11). Хусарсафем — искаженное имя некоего исторического деятеля. Существует неск. различных гипотез его отождествления, основанных на разночтениях масоретского текста (см.: Boling, Bustanay). Возможно, он был правителем Сев. Сирии Ирсу( Malamat), захватившим власть в Египте в период XIX династии (ок. 1200 г. до Р. Х.). Из рода Г. происходил Хеддай Нетофафянин, военачальник при дворе царя Давида (1 Пар 27. 15). Лит. формы изложения истории Г. стали моделью для построения др. повествований о судьях. Ориген рассматривал Хусарсафема как аллегорический образ нечистого духа (ср.: Еф 2. 2), Г.— как одного из ангелов, представителей «воинства небесного» (Лк 2. 13), посылаемого на землю Богом для спасения (Евр 1. 14) ( Orig. Hom. in Judices. 3. 3//GCS. Bd. 30. S. 482–483). В талмудических преданиях Г. причисляется к тем, кто восстанавливали в народе знание устной Торы, забытой после смерти Моисея (Темура. 16а). Лит.: Malamat A. Cushan Rishathaim and the Decline of the Near East around 1200 B. C.//JNES. 1954. Vol. 13. P. 231–242; Bustanay O. Cushan-Rishathaim//Encyclopaedia Judaica. CD–ROM Ed., Version 1. 0. Jerusalem, 1997; Boling R. G. Othniel//ABD. Vol. 5. P. 51–52. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/546280.html

Массифа ( Суд.11:11 ) или Миспа ( Быт.31:49 ). Здесь Иаков заключил союз с Лаваном, а Иеффай собрал войско против Аммонитян. Этот город не должно смешивать с Массифою колена Вениаминова ( Суд.21:1; 22:1 ). Пенуел , близ Иавока. Здесь Иаков ночью, пред свиданием с Исавом, боролся с ангелом ( Быт.32:30 ). Гедеон просил у жителей Пенуела хлеба для своих воинов, но они отказали ему, за то он разрушил башню Пенуела и перебил жителей его ( Суд.8:8, 9, 17 ). Сокхоф , город, семьдесят семь старейшин которого Гедеон высек терновником пустынным и наказал зубчатыми молотильными досками (н) за то, что они, подобно жителям Пенуела, отказали воинам его в хлебе, когда он преследовал царей Мадиамских Завея и Салмана ( Суд.8:5–7; 15–17 ). Сивма ( Втор.32:38 ), город, построенный потомками Рувима. Пророк Исаия говорит о виноградниках Сивмы, истребленных властителями народов: «Исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют, виноградарь не топчет винограда в точилах» ( Ис.15:8–10 ). Рамоф-Галаадский ; этот город был дан левитам, потомкам Мерариным ( Нав.21:38 ), и объявлен городом убежища ( Втор.4:43 ). Он стал особенно известен в течение царствований последних царей Израильских и был причиной нескольких войн между ними и царями Дамаска. Ахаав, желая возвратить Рамоф от Сирии, вступил в сражение с царем Сирийским, был ранен и в тот же день на закате солнца (о) умер ( 3Цар.22:29–40 ; 2Пар.18:28–34 ). Здесь же, в сражении с Азаилом, царем Сирийским, был опасно ранен Иорам, сын Ахаава ( 4Цар.8:27–29 ; 2Пар.22:3–9 ). Цафон ( Нав.13:27 ) или Шофан ( Чис.32:35 ), город, разрушенный Израильтянами, но впоследствии восстановленный коленом Гадовым. Атароф ( Чис.32:34 ), город, восстановленный потомками Гада. Макед , укрепленный город, сделавшийся известным во время Иуды Маккавея ( 1Мак.5:26, 36 ). Дафема , крепость страны Галаадской, на границе Аравии. Тимофей, узнав, что Иуда Маккавей отправился в Иерусалим и уже перешел Иордан, – воспользовался отсутствием его, опустошил границы Галаада и принудил Иудеев запереться в Дафеме. Отсюда они послали Иуде письма, извещая его о крайности, в которой находились, и о нужде в скорой помощи. Иуда взял с собою 8000 воинов, перешел Иордан, напал на осаждающих и обратил их в бегство ( 1Мак.5:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Если расчет произведен поверхностно, на основании предположения о последовательных исторических повествованиях, то ни одна из датировок не дает удовлетворительного результата и не соответствует данным книги Судей. Хотя, ради справедливости, стоит отметить, что данные книги лучше сочетаются с ранней датировкой Исхода/Завоевания. Если просто сложить вместе данные о продолжительности периодов притеснений и периодов активности судей, получается промежуток времени в 410 лет (3:8,11,14,30, 4:3, 5:31, 6:1, 8:28, 9:22, 10:2,3,8, 12:7,9,11,14, 13:1, 15:20 К этому числу следует прибавить 40 лет странствований в пустыне ( Чис.14:3334, 32:13 ; И. Нав.5:6, 14:710 ), продолжительность правления Иисуса Навина (неизвестна), продолжительность служения Илия (40 лет, 1Цар.4:18 ), продолжительность служения Самуила до помазания Саула (неизвестна), продолжительность правления Саула (отсутствует в еврейском тексте), 372 продолжительность правления Давида (40 лет; 2Цар.5:4 ) и четыре года правления Соломона до завершения строительства храма ( 3Цар.6:1 ), что в результате дает период в 574 года плюс те периоды, продолжительность которых нам неизвестна. В соответствии с таким подсчетом Исход должен был бы произойти задолго до 1540 года – дата, под которой никто не подпишется. То, что, в соответствии с повествованиями книги Судей, освобождения всегда были местного характера, или, по крайней мере, касались только нескольких колен, и никогда всего Израиля, дает законные основания сократить непомерно раздутую хронологию. Некоторые периоды притеснения и последующей активности судей могли проходить одновременно, а не последовательно. Однако, Мур правильно замечает, что «самое серьезное препятствие синхронистической гипотезе, в любой ее форме, заключается в том, что хронология книги, на первый взгляд, кажется последовательной...» 373 Однако, в 5 главе ( Суд.5:67 ) явно прослеживается возможность того, что периоды судейства Деворы и Самегара проходили одновременно. Более того, возможно, что периоды притеснений от аммонитян и филистимлян ( Суд.10:68 ) могли составлять обстоятельства служения не только Иеффая, но и Самсона (см. возможное указание на это в 1Цар.12:1112 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

3 . Утешение при совершении суда гл. 30–33. Когда наступит определенное Богом время, народ, отводимый теперь в плен, будет возвращен в свое отечество ( Иер.30:1–3 ). Теперь же наступает такое время, подобного которому и не было; но Господь отвратит эти бедствия; Он разломает ярмо язычников и снова даст своему народу царя из дома Давидова; ибо этот суд имеет целью не совершенную погибель Израиля, но только исполнение права, принадлежащего Господу ( Иер.30:4–11 ). Израиль теперь, конечно, должен подпасть суду и никто не может от него спасти народ, но Господь исцелит раны, которые теперь налагает на него ( Иер.30:12–17 ); он снова восстановит свой народ, но не прежде, как гнев Его совершит свое дело ( Иер.30:18–24 ). Тогда Израиль вполне сделается народом Божиим ( Иер.31:1 ; 2Кор.6:18 ). Благодеяния народу, начавшиеся изведением из Египта, Господь снова станет оказывать, восстановивши снова разрушенный теперь дом Израиля ( Иер.31:2–6 ). Совершится это таким образом, что Господь соберет оставшиеся развалины дома и перенесет их в их отечество. Тогда всякая печаль обратится в радость ( Иер.31:7–14 ). Пусть поэтому не плачет Рахиль ( Мф.2:15 ), как будто у нее нет детей; это бедствие принесет богатый плод, потому что Ефрем страданиями обратится к покаянию; Господь явит милосердие кающемуся и дарует ему избавление ( Иер.31:15–27 ). Когда только народ с раскаянием сознает свою вину, Господь снова заключит с ним завет и притом так, что закон Божий будет составлять одно с волею и стремлениями народа, следовательно не будет больше надобности ни в каком принуждении; тогда Израиль, во всех своих членах будучи исполнен св. Духа, будет находиться в истинном общении с Богом и получит прощение своих грехов ( Иер.31:28–35 ; Евр.8:12 и Евр.10:16,17 ). Израиль, не смотря на то, что часть его погибла за грехи свои, будет существовать как народ. Иерусалим будет снова восстановлен, все нечистое освятится, так что город никогда не будет больше предметом гнева Божия ( Иер.31:36–40 ). Тогда снова обетованная земля перейдет в обладание народа израильского и обновлена будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Хотя свобода завоевывается мужеством и отвагой, она все равно остается даром Яхве. Это отчетливо проявляется там, где к кому-либо – например, Гедеону (6:11–24; ср. 13:1–25) – обращен непосредственный призыв. Яхве может с помощью знамений преодолевать сомнения людей (6:15–21, 33–40). Его дух может нисходить на призванного и придавать ему силы (3:10; 6:34; 11:29; 13:25; 14:6,19; 15:14). Когда дело доходит до битвы, Яхве вступает в действие. Он придает мужества Гедеону тем, что тот узнает о сне, приснившемся одному из его врагов (7:13, 14). Гедеон и его мужи способствуют панике в среде мадианитян огнем факелов и звуками рогов, но саму панику сеет Яхве (т.н. страх Господень; 7:21, 22). Девтерономическая редакция обращает внимание на оборотную сторону медали: Израиль лишается своей свободы всякий раз, когда противодействует воле Яхве ( Суд.3:12–14; 4:1, 2; 6:1–6 ), в особенности же тогда, когда он покоряется кумирам окружающих его народов, вызывая тем гнев Яхве ( Суд.2:11–15; 3:7, 8; 10:6–9 ). Одновременно подчеркивается, что Яхве готов внять мольбам угнетенных израильтян, воздвигнуть им судей, избавить народ от власти его врагов и дать ему покой ( Суд.2:16,18; 3:9–11, 15; 10:10–16 ). 3.4 Свобода и власть В основном тексте Книги Судей проявляется критическое отношение к царской власти. Гофониил избавляет израильтян от власти месопотамского (арамейского) царя (3:8, 10). Аод убивает царя моавитского (3:14, 15, 17, 19, 20). Девора и Варак способствуют тому, что Яхве лишает власти Иавина, царя Ханаана (4:2,7, 23, 24). Гедеон отказывается быть царем над израильтянами (8:23). Еще острее формулировки в басне Иофама (9:8–14). М. Бубер назвал эту басню «самым сильным антимонархическим произведением в мировой литературе». Впрочем, не вполне ясно, отвергается ли здесь только негодный и опасный монарх или монархия вообще. Контекст басни таков, что Авимелех достигает власти над Сихемом лишь при помощи убийства своих братьев (9:1–6, 16–20). За это ему уготована кара (9:22–24), которая затем его и настигает (9:56–57). Рассказ об Авимелехе демонстрирует как раз то, что отношение к монархии неоднозначно, так как Гаал – противник Авимелеха – хотя и произносит громкие слова, но терпит позорное поражение (9:26–41). Авимелех по нынешним понятиям поступает жестоко (9:46–49), но в свой смертный час поступает как мужчина, не желающий умереть, подобно Сисаре, от руки женщины, что считалось в ту патриархальную эпоху позором (9:50–54). В 19:1–30, тексте, содержащем как бы «заявление в поддержку царской власти», отвергается североизраильское царство и одновременно одобряется власть потомков Давида, ведущих свой род из гостеприимного Вифлеема.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Два мнимо различных счета по сорокам и по другим числам, не кратным сорока, невозможно согласовать с различием первоисточников книги: в одной и той же главе оба счета идут один за другим, напр., в 3-й главе читаем: «служили сыны Израилевы Хусарсафему 8 лет» ( Суд.3:8 ); «покоилась земля при Гофонииле 40 лет» ( Суд.3:11 ); затем, «служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, 18 лет ( Суд.3:14 ); после того при Аоде «покоилась земля 80 лет» ( Суд.3:30 ) и т. д. По различию хронологических указаний пришлось бы разделять одно и то же повествование почти постишно, но в филологических и исторических особенностях книги эта операция не найдет себе никакого подтверждения. Поэтому нет никаких уважительных причин отрицать точность и достоверность хронологической даты в 3-й книге Царств; следует также признать правильным мнение о синхронизме некоторых событий в книге Судей, мнение, лежащее в основе наиболее рациональных попыток соглашения; далее нет оснований сомневаться в точности отдельных хронологических данных книги Судей относительно лет, покоя, порабощения и правления Судей. Тем не менее необходимо отказаться от мысли представить полную, подробную и точную хронологию книги, потому что в самой книге нет никаких данных для определения, какие именно группы событий нужно считать синхронными; от начала до конца книги повествования идет в непрерывной хронологической последовательности. Неясность и запутанность хронологии книги Судей, как кажется, можно удовлетворительно объяснить из условия ее происхождения. Автор при написании книги, как мы видели, пользовался записями или преданиями, возникшими в различных местностях Палестины, – то на севере (повествования о Деворре и Вараке, песнь Деворры), то на востоке, в Галааде (Иеффай), то на юго-западе (о Самсоне), то в центральной Палестине (о Гедеоне) и др. Эти циклы исторических преданий, различных по своему племенному и географическому происхождению, без сомнения, заключали в себе и хронологические данные, которые для каждой местности или группы колен имели свое самостоятельное значение. Писатель, соединяя разрозненные предания отдельных народных групп в одно целое, с известной общей точки зрения, естественно, не имел возможности согласовать хронологические указания отдельных групп между собой, если бы он и хотел это сделать. Но он и не преследовал этой цели, потому что период Судей со всеми событиями служил для него лишь только пояснением – иллюстрацией известных общих идей. Поэтому писатель расположил различные повествовательные группы рядом одна с другой, вследствие чего их отдельные хронологические даты вытянулись в одну прямую и непрерывную линию, которая и оказалась при сопоставлении ее с 3-й книгой Царств более длинной, чем бы следовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После факта служения золотому тельцу при Синае в дальнейшей истории Израиля вплоть до религиозной реформы Иеровоама, первого царя израильского, нет прямых указаний, за исключением, быть может, Нав.24:14 , на существование у него культа тельца. Во все это время ничего неизвестно и о каких-либо политических сношениях Израиля с Египтом. С прекращением этих последних стоит, таким образом, в связи, судя до аналогии с прежним, прекращение и религиозного влияния Египта на Израиля, – что может опять доказывать именно египетское происхождение золотого тельца при Синае. Важно и то, что Иеровоам, введший культ тельца в израильском царстве, жил некоторое время пред этим в Египте ( 3Цар.11:40 ) и стоял, во всяком случае, в дружественных к нему отношениях и теперь. Близко предположение видеть египетское влияние и в его религиозной реформе. Указывают, правда, или лучше стараются указывать существование культа тельца у Израиля и во время между пребыванием его при Синае и Иеровоамом. И если верить этим указаниям, то действительно культ этот был общераспространен среди него, был господствующим культом во все время до Иеровоама. Так статую тельца или статую со смешенным видом тельца и человека устрояют Гедеон ( Суд.8:27 ) и Миха ( Суд.17:18 ); статуя такая стоит в скинии в Номве ( 1Цар.21:9 ); ее приносит с собою Авиафар, спасшийся от избиения Саулом номвских священников ( 1Цар.23:6,9; 30:7 ). Эти статуи не единственные, а лишь более ценные и предполагают множество других, более простых. 332 Но во всех этих местах, за исключением Суд.17:18 , может и вовсе не быть речи о каком-либо изображении божества. Во всех них, за указанным исключением, говорится собственно об ефоде, на ефод обращается внимание и в культе Миха ( Суд.17:18 ). Общее основание видеть в ефоде именно статую бога находят в самом имени ефода. Ефод () означает будто бы «образ в окладе». 333 Это его значение подтверждают ссылкою на Ис.30:22 , где , от одного корня с ефод, означает, прежде всего, металлический оклад идола, а потом будто бы и самый идол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010