Ст. 13—15. Так как ты надеялся на пути твои, на множество сильных твоих, то произойдет смятение в народе твоем, и все укрепления твои будут разрушены, подобно тому как Салмана был истреблен домом того, кто отмстил Ваалу (или произвел суд над Ваалом) в день брани, когда мать была убита в след за детьми; это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше. LXX: Так как ты надеялся на колесницы твои, на множество силы твоей, то произойдет погибель в народе твоем, и все укрепления твои погибнут; как князья Салманы из дома Иероваала в день брани убили мать в след за детьми; так Я поступлю с вами, дом Израилев, за крайнее нечестие ваше.    Вы ели плод лжи, и тщетная надежда обманывала вас во всех планах ваших; потому что ты, Ефрем, надеялся на пути идолослужения своего, — ибо таковы пути твои, — и на множество сильных твоих, возлагая надежду не на Бога, а на силу войска. Поэтому произойдет смятение в народе твоем, которое по-еврейски называется saon, то есть крик и шум войска, при кликах которого все укрепления твои будут разрушены, и то, что ты считал огражденным и находящимся в безопасности, будет открыто для врагов, и так будет истреблено, как был истреблен и сокрушен Салмана, князь мадианитян, убитый домом Иероваала (Суд. гл. 8). Без сомнения, этим указывается на Гедеона, который за то, что разрушил капище Ваала и вырубил рощу, при чем тот не мог отмстить за себя, получил наименование Иероваала, то есть пусть отмстит за себя Ваал (Суд. гл. 6). И как Салмана убивал детей пред глазами матерей их, убивая затем и самих матерей; так и твои дети, Ефрем, будут убиты пред твоими глазами, а после того также и ты сам будешь убит. Спрашивается: где написано, что Салмана убил мать в след за детьми? Вь книге Судей (сн. гл. 8) мы читаем, что Гедеон сказал князю мадиамскому: «как меч твой многих матерей лишал детей, так мать твоя между женами будет лишена сына“ (сн, 1 Цар. 15. 33). Таким образом, как Салмана был истреблен Иероваалом, которого некоторые несправедливо считают за Иеровоама, сына Наватова, управлявшего десятью коленами, а по еврейскому тексту был истреблен Арбелом, означающим тоже самое, что и Иероваал, но в более краткой и ясной форме; то же причинил вам, Израиль, за крайнее нечестие ваше, Вефиль, в котором вы поставили золотого тельца и кланились богам египетским.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Апостолы, сообразно с наставлениями Господа, возвещали, что Сын Божий в конце веков совершит суд над всей вселенной. Всем нам, - говорит апостол Павел, – должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). В другом месте апостол пишет: Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор.4:5 ). В послании к римлянам апостол о Последнем Суде учит, что тогда Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев… Ибо нет лицеприятия у Бога ( Рим.2:6-11 ). На этом суде окончательно решится судьба всех людей и падших ангелов, соблюдаемых на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Сердцеведец Господь будет судить не только наши слова и дела, произнесенные и соделанные в продолжение земной жизни, но и мысли наши, намерения и желания. Самые сокровеннейшие наши помышления будут тогда открыты и изобличены – суд будет нелицеприятен. “Если же кто, имея на себе тяжкие грехи, переселится из жизни сей не раскаявшись, то видя их тогда стоящими пред ним и обличающими его, с болезнию скажет: для чего я бедный не боролся с ними, но погубил время, забавляясь и сам служа забавою? Для чего не покаялся пред Вземлющим грех мира, но провел годы свои в обольщении? Что же я буду делать теперь? Время покаяния миновалось уже безвозвратно” – говорит святой Ефрем Сирин . После окончательного и потому страшного приговора на Всеобщем Суде осужденные своими делами грешники будут заключены в ад (см. Лк.16:23 ), – место удаления от Бога, терзаемые собственной совестью, бесполезно терпя вечный стыд и проклятия со стороны вовлеченных ими в грехи; нападение демонов, сожительство с ними и со всеми осужденными, – все это и будет причиной того скрежета зубов в кромешной тьме, о котором говорил Господь Иисус Христос (см. Мф.22:13 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Бог планировал, чтобы народ израильский изгонял хананеев не всех сразу, а постепенно, со временем ( Исх. 23:29–30 ; Втор. 7:22 ). Однако по причине того, что следующие за Иисусом Навином поколения не пребывали в полном послушании завету с Господом, Господь оставил хананеев в земле для наказания и испытания Израиля. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: «За то, что народ этот преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает голоса Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господнего и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?» И оставил Господь народы эти, и не изгнал их вскоре, и не предал их в руки Иисуса ( Суд. 2:20–23 ). Таким было положение дел в период Судей. Неверность Израиля вела к угнетениям со стороны врагов, ставшим частью Божьего наказания. Когда Израиль в покаянии взывал к Богу, то Бог поставлял судью, который избавлял народ. Но затем весь цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления повторялся вновь. С каждым новым циклом упадок в духовной жизни Израиля усиливался. Книга Судей заканчивается описанием междоусобиц и безнравственности, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Суд. 17:6 ; ср. 19:22–30; 21:25). 1. РАННИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ИУДЫ (Халев и Гофониил), Судей 1:8–23 Синие стрелки, указывающие на юг к Хеврону, Да- виру и Негеву (Арад и Хорма) и на запад, показывают завоевания, описанные в Суд. 1:8–23 (их лучше понимать как взгляд в прошлое, на более ранние завоевания на территории Иуды в дни помощника Иисуса Навина, Халева, ср. Нав.15:13–19 ). Во время этих завоеваний племянник Халева Гофониил взял Давир. Гофониил же и стал первым судьёй Израиля. Синяя стрелка по направлению к Вефилю показывает завоевание этого города Ефремом. Вефиль был пограничным городом между коленами Ефрема и Вениамина. Впоследствии он стал пограничным городом между Северным царством Израиля и Южным царством Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Более того, Господь призывал любить врагов: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас” ( Матф. 5,44 ). Господь призывал людей к совершенству, зная, что любовь не делится: кто любит одних, а таит злобу к другим, у того нет настоящей цельной любви, и любовь к друзьям может вскоре обернуться враждой. У Бога не так: Он всецело и всегда любовь, “Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” ( Матф. 5,45 ). 25. О прощении и неосуждении ближних Препятствием к совершенной любви является не только прямая злоба и неумение прощать обиды, но и простое осуждение. “Не судите, да не судимы будете. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” ( Матф. 7,1–5 ). Суд и особенно осуждение уже и есть то бревно, мешающее видеть в другом человеке образ Божий и любить его. Господь неоднократно указывал, что грех есть не что иное, как болезнь, и что Он пришел исцелять грешников: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, по грешников к покаянию” ( Матф. 9,12–13 ). Господь Сам показал высочайшие примеры прощения и отказа судить и осуждать: на кресте Он молился за распинающих Его; и ранее – Он не осудил женщину взятую в прелюбодеянии; не осудил по преизбытку любви, а такая именно любовь стыдит, пожигает и очищает своим светом. “Кто поставил Меня судить или делить вас?” ( Лук. 12,14 ), сказал Господь. И еще: “Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него” ( Иоан. 3,17 ) и “Я пришел не судить мир, но спасти мир” ( Иоан. 12,47 ). Тем не менее, в другой раз Господь не отрекается, что именно Ему принадлежит окончательный суд – “Отец весь суд отдал Сыну” ( Иоан. 5,22 ), но поясняет, что “суд состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет” ( Иоан. 3,19 ), а свет – это Сам Господь: “Я свет миру, кто последует за Мною... будет иметь свет жизни” ( Иоан. 8,12; 9,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Вот почему Павел и сказал: « есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? » (Евр. 12:7) И Соломон: « кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему » (Прит. 3:12). « И правда Его пребывает в век века ». 4. Это, мне кажется, пророк сказал для тех, которые соблазняются несчастьями, нечаянно постигающими некоторых, вразумляя их как бы так: не смущайтесь, видя людей, подвергающихся клевете, обижаемых, страждущих невинно; есть суд беспристрастный, приговор справедливый, воздающий каждому по достоинству. Если ты будешь требовать этого приговора теперь же, то смотри, чтобы тебе не произнести его против себя самого. Подлинно, если бы Бог стал каждый грех тотчас же поражать наказанием и над каждым преступлением приводить в исполнение праведный суд свой, то род человеческий давно был бы истреблен. Для чего говорить о таком–то и таком–то человеке? Я укажу в доказательство этого на величайшего из всех людей — Павла, проповедника вселенной, восхищенного до третьего неба, введенного в рай, причастника страшных таинств, сосуд избранный, друга Христова, проводившего ангельскую жизнь, достигшего таких добродетелей. Если бы Бог не хотел быть к нему долготерпеливым и милостивым, но, когда он грешил, хулил и гнал Церковь, тотчас бы исполнил над ним праведный суд Свой, то давно лишил бы его возможности покаяться. Сознавая это, сам он говорит: « благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной » (1 Тим. 1:12, 13, 16). Если бы Бог тотчас же наказал блудницу, то когда бы она обратилась (Лк. 7:37)? Также Матфей, мытарь, если бы подвергся наказанию прежде обращения, в бытность свою мытарем, то не лишился ли бы возможности покаяться? Тоже было бы и с разбойником, и с волхвами, и с каждым из грешников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если ап. Иоанн и всех христиан называет священниками ( Откр.1:6, 5:9–10 ), хотя и в духовно-нравственном смысле, то тем более пастыри Христовой Церкви на земле могут называться священниками. Не имеют права называться учителями и отцами представители сектантских общин, которые самовольно и противозаконно присвояют себе права учительства и извращают закон Христов своими произвольными толкованиями. д) Мнимодуховные христиане упрекают православную Церковь еще за то, что её пастыри носят длинные волосы. Об этом обычае апостол Павел пишет: если муж растит волосы, то это бесчестие для него ( 1Кор.11:14 ). На это нужно заметить мнимодуховным христианам, что по понятиям древних восточных народов ращение длинных волос было признаком рабства, лишения свободы, или же признаком принадлежности к философской секте, почему Апостол и говорит, что ращение волос бесчестие для мужчины. Эти слова Апостола относятся к мирянам, а не к пастырям. Обычай же пастырей носить длинные волосы имеет основание в Св. Писании. На востоке с глубокой древности был обычай людям, посвящающим себя на особое, чрезвычайное служение Богу, во всё время своего служения или назорейства не стричь волос, как об этом читаем в книге Чисел: во все дни назорейства его бритва не должна касаться головы его. До исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей ( Чис.6:5 ). О нестрижении волос назареями говорится и в книге судей: бритва не коснется головы его, потому что он назорей ( Суд.13:5 ). Посему когда ветхозаветный назорей лишался длинных волос, как судия Сампсон, то благодатная сила Божия отступала от него ( Суд.16:21 ). Когда Сампсон был острижен филистимлянином, он потерял силу и уже не мог побеждать филистимлян, но когда снова у Сампсона отрасли волосы, то и благодатная сила снова возвратилась к нему и он умертвил три тысячи филистимлян ( Суд.16:27, 30 ). Точно также и от пастыря отступает благодать, дарованная ему при его посвящении в сан, если у него, как неверного раба, за какое-нибудь преступление отрежут волосы, или расстригут его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И правда Его пребывает в век века».    4. Это, мне кажется, пророк сказал для тех, которые соблазняются несчастьями, нечаянно постигающими некоторых, вразумляя их как бы так: не смущайтесь, видя людей, под­вергающихся клевете, обижаемых, страждущих невинно; есть суд беспристрастный, приговор справедливый, воздающий каж­дому по достоинству. Если ты будешь требовать этого приговора теперь же, то смотри, чтобы тебе не произнести его против себя самого. Подлинно, если бы Бог стал каждый грех тотчас же поражать наказанием и над каждым преступлением при­водить в исполнение праведный суд свой, то род человеческий давно был бы истреблен. Для чего говорить о таком-то и таком-то человеке? Я укажу в доказательство этого на вели­чайшего из всех людей — Павла, проповедника вселенной, восхищенного до третьего неба, введенного в рай, причастника страшных таинств, сосуд избранный, друга Христова, про­водившего ангельскую жизнь, достигшего таких добродетелей. Если бы Бог не хотел быть к нему долготерпеливым и ми­лостивым, но, когда он грешил, хулил и гнал Церковь, тотчас бы исполнил над ним праведный суд Свой, то давно лишил бы его возможности покаяться. Сознавая это, сам он говорит: «благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик..., но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:12, 13, 16). Если бы Бог тотчас же наказал блуд­ницу, то когда бы она обратилась (Лк.7:37)? Также Матфей, мытарь, если бы подвергся наказанию прежде обращения, в быт­ность свою мытарем, то не лишился ли бы возможности покаяться? Тоже было бы и с разбойником, и с волхвами, и с каждым из грешников. Поэтому Бог удерживает гнев Свой и от­кладывает праведное воздаяние, призывая людей к покаянию. Но если они останутся неисправимыми, то непременно подверг­нутся праведному осуждению. Вот почему пророк, желая уте­шить обижаемых и вразумить обижающих, присовокупляет: «и правда Его пребывает в век века».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из древних писателей Церкви про частный суд как отдельный от всеобщего говорит Тертуллиан : «Душа (грешника после его смерти) первою должна испытать суд (Божий), равно как и первою была виновницею во всем содеянном; но при этом она должна дожидаться своей плоти, дабы получить воздаяние и за то, что было ею содеяно при посредстве повиновавшейся ее велениям плоти» 78 . Надо знать и другое: если кто, будучи христианином, признан на частном суде достойным осуждения, у него остается надежда на избавление от мук по молитвам Церкви. Сектант : Невозможно умершим ходатайствовать за живых, ибо Бог будет судить каждого по делам его и по высшей Своей правде, суд же, выносящий приговор по стороннему ходатайству, не может быть праведным. У апостола Павла ясно сказано: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Слова, подобные этим, мы находим и в других местах Священного Писания, которые относятся к Последнему суду. Священник : Бог, без сомнения, воздаст каждому по делам его (ср.: Пс.61:13 ), но утверждение, будто молитва за умерших не имеет пред Богом никакой цены, совершенно чуждо истине. Из Писания мы видим, сколь важна наша молитва за других. А иначе незачем было бы и великому Павлу обращаться к ученикам с увещанием: прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). И у апостола Иакова читаем: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Тот же апостол Павел призывал единоверных братий молиться о нем (см.: Еф.6:19 ). Но если молитвы наши помогают живым, отчего не могут они помочь усопшим, коль скоро и те живы душой и Бог, по слову Писания, слышит их? Уже в Ветхом Завете святой пророк Варух молился: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар.3:4–5 ). О пользе же молитв и приношений за усопших свидетельствует Вторая книга Маккавейская (см.: 2Мак.12:42–45 ), где рассказано, как Иуда Маккавей принес за умерших воинов умилостивительную жертву, да разрешатся те от греха, и даже сама его мысль об этом названа святой и благочестивой ( 2Мак.12:45 ). И от премудрого Иисуса, сына Сирахова слышим: Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости ( Сир.7:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Иисус Христос учит: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... дал Ему власть производить суд» ( Ин.5:22,27 ); и в другом месте говорит: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). И Апостолы проповедовали о суде: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:31 ); «Се идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах» ( Иуд.14:15 ); ап. Павел многократно свидетельствует о всеобщем, окончательном суде, и, наконец, о том же пишет Иоанн Богослов ( Откр.20 11–15). Св. Церковь всегда исповедовала этот догмат всеобщего суда. В символе Афанасиевом читается: «Прийдет (Христос) судить живых и мертвых, его пришествием все человеки воскреснут с телами своими, и воздадут о делах своих ответ». Этот догмат свидетельствуется всеми святыми Отцами и учителями Церкви в их писаниях. Вот потрясающая душу картина окончательного суда над человечеством, картина, которую представляет нам слово Божье ( Мф.25:31–46 ) и которая подтверждается здравым умом. Части этой картины суть: 1) Судья – Бог, 2) соучастники в суде – ангелы и Апостолы, 3) подсудимые, 4) предмет суда, 5) разлучение праведных от грешных и 6) окончательный приговор тем и другим. На первом месте картины страшного суда, по свидетельству Самого Иисуса Христа, предстанет Сын Божий, как Бог-Царь и Судья, сидящий на престоле Своей славы, окруженный всеми св. ангелами и св. Апостолами. Сидение на престоле – выражение образное, взятое от обыкновенных царей! Они восседают на троне в особенно важных обстоятельствах. Далее представляются исполнители воли Божьей, или как бы соучастники в суде – ангелы и Апостолы: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф.24:31 ), и соберут от царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13:41), и отделят злых из среды праведных» (49). Вот участие, деятельность ангелов на страшном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Исход 23, 20–23: Господь говорит Израилю: «вот Я посылаю Ангела хранить тебя на пути... Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его, не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем». Числ. 22, 23 ст.: рассказ о пророке Валааме, где говорится о явлении Ангела Господня, который говорит, однако (ст. 32–3), непосредственно от лица Господа (подобное же Суд. 2, 1–4 ). Суд. 6, 1–4 : говорится о явлении ангела Господня Гедеону, причем об ангеле далее прямо говорится: «Господь, воззрев на него, сказал»: (ст. 14,16, также 23), а затем снова говорится об «ангеле Божием». Подобное же и Суд. 13 , где рассказывается о явлении ангела Божия Маною, причем спрошенный об имени ангел отвечал ему: «что ты спрашиваешь об Имени Моем? оно чудно» (13,18) (слова: «что ты спрашиваешь об Имени Моем?» – дословно сказаны при явлении Бога Иакову, когда он боролся с Богом). Наконец, сюда же относится и именование «великого совета Ангела» у Исайи 9,6 . На основании приведенных сопоставлений можно видеть, что отожествление явления Бога и ангела, теофании и ангелофании красной нитью проходит чрез все ветхозаветное откровение. И это столь явно, что для рационалистического понимания здесь остается видеть лишь следы первоначального политеизма. Для верующего уразумения этот факт требует нарочитого объяснения. Ветхий Завет не знает непосредственного богооткровения. Бог недоступен (трансцендентен) человеку. «Бога никто же виде нигде же» (19, 1–18, 1Тим. 6,16 ), только во Христе, Богочеловеке, совершилось богоявление: «единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» ( Ин. 1.18 ). Об этом богоявлении и свидетельствует служитель Слова: «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали руки наши о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1, 1–2 ). Пришествие в мир Христа, Его вочеловечение, и было единым подлинным, совершенным богоявлением, упразднившим навсегда все предварительные богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010