Ибо страх будущего суда и боязнь мучения сердце связывает, и не допускает хотеть того, что Богу противно и к вечному суду приводит, и колеблющуюся и падающую душу удерживает и восставляет, ибо в чем застанет нас Бог при кончине, в том и судит (Иез.18:20-24; 33:20). Блажен и мудр, кто всегда помнит смерть! CIV. Видишь на суд вызываемых людей: примечай, что они делают? Готовятся, думают, стараются, спрашивают и советуются у искусных в судебных делах; не щадят часто и денег, чтобы на суде не постыдиться и не быть осужденными. Видишь, любезный христианин, что сыновья века сего делают; что стыд и страх временного осуждения в них делает, как сердца их трогает, к какому попечению, старанию и труду их побуждает! Да подвигнет тебя этот случай вспомнить о будущем Христовом суде. Всех нас позовет Христос на суд Свой: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31); «приготовил Он для Суда престол Свой» (Пс.9:8). «Всем нам должно явиться пред Судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). А когда этот Суд будет — скрыл Бог от нас, чтобы всегда были готовы и в любой день ожидали. «Уже время близко, день Господень близок» (Откр.1:3; 22:10; Ис.13:6; Иоил.1:15; Иак.5:8-9). «Придет же день Господень, как тать ночью» (2Петр 3:10). «Когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5:3). «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37-39). Если к человеческому суду, как видишь, люди так приготовляются, как должны приготовляться мы, которые с часа на час можем явиться пред судом Божиим, и не знаем дня и часа, в который Судия придет и позовет нас на суд. Если стыд перед немногими так смущает человека, насколько большим будет стыд и смущение перед всем светом, перед всем Ангелами и людьми! Если страх временной казни так колеблет сердца людей, насколько более страх вечной муки должен колебать! Ибо всякая временная казнь, как ни велика и ни продолжительна, проходит; вечная же не имеет конца, однажды начавшись, никогда не кончается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Объяснение, почему Писание приписывает святым участие в последнем суде, можно видеть в том обстоятельстве, что оно всегда представляет святых тесно соединенными с их духовным Главою, действующими с Ним и в Нем. Верующие сраспинаются со Христом ( Рим.6:6 ; Гал.2:19 ), умирают с Ним и в Нем ( 2Тим.2:11 ), спогребаются ( Рим.6:4 ), оживают, или воскресают с Ним ( Еф.2:5–6 ; Кол.2:13 ; Кол.3:1 ), спрославятся ( Рим.8:17 ) и будут царствовать вместе с Ним ( 2Тим.2:12 ); поэтому нет ничего удивительного, если Писание утверждает, что они будут также во Христе и со Христом судить мир. Относительно того, кто будет подлежать суду, учение Церкви таково, что все люди, независимо от степени их нравственного совершенства или несовершенства, должны будут предстать на последний суд Христов, который определит участь каждого на целую вечность, Учение о таковой всеобщности последнего суда всецело подтверждается многочисленными изречениями Писания. В частности оно говорит нам, что суд будет простираться и на праведников, которые только после засвидетельствования их праведности на суде наследуют небесное царство ( Мф.25:34 ). Сам Апостол Павел ожидает себе и всем, возлюбившим явление Христа, венец правды в день оный ( 2Тим.4:8 ), каковым наименованием всегда обозначается день Второго Христова пришествия и Страшного Суда над миром. Относительно неверующих ясно говорит Апостол Петр, что они дадут ответ имеющему вскоре судить живых и мертвых ( 1Пет.4:3–5 ). Последнее выражение: живых и мертвых ясно указывает также, что суду будут подлежать не только те, кого пришествие Христа застанет живыми, но и умершие прежде Его пришествия, которые воскреснут для суда. Не смотря, однако, на ясность приведенных выражений, в Писании встречаются другие, по-видимому, решительно противоречащие приведенным места, которыми всеобщность суда как бы до известной степени ограничивается. Таковы относительно неверующих слова Псалма: не воскреснут нечестивии на суд ( Пс.1:5 ) и слова Иисуса Христа: верующий в Него (Сына Божия) не судится; а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:18 ); слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Также весь стих приложим к евангельским событиям: « " Жезл силы» – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. «От Сиона» – послан Крест, ибо там Единородный принес Себя в жертву. «Господствуй посреди врагов Твоих» – пророчество: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками» (ПсСвОт). Пс.109:5             Владыка одесную Тебя,                         Он поразит в день гнева Своего царей. «Владыка» адонай – имя Божие. «Одесную Тебя» – «Если Сын по правую руку Отца [»седи одесную Меня»; выше, ст.1], то, как говорится также, что Отец по правую руку Его? «Одесную» здесь не означает какого-либо места, но – единение Сына с Отцом и совершенное равенство» (ПсСвОт). Лица Божественной Троицы – равночестны (между Ними нет субординации). «В день гнева» – в день Суда. У Бога суд и милость – одно ( Пс.62 /61:12,13). Приближение Божье кто-то ощущает как милость и дар, кто-то – как гнев, суд, поражение. «Поразит царей» – все основы земного правления изменятся с Пришествием Мессии 546 . Пс.109:6             Он будет судить народы, наполнит [землю] трупами 547 … «Будет судить» дин – это суд милости и заступничества ( Пс.7:9 ). От суда заступничества (дин) отличается обычный суд шафат. Те, кто на обычном суде судит превратно, будут обычным судом судимы – от Бога. «Бог… среди богов судит (шафат): доколе будете судить (шафат) превратно?» ( Пс.82 /81:1,2). Все народы с Пришествием Мессии будут судимы заступнически, кроме тех, кто судил превратно в Израиле. «Он наполнит трупами» – как это совместно с судом милости и заступничества? Перед распятием Иисус сказал: «дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо вот, приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» Ибо если с зеленеющим (влажным) деревом это творят, то с сухим что будет?» ( Лк.23:29–31 ). Сказанное относится и к разрушению Иерусалима, и к Страшному Суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

6. Плотское сделай бесплодным, ибо оно противится духу ( Гал. 5, 17 ). Приобрети образ Христа ( Гал. 4, 19 ), находящегося в тебе, чтобы и ты мог с дерзновением сказать: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс. 44, 2 ). Глава 2 1. Для начала слова пусть будет достаточно (сказанного), чтобы нам не показаться как бы препятствующими слову; обратимся же к намеченному (нами), предлагая духовное истолкование. Сделаем здесь начало. 2. Будем сначала говорить о названии (рассматриваемой) Книги. (Она) называется «Притчи» по той причине, что говорит притчами, представляя сказанное сравнением одного предмета с другим. А чтобы мне не показаться говорящим без доказательства, буду говорить с доказательством. 3. В книге Судей ( Суд.9 ) говорится о том, что, после убиения сыновей Иероваала, младший сын, убежав, взошел на гору Гаризим и восклицает, понося (жителей) Сихема, так как они забыли Иероваала, мужа доблестного и многократно хотевшего умереть за своих людей, (которые) вместо него пожелали (иметь) царем того убийцу. (Он говорил) так: «Двинувшись, деревья... пошли поставить над собою царя и сказали маслине: Царствуй над нами» ( Суд. 9, 8 ). Но она не захотела. Тогда стали просить смоковницу. И она решительно отказалась. Понуждали виноградную лозу; (потом), так как и она не захотела ( Суд. 9, 9–13 ), сказали терновнику: Царствуй над нами. И сказал терновник: Если вы действительно поставите меня царем над собою, то идите (ко мне) и надейтесь на мою защиту. Если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские ( Суд. 9, 14–15 ) и т. д. 4. (Поскольку) об этом сказано таким образом, (постольку) надлежит, конечно, понимать, что не о деревьях говорится в этой притче, но о чем-то ином. Для тех же, кто очищен духовно и (освобожден) от плотского Божиим светом, эти слова могут быть понятными. 5. Поэтому и мы помолимся Всещедрому Богу чрез Иисуса Христа во Святом Духе, Который из брения возвышает нищего ( 1Цар. 2, 8 ), чтобы Он научил нас истинному разумению. Ибо уже пора говорить об этом. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

II. Суд Христианин трепещет при мысли о Божием суде. День суда для нас — день гнева. Мы молим Бога помиловать нас в час смерти и в день суда, мы просим о добром ответе на «страшном судилище Христовом». Христианское искусство столетиями изображало его ужасы, и мотив этот восходит к словам Самого Спасителя, особенно — к страшной притче об овцах и козлах. Ничья совесть не останется к ней глухой, ибо грехи «козлов» не в том, что они делали, а в том, чего не сделали; кто не ужаснется, когда ему твердо говорят, что самое тяжкое обвинение против каждого из нас основано на вещах, которые, быть может, нам и в голову не приходили! Поэтому я очень удивился, заметив впервые, как говорят псалмопевцы о Божием суде. Говорят они так: «Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно» (66:5). «Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (95:12-13). Люди радуются суду, просят о нем: «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой» (34:24). Скоро я начал понимать, в чем тут дело. Ветхозаветные люди, как и мы, представляли Господень суд в образе земного суда. Но мы, христиане, видим на скамье подсудимых себя самих, иудеи же видели там своих обидчиков, а себя считали истцами. Мы надеемся на оправдание, то есть хотим, чтобы суд был помилостивее; им нужно, чтобы суд судил строго. В притче об овцах и козлах Христос говорит «по-нашему», но есть и тексты, предполагающие иудейский образ суда. Вдумайтесь в притчу о судье неправедном. Мы представляем себе кого-то вроде члена немецких трибуналов — человека, кричащего на свидетелей и осуждающего невинных, к которому мы надеемся никогда не попасть. Но судья из притчи — совсем другой. Вы не предстанете перед ним, если не хотите, трудность совсем иная — трудно к нему попасть. Богатый и сильный сосед забрал у вдовы крохотный участок (Лк. 18:1-5), где только и поставишь насест или сарай (сейчас «соперником» стали бы городские власти, планирующие новый район). Она знает, что это — беззаконие. Если ей удастся подать жалобу, она выиграет дело. Но никто не желает ее слушать. Удивительно ли, что она хочет суда?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   В Новом Завете указывается и на то, каким должен быть человеческий суд. “Не судите по наружности, но судите судом праведным.” (Иоан.7:24). Но наряду с упоминанием о человеческих судах, в Библии говорится и о суде Высшем, суде Божьем. “Все мы предстанем на суд Христов” (Рим.14:10). Указывается о том, каким будет этот Высший суд. “И судим был каждый по делам своим.” (Откр.20:13).    Таким образом, в словах Спасителя “не судите, да не судимы будете” говорится об обличении и злословии, но не отменяются суды, как частные так и государственные, и запрещается человеку во время суда (осуждения порока) применять к ближнему враждебность и злобу. И рекомендуется проявлять к нему милосердие и сострадание. А суд (в смысле изобличения порока и греха) применять только для того, чтобы исправить заблудшего и устранить грех. “Ибо каким судом судите, таким будете судимы”...     “Ибо каким судом судите, таким будете судимы” (Матф.7:2). Эти слова развивают и уточняют мысль Иисуса Христа, высказанную Им в предыдущей фразе. Если в 1-м стихе сформулирован вывод “не судите, да не судимы будете”, то во 2-м стихе этой главы дается обоснование (аргументация) этого вывода. То есть говорится о том, почему не судящий других людей человек, никогда не будет судим. Потому что по закону воздаяния Божьего к человеку непременно вернутся его же действия, проявляющиеся в жизни через ситуацию, обусловленную предыдущими поступками человека. И если человек в настоящее время судит кого-то, то таким же судом в будущем будут судить и его.    Иными словами, по закону воздаяния Божьего, как человек поступает с другими людьми, так поступят люди и Бог с ним. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15). Таким образом, разбираемые слова нужно понимать как указание на то, что в жизни господствует закон воздаяния Божьего, и что нужно помнить о нём и учитывать действие этого закона при совершении поступков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12).    Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,    — ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;    — это ты и есть тот самый грешник;    — это ты нелюбовный — любишь по выбору;    — это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.    Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.    И звучат слова сегодняшнего Евангелия: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14—15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуете рай.    А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще и на поприще Великого поста в частности будут тщетны. И этот путь один — путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.     «Не судите, да не судимы будете» . Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока «милость превозносится над судом» (Иак.2:13).    Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.    И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы — свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: «властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Будущее описанное блаженство и мучение начнется через 1335 дней после отнятия жертвы и возлияния (11 ст.), т. е. пришествия Мессии (ср. 9:25). Блажен, кто ожидает этого времени. Какая же участь ожидает Даниила? А ты – обращается Ангел к Даниилу – иди 170 к концу 171 , и успокоишься 172 , и восстанешь ( – ναστση) для получения твоего жребия 173 в конце дней ( ), т. е. в конце существования мира. Как в других ветхозаветных книгах, так и у Даниила, учение о будущем воскресении вытекало из идеи Правосудия. После воскресения следовало воздаяние каждому человеку соответственно его поведению в земной жизни. Как Иов ожидал воскресения «для себя» – – (19:25), так Даниил получит «свой» жребий (). Анализ 7:9–14. Пророк видит четырех зверей, вышедших из моря и производивших разрушение и опустошение. После их власти и глумления начался суд Божий. Поставлены были престолы и воссел Ветхий днями 174 . Одеяние на Нем было бело как снег, и волосы головы Его как чистая волна 175 . Престол Его как пламя огня, колеса его – пылающий огонь 176 . Огненная река выходила и проходила пред Ним. Тысячи тысяч служили Ему (Ветхому днями) и тьмы тем предстояли пред Ним 177 , чтобы выполнять Его волю. Судьи сели, и раскрылись книги 178 (9–10 стт.). По решению описанного пророком суда самый злой зверь был убит и сожжен, а у прочих зверей была отнята власть (11–12). После этого, – видел пророк, – с облаками небесными 179 шел как бы Сын человеческий ( – Мессия – Иез. 1:26 ; Пс. 8:5 ), дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Сыну человеческому даны были власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему 180 . Владычество 181 Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (13–15). В следующих стихах (16–27) ангел объясняет видение Даниилу. Звери, которых видел пророк, означают языческие царства, коим иудеи будут подчинены. Все они погибнут, и тогда начнется царство святых. Суд, описываемый Даниилом, основывается вполне на ветхозаветном воззрении, на всей истории иудейского народа и отношении к нему язычества. Правда, этот суд носит как бы партикуляристиче-ски-национальный характер, т. е. предуказывает осуждение поработителей и спасение иудеев; в нем нет характера всеобщности, как в Мф. 25 гл. Но это объясняется содержанием и предметом всего видения – участью врагов иудейского народа. С другой стороны, чтение на суде книг предполагает, что суд не ограничится зверями, так как преступления последних были очевидны. По сношению с 12:3 можно думать, что в книгах записаны преступления всех людей – иудеев и язычников. Результаты суда также могут быть благоприятны не для всех иудеев, как видно из 12:1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 6 Мих. 6:1, 2 . Слышите, яже глагола Господь: востани, судися с горами, и да слышат холми глас твой. Слышите, горы, суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем его, и со Израилем претися имать» С Евр.: «Послушайте, что говорит Иегова: Встань, открой суд пред горами, и холмы да услышат глас твой. Выслушайте, горы, жалобу Иеговы, твердыни, основы земли, ибо у Иеговы идет тяжба с народом Своим, и с Израилем у Него». Предсказав славную будущность нового Израиля и истребление врагов еврейского народа, св. Михей продолжает свою обличительную речь против израильтян. «Поскольку разумные существа страдают неразумием, то неодушевленные вещи делаются судиями разумных» (блаж. Феодорит). Пророк обращается к горам, холмам, долинам ( «дебри») 117 , к самым основаниям земли, делая их свидетелями суда Божия над неблагодарными (см. подоб. Ис. 3:13, 5:2, 43:26 ; Иер. 2:5 ). На горах, холмах и долинах явлены были разные благодеяния еврейскому народу, а между тем он обратил их в места нечестия и отвратительного идолослужения. Таким обращением к неодушевленным предметам пророк косвенно приводит сынов Израиля в стыд и раскаяние. Мих. 6:3 . Людие мои, что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам? отвещайте Ми. С Евр.: «Народ Мой, что Я сделал тебе? И чем Я обременил тебя? Говори Мне». Желая тронуть сердца неблагодарного народа, Бог обращается к нему со словами милосердия и любви. Надобно было иметь каменное сердце, чтобы не почувствовать от сих слов стыда и угрызений совести. Господь Бог Сам себя отдает на суд израильскому народу и спрашивает, чем Он оскорбил его, что они оставили Его и предались идолослужению. Разумеется, сыны Израиля должны были сознаться, что Бог ничем не оскорблял их, а потому справедливо потерпят гонения от ассириян и вавилонян ( Ефрем Сирин ). Мих. 6:4 . Зане изведох вас из земли Египетския и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа и Аарона и Мариам. С Евр.: «Ибо Я вывел тебя из земли Египетской, и из дома рабства освободил тебя, и послал пред тобою Моисея, Аарона и Мариам».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: «…и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…» Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя, — ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг; — это ты и есть тот самый грешник; — это ты нелюбовный — любишь по выбору; -это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил. Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви. И звучат слова сегодняшнего Евангелия: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуйте рай. А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: «Не судите, да не судимы будете…» (Мк. 7, 1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще, и на поприще Великого поста в частности, будут тщетны. И этот путь один — путь любви к людям, начинающийся с неосуждения. «Не судите, да не судимы будете…» Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока «…милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других. И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы — свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: «…властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

http://pravmir.ru/svyatoj-velikij-post-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010