О пении «Единородный Сыне...» Чиновник указывает иную практику – петь молитву обоим ликам вкупе, но это может относиться только к архиерейскому богослужению (хотя для сугубой красоты службы воскресной можно также петь и при обычном священническом богослужении). По окончании пения молитвы «Единородный Сыне...» диакон снова становится против царских врат и произносит 2–ю малую ектению «Паки и паки...» (см. рис. 118). По установившейся традиции диакон произносит два прошения малой ектении безостановочно, а хор в это время поет: «Господи помилуй» дважды к ряду. После же третьего прошения хор поет: «Тебе, Господи, Господи», повторяя второй раз слово «Господи» опять же по установившейся традиции для завершения музыкальной фразы. Во время произнесения 2–й малой ектении священник читает тайно молитву третьего антифона: «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема или трем, согласующимся о имени Твоем, прощение подати обещавый. Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя» и, по окончании ектении, произносит возглас: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». 3–й изобразительный антифон Лик: «Аминь» и начинают петь 3–й антифон, т. е. «Блаженны». Во время произнесения священником возгласа «Яко Благ...» диакон, сотворив поклон, уходит в алтарь южною дверью, творя положенные поклоны перед св. престолом, целование края престола и поклоны горнему месту и служащему священнику, с левой стороны престола (см. рис. 24 ). При начале 3–го антифона 153 диакон отверзает царские врата (если они не были открыты при возгласе «Благословенно Царство..») и стоит с правой стороны священника, ожидая времени малого входа. Начинается пение 3–го антифона обоими ликами, с положенными по Уставу тропарями 154 . «Блаженны» поются, как мы уже упоминали, на глас недели, особым напевом, близким к тропарному и канонному. В воскресение полагается петь «Блаженны» с 10–ю специальными тропарями, находящимися в Октоихе, в конце воскресной службы каждого гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Божественная литургия – всемирная жертва о всех и за вся. Поэтому все должны поспешать к ней с жертвами сердец! Курится ли в тебе, как фимиам в кадиле, молитва? Горит ли твое сердце, как свечка и лампадка? 17 сентября Ужасно изобидел меня сатана за утреней обидою на дьячка Каменоградского за крайнее неровное поведение его на клиросе в чтении и пении и внешней выправке. Может быть, у него такая привычка, такой нрав, но мне очень противно стало такое его поведение неглижерское (небрежное); я возмутился духом и не утерпел – ушел с клироса, не стал больше читать канона и после того, несмотря на внутреннюю молитву мою, не мог успокоиться. Это было и коварством врага бесплотного, а силу свою враг возымел надо мною вследствие вчерашнего пресыщения и ядения перепаренного супа, питья кофе со сливками и потом чаю. Сегодня чувствую, что грунт сердца моего слишком слаб именно от пресыщения. Господи! Даждь мне благодать не есть мяса, если эта беда происходит от мяса. В Думе вчера довольно сидел: воздух гадкий был. И оттого, может быть. Но чувствую, чувствую излишество в себе питательности, засоривающей внутренности мои. Великую ектению на утрени говорил медленно, громко, всю, с некоторою одышкою вследствие вчерашнего кофе и прелого супа (они вредны для меня). А как хорошо вчера вечером служил, бодро, непреткновенно (с поста во вторник и в среду)! На сугубой ектении сбился в двух возглашениях: о блаженных и приснопамятных и о братии... На малых ектениях не мог Владычицу славить от смущения вражия; на просительной ектении тоже; и кроме того, христианской кончины не просил сердечно, смялся все от того же смущения ради дьячка. Дерзновение вовсе потерял. Молебен служить не мог: на Евангелии на ектении спотыкался, не мог выговаривать. Но я должен привык, к дьячку: у него такой норов! А у всякого свой нрав, свои привычки, замашки! Надо покрывать любовию, снисхождением, не давать места врагу. Ведь в сто раз хуже сделал я, что смутился и огорчился на него втайне: и других-то смутил неисправности) своей службы, а его не исправил, и душу свою заразил адским дыханием злобы. Господи! Спаси меня от призраков диавольских! (А это призрак мучит меня за чревоугодие и пресыщение.) Даждь мне себя самого, грешника растленного, винить, а грехи ближних покрывать любовию. Сам их исправь: я не могу и не умею без Тебя, ибо сам многогрешен и разным страстям подвержен. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ В ПОСЛЕДОВАНИИ ЛИТУРГИИ    На литургии полагается сугубая заупокойная ектения. О небольшом, но характерном отличии ее от малых заупокойных ектений — однократном Господи помилуй — во время чтения тайной молитвы — было сказано. Эта особенность показывает, что на этой ектении, по крайней мере на ее тайной молитве, не должно быть столько имен, сколько может быть на малых ектениях панихиды или заупокойной утрени: назначение для литургии именно сугубой ектении предполагает сокращение произнесения на ней имен усопших. Это будет вполне соответствовать назначению литургии, ее положению в круге суточных служб. На панихиде, после неоднократного чтения синодиков, в конце службы, когда и силы и внимание богомольцев приутомились, в качестве последней ектении назначается ектения сугубая, на которой число поминаемых и сокращается до минимума. Литургия — служба завершительная, конечная в круге суточного богослужения. Предполагается, что и священнослужители, и усердные богомольцы, присутствовавшие при всех дневных службах, довольно уже утомились. Все синодики не раз прочитаны, и на литиях вечерней и утренней, и на проскомидии, может быть, и на панихиде. Вниманию богомольцев и их душевным силам вот сейчас, начиная с Херувимской песни и в особенности во время Евхаристийных молитв, и совершения превысочайшего Таинства предстоит самое большое напряжение за весь суточный круг богослужения. Поэтому-то и назначается здесь не малая заупокойная ектения, а сугубая, на которой из числа многих, помянутых ранее имен возглашаются лишь немногие, именно те, о которых будет нарочитое, по особливому случаю Приношение и память. ПЛАТА ЗА ПОМИНОВЕНИЕ    Для духовенства вопрос о поминовении у нас стоит в тесной связи с вопросом о содержании. Но ведь надо же их разделить!... Надо же знать и священнослужителям и мipяhaм, что долг первых — молиться о вторых и что этот долг они неленостно и неустанно должны исполнять без всякой мысли о вознаграждении. Mipяhe же должны знать, что они должники священнослужителей и свой долг должны уплачивать в первую очередь молитвою же о пастырях духовных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

КАТЕГОРИЯ IV: Евхологии, которые следуют указаниям « Диатаксис » и которые отражают практику очень близкую к теперешним изданиям Евхология-Служебника. Если в классификации рукописей lля Утрени, мы включали их в третью группу: С, то теперь мы предпочитаем дать им иное хронологическое место: т.е. последнее, после тех рукописей, которые мы приписывали группе D. В категории IV сохраняется мало рукописей и это понятно, так как эта категория евхологиев печатается с XVI в. у греков и с XVII у русских и нет уже причины их переписывать от руки. С другой стороны, если существуют рукописи этой категории, они мало интересны для литургистов; А. Дмитриевский их не описывает вообще; интереснее заниматься изучением старых изданий или прямо «научным» изданием Иакова Гоара. Из рукописей, которые нами изучались, кажется возможным определить как принадлежащие IV категории: XII-XIV в.: Афины 662, Синод, слав. 900, Софийский слав. 552; XV-ro в.: Синай 972, Афины 848, Софийский слав. 525; XVI-ro в.: Афины 672, Синод, слав. 606, 612, 615, 616; XVII-ro в.: Синод, слав. 267. Категоря IV евхологиев содержит постоянное число молитв в начале Вечерни и Утрени или часто перед самим исследованием Вечерни и Утрени, как бы состявляя отдельную главу. В самом исследовании находятся все же ектении диякона и возгласы, принадлежащие, очевидно, к тем же самым молитвам, которые читаются в начале последования. Эти ектении и возгласы расположены внутри исследований по примеру категории III. Кроме того находятся внутри последования главопреклонные молитвы, молитва входа на Вечерне и другие молитвы, не входящие в состав Песненных Вечерни или Утрени, как молитва сугубой ектении, Спаси Господи люди Твоя и т.д. Хотя датировка рукописи – дело очень трудное и есть много возможностей ошибаться, и даже когда датировка подтверждена, выводы всегда относительны, так как данная рукопись может отражать практику своей эпохи или намеренно свидетельствовать о более несуществующей, мы можем все-таки делать некоторые выводы, вытекающие из сопоставления вышеуказанных четырех категорий: если исключить негреческие рукописи, каждую категорию можно относить преимущественно к определенной исторической эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Практика относительно времени «прострения» антиминса, в рассматриваемое нами время также была двоякая: простирали антиминс или после возгласа сугубой ектеньи: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» 676 или же при возгласе: «Да и тии с нами славят». 677 Две последние ектении пред возгласом: «Яко да под державою», в рассматриваемый нами век были большею частью малые, что вполне согласно с древними греческими списками литургии Златоуста; 678 но продолжала отчасти существовать также практика предшествовавшего времени, по которой эти две ектении были разделены так, что первая из них содержала первые три прошения великой ектении, а вторая – три в конце, находящиеся после прошения о царях. 679 Великий вход, а также действия, предшествующие ему, в XV веке имели значительное число вариантов, обусловливаемых греческими списками той же службы, служившими в этом случае оригиналами для наших служебников, а частью наконец, и произволом русских писцов. В некоторых церквах осталась еще древняя практика во время херувимской песни читать священнику только одну молитву: «Никто же достоин», умывать руки с чтением молитвы: «Умыю в неповинных руце мои», за тем переносить дары со чтением 50 псалма и, наконец, по поставлении св. даров на престол и каждении их, возглашать: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф»... 680 Но нужно сказать, что все эти особенности великого входа, как все вообще особенности последования литургии по её древней редакции, в рассматриваемое нами время представляли исключение из общей установившейся практики. Преобладающею же практикою, в рассматриваемое нами время было, чтобы кроме молитвы: «Никто же достоин» читать еще после неё трижды херувимскую песнь. 681 Существовала также практика читать эту песнь прежде молитвы: «Никто же достоин». 682 Умовение рук, при служении архиерейском, происходило с чтением, вместо молитвы, стихов 6–12 псал. 25. 683 Пред перенесением св. даров было обыкновение, чтобы или сначала диакон, а потом священник произносил слова: «Возмите руки ваша во святая», 684 или чтобы эти слова произносил один только диакон. 685

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем Господь избавил меня от нечистого движения сердца, подвигнутого всемерзким бесом из-за моего сластолюбия (в конце молебна в Новой улице в доме Любови Петровны Естафьевой у извозчика); я покаялся от души, осудил себя, попросил прощения, и помиловал меня Господь. Еще избавил меня Господь от великой скорби, тесноты и огня, постигших меня за озлобленное и презорливое обращение с нищими, стоявшими у церковного забора и просившими милостыни. Я горячо покаялся, искренно, усердно, и погасил Господь во мне геенский огонь, излия в душу росу благодати Своей. О, какой я неблагодарный, злонравный, гордый, завистливый, презорливый, гневливый, раздражительный, сластолюбивый, нерадивый (о исправлении), блудный, корыстолюбивый, ленивый, ругательный, суровый, строптивый, малодушный, боязливый, унылый, подобострастный, льстивый, плотоугодливый, лицеприятный, нетерпеливый, честолюбивый, алчный, чревообъястливый, подозрительный, мнительный и всякого зла исполненный. Долготерпеливе Господи, помилуй мя, исправи и спаси мя. Аминь. Вечер. Одиннадцать с половиной часов. Благодарю Господа за превеликое Его во мне спасение от содержавших меня грехов и козней вражеских, от огня и тесноты адской, постигших меня, во-первых, за резкое суждение о настоятеле среди моих духовных детей и, во-вторых, за пристрастие к человеку, которого я уважал и любил и которого хотели меня лишить, ибо он служит мне усердно. Крепко враг жег и теснил меня за то и другое; в том и другом случае я крепко вопиял к Богу о спасении в покаянии сердечном. И Господь явил мне преславное и пресладкое и всесильное спасение Свое. Благодарю Господа, даровавшего мне величайшее дерзновение во время вечерни при говорении сугубой ектении, после того как на просительной ектении враг потопил меня страхом своим и лишил меня способности выговорить вполне слова ектении. Благодарю Господа за величайшую помощь при служении литургии и за чудное оживотворение по причащении Святых Таин. Мертв был и ожил чрез них. Опять было умертвил враг, и опять ожил я покаянием чрез них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Типикон. Вып. 2. С. 27, 41). 40-кратное «Г., п.» в качестве замены отсутствующей сугубой ектении читается в заключительной части часов, малого повечерия, каждой из 3 частей великого повечерия, 1-й части полунощницы (в конце 2-й части вседневной и субботней полунощницы содержится 12-кратное «Г., п.»); в конце изобразительных «Г., п.» может быть как 40-кратным (в будние дни при совершении службы с «Аллилуия» и в особых случаях), так и 12-кратным (в проч. дни); 40-кратное «Г., п.» заменяет собой сугубую ектению также и на вечерне и на утрене, когда они оканчиваются по-постовому. При чтении Трисвятого, если оно продолжается молитвами     и «Отче наш» (т. е. в составе общего начала и конечного Трисвятого и в заключительных частях всех служб суточного круга (кроме изобразительных и литургии, где «Отче наш» не имеет перед собой Трисвятого, а также утрени с праздничным окончанием, где «Отче наш» отсутствует)), «Г., п.» повторяется после     трижды. В составе общего начала и конечного Трисвятого «Г., п.» повторяется еще и 12 раз после «Отче наш» (в составе общего начала келейного утреннего и вечернего правила - не сразу после «Отче наш», а вслед за тропарями) - тем самым молитвенное состояние человека как бы усиливается с каждой молитвой (после Трисвятого «Г., п.» нет; после     появляется 3-кратное «Г., п.», после «Отче наш» - 12-кратное). При необходимости совершения служб суточного круга без священника «Г., п.» традиционно заменяет собой ектении, к-рые (как и священнические возгласы) в этом случае не произносятся; мирная и просительная ектении заменяются 12-кратным «Г., п.», сугубая - 40-кратным, малая - 3-кратным (священнический возглас всех ектений заменяется на      ). 3-кратное «Г., п.», заключаемое молитвословиями      ,     и         (при архиерейском богослужении или на подворьях обращение к священнику заменяется обращением к архиерею - даже если он отсутствует), произносится в конце часов, малого повечерия и каждой из 3 частей великого повечерия, 1-й части полунощницы и служит вступлением к заключительному благословению священника.

http://pravenc.ru/text/166337.html

Поэтому в храмовые праздники, как и в великие, не только исключаются все нарочито заупокойные моления со всех решительно служб, даже и с полунощницы, если бы по какой-либо исключительной причине не было в этот день бдения, но и во внебогослужебное время в течение всего дня до отдания, которое совершается на вечерне, в этом храме не должно быть никаких заупокойных последований. Не должно быть их в этот день и во всем приходе, празднующем свой престольный праздник, справляющем как бы именины своего храма. Совершение в этом случае заупокойных последований будет так же несоответственно, неблаговременно и неудобно, как неблаговременно и неудобно было бы пение похоронных песнопений на чьих-либо именинах 232 . Во всех перечисленных до сих пор случаях сокращение и удаление из богослужения поминального, заупокойного, стоит в зависимости, главным образом, от степени торжественности, которая назначается Церковным Уставом богослужению данного дня, и не всегда от характера самых воспоминаний. Но есть еще ряд празднеств, когда по самому существу священных воспоминаний тех дней, имеющих вселенское значение, в богослужении их не должно быть ничего заупокойного, как пробуждающего в молящихся скорбь, главным образом личного характера, частного значения, как вообще несоответствующего светлой праздничной радости и торжеству. К числу таких праздников прежде всего относятся дни воскресные. ВОСКРЕСНЫЕ ДНИ Строй службы воскресных дней исключает всякую возможность присоединения к нему гласных заупокойных молитвословий и в какой-либо форме гласного поминовения усопших, как не соответствующих праздничному торжеству ежеседмичной Пасхи. Сохраняются лишь краткие общие поминальные формулы на сугубой ектении вечерни, утрени и литургии и на заключительной ектении полунощницы и повечерия 233 . Указатели при апостоле и евангелии и в Типиконе совсем не назначают заупокойных чтений для воскресного дня. Поминовение в Великом посте возможно лишь в субботу и невозможно в воскресенье. В чине литургии Василия Великого , совершаемой лишь в воскресные и немногие другие дни, когда гласное поминовение усопших не разрешается, совсем нет и упоминания о заупокойной ектении.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Чтобы понять, под влиянием каких побуждений появилась эта не встречающаяся в других рукописях особенность, нужно обратить внимание на первоначальный характер великой ектении перед первым апостольским и евангельским чтением. Здесь великая ектения составляла собою первоначально естественный переход вообще от второй части последования к третьей – апостольским и евангельским чтениям. И так как ее положение оказалось рядом с первым чтением, то вследствие этого великую ектению легко было счесть как введение лишь к первому чтению из апостола и евангелия, а отсюда было уже вполне логичным повторение ее и перед каждым апостольским и евангельским чтением. Но произнесение великой ектении в начале каждого чтения на самом деле вносило только осложнение в чин при существовании параллельно традиционной сугубой ектении, произносившейся после каждого евангелия, вследствие чего и эта особенность, не успевши найти себе широкого применения, в 15–16 веках исчезает из чина елеосвящения. Помимо этих уклонений от порядка апостольских и евангельских чтений наблюдается некоторая неустойчивость и в процессе помазания больного елеем. Во всех рукописях оно следовало после молитвы, сопровождавшей чтение евангелия, и обычно совершалось при чтении молитвы «Отче Святый, врачу душ и телес», и притом вслух. Но иногда молитву «Отче Святый» священнослужитель читал про себя, а вслух в это время другими иереями или народом исполнялся тропарь «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси» 361 . Наряду с этим встречается и другая особенность. Нередко процесс помазания больного совершался при произнесении формулы «Помощь наша во имя Господа, сотворшего небо и землю», а молитва «Отче Святый» прочитывалась в этом случае каждый раз над главою болящего или после помазания, или до помазания 362 . Что же касается заключительной части, то схема ее продолжала осложняться элементами, утратившими свой смысл по соединении помазания больного елеем с апостольскими и евангельскими чтениями. Прежде всего сюда относится сохранившийся в рукописях Синайской библиотеки 994 и 972, Афоно-Дионисиатской библиотеки 452, библиотеки Лавры преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

о предстоящих людех и чающих еже от Тебе великия милости, о здравии и о спасении. Еще м. о творящих милостыню, о здравии, о спасении. Еще молимся за всю братию и за вся християны, о здравии и о спасении».     Троекратное «Господи помилуй» в качестве ответа народа на прошения сугубой ектении стало отличительной особенностью после евангельской ектении едва ли рано. Но вообще троекратное «Господи помилуй» было употребительно в Церкви с древнейших времен и служило выражением наиболее усердной молитвы. В сирской литургии ап. Иакова оно служит ответом народа на призывание Духа Святого для освящения Даров. В греч. списках литургии ап. Иакова в конце каждой из трех самых длинных ектений пред молитвою стоит замечание: «Народ: Господи помилуй 3», тогда как под первым прошением тех же ектений иногда стоит: «Народ: Господи помилуй». В ектении, занимающей место нашей сугубой, есть только первое замечание, а второе опущено, должно быть, как само собою понятное. Следовательно, на литургии ап. Иакова троекратное «Господи помилуй» было принадлежностью последнего прошения каждой большой ектении, все же остальные прошения этих ектений, в том числе и ектении, соответствующей нашей сугубой, имели однократное «Господи помилуй». (Остатком этой практики на нынешней сугубой ектении является однократное «Господи помилуй» при первых двух прошениях). На литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста в ркп. греч. и слав. не делается указаний относительно ответа народа на прошения ектений, исключая одну ркп. XII-XIV в., где замечено после ектении «Рцем вси»: «Народ на конце: Господи помилуй 12»; в греч. печатных при каждом прошении сугубой ектении, как и великой, стоит: «Лик: Господи помилуй», а при последнем: Ες πολλα ετη δσποτα; последнее объясняется обычаем, на который указывают нек. греч. ркп. XI-XIII в., — архиерею или иерею благословлять (σταυρνει, σφραγζει) народ пред возгласом этой ектении; первые слав. печат. не имеют подобных указаний, как и старообр. Впервые слав. печ. с Моск. Служебника 1653 г. указывают на прошения сугубой ектении такие, как ныне, ответы, т. е. на первые два – однократное «Господи помилуй», а на остальные троекратное (издания, например Моск. 1655 г., имеющие в конце ектении прошение о царе, указывают для него 12-кратное «Господи помилуй».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010