—41— 2) Дать благочинному на рассуждение, нельзя ли устроить благонадежно, чтобы кто либо из причта взял к себе Андрея на год, чтобы учить его грамоте, молитве и начальным истинам веры, и кротким и назидательным обращением возбуждать в нем благоговение к Богу и усердие к церкви, охраняя притом его благонравие и не отводя его от простого крестьянского быта и от трудолюбия. Если окажется сие возможным: то представить, что нужно на годовое содержание мальчика, что и имеет быть доставлено». 66 . Резолюция от 9 ноября 1855 г. на показании священника церкви села Никольская, Рузского уезда, Василия Лебедева о том, что 20 июля он действительно не закончил начатой литургии, потому что до совершения проскомидии заметил просфоры не вполне белые и затем, вырезая Агнец, заметил клякость от недопечения и усомнился в кислоте предложенного хлеба; впрочем проскомидии докончил и начал литургию; во время сугубой ектении подошел к жертвеннику и вкусил от одной из просфор, и, убедившись в непригодности просфор, закончил литургию обыкновенными часами: «Священник Лебедев прервание литургии старается оправдать тем, 1) что заметил в просфорах клякость; 2) что возымел сомнение о кислоте, и 3) что просфоры не вполне белые. Ни одно из сих оправданное изъясняет деда. Ибо: 1) Недовольная белизна не важный недостаток; и если священник почел ее важным недостатком, то не должен был приступать к совершению проскомидии, но он совершил ее. 2) То, что называет он клякостью, должно было открыться при первом действии к изъятию из просфоры Агнца; и следственно, если бы в сем нашел он препятствие; то также должен был остановиться тогда же и не продолжать проскомидии, которая неуместна без литургии, следственно препятствие не почитал важным и мешающим его возможности совершать литургию. 3) Сомнение, изъявляемое им о клякости, ни на чем не основано, и оказывается выдуманным потому, что он до Евангелия оставался в намерении совершить литургию. 4) То, что он во время сугубой ектении вкусил от одной из просфор для удостоверения о клякости, обнаруживает или отсутствие здравого смысла, или намерение служить литургию поевши просфоры, если бы она оказалась не имеющею кля-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литургия оглашенных начинается с молитв священнослужителей у св. престола, затем произносится возглас Ελογημνη Βασιλεα -     и читается мирная ектения (и молитва 1-го антифона: Κριε Θες μν ο τ κρτος -          ). После нее совершается т. н. энарксис - некогда самостоятельное последование, состоящее из 3 антифонов . В совр. рус. практике, за исключением важнейших праздников, имеющих свои антифоны, в этом качестве обычно исполняются Пс 102 и 142 и блаженны , происходящие из чина изобразительных ; в греч. практике - вседневные антифоны . Антифоны перемежаются малыми ектениями и священническими молитвами (они называются молитвами 2-го и 3-го антифонов: Κριε Θες μν, σσον τν λαν σο -            : и Ο τς κοινς τατας κα συμφνους -          ). После 2-го антифона всегда исполняется тропарь «Единородный Сыне» , а в конце 3-го совершается малый вход : духовенство выходит через боковые врата из алтаря и торжественно входит через царские врата обратно (при архиерейском служении литургии епископ входит в алтарь из середины храма; после входа он совершает каждение; о проч. особенностях службы во главе с епископом или патриархом см. ст. Архиерейское богослужение ). Вход предваряется соответствующей молитвой (Δσποτα Κριε, Θες μν, καταστσας -          ) и сопровождается пением входного стиха . После него исполняются тропари и кондаки , посвященные литургическим памятям текущего дня; структурно они являются завершением 3-го антифона. Предстоятель читает молитву Трисвятого (Ο Θες γιος, ν γοις ναπαυμενος -            ), и исполняется это песнопение; во время него духовенство переходит на горнее место для слушания оттуда чтений из Свящ. Писания. Чтения включают прокимен (1 или 2), от 1 до 3 отрывков («зачал») из Апостола , аллилуиарий (1 или 2; в это время или ранее, во время Апостола, диакон совершает каждение) и от 1 до 3 отрывков из Евангелия ; перед Евангелием с XIV в. тайно читается специальная молитва (Ελλαμψον ν τας καρδαις μν -        ). По окончании чтений духовенство переходит с горнего места к св. престолу и возглашается сугубая ектения со священнической молитвой (Κριε Θες μν, τν κτεν τατην κεσαν -            ). Появление сугубой ектении в чине литургии связано с традицией к-польских молитвенных процессий по городу, состоявших из 3 антифонов (они тождественны антифонам энарксиса), чтения Евангелия и возглашения сугубой ектении ( Mateos. 1971. P. 148-156). Т. о., чтение Евангелия и сугубая ектения находятся в неразрывной связи, к-рая в наст. время поставлена под угрозу распространившимся обычаем чтения проповеди сразу после Евангелия (в греч. приходской практике проповедь после Евангелия стала нормой, но при этом сугубая ектения обычно не возглашается вовсе, а читается тайно в алтаре).

http://pravenc.ru/text/2110609.html

В Аргентинской епархии освящен самый большой на территории Южной Америки православный поклонный крест 1 марта 2021 г. 13:16 28 февраля 2021 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в храме святых Царственных страстотерпцев города Мар-дель-Плата (Аргентина). Архипастырю сослужили секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин и настоятель прихода иеромонах Герасим (Войцеховский). На богослужении присутствовали: представитель епископа Мар-дель-Плата монсеньора Габриэльа Антонио Местре, настоятель приходского храма Сан-Пио-Пьетрельчина священник Саньтяго Ариола; командир Атлантической военно-морской армии Аргентинской Республики капитан Марсело Луис Фернандес с супругой; начальник отдела операций аргентинской префектуры в порту г. Мар-дель-Плата, префект Рикардо Контрерас; представитель муниципалитета в районе порта Мар-дель-Плата и Албфара Луис Марио Игното; президент «ИПУ Верфи» («Интегрированные портовые услуги») Сандра Чиполла; вице-президент «ИПУ Верфи» Хесус Факундо Родригес; префект аргентинской префектуры в порту Мар-дель-Плата Хосе Фернандо Дос Сантос; вице-председатель Координационного совета организаций российских соотечественников в Аргентине, член Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, директор Русского центра университета Буэнос-Айреса при фонде «Русский мир» С.В. Ярмолюк, почетный консул России в Мар-дель-Плата Ю.Н. Кузнецов и другие. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении епископ Леонид вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Леонид совершил освящение поклонного креста в память о всех погибших русских моряках. Крест высотой 6,2 м, шириной 6 м и весом 2,5 тонны, установленный на территории храма святых Царственных страстотерпцев, выполнен в стиле ставрографической традиции Русского Севера. Это самый большой православный поклонный крест на территории Южной Америки. После освящения поклонного креста владыка Леонид обратился к присутствующим со словом. Архипастырь также вручил всем причастным к установлению святыни благодарственные письма. Настоятель прихода святых Царственных страстотерпцев иеромонах Герасим (Войцеховский) был удостоен архиерейской грамоты. Представитель муниципалитета Мар-дель-Плата огласил приветствие мэра города. Затем все участники события сфотографировались на фоне новоосвященного поклонного креста. По материалам пресс-службы Аргентинской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

857 Первые две особенности – возглас: «Благословен Бог, просвящаяй и освящаяй всякаго человека».... и сугубая ектения заимствованы, очевидно, из последования таинства крещения. Поводом к перенесению возгласа, в рассматриваемое нами последование из последования таинства крещения могли послужить слова: «Крестился еси, омылся еси»..., в которых встречаются выражения сходные с выражениями возгласа. Что же касается сугубой ектении, то она могла быть внесена в последование омовения, как из желания вознести молитвы о новокрещенном и восприемниках его, так и потому, что в таинстве крещения которое обыкновенно оканчивается сугубой ектенией, в рассматриваемом нами служебнике – этой ектении не было и она, будучи помещена в последовании омовения, восполняла пропуск её в известном, определенном месте. Общее заключение, какое мы можем вывести из сделанного нами обозрения последования таинства крещения в XV веке, это то, что оно, в рассматриваемое нами время увеличилось несколько против прежнего в своем объеме и вследствие этого изменилось в самом своем порядке, по прежнему довольно сильно разнясь сравнительно с нынешним его последованием. Последование таинства покаяния в XV веке хотя точно так же, как и в предшествовавший, продолжало, в своей сущности, совершаться по чину покаяния Иоанна Постника , патриарха Константинопольского, но допускало не мало видоизменений, по характеру которых списки последования, в рассматриваемое нами время могут быть разделены на три категории. Списки первой категории особенно близки по своему порядку к чину покаяния Иоанна Постника . По списку, принадлежащему к этой категории, чин покаяния начинается тем, что кающийся после приглашения священника: «поклонися, чадо, Богу, к нему же пришел еси», кланяется трижды с известными молитвенными возглашениями: «Господи, согреших, прости мя», и т. п. После этого священник читает псалом: «Боже, в помощь мою вонми», Трисвятое и, по Отче наш, «Господи помилуй» 12 раз. 858 В чине исповеди Иоанна Постника этот псалом положено петь по трисвятом, 859 а потому указанный вариант, находящийся в рассматриваемом нами списке чина покаяния, должно признать произведением позднейшего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем, перед св. престолом священник с воздеянием рук 142 молится, произнося: «Царю Небесный...». Диакон в это время воздевает правою рукою конец ораря, как во время произнесения ектении. После прочтения этой молитвы оба делают поясной поклон. Потом священник снова воздевает руки и читает дважды: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». По прочтении 143 опять следует поклонение. В третий раз священник читает с воздеянием рук: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» 144 и, по прочтении, священник целует Св. Евангелие, а диакон – край св. престола. Диакон, держа орарь тремя перстами правой руки, наклонив голову, испрашивает благословения у священника, говоря: «Время сотворити Господеви, владыко благослови». Священник благословляет диакона с произнесением слов: «Благословен Бог наш...» Диакон, получив благословение, все еще с наклоненной головой, испрашивает молитв священника для себя, говоря: «Помолися о мне, владыко». Священник отвечает: «Да исправит Господь стопы твоя». Диакон: «Помяни мя, владыко». Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон отвечает: «Аминь» и, поклонившись 145 священнику, обходит св. престол 146 и выходит на солею северными вратами (см. рис. 23). Став перед царскими вратами на амвоне, он трижды поклоняется молясь (тайно): «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Затем, воздевши орарь, велегласно возглашает: «Благослови, владыко». Начальный возглас литургии Священник, взяв Св. Евангелие, изображая им знак креста над антиминсом, произносит возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». По произнесении возгласа иерей целует Св. Евангелие и полагает его на св. антиминс. Великая ектения Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» (так же, как и на всенощном бдении). Причем к великой ектении (а равно и к сугубой) могут присоединяться и особые прошения, печатаемые в «Иерейском молитвослове», Требнике и при различных случаях особо издаваемые Церковным правлением. На великой ектении эти прошения присоединяются после прошения «О плавающих...» и, в таком случае, присоединяются особые тропари на входе, особые Апостол и Евангелие и особый киноник (причастен).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В этом последовании содержится великая ектения и 17 кафизма «Блажени непорочнии в путь…» О каноне на панихиде в 14 главе Типикона сказано, что поется канон Октоиха усопших «по гласу», т.е. того гласа, молитвословия которого поются в субботу той седмицы. В книге «Последование за усопших» печатается канон Октоиха 6 гласа; ирмос 3-й песни «Небеснаго круга» и 6-й песни «Молитву пролию ко Господу…» обычно поется на панихиде по 3-й и 6-й песням. Припев канона на панихиде: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». При малой ектении за упокой, начинающейся словами «Паки и паки миром Господу помолимся», поется «Господи, помилуй» по одному разу, а при малой ектении, начинающейся прошением сугубой ектении «Помилуй нас, Боже», поется по три раза. 2. Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону (глава 14) I часть «Благословен Бог наш…» Трисвятое по «Отче наш…» «Господи, помилуй» (12) «Приидите, поклонимся…» (3) Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго…». Ектения: «Миром Господу помолимся» Возглас: «Яко Ты еси…», «Аллилуиа», глас 8-й со стихами Тропари «Глубиною мудрости…» и «Тебе и Стену, и Пристанище имамы…» Кафизма 17 «Блаженни непорочнии…» (разделенная на две статии) По первой статии ектения малая заупокойная По второй – тропари по Непорочных с припевом «Благословен еси Господи…» Ектения малая Седален «Покой, Спасе наш…» и Богородичен «От Девы возсия-вый миру…» Псалом 50 II часть Канон Октоиха по гласу После 3-й песни ектения, седален «Воистину суета всяческая…» После 6-й песни ектения, кондак «Со святыми упокой…» и икос «Сам Един еси Бессмертный…» По 9-й песни «Богородицу и Матерь Света…», «Людие: Дуси и души праведных…» и ирмос 9-й песни III часть Лития Трисвятое по «Отче наш…» Тропари «Со духи праведных скончавшихся…» Ектения: «Помилуй нас, Боже…», молитва: «Боже духов…» Премудрость. Пресвятая Богородице, «Слава Тебе, Христе Боже…» Отпуст: «Воскресый из мертвых…» «Во блаженном успении вечный покой…» «Вечная память…» 3. Лития об усопших Лития (греч λται – усиленное всенародное моление) об усопших короче панихиды, она бывает вместе с панихидой и совершается при выносе тела умершего из дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

    Священник во время произнесения ектении тайно молится словами прилежного моления: Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя низпосли на ны и на вся люди Твоя, чающия от Тебе богатыя милости.    Во время ектенийного прошения о Патриархе, как и на полной литургии, священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, а по окончании ектении возглашает:    Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...    За сугубой ектенией произносится ектения об оглашенных.     Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви.     Хор: Господи, помилуй.     Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.     Хор: Господи, помилуй.     Диакон: Огласит их словом истины.     Хор: Господи, помилуй.     Диакон: Открыет им Евангелие правды.     Хор: Господи, помилуй.     Диакон: Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви.     Хор: Господи, помилуй.     Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.     Хор: Господи, помилуй.     Диакон: Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.     Хор: Тебе, Господи.     Священник в это время читает молитву об оглашенных:    Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех, Иже всем хотяй спастися и в разум истины приити! Призри на рабы Твоя оглашенныя и избави их древния прелести и козни сопротивнаго, и призови их в жизнь вечную, просвещая их души и телеса и сопричитая их словесному Твоему стаду, на немже Имя Твое Святое нарицается.    По окончании ектении священник возглашает: Да и тии с нами славят...    В начале этого возгласа он развертывает верхнюю сторону антиминса, делает на нем антиминсною губкою знак креста, целует губку и полагает ее на правой стороне антиминса. (Илитон и другие стороны антиминса развертываются ранее – после молитвы прилежного моления.)     Хор: Аминь.     Диакон произносит: Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

Панихиды у беспоповцев так же совершаются, как и погребение: вместо ектений поётся, Господи помилуй постольку же, как и на погребении; вместо возгласов священнических – Слава и ныне; заупокойная молитва: Боже духов, глаголемая на ектениях, вовсе оставляется; но кутия поставляется и наставником кадится 33 . д) Чин вечерни, павечерницы, полунощницы, утрени и часов. Пред начатием вечерни и всякой службы полагается обычный семипоклонный начал без предварительных трёх. Полагать такое начало вместо трёх входных поклонов, прежде того времени полагавшихся, предписано в Иосифовских учебных Псалтырях. У старообрядцев, всех вообще, эти семь поклонов, именуемые началом, как я говорил уже, получили особое новое назначение: им начинается всякое моление, без него никакая молитва не начинается, им же всякая служба и кончается; оно почитается не менее, если не более, начального благословения и отпуста иерейского. И так по положении начала один из старших начинает вечерню, глаголя: За молитв св. отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Этот стих говорится в начале всякой службы, вместо иерейского возгласа Благословен Бог наш, чтец: Аминь Царю небесный, Трисвятое, после Отче наш , вместо Яко твое есть царство, старший говорит молитву Исусову: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас (эта молитва по Отче наш всегда глаголется вместо: Яко твое есть царство) и прочее обычно. По псалме: Благослови душе моя Господа, вместо ектении, поётся: Господи помилуй 12, вместо иерейского возгласа: Слава и ныне. По кафизме, вместо малой ектении: Господи помилуй трижды; вместо возгласа: Слава и ныне. За ектению: Исполним вечерния молитвы наша – Господи помилуй 12: вместо возгласа: Слава и ныне. Молитва главопреклонная пропускается. На конце, вместо сугубой ектении: Господи помилуй 40; вместо возгласа: Слава и ныне. На отпусте, вместо Христос истинный Бог наш, говорится в просительном виде: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя ти Матере, – вместо помилует и спасет нас, – помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Таким образом говорятся везде все отпусты. Прочее на вечерни идёт по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Панихиды у беспоповцев так же совершаются, как и погребение: вместо ектений поется Господи помилуй по стольку же, как и на погребении; вместо возгласов священнических – Слава и ныне; заупокойная молитва: Боже духов, глаголемая на ектениях, вовсе оставляется; но кутья поставляется и наставником кадится 32 . д)      Чин вечерни, повечерницы, полунощницы, утрени и часов. Пред начатием вечерни и всякой службы полагается обычный семипоклонный начал без предварительных трех. Полагать такое начало вместо трех входных поклонов, прежде того времени полагавшихся, предписано в Иосифовских учебных Псалтирях. У старообрядцев, всех вообще, эти семь поклонов, именуемые началом, как я говорил уже, получили особое новое назначение: им начинается всякое моление, без него никакая молитва не начинается, им же всякая служба и кончается; оно почитается не менее, если не более, начального благословения и отпуста иерейского. И так по положении начала один из старших начинает вечерню, глаголя: За молитв св. отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Этот стих говорится в начале всякой службы, вместо иерейского возгласа Благословен Бог наш, чтец: Аминь. Царю небесный, Трисвятое, после Отче наш, вместо Яко твое есть царство, старший говорит молитву Иисусову: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас (эта молитва по Отче наш всегда глаголется вместо: Яко твое есть царство) и прочее обычно. По псалме: Благослови душе моя Господа, вместо ектении, поется: Господи помилуй 12, вместо иерейского возгласа: Слава и ныне. По кафизме, вместо малой ектении: Господи помилуй трижды; вместо возгласа: Слава и ныне. За ектению: Исполним вечерния молитвы наша – Господи помилуй 12; вместо возгласа: Слава и ныне. Молитва главопреклонная пропускается. На конце, вместо сугубой ектении: Господи помилуй 40; вместо возгласа: Слава и ныне. На отпусте, вместо Христос истинный Бог наш, говорится в просительном виде: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя ти Матере, – вместо помилует и спасет нас, – помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Таким образом говорятся всегда все отпусты. Прочее на вечерни идет по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010