Благочестивый обычай не пускать в храм собак имеет глубокие корни и опирается, по большей части на ветхозаветную традицию, считавшую собак нечистыми животными. Ветхий Завет содержит многочисленные весьма нелестные упоминания собак. Правда, надо понимать, что здесь имеются в виду дикие бродячие псы: О грешниках – «…воют, как псы, и ходят вокруг города» (Пс. 58:15); про человека, умершего в грехах: «кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы» (3 Цар. 14¸ 11); человек, желающий смириться, говорил: «И поклонился, и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?» (2 Цар. 9, 8). Примеры подобного рода можно множить. Совершенно в другом контексте упомянуты собаки в новозаветной притче о богатом и о Лазаре: «Был…один нищий, по имени Лазарь, который лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями. Он желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его». (Лк. 16:20-21). Как видим, псы здесь оказываются милосерднее людей. Однако попытки найти в Соборных постановлениях запреты, касающиеся конкретно собак, обречены практически на неудачу. И уж тем более это касается собак-поводырей – ведь постановления Соборов касались конкретных случаев пастырской практики, а такого явления в те века просто не было. Обосновывая запрет на допуск собаки в храм, священники неизменно ссылаются на 88 правило Шестого Вселенского Собора. По-видимому, такова, выражаясь юридическим языком, правоприменительная практика. Текст этого правила с толкованиями епископа Никодима (Милоша) выглядит так : «Никто внутрь священнаго храма да не вводит никакого животнаго; разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностию, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы: и сам он, потеряв животное, и потому лишася возможности продолжати путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть (Марк. 2:27); и потому всеми средствами пещися должно о спасении и безопасности человека. Аще же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное во храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

http://pravmir.ru/keti-vedi-menya-k-ispo...

Завтракали в Большом дворце. Снялись с офицерами группой у подъезда. Вернулись домой в 2 часа. Принял доклады — Бирилева и Кутлера. Гулял. Занимался до 8 час. Обедала Элла. 13-го декабря. Вторник. Всю ночь и целый день шел снег. Утром погулял. Имел три доклада. После завтрака принял с Аликс 41 раненого ниж. чин. из лазарета Мама. В 6 час. принял Танеева. Читал. В Москве после крупных столкновений начались мелкие стычки и внезапные нападения на войска. Потери все еще не выяснены. 14-го декабря. Среда. Масса снега выпала за эту ночь. Утро было занятое с 10 час. Принял довольно много представляющихся. Завтракали семейно и Гольтгоер (деж.). Послал его в город передать привет Семеновскому полку, кот. сегодня отправляется в Москву. Гулял. После обеда Витте имел у меня длинный доклад. 15-го декабря. Четверг. Мороз держался ровный — 9°. Утром принял сенатора Акимова и предложил ему место министра Юстиции. После завтрака виделся с Коковцевым, кот. уезжает за границу с секретным поручением. Гулял. В 6 час. принял доклад Дурново. Вечером читал. . 16-го декабря. Пятница. Солнечный морозный день. Принимал с 10 1/2 до 1 1/2. Завтракали: Миша и Дрозд-Бонячевский (деж.). Приняли 45 раненых нижних чинов. Гулял. Усиленно занимался до 8 час. Обедали: Элла, Миша, Ольга и Петя. Разбирали с ними подарки офицерам на елку, что продолжалось почти два часа. 17-го декабря. Суббота. Мороз продолжался. Принимал с 10 1/2 до часа. После завтрака у меня были три митрополита. Гулял. Занимался и читал до 8 час. Вечером окончили разбор рождественских подарков. 18-го декабря. Воскресенье. 14° мороза. Утром у меня был Николаша. После обедни завтракали со всеми. Гулял больше часа. В 6 час. принял ген.-адъют. Мейндорфа по случаю его командировки в Москву для передачи моей благодарности войскам и расследования причин беспорядков в некоторых гренадерских полках. После обеда занимался. 19-го декабря. Понедельник. Мороз немного уменьшился. После доклада своего Бирилев с нами завтракал. Гулял долго. В 6 час. принял Трепова с длинным докладом. Читал весь вечер.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Утром занимался и принимал доклады до 12 1/2. Завтракал с Тотле-беном (деж.). Аликс поехала в Царское в свой лазарет. В час дня поехал с Бирилевым в Ропшу на тройке. Облава происходила в полях за церковью; в ней участвовали: д. Владимир, Николаша, Ники, Николай Михайлович], Сергей и бар. Фредерикс. Сначала погода была удачная, потом пошел дождь. Я убил: 2 фазанов, 21 сер. куропатку, 5 русаков и 5 беляков. Всего убито: 233 штуки. Вернулся с Бирилевым же в 6 1/4, когда совсем стемнело. Читал до 8 час. Обедали вдвоем. Писал целый вечер. 24-го сентября. Суббота. День стоял чудный. Обычные доклады до завтрака и один после. Завтр[акала] княжна Барятинская. Гуляли и гребли вдвоем на двойке, вспоминая Транзунд. Море было тихое. Занимался до 8 час. Обедали: Нилов, А. А. Танеева, Соллогуб с женою, Философов и Волков — оба с “Полярной Звезды”. Опять вечером происходила игра с дутьем вплоть до чая. Разъехались в 11 3/4. 25-го сентября. Воскресенье. После вчерашнего чудного дня сегодня погода резко изменилась, сделалось холодно, задуло и полил дождь. Были у обедни с детьми и завтракали маленьким обществом на ферме в приемной комнате. Принял флиг.-адъют. гр. Ламздорфа и кап. Нильсен [а] датского флота. Гулял. Принял доклад Трепова. Обедали вдвоем. Весь вечер занимался. 26-го сентября. Понедельник. Погода продолжала быть скверною. Завтракали: Бирилев и Соловой (деж.). Принял пять отставных донских казаков — старшему было 90 лет, а самому младшему 75 лет! Гулял. Занимался до 8 час. Обедали: А. А. Танеева, Гейдел, Чагин, лейтенанты: Фабрицкий, Левшин и Лялин с “Полярной Звезды”. Перед чаем опять была усиленная игра в дутье. 27-го сентября. Вторник. Утро было сильно занят[о] до часа с 1/4. Завтракали: Борис (деж.), Чакрабон и новый сын короля Сиамского. В Большом дворце приняли вместе испанского посла Айерба, вновь назначенного. После этого на ферме представлялось 40 чел. раненых, потерявших ноги или руки. Гулял недолго. Т. Вера Константиновна приехала к нам к чаю. Обедал Борис. Погуляли вдвоем холодным лунным вечером. Затем долго занимался. 28-го сентября. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Да и не был тот день установленный, но обыкновенная трапеза, и после ней – таинственная вечеря, которую и назвал Спаситель вожделенною пасхою ( Лк. 22:15 ), устраняя Иудейскую. Ибо какое это сильное желание мяса оного бессловесного животного, при том часто ядомого прежде? А сказанное у Луки «настал» и «приближался» соответственно сказанному у Марка (14:1). Обратим внимание и на слова сына громова, сказанные после тех. Потому что, перечитавши другие Евангелия, он кое-что прибавил, как напр. рассказ о Лазаре у него и у Луки; выяснил же и рождение свыше. Он в одном месте говорит, что «не вошли в преторию, чтоб не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (18:12), а в другом, что «пред праздником пасхи Иисус встал с вечери и начал умывать ноги ученикам» (13:1–5). Еще, выставляет Иудеев просящими не оставлять тела Иисусова на кресте, потому что, говорит, та суббота был день великий (19:31). Что же за необходимость была Спасителю совершить пасху преждевременно и дать Иудеям повод к справедливому, пожалуй, обвинению, и из коварных уст их выйти необычной истине? Ответ. Пусть сказал это Златоуст; что же оно дает к уничтожению церковного предания? Обрезан был и Христос, и Тимофей так же, и апостолы очищались Иудейскими омовениями ( Деян. 21:18–26 ); согласитесь с этим, а теперь посмотрите и на священнодействие и на крещение. Еще, тот же час и то же место совокупляло обе вечери, а теперь недозволенно соединение их по времени или по месту. Еще, так как Иудейская вечеря предшествовала, по вашему предположению, то оставшееся послужило веществом для духовной; но воспоследовало узаконение апостольское и соборное не принимать праздничных даров их, тем более священнодействовать на опресноке их. Съедался агнец; пусть считаются хорошо делающими это и опресночники Армяне. Но когда это отменено, почему единственное исключение в пользу опреснока? Посему противники не заслуживают доверия. Еще, соглашаюсь, что Златоуст – великий учитель. Не но он только (учитель), а есть и иных много богоносных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Бесноватый, который бился об стены, бесы, вышедшие из которого, вошли в свиней, и свиньи потонули в море — тот бесноватый хотел за Христом ходить, но Христос сказал ему, чтобы он шёл туда, откуда сам родом, чтобы пришёл в своё собственное селение и там находился. А зачем? Затем, чтобы любой мог спросить у него: «Это ты бесновался?» — «Я». — «Ты на цепи сидел?» — «Я». — «Это ты об стены бился и орал так, что нельзя было пройти мимо от страха?» — «Я». «И что же было? Кто тебя исцелил, Христос что ли?» — «Христос». — «А те бесы, что тебя мучили, где?» — «В свиней вошли». Вот всё, больше ничего не нужно. Вот моя жизнь, и я — проповедник. Я могу не читать ничего особенно умного, ничего особенного не говорить, просто где бы я не появился... «А, гляньте на него, это тот бесноватый»... «Это тот Лазарь воскресший». — «А, ух ты! Ничего себе... Вот какой сильный Христос!» Вот живая проповедь. Поэтому живую проповедь нужно уничтожить, живые носители истины должны быть истреблены с земли. Так считают враги истины. И они договариваются об этом убиении, поэтому они положили не только Христа убить, но также и Лазаря. И потом, когда Христос пришёл в Иерусалим, когда Он сел на ослёнка, когда люди начали снимать одежды под ноги этому животному, постилать, резать ветви с пальм и махать Ему ветвями пальмы, всеми этими финиками, ваими — они собрались в основном, чтобы посмотреть на Того, Который воскресил Лазаря. Воскрешение Лазаря было движущим моментом для того, чтобы народ собрался и пошёл посмотреть на Иисуса, который торжественно входит в Иерусалим. «О, наверное, это Миссия. Вот Он только что воскресил Своего друга, который уже разлагался, и теперь на ослёнке, кротко, едет в город Божий, Иерусалим. Давайте Его поприветствуем, давайте войдём в Иерусалим вместе с Ним, потому что, видимо, сейчас наступает эра Миссии, наступает Царство Его». Вот такая вещь. Это чудо собрало вокруг Христа огромную толпу людей, как раз накануне осуждения Христа. Ну, о том, что дорого не стоит народная любовь, нужно будет говорить в ближайшее воскресение.

http://radonezh.ru/text/03-04-2015-pryam...

Это тоже созерцание некое такое. Это первая ступень созерцания, это интеллектуальный труд. Так математик может созерцать какую-то математическую задачу и думать только о ней. Его ум поглощён размышлением: созерцаю — размышляю, пристально размышляю над чем-то из поставленных задач. А в более точном и глубоком смысле, созерцание — это восхищение ума, при котором ум человеческий зрит, смотрит, видит нечто неописуемое и насыщается благодатью Божией, не имея слов, чтобы описать своё состояние. Это благодатное состояние, которое посещает некоторых избранных людей. Они как бы выхватываются Богом из обычного круга жизни, так что ум их — уже не на земле, а на небе. И они стоят перед Богом умом своим и насыщаются от Божией славы, — со вторым вопросом пересекаемся, — и тогда они понимают неизреченное и созерцают невидимое. Это уже область опытного богопознания, когда человеческий ум и человеческое сердце вовлечены в некую иную реальность, в иную жизнь. Когда тело продолжает быть на земле, а ум и сердце уже живут иной реальностью, иной жизнью. Вот это уже в точном смысле созерцание, как мы его читаем и говорим о нём, исходя из опыта святых отцов, оставивших нам некие краткие заметки о том, что с ними бывало. Язык мой, конечно, косноязычен для разговора на эти серьёзные вещи, но я надеюсь, что хоть что-то, хоть чуть-чуть, хоть чуть-чуть больше стало вам понятно. Я очень на это надеюсь.             Благословение воскресшего Христа да будет с вами! Христос, воскресивший Лазаря, и нас с вами воскресит силою Своею. Аминь. Ему слава во веки! Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/text/03-04-2015-pryam...

Большое собрание господ в форменных фраках и сюртуках, все так чинно и формально. Попечитель [А. А. Тихомиров], появившись, обошел всех. Я разговаривал с А. Д. Алферовым. Встретил также С. А. Щербакова 518 , своего бывшего ученика Тиличеева. Заседание шло гладко. Доклад по вопросу был составлен комиссией из специалистов по каждому предмету, и совету оставалось только его принимать. В заседании я увидел П. В. Гидулянова – декана юридического факультета, директора Лазаревского института 519 . Я счел обязанностью предупредить его о своем намерении возражать в Совете против Веселовского. Он мне сказал, что предложение Филиппова у них прошло единогласно, потому что книг В[еселовско]го никто не читал и все положились на Филиппова, что И. Т. Тарасов говорил, что с возведением надо спешить, а не то за это дело возьмется историко-филологический факультет, что Гензель и Озеров считают книгу Epoche-machende 520 , видя в ней сплошь открытия и т. д. Я рассеял легенду об историко-филологическом факультете и высказал свои взгляды. Гидулянов мне ответил, что он подумает, как выйти из затруднения, и благодарил меня за предупреждение. Виделся я также с Л. М. Лопатиным. Ночь я спал плохо, все думал об этом деле. 23 сентября. Пятница. Все утро за Петром. Пересмотрел 1691-й год и дополнил его. Был на семинарии на В. Ж. К. Занимающихся у меня меньше, чем в прошлом году; но приятно было встретить в составе семинария тех же, которые работали в прошлом году. Заходил затем к М. Н. Розанову поздравить его по поводу исполнившегося 30-летия его службы. Вечером у меня Вл. А. Михайловск ий, зашедший с панихиды по Ю. В. Бороздиной. По его уходе, я прочел статью Дорна – перевод известий араба Табари о хазарах 521 . 24 сентября. Суббота. Утро за подготовкой к лекции. В Университете встретил Виппера, поблагодарил его за подаренную мне книгу «История Греции» 522 и сказал ему, что приветствую такую книгу общего характера, на которой отдыхаешь после чтения специальных монографий. Он, видимо, очень рад был моим словам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В 9 1/2 поехали в Петроград и посетили Обуховскую городскую больницу, в которой теперь находилось 150 раненых. Оставались там больше двух часов. По пути на Елагин осмотрели небольшой лазарет для офицеров, устроенный при Лицее. Завтракали у Мама. К 4 ч. вернулись в Ц. С. Погулял под проливным дождем. В 6 ч. принял доклад Харитонова. Обедал Веселкин (деж.). 18-го сентября. Четверг. Утром немного погулял. Имел три доклада. Завтракали: Андрей (деж.) и уланы — Дараган и кн. Андроников. В 3 часа на Софийском плацу произвел смотр шести дружинам и девяти сотням Государственного ополчения под проливным дождем. У ратников хороший бодрый вид; только странное впечатление производит сочетание всевозможных цветов погон и околышей фуражек в той же части. Обедали: Андрей, Дмитрий и Мария П[авловна]. 19-го сентября. Пятница. Забыл записать вчера, что в 9 1/2 ч. утра мы осмотрели новый санитарный поезд имени Анастасии. Погода была холодная, то солнце, то дождь. Немного погулял. День был занятой. После завтрака принял Щегловитова. Сделали прогулку в парке. Костя и Мавра пили чай. В 6 ч. был Маклаков. Видели недолго Григория вечером. Согласно телеграмме от Николаши, полученной вчера, решил поехать к нему и к армии на краткий срок! 20-го сентября. Суббота. Недолго погулял. Принял офицера, унт.-оф. и рядового 41 пех. Селенгинского полка, кот. взяли в бою и привезли мне знамя 2-го Тирольского полка. В 12.30 поехали к молебну. Миша завтракал. В 2.30 простился в поезде со своими дорогими и поехал в действующую армию. Давнишнее мое желание отправиться туда поближе — осуществилось, хотя грустно было покидать свою родную семью! Принял доклад Фредерикса. Много читал. Вечером играл в кости с Дрентельн(ом). 21-го сентября. Воскресенье. Долго не мог заснуть, т. к. на станциях при остановках бывали резкие толчки. Проснулся серым утром, по временам налетали шквалы с дождем. Зато был обрадован вестью, что натиском наших войск германцы отброшены за границу от Сувалок и Августова. В 5 1/2 прибыл в Барановичи. Николаша вошел в поезд, кот. передвинулся к Ставке Верховного Главнокомандующего в сосновом лесу. В церкви железнодорож. бригады был отслужен молебен. В 7 1/2 у меня обедали: Николаша, Петр и Кирилл и несколько главных генералов штаба Верх. Глав. После обеда пошел в вагон Николаши и выслушал подробный доклад ген. Янушкевича о настоящем положении дел и о новых предположениях. Вернулся к себе в 10 1/2 и пил чай с некоторыми лицами свиты. 22-го сентября. Понедельник.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Чудный летний день. Погулял. В 12 час. была панихида в полковом соборе по всем убиенным. После завтрака принял Барка. Сделали большую прогулку, Аликс в шарабанчике, по Баболовскому парку. Покатался с Алексеем на прудах. Обедал Мордвинов (деж.). 30-го августа. Суббота. Пришли хорошие известия о победе на австрийском фронте на юге Люблинской губернии, где взято в плен около 30 000 чел. Завтракал Алек. Катался с М[арией] и А[настасией] на велосипеде. Было совсем тепло. По временам шел дождь. В 6 час. у меня был Кочубей. Ездил ко всенощной. Занимался после обеда. 31-го августа. Воскресенье. Летняя погода продолжается. Были у обедни. Завтракали: Андрей (деж.) и Комаров, назначенный начальником Петроградского дворцового управления. Долго гулял и зашел с детьми в новый маленький лазарет у собора, устроенный в причтовом доме — на 20 раненых. Тетя Михень пила чай. В 6час. принял Горемыкина. Вечером у нас сидели Н. П. и М. П. Саблин — последний приехал на несколько дней из 1-й армии. Начат в Царском Селе 1-го сентября. Понедельник. Вчера и сегодня продолжали поступать приятные известия о дальнейших последствиях разгрома австрийцев на всем фронте и внутри Галиции! Принял четыре доклада. После завтрака сделали хорошую прогулку в Баболове с Аликс в шарабанчике. До обеда окончил все бумаги. Вечером наклеивал фотографии в альбом. 2-го сентября. Вторник. Днем было 15° в тени, гулять было совсем жарко. После Сухомлинова принял Щегловитова. Сделали совместную прогулку в Баболове. В 6 час. у меня был Сазонов. Вечером немного наклеил фотографий. 3-го сентября. Среда. Принял Алека, вернувшегося от Николаши. Погулял и принял Танеева. В 12 1/4 поехал в город и на Елагин к Мама. Завтракал с нею, Ксенией и мальчиками. По дороге на станцию заехал к Фредериксу и вернулся к 5 ч. в Ц. С. Елена Петровна пила чай. Принял Маклакова. Обедал Саблин (деж.). Вечером занимался. 4-го сентября. Четверг. Встал пораньше и поэтому погулял дольше. Между докладами принял депутацию чехов, живущих в России. Завтракал Миша. Погулял с Аликс и детьми, а затем покатался с Алексеем в “Гатчинке”. После чая читал. Вечером клеил крымские фотографии в альбом. 5-го сентября. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В 10 1/4 отправились в город и в крепость на заупокойную обедню. Завтракали у Мама на Елагине. По пути на жел. дорогу заехали в часовню Спасителя и простояли молебен. Вернулись в Царское Село в 3 1/4. Было ясно и морозно — около 5°. Погулял полчаса. Принял Григоровича и Тимашева. После чая — Горемыкина и Кривошеина. В 7 час. поехали ко всенощной с акафистом в нижней церкви. После обеда читал. Вечером исповедывались. 21-го октября. Вторник. Сподобились причаститься Св. Тайн в нижней церкви. После чая читал и принимал, также и доклад Сазонова. Завтракали в 12 1/2. Через час, простившись с своею семьею в вагоне, отправился в армию. День был морозный и солнечный. Со мною едут те же И еще Кира Нар[ышкин] и Саблин. Много читал. Принял доклад Сухомлинова. К вечеру мороз стал меньше. 22-го октября. Среда. Проснулся нехолодным дождевым утром. В 10 час. приехал в Минск. На станции был прием начальства и несколько депутаций. Ехал по городу в своем моторе с Сухомлиновым. После собора осмотрел лазарет для раненых в доме губернатора и военный полевой госпиталь на краю города. Уехал из Минска с опозданием в полчаса. Прибыл в Барановичи в 5 ч. Николаша встретил там и сел в поезд. В 5 1/4 был на Ставке. Принял ген. Рузского, Янушкевича и о. Шавельского. Обедал со всеми в 7 1/2. Видел Петю, кот. приехал из Галиции прямо с боевых позиций. После доклад по-прежнему. Вечером пил ранний чай и лег в 12 1/4. 23-го октября. Четверг. Сегодня около 4 час. была получена телеграмма об общем отступлении австрийцев от всего Сана. В 10 ч. в домике у поезда Николаши слушал доклад по сводке донесений. В 11 час. принял Пантелеева. После завтрака сидел с Петей, кот. рассказывал о преб[ыв]ании в Галиции. Сделал прогулку с Н. П. [Саблиным]. В 6час. был благодарственный молебен. После обеда читал бумаги. 24-го октября. Пятница. Простоял чудный тихий морозный день. После утреннего доклада в домике, сделал прогулку до завтрака кругом. В 2 1/2 пошел в расположение лейб-гусарского полка, вызвал полк на площадку, поблагодарил его за боевую службу и осмотрел казарму моего эскадрона. Прошел через военный городок и смотрел выводку лошадей 2-го эскадрона. Вернулся в поезд очень довольный. В 6 ч. принял кн. Щербатова. После обеда читал. Поиграл в кости. 25-го октября. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010