Возглас «Слава Святей…», должно быть, возник из евангельского стиха «Слава в вышних Богу». В древнейших Типиконах утреня в Четыредесятницу (богослужение которой вообще носит на себе много следов первобытной практики) не имеет возгласа «Слава Святей…», а по обычном начале с возгласом «Благословен Бог» начинается со «Слава в вышних Богу» 2022 (как и вообще в древности службы иногда не имели чего-либо соответствующего нынешним начальным возгласам 2023 ). Первоначальной формой возглас, может быть, напоминал формулу в нынешнем чине освящения храмов и антиминсов (имеющем, должно быть, константинопольско-софийское происхождение и сохраняющемся очень устойчиво с XI-XII в.): «Слава Тебе, Св. Троице, Боже наш, во веки веков» 2024 . Наиболее простую форму нынешний возглас имеет в древнейшем списке Студийского устава Московской Типографской библиотеки XI в. в чине пасхальной утрени (в других местах этого устава он не приводится): «Слава Единосущней Троици всегда ныне и присно» 2025 . В списке того же устава XII в. уже прибавлено: «Святей» 2026 . В дальнейшей редакции возгласа, представленной рядом рукописей XII-XIII вв., к этим двум прилагательным присоединяется «Животворящей» 2027 . Близка к этой, но, может быть, древнее ее, судя по высказанному предположению о самой первоначальной форме возгласа, такая: «Слава Святей, Единосущней и Животворящей Троице, Богу нашему, всегда… " 2028 . Нынешнюю форму, по-видимому, впервые имеют греческие уставы XIII в. 2029 Возглас пытались и расширить дальше нынешней формы. Так, древнейшие славянские списки Иерусалимского устава имеют после «Троице» прибавку: «Отцу и Сыну и Святому Духу» 2030 . У св. Симеона Солунского (XV в.) к 4 нынешним прилагательным еще 5-ое «Всесильней» ( παντοδυνμω) 2031 . Пред «ныне» то есть, то нет «и» 2032 . A­ διοαρτω в слав. переводится то «Нераздельней», то «Неразделимей»; первое, по-видимому, древнее 2033 ; второй перевод – чаще 2034 и усвоен старообрядческим уставом. Предначинательный псалом Пение «Приидите поклонимся»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

А вот что касается Иерусалимского и Студийского уставов, то это были уставы монашеские. Иерусалимский устав восходит к лавре прп. Саввы Освященного близ Иерусалима и является свидетельством о литургической жизни и монашеских традициях палестинских монастырей в эпоху их расцвета. Вообще на Востоке существовало два основных литургических центра: Иерусалим и Константинополь. Иерусалимский устав связан, естественно, с Иерусалимом, а Студийский – с Константинопольской традицией. В истории Иерусалимского богослужения ключевыми являются две даты, весьма печальные: форменный погром, который учинил в 614 году персидский царь Хосров (Хосрой), и погром халифа Хакема в 1009 году, после которого вся Палестина стала пользоваться Иерусалимским Савваитским уставом (т.е. уставом лавры Саввы Освященного), а до этого на приходах в основном служили по тому уставу, который сложился в Иерусалимском храме Воскресения Христова. Студийский устав – другой Типикон, другая разновидность устава, которая восходит к Константинополю. Студийский монастырь был основан в 463 году сенатором Студием, и для Константинополя он имел такое же значение, как для Иерусалима – лавра Саввы Освященного. По всей вероятности, вначале Студийский монастырь состоял в тесной связи с Обителью неусыпающих, так называемых акимитов, и первые иноки Студийского монастыря были, видимо, из акимитов. Но особое значение Студийский монастырь приобрел во время иконоборческих споров. Игумен этого монастыря прп. Феодор Студит стал одним из основных защитников иконопочитания. В монастыре достаточно рано сложился особый уклад жизни, который был закреплен в первоначальных формах начертаний устава. А более полный Студийский устав был записан в конце 10 – начале 11 века, много позднее кончины прп. Феодора Студита . В чистом виде Студийский устав до нас не дошел, мы можем догадываться о нем лишь по некоторым отрывочным сведениям. Около 1065 года прп. Феодосий Печерский ввел Студийский устав в Киево-Печерской лавре, но это был уже не тот Студийский устав, о котором я говорил вначале, а некая его модификация – так называемый Алексиевско-Студийский Типикон. Он называется так по имени патриарха Константинопольского Алексия, который правил с 1025 по 1043 год. Он явился редактором и реформатором Студийского устава. Отчасти этот устав включал в себя элементы Иерусалимского устава, а отчасти – элементы устава Великой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Долго-ли Студийский устав просуществовал в русском иночестве в первоначальном его применении? «В России, говорит Мансветов, Студийский устав держался до половины XIV века и только с этого времени начал видоизменяться и уступать Иерусалимскому». 278 Но по местам Студийский устав в русских монастырях оставался гораздо дольше. Так, например, Дионисий Суздальский (1382 г.), не называя прямо Студийского устава, ссылается на преп. Феодора Студита в пользу общежития; Феодор Ростовский (1455 г.) в своей покаянной грамоте ссылается на Студийский устав. По словам св. Димитрия Ростовского , были монастыри, которые держали Студийский устав в его время (XVII век). 279 В некоторых русских монастырях Студийский устав своими основными элементами существует и до наших дней. Одним из таких монастырей, содержащих общежительную практику Студийного устава со всеми ее сторонами, является знаменитая Троице-Сергиева Лавра, основанная в XIV веке смиренным радонежским игуменом преп. Сергием. Эта знаменитая обитель явилась рассадником благочестия и общежительного строя жизни среди Северо-восточного русского монашества, 280 подобно тому, как Киево-Печерская Лавра среди монашества юго-западного. Так иноческие заветы преп. Феодора Студита , выраженные в Студийском уставе были введены в жизнь русского монашества. Более четырех столетий (XI–XV) русское монашество жило, развивалось и крепло под влиянием благотворных правил Студийского устава. В последующее время Студийский устав хотя и был постепенно заменен уставом Иерусалимским (XV в.), 281 однако лучшими своими сторонами он продолжая жить и живет в значительной части русского монашества до сих пор. Таким образом, Студийский устав, вышедший в IX веке из родного детища преп. Феодора, Студийского монастыря, нашел себе применение в жизни монашества не только местного византийского, но и афонского, южно-италийского, синайского и русского. Во всех этих местах Студийский устав целые столетии имел широкое, а иногда и господствующее положение. Всюду его благотворные общежительные принципы привносили в жизнь иночествующих высокие евангельские идеалы: братолюбия и единства, самоотверженности и бескорыстия, мира и любви. Эти спасительные принципы Студийского устава жили веками в православно-восточном монашестве, живут они и теперь и будут жить в последующих поколениях иночествующих, ведя их за Христом «прямым царским путем», воспитывая из них истинных последователей Христа, верных служителей своего народа и подлинных носителей евангельской правды. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Никон черногорец, излагая иноческие порядки на св. горе, упоминает о Студийском уставе, который, по его словам, претерпел изменения в правилах более строгого направления. 257 По всей вероятности, Студийский устав, введений св. Афанасием в своей лавре, имел сборный характер. В него вошли некоторые правила из студийского начертания, правила самого Афанасия Афонского и вообще правила из практики других святогорских монастырей. «Св. Афанасий в своем уставе, говорит Доброклонский, воспроизвел, с некоторыми изменениями, дополнениями, сокращениями, чаще же с дословной близостью, завещания преп. Феодора Студита ». 258 Так как великая лавра св. Афанасия занимала на Афоне первенствующее место, то Студийский устав из лавры перешел и в другие афонские монастыри. Это подтверждается тем, что общежительный устав св. Афанасия с студийскими элементами встречается в библиотеках многих афонских монастырей, например, в монастыре св. Дионисия, Иверском, Пантелеимоновском и др. Около двух столетий (X–XII) Студийский устав занимал на Афоне господствующее положение. С XII века он вытесняется с Афона уставом Иерусалимским, который, слившись с афонскими обычаями, занял на св. горе первенствующее место. 259 Таким образом, Студийский устав, явившись на Афоне в X в., за период двухсотлетнего здесь существования, сделал свое великов дело. Он привил святогорцам свои высокие нравы, дал образцовое общежитие и укоренил евангельские принципы на многие века. В XII веке, вытесненный юридически с Афона уставом Иерусалимским, Студийский устав, однако, продолжает жить во многих сферах иноческой афонской практики и доныне. в) В Южной Италии Кроме Византии и Афона Студийский устав был применяем в греческих монастырях Южной Италии. 260 Кем и когда был занесен сода Студийский устав и в каком объеме был здесь применяем, за неимением данных, трудно сказать. Известно только, что в южно-италийских греческих монастырях Студийский устав держался дольше, чем где-либо. Это положение объясняется тем, что монастыри Южной Италии, по своему положению, стояли в стороне от общего течения церковной жизни на востоке. Кроме того, по замечанию Мансветова, южно-италийские монастыри отличались большей устойчивостью в сохранении древних уставных правил, 261 каковыми и отличались предписания Студийского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Можно думать, что устав этот терпел изменения и в самом Студийском монастыре, как это уже мы и заметили выше, благодаря появлению новых церковно-богослужебных песней и уставов, а вернее всего, в других монастырях, которые взяли для себя устав из Студийского монастыря. «Слава о законоположении и уставах преподобного разнеслась повсюду, – говорит святитель Димитрий о Студийском уставе, – и многия обители окрестным и дальним списали для себя и ввели в употребление устав сей, а иные держат и доныне» (Обзор песноп., стр. 307) 506 . Поэтому нельзя не поверить словам арх[имандрита] Сергия, что «все древнейшее, дошедшее до нас от Константинопольского патриархата в отношении к уставам, сходно со Студийским уставом» ([Полный] Месяц[еслов] Вост[ока]. Т. I. С. 116). Таким-то вот образом получились разности между начертанием устава Студийского, изданным Минем, начертанием устава Афанасия Афонского , который в своей обители ввел Студийский устав, и, наконец, уставом патр. Алексия. Мы уже имели случай заметить, что устав Студийский образовался не без влияния на него устава Иерусалимского. Влияние последнего особенно сказалось в синаксарной части Студийского устава, т.е. службы в честь праздников Господских, Богородичных и великих святых составлены несомненно под влиянием тех же служб, но по уставу Иерусалимскому. В общем же между обоими уставами есть немало и разностей. Патриарх Нектарий (XVII век), видевший, по собственным его словам, подлинный церковный устав Студийский, пишет, что устав сей отличается от устава св. Саввы главным образом тем, что в уставе Студийском показано читать каноны студийских отцов, почему и не называется он уставом Саввы или Дамаскина, а уставом Студийским (Обзор, стр. 307) 507 . Затем другое весьма существенное отличие одного устава от другого состоит в том, что, по уставу Саввы, под все воскресные и Господские праздники положено всенощное бдение «с вечера до утра» и на нем Великое славословие с хвалитными стихирами, тогда как по Студийскому уставу не положено всенощных бдений ни для одного дня в году, но во весь год пения вечерние, полунощные, утренние должны совершаться в свое время; а также ни для одного дня, кроме Великой Субботы, [не положено] и Великого славословия, но в праздники только стихиры хвалитные и стиховные (Тактик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сущность Студийского устава заключается в том, что он является уставом общежительным. Такое именно общежитие и ввел преп. Феодосий в Киево-Печерском монастыре. В одном поучении к своей братии преп. Феодосий говорил: «Нелепо есть нам, братие, инокам сущим и отвергшимся мирских, собрание паки творити имений в келии своей... Безумие, говорит Господь таковым, в сию нощь душу твою измут от тебе, а еже собра, кому будет». 273 Таким образом, вышеизложенное подтверждает, что преп. Феодосий ввел в Киево-Печерском монастыре устав не какой-либо другой, а устав Студийский, полученный им из Константинополя и примененный во всей полноте». 274 Студийский общежительный устав из Киево-Печерского монастыря вскоре перешел и в другие русские монастыри. Летописец и эту мысль подтверждает, говоря, что «от Печерского того монастыря переяша вси монастыри устав». 275 Мансветов также говорит по этому поводу, что «Студийокий устав из Константинополя перешел на Афон, затем в Южную Италию и был принят в монастырях русских». 276 Установлено, что Студийский устав от Печерского монастыря перешел в другие русские монастыри, так называемые, «собственные» или «настоящие», т. е. монастыри, построенные князьями и боярами. Такие монастыри обычно строились по большим городам: в Киеве, Переяславле, Чернигове, Владимире и других городах. Были в России монастыри, так называемые «несобственные», построенные непосредственно самими иноками, но таких было меньше. На последние (несобственные) монастыри Студийский устав имел меньшее влияние, нежели на первые (собственные). Во всех собственных монастырях, по словам Голубинского, уже до 1110 года применялся Студийский устав. 277 Таким образом, Студийский устав истинно-монашеского общинного жития, строго и безусловно отрицающий всякую собственность, был введен в Киево-Печерском монастыре (XI век). Затем он распространился по другим русским монастырям, преимущественно «собственным», которые преобладали перед «несобственными» как в количестве монастырей, так и в составе иночествующих в них. Отсюда с достоверностью можно заключить, что распространение Студийского устава в русском иночестве было почти всеобщим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Принесенный в таком виде в Россию ц. устав не мог удовлетворить всех русских людей и главным образом, конечно, монахов, чем и вызвано было отправление пр. Феодосием одного из братий Киево-Печерского монастыря в Константинополь с тою целью «да весь устав Студийского монастыря списав, присълет ему». При появлении на Руси устава Студийского, устав монастыря Манганского, как не получивший широкого распространения, вследствие неполноты его, был оставлен совершенно без внимания. Принадлежность списка указанного устава одному частному лицу, несмотря на единичность этого списка, помогла ему сохраниться до настоящего времени. Переходя к изложению особенностей устава Манганского монастыря, существовавшего в России до 1070 года, мы укажем особенности богослужебного порядка по нему сравнительно с господствующим у нас в настоящее время уставом; укажем также, какие из них одинаковы с уставом Студийским и какие исключительно принадлежат первому, составляя характерическую особенность его одного. Первая особенность, какую мы встречаем в этом уставе (от которого сохранилось описание порядка службы только в четыредесятницу, пятидесятницу и пост св. Апостолов), относится к чину поклонения кресту в третью неделю великого поста. Описание этого чина в названном уставе согласно со Студийским, покороче и с вариантами: «на утрени по двух кафизмах износится крест, – по Студ. из сосудохранительницы, 38 и полагается на святой трапезе; по 9 песни поставляется стол пред алтарем и, наволоце простерте; полагается крест на нем и по Святый Боже, – По Студ. по Святый Боже, Отче наш и по возгласе: Яко твое есть царство 39 поют тропарь: Кресту твоему, и, поклонению бывшу; по сем ектения и поминается игумен и братия и рекут: Господи помилуй 12 раз 40 и отпущение». После того, как и в Студийском уставе, полагается обхождение монастырских келлий с честным крестом и с пением тропаря кресту. 41 Дальнейшие особенности рассматриваемого нами устава следующие: Великий канон в четверток пятой недели св. четыредесятницы, акафист Богородице в субботу той же недели и порядок службы в Лазареву субботу представляют сходство с уставом Иерусалимским. 42 В субботу цветной недели на вечерне «по отпетии: Блажен муж, пременяется стороне: левая убо переходит на десную, а десная на левую и левая начинает: Господи воззвах, якоже и в ины субботы». 43 На утрени, после Евангелия, полагается раздача ваий, 44 как и в настоящее время. В страстную неделю в первые её три дня чтения четырех Евангелий не показано, как и в уставе Студийском. 45 В Великий вторник, согласно с уставом Студийским, на третьем часе поются: двенадцать тропарей св. страстей и среди них читают 4 паремии, 4 апостола и 4 Евангелия со свечами в руках. Первое Евангелие от Матфея, двенадцатое страстей; чтения из Евангелий Марка и Луки отличны от наших (по Иерусалимскому уставу, что в великий пяток); Евангелие от Иоанна тоже, что и у нас в великий пяток. На шестом часе отпуст. Час девятый поется с вечернею и литургией. 46

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но влияние Студийского устава не ограничивалось только одним византийским иночеством периода жизни преп. Феодора. Он оказал свое благотворное влияние на последующие затем столетия. Его стало практиковать в своей жизни монашество последующих поколений: византийское, афонское, южно-италийское, синайское и русское. 3. Значение Студийского устава в последующей жизни православного монашества (в Византии, на Афоне, в Южной Италии, на Синае, на Православной Руси) а) В Византии По своей смерти преп. Феодор оставил любимое свое детище, которое с заботливостью воспитал и устроил – Студийский монастырь. Этот монастырь своим строем, учреждениями и своей деятельностью продолжал и после преп. Феодора оказывать широкое влияние на Византийское 245 монашество. «Почти все, кто избрал безбрачную жизнь, говорит биограф преп. Феодора, хотят руководствоваться заветами и наставлениями Феодора Студита ... и не одни студиты, но и большинство лучших монахов приняли его предание». «Может быть, говорит Доброклонский, в этих словах биографа имеется некоторое преувеличение, но тем не менее и много правды». 246 Учеными (Мансветов, Соколов, Дмитриевский ) установлено, что Студийский устав, начиная с первой половины IX века, стал одним из популярнейших уставов на востоке. На его основании составлялись другие монастырские уставы или слагалась общежитальная практика монастырей. «Спустя тридцать лет по смерти преп. Феодора, говорит аббат Марен, когда Студийский устав получил свою окончательную форму, он стал распространяться по многим греческим монастырям». 247 Указанный автор свидетельствует, что в первой половине IX века Студийский устав был одобрен и утвержден патриархом Мефодием (842–846), а его преемник Игнатий, основавший на Принцевых островах несколько монастырей, жизнь их установил по Студийскому уставу. 248 В первой половине X века Константинопольский патриарх Николай Мистик в организации им Галакринского монастыря руководился Студийским уставом. Во второй половине X века, на основании Студийского устава, сложился устав Афанасия Афонского . 249 В XI веке Студийским уставом регулировалась жизнь в Константинопольском монастыре св. Мамонта. В средина XI века, на основании Студийского устава, патриарх Алексей-Студит составил свой устав для Успенского монастыря, созданного им в Константинополе. 250 Устав патриарха Алексея по преобладающим в нем студийским элементам сохранил название Студийского. Кроме того, ученые находят, что многие из второстепенных уставов греческих монастырей XI–XII в.в. составлены под непосредственным влиянием Студийского устава, 251 хотя и с некоторыми изменениями и добавлениями применительно к местным условиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Как увидим далее, Печерский Патерик даёт очень много ценного материала – не только для истории нашего монашества, но и для истории тогдашней церковной жизни вообще. Мало того, в разных местах найдём не мало и таких черт, которые характеризуют свою эпоху и в бытовом, и в политическом, и в общественном отношениях 471 . Честь правильной организации монашества на Руси принадлежит пр. Феодосию: он первый ввёл у нас, в своём Печерском монастыре, Студийский устав, регулировавший общежитие (Усп. Сб. л. 37, в–с). Каким уставом руководились наши монастыри 472 до введения Студийского – сказать трудно 473 . Из Жития Феодосия (л. 35, d–36, b) можно видеть, что в силу этого устава иноки все свободное (внебогослужебное) время посвящают ручному труду: «ово ли копытьца плетоуще и клобоукты и ина роучьна дла строще... дроугоици же въ оград копахоуть зелиинааго ради растени»... Порядок церковной службы был такой: утреня ( «начатъкъ пнию заоутрьнюоумоу творахоу»), часы ( «пни часомъ творахоуть»), литургия ( «таче стоую слоужьбоу съврьшивъше») – с промежутками. Устав Студийский был введён у нас, кажется, с некоторыми отступлениями от греческой практики 474 . Напр., уставом строго воспрещалось инокам прибегать к помощи нарочитых слуг, а тем более рабов 475 ; в Патерике же неоднократно говорится о монастырских слугах (Ж. Ф. л. 62, а), работниках (Сл. о бл. Евстр., л. 90; Сл. о пр. Григор., л. 112) и рабах (Сл. о пр. Феод. и Вас., л. 135 об.) 476 . На первой неделе великого поста уставом предписывается «сухоядение», а по свидетельству Жития «оуставлно бы прпдбьныимь оцьмь нашимь еодосимь. въ пткъ то нел. да бываютъ имъ хлби чисти дроузии же нихъ съ медъмь и съ макъмь творени» (л. 52, 6–с) 477 . В силу Студийского устава, женщины не имели права входить в монастырь 478 , а из Слова о пр. Пимене (л. 146 об.–147) видно, что его мать даже ночевала в монастыре. Студийский Устав позволял монахам выходить из монастыря лишь в случае «неотрочныя потребы» и не иначе, как с благословения игумена, который давал так называемую «печать», предъявляемую вратарю 479 ; Печерские иноки оставляют свой монастырь довольно часто и, по-видимому, безнаказанно (Сл. о перв. чернор. Печ.: Лавр, л. 3 , 183 и 185; Ж. Ф. 49, d).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Но это, опять-таки, не есть Студийский Типикон в чистом его виде, а так называемый Типикон патриарха Константинопольского Алексия (1025–1043). Этот патриарх был вначале иноком Студийского монастыря и, понятно, ревновал о его славе. В 1034 году он основал около Константинополя монастырь в честь Успения Богородицы и, как ктитор, положил в основание его Студийский Устав, но с некоторыми изменениями и дополнениями, воспользовавшись отчасти Уставом Великой церкви и сложившимися правилами монашеского общежития. С этого-то именно Алексиево-Студийского Типика преподобный Феодосий Печерский и переписал Устав для Печерского монастыря. Таким образом, Типика Студийского монастыря в чистом виде и первоначальной редакции мы не имеем и, несмотря на все попытки профессора А. А. Дмитриевского , тщательно исследовавшего все восточные монастырские книгохранилища, его не удалось найти. И всё же, если сопоставить списки уставов студийского типа, применявшиеся в славянских землях, в России, в южноиталийских областях и проч., можно получить некоторое представление о том, чем этот Устав является в истории нашего богослужения, каковы его особенности в сравнении с Иерусалимским Уставом и т. д. По Студийскому Уставу служба совершалась в храмах Константинопольского Патриархата, в некоторых областях Малой Азии, на Афоне, в Южной Италии, первоначально на Руси (особенно в монастырях). Если сравнить Студийский и Иерусалимский уставы, можно представить их разности и особенности. Надо при этом иметь в виду сказанное о характере жизни в той и другой обителях. Если Студийский Устав написан для монахов, живущих в одной ограде, в городе, под непосредственным наблюдением одного игумена, то в Лавре святого Саввы монахи жили в рассеянных пещерах-келлиях и сходились в церковь только под воскресные дни и большие праздники. В Студийском Уставе: нет всенощных бдений; в течение всего года служатся вечерня, полунощница, утреня не поется великое славословие на утрене преобладание студийской гимнографии В Иерусалимском Уставе: есть всенощные бдения; первый час соединяется с утреней поется великое славословие преобладание своих, савваитских авторов Самая важная отличительная особенность Студийского Устава – отсутствие на воскресной утрени Непорочных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010