857 (2) Если же кто-либо, вслед за Маркионом, посмеет утвеждать, что Демиург спасает тех, кто верит в него еще до прихода Спасителя, самостоятельно осуществляя акт спасения, то он клевещет на Благую Силу, ибо получается, что она приступает к спасению только позже и после призыва Демиурга, у него научившись и в подражание ему. (3) И если все-таки Всеблагой сам спасает, то это спасение оказывается не его уникальным делом, и не в соответствии с исходным замыслом Творца совершает он это, а по принуждению и с помощью некоторой уловки. (4) В таком случае как же он может быть Всеблагим, будучи вторым? И если же речь здесь идет о разных местах, и местопребывание Вседержителя и Благого Бога различны, то все равно, воля Спасителя не может отставать от воли Благого Бога или подчиняться ей. Путь от веры к знанию (5,1) Таким образом, как это видно из предыдущего, все эти неверные неразумны: «Пути их искривлены и они не знают мира» ( Ис. 59:8 ), как говорит пророк, или «Прений глупых и бесполезных избегайте, поскольку они порождают ссоры» 858 , как советует божественный Павел. Или же, согласно Эсхилу: В трудах суетных не изнуряйтесь напрасно. 859 (2) Поэтому-то только те исследования, которые находятся в согласии с верой и на ее основании воздвигают великолепное здание истинного гносиса, можно считать наилучшими. (3) Точно так же, очевидные вещи глупо делать предметом исследования (спрашивая, например, днем о том, день ли сейчас), или же пытаться познать то, что неясно и не может быть познано (например, четное ли число звезд, или нечетное), или то, что двусмысленно (относительно чего можно в равной мере утверждать прямое и противоположное, например, спрашивать, жив ли ребенок в чреве матери, или нет). И наконец, четвертый троп, когда как бы мы не рассматривали вещь, относительно нее может быть высказан неотразимый, но в то же время неразрешимый аргумент. 860 (4) Если из-за всех этих тропов исследование становится невозможным, в свои права вступает вера. Предоставим же нашим противникам неотразимое доказательство: собственные слова Бога, и по поводу каждого из исследуемых нами предметов дадим ответ, основанный на самом Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Бог не есть личность, а просто Энергия, подобная гравитации, пронизывающей всю Вселенную. Эта энергия не имеет ни свободы своих действий, ни их осознания, ни контроля над своими проявлениями. Во всем мире идет неосознаваемое многоликое воплощение Единой Энергии, которая проявляет себя и в добре и в зле, и в создании и в разрушении; ее частные проявления умирают, но она всегда остается собой, никого не жалея и никого не любя. Таково пантеистическое Божество, проповедуемое, например, Джордано Бруно: " Божество не знает себя и не может быть познано " [ 3 ]. Е. П. Блаватская говорит о нем так: " Мы называем Абсолютное Сознание " бессознанием) " , ибо нам кажется, что это неизбежно должно быть так... Вечное Дыхание, не ведающее самое себя " [ 4 ]. " Эн Соф не может быть Творцом или даже Формовщиком Вселенной, - заявляет основательница теософии, - также не может он быть Светом. Поэтому Эн Соф есть также тьма. Неподвижно Бесконечный и абсолютно Безграничный не может ни желать, ни думать, ни действовать " [ 5 ].       Но есть понимание Бога как Личности. В таком богословии, характерном, например, для христианства и ислама, Бог бесконечен, вездесущ, не ограничен ни материей, ни временем, ни пространством. " Бога нет ни в облаке, ни в другом каком месте. Он вне пространства, не подлежит ограничениям времени, не объемлется свойствами вещей. Ни частичкой своего существа не содержится Он ни в чем материальном, ни обнимает оного через ограничение материи или через деление Себя. " Какой храм вы можете построить для Меня " , - говорит Господь (Ис. 66, 1) [ 6 ]. Но и в образе вселенной Он не храм построил Себе, потому что Он безграничен " (Климент Александрийский. Строматы, II, 2). Но при этом Он знает себя, владеет всеми своими проявлениями и действиями, обладает самосознанием, и каждое Его проявление в мире есть результат Его свободного решения.       Какой из этих двух образов бытия кажется более совершенным и достойным Бога?       Если мы мыслим Абсолют, мы должны Его мыслить как совокупность всех совершенств в предельной (точнее - беспредельной) степени.

http://zavet.ru/smv/pr/002/001.htm

(Вторым путем к истине состоит страх Божий). Бойся Господа, единственно всемогущего. Значит сопротивляться Богу отнюдь не следует. – Но и последующим добавлением, – утверждая что страх Божий равнозначителен отвержению зла, – царственный мудрец особенно ясно учит тому же. И удаляйся от всякого зла, говорит он. Такова заповедь Премудрости. Ибо кого любит Господь, наказует. Вводя в разум. Он преисполняет скорбью, но в тоже время восстановляет в душе мир и чувство свободы от ответа за вину. По суждению Эллинов это – философия варварская, по сознанию же нашему это любомудрие истинное и достижению цели способствующее действительнейшим образом; следования ему посему мы и добиваемся. Сам Он, говорит Соломон в книге Премудрости, даровал мне неложное познание всего существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, и т.д. до слов : и свойства самих корней (Прем.Сол.7:17,20–22). Царственный мудрец объемлет этим всю совокупность явлений, содержимых миром физическим. Но за тем он намекает, что изображает сим и мир нравственный. Познал я все, прибавляет он , и вещи сокровенные и явные, потому что научила меня Премудрость, художница всего существующего. В сем имеешь ты краткое исповедание содержания нашего любомудрия. Содержание сих задач его, при содействии Премудрости Божественной, художницы всего сотворенного, поддерживаемое правым образом жизни, возвышает нас к Главе и Правителю вселенной. Трудно постижимая тайна; не менее трудно стать и ее осуществителем. Постоянно она уходит вперед и скрывается от того, кто, казалось, уже приблизился к достижению ее. И однако же Бог, находящийся хотя и далеко от человека, движется вблизи его. О, чудо неизреченное! Я Бог приближающийся, говорит Господь, хотя существом своим от наших чувств Я и ускользаю. И подлинно. Ибо под каким именем Несотворенный приблизиться может к сотворенному Им? И однако же Он окружает нас своим всемогуществом, которым все обнимает. 210 Может ли человек скрыться во мрак и Я не видел бы его?, восклицает Он ( Иер.23:23,24 ). Своим всемогуществом Он постоянно надзирает нас, постоянно благодетельствует нам, нас руководит, присутствует при нас, равно всех нас объемля им. Посему и Моисей, убежденный, что своей мудростью человек не в состоянии познать Бога, воскликнул: Покажи мне Тебя ( Исх.33:13 ). И силился он проникнуть в мрак облаков ( Исх.34:5 ),где гремел глас Божий 211 , т.е. старался он уразуметь глубочайшие и непроницаемые идеи бытия. Но Бога нет ни в облаке, ни в другом каком месте. Он вне пространства, не подлежит ограничениям времени; не объемлется Он свойствами вещей. Ни частичкой какой-либо своего существа не содержится Он ни в чем материальном, ни обнимает оного через ограничение матери или через деление Себя. Какой храм вы можете построить для Меня, говорит Господь ( Ис.66:1 ). Но и в образе вселенной Он не храм построил Себе, потому что Он безграничен. Небо хотя и называется Его троном, и все же небом не объемлется Он; лишь покоится Он там; довольный делом рук своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Согласно Liber Pontificalis, Е. был антиохийцем, а его отец Иуда - евреем из Вифлеема. Е. учредил в Римской Церкви служение 7 диаконов и разделил Рим на церковные округа, приписав к каждой церкви (титулу) пресвитеров, что свидетельствует о значительном распространении христианства в Риме в кон. I в. В Liber Pontificalis указано, что Е. принял мученическую смерть, о чем не упомянуто в Каталоге Феликса IV. В рим. календаре сер. IV в. «Depositio episcoporum. Depositio martyrum» имя Е. отсутствует как среди мучеников, так и среди епископов. И. Делеэ отмечает, что в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 23 дек. в разных дружинах трижды присутствует имя некоего мч. Евариста. В 2 случаях среди проч. внесено его имя вместе с именем Виктора (вероятно, папы Виктора I ) и 1 раз - вместе с именами ап. Петра, Римского еп. Лина и др. епископов Рима первых веков (MartHieron. P. 662-663). Адон еп. Вьеннский, внес имя Е. в свой Мартиролог (IX в.) под 27 окт.- датой, которая указана в Liber Pontificalis как день погребения папы возле гробницы ап. Петра. Кард. Цезарь Бароний перенес память Е. на 26 окт. Е. приписываются 2 декреталии, вошедшие в корпус Лжеисидоровых декреталий (PL. 130. Col. 81-90). Отрывки (строматы) из них содержатся в Декрете Грациана. Там же сохранилось 2 др. фрагмента, ошибочно приписываемые Е. (PG. 5. Col. 1047-1058; Jaffé . RPR. Vol. 1. P. 4). Ист.: LP. Vol. 1. P. XC-XCI, 126; ActaSS. Oct. T. 11. P. 799-804; MartRom. P. 478; Henschenius G. Diatriba praeliminaris in catalogos veteres romanorum pontificum//ActaSS. Apr. T. 1. P. XX. Лит.: Gaspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8, 13, 53; Montini R. U. Le tombe dei Papi. R., 1957. P. 4, 62, 64; Botte B. Évariste (2)//DHGE. Vol. 16. Col. 111; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 79. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/186897.html

В «В. е. в.» в первое десятилетие существования печатались переводы святоотеческих творений ап. Ермы (1866), Климента Александрийского («Строматы», 1866-1868), блж. Августина (1873-1874), Оригена (1874) и др. В 1872-1883 гг. публиковался «Месяцеслов» святых, было издано много агиографических материалов, особенно о местных святых, напр. о святителях Тихоне Задонском (1866. 19; 1887. 24; 1890. 13) и Митрофане , еп. Воронежском (1868. 16; 1892. 4, 19-20; 1893. 3, 5-8). Выходили статьи, беседы и заметки о праздниках, о евангельских событиях, об отдельных книгах Свящ. Писания (в 1873 - толкование Евангелия от Иоанна), о событиях из истории древней Церкви (в 1898-1899 - история Вселенских Соборов), об истории Поместных Церквей (в 1881 - Болгарской Церкви) и мн. др. Был напечатан целый ряд церковно-практических и назидательных статей, напр., о молитве ( [Потехин А. Н. ] Христ. молитва//1887. 20), о крестных ходах (1880. 14-15), а также на церковно-общественные темы (см., напр.: Самбикин Д. , свящ. Христианская любовь и коммунизм//1868. 4) и др. В «В. е. в.» были опубликованы материалы по истории Рус. Церкви: рассказы из истории духовного просвещения Руси (1894-1895), о кн. А. М. Курбском (1873), о Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. (1880. 4), о миссионерстве и др. Местной церковной истории не уделялось много внимания, поскольку в Воронеже издавалось неск. краеведческих светских и церковных продолжающихся изданий и сборников; лишь после образования Воронежского историко-археологического церковного комитета (1900) в его распоряжение была предоставлена 1/10 неофиц. части «В. е. в». Тем не менее были напечатаны описания почти всех епархиальных мон-рей ( Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - 1887. 21-22; Акатова во имя свт. Алексия - 1869. 9-14; 1883. 19; 1892. 21; Дивногорского в честь Успения Пресвятой Богородицы - 1882. 16; валуйского в честь Успения Пресвятой Богородицы - 1869. 20-21; 1883. 6; 1914. 34 и др.) и неск. десятков приходских церквей, местных чтимых икон и др. святынь, материалы по истории семинарии и уч-щ. Выходили биографические статьи и материалы о епархиальных деятелях (еп. Льве (Юрлове) - 1883. 5, еп. Арсении (Москвине) - 1879. 15; 1880. 19, 21; 1882. 5; 1890. 6-7, 9, 17, 19-20; 1893. 1, 3, 5, 7, архиеп. Антонии (Смирницком) - 1893. 12, архиеп. Парфении (Черткове) - 1868. 9-12, архиеп. Иосифе (Богословском) - 1892-1893, 1895, воронежском уроженце митр. Киевском Евгении (Болховитинове) - 1868. 17), о расколе и сектантстве в пределах епархии ( Былов М. Н. Раскол в Воронежской епархии при еп. Тихоне I - 1890. 4). Среди авторов, занимавшихся краеведением, выделялся прот. С. Е. Зверев .

http://pravenc.ru/text/155258.html

11 1 Пар. 16:6. 36; 2 Пар. 29:27—29; Сир. 50:15—23. 12 Талмуд: Tamid VII, 3. Succa V, 5. Herzfeld L ., Geschichte des Volkes Israel von Vollendung des zweiten Tempels bis zur Einsetzung des Mackabäer Schimon zum hohem Priesber und Fürsben. Leipz. 1863, II, 108—109. 163—165. Schürer E ., Geschichte des Iüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, 4 Aufl. Leipz. 1907, II, 350. 13 Талмуд: Tamid VII, 4. Ср. надписание этих псалмов у LXX. Они выбраны, как содержащие намеки на соответствующие дни творения. 14 2 Пар. 5:13. 7, 6. Езд. 3:11. Herzfeld , Gesch. d. V. I, II, 165 15 Ср. Binterim A ., die Vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-Katholischen Kirche, Mainz 1827, IV, 1, 364 о пс. 113. 16 Апок. 15:3. 17 Lightfoot I . Ministerium templi hierosol. Opera omnia, Franequerae 1699, t. I, p. 699 18 Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 11, 131 19 См. ниже – о 9 главе Типикона. 20 Устав Моск. Типогр. Библ. 285/1306 л. 98—109 об. 21 Пар. 23:5. 22 Езд. 2:41; 10, 24. Неем. 7:44. 23 1 Пар. 25:1—7; 26, 1; 2 Пар. 20:19. 24 Цитаты у Lightfoot . Minist. temp. Op. I, 695. 25 Бл. Феодорит на пс. 50 26 Талмуд, Erachin II, 6 27 1 Пар. 25:5. Пс. 67:26. Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 11, 126 28 2 Пар. 5:13. 29 Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 12, 376 30 Клим. Ал . Строматы VI, 11. 31 Schilling, Encyklop. d. gesam. musik. Wissenschaft. Stutg. 1836, S. 536. О различии этих родов пения — ниже. 32 Олесницкий . Т. К. Д. А. 1871, 12, 371 33 Исх. 30:7. По Ляйтфуту – зажигание потухших за ночь (Ор. I, 7, 19). 34 Исх. 30:8. Лев. 24:3 35 Апостольские Постановления VIII, 35. Паломнич. Сильвии 24. 36 Евр. 9:3. 4. Здесь ап. Павел называл этот алтарь «кадильницей». Он действительно представлял из себя позднейшее развитие, преобразование кадильницы ( Nowack W ., Lehrbuch der hebräischen Archäologie, Freib, Leipz. 1894. 2, 8. 40). 37 Пс. 140:2. 38 Талмуд, Succa V, 1—4. 39 Vitringa , De synagoga vetere, Leipz. 1726, p. 26. Ср. Zunz , Die gottedienstliche Vorträge der Juden, Frank. A M. 1892, S. 1—2. 40 Это могло и христиан навести на мысль об установлении в седмице двух дней богослужения и поста (dies stationis, как назывались в древности среда и пятница).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

385 21 . Аще же и разумехом по плоти Христа. Подобно тому как для нас жить по плоти значит пребывать во грехах, а находиться вне их значит не жить по плоти, так и для Христа жить по плоти – подпасть естественным страстям, а не подпасть – не жить по плоти. Но как Он, говорит апостол, освободился, так и мы никогда не будем страждущими плотию 22 . Так [и] Климент в четвертой книге Ипотипос. 3. Икумений, C o m m e n t a r i a, t. I, p. 645 – к 2Kop. VI, 11–12 ­­ C r a m e r, V, 391 23 . Сердце наше распространися, чтобы научить вас всему; утесняется же во утробах ваших, т. е. в любви вашей к Богу, которой вы обязаны любить меня. Так (говорит) Климент в четвертой книге Ипотипос. V-aя книга 4. Евсевий, H. E. I, 12. Наименование апостолов Спасителя всякому известно из евангелий, но списка семидесяти учеников нигде никакого нет. Однако передают, что одним из них был Варнава, о котором в различных местах и Деяния Апостолов (IV, 36; IX, 27) упоминали, не менее и Павел в послании к Галатам (II, 1. 9. 13) 24 . К ним, говорят, принадлежал и Сосфен ( 1Kop. I, 1 ), писавший вместе с Павлом к коринфянам. Повествование Климента в пятой книге Ипотипос 25 . По этому повествованию одним из семидесяти учеников был и Кифа, о котором Павел ( Гaл. II, 11 ) говорит: Егда же прииде Петр во Антиохию, в лице ему противу стах, случайно соименный апостолу Петру ( μνυμον τυγχνοντα). 5. Максим Исповедник , S c h o l. i n D i o n. M i g n e, P a t r. g r., IV, coll. 225–226. Божественный Иоанн в Апокалипсисе (IV, 4) называет ангелов старцами, и в книге Товита (XII, 15) и у Климента в пятой книге Ипотипос мы прочли, что первых ангелов семь. 6. Иоанн Мосх, P r a t u m s p i r i t u a l e, 176. M i g n e, P a t r. g r. LXXXVII, coll. 3045. Действительно они были крещены, как упоминает об этом Климент Строматевс в пятой книге Ипотипос. Ибо, изъясняя апостольское изречение, гласящее: Благодарю Бога, яко ни единаго от вас крестих ( 1Kop. I, 14 ), он говорит: передают что Христос крестил одного только Петра, Петр же – Андрея, Андрей – Иакова и Иоанна, эти же – остальных 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Позднее она подпадает под несторианское влияние и становится центром несторианского направления и кузницей иерархов-несториан. В Новом Завете – Книги Деяний апостольских, Посланиях мы неоднократно встречаемся с наименованием «учители» (греч. – διδασκαλοι – учители, преподаватели, назидатели) ( Деян. 13:1 ; Рим. 12:7 ; 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ; 1Тим.5:17 ; 2Тим.1:11; 2:2 ; Евр.5:12 ; Иак.3:1 ). В некоторых местах название «учитель» прилагается собственно к апостолам. Учителем себя называет и Павел. Учительствовать апостол призывает и епископа и пресвитеров. Но также мы встречаем и других учителей, которые, как это представляется, не являлись ни епископами, ни даже пресвитерами. Учительство в Церкви во времена ап. Павла стояло на третьем месте, после апостольства и пророчества, как говорит об этом сам Павел: «Бог поставил их в церкви: во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями» ( 1Кор.12:28 ). Апостольство, если говорить совсем кратко, представляло из себя благовествование народам весь о Христе, ловлю человеков для Христа. Апостолы были поставлены самим Христом: 12 – близкий круг учеников, которые всегда находились с Господом и 70 или 72, предпосылаемые в те города куда хотел идти Сам Господь. В последствие Господь уже после Своего Вознесения поставил еще одного апостола, который потрудился более всех, т.е. иудея Савла Тарсянина, он же Павел, апостол язычников. Апостольское служение было безпреемственно, «в собственном смысле, – говорит прот. А.В. Горский, – апостолы не имели себе преемников, и иметь не могли». Прот. Н. Афанасьев , развивая эту мысль, говорит, что: «особенность апостольского служения… не принадлежит к числу даров, которых Бог преподает каждому. Он был преподан Богом тем, кого Бог избрал для этого служения и которыми это учение, как целое исчерпывается. … Служение апостольства неповторимо в Церкви» 6 . Мысль эта не нова, она была высказана уже в древности, так в Мураториевом каноне (ок. 180 г.) говорится, что число пророков исполнено и время апостолов прошло 7 . Мысль эта прослеживается и у Игисиппа (180 г.) 8 . Об этом пишет и Климент в «Строматах». Да и сам ап. Павел считает себя печатью апостолов ( 1Кор.4:9; 15:8 ). Такие исследователи, как Шнейдер (Schneider), Киттель (G. Kittel), прот. Н. Афанасьев , считают, что дар апостольства в Церкви последний раз был дан ап. Павлу 9 . Эта мысль верна, хотя в последующие времена и были в Церкви люди, прославившиеся своими апостольскими трудами – равноапостольные мужи и жены, но они не имели тех даров, которые имели апостолы. Например дар языков, возложение рук и ниспослание дара Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, всякий тварный предмет, подлежащий познанию (будь то капля воды или область бессознательного), имеет как тварную природу (что соответствует действительной части комплексного числа), так и пронизан нетварными энергиями Божиими (что соответствует мнимой части комплексного числа). Причём, истинная наука , изучая данный предмет, восходит от твари ко Творцу , а богословие служит обóжению сего предмета, возводя его к домостроительному Замыслу Создателя. Иными словами, богословие, нисходя с высоты богомыслия и прикасаясь к предметам познания, служит делу обóжения твари, наука же, восходя от твари ко Творцу, открывает премудрость Божию в творении. НОВЫЙ ЗАВЕТ на греческом и русском языках, в переводе под редакцией еп. Кассиана (Безобразова). М.: РБО, 2002. Там же. Свт. Григорий Нисский. О блаженствах: слово 6 " Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. " [Мф.5:8]//Творения святаго Григория Нисскаго. Часть 2. М., 1861, с.441-442.  Ломоносов М.В. Слово о происхождении света //Полное собрание сочинений. Том 3. Труды по физике 1753-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1952, с.317. В труде " Против ересей " (кн. 5, XVI, 2) святой Ириней пишет: « Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому ». Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление //Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955, с.375. Свт. Василий Великий. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений (беседа 22) //Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Антология в 3-х томах. Том 1. М.: МФТИ, 1998, с.165. В греч. оригинале - τ γκκλια μαθματα, дословно - совокупность наук . Климент Александрийский. Строматы. Книги 1-3. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003: книга первая, (30,1), с.93. (Στρωματεν πρτος IV, 30.) Στρωματες, pl. от στρωματες, означ. смесь , в том числе и литературную. (см.: Thesaurus Linguae Graecae.) Св. Иустин, философ и мученик. Апология II, представленная в пользу христиан римскому сенату: гл. 10 //Творения. М., " Паломник " - " Благовест " , 1995, с.105-125.

http://bogoslov.ru/article/589962

Вторая часть (7–10) памятника литургическая и говорит о Крещении (7), постах и молитвах (8) и содержит три евхаристических молитвы (9 – 10). Третья часть (11–15) – дисциплинарная и трактует: а) об отношении к харизматикам, Апостолам, Пророкам и учителям, как в том случае, если они, странствуя, временно заходят в общину (11), так и в том случае, когда они думают поселиться в ней (12–13); б) далее в этой части говорится о совершении Евхаристии (14), об избрании для этого епископов и диаконов (15, 1–8) и о церковном суде (15, 3–4). Четвёртая часть (16 гл.) – эсхатологическая – говорит о необходимости духовного бодрствования и о признаках Пришествия Господня. 3. Свидетельства о «Дидахи» древних церковных писателей Первым приводит цитату из «Дидахи» Климент Александрийский . В своих «Строматах» (Clem. Alex. Strom. 1, 20, 100//PG. T. 8. Col. 817C; р. п.: T. 1. C. 132), написанных в самом конце II века, он ссылается на слова «Писания»: «чадо не будь лжив, ибо ложь ведёт к воровству» (Did. 3, 5//SC. T. 248. P. 156; р. п.: С. 23).Эта цитата из Писания, не имеющаяся ни в Ветхом, ни в Новом Завете, долго возбуждала недоумения учёных, пока с открытием «Дидахи» не стало ясно, что она заимствована, из новооткрытого документа. Первое прямое упоминание о «Дидахи» находится у Евсевия Кесарийского , который в своей «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. III, 25, 4//PG. T. 20. Col. 269A; р. п.: C. 125) относит к числу апокрифических (ν τος νθοις) книг Нового Завета «так называемые учения (διδαχα) Апостолов». Свт. Афанасий Великий в 39-м Пасхальном Послании 367 г. после перечисления канонических книг, упоминает в числе неканонических, но полезных для чтения оглашенными и «так называемое учение Διδαχ Апостолов» (Athanas. Alex. Ep. 39. Dc Paschalis festo//PG. T. 26. Col. 1438C; р. п.: T. 3. C. 372).Такого же рода упоминания имеются в каталогах священных книг – свт. Анастасия, патриарха Антиохийского († 599 г., «Каталог 60 канонических книг») 184 и свт. Никифора, патриарха Константинопольского († 828, «Стихометрия») 185 , причём «Дидахи» ими относится к апокрифам. На Западе первое свидетельство о «Дидахи» имеется в псевдо-Киприановом трактате конца II в. «De aleatoribus» («Об игроках в кости», Cypr. Carth. De aleator., 4//PL. T. 4. Col. 830В) [где содержатся цитаты] из «Дидахи» (Did. 14, 2; 15, 3//SC. T. 248. P. 192–194; р. п.: C. 35:36). Важно ещё свидетельство Руфина († 410), который в латинском переводе «Церковной истории» Евсевия в соответствующем месте делает замечание, что книга называется не Doctrinae apostolorum, как у Евсевия, a Doctrina apostolorum 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010