240 См. Иринея кн. I. гл. XXXV; Климента Александр. Стромата Lib. VII. pag. 649; Епифания Haeres. XXXVIII; Феодорита Fabul. Haeretic. Lib. 1. Cap. XV. Срав. Лумпера Cap. III. art. II. § III, Симона de Magistris (s. 127); Haeuell S. 40; Kimmel S. 45. 241 Hippolytus und seine Zeit. В. I, S. 198. Из новейших писателей то мнение, что Ипполит опровергал Каинитов, старается еще поддерживать Гарнак Quellenkritik Ss. 59, 178. 242 Предположение о том, что полемика Ипполитова была направлена против Кая римского, высказано Деллингером (S. 24), но недостаточно твердо мотивировано. Мы постараемся разъяснить существенные основания, на которых может держаться такое предположение. 243 Apocalypsis Ioannis (et Petri?) tantum recipimus, quam quidam ex nostris legi in Ecclesia nolunt. Мураториев отрывок у Миня т. X, pag. 33–36). Ценность этого памятника определяется тем, что в нем представляется одно из самых древних свидетельств о составе священного новозаветного канона во II веке. Принадлежность его ко II веку видна из прямых слов составителя, что пастор Эрмы написан (по мнению некоторых переведен на латинский язык) в Риме в очень недавние времена, при первосвященстве епископа Пия, который управлял римскою церковию 142–157 гг. (Pasmorem nuperrime temporibus nostris in urbe Roma Herma conscripsit, sedente cathedra urbis Romae Ecelesiae Pio episcopo fratre ejus). 244 Евсев. кн. III, гл. 28. To предположение, что Кай резко выражался не о церковном Апокалипсисе, а о другом, действительно составленном Керинфом и выданном под именем Иоанна Богослова, не имеет основания. 245 Это сочинение упоминается у Иеронима (De apocalypsi) и в надписании памятника Ипполитова (πρ το κατ Ιοαννην εαγγελιου κα ποκαλψεως). См . примеч . 1 93 . 246 Так напр. на Апокалипсис есть ссылка: в трактате против Ноэта в главе XXX на XIX гл. 11–13 стихи Апокал., в сочинении о Христе и антихристе в главе V на V гл. 5 ст. апок., глав. XXIX на XVII гл. 9 ст. апок., глав. XXXIX на XVII глав. 1–18 ст. апок. глав. XLII на XVIII гл. 1–24 ст. апок., гл. XLIII на XI, 3 апок., гл. XLVII на XI, 4–6 апок., гл. XLVIII на XIII, 11–18 апок., гл. L на XIII, 18 апок., гл. LX на XII, 1–6, 13–17 апок., гл LXV наХХ, 6, 14, XXI, 8, XXI, 8, XXII, 15 апок., в отрывке из сочинения περ πаτς οσας на XXII, 5 апок. Есть упоминание об Апокалипсисе, как о книге боговдохновенной, написанной св. Иоанном, и в философуменах, Lib. VII, cap. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Иероним живо интересовался этой книгой; ее арамейскую копию он обнаружил в знаменитой библиотеке Кесарии Палестинской 385 . Неоднократно (и с большой гордостью) он сообщает, что переводил ее на латынь и греческий. К сожалению, эти переводы утрачены, и все, чем мы сегодня располагаем, – это несколько цитат у Климента Александрийского , Оригена , Иеронима и Кирилла Иерусалимского . Время и место появления Евангелия евреев спорны, но, поскольку Климент Александрийский упоминает его в своих Строматах (II. 9, 45) в последней четверти II века, обычно его относят к середине этого столетия. Самобытный язык заставляет предположить, что оно составлено для иудеохристиан Палестины и Сирии, говоривших по–еврейски и по–арамейски. В двух комментариях (на Ин.2:6  и Иер.15:4 ) Ориген приводит цитату из Евангелия евреев: «Сам Спаситель говорит: «Даже сейчас мать моя – Дух Святой взял меня за один из волосков и возвел на великую гору Фавор». Контекст цитаты утрачен, поэтому мы не можем сказать, о каком событии идет речь; возможно, это искушение. В любом случае отрывок, наверное, произвел впечатление, поскольку кроме Оригена его приводит еще и Иероним в трех своих комментариях (на Мих.7:7 ; Ис.40:9  и далее; и Иез.16:13 ). Другая интересная выдержка, сохраненная Иеронимом (De viris ill. 2), относится ко времени после воскресения Христа: Теперь Господь, который отдал погребальные одежды слуге священника, пошел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеба с того часа, когда он испил из чаши Господней, до того времени, пока не увидит его вновь восставшим из спящих. И опять, чуть позже, рассказывается, что Господь сказал: «Принеси стол и хлеб». И тут же прибавлено: он взял хлеб и благословил, и преломил его. И дал его Иакову Иусту, и сказал ему: «Брат мой, ешь твой хлеб, ибо Сын человеческий восстал из спящих». В коптской версии проповеди о Богородице, которая приписывается Кириллу Иерусалимскому 386 , автор вкладывает в уста предшественника ереси эвионитов цитату из Евангелия евреев: Написано в [Евангелии] евреев, что когда Христос захотел сойти на землю к людям, Благой Отец избрал великую Силу на небесах, которая была названа Михаилом, и предоставил Христа его (или ее) заботам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

20 См.: св.Лионский Ириней. Против ересей, I,7,25,26; Александрийский Климент. Строматы, VII,17. 21 Ин 1:1 сл. В последней фразе — отголосок арамейской аллитерации: «убба» (лоно) и «Абба» (отец). 22 Мф 20:28 ; Мк 10:45 . 23 См.: Исх 19:5 ; Ис 63:9 . 24 1 Петр 2:9-10 ; ср.: Гал 1:4 ; Тит 2:14 . 25 Рим 8:19 сл. 26 Евр 12:1-2 . 27 Ис 53:1-7 . 28 Ин 8:13-18 . Говоря о свидетельстве двух, Иисус, вероятно, намекал на старый принцип иудейского права, которое требовало минимум двух свидетелей при разбирательстве дела (см.: Втор 19:15 ; Талмуд, Песахим, 11в). 29 Ин 1:10-12 . 30 «Врата ада» ( Мф 16:18 ) означают могущество зла. В семитических языках слово «врата» было синонимом силы. Этот образ был взят из строительной терминологии; крепкие врата считались залогом неприступности города. 31 Здесь не место обсуждать вопрос о «первенстве» ап.Петра, отметим только, что именно в этом смысле понимали его роль многие Отцы Церкви. Напр., у св.Исидора Пелусиота (Ирону, письмо, 142) он назван «первенствующим среди апостолов». «Господь избрал Петра быть началовождем Своих учеников» (Епифаний. Панарион, 51). Петр — «глава в лике апостольском» (св.Иоанн Златоуст. Творения. T.VII, с.553). «Петр стал преемником Моисеевым, когда вверены ему были новая Церковь Христова и истинное священство» (св.Макарий Египетский. Беседа 26). «Из Двенадцати избирается один для того, чтобы, поставив главу, уничтожить повод к расколу» (бл.Иероним. Против Иовиниана. Кн.1). 32 Мф 16:21-23 . Арам.: противник, противящийся. 33 Мф 15:24-28 ; Мк 8:34-38 ; Мк 9:1 ; Лк 9:23-27 . Некоторые толкователи предполагают, что в действительности Христос сказал не «крест», а «иго». Однако иудеям той эпохи крест как символ страдания был уже хорошо известен. И местные, и римские власти много раз практиковали этот вид казни (см.: Флавий И. Арх. XVII, 10; Иудейская война, II,5). 34 Мф 17:1-13 ; Мк 9:2-13 ; Лк 9:28-36 . Восточное предание считало горой преображения Фавор. В древнем «Евангелии евреев» говорилось, что Иисус был перенесен на эту гору Духом Святым (Ориген. На Иоанна, II,6). Однако современные экзегеты ставят это предание под сомнение. Фавор отнюдь не «высокая» гора (ок.300 м). В евангельские времена там был расположен укрепленный поселок, и поэтому Фавор не был удобным местом для уединения (Флавий И. Иудейская война, IV,1,8). Кроме того, гора расположена в Галилее, а не в области Филиппа. Полагают, что евангелисты имели в виду один из отрогов Ермона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

82)  Игнатий Богоносец. Магнезийцам. 9.1; Послание Варнавы. 15.8; Иустин. Первая апология. 67. О том, что практика соблюдения субботнего покоя просуществовала в некоторых церквах до второй половины IV в. свидетельствуют Апостольские постановления (5.20), а также 29е правило Лаодикийского собора (363?), специально запрещающее ее. 83)  Напр., Послание к Диогнету. 4. 84)  Игнатий Антиохийский, Еф.5:2; Трал 7.2; Флп.4. Дидахе 14. 85)  Предметом споров было церковное использование следующих книг: Иак. 2Пет. Ин.2:3, Иуды. Откр. Пастыря Ерма и Евангелия от евреев. 86)  Иустин. Первая апология. 67. Ср. Тертуллиан. Апология. 29: “Мы собираемся вместе ради того, чтобы читать книги Божьи”. 87)  Ириней Лионский. Против ересей. 4.24: gentes quidem primo catechizabat apostolus… discedere ab idolorum superstitione, et unum deum colere . 88)  1Кор.15:32. ср. Ис.22:13. 89)   Venari lavari ludere ridere hoc est vivere . R. Cagnat. Carthage. Timgad, Tébesse. C. 70. 90)  Иустин. Первая апология. 4–29; Афинагор. Апология. 4–30. 91)  Плиний Младший. Письма. 10.96. Ср. трагикомический случай в Деян.19:23–40. 92)  Тертуллиан. Апология. 29. 93)  Евсевий Кесарийский. Церковная история. 7.11. 94)   Минуций Феликс . Октавий. 10. 12; Климент Александрийский. Строматы. 7.3.5, 7.3.14–15; Ориген. Против Цельса. 8.17–20. 95)  См. Аристотель, фраг. 45(15) 1483а 19. Ср. Эсхил. Агамемнон. Строки 160–180, 250. 96)  “Воспоминания” Псевдо-Климента начинаются с того, что автор задается вопросом о реальности личного бессмертия и, не найдя определенного ответа у философов, обращается в христианство. Этот документ был составлен в IV в. по материалам более раннего источника, принадлежавшего христианской секте эбионитов II в. Ср. Элий Аристид (II век н. э.). Элевсинские мистерии. 259. 97)  Ср. Платон. Государство. 365а, З66ав. 98)  Иустин. Первая Апология. 62. 99)  Иустин. Первая Апология. 66; ср. Тертуллиан. Прещение против еретиков. 40: “В царстве сатаны Митра ставит печать на лбы своим солдатам и отправляет хлебное приношение” ( Mithra signat illic in frontibus milites suos, celebrat et panis oblationem ); Климент Александрийский. Увещание к язычникам. 12.119; Ориген. Против Цельса. 6.22; Августин. Трактат о Евангелии от Иоанна. 7.6.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

711. Сл. 4, 6, 22–24; 96=1.67. 712. Ср. Ин. 1:18. 713. Ср. Мф. 13:45–46. 714. Термин " " слово " " (logos) в греческом языке обладает богатейшим спектром значений; у Григория он чаще всего означает " " слово " " , " разум " " и " " Слово " " (т. е. " Бог Слово " " ). 715. Сл. 6, 5, 5–17; SC 405, 132–134=1.148. 716. Имеется в виду струнный щипковый инструмент. 717. Пс. 118:131, по переводу LXX. 718. Пс. 140:3. 719. Сл. 12, 1, 1–2, 1; SC 405, 348–350=1.199. 720. Иерем. 50:31. 721. Сл. 27, 1, 1–5; SC 250, 70=1.385. 722. Сл. 27, 1, 11–2, 15; 72–74=1.385. 723. Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46, 556). 724. Ср. Платон. Федон 67b. 725. Ум. 726. Сл. 27, 3, 1–4, 13; SC 250, 76–80=1.386–387. 727. Сл. 27, 5, 9–10; 82=1.387. 728. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни II, 101: " Скажи, Евриклид, что делают осквернители мистерий? " — " Они разглашают таинства непосвященным " " . 729. Сл. 27, 5, 23–32; 82–84=1.388. 730. Сл. 28, 2, 1–39; SC 250, 102–104=1.392–393. 731. Ориген. О началах 4, 13. 732. Климент. Строматы 6, 15. 733. Ср. Ориген. О началах, предисловие. 734. Сл. 32, 12, 13–14; SC 318, 110=1.469. 735. Ср. Платон. Тимей 28 с. 736. Сл. 32, 14, 11–21; 114=1.470. 737. Сл. 32, 19, 4–10; 124–126=1.473. 738. Сл. 32, 20, 1–21, 30; 126–130=1.473–475. 739. Цит. по: Сократ. Церк. ист. 4, 7. 740. См. Григорий Нисский. Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46,857). В своем учении о постижимости сущности Божией Евномий отличался даже от Ария, который исповедовал непостижимость Божественной сущности: см. Афанасий Александрийский. О Соборах 15. 741. Так, во всяком случае, считал А. Спасский: см. Спасский. История, 361. 742. Кант, Ренан, Толстой и др. 743. Ср. Исх. 33:22–23. 744. Ср. Исх. 26:31–33; 36:35–36. 745. Ср. Пс. 8:2. 746. Сл. 28, 3, 1–14; SC 250, 104–106=1.393. 747. Ср. Иустин. Апология II, 10; Афинагор. Апология 6; Климент Александрийский. Строматы 5,12, и др. 748. Ср. Платон. Тимей 28с: " Творца и родителя этой вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать " " . Григорий, как видим, цитирует Платона весьма приблизительно. См. об этом. Pepin. Philosophiemhйologie, XIV, 251–260.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

806 Democrites, fr. 33 DK. 807 Empedocles, fr. 146 DK. 808 Та же метафора, только относительно причала, а не якоря, используется у Псевдо-Дионисия: Dionysius Areopagita, De div. nom. III 1, 680 c. 809 Cf. Ps. 1: 4; Is. 40: 15. 810 Фрагмент из трагедии, возможно Еврипида: Euripides, fr. inc. 910. 811 «Бог бестелесным идеям является бестелесным местом» (Philo, De Cherubim, 49); Cf. Strom. V 73, 3. 812 Plato, Sophist, 216 a-b. 813 Plato, Theaetetus, 173 c. 814 Odyssea, X 495. 815 Cf. Ier. 33: 5. 816 Cf. Plotinus, Enn. V 1, 7. 817 Lev. 21: 1; Num. 6: 9—10; Iez. 44: 25. 818 Iob 1: 21. 819 Iob 21: 17. 820 Cf. Gen. 24: 16. 821 Cf. Philo, Leges Alleg. III 79. 822 Euripides, Bacchae, 470—472.474.476 (пер. И. Анненского). 823 Is. 40: 6—8; Ier. 13: 24—27. 824 Cf. Gn. 23: 4; Ps. 38: 13. 825 «Блага бывают троякого вида: душевные, телесные и внешние» (Aristoteles, Ethica Nicom. I 8 1098 b 12); Cf. Strom. II 34, 1. 826 II Cor. 5: 1—3.7. 827 II Cor. 5: 8. 828 II Cor. 5: 9. 829 Epicharmus, fr. 265 Kaibel. 830 Pindar., fr. 132 Schroeder. 831 Cf. Iob 42: 2.6. 832 Cf. Mich. 1: 1. 833 Cf. Gen. 18: 25. 834 В Книгах Царств такого фрагмента нет. 835 Cf. Iob. 36: 10. 836 Cf. Iob. 34: 12; 35: 13. 837 Cf. Is. 45: 21. 838 Cf. Rom. 9: 14. 839 Cf. Deut. 10: 12. 840 Cf. Rom. 13: 13. 841 Cf. Mt. 5: 16. 842 Cf. Is. 40: 10; 62: 11. 843 Cf. Gen. 1: 26. 844 Euripides, fr. inc. 911. 845 Chrysipus, fr. mor. 328 SVF. 846 Herodotus, IV 13, 32—36; Hemerus, Odyssea IV 563—568. 847 Plato, Rep. IX 592 b; Cf. Origen., Contra Cels. V 43, 47, 8. 848 Учению об истинном гносисе, кратко изложенному в четвертой книге, посвящены шестая и седьмая книги Стромат. 849 «Отечество» предполагает наличие сына. Ср. Origenes, De principiis I 2, 10; In Johan. Х 246, а также гностический Tractatus Tripartitus 51, 8—15 Zandee. 850 О «гностическом каноне», правиле или традиции, которым следуют гностики и которые неведомы непосвященным, Климент говорит неоднократно. См. об этом четвертую главу книги R.C.P.Hanson, Origen " " s Doctrine of Tradition (London, 1954).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

616 Rev. 20: 12.15; 21: 27. 617 I Tim. 6: 20. 618 Mt. 8: 12; 22: 13. 619 I Pet. 1: 21—22. 620 I Pet. 1: 14—16. 621 Heraclites, fr. 10 Marc. (22 DK). 622 Возможно, намек на начало книги Гераклита (ср. fr. 1). «Золотой род» ср. Plato, Rep. V 468 e; Strom. IV 16, 1; V 98, 2; V 133,6. 623 Hesiod, Opera et dies, V 289—292 (пер. В.В. Вересаева). 624 Sophocles, fr. 366. 625 Timocles, fr. 36 CAF. 626 Предыдущая цитата, вероятно, из какой-то неизвестной нам трагедии. Высказывание Эпихарма: fr. 250 Kaibel. 627 Cf. Diog. Laert. Proem. 12; Cicero, Tusc. Disp. V 3, 9. 628 Cf. Tim. 1:9. 629 Heraclites, fr. 45 Marc. (23 DK). 630 Неизвестное место. 631 Lev. 19: 18; Deut.6: 5; Lk. 10: 27; Mt. 22: 37.39. 632 Homer., Odyssea, XVII 322—323. 633 Пс. 48: 13, 21. 634 Job 11: 12. 635 Gen. 49: 17 etc. 636 Cf. Plato, Phaedo 67 d; 80 e. 637 Cf. Gal. 2: 20; Phil. 3: 20. 638 Empedocles, fr. 119 DK; cf. Plutarch., Mor., 607 e. 639 Cf. Mt. 19: 29—30. 640 Cf. Mt. 20: 21. 641 Heraclites, fr. 96 Marc. (24 DK). 642 Plato, Rep. V 468 e. 643 Plato, Rep. III 410 c. 644 1Кор. 7: 28.32.35. 645 Simonides, fr. 190 a (cf. Aristoteles, Rhetorica, II 1394 b 13). 646 Theognidea, fr. 175—176. 647 Antiphanes, fr. 259 CAF. 648 Euripides, Alex., fr. 54. 649 Euripides, Polyidos, fr. 641. 650 Cf. Euripides, Oedip., fr. 542. 651 Cf. Mt. 5: 6. 652 Cf. Lk. 6: 21; Mt. 5: 4. 653 Cf. Mt. 5: 3. 654 Cf. Lk. 10: 19. 655 Plato, Rep. VII 521 c. 656 Mt. 12: 8.12; Mk. 2: 28; Lk. 6: 6. 657 Cf. Gen. 1: 26. 658 Lk. 16: 19 sq. 659 Cf. Mt. 6: 24; Lk.16: 13. 660 Mt. 22: 2 sq.; Lk. 14: 16. 661 Cf. Mt. 8: 20; Lk. 9: 58. 662 Mt. 8: 20; Lk. 9: 58. 663 Mt. 13: 7.22; Lk. 8: 7.14. 664 Cf. Is. 29: 13. 665 Cf. Ps. 61: 5. 666 Пс. 30: 19; 11: 4—9. 667 Lk. 12, 33. 668 Cf. Lk. 12: 33. 669 Cf. Exod. 33: 19; Rom. 9: 15. 670 Cf. Mt. 7: 13. 671 Cf. Lk. 12: 20. 672 Cf. Lk. 12: 15. 673 Cf. Lk. 12: 22—23. 674 Cf. Mt. 6: 32—33; Lk. 12: 30—31. 675 Cf. Mt. 10: 42. 676 Plato, Phaedo, 114 b-c. 677 Os. 6: 6; Mt. 9:13. 678 Cf. Rom. 7: 23. 679 Cf. Mt. 5: 10. 680 Очевидно, имеются в виду какие-то раннехристианские «филологи», которые редактировали текст Нового Завета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

25 Ср. с известным выражением Папия Иерапольского lTgia (цитируется у Евсевия, Hist. Eccl., III.39.1). 26 Против Праксея (рус. пер.: Альфа и Омега. 2001. 2(28)). 27 См., например, Апология Сократа, 22с; Ион, 533e–534d. 28 Об особенных законах . 29 Ср. Quis rer. div. haer. (О том, кто наследует Божественное), 249–266 и др. 30 Прошение о христианах (рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология). 31 Ср. Псевдо – Иустин . Cohort. ad gentiles, 8. 32 Ср. Псевдо – Иустин . Cohort. ad gentiles, 8. 33 См. ниже. 34 Панарий. 35 О знаменитых мужах . 36 О душе . 37 Октавий (рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология). 38 Ср. Ориген . Conra Celsum (Против Цельса), VII.3 и далее. 39 Блаженный Иероним также упоминает о епископе Аполлонии, жившем при Коммоде и Севере и написавшем большой трактат против монтанизма (см. De viris illustribus, 40). 40 Ср. Epist. ad Diognetum (Послание к Диогнету, рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология), 11.6. 41 См. Святой Иустин Мученик . Dialogus, 16; Святитель Феофил Антиохийский . Ad Autolyc., II.9 и др. 42 См. Святой Иустин Мученик . 1 Apol. 33; 36; Святитель Феофил Антиохийский . Ad Autolyc., II.10; Святитель Ириней Лионский . Adv. Haeres., II.28.2 и др. 43 См. Святой Иустин Мученик . Dialogus, 7; 25; 34 и др. 44 Далее — De princ . (рус. пер.: Ориген. О началах . Самара, 1993). 45 Строматы (рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 1). 46 Послание к Юлию Африкану . 47 Избранное из Толкований на Псалмы . Авторство этого толкования спорно. 48 Протрептик . 49 См. Климент . Strom. IV.11; Ориген . Select. In Psalm., PG 12, 1084; In Jerem. Hom. (Гомилии на пророка Иеремию) XIX.3, PG 13, 501; Com. Matth. (Комментарий на Евангелие от Матфея) II, PG 13, 832; In Luc., Hom. (Гомилии на Евангелие от Луки) I,1, PG 13, 1801; также в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., VI.25. 50 Гомилии на Бытие . 51 См. Ориген . Select. In Psalm. Там же; In Jerem. Hom. 21.2; 39, PG 13, 512; In Numer. Hom. (Гомилии на Числа), 27.1, PG 12, 732; Com. in Joan. (Комментарий на Евангелие от Иоанна), 13.46, PG 14, 481.

http://azbyka.ru/uchenie-o-bogoduxnovenn...

Толкование на книгу Даниила, III : 141. Обличение всех ересей (философумена), I : 278. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ Против Ересей, I, 10 : 213; I, 26 : 195; II 27 : 137; 28 : 137; III , предисл. 153; 1 : 112, 116; 3 : 252, 276, 277; 4 : 277; 12 : 195; 14 : 158; 24 : 130; IV 8: 20; 26 : 276. ИУСТИН ФИЛОСОФ 1-ая Апология, 65 : 33, 44, 48, 249; 67 : 18, 56, 72. Разговор с Трифоном Иудеем, XXXIII : 249; CXIII : 27. КАНОНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ 8 -ое Апостольское Правило: 53; 9(10 )-ое: 52; 39 -ое: 63. 2 -ое Правило Антиохийского Собора: 52. 6 -ое Правило Сардикийского Собора: 296. 13 -ое Правило Лаодикийского Собора: 42. 18 -ое Правило Трулльского Собора: 195; 19 -ое: 74; 58 -ое: 46; 64 -ое: 71, 72, 74; 69 -ое: 42; 101 -ое: 45. Толкование Правил: Аристин : 54; Вальсамон : 42, 43, 45, 46, 54, 55, 75, 79, 286; Зонара : 42, 54, 79. КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ Послания, XIV : 64; XXIX : 65; XXXVIII : 65; XXXIX : 65; XLI : 221; XLIV : 221; XLV : 221; LV : 102, 104; LXVII 104; LXX 28; LXXIV 237. КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Таинноводственные Оглашения, IV : 29; V : 52. КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Строматы: I, 9 : 137; IV, 8 : 181; VI, 5 : 91; 7 : 265; VN, 16 : 135. КЛИМЕНТ РИМСКИЙ Послание к Коринфянам, I : 151, 214; III 214; V : 151, 205, 214; IX : 151; XXI 151, 214; XXXV Ï 243; XXXVII : 151, 205, 214; XLII : 103, 171, 214, 217, 225, 267, 268; XLIV : 103, 216, 218, 230, 231, 269, 271; XLV 214, 244; XLVII 215; LI 205, 214; LIV 171, 214; LV 151, 205, 214; LX: 205, 214. LIBER PONTIFICALIS: 253. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ Требник: Чин Воцерковления: 32; Чин Измовения на восьмый день: 27–8; Чин Крещения: 31–2; Чин Рукоположения: 99. МИЛЬТИАД Антимонтанист: 127, 129, 205. ОРИГЕН Против Цельса, VI : 137. Толкование на книгу Бытия, Х : 57. Толкование на книгу Левит, IX 40. Толкование на книгу Числа, XVI : 59; XXII : 100. Толкование на книгу Иисуса Навина, VII : 173. Толкование на Ев. от Матфея, XI : 59; XII : 41; XVI : 141, 298, 303; XXIV : 100. Толкование на Посл. к Рим. IX : 136. ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ Послание к Филиппийцам, надпис.: 262; XI : 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010