Наконец, фигура Матфия (ошиб. в Синайской мозаике с большой седой бородой и короткими, седыми же волосами, очевидно, уподоблена известному типу Ев. Матфея и отступает, поэтому, от молодого типа капеллы Хризолога. Много любопытного и оригинального представляют также образы Пророков. К сожалению, мы не имеем в данном случае руководства равеннских мозаик и должны ограничиться миниатюрами рукописей, правда, или современных предполагаемой дате синайских мозаик, или немногим позднейших: таковы Россанский кодекс Евангелия 18 , ркп. Космы Индоплова Ватиканской библиотеки и «Пророки» Туринской библ 19 . Первая фигура слева в синайских мозаиках представляет Даниила юного и безбородого, в лилово-пурпурной хламиде, застегнутой спереди золотой фибулой; на голове пророка шапочка (персидская митра), шестигранная, с зеленой гранью посреди; волосы выбиваются кудрями. Тип, однако же, значительно отошел от античного, прелестного образа юноши, которого находим в Ватик. рукописи. Иеремия с курчавыми волосами и небольшой черной бородой, смотрит прямо перед собою; заметим сходство с типами в указ. рукописи и мозаике ц. Св. Виталия. Малахия – с длинными седыми волосами и окладистой бородой. Аггей с черноватой бородой, но лыс; между тем в ркп. Космы юн и безбород 20 . Аввакум курчав, с бородкой, сед; напротив того, в туринской миниатюре видим изящный тип юноши, в ркп. Космы Аввакум молод, но имеет небольшую бородку. Иона – грузный человек, лыс и сед – тоже и в туринском списке. Иоиль юн, с темно-каштановыми волосами; наоборот, в туринской миниатюре, Иоиль в типе пожилого мужчины, a по русскому подлиннику, он «сдъ, аки следовательно и «космат», т. е. в известном аскетическом типе Иоанна Предтечи, Илии, Андрея и др. Амос с проседью – в Ватиканской рукописи юн и безбород. Наиболее любопытно и важно изображение Давида посреди Пророков: он представлен юным и безбородым, в роде известного типа царя Соломона; на голове Давида диадема из створок или граней, с крестом посреди. Следовательно, в основу мозаического изображения положен тот древнейший тип Орфея, юного пастыря, с которым Давид представляется в иных миниатюрах псалтырей, тогда как обычный образ престарелого царя устанавливается уже с IX века в монументальном искусстве и парадных миниатюрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Осия – седой старик с короткой округлою бородкой и длинными волосами: в ркп. Космы – молод, бородка как у Аввакума. Михей – приблизительно тождественный тип с рукописью Туринскою – пожилого, с сединою в волосах, мужа борода остроконечная, волосы курчавы. Авдий и Наум – тоже; отношение по типам мозаики и ркп. Космы, как для Аввакума; притом Авдий имеет круглую бороду и моложе. Софония – пожилой, с лысиной; на голове чуб: в списке Космы он безбород. Захария – сохранил юношеский тип, как в туринской миниатюре, тогда как в Ватик. ркп. пророк представлен седым: в мозаике Захария держит пастушеский посох, а в последней рукописи около него серп. Типы Исаии и Иезекииля приблизительно сходны с изображениями их в указанной рукописи и мозаиках церкви Св. Виталия, но оба пророка здесь много моложе. Особенно Исаия представляет замечательный тип горячего темперамента, с резкими, несколько негритянскими чертами; волосы темные, шапкой. Иезекииль с легкой проседью. Наконец два последние угловые медальона, любопытные в историческом отношении, представляют налево – Иоанна диакона (’Ιωννης δ δικονος), по типу сходного с изображениями известного И. Лествичника: продолговатое лицо, с черной, остроконечной бородой, большим, открытым лбом (как у И. Златоуста); на голове его лилово-коричневый, четырехугольный кукуль 21 В правом медальоне изображен Игумен Логгин, пожилой и одутловатый мужчина, в таком же четырехугольном и подобного цвета монашеском кубуклии. Оставляя пока в стороне общую постановку данных об установлении иконографических типов как Апостолов, так и Пророков, в монументальном искусстве Византии, заметим, что из представленного нами краткого очерка отношений Синайской мозаики к равеннским памятникам того же вида и миниатюрам, явствует: 1) сходство или близость между собой мозаических изображений, 2) античный, еще не определившийся характер тех же изображений в миниатюрах, 3) значительные отступления или движение вперед в определенном аскетическом направлении в Синайской мозаике в особенности, и 4) перевес, который с течением времени, приобрели иконографические типы миниатюр, благодаря их распространенности, и переход их в русскую иконопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 1580 году Симонопетрский старец Герасим монах вместе с епископами, Кассандрийским Козмою и Иериссовским Акакием, участвовал в решении спора Лавры и Филофея за Милопотамский метох на Афоне. (Архив Филоф.) В 1581 году обитель Симонопетрская сгорела дотла. Из насельников её некоторые задохнулись в дыму, а некоторые по верёвкам спустились в окружающую её дебрь. Дальнейшая судьба сей обители будет оповещена мною в особой истории её. А теперь я сообщаю сведения о настоящем состоянии её. – В Симопетре кроме соборного храма, чествуемого в память рождества Христова, устроены три параклиса: св. Харалампия, св. Марии Магдалины и св. Георгия. – Монахов с келлиашами – 70. А в попавшемся мне списке прошлого столетия их показано 57: в этом числе 5 келлиашей и 3 старичка, γεροντκια; один из них 80 лет, а два 60-ти. Вот образчик этого списка: Имя Отчество Борода Родина Амвросий Андреев Среднего Безбород. Касториец Матфей Васильев Среднего Чернобород. Максим Николаев Малого Чернобород. С о. Тиноса Приметы их прописаны словами Турецкими: ορτ μπη – среднего роста, οζομ μπη – малого роста, κησ μπη – малорослый, καρασακαλς – чернобородый, κουμπραλσακαλς – большая и густая борода, ταρσαμοκ – человек, у которого борода начинает седеть, μπεγιαζεμλ – белобородый. – Симопетре принадлежат следующие имения: В Валахии: в стольном городе сего княжества Букаресте принадлежит монастырь св. Николая чудотворца, построенный Ι Михаилом воеводою в 1594 году, и приложенный им Симопетре с богатыми имениями в 1599 г. Здесь помещается городская больница. – Но гораздо ранее одному метоху Симонопетрскому в Бурешти отданы были разными лицами лавки, виноградники и луга, а госпожа Каплия завещала свои имения в Сфурчести, Христианешти, Драгомирешти, Изворани и Спанцогу, кои утверждены были хрисовулами Ι Петра, Александра и Михны воевод, и наконец, грамотою вселенского патриарха Иеремии в марте месяце 1590 года. Все эти имения слывут под общим испорченным именем Мегаловода, под коим надо разуметь выше помянутого Михаила Воеводу. По сознанию Симонопетритов они приносят доходу 8.000 голландских червонцев, или 24.000 р. серебром. Но монастырь на Афоне из них получает весьма мало: арендатор монах заедает почти всё.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вспоминая удивительный мир Афона, сейчас же видишь не раз встречавшийся там на иконах облик: совершенно нагого старца с длиннейшею седой бородою. Она закрывает все его тело, спускается до земли — св. Петр Афонский. Есть что-то безмерно-наивное, вызывающее сочувствие и удивление в этой одежде святого (такою бородою можно было закутываться, как плащом или шарфом, подстилать ее под себя, чтобы мягче было лежать). Но ее признаешь сразу и бесповоротно. Да, это борода отшельника. Мы привыкли считать Адама юным. Адам всегда безбород, чем очень отличается от св. Петра, но если бы мы вообразили себе Адама в старости, то некоторыми чертами он напомнил бы нам афонского святого. Св. Петр жил или в восьмом, или в девятом веке, никто точно не знает, да и не столь важно знать: на двести лет раньше или позже, значения не имеет. Все равно, в той дали и легендарности, откуда встает он, не различишь исторического, не услышишь земного голоса, не увидишь человеческого лица, как и земного пейзажа. Змии, львы, слоны, древо познания добра и зла, нагой Адам, нагая Ева — вот существа первого действия человеческой трагедии. Вся эта обстановка — за исключением Евы — может быть отнесена и к нашему пустыннику. Св. Петр Афонский тем и сходен с Праотцем, что повит волшебными туманами. В нем есть за-человеческое, до-человеческое. Забудешь, что он был схоларием [ 76 ] в Константинополе, что попал в плен, жил в темнице, побывал в Риме у папы. Все это как бы отпадает. Св. Петр начинается лишь на Афоне, в той пещере, вблизи моря на южной оконечности горы, которая видна с дороги из Кирашей в Лавру. Те же змии, горы, камни пустыни, рокот моря… Человека вокруг нет и не было. Св. Петр — безмолвник. Его разговор — только с Богом, морем, звездами. Он — первый в длинном ряду пустынников и созерцателей Афона, глава целого племени «исихастов» [ 77 ], как бы воплотитель типа молчальников. Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы, да великая гора Афон, теперь стоит часовня и живут два иеромонаха [ 78 ]. Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у «ревнующих» подражать святому не хватает сил, и они гибнут.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Пустынник Вспоминая удивительный мир Афона, сейчас же видишь не раз встречавшийся там на иконах облик: совершенно нагого старца с длиннейшею седой бородою. Она закрывает все его тело, спускается до земли — св. Петр Афонский. Есть что-то безмерно-наивное, вызывающее сочувствие и удивление в этой одежде святого (такою бородою можно было закутываться, как плащом или шарфом, подстилать ее под себя, чтобы мягче было лежать). Но ее признаешь сразу и бесповоротно. Да, это борода отшельника. Мы привыкли считать Адама юным. Адам всегда безбород, чем очень отличается от св. Петра, но если бы мы вообразили себе Адама в старости, то некоторыми чертами он напомнил бы нам афонского святого. Св. Петр жил или в восьмом, или в девятом веке, никто точно не знает, да и не столь важно знать: на двести лет раньше или позже, значения не имеет. Все равно, в той дали и легендарности, откуда встает он, не различишь исторического, не услышишь земного голоса, не увидишь человеческого лица, как и земного пейзажа. Змии, львы, слоны, древо познания добра и зла, нагой Адам, нагая Ева — вот существа первого действия человеческой трагедии. Вся эта обстановка — за исключением Евы — может быть отнесена и к нашему пустыннику. Св. Петр Афонский тем и сходен с Праотцем, что повит волшебными туманами. В нем есть за-человеческое, до-человеческое. Забудешь, что он был схоларием в Константинополе, что попал в плен, жил в темнице, побывал в Риме у папы. Все это как бы отпадает. Св. Петр начинается лишь на Афоне, в той пещере, вблизи моря на южной оконечности горы, которая видна с дороги из Кирашей в Лавру. Те же змии, горы, камни пустыни, рокот моря... Человека вокруг нет и не было. Св. Петр — безмолвник. Его разговор — только с Богом, морем, звездами. Он — первый в длинном ряду пустынников и созерцателей Афона, глава целого племени “исихастов” как бы воплотитель типа молчальников. Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы, да великая гора Афон, теперь стоит часовня и живут два иеромонаха Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у “ревнующих” подражать святому не хватает сил, и они гибнут.

http://isihazm.ru/1/?id=824

Мы привыкли считать Адама юным. Адам всегда безбород, чем очень отличается от св. Петра, но если бы мы вообразили себе Адама в старости, то некоторыми чертами он напомнил бы нам афонского святого. Святой Петр жил или в восьмом, или в девятом веке, никто точно не знает, да и не столь важно знать: на двести лет раньше или позже, значения не имеет. Все равно, в той дали и легендарности, откуда встает он, не различишь исторического, не услышишь земного голоса, не увидишь человеческого лица, как и земного пейзажа. Змии, львы, слоны, древо познания добра и зла, нагой Адам, нагая Ева – вот существа первого действия человеческой трагедии. Вся эта обстановка – за исключением Евы – может быть отнесена и к нашему пустыннику. Святой Петр Афонский тем и сходен с праотцем, что повит волшебными туманами. В нем есть зачеловеческое, дочеловеческое. Забудешь, что он был схоларием в Константинополе, что попал в плен, жил в темнице, побывал в Риме у Папы. Все это как бы отпадает. Святой Петр начинается лишь на Афоне, в той пещере вблизи моря на южной оконечности горы, которая видна с дороги из Кирашей в Лавру. Те же змии, горы, камни пустыни, рокот моря… Человека вокруг нет и не было. Святой Петр – безмолвник. Его разговор – только с Богом, морем, звездами. Он – первый в длинном ряду пустынников и созерцателей Афона, глава целого племени исихастов, как бы воплотитель типа молчальников. Около пещеры, где он жил, откуда видно море, скалы да великая гора Афон, теперь стоит часовня и живут два иеромонаха. Но в самой пещере жить не дозволяется: слишком холодно зимой, у «ревнующих» подражать святому не хватает сил – и они гибнут. А святой Петр жил. Чем он питался? В житии упоминаются «коренья и пустынное зелие». Последнее не удивит того, кто на Афоне побывал: если сейчас еще есть наши, русские пустынники, питающиеся лишь камарней (ягоды на растении, напоминающем лавр) да фигами, при этом живущие до глубокой старости, то что удивительного, что также жил и святой Петр? Это была жизнь классического пустынника Фиваиды. Безмолвие и одиночество, пещера, полная демонов, сражения с ними и победа, молитва… Так прожито пятьдесят три года!

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Прочие епитрахили греческого дела (на том же рис. 93), и хотя мы не знаем вовсе ни их места происхождения и только гадательно, за новостью предмета и отсутствием точек спора, можем судить о времени, однако представляют свой исторический и иконографический интерес. Между этими епитрахилями одна (на фот. крайняя справа) даже имеет дату – 1680 года, и между тем, несмотря на гораздо позднейшую эпоху против греческой епитрахили Есфигмена и совершенно иной стиль и рисунок, вся техническая сторона остается та же, т. е. по красному атласу здесь вышиты все стоящие фигуры святителей, также обрамленные овальными медальонами, цветочками, веточками пальмы и пр.; по самому низу греческая надпись называет имена рабов Божиих, устроивших епитрахиль, и сообщает год. Другая епитрахиль также снабжена греческою надписью, замечательно безграмотною, перечисляющею имена вкладчиков и детей их, но не сообщает ни даты, ни места; сделана исключительно шитьем, чрезвычайно груба, почти до детской беспомощности в рисунке, представляет Святителей, внизу Спиридона и Власия, Косму и Дамиана. Появление этих последних святых на епитрахили, при всем несоответствии их изображения священнослужительской одежды, поясняется специфическими новогреческими отношениями к церкви и помещением в надписях не только вкладчиков, но и имен всего их семейства. К концу XVI или самому началу XVII века относится епитрахиль Ксиропотама (фот. 156): тоже по красному атласу, так же шиты круги, сцепленные между собою цепочкою и промежуточными вязлами со стреловидными кринами в средине, и в кругах полуфигуры по грудь пророков в живых позах и сравнительно правильного рисунка, с греческими надписями. 93. Дионисиат. Пять епитрахилей и XVII столетий. Наверху посреди изображена Великая Панагия, за нею ниже Моисей, Исаия, Иаков, Захария (с семисвешником в руках, юн и безбород), Давид с изречением, Валахия со звездою, Авдий – юный, Соломон – с моделью престола, Аггей – старец, в персидской шапочке, Иезекиль – с вратами, Захария, Софония – оба с изречениями, Илия – тоже, Аввакум, Аарон и Гедеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

23 миниатюры в тексте, в размерах и стиле ватиканской рукописи, исполнены, однако же, торопливо и с большой небрежностью, хотя работа явно копирует хороший оригинал XI века. Контуры толсты и не закрыты моделировкой. Рисунок иногда приближается к простой иллюминации, без теней и бликов, и многие детали явно утратили свой первоначальный колорит. Пропорции уродливы и мрачный элемент в типах усилился. Часто встречаются оливковые хитоны и верхние одежды – празелень. Эту чувствительную разницу в типах стоит проследить вкратце, чтобы убедиться, что уже в XI в. искусство было готово сделать тот гибельный шаг, который повел его к полному омертвению. Сравним несколько сюжетов кодекса с Ватиканским менологием. Собор 70 апостолов представлен в виде сплошной кучи фигур: все благословляют, отделаны лишь три, – в ватиканском кодексе этого праздника еще не находится. Малахия сед, благословляет именословно – в Ватиканском менологии юн и безбород, держит развернутый свиток, живая фигура. Иоанн Предтеча среди горного ландшафта, как отшельник: манера изображения, утвердившаяся в XII и XIII вв., в силу аскетических тенденций (известные иконы, на которых Креститель созерцает свою собственную голову на блюде в пустыне), – в ватиканской рукописи сцена проповеди. Св. Доминика держит перед собою крест – в Ватиканской рукописи изображена молящеюся, освещена лучом от десницы (живое представление благочестивой жизни). Феодосий с длинной афонской бородой, а Макарий весь оброс седыми волосами; мрачные физиономии Ефраима и др.; Стратоник в византийском костюме и Ермил в белом дьяконском облачении – в Менологии же не только Феодосий, но даже и Макарий в строгой монашеской одежде, но без кубуклия, и с небольшой бородой. Ап. Петр представлен в темнице, со скованными ногами, но в то же время на троне и благословляя двуперстно; Афанасий и Кирилл, папа Сильвестр, Максим, Климент и др. также благословляют двуперстно. Таким образом, уже этот кодекс сократил свои иллюстрации в такую схему, которая и способствовала впоследствии выработать подлинник, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И в рай земной откроет всем дорогу? Креститесь, люди, в водах Иордана, Омойте ваши грешные тела! И впредь всю жизнь живите без обмана, Чтоб и душа всегда чиста была!» И так как он креститься призывал Всех иудеев в водах Иордана, Поэтому Крестителем назвал Народ Христа Предтечу — Иоанна. Иоанн особо гневно обличал Перед людьми пороки власть имущих. О них он правду людям возвещал. И тем обрёл врагов весьма могучих. Как правило, он был в сопровожденьи Не многих из приверженцев своих, Чьи имена давно уж смыло время Нам в памяти, оставив лишь двоих: Двух рыбаков простых из Галилеи, Один из них — Андрей из Вифсаид, Другой был — Иоанн, сын Зеведея (Христа затем любимый ученик). 1.1.6 «Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.» Лк. 1:32 А в те же годы в тихом Назарете Безгрешно жил, в отличье от других Тот, перед Кем предстанем все как дети Держать ответ в земных грехах своих. Известный, как Сын плотника, Иисус, И Матери Его Честной Марии, Не безбород Он был и не безус — Черты лица всегда покой хранили. Счастливый крепкой верою Своей И соблюденьем Божьего Закона Он скромно жил среди простых людей, Не видя в том судьбе Своей урона. Он с детства был ребёнком благонравным, Родителей Своих послушным воле, Храм Божий посещал всегда исправно, Пас скот в горах и на общинном поле. Окрепнув телом, помогал отцу Нехитрые работы выполнять, А жизнь отца когда пришла к концу Иисус стал его дело продолжать. Хотя Он знал Своё предназначенье, Святую цель Своей земной судьбы, Ни пышностью одежд, ни украшеньем Не выделял Себя среди толпы. Ho в тο же время царственность осанки, Достоинство, сквозившее во всём, Как камень драгоценный без огранки Давали людям личность видеть в Нём. И только лишь домашние Его, Да с детства Его знавшие соседи Не видели величия сего, Не в силах злата отличить от меди. Но обаянье личности Иисуса Не отрицали даже и они — Настолько был душою безыскусен, Как и в Свои младенческие дни. Глаза Его лучились добротой, Сочувствием к тому с кем говорил.

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, мастер Мануил Евгеник), однако здесь О. представлен средовеком, в пурпурных тунике и плаще, как воин он держит вложенный в ножны меч, а П. молод, безбород, в белой тунике и пурпурном плаще. Редкий вариант изображения О.- как средовека с недлинной бородкой сохранился в июльском минологии (под 16-м днем) на фреске ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре Вел. Новгорода (1467). Образ О. включен в программу росписи ряда афонских храмов. В кафоликоне (у сев. входа) мон-ря Ставроникита (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) он написан как мирянин в шитых золотом античных одеждах, с крестом, у него длинные седые волосы и средней длины борода. Очевидно, к этому изображению восходит образ О. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869): средней длины борода с раздвоением на конце, длинное платье, короткая туника поверх длинного хитона и плащ, застегнутый по центру, плат в опущенной правой руке. Мученичество святых есть и в росписях трапезной Великой Лавры, в сев.-вост. пастофории (2-я четв. XVI в., мастер Феофанис Критский (Стрелицас-Бафас)). У мастера Дзордзиса Фукаса в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат (1547) О. облачен в богатые одежды с шитьем и узорочьем, помимо плаща и длинного хитона на нем короткая белая туника с вышивкой, он молод; в притворе-лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, у входа в парекклисион Акафиста Пресв. Богородицы) и в мон-ре Дохиар (1567/68, на юго-вост. крестовом своде лити) мучение святых показано как казнь через волочение лошадьми (они привязаны к конским хвостам). В сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) оба святых описаны как молодые: О.- «аки Дмитрий» (т. е. вмч. Димитрий Солунский), П.- «аки Флор». В подлиннике С. Т. Большакова под 9 нояб. названы оба мученика, а в лицевой части П. представлен вместе с прп. Матроной под 10 нояб. как молодой безбородый мученик. В руководстве В. Д. Фартусова (1910) О. рекомендовано изображать молодым, а П.- с небольшой бородкой. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 188; Большаков. Подлинник иконописный. С. 46; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 70; BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Менолог. С. 172, 195, 283, 325, 379. Сл. 98, 234; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Табл. 3. С. 24; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρερριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 91, 247, 345, 381; Bakirdzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 66-73. Fig. 32-37. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2578439.html

   001   002     003