Аминь. III. Суд Божий над врагами Иисуса и над врагами Церкви Между тем, как сидел он (Пилат) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому ( Мф.27:19 ) Прошла первая ночь страданий Спасителя. Наступил день. Первосвященники суетятся и спешат представить Иисуса как политического преступника, якобы возбуждающего народ против римского императора, на суд Пилата. Последний выслушивает обвиненного и не находит в Нем никакой вины. Политическое обвинение он находит ложным, а религиозным вопросам иудеев, ради которых они обвинили Его, не хотел придавать никакого значения. Однако он боялся сделать неприятное и иудеям. Узнав, что Иисус происходит из Галилеи, из области царя Ирода, который на этот раз пребывал в Иерусалиме, Пилат отсылает Спасителя на суд Ирода. Ирод также не признает Иисуса виновным, однако подвергает Его насмешкам и в смешном одеянии возвращает к Пилату. Последний думает о спасении невинно обвиняемого. Он повелевает бичевать Иисуса. Избитого и окровавленного он ставит Его рядом с разбойником Вараввою и предлагает народу такой вопрос: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ( Мф.27:17 ). Поступая так, он надеялся возбудить в народе милость и сострадание. Но напрасно. Иудеи пожелали, чтобы отпущен был разбойник, а Иисус распят на кресте. Ответственность за кровь Праведника они принимали на себя и на своих потомков. В то самое время, когда все это происходило, Иуда окончил свою жизнь самоубийством. Все эти события наводили такой страх и производили такое гнетущее впечатление, что нетрудно понять то чувство верующего сердца жены Пилата Друзиллы, под влиянием которого она решилась вмешаться в дело этого суда: не делай ничего Праведнику Тому ( Мф.27:19 ), писала она своему мужу. О, если бы и все жалкие участники этого суда, подобно Друзилле, предвидели тот страшный суд, который в непродолжительном времени должен был разразиться над ними и от которого она хочет предостеречь своего мужа! Исполнение этого суда над врагами Иисуса в страданиях Его и Его Церкви и будет предметом настоящей нашей беседы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Аминь. Поучение 49 1) О всеобщем суде После частного суда, которому подвергаются души непосредственно по разрешении от тела, будет всеобщий суд, при скончании мира, как в предыдущем поучении было сказано. Этот суд называется всеобщим, потому что на нем судимы будут все потомки Адама, от начала мира и до последнего дня жившие на земле. Этот суд называется страшным судом, потому что на нем пред лицом всемирного Судии, Господа Бога, обличатся все грехи человеческие, явные и тайные, обличатся пред ангелами и человеками, и тогда каждый получит достойное по делам своим. Кто из смертных, сознавая свои человеческие немощи, может равнодушно, без страха, помышлять об этом суде Божием? Этот суд называется также последним судом Божиим, потому что на нем решится участь всех людей: одни наследуют жизнь вечную, а другие подвергнутся вечному осуждению. 2) О неизвестности времени второго пришествия Господня Сам Иисус Христос, и Его святые апостолы многократно говорили о последнем всеобщем суде; но ни Сам Господь, ни Его апостолы не открыли, когда будет это второе пришествие Его на землю для совершения последнего суда. Напротив Господь ясно открывает Своим ученикам то, что о времени Его славного пришествия на землю никто не знает. О дни же том и часе, сказал Он, никто же весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф. 24:36 ). Внезапность или неожиданность Своего славного пришествия Спаситель изображает так: яко же молния исходит от востока, и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческаго ( Мф. 24:27 ). Господь неожиданно придет, так что порочные люди, пред самым явлением Его для совершения последнего суда, будут беспечно предаваться земным заботам и удовольствиям. Как было во дни Ноевы, говорит Господь, так будет и во дни Сына человеческаго: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и пришел потоп и погубил всех. Также как было и во дни Лотовы: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился дождь огненный и серный с небеси, и погубил всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Блаженный Феодорит учит: «Не сказал Св. Дух не воскреснут нечестивые... Воскреснут, то есть воскреснут, но не на суд, а на осуждение, потому что не имеют нужды в обличении, и нечестие их явно, ожидают же одного наказания. Как убийц, взятых на самом месте преступления, судьи приводят в судилище не для того, чтобы обличать, но чтобы произнести над ними согласный с законами приговор, так проведшие жизнь в нечестии, немедленно по воскресении, понесут наказание, и не на суд будут приведены, но услышат приговор к казни». Такое понимание этих слов псалма ясно проступает в русском переводе: «Потому не устоят нечестивые на суде». Далее описывается, как совершается сам Суд. И книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. О раскрытии многих книг на Суде написано также у пророка Даниила: «Судьи сели, и раскрылись книги» ( Дан. 7:10 ). По этим книгам будет совершаться Суд над каждым человеком. Иные здесь разумеют книги Писания, по которым будут сверяться жизнь и дела каждого человека. Поэтому каждый из нас должен во всем строить свою жизнь по этим священным книгам. Слово Божие будет нас судить в последний день. Эти книги написаны не для кого-то, а для каждого из нас. В них написана воля Божия, исполняя которую, только и возможно спастись. «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» ( Нав. 1:8 ), тогда только сможешь устоять на Страшном суде. Сейчас многие, и верующие и неверующие, не раскрывают этих священных книг. Но они все равно будут раскрыты на Суде, и что ответишь, когда будешь судим по написанному в книгах Писания?! Будут ли дела твои сообразны с написанным в этих книгах?.. Читайте Писание, исполняйте его и будете жить! Лучше же под раскрытыми книгами разуметь совесть каждого человека. Как в некую книгу записываются все помышления, слова и дела человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Бог ищет в человеческой душе такое, не окончательно, не безнадежно изуродованное место, к которому можно было бы присоединить Вечность. Так врачи на теле обожженного человека ищут хоть немного непострадавшей кожи…» (протодиакон Андрей Кураев). Поэтому и людям Господь заповедал жить по законам милосердия: «Не судите, да не судимы будете,  ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» ( Мф. 7:1-2 ). Какой приговор я произношу над окружающими людьми, такой приговор я готовлю сам себе на судилище Христовом. Душа моя, если ты просишь Бога о милости к себе, помни, что и Он просит тебя о милости к ближним! «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – так заповедал молиться Сам Господь. Святитель Иоанн Златоуст в «Толковании молитвы Господней» пишет: «Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после великого дара оправдания Он опять согрешающих удостаивает прощения.  Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство.  Должно оставлять гнев на оскорбляющих нас; однако Спаситель этим не удовлетворился, но, желая показать, какое Он имеет попечение об искоренении между нами злопамятства, особо говорит об этом, и после молитвы припоминает не другую какую заповедь, а заповедь о прощении, говоря: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф. 6:14 ). Таким образом это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим Собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от меня получишь то же благодеяние – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого. Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь сорабу, а Бог – рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен».

http://azbyka.ru/death/dusha-moja-pomni-...

В древней хр. церкви установлен был братский и церковный суд над согрешившими членами общества. Такой суд заповедан и Спасителем. " Если, – говорит Он, – согрешит против тебя брат твой; пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15–17 ). Св. апостолы также установляли между христианами общий братский и церковный суд над тяжкими грешниками. Они заповедовали даже не входить с ними ни в какие связи, общение. «Я писал вам, – говорит св. Павел коринфянам, – не сообщаться с тем, кто, называясь братом, – т.е. христианином, – есть блудник, или сребролюбец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). Нашелся тогда между коринфянами один страшный грешник. По этому случаю св. Павел писал коринфянам: «Я положил, чтобы вы в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, властию Господа нашего Иисуса Христа, предали его сатане» ( 1Кор.5:4–5 ), т.е. отлучению от церкви. Потом, когда грешник этот покаялся, то любвеобильный и обрадованный апостол писал к коринфянам: «Довольно для него понесенного наказания; вам уже надобно простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною скорбию, и потому прошу вас принять его в любовь» ( 2Кор.2:6–8 ). Церковный суд соединился в древности с открытою исповедию, т.е. с сокрушенным сознанием своих грехов пред всем собранием христиан в церкви и с прошением у всех прощения грехов. Исповедь эта казалась тяжкою, некоторые из ложного стыда уклонялись от нее. По этому случаю один церк. писатель 3-го в. говорил: «Многие или избегают или откладывают со дня на день свое открытое исповедание; но между братьями и сослужителями, где общая надежда, страх, радость, печаль, страдание, ибо общий Дух в общем Господе и Отце, зачем ты признаешь их иными, нежели себя? Зачем убегаешь, как насмешников, людей, одинаковых с тобою по обстоятельствам? Тело не может радоваться о повреждении одного члена, оно необходимо вместе с ним болезнует и печется об исцелении».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В Священном Писании будущий суд не разделяется на три стадии. Так, в притче о Страшном суде Христос учит: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других ( Мф. 25:31–32 ). Каждый лично услышит свой приговор, но в своем порядке: вначале праведники, потом грешники ( Мф. 25:31–46 ). Притчи о суде (о пшенице и плевелах, о неводе) также показывают краткость суда: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:41–43 , ср. ст. 49–50). Здесь нет разных стадий, каждая из которых продолжается сотни лет. Как видно, суд неразрывно связан с Пришествием и является единым действием Божественной воли и славы. Перед этим, каждый в своем порядке ( 1Кор. 15:23 ), люди воскреснут для будущего суда и полноты воздания от Бога. Воскреснут все и сразу, праведные и неправедные ( Деян. 24:15 ), но верные немедленно по воскресении мертвых и изменении живых восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе ( 1Фес. 4:17 ). Итак, суд не совершается только после нашей смерти или лишь в момент Страшного суда, но начинается и продолжается в течение всей жизни человека. Если христианин не пережил день Господень в своей жизни, если явственно не получил извещения об очищении грехов, то он еще не оправдан Богом 463 . Он как бы выступает соучастником приговора самому себе. В этом, а не в реабилитации перед ангелами и христианами, проявляется справедливость Бога. Вопреки лжеучениям адвентистов и порядку американского судопроизводства, последний суд совершается сразу над всеми людьми, без адвоката, присяжных и обвинителя, и мы сразу узнаем свой приговор: быть в вечности с Богом или без Него. Этот приговор – следствие всей предшествовавшей жизни человека. Учение о следственном суде адвентисты увязывают с другой своей важнейшей доктриной – о небесном святилище. 4.1.7. Доктрина о небесном святилище

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В суде будут участвовать святые ( 1Кор 6:2 ) и ангелы. Ангелы соберут избранных Его ( Мф 24:31 ), соберут из Его Царства «все соблазны и делающих беззаконие» ( Мф 13:41 ), отделят злых от праведных и «ввергнут их [злых] в печь огненную» ( Мф 13:49–50 ). Об участии апостолов в последнем суде Господь сказал: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф 19:28 ). На Страшный суд предстанут ангелы и люди. Согласно Священному Писанию, судимы будут не только люди, но и ангелы, которые отступили от Бога ( 1Кор 6:3 ). Апостол Петр говорит, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет 2:4 ). По словам апостола Иуды, Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд 1:6 ). Суд начнется с христиан, ибо, по словам апостола Петра, «время начаться суду с дома Божия» ( 1Пет 4:17 ). Нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы по закону совести, написанному в их сердцах ( Рим 2:14–15 ), то есть в соответствии с нравственным законом, который вложен в человека Посмертная участь нехристиан будет определена Богом и остается для нас тайной Божией. § 5. Ад и посмертные мучения грешников В Священном Писании для обозначения ада используются образы огня или тьмы. В Евангелии ад называется геенной Мф 5:22,29 ), печью огненной ( Мф 13:50 ), тьмой внешней ( Мф 8:12; 22:13; 25:30 ). Иисус Христос говорит о геенне как «огне неугасимом»: там червь не умирает и огонь не угасает ( Мк 9:43–46 ), там «тьма внешняя, плач и скрежет зубов» ( Мф 8:12; 22:13 ; Лк 13:28 ). В Апокалипсисе говорится: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» ( Откр 21:8 ). Эти образы указывают на состояние грешников, которое уподобляется страданию от огня или пребыванию во тьме. О том, где будет находиться ад, невозможно иметь ясного понятия на основании земного опыта.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Всяким родом зла нечистые духи улавливают людей в свои богоборческие сети, отравляя их грехами и пороками (см. 2Тим.2:26). Причем диавол, его ангелы и все их пагубные дела столь осязаемы, страшны и сильны в этом мире, что только Бог способен победить их и ниспровергнуть. Это и явилось причиной Боговоплощения и искупительного подвига Спасителя в мире сем, зараженном грехом и наполненном диавольскими кознями (букв. «о-диаволенном». — «Примеч. пер».): «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» (1Ин.3:8).    2. Происхождение диавола и его ангелов необходимо искать в них самих, в их свободном и добровольном отпадении от Бога как вечной Истины, Света и Блага. Всесовершенный и Всеблагий Господь и их сотворил светлыми, добрыми, и святыми, но они не захотели, любя Бога, устоять в добре, пребыть в истине и потому отпали от Бога, сделавшись ложью, злом и грехом. Об этом ясно говорят слова Спасителя грехолюбивым иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины». Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44). Это значит, диавол стоял в истине, был огражден истиной, и от него самого зависело, пребудет ли он в ней или нет; но он предпочел оставить ее и добровольно отпал от истины, ниспал из истины, в которой стоял, жил и обращался. Отпал он от Бога всем своим существом, так что в нем не осталось ни капли истины; поэтому он весь без остатка стал ложью и отцом лжи, всякой лжи на Бога и Божию истину на этом и на том свете (см. Откр.12:9—10; 2Фес.2:9). Безгрешный Господь сотворил диавола и бесов безгрешными Ангелами, но они, согрешив по собственной воле, выступили из Божией истины и Божия блага и пошли по пути горделивых скорбей и страданий, вводящих через Божий Страшный Суд в вечные муки и во вторую смерть. На это указывают слова святого апостола: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет.2:4). Об этом пишет и святой апостол Иуда: «Господь... ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных муках, под мраком, на суд великого дня» (церковнослав.: «Господь... ангелы, не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде», Иуд.5:6). Это значит: ангелы стали бесами, так как не сохранили своего первоначального состояния безгрешности, святости, истины, добра; они своевольно оставили свое жилище, свой Божественный дом истины, святости, правды, добра — и сковали себя тьмой зла, греха и лжи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вы пишете: " И какие еще доказательства вам всем нужны!!! Может, вы ждете Ангела с неба, а лучше сказать, камней и серы огненной!!!??? " Да, именно доказательств и ждут. Не Ангела с неба, как Вы пишете, но и не анонимных пока сообщений в живом журнале отца Андрея. Ждут подписанных конкретными людьми исков, официально переданных в Церковный суд. Это невозможная или неосуществимая просьба? Почему вот уже почти два месяца в Церковный суд не обращаются пострадавшие лица так, как это положено? Ведь совершенно очевидно, что по-иному каждый их конкретный вопрос не будет решаться, хотя бы просто потому, что таковы церковные правила. В чем затруднение? Обвинения, тем более столь страшные, пересуды, предположения, дискуссии в интернете не могут рассматриваться в качестве иска. И не отец Андрей должен подавать заявления в суд, а, пусть и с его помощью, но люди, готовые ответственно предстать перед судом как потерпевшие или истцы. О возможности такого обращения в суд и о том, как развивается, в частности, дело по Казани, читайте разъяснения официальных церковных лиц: С негодованием спрашивают также, почему мы разместили на сайте статью  диакона Владимира Василика ? Вопрос этот вызывает только недоумение: по этой логике выходит, что обвинить священника на весь мир в страшном грехе вполне можно, а защитить доброе имя друга дьякону Владимиру возбраняется? скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 1 августа 2017, 10:11 Предание огласке чужого греха есть грех! Тем более,если нет доказательств! Да даже если б они были, обличать может только тот,у кого сердце наполнено любовью к ближнему и только ради пользы того,кто согрешил!Но как сказал Господь? " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним:если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает,возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово.Если же не послушает и их,скажи церкви;а если и церкви не послушает,то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

http://pravoslavie.ru/68174.html

Выслушав сие, все ужаснулись и зарыдали. Святой повелел им умолкнуть и утешал их. В то время, как он беседовал с своим собором, пришли посланные от Феофилова собора, призывая Иоанна на суд, чтобы он дал ответ против возводимых на него обвинений. Находившиеся с Иоанном епископы чрез тех послов сказали Феофилу: — Не вызывай святителя, как Каин Авеля на поле, но явись к нам, чтобы оправдаться пред нами. Мы имеем письменные свидетельства о беззакониях, которые ты сделал. Итак, приди сюда, так как нас, собранных благодатью Божиею не для разорения Церкви, но для мира, гораздо больше, чем на вашем соборе. Святой Иоанн с своей стороны сказал послам: — Не могу идти к явным врагам моим. И не пошел. Призываемый на беззаконный суд во второй и в третий раз, святой угодник сказал посланным: — К кому я пойду? к врагам моим, или к судьям? Я готов стать пред судом всего мира, но при условии, чтобы вместе со мною судились и соперники мои, судьями же были иные. А теперь судьями моими являются мои враги, которые хотят не судиться со мною, но судить меня. На такой суд я не пойду. Но пусть соберутся из всех церквей епископы, — тогда и я предстану пред судом. Сказав это, он послал вместо себя трех епископов с двумя пресвитерами, чтобы они говорили за него. Собор Феофила, увидав Иоанновых послов и не давая сказать им ни одного слова, подверг их поруганиям, а на одного из них возложил те железные вериги, которые были приготовлены для Иоанна. Затем участники этого собора стали читать ложные обвинения, составленные в обличение невинного и чистого сердцем Иоанна, и, выставив лжесвидетелей, совершили над ним суд. Святой Иоанн в то время находился в патриаршей церкви со своими епископами, и обратился к ним с такими словами: — Велики волны, свирепо волнение, но мы не боимся потопления, ибо стоим на скале. Пусть пенится и ярится море, но оно не может сокрушить скалы. Пусть вздымаются волны, но Иисусова корабля они не смогут потопить. Скажите мне: чего нам бояться? смерти ли? Но «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил.1:21). Изгнания ли бояться, скажите мне? Но «Господня — земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Лишения ли имений трепетать? Но мы ничего не принесли в сей мир; очевидно, что ничего не можем и вынести. Словом, что есть в сем мире страшного, сего я не страшусь и всем, что имею, пренебрегаю. Я не боюсь бедности, не желаю богатства, не трепещу смерти, но молю, чтобы вы преуспевали в добре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010