Отец любит Сына. В этом мире Христос встречается с человеческой ненавистью и равнодушием. Но Ему неизменно дается утешение Отчей любви. Отец показывает Ему все, что творит Сам. Все, что творит Сын, совершается по водительству, по указанию Отца. И Он покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Дела большей силы, чем исцеление болящих. Он воскресит умерших. И Сам воскреснет из мертвых. Являя Свое равенство с Отцом, Христос выделяет те Свои дела, которые могут быть совершены только Богом. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Во власти одного Бога – воскрешать мертвых и давать им жизнь. Воскрешение мертвых никогда не было в ряду обычных явлений естества и даже не приходило кому-либо на мысль, изучающих возможности сил природы. Это дело чисто Божественной силы. У Христа – мудрость и держава как у Бога. Он имеет ключи ада и смерти. И Отец не судит никого, но суд отдал Сыну. Он благоволил совершить суд через Сына. Будучи нашим Творцом, Он может делать с нами все, как горшечник с глиной. Но мы видим Его безмерную милость. Бог во Христе примирился с миром и дал Своему Сыну власть приведения нас к вечной жизни. Книга жизни есть книга Агнца. Последний всеобщий Страшный суд предан Сыну Человеческому. Оттого что Он умалил Себя, став Сыном Человеческим, по воле Отчей, Он Господь всяческих. Будучи Сыном Человеческим, Он единосущен по естеству с теми, над кем Он поставлен. Христос часто называл Себя смиренно Сыном Человеческим, показывая, что Он – Начальник и Спаситель не одного только народа, а всего рода человеческого. Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Мы должны чтить Сына, исповедовать, что Он – Господь и поклоняться Ему. Мы должны воздавать честь Тому, Кто принял бесчестие ради нас. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Поношение Искупителя нашего – поношение Отца. В крестных страданиях Господа, говорят святые, участвуют все лица Пресвятой Троицы. «Всякий дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но от диавола». Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, – говорит Христос, – имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

http://pravoslavie.ru/3186.html

Сейчас это трудно понять, касательно внутреннего слова, потому что все услышат глас Судьи, поскольку все дела других людей станут известны как благочестивым, так и грешникам. Следовательно, Суд будет проходить в устной форме. Возражение 3 . Далее, Господь будет судить в Своем человеческом обличии, так чтобы быть видимым в теле для всех. Следует и то, что аналогично Он будет говорить голосом, чтобы все слышали Его. Отвечаю: Августин говорит («О граде Божием», 20), что книга жизни, которая упоминается в Откровении Иоанна Богослова ( Откр. 20:12, 15 ), «это Божественная энергия, которая заставляет каждого вспомнить хорошие и злые дела и распознать их в уме, с поразительной скоростью. Его знание обвиняет или защищает совесть, так что все и каждый будут судимы одновременно» («…и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»). Но если достоинства каждого обсуждались устно, все и каждый не могут быть судимы в одно и то же время/одновременно. Следует, что Суд не будет проходить в устной форме. Далее, приговор должен соответствовать пропорционально доказательству. Доказательства как обвинения так и защиты будут проходить в сознании/в уме, согласно Посланию к Римлянам св. апостола Павла ( Рим.2:15, 16 ) «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». Отсюда следует, что приговор и Суд в целом будут проходить мысленно/умственно. Отвечаю: невозможно прийти к определенному заключению о правдивости этого вопроса. Тем не менее, наиболее правдоподобное мнение, что Суд в целом, касается ли он допроса или обвинения грешников и оправдания праведников или относительно приговора и тех и других, будет проходить в уме. Поскольку, если поступки каждого человека будут произноситься устно, то это потребует невероятного количества времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Смотрите, что там происходило с Саулом. Саул действительно гонял царя Давида, он его хотел неоднократно убить. А были случаи, когда Давид мог убить Саула. Там были такие максимально удобные случаи. Но Давид так не делал. Он все время останавливался, он всё время говорил, что нет, я не подниму руку на другого человека, даже на врага. Это к слову о том, что многие считают, что Ветхий Завет жесток и учит ненавидеть врагов. Царь Давид любил своих врагов, он не поступал злобно. И здесь снова Давид просит честного суда: если я действительно был злым, то пускай совершится суд Божий. 7–10 стих. Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, — сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту. Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! «Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал». Гнев. Почему Давид просит, чтобы Господь восстал во гневе? Гнев — это эмоция, и Давид хочет, чтобы Господь показал Себя в Своей силе, в Своем неистовстве против греха. И поэтому такое воззвание: восстань, воскресни, покажись, соверши Свой суд, я хочу этого суда. На самом деле сейчас говорят о конце света и очень боятся конца света, рассуждают о том, как страшно будет в конце света, очень много книг о пришествии антихриста, все это есть. Действительно, конец света — страшная вещь. Но когда читаешь Апокалипсис, последние слова Апокалипсиса — вообще последние слова Библии звучат так: Ей, Господи, гряди, Церковь ждет! На самом деле Церковь ждет пришествия Христа, потому что в этот момент все прекратится. Бог поставит точку греху. И вот поэтому «восстань, Господи, суди во гневе». Церковь ждёт суда Божиего. Человечество не погибнет, человечество пройдет через суд, пройдет через преображение и воскресение мертвых. И тогда будет все по-другому.

http://azbyka.ru/audio/psaltir-2.html

Ст. 30–31. И ты прореки к ним все слова сии и скажи им: Господь с высоты возгремит (или даст ответ), и из жилища святаго Своего подаст глас Свой. Страшно гремит Он на красу свою (или ответит на место свое); как возбудительный крик топчущих в точиле проносится на всех жителей земли. Проходит звук (или погибель) до концов (или на часть) земли, ибо у Господа суд с народами; Он судится со всякою плотью; нечестивых Я предал мечу, говорит Господь. Сначала изложим то, что содержит в себе прямой смысл перевода. Прореки, говорит, всем народам и скажи, что Господь гремит с высоты, т. е. обнаруживает признак гнева Своего, согласно с написанным: лев возревет и кто не убоится; Господь Бог глагола, и кто не проречет? ( Ам. 3, 8 ). И из жилища святого Своего даст голос Свой, –чтобы устрашить всех слушающих. Возгремит же Он на красу свою, т. е. на храм. Когда же Он возгремит, то раздастся звук подобный возбудительному припеву топчущих в точилах, во взаимном кровопролитии раздастся плачевная песнь, что Симмах перевел χατληγμα, а Акила ασμν. Звук этого крика или песни пройдет до концев земли, ибо у Господа суд с народами. Если же есть у Господа суд с народами, то есть и различные заслуги народов (Ос. гл. 4). К изъяснению этого места, по мнению некоторых, служат слова не веруяй уже осужден есть ( Иоан. 3, 18 ). Осужден конечно за то, что не уверовал; но и сами неверующие подвергнутся различным один от другого наказаниям. Бог судится со всякою плотию, так что никто не отходит без суда. Нечестивых же, то есть тех, кои не веруют Господу, предаешь мечу вечному. Аллегорические толкователи, сообразно с LXX, объясняют это место так, что явную угрозу Господа понимают в добрую сторону. Господь, говорят они, с высоты даст ответ, – то есть, тем, коих Он имеет спасти. И от места святого Своего подаст глас Свой, – ответит словом на место Свое. А они, как собиратели винограда исполненные плодов, на приговор Его ответят: придет погибель на всех жителей земли, – не на всю землю, а на часть земли, т. е. на землю неверующих. Будет суд над народами, и Он будет судиться со всякою плотию. Нечестивые же будут преданы мечу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

СТРАШНЫЙ СУД Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда... Как же мы будем иметь смелость стоять на суде потому только, что пребываем здесь в любви? Так что кто пребывает в любви, тот и здесь в Боге пребывает, а Бог знает сущих Своих, которые, в свою очередь, имеют свидетельство сами в себе, что они – Божии. Как же не иметь дерзновение в день суда тому, кто имеет любовь здесь ко всем. «Потому что поступаем в мире сем, как Он» ( 1Ин. 4:17 ). Потому мы будем иметь смелость на Суде, что, тогда как мы подвизаемся в этом мире и выражаем свою любовь к Нему и к людям, Он – также в этом мире – присущ нам, видит все наши дела, мысли и чувства. А Он – будущий Судия наш. Мы исполняем Его заповедь, мы любим Его и своих братий – чего же нам бояться суда Его? И тогда с нами будет Он же, как и теперь (2). Мы знаем, что будет суд Страшный, на котором воздано будет каждому по делам; несмотря на то, мы ведем себя здесь так недостойно, как будто нам и не придется никогда давать отчета в своих поступках; мало того, как будто мы вовсе не знаем, что каждый из нас всем существом своим должен стараться делать добро, быть предан истине и иметь чистоту и любовь, будто мы забываем, что от суетного жития нашего небесная правда и святость избавила нас «не тленным серебром или золотом... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18, 19 ), Который изъявил готовность перед Отцом Своим Небесным искупить нас от греха и смерти прежде, чем получил начало этот видимый мир, хотя и явился в последнее время (2). Смотри, человек жесткий и грубый душою, плотяный, каменный, человек с нераскаянным сердцем! Ты собираешь беду на свою голову. Рано или поздно ты помрешь; за смертью тотчас тебя ожидает праведный суд величайшего Судии, а потом, тоже, по всей вероятности, не через весьма продолжительное время, и Страшный всеобщий суд, великий день гнева и откровения праведного суда Божия всему миру. Что станешь ты делать тогда, где ты будешь? Я боюсь за тебя, несчастный: и представить страшно этот величайший во времени день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Судьи, зорко следившие за каждым шагом Христа, осведомлены были о таком учении Его, и однако ж не привлекали Его к законной ответственности, а теперь осуждают Его за то на смерть. «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук», сказал им Иисус в саду Гефсиманском ( Лк. 22:53 ). Не поднимали рук на Иисуса потому, что раньше Христа так говорил о Христе еще пророк Даниил (7 гл.). Не поднимали рук, не смотря на то, что Христос, постоянно называясь Сыном человеческим, явно и открыто прилагал к Себе пророчество Даниила. Но почему же теперь осуждают Христа на смерть за такое раскрытие пророчества Даниила? Ответ на это дал Сам Христос в саду Гефсиманском: «теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк. 22:53 ). В их осуждении открывается действие «власти тьмы». Страшное предостережение им и грозный приговор: исполняя действие власти тьмы, они тем самым подвергают себя и вечному осуждению вместе с ней. Произнося смертный приговор над Сыном человеческим, они уже слышат из уст Его и свой собственный приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Судьи, исполняя, таким образом, над Христом, со всею точностью все пророчества о Христе, утверждают тем самым непреложность исполнения и всех пророчеств Христа о Себе и всем мире. Раз исполнилось с буквальной точностью то, что говорили пророки о Христе, то с большей несомненностью исполнится и все то, что говорил Христос о Себе и судьбе всего мира. Одно ручается за другое: потому что одно заключается в другом, как в семени будущий плод. И если семя взошло, то и плод явится в свое время. Но пойдем дальше за Иисусом в преторию Пилата и на Голгофу. Суд Каиафы и Синедриона кончен. Но что это за суд, – мы обобщим его словами поэта: Суд людей – и жесток, и суров, Суд Христа – милосерд и правдив; Без любви и без правды основ Человек лицемерен и лжив. Сила в правде, а правда – в любви, А любовь – в неземной чистоте! Все греховное – в тьме и в крови, Все святое – в мечтах о Христе!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Также весь стих приложим к евангельским событиям: « " Жезл силы» – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. «От Сиона» – послан Крест, ибо там Единородный принес Себя в жертву. «Господствуй посреди врагов Твоих» – пророчество: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками» (ПсСвОт). Пс.109:5             Владыка одесную Тебя,                         Он поразит в день гнева Своего царей. «Владыка» адонай – имя Божие. «Одесную Тебя» – «Если Сын по правую руку Отца [»седи одесную Меня»; выше, ст.1], то, как говорится также, что Отец по правую руку Его? «Одесную» здесь не означает какого-либо места, но – единение Сына с Отцом и совершенное равенство» (ПсСвОт). Лица Божественной Троицы – равночестны (между Ними нет субординации). «В день гнева» – в день Суда. У Бога суд и милость – одно ( Пс.62 /61:12,13). Приближение Божье кто-то ощущает как милость и дар, кто-то – как гнев, суд, поражение. «Поразит царей» – все основы земного правления изменятся с Пришествием Мессии 546 . Пс.109:6             Он будет судить народы, наполнит [землю] трупами 547 … «Будет судить» дин – это суд милости и заступничества ( Пс.7:9 ). От суда заступничества (дин) отличается обычный суд шафат. Те, кто на обычном суде судит превратно, будут обычным судом судимы – от Бога. «Бог… среди богов судит (шафат): доколе будете судить (шафат) превратно?» ( Пс.82 /81:1,2). Все народы с Пришествием Мессии будут судимы заступнически, кроме тех, кто судил превратно в Израиле. «Он наполнит трупами» – как это совместно с судом милости и заступничества? Перед распятием Иисус сказал: «дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо вот, приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» Ибо если с зеленеющим (влажным) деревом это творят, то с сухим что будет?» ( Лк.23:29–31 ). Сказанное относится и к разрушению Иерусалима, и к Страшному Суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Умирает он по телу, душа же его безсмертна. По разлучении с телом для нее начинается новая, вечная жизнь, блаженная или бедственная смотря по тому, какова была жизнь ее на земле, богоугодная или богопротивная. Кто что посеял здесь, то пожнет там. «Сеющий в плоть от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). — Участь каждого в жизни загробной решается вслед за смертию на суде частном: «лежит человеку единою умрети, потом же суд» (Евр. 9:27). Суд частный так называется в отличие от суда всеобщего или всемирнаго, который совершится над всеми людьми в последний день мира по воскресении мертвых. На том и другом суде всем и каждому будет воздано по делам его, с тем различием, что после частного суда мздовоздояние будет неполное: души, разлучившись с телами, не чувствуют ни совершеннаго блаженства, ни совершенного мучения; совершенное блаженство и совершенное мучение ожидает каждого по общем воскресении, когда душа соединится с телом, и когда каждый приимет воздаяние за все, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5:10).    Как совершится всемирный суд, мы знаем из писания, особенно из Евангелия. Сам Господь Иисус Христос, праведный Судия, открыл нам, что Он во славе, окруженный сонмами ангелов, снидет на облаках с неба на землю, повелит предстать пред лицем своим праведных и грешных, поставит одних одесную престола Своего, других ошуюю, одних наречет благословенными Отца Своего и даст им наследие Царства небеснаго, других наречет проклятыми и отошлет в огонь геенский, уготованный диаволу и ангелам его. Все это о всемирном страшном суде известно из писания; но как произойдет частный суд, Священное Писание не излагает. Нам известно только образное представление этого суда, основанное преимущественно на предании. Оно содержится в учении о мытарствах, издревле существующем в православной Церкви. Сущность учения о мытарствах состоит в том, что каждый человек по разлучении души с телом в качестве подсудимого будет давать отчет в том, как он себя вел во дни земной жизни, как относился к обязанностям благочестия и добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Учение Павла о естественном законе имело громадное влияние на развитие христианской мысли. Оно нашло отражение в трудах отцов Церкви, богословов Средневековья и последующего периода. Мы не можем на страницах настоящей книги входить в детальное исследование представления Фомы Аквинского о естественном законе как отражении вечного божественного закона в человеческом разуме, равно как и споров о естественном законе, развернувшихся в эпоху Реформации. При всей важности и увлекательности этих тем, их изучение увело бы нас слишком далеко от основной цели нашего труда. Ограничимся лишь констатацией того факта, что своим учением о естественном законе Павел заложил основы для целых направлений мысли. Споры вокруг этого учения вспыхивали в разные эпохи, продолжаются они и поныне. Излагаемое Павлом учение о Страшном суде отражает веру древней Церкви, основанную на словах Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других...» ( Мф. 25:31–32 ). Как мы отмечали в другом месте, 82 по учению Иисуса на суд предстанут «все народы»: израильский народ никак не выделен из общей массы судимых, что противоречит представлениям книжников и фарисеев о богоизбранности этого народа. Событие Страшного суда представлено как универсальное, относящееся ко всем людям без исключения. В то же время это суд не над народами, а над индивидуумами. Каждый предстает перед Судией в личном качестве и даст ответ за свои собственные дела – добрые и злые. Павел в Послании к Римлянам излагает то же самое учение, однако считает нужным специально подчеркнуть, что язычники предстанут на суд Божий. Этот суд будет осуществляться «через Иисуса Христа», только иудеи будут судимы по закону Моисееву, а язычники – по закону совести, написанному в их сердцах. 3. «Какое преимущество быть Иудеем?» (2:17–3:20) «Не тот Иудей, кто таков по наружности» Изложив свое понимание естественного закона, Павел затем переходит к осмыслению значения закона Моисеева. До своего внезапного обращения ко Христу он был лютым гонителем Церкви, и его ненависть к новому учению была мотивирована ревностным следованием «отеческому закону» ( Деян. 22:3 ). Обращение к вере во Христа стало катализатором полного пересмотра всей системы ценностей, на которой Павел ранее строил свою жизнь. Это касалось и Моисеева закона: Павлу необходимо было заново определить свое отношение к нему, поскольку, во-первых, из гонителя Церкви он превратился в ее ревностного адепта, а во-вторых, осознал свое призвание проповедовать язычникам. 83

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Четверг . Мф, 54 зач., 13, 36—43 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя — есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! Мы слышим притчу о Царстве Небесном. Она раскрывается в рассказе о человеке, который посеял доброе семя на своем поле, но, пока он и его работники спали, приходит враг и сеет плевелы среди пшеницы. Слово «плевелы» может означать сорняки, которые трудно отличить от пшеницы до созревания: сходство, кажется, идет до самой глубины, даже корни этих двух растений переплетаются. Мы стоим перед непостижимою тайной добра и зла, которую мы можем разрешить только в даре свободы. Откровение говорит нам, что вся история человечества развертывается на границе видимого и невидимого, в устремленности нашей к свету, который мы призваны познать из смертного своего падения. В сегодняшнем Евангелии Господь дает нам всеохватывающую картину. Сеятель — это Сын Человеческий. Доброе семя означает сынов Царства, плевелы представляют сынов диавола, враг — сам диавол, жатва — кончина века, и жатели — Ангелы. Смысл притчи предельно ясен. Ученики Христовы ждали, что с пришествием Господа в мир будет Последний Суд, и завершится это, кажущееся бесконечным, противостояние между добром и злом. «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» — вопрошают они воскресшего Христа, но Господь говорит, что Царство Его уже приходит. Однако Страшный Суд откладывается. Когда наступит Суд, разделение будет полным, и судьбы сынов Царствия и сынов диавола совершенно определятся. Но пока Царство открывается, и Последний Суд не происходит.

http://moral.ru/седмица-6-я-по-пятидесят...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010