Дальше Писание говорит: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Есть такое понятие «Страшный суд». Суд – категория юридическая. Слово «суд» встречается в Евангелии и в Откровении Иоанна Богослова, и это есть образ. В сегодняшнем чтении как раз и говорится, в чем этот суд состоит. Не Бог, восседая на судейском престоле, говорит: Я тебя осуждаю за твои злые дела, и ты пойдешь во тьму кромешную; а тебя Я прощаю, ты иди в жизнь вечную. Нет, это делает сам человек – он сам себя судит своим собственным выбором. Когда Христос пришел на землю, Он сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч». В греческом языке, на котором написан Новый Завет , слово «меч» означает и «разделение». Весь мир разделен Христом. Каждый человек, каждый народ стоит перед выбором, принять Христа или отвергнуть. И каждый либо Его принимает, либо Его отвергает – другого нет. Если любой непредвзятый человек прочтет Евангелие, он прекрасно поймет, что оно требует от него сверхъестественной нравственности, но не все на это способны. Новый Завет совсем не для всех – это для избранных, это для мужественных, ответственных и сильных людей. Поэтому путь в Царствие Небесное очень узкий, а путь в погибель очень широкий. Евангелие обращено к каждому и ко всему миру, но совсем не каждый примет слово Божие. Наоборот, весь мир отошел от Христа. Мы живем в конце двадцатого века, когда уже все народы, и даже наш народ, русский, Русь Святая, отвергли Христа совершенно, во всей полноте. Сохранился только малый остаток тех, которые Христа принимают и хотят учиться исполнять Его волю, хотят Царствия Небесного достичь. Основная масса людей желает пожить здесь, здесь обрести определенное количество суррогатов, которые заменят им блаженство; временную жизнь они предпочитают жизни вечной. Но и из тех, кто ходит в храм, и читает Священное Писание , и пытается утром и вечером молиться, совсем не все принимают Христа. Большинство из нас с вами принимают Его только умозрительно, потому что палец о палец не ударяют для того, чтобы исполнить волю Христову; неизвестно на что надеются и не исполняют ни одной заповеди; ходят в церковь – но никакого исправления жизни, никакого желания действительно сделать шаг навстречу к свету, движения никакого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Для верующих в Сына Божия нет и не будет суда, а над неверующими он уже произнесен, или лучше сказать, своим неверием они сами на себя произносят осуждение, потому что не уверовали во имя Единородного Сына Божия. – Сказано не просто: в Единородного Сына, а вο имя. Сказано так потому, что в этом мире не все видели своими глазами Единородного Сына Божия ( 1Ин.3:2 ), но должны слышать Его в слове. И вот кто, слыша это, не верует вο имя Сына Божия, тот уже потому самому, что не верует, является осужденным. День страшного суда не принесет ему в этом отношении ничего нового. На страшном суде за свое неверие он будет не только обвинителем самого себя, но и своим судьею. Поэтому состояние неверующего в этой жизни ничем не лучше состояния людей уже осужденных и преданных наказанию. Прекрасно поясняет эту мысль свят. И. Златоуст. „Как убийца, говорит он, хотя бы и не был осужден приговором судьи, уже осужден по самому свойству своего дела; так и неверующий. И Адам умер в тот самый день, в который вкусил от древа; таково было определение: в он же аще снесте от древа, смертию умрете ( Быт.2:17 ). Но он еще жил и после этого: каким же образом он умер? И по определению Божию, и по свойству своего поступка. Кто сделал себя повинным наказанию, тот находится под наказанием, хотя еще не на самом деле, a по определению». Итак, хотя Мессия – Христос и послан был от Бога не для суда над миром, а для спасения; но с пришествием Его открывается решительный суд над неверующими в Него. Ст. 19. Сей же есть суд, яко свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тму, неже свет: беша бо их дела зла. Суд, о котором говорит здесь Господь, „не внешний, мирской, но внутренний – суд совести. В том и есть суд, что свет пришел в мир». Солнечный свет нестерпим для больных глаз, тем более нестерпим свет духовный, свет Христова учения для людей с сожженною совестью. Такие люди любят больше тьму, чем свет; они предпочитают оставаться во тьме заблуждений, нежели просвещаться светом истины Христовой. „Говоря так, пишет один из наших экзегетов, Господь, несомненно, имел в виду ближайшим образом современный Ему иудейский народ, большинство которого не хотело признать в Нем явившегося света мира; но истина этих слов вполне оправдалась также, и оправдается, как известно, и над всем человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ин.5:23 .  дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Но суд для Христа не был главным Его делом (ср. Ин.3:17 ), а только сопровождающим Его спасительную деятельность. Поэтому если здесь речь идет о почтении, которое люди должны иметь к Сыну, то это почтение должно основываться, конечно, прежде всего, на признании значения Сына как Спасителя всех людей. Сына люди должны чтить так, как они чтят Отца. Не только благочестивые люди, не знавшие, однако, доселе Сына, должны, узнав Его, перенести на Него то почитание, какое они доселе оказывали только Богу, но и неверующие во Христа иудеи, которые полагали, что, отрицая Сына, они воздают этим честь Богу ( Ин.8:49 ), могут под влиянием чудес, совершаемых Христом, уверовать в Него, особенно когда увидят, как Сын воскрешает мертвых (ср. Ин.12:42 ). Кто же будет упорно отказывать Сыну в подобающем Ему почтении, тот должен знать, что этим он будет оскорблять и Отца, Который послал Сына: нельзя в одно и то же время быть и почитателем Бога, и врагом Христа. Ин.5:24 .  Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Воскрешение мертвых Христос отчасти совершает уже и теперь. Есть немало людей мертвых духовно ( Мф.8:22 ; Откр.3:1 ). О них Христос и ранее говорил, что Он послан оживлять их ( Ин.3:14–18, 4:10–42 ). Теперь же Христос говорит, что они не только в переносном смысле мертвы, а на самом деле пребывают в состоянии смерти и только тогда могут восстать от этого смертного сна, когда уверуют во Христа, пойдут за Ним. Очевидно, что Христос не полагает различия между телесной и духовной смертью: ненормальное душевное и физическое состояние – такое же, в какое повергает человека и телесная смерть. С другой стороны, и вечной жизнью уже здесь, на земле, обладает тот, кто принял с верой учение Христа, и такую жизнь этот человек сохраняет уже навсегда (ср. Ин.4:14, 36 ). Из области смерти человек таким образом переходит в область жизни, а в силу этого освобождается и от всякого суда ( «на суд» – ες κρσιν, без артикля) и от того суда, который навлекает на себя сам неверующий своим неверием ( Ин.3:18 ), и от суда последнего, которому подвергнется все человечество по воскресении мертвых (стих 29). Впрочем, освобождение от последнего суда нельзя понимать как совершенное освобождение от обязанности являться на последний страшный суд. Нет, все люди, и верующие в том числе, будут судимы ( Мф.25:33–34 ), но для праведников, верующих во Христа, этот суд не будет иметь такого ужасающего значения, какое он будет иметь для неверующих ( 2Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:22-23 )!… Мы ели и пили пред Тобой, — заговорят другие, - и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды ( Лк.13:26-27 )! идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Решение безвозвратное! И пойдут сии в муку вечную (ст. 46)… Братья! Мы прислушались к словам этим и не разумеем их истинного, ужасного смысла. И пойдут в муку вечную… Рассудок отказывается от уразумения плачевной вечности, воображение теряет образы для представления ее мучений. Есть болезни, при которых секунды считаются часами, минуты — днями, так они мучительны и страшны! Но подобного той, адской, болезни мы ничего здесь не испытали и испытать не можем. Господь описал ее под образом вечного горения. Довольно и этого. Дух трепетно мятется, язык сохнет и гортань пламенеет при живом представлении беспредельного огненного моря, в котором глубоко-глубоко… отовсюду палимые, отовсюду заглушаемые… в мраке, в шуме, в страхе, в тоске, в замирании, в беспрестанном ужасе, изнывая и истаивая… с воем, стоном, с воплем, со скрежетом будут страдать. Боже мой! Кто же?.. И не будет смены часов, дней, лет и тысячелетий! Одна страшная, неослабная, безнадежная, бесконечная, вечная мука!… Страшный суд! Страшный суд! Но что же вы трепещете, любящие Бога и верующие в Иисуса? Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ). Христиане! Сам Господь утешает и ободряет нас. Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ), — сказал Он смущенным ученикам после того, как возвестил о грядущем суде Своем. Не для всех последний суд будет судом страшным. Найдутся люди (дай Бог, чтоб их было как можно больше!), для которых последний суд будет судом вожделенно-радостным. Тайновидец говорил, что он зрел духов, которые просили у Бога откровения суда Его. То были души мучеников, убиенных за слово Божие ( Откр.6:9 ), которым суд Божий нес вечное, нескончаемое блаженство. Но что такое и каждый истинный христианин, как не мученик за слово Христово? Для последователя. Иисуса везде гонения, везде мучители! И день пришествия Христова должен казаться ему днем радостнейшего избавления от врагов его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

О бесконечном царствии Христовом предсказывали еще ветхозаветные Пророки (например, Даниил – 7:13, 14, 27). Затем, при самом благовестии о рождении Христа Спасителя от Преблагословенной Девы Марии, Архангел Гавриил возвестил Ей: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ) 207 . У Отцов Церкви не оставлено и это место без объяснения. Так, например, блаж. Феофилакт говорит на это место следующее: «Слыша о престола Давидовом, не подумай о царстве чувственном, но разумей о божественном, которым он воцарится над всеми народами божественной проповедью. Дом Иакова суть уверовавшие как из евреев, так и из других народов» 208 . Слова: во веки; не будет конца – понятно само собою –показывают на то, что Иисус Христос есть единственный вечный Царь, имеющий царствовать во веки. Из описания, какое дает нам слово Божие о будущем пришествии Христовом, будущем суде Его, а равно и о бесконечном Его царствии, сами собою вытекают ответы и на дальнейшие вопросы настоящего урока. И – Во-первых: " будущее пришествие Христово , – как говорит Катехизис, – будет не таково, каково было первое, но весьма различное от прежнего. Пострадать за нас Иисус Христос приходил в уничижении, а судить приидет с силою и славою великою, и все святые Ангелы с Ним (Мф, 25:31)». Во-вторых: суд будущий будет «всеобщий»: все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Что касается тех, которых пришествие Христово застанет живыми, то и они все присоединятся к воскресшим из мертвых и предстанут на суд. Апостол говорит: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…  Итак, – заключает, – братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен в Господе ( 1Кор. 15:51, 52, 58 ). Он же говорит: всем нам должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить, соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5:10 ). Как суд всеобщий, будущий суд потому самому будет, в частности, суд торжественный, суд страшный, суд последний и решительный 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Он явится как грозный Судья, как строгий ревнитель Своих законов, явится для того, чтобы одних наградить, а других наказать ( Мф.25:31–46 ). «И небо и землю, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – призовет Он быть с Ним на Суде, все предстанут со страхом и трепетом. И Небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут перед грозным Судьей, Который придет, сопровождаемый ужасом и смертью». На Суд предстанут все люди, живые и мертвые, добрые и злые, не только христиане, но и неверующие во Христа. Тогда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). Этот суд коснется и падших духов, которых, по свидетельству апостола, Бог не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Таким образом, Суд будет всеобщим. Господь будет судить все дела людей, и добрые и злые, совершенные в течение всей их жизни ( 2Кор.5:10 ; Рим.2:6 ), все их слова ( Мф.12:36–37 ), все мысли, намерения и самые сокровенные желания ( 1Кор.4:5 ). Будут судимы и такие дела и слова, которые совершили другие, но в которых мы приняли участие своим согласием, советом, одобрением, повелением, помощью, молчанием ( Мф.18:6–8 ). «Каждый увидит, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – перед собой свои собственные дела, и добрые и худые, какие кто совершил. Ни один сердечный помысел не останется там не открытым, ни один взор очей не избежит Суда. И постыдное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено перед праведным Судьей, Который сокровенное осудит открыто». Святитель Иоанн Златоуст учит: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд мы подвергнемся наказанию, дадим отчет за каждое праздное слово, и для смеха сказанное, за злоречье, за пьянство, а равно и в добрых делах – за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох – получим награду». Итак, все будут судимы по заслугам, и Суд будет нелицеприятный, строгий и страшный, потому что совершится по всей правде Божией, и только по одной правде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Подвергали «заклятию» ( νθεμα – херем) для поголовного истребления целые «города, мужчин и женщин и детей, не оставляя никого в живых» ( Втор. 2:34, 3:6 ), даже «многочисленные народы» ( Втор. 7:1, 2 ) и колена Израильская ( Суд. 21:11 ). Такое заклятие практиковал Ездра, по возвращении из плена Вавилонского. В его книге мы читаем: «И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтобы они собрались в Иерусалим; а кто не прийдет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев» ( 1Езд. 10:7, 8 ). С распространением христианства анафематствование в синагогах направлено против христиан и вошло в ежедневную практику. По свидетельству Иустина Философа и других отцев церкви, «Иудеи в своих ежедневных молитвах произносили проклятия на христиан» 94 . Мы видим теперь, что право отлучения от синагоги – это страшный бич в руках Синедриона, которым он деспотически держал в тяжелом рабстве весь народ. И это обстоятельство уяснит нам то, почему народ так быстро переменил свое торжественное «осанна» на кровавый безумный крик «распни, распни Его!.. кровь Его на нас и на чадах наших!» Мы поймем теперь, как «первосвященники и старейшины», которые «боялись народа... убить Иисуса в праздник при народе», могли «возбудить народ – просить Варавву, а Иисуса погубить» ( Мф. 27:20 ; Лк. 22:2, 6 ; Мк. 14:1, 2 ; Мф. 26:3 ). Синедрион собрался на суд, но этот суд поражает нас небывалой еще в истории своей несообразностью и необъяснимым противоречием. Обладая всемогущей властью и держа презираемый им народ ( Ин. 7:49 ) в деспотическом рабстве, он боится народа, чтобы открыто судить Иисуса ( Лк. 22:2, 6 ; Мф. 26:3 ; Мк. 14:1, 2 ). Пользуясь неоспоримым авторитетом власти, он собирается ночью, подобно разбойникам, на тайное совещание о выполнении своего злого дела. Он ждет первых лучей солнца, чтобы начать суд, боясь нарушить букву закона, запрещавшего судить ночью, и в то же время не боясь пролить невинную кровь своего Мессии. Он открывает суд над Тем, Кого уже давно осудил на смерть ( Ин. 11:53, 57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

подобает и судимого, какова жизнь его : безупречен ли, не держит ли долго благочестив ли и гостеприимен, , целомудрен ли и чист от лжи, всегда ли воздерживается от всякого лукавого дела; -П ибо блажен тот, кто испытан будет и достойным окажется. Ведь человек непроверенный, сказано, ненадежен у Бога. А проверенный на ложь скажет сам так же: «Ты видел, Господи, не умолчи» ( Пс. 34:22 ),/216в «ибо восстали на меня свидетели неправедные» ( Пс. 26:12 ) и солгали неправду себе. Б514 П- Посмотрите и на суд простых властью которого, (как) мы видели, приводят и прелюбодеев, отравителей, разбойников, и начальники, получая И347 от приводящих обвинения против них, спрашивают злодея: «Так ли говорят?» Если злодей говорит и признается, то его не сразу предают наказанию, а в продолжение многих дней ведут расследование, советуясь, сомневаясь и проверяя. И затем тот, кто должен принять на себя , воздев руки к солнцу, перед всеми свидетельствует, что он неповинен в крови/216г этого человека. А ведь они язычники и безбожники -П и учителем имеют только природу. А вы, знающие Бога, «испытующего сердца и утробы» ( Пс. 7:10 ) и «разумеющего все дела наши» ( Пс. 32:15 ), тем более должны с великим испытанием праведный суд судить, ибо суд – Господа, «Который воздаст каждому по делам его» ( Рим. 2:6 ). Поэтому- Соломон ясно наставляет и предсказывает, говоря: «Слушайте и внимайте, все обладатели множества людей: от Господа дана вам власть, и сила – от Вышнего, который исследует ваши дела и помыслы испытывает. Так как вы, служители Его Царства, не судили справедливо и не соблюдали закона не/217а по воле Божьей поступали» ( Прем. 6:1–4 ), – «страшное и скорое придет на вас испытание, так как Б515 немилостив суд над владыками. Ибо меньший примет помилование, сильные же сильно будут испытаны» ( Прем. 6:5–6 ). И Господь сказал: «Кому мало дано, мало и спросят с того, » ( Лк. 12:48 ). И великий Исидор сказал: И- Судьям над делами подобает быть зоркими и очень внимательными при беспристрастном и нелицеприятном обдумывании, расследовании и решении, ибо Господень суд, – чтобы они, обращая внимания на силу говорящих и слов, смогли проникнуть в самую глубину мыслей и оттуда, после полной/217б проверки и испытания, не спеша и не торопясь, но с долготерпением и беззлобием, уловив, извлекли истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поистине Царство Божие будет яко на небеси, и на земли – и на земле, как на небе (Мф. 6, 10). Перемены произойдут не только на уровне религиозно-этическом, но и на космическо-физическом уровне. По представлениям святого Феофила Антиохийского, блаженная будущность, ожидающая праведных, не есть повторяющееся однообразие, напротив – великое многообразие . Но прежде чем мы войдем в этот удивительный мир, мы должны будем вкусить и последнюю «епитимию» – смерть. Сказано: Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 23). О Последнем Суде Страшный суд На Страшном Суде, страшном не только для грешников, но и для праведников и даже для Ангелов, каждый содрогнется и испытает тревогу. Сказано: Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов. 4, 18). Но! И этот последний суд не без милости оказавшему милость! И что поражает больше всего в том, как Христос ведет Страшный Суд, так это то, что Он не рассматривает никаких галахических (законодательных), теологических (вероучительных) и обрядовых вопросов, не касается масоры (предания и системы истолкования Писания) . Все строится на оценке активной социально-значимой жизненной позиции или ее отсутствии (проявление или не проявление деятельного милосердия). Главная тема и акцент Страшного Суда – это и есть МИЛОСЕРДИЕ и справедливость, значит, и Суд этот страшен именно для немилосердных . Здесь и выясняется, что Господь Иисус Христос есть Мессия алчущих, жаждущих, бездомных, инвалидов и заключенных и тех, кто им помогает, – это и есть Его настоящее стадо («овцы»). Все остальные не принадлежат к Его стаду, поставлены слева от Него («козлы»). Но милосердие понимается в словах Христа не как гуманитарная помощь нуждающимся, но как подлинная СПРАВЕДЛИВОСТЬ, то есть деятельное и даже наступательное МИЛОСЕРДИЕ, ниспровергающее ханжество и лицемерие лжегуманизма. Сказано: …суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13); и еще: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

http://pravoslavie.ru/109054.html

Признание в жизни вечной Если мы исключим из нашего сознания перспективу вечной жизни, если мы признаем за реальность страшный миф о том, что вечной жизни не существует, то вся история превращается в бессмысленность, у которой нет предназначения, потому что не может быть предназначением истории более счастливая жизнь следующего поколения. Такого не бывает, потому что в каждом поколении — свои герои, свои мученики, свои пророки, свои великие люди, и очень часто большинство из них неведомы нам, но ведомы Богу.      И как те ветхозаветные праотцы и отцы, свидетельствованные верой, не получили обещанного, так и ныне живущие или нам предшествовавшие люди часто не получают признания в следующих поколениях, но все они получают призвание и признание в жизни вечной. И если бы не было вечной жизни, то не было бы никогда полной и абсолютной справедливости, потому что по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию люди не могут выносить праведный суд об истории. Только Бог выносит этот праведный суд, и в Его Царство вступают герои духа, святые подвижники, — и те, о ком знали и, быть может, забыли, и те, о ком никто не знал и не помнил. В вечности осуществляется высшая Божественная справедливость. И когда мы пытаемся оценивать прошлое, выносить свой суд, в том числе о событиях столетней давности, мы должны помнить, что всякое человеческое суждение условно. Оно ограничено возможностями человеческого разума, человеческой памяти, оно ограничено теми данными, которыми люди располагают. Но есть Божий суд, как сказал великий поэт. Этот Божий суд являет абсолютную справедливость, и в этом суде является слава тех людей, которые жизнью своею утвердили веру, утвердили великие нравственные принципы. Из слова по окончании Литургии 1 января 2017 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, в храме Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах в Москве. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Каржавин 2 января 2017, 20:19 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

http://pravoslavie.ru/99893.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010