Сребролюбие есть корень зол. И если имеющий один порок лишается славы, то куда станет носящий в себе этот корень? Раб денег не может быть истинным рабом Христовым. Сам Христос открыл, что это – дело невозможное: " Не можете, – сказал Он, – служить Богу и маммоне»; и еще: «Никто не может служить двум господам» ( Мф. 6:24 ). Они повелевают противное: Христос говорит: щади бедных, а маммона внушает: отнимай и то, что они имеют; Христос говорит: истощай свое имение, а маммона внушает: бери и то, что у них есть. 6. Видишь ли ты противоположность? Видишь ли борьбу? Хотите ли, покажем, как нельзя повиноваться обоим, но одного должно презреть? Или не нужно говорить? Как? Не видим ли на деле, что Христа презирают, а мамону почитают? Замечаете ли вы, как даже слова эти противны? Не тем ли более дела? Но в действительности это не кажется нисколько противным, потому что нами обладает страсть. Душа, хотя немного освободившаяся от страсти, пока находится в таком состоянии, может судить правильно. Но, поддавшись опять страсти, будучи одержима горячкой, и услаждаясь предметом страсти, не может судить здраво, не может судить беспристрастно. Христос говорит: если кто «не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк. 14:33 ); а маммона говорит: возьми хлеб у алчущего. Христос говорит: «одень нагого» ( Ис. 58:7 ); а маммона говорит: раздень нагого. Христос говорит: «от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:7 ); а маммона говорит: не жалей кровных своих, пренебреги даже матерью и отцом. И что я говорю – отцом и матерью? Самую душу твою и ту погуби. И однако ж (люди) повинуются. Увы, того, чьи повеления столь жестоки, грубы и зверски, слушают более, нежели Того, Чьи заповеди человеколюбивы и спасительны для нас. За то и геенна, за то огонь, за то река огненная, за то червь неумирающий. Знаю, что многие с неудовольствием слушают наши слова. Я и сам неохотно говорю это. Да и какая надобность говорить об этом? Я желал бы всегда беседовать с вами о царствии, о покое, о воде упокоения, о месте злачном: «Он покоит меня, – говорит (Давид), – на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» ( Пс. 22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Такова душа, окрыленная небесною любовью! Если питающие в себе постыдную любовь не считают ничего важным и ценным, но у них признается славным и ценным только то, что служит к удовлетворению их страсти, и предмет их любви составляет для них все, то тем более объятые этою любовью ничего не считают ценнее. Не удивительно, если мы не понимаем этих слов: мы так еще неопытны в любомудрии! Подлинно, кто объят огнем Христовым, тот делается таким, каким был бы человек, если бы он жил один только на земле: так мало он заботится о славе и бесславии! Как человек, живущий один только на земле, не заботился бы ни о чем, так и он не заботится ни о чем. Искушения, наказания, узы он презирает так, как бы претерпевал их в чужом теле, или как бы имел тело адамантовое; а удовольствиям жизни посмевается и бывает так к ним нечувствителен, как мы к телам мертвых, или сами будучи мертвыми. Он так далек от того, чтобы предаться какой-нибудь страсти, как очищенное огнем золото бывает непричастно грязи: как мухи отлетают от огня, чтобы не попасть в него, так и к нему страсти не смеют даже и приблизиться. Хотел бы я привести на это примеры из среды нас самих; но так как мы не в состоянии представить их, то необходимо обратиться к тому же Павлу. Смотри, каков он был в отношении ко всему миру. " Для меня мир распят " , говорит он, " и я для мира " (Гал.6:14), т.е. я мертв для мира, и он мертв для меня. И еще: " и уже не я живу, но живет во мне Христос " (Гал.2:20). Это мог сказать один только Павел; а мы, которые отстоим от него, как земля от неба, должны сокрыться, не смеем и открыть уст своих. Послушай, как он говорит, что он жил как бы в пустыне и так смотрел на все настоящее: " мы смотрим не на видимое, но на невидимое " (2Кор.4:18). Что ты говоришь? Не бывает ли на деле противное тому, что ты говоришь? Ведь мы не видим невидимого, а видимое видим. Но у тебя были очи, даруемые Христом. Как наши видят только видимое, а невидимого не видят, так те напротив. Кто видит невидимое, тот не смотрит на видимое; а кто смотрит на видимое, тот не видит невидимого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1707...

Всякий последователь Христов встретит на своем пути различные страдания, муки и скорби, оттого кресты и различны. Посему Господь и повелевает всякому взять свой крест. Далее, под крестом надо понимать не только страдания и боль, приходящие к человеку извне, но и внутренние страдания и боль при расставании с самим собою, со своим ветхим человеком, со своими греховными навыками и страстями, со своею плотью. Это один из самых тяжких крестов, и его невозможно понести без помощи Божией и величайшей любви человека ко Христу. Но и сей крест неминуемо надо взять на себя. Ибо говорит Господь далее: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. То есть: кто заботливо бережет свою ветхую душу, всю испачканную грехами и запыленную страстями, тот несомненно ее потеряет, ибо ничто испачканное и нечистое не явится пред лице Божие. А кто потеряет свою ветхую душу, кто отречется от нее, кто отвергнет ее ради Христа, то есть ради обновления и перерождения, ради нового человека и новой души, тот сбережет ее, то есть сбережет сию новую душу, более сияющую и более богатую, стократно более сияющую и более богатую; так же как и во сто крат больше получит тот, кто оставит плотского отца или мать, братьев или сестер, жену или детей. Далее, под крестом следует понимать Честный Крест Христов, Честный и Животворящий. Мы не оставляем одного креста земного и не оставляем одной скорби, дабы заменить ее другою, схожею скорбью. Мы берем на себя Крест Христов, то есть скорби, боль и страдания ради очищения от грехов, ради обновления души и ради жизни вечной. Вот что апостол Павел говорит о Кресте Господнем: А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал.6:14). Для того, кто понесет Крест Христов, мир мертв, так же как и он сам мертв для мира - мертв для мира, но жив для Бога. То, что этот Крест для иных соблазн, а для иных безумие, не удивительно, ибо люди с ветхою, грешною душой, порабощенные миром сим и похотями плоти, не могут понять никаких страданий, за исключением тех, что человек переносит ради некоей земной выгоды, здоровья или богатства, чести или славы.

http://pravoslavie.ru/47090.html

Итак, всем возвещается приблизившееся царство небесное, но всем в начале и покаяние предлагается и говорится: Покайтесь. В царство небесное ничто скверное не войдет, поэтому надо прежде очиститься от скверны и убелить ризы свои в Крови Агнца Божия, закланного за спасение всего мира, и так войти в царство несесное. К царю земному в палату его не дозволяется никому войти в рубищах; тем более в дом Царя Небесного и святого дозволяется входить только тем, кто совлек с себя рубища, то есть скверны греховные, и омылся Кровью Сына Божия, и оделся одеждой правды Его. Поэтому говорится христианам: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим 13:14). Надо всякому, кто хочет в царство небесное войти, знамение иметь на душе своей, что он есть Христов. Без этого нет никому в то место входа. Спасайся.   Письмо восемьдесят четвертое Знаю я, что ты у меня спросишь: какое знамение на душе того человека, который Христов есть. Я тебе апостольское учение в ответ представляю. Он нам ясно объявляет знамение истинных христиан: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24). А в другом месте говорит: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Вот тебе знамение человека Христова, которое в первом высказывании дается, а во втором видишь и знамение того, кто не Христов. Рассуждай об этих двух признаках и себя искушай, распинаешь ли плоть свою со страстями и похотями, или последуешь прихотям плоти своей; дух ли Христов имеешь, или дух мира сего, мудрствующий о земном. Спасайся.   Письмо восемьдесят пятое Желаешь ты, чтобы я продолжить писать о Спасителе нашем. Хорошо, и мне это рассуждение полезно, потому и тебе для пользы твоей из святого Евангелия представляю. Слушай же и внимай. Как только вышел Господь наш Иисус на проповедь святого Евангелия Своего, которое от Небесного Своего Отца принес, и начал его проповедовать, видим, что: 1) Собрал Себе двенадцать учеников из самого низшего сословия, простых и неграмотных людей, которых апостолами назвал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Возражение 5. Далее, людей надлежит ограждать от заблуждений, согласно сказанному [в Писании]: «Убирайте преграду с пути народа Моего» ( Ис. 57, 14 ). Но иные, полагая, что тело и кровь Христовы присутствуют в этом таинстве только мистически, впали в заблуждение. Следовательно, добавление слов о «тайне веры» является неуместным. Возражение 6. Далее, мы уже показали (73, 3), что как крещение является таинством веры, точно так же Евхаристия является таинством любви. Следовательно, в этой форме уместней использовать слово «любовь», а не «вера». Возражение 7. Далее, все это таинство, как со стороны тела, так и крови, является воспоминанием о страстях Господних, согласно сказанному [в Писании]: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11, 26 ). Следовательно, страсти Христовы и их плод надлежит упоминать скорее в форме освящения крови, чем в форме освящения тела, тем более что Господь сказал: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается» ( Лк. 22, 19 ). Возражение 8. Далее, как было замечено выше (48, 2; 49, 3), страсти Христовы были достаточным воздаянием за всех, а с точки зрения действенности принесли пользу многим. Следовательно, правильно было бы говорить «которая за всех прольется» или хотя бы «за многих» без добавления «за вас». Возражение 9. Кроме того, действенность слов, посредством которых освящается это таинство, зиждется на учреждении Христа. Но никто из евангелистов не повествует о том, что Христос произнес все эти слова. Следовательно, эту форму освящения вина нельзя читать надлежащей. Этому противоречит следующее: наставленная апостолами Церковь использует эту форму. Отвечаю: в отношении этой формы существует двоякое мнение. Так, некоторые утверждали, что к субстанции этой формы относятся только слова: «Сие есть чаша крови Моей», но никак не те, которые за ними следуют. Но это [мнение] представляется ложным, поскольку последующие слова являются определением предиката, то есть крови Христа, и потому принадлежат целостности выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Подобно этому и содружество, или крепкий союз, совместного жития тела нашего с духом. Грехолюбивое тело, всегда желающее скверных сластей, – это как бы труп смердящий: «смердят, гноятся раны мои от безумия моего», – говорит Давид ( Пс. 37, 6 ). Дух же, старающийся угодить Богу, есть как бы живой человек, стремящийся к Жизни Вечной. Сколь тяжело живому человеку носить привязанный к нему труп! Сколь тяжело духу носить, то есть терпеть, греховные вожделения! Не напрасно говорит апостол: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7, 24 ), «Имею желание разрешиться» ( Фил. 1, 23 ). Поистине, доблестен тот подвижник, который может беспрепятственно носить скорбь плоти. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 780–781 ). В человеке, принявшем христианскую веру, действуют два закона: закон плоти и закон духа, или закон членов и закон ума, как говорит об этом апостол Павел: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» ( Рим. 7, 23 ), или как говорит тот же апостол, плоть и дух: «...ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» ( Гал. 5, 17 ) ( 104, 1370 ). Слепая и слабая плоть наша хочет привести нас к непослушанию. Как Ева предложила в раю Адаму яблоко от заповеданного дерева, так плоть предлагает духу нашему мир с его радостями и красотами, похотью плотской и похотью очей, и гордостью житейской, все, что «не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2, 16 ). Плоть советует бесстрашно вкушать от этих похотей, чтобы, вкусив запретного, мы нарушили заповедь Божию и прогневали Заповедавшего ( 104, 1372 ). Похоти – мучительные болезни души ( 104, 1519 ). Через похоти диавол пленяет душу ( 104, 1519 ). Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1519 ). Нелегко сказать себе решительно: распну плоть. Но нелегко решиться сказать и противное этому: не стану распинать плоти. От той или другой решимости зависит важное в судьбе нашей обстоятельство: быть или не быть Христовым. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5, 24 ). Итак, если желаем быть Христовыми, то должны распять плоть. А если не хотим распять плоть, то не можем обещать себе, что будем Христовы. Если же не будем Христовы, то кому мы достанемся? В Царствии Небесном, конечно, не будет никого, кроме Христовых, и следовательно, никого, кроме тех, которые «распяли плоть со страстями и похотями».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Разве может быть для нас более достойное и важное поклонение?! Весь Великий пост устремляли мы свои души навстречу страданиям Христовым. Его Животворящий Крест запечатлен навечно в каждом христианском сердце. Невозможно привыкнуть к видению распятого Господа! За нас с вами, за грехи наши страдает безгрешный Христос! Чего же ждет в эти дни от нас Святая Церковь, чего ждет от нас Господь? Нашего обращения и искреннего покаяния. И стоит лишь поклониться Страстям Христовым, подумать о крестной смерти нашего Искупителя, как душа стремится сострадать, переживать и каяться. Ведь именно здесь, на Голгофе, открывается вся тяжесть и глубина бесконечных грехов рода человеческого. Одного воспоминания о Страстях Спасителя недостаточно. Мы все должны быть готовы, по словам апостола, сораспяться Христу (см. Гал.5:24 )! Что это значит? Это означает отвержение себя в борьбе с грехом и неуклонное следование за Господом по пути спасения и наследования вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Но если мы все-таки уклоняемся в сторону греха, согрешаем делом или помышлением, то становимся предателями-иудами, неправедными судьями-пилатами, выносящими смертный приговор Господу, безжалостными распинателями Сына Божия в душе своей. Легче было создать весь этот мир и род человеческий, чем искупить его! Мы поклоняемся не только Страстям Христовым, но и Святому Воскресению Господа нашего! Апостол Павел пишет: если Христос не воскрес, то вера наша тщетна… ( 1Кор.15:17 ). Но Сын Божий воскрес! От этой истины победила, стала непоколебимой и спасительной христианская вера. Вот почему мы с благоговением и ликующей радостью поклоняемся воскресшему Господу! Мы веруем в Бога Живого, освобождающего нас от греха и смерти (см. Рим.8:2 ). Вспомним же проникновенные слова святого апостола Павла: мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:4–5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

4 . Ибо «лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; то есть тех, кто видит со всей остротой и разумением – «и в предмет пререканий». Все, что ясно и просто рассказано о Спасителе, противоречиво. Дева становится матерью – «предмет пререканий». Маркиониты отрицают это и утверждают, что Он не был рожден женщиной. Эвиониты также отвергают это и утверждают, что Он был рожден от мужчины и женщины, как и все мы. У Него было человеческое тело – «предмет пререканий», ибо есть те, кто говорит, что Он сошел с небес; иные утверждают, что у Него было такое же тело, как наше, чтобы Он подобием Своего тела нашему избавил наши тела от греха и дал нам надежду на воскресение. Он воскрес из мертвых – «предмет пререканий». Каким образом Он воскрес? Стал ли Он таким же, каким был, когда умер, или воскрес в теле с лучшей сущностью? 5 . По этому вопросу ведутся бесконечные споры. Одни говорят: «Он показал Фоме отметины от гвоздей на руках своих», иные рассуждают иначе: «Если у Него было такое же тело, как мог Он войти, когда двери были заперты, и стать посреди учеников Своих?». Итак, ты видишь, что даже вопрос о воскресении Спасителя вызывает много споров и является «предметом пререканий». Я думаю, даже то, что о Нем предсказывали уста пророков, есть «предмет пререканий», ибо многие еретики считают, что пророки о Нем не предсказывали. Зачем приводить много примеров? Все, что рассказано о Спасителе, есть «предмет пререканий». Не то чтобы те, кто верят в Него, сомневались в этом – мы знаем, что все, написанное о Нем, истинно, – но для неверующих все, что сказано о Нем, есть «предмет пререканий». 6 . Затем Симеон говорит: «Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк.2:35 ). Что это за оружие, которое проходит не только через души других, но и через душу Марии? Ясно сказано, что во время Страстей Христовых все апостолы соблазнились. Сам Господь говорит: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» ( Мф.26:31 ). И все они до такой степени соблазнились, что Петр – первоверховный апостол – трижды отрекся от Него. Почему мы думаем, что мать Господа не подверглась соблазну, когда соблазнились апостолы? Если бы Она не претерпела соблазн во время Страстей Христовых, то Иисус не умер бы за Ее грехи. Но если «все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его» ( Рим.3:23–24 ), то тогда и Мария тоже соблазнилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 6. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. И, правильно ли я Вас поняла, Вы призываете к акциям гражданского неповиновения? Дорогой Игорь, молитва- есть достойнейшая альтернатива молчанию, по моему разумению, а вы как думаете? Дорогой Даниил, спасибо за благой совет! Заметили ли вы, что Христос в приведённом вами эпизоде уже обличён Синедрионом в богохульстве, влекущем за собой смертную казнь? Христос молился о врагах: : Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк. 23, 34) Пилат же гневался. Чей пример Вам кажется более достойным подражания? И о советской власти: такие люди как Сидур, создавая произведения на тему Страстей Христовых подвергались гонениям и репрессиям, сам факт принятия кем-либо христианства мог привести к тяжелейшим последствиям и был уже подвигом. Дело не в без 23.07.2016 - 15:33 И о советской власти: такие : И о советской власти: такие люди как Сидур, создавая произведения на тему Страстей Христовых подвергались гонениям и репрессиям, сам факт принятия кем-либо христианства мог привести к тяжелейшим последствиям и был уже подвигом. Дело не в безгласности, а в том, к кому христианин свой голос обращает. Верный вектор – беседа с Господом, остальное же всё - суета и томление духа! Храни вас Господь! 24.07.2016 - 17:07 Дорогая Ольга, не могу не : Дорогая Ольга, не могу не сказать Вам похвальное слово: мне нравится то упорство, с каким Вы заняты отысканием истины. Однако из всего богатства цитируемого вами корпуса отрывков, мне хотелось бы остановиться на двух и пристальней вглядеться в их содержание. В первом эпизоде Христос изгоняет торгующих из ХРАМА. Не с базарной площади или какого другого места, а из ДОМА БОЖИЯ. Здесь дело не в торговле, а в неприемлемости выбора места для неё. Если бы между нами шла речь о таком же деянии, я во всём была бы согласна с Вами! Но музей – другое дело.

http://radonezh.ru/analytics/iz-vystuple...

6 . Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления грехов только, каково было Иоанново крещение; но оно есть и благодать усыновления. Поскольку вы подлинно знаете, что оно есть как оставление грехов и подаяние дара Святого Духа, так и страстей Христовых изображение. Ибо для этого и Павел, недавно вопия, говорил: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ( Рим.6:3–4 ). Это говорил он к тем, которые полагают, что в крещении хотя совершается отпущение грехов и усыновление, но не бывает общения Христовых страстей в подобии. 7 . Поэтому, чтобы мы уразумели, что Христос все, что ни претерпел, для нас и для нашего спасения претерпел, самой истиной, а не привидением, и что мы бываем общниками Его страдания, Павел вопиял со всякой известностью: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). Изрядно же сие слово, соединены; ибо как здесь 1 насадился виноград истинный, то и мы, приобщившись крещением смерти, сделались ему сообразными. Обрати же с великим вниманием свою мысль на слова апостола. Ибо не сказал: как мы соединены с Ним смертью Его, но: подобием смерти. Ибо истинно ко Христу относится смерть, потому что истинно душа разлучилась от тела, и истинное погребение, потому что чистой плащаницей повито было Его святое тело (см. Мф.27:59 ), и все в Нем истинно совершилось. В вас же подобие смерти и страданий, а спасения не подобие, но истина. 8 . Уразумевши это, сохраняйте в памяти, молю вас, да и я, недостойный, скажу о вас: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Силен же есть Бог , Который представил вас Богу, как оживших из мертвых ( Рим.6:13 ), дать вам, ходить в обновленной жизни ( Рим.6:4 ), ибо Тому слава и держава, ныне и вовеки. Аминь. Тайноводственное поучение третье [О Миропомазании. На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от места: И вы помазание имате от Бога и весте вся (ср. 1Ин.2:20 ) – до места: и не посрамимся от Него в пришествии Его ( 1Ин.2:28 ).]

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010