Некий юноша просил старца молиться о нем, дабы облегчились его страсти, ибо «зело (сильно) меня, — говорил, — мучают, не могу терпеть». Молился святой немалое время, с постом и бдением. Вновь приходит юноша, говоря, что нимало не имеет послабления от навета вражьего.    Удивился преподобный: как же не имеют успеха молитвы его? И приложил пост к посту, бдение к бдению, труды к трудам, моля Господа, дабы отогнал искусителя. Тогда явился ему бес и говорит: «Что труждаешься, старец, о том юном? Я, когда ты начал о нем молиться, отступил от него, но он сам себе бес: ест и пьет без времени, и спит довольно, упокоевая свое тело, живя в праздности и любезно принимая скверные мысли, удерживая их и в них услаждаясь, — и это в нем возбуждает страсти, зачинает беззаконие и рождает грех».    Смотри, как отец лжи говорит истину. Правда ведь, от нас самих, от нашего произволения часто делаются беззакония, по сказанному: «О том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5:12). Сами мы вольною волею многажды бываем виновны в нашей погибели.    Возненавидим же грехи наши, отсечем страсти наши, не станем принимать скверных мыслей, не будем удерживать их в сердце нашем. В пище и питии будем воздержаны, во сне бодры, в деле неленивы — так разрешим пленицы грехов наших, «расторгнем узы их и свергнем с себя иго их» (Пс. 2:3).     И внемлем апостолу, советующему: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:12—14, 19). Прилог     Аще и связан был, но непобедися Воин Христов, от жены скверной невредися.    Святой Иероним, записывая житие преподобного Павла Фивейского, вначале вспоминает некоего египетского юношу, — его в Прологе называют Философом, а Дрикселий именует Никитой. Он в царство Декия за Христа страдал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

а) Посмотри на терпение Спасителя! Он претерпевал невыразимые мучения — « взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня » (Плач. Иер. 1:12). Он все перенес с терпением. Его терпение должно и тебя побуждать к терпению в страданиях и преданности воле Божьей. С какой радостью страдали христианские мученики? Как многие уже христиане молили Бога об усилении своих страданий? Как облегчает молитва: «Отче, не Моя воля, но Твоя да будет!» б) Посмотри на оскорбления, наносимые Спасителю! Он терпел их незаслуженно и не воздавал ничем своим врагам. Оскорбления еще более усиливают страдания. Не спрашивай, когда тебя оскорбляют и преследуют: «что я сделал худого?» спроси: «что сделал Тот, которого распяли на кресте?» в) Посмотри на невинность Спасителя! Мы всегда страдаем по нашей вине и достойно несем заслуженную нами кару. Если мы серьезно подумаем об этом, то наши страдания значительно утратят силу своей остроты. г) Посмотри на славный конец страданий Спасителя! За страстной пятницей последовала пасха и вознесение на небо; к тому же ведут и нас наши страдания, a это — величайшее утешение. О Спасителе по истине можно сказать: « Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни » (Ис. 53:4). Взирайте « на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление » (Евр. 12:2). При всех своих страданиях будем думать о конце, о свидании с Христом, о мире — по отношению к себе! 2. Все страсти. Под крестом, когда Спаситель истекал от крови, умолкли страсти Его врагов. Если христианин действительно представляет себя под голгофским крестом, то и его страсти побеждаются и умолкают. а) Умолкает гнев. Как Спаситель был спокоен на кресте? Не должны ли мы побеждать гневные движения?! б) Умолкает ненависть. Должны ли люди ради мелких недоразумений и ничтожных вещей, дышать ненавистью друг к другу, когда Спаситель молился за Своих распинателей? Кто таит в себе ненависть, пусть не взирает на Христов крест, не приближается к Христову гробу!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Желание Видим, что люди много чего желают в мире, и чего желают, того ищут. Но пусть люди желают и ищут того, чего хотят. Христианин! Ты желай и ищи своего, то есть того, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастья и благополучия в этом мире иметь. Ты желай и старайся истинное благочестие в сердце своем иметь… Желают люди освободиться от работы и быть свободными. Ты желай освободиться от работы греховной и быть свободным от грехов. Вот желание христианское! Вот истинная свобода! Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны буде те ( Ин. 8, 34, 36 ). Желают люди победить людей. Ты желай победить самого себя… Желают люди господами быть и другими повелевать. Ты желай и старайся над плотью своей господствовать и ею повелевать. Вот желание христианское! Вот истинное господство! Желают люди над людьми царствовать. Ты желай и старайся над своими страстями и похотями царствовать. Вот желание христианское! Истинный царь тот, кто собой и своими страстями владеет. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ). Они господа, владетели и цари!.. Желают люди врагам своим отомстить и обидой обиду отвратить. Ты, христианин, желай и старайся врагам своим уступить и обиду их добротворением наградить. Вот желание христианское! Вот мщение истинных христиан! Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты со берешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12, 20–21 ). Желают люди здоровое тело иметь. Ты желай и старайся, чтобы исцелилась и здоровой была душа твоя… Желают люди говорить и с людьми разговаривать. Ты желай и старайся больше молчать, чем говорить – да избежишь греха… Желают люди красиво и гладко говорить. Ты желай красиво и по-христиански жить… Желают люди от людей получать. Ты, христианин, желай и старайся людям давать, помня слово Господа Иисуса, ибо Он Сам говорит: блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20, 35 ). Желают люди в доме красивом и богатом жить. Ты желай и старайся жить в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, и быть согражданином святым и своим Богу ( 1Тим. 3, 15 ; Еф. 2, 19 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Заповеди Божии даны людям Самим Богом и записаны в Священном Писании. Все заповеди закона Божия сосредоточиваются и выражаются в заповеди о самоотверженной любви к Богу и ближним. Господь наш Иисус Христос заповедал всем Своим последователям: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ) – это заповедь о самоотвержении. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37–40 ) – это заповедь о любви. Признак же того, что мы любим Бога и ближних, есть исполнение заповедей Христовых. Итак, спастись мы можем только, если будем иметь любовь – любовь к Богу и ближним. Без любви нельзя спастись. Главный признак ученика Христова, т. е. истинного христианина, есть любовь к ближним. Когда Бог создал первых людей, то они и должны были жить в любви к Богу, в единении любви с Богом. Но вследствие грехопадения первые люди отпали от любви к Богу и больше возлюбили себя; любовь, которую они должны были оказывать Богу, они обратили на себя и, возгордившись на Бога, захотели сами «быть как боги» и все знать. С тех пор каждый человек рождается на свет с поврежденным самолюбием. И у всех потомков Адама, у всех людей уже с их рождения, с детства, начинает развиваться это семя всех страстей, всех грехов – самолюбие. Только у каждого человека это семя страстей – себялюбие дает различные ростки и по-разному произрастает. Зависит это прежде всего от темперамента, наследственных черт характера, принимаемых от родителей, далее от воспитания, больше же всего от подражания худым примерам и обычаям и жизни окружающих людей. Если самолюбие, или эгоизм, не подавлять, то оно пускает глубокие корни, давая рост какой-либо преимущественной страсти и разветвление прочих страстей. Итак, самолюбие – это такое состояние человека, когда он вместо любви к Богу и ближним любит только себя неумеренной любовью. Самолюбие – полная противоположность и отрицание христианской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

И ещё один источник глубокой боли и страданий для Мессии – то, что иудеи выдают Его для казни римским властям. Это событие было предсказано Иисусом в третьем пророчестве о Страстях (10:33–34) и описывается в Мк 15 . Сын Божий пришел спасти, прежде всего, сынов Израилевых, и Его выдача в руки завоевателей этого народа – сильнейшее унижение (а по сути даже святотатство). То, что этот акт был осуществлён духовными вождями иудаизма, делает его ещё более ужасным и усиливает нравственные мучения Иисуса. Физическими и духовными страданиями Мессии дело не ограничивается. Основная суть Страстей состоит в том, что на кресте совершилась жертва ради человечества и Его спасения. Здесь мы вступаем в сферу непостижимую для нашего разума. Перед нами Тайна, – тайна Страстей Сына Божьего, через которые происходит спасение человечества. В этом вопросе Марк очень лаконичен. Основную информацию евангелист сообщает в 10:45, а затем – в 14:24: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»; «сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая». Эти фразы показывают, что Христос пришёл в мир, дабы предложить свою жизнь в качестве выкупа – умереть жертвенной смертью за людей. Смерть и страдания Мессии – часть таинственного замысла Божьего о мире (8:31, 14:21). Помимо внешней, видимой всем стороны, они содержат элементы неизвестные, непостижимые, в которые не в силах проникнуть разум. На последнее обстоятельство намекают также два следующих факта. Во-первых, вчитаемся в описание гефсиманской молитвы и борений Христа (14:32–42). По своей интенсивности и глубине этот текст поистине поразителен, особенно если учесть характерный для Марка лаконизм. Ключевые слова здесь: «ужасаться и тосковать», «скорбит смертельно», «пал на землю», «чтобы... если возможно, миновал Его час сей», «пронеси чашу сию мимо Меня». Такие муки вызваны не просто близкой смертью. Смерть Мессии сопряжена с целым рядом духовных процессов и переживаний, которые, хотя и несут спасение человечеству, но не поддаются описанию человеческим языком. Гефсиманские муки раскрывают непостижимый и необъяснимый характер Страстей Христовых, их навеки непознаваемую сторону. Мы видим также, что эти Страсти, в плане страданий и боли, не могут быть измерены и оценены никакими человеческими представлениями о страданиях и боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Из корня страсти самолюбия на почве человеческого сердца вырастают, как три ствола, три основные страсти – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, или, если привести эти понятия к единому корню, – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. На них, как на трех китах, основываются все существующие страсти, которые, словно темные тучи, заслоняют от человека солнце правды – Христа – и уже в этой земной жизни лишают человека радости. Именно эти три страсти завладели сердцем праматери человечества Евы, прежде чем она решилась преступить Божественную заповедь: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3: 6). Самолюбивое стремление к автономному существованию сделали первозданных людей беззащитными перед чревоугодием («дерево хорошо для пищи»), сребролюбием («приятно для глаз») и тщеславием («вожделенно, потому что дает знание»). В этих страстях, как в трех соснах, доныне блуждает человечество. Почему и апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16), то есть всё те же три основные страсти, завладевшие падшим человеком со времен грехопадения Адама. По этой причине Христос, пришедший освободить нас от греха и смерти, вынужден, прежде всего, победить искушение именно этими страстями, предваряющими любой грех. По окончании сорокадневного поста Спасителя сатана приступает к Нему, ища во Христе действие страсти чревоугодия: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4: 3). Затем падший херувим предлагает Господу власть над всеми земными царствами, надеясь увлечь воплощенного Сына Божия страстью сребролюбия: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4: 6). И как к последней надежде, диавол приступает ко Христу с предложением поступить по влечению к суетной славе, то есть по тщеславию, славолюбию: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11). В лице Господа нашего Иисуса Христа человечество впервые полностью побеждает те искушения, которые не смогли преодолеть наши прародители. Христос становится не только примером победы над страстями, но и Путем, по которому следует идти человеку, желающему освободиться от греха и страстей, и Путь этот открывается нам в Церкви, которая есть Тело Христово. Но пока человек не закончил свою земную жизнь, до тех пор как среди добродетелей главными «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13: 13), так и среди страстей нас обуревают, прежде всего, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

http://pravoslavie.ru/75087.html

Итак, глупость, большая глупость быть скупым и собирать земные богатства только для себя. Старец Паисий говорил, что скупые люди – это «денежные копилки», содержанием которых воспользуются после их смерти другие люди. А сами они по своему неразумию теряют возможность получить вечную награду за милостыню, оказанную какому-нибудь несчастному. В Евангелии Христос говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» В этих словах малым, неправедным и чужим названо земное материальное богатство, в той или иной мере данное Богом каждому человеку. Человек должен оказаться верным арендатором – то есть распорядиться земным богатством по воле Божией. Если в этом малом он окажется верным, то можно будет дать ему и великое – то есть небесное богатство, потому что и в нем он тоже будет верным. А если он оказался неверным в малом земном богатстве, то как ввести его в Рай и дать ему неиссчетное богатство небес? Ведь он и в нем окажется неверным, и его захочет присвоить лишь себе одному, будет и им пользоваться по своей порочной воле, а не по воле Божией. Научимся же, братия и сестры, по мере сил делать добро людям, помогать нуждающимся и творить дела милосердия. Ведь все это, как уже было сказано, мы делаем лично Самому Христу. И потому если мы обогатим себя добрыми делами, то даже на Страшный Суд Христов нам будет идти не страшно, ибо Христос встретит нас как Своих верных друзей и, если можно смело выразиться, будет даже вынужден помиловать нас, простить грехи и ввести в Рай, – чтобы исполнились слова Писания: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». Аминь. 52. Что такое страсти Часто в творениях святых отцов встречается выражение «страсти». Там, например, говорится, что мы должны бороться со страстями и достигать бесстрастия. Что же следует нам разуметь под словом «страсти»? В этом вопросе непременно нужно разобраться, иначе мы не сможем правильно понимать святоотеческие творения, а без их понимания не сможем и проводить правильную христианскую жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Каковы же пути освобождения от этой пагубной страсти? Прежде всего пьянице необходимо осознать всю тяжесть своего греха, все его безумие, бессмысленность и его колоссальный вред как для тела, так и для души. Нужно представить себе страшный суд Божий и полную невозможность для согрешившего оправдать себя перед Богом. Страшны слова апостольского Послания: " …пьяницы… Царства Божия не наследуют " (1 Кор. 6, 10). Следующий шаг — решимость. Нужно решиться твердо и бесповоротно: оставить навсегда свое порочное пристрастие. За решимостью должно следовать выполнение данного себе слова. Нужно не только оставить свое увлечение спиртным, но избегать всякого повода к его возобновлению. Наконец, при всех этих мерах необходима постоянная горячая молитва к Богу с просьбой о помощи. Господь, видящий решимость грешника и его желание порвать с кошмарным прошлым, несомненно, окажет благодатную Свою помощь, укрепит волю человека и поможет ему возродиться к духовному и телесному трезвлению. Итак, дорогие братья и сестры, задумайтесь над всем тем, о чем мы с вами только что беседовали. И те из вас, кто свободен от страсти винопития, пусть не думает, что он может, выслушав нынешнее поучение, жить прежней " тихой " жизнью. Каждый из нас обязан приложить все старания к тому, чтобы оказывать всемерное воздействие на ваших близких, родных, знакомых, подверженных греху пьянства. Вы должны всемерно убеждать их, удерживать от пагубной страсти. Этим вы сделаете и великое доброе дело в очах Божиих. В Священном Писании сказано: " …обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов " (Иак. 5, 20). Аминь. Дела Божии " …Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии… " (Ин. 9, 3). Всем известно замечательное евангельское повествование об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного. Ученики Христовы, указывая на слепого, спросили: " …Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии… " . И далее Господь сказал: " Доколе Я в мире, Я — свет миру… " (Ин. 9, 2, 3, 5). Затем Христос исцелил слепорожденного, чем привел в радостное изумление и самого исцеленного, и его родителей, и присутствующих при этом учеников Христовых. Стояли здесь и некоторые из фарисеев. Эти люди, ослепленные своей гордыней и не видящие и не понимающие, Кто стоит перед ними, начали укорять Христа в нарушении субботы и называть Его грешным человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Когда в нас возмущаются те или иные страсти, в частности страсть гнева, тогда наша связь со Христом ослабевает или, может быть, даже вовсе пресекается. Благодать прекращает поступать в нашу душу подобно тому, как кровь прекращает поступать в отсеченный от тела член: он больше не питается живительными соками и не подчиняется мозгу. Этот отсеченный член погибает так же, как и мы, если сами невидимо отсекаем себя от Тела Христова грехами и лишаем себя благодати. Если мы ощутили в душе такое опустошение, значит, мы теми или иными грехами отдалили и, можно даже сказать, отделили себя от Христа. Мы, конечно же, можем восстановить это единение покаянием. Однако не нужно себя извинять и говорить себе: ничего страшного, я согрешу, а потом покаюсь. Никто не знает, до какой силы может дойти действие страсти. Если мы не будем противиться страсти гнева, восставать на нее, не будем вновь и вновь подниматься после своих падений, то она может развиться в нас до такой степени, что мы дойдем до ее крайнего проявления – убийства. Если не всегда и не все совершают убийства, то это бывает и по каким-то внешним причинам: например, нет возможности убить или человек просто боится наказания. А если бы он не боялся, то совершил бы этот самый страшный грех. Поэтому не нужно себя оправдывать: мы, мол, таких грехов не совершаем. Если мы в душе имеем желание убить, но нас удерживает только страх, причем не страх наказания Божия, а страх ответственности перед государственным законом, – то в душе мы уже убийцы. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 266 . Во времена Спасителя, когда еще были действительны жертвы, учрежденные Моисеем (это были не только животные, но и хлебные колосья, или елей, или вино – жертва должна была быть предметной), иудеи в своей слепоте думали, что они, аккуратно исполняя закон и принося положенные жертвы, обязательно получают оправдание. У нас, к сожалению, тоже такое бывает. Может быть, наши жертвы более символичны, чем жертвы ветхозаветных верующих, но и они бывают предметными. Мы приносим свечи, заказываем молебны или литургии, приходим в храм, отстаиваем службы, соблюдаем посты – все это вещественная, видимая жертва. Но если при этом мы пренебрегаем своим внутренним долгом – борьбой со страстями, то даже самая правильная и внешне богоугодная жертва не принесет нам пользы, пока мы не искореним в своей душе страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: " пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь " , может быть, кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: " пощади, Господи " ! Но от Господа верно исходит грозный ответ: " не пощажу, ибо нет ищущих пощады " . Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его. Четверг (Иуд.1:1125; Лк.23:134, 4456) Горе возвещает св. Апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордая и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь со всеми и обличит всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их. Пятница (Зах.8:723) " Я спасу вас, и вы будете благословением " , обещает Господь чрез пророка Захарию (Зах.8:13). Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, " будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде " (Зах.8:8), и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: " пойдем к ним помолиться лицу Господню " (Зах.8:21), ибо слышали, что Господь с ними. " И будут приходить многия племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа " (Зах.8:22). Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову без слова лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства. Суббота (Рим.14:1926; Мф.6:113. Отцам: Гал.5:226:2; Мф.11:2730) " Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями " (Гал.5:24). Ныне превратился этот порядок: распинают плоть, но не со страстями и похотями, а страстями и похотями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010