В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало " коммуну " . Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места. В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря. В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский. 9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет. Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. Храмы [ править править код ] Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев. Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе. В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря. С приходом советской власти монастырь был закрыт, храм разграблен , гроб игуменьи Арсении был вскрыт, тело ее оказалось нетленным. Наутро гроб с телом исчез и не найден до сих пор.

http://azbyka.ru/palomnik/Усть-Медведицк...

– 165 Святого Тихона монастырь в Воронеже – Дивногорский Острогоржский монастырь; основан в 1653 г.; первым архимандритом его был Тихон (1673–1692) – 88 Симоновский монастырь в Москве – Симонов мужской монастырь; основан в 1370 г. преподобным Федором, племянником Сергия Радонежского; современный адрес: Восточная улица, 4; закрыт в 1923 г. – 287 Смольный монастырь – см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Спасский монастырь в Казани – Спасо-Преображенский монастырь; основан в 1555 г. – 300 Сретенский мужской монастырь в Москве – основан в 1395 г.; современный адрес: Лубянка, 19–21; разрушен в 1928–1930 гг. – 286 Страстной женский монастырь в Москве – основан в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем; современный адрес: Пушкинская площадь; закрыт в 1928 г. – 244, 246, 253, 259, 274, 275, 291, 292 Супрасальский монастырь, Белостокского уезда Гродненской губернии, Литовской епархии – Благовещенский мужской монастырь при колонии Супрасаль; основан в 1498 г., воссоединен из унии в 1839 г. – 224 Хотьков монастырь под Москвой – Хотьков Покровский монастырь, вблизи Троице-Сергиевой лавры; впервые упоминается в 1422 г. – 286 Чудов мужской монастырь в Москве – основан в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским; современный адрес: Кремль, Ивановская (Царская) площадь; закрыт в 1918 г. – 244, 247, 266, 268, 280, 283, 289 Юрьевский (Юрьев) монастырь вблизи Новгорода – основан в XI веке новгородскими князьями – 88, 93, 95, 159, 92 ПОДВОРЬЯ Подворье – см. Саввинское подворье Саввинское подворье – подворье Саввино-Сторожевского монастыря на Тверской улице в Москве; основано в 1787 г.; современный адрес: Тверская улица, 6; закрыто в 1922 г. – 242, 245, 253, 281, 283, 286, 287, 294, 295, 313 Троицкое подворье – подворье Троице-Сергиевой лавры в Петербурге; основано в 1770 г.; современный адрес: набережная реки Фонтанки, 44 – 196 Угрешское подворье в Москве – подворье при Николо-Угрешском мужском монастыре; основано в 1380 г. великим князем Дмитрием Донским; современный адрес: рабочий поселок Дзержинский; закрыто в 1920-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Строить обитель на старом месте уже было нельзя, могло случиться подобное бедствие. Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре (где он сейчас и находиться) и был построен монастырь в 1754 году, возведён храм в честь Преображения Господня с приделом Донской иконы Божией Матери . Преобразование монастыря в женский По ходатайству А. И. Иловайского (войсковой старшина.) Святейший Синод указом от 9 июня 1785 года велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский. Тогда же в монастырь были переведены 40 девиц из Сиротинской станицы. Первой настоятельницей девичьего монастыря стала вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова, устроителем и руководителем в духовной жизни инокинь был назначен семидесятилетний диакон Василий Михайлов от епископа Воронежского Тихона III. В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения (Себрякова) . При ней Усть-Медведицкий монастырь достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище, а также училище живописи. 10 июля 1874 года игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 1930-х годах пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы. Существует иная версия возникновения пещер: они были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры, а игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер. В 1871 году с согласия сестер игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

http://drevo-info.ru/articles/13681639.h...

Ваше Преосвященство, новая епархия охватывает три района: Выборгский, Приозерский и Всеволожский Ленинградской области. Где будет находиться Ваше епархиальное управление? Поскольку я епископ Выборгский, то, конечно, в Выборге, кафедральном городе. Но, учитывая, что в епархию входят три района, то какие-то представительства будут в Приозерске и Всеволожске. Но Выборг займет центральное место в жизни епархии. Сколько приходов в новообразованной епархии? 58 приходов зарегистрированных в Минюсте как юридические лица, из них два монастыря — Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь и Константино-Еленинский женский монастырь. Однако, фактически, православных приходов больше. Имеются пока незарегистрированные приходы, которые уже осуществляют свое служение. Открытие приходов будет продолжаться. Тут есть кадровая проблема. Приходы не имеют юридической регистрации чаще всего из-за того, что нет возможности назначить туда священника. Вы планируете посетить все приходы своей епархии? Да, конечно. С завтрашнего дня начинаем объезды центров. Посещение Константино-Еленинского женского монастыря. Потом Всеволожск, Приозерск. Сначала центры, потом на престольные праздники или в какие-либо другие дни, когда можно совершить Литургию, помолиться вместе с людьми, встретиться, пообщаться. В Выборге, надеюсь, буду служить достаточно часто. Следующую службу проведу на Вербное воскресенье 28 апреля, затем всю Страстную неделю, Пасху. Архиерейские службы пройдут как в Спасо-Преображенском соборе, так и в Свято-Ильинском храме. Уважаемый владыка, какие первые шаги Вы намерены предпринять? Может быть, у Вас есть планы по созданию новых храмов или по реставрации ныне действующих? Я рад тому, что в Выборге сохранился кафедральный собор, удивительный храм, который имеет свою славную историю. Рад тому, что есть еще один храм Ильинский, вновь построенный на фундаменте храма существовавшего до революции. Однако, для такого большого города, как Выборг, этого недостаточно. Средняя статистика, позволяющая положительно развиваться любой епархии, это один приход на 10 тысяч населения. В Выборге же на 80 тысяч населения всего два храма. Я сегодня приводил в пример город Вязьму, где мне довелось быть 4 года викарием. Там население 58 тысяч, и при таком населении 10 храмов, а один из них женский монастырь. Вязьма так и называлась «Вязьма православная», мне бы хотелось, чтобы и о Выборге говорили «Выборг православный».

http://patriarchia.ru/db/text/2911673.ht...

В 1700-1701 гг. по благословению митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной одноглавой Георгиевской церкви был выстроен одноименный собор в стиле нарышкинского барокко: квадратный в плане бесстолпный 5-главый 2-светный четверик, с алтарем в виде 3 полукружий, с примыкающими к нему с запада обширной трапезной, перекрытой коробовым сводом, и 3-ярусной колокольней с шатровым завершением. Храм был декорирован пучками колонок по углам здания, фризом из нескольких рядов сухариков, валиков, зубчиков, круглыми окошками над фризом, фигурными колонками и пышными фронтонами в обрамлении окон четверика и трапезной. В посл. трети XVIII в. Георгиевский собор был расписан масляными красками. Трапезная служила усыпальницей: до 1812 г. в ней стояли каменные надгробия, уничтоженные при возобновлении храма после пожара. В 1735-1738 гг. на северных воротах монастыря была возведена и в 1739 г. освящена церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1750 г. на средства кнг. П.П. Шаховской была построена церковь во имя святых Захарии и Елисаветы, «за здравие» имп. Елизаветы Петровны. По ведомости игум. Венедикты (Соколовой) 1763 г., в монастыре проживали 23 монахини, 17 указниц и белиц, на которых ежегодно выдавалось жалованье 220 р. 50 к. При монастырере содержались 7 офицеров и рядовых, которым выплачивалось жалованье (48 р. 99 к.) и выдавалось 33 четв. хлеба. В 1764 г. монастырь был отнесен к 3-му классу. В 1771 г., во время чумы, многие сестры умерли, в 1773 г. в результате пожара сгорела 51 келья, кровли церквей, многие насельницы переселились в другие монастыри. В 1776 г., при игум. Маврикии, здания были отремонтированы, построена ограда. В 1812 г., при вступлении в Москву армии Наполеона, в Георгиевском монастыре оставались игум. Митрополия (Митрофания) с неск. сестрами. Спрятанное ими имущество было разграблено. По преданию, игум. Митрополия, свящ. Иоанн Алексеев и его супруга «были бесчеловечно мучимы». Клирик с женой скончались, игум. Митрополия впосл. возглавила московский в честь зачатия св. Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь. Сгорели все кельи, пострадали церкви, осенью 1812 г. Георгиевский монастырь был упразднен, Георгиевский и Казанский храмы после ремонта стали приходскими. Сестры переселились в Страстной иконы Божией Матери женский монастырь. В Георгиевском храме сохранились реликвии: 2 парчовые, украшенные жемчугом ризы и рукописное Евангелие с миниатюрами XVI в. В 1820 г. на территории монастыря были построены 2-этажные дома для церковно- и священнослужителей Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. В 1866 г. разобрана церковь святых Захарии и Елисаветы.

http://sobory.ru/article/?object=34972

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812 году. Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая " Трубчевская " , которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы. В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Свердловский омбудсмен сообщила, что захваченный монастырь покинули все желающие 11.11.2020 15:51 Версия для печати Екатеринбург, 11 ноября. Все желающие смогли покинуть захваченный бывшим схимонахом Сергием (Романовым) Среднеуральский женский монастырь. Об этом сообщила ТАСС уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Романов был запрещен в служении в конце мая после нарушения запрета на чтение проповедей, он также был лишен права ношения наперсного креста, позднее церковный суд Екатеринбургской епархии лишил его сана за нарушение священнической присяги. Епархия обязала Романова покинуть Среднеуральский женский монастырь, однако он продолжил совершать там богослужения, митрополия называет ситуацию в монастыре захватом, доступ в него ограничен сторонниками бывшего схимонаха. 10 сентября церковный суд отлучил схимонаха Сергия от церкви за совершение богослужений, 19 октября патриарх утвердил это решение. Также запрещены в служении и лишены сана были сослужившие Сергию священники монастыря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обитель многолюдна. Управляет ею игуменья. Могилевский Успенский монастырь в Торжковском уезде. На правом берегу реки Цны, в 75 верстах от уездного города Торжка, расположен заштатный общежительный Могилевский Успенский монастырь. Основан он в 1684 году на земле пустоши Селиной. Именуется он Могилевским по названию речки Могилевки, впадающей в версте от монастыря в реку Цну. Основателем монастыря был некий пустынник – иеромонах Иов. В царствование Михаила Феодоровича он поселился при реке Цне, среди дремучих лесов, которые в то время покрывали громадные пространства Тверского края. Его подвижническая жизнь вскоре привлекла к нему других подвижников благочестия, которые стали жить под его руководством. По грамоте патриарха Филарета Иов на месте своих подвигов основал мужской монастырь. В первое время монастырь бедствовал, но потом оправился и достиг благосостояния. При учреждении штатов (1764 г.) монастырь был отчислен за штат. В 1900 г., по определению Св. Синода, монастырь был обращен в женский, а иноки были размещены по другим монастырям. Посреди монастыря возвышается холодная соборная церковь во имя Пресвятой Богородицы; на юго-западе от главной церкви стоит теплая однопрестольная каменная церковь в честь Св. Троицы. Местночтимая икона, почитаемая чудотворной, – Успения Богоматери; замечательна также икона Божией Матери «Страстная», очень древняя, бывшая келейным образом у основателя обители иеромонаха Иова. Последняя икона хранится в ризнице. Там же хранится различные богослужебные предметы, кресты с мощами святых, сосуды и т. п. Есть также старинные печатные книги. При монастыре имеется гостиница для богомольцев. Количество сестер невелико. Управляет ими игуменья. Новоторжский Воскресенский монастырь. Второклассный необщежительный монастырь расположен в городе Торжке, на левом берегу р. Тверцы. Основание его относится к XVI веку. Соборный храм – в честь Воскресения Христова. Замечательна икона Воскресения Господня, древнего письма, пожертвованная в обитель матерью даря Михаила Феодоровича Марфой Ивановной во время посещения Воскресенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

М. Петрово-Соловово (в постриге Параскева; † 1619/20) (ПСРЛ. Т. 14. Ч. 2. С. 150); по др. источникам, она была пострижена в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре либо в Горицком в честь Воскресения Господня монастыре . С 1768 г. в монастырском подвале в очень суровых условиях содержалась помещица Д. Н. Салтыкова (Салтычиха), осужденная за массовые истязания и убийства своих крестьян ( Кичеев. 1865. С. 651). С 1785 г., при игум. Елисавете, по указу имп. Екатерины II Алексеевны в М. И. м. проживала мон. Досифея († 1810). Считается, что она была дочерью имп. Елизаветы Петровны от тайного брака с гр. А. Г. Разумовским. В мон-ре старица Досифея жила почти в полном затворе, лишь иногда принимая посетителей. Так, именно к ней обратились за советом юные братья Путиловы (впосл. прп. Моисей (Путилов) и игум. Исаия II (Путилов) ). Она посоветовала братьям обращаться к бывш. наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и к иером. Филарету (Пуляшкину), к-рые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . С течением времени число монахинь стало значительно сокращаться. В 1811 г. в М. И. м. вместе с игум. Елпидифорой проживали 17 пострижениц и 33 белицы. В 1812 г., перед вторжением в Москву франц. войск, часть ризницы сестры успели отправить в Вологду, а при приближении опасности игумения с насельницами ушла в Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . Во время пожара 1812 г. М. И. м., за исключением собора, сильно пострадал. 4 июля 1813 г. в отремонтированных за свой счет кельях проживали 12 монахинь во главе с игум. Елпидифорой и казначеей Елисаветой. В том же году М. И. м., как малонаселенный, был упразднен, а насельницы переведены в Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери, московские в честь Рождества Пресвятой Богородицы , в честь Вознесения Господня и Страстной иконы Божией Матери монастыри.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Среднеуральский монастырь открыли для прихожан 06.07.2020 12:16 Версия для печати © РИА Новости/Павел Лисицын Екатеринбург, 6 июля. Среднеуральский женский монастырь, основателем которого является лишенный сана схиигумен Сергий (Николай Романов), снова открыт для посещения паломниками, сообщил представитель клирика Всеволод Могучев. «Среднеуральский женский монастырь в честь иконы божией матери «Спорительница хлебов» открыт для его посещения православными прихожанами и паломниками», - написал Могучев на своей странице во «ВКонтакте». Он также пригласил журналистов в воскресенье принять участие в экскурсии по монастырю. «Я постараюсь ответить на имеющиеся у вас вопросы и показать вам монастырь. Обязательное условие участия в экскурсии - не приставать к прихожанам с провокационными вопросами и соблюдать рекомендации представителей монастыря», - подчеркнул Могучев. Как заявил ранее журналистам председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской епархии протоиерей Максим Миняйло, Среднеуральский монастырь вернется под управление покинувшей обитель настоятельницы монахини Варвары. Сам Сергий, находясь в стенах Среднеуральского монастыря, нарушает предписание правящего архиерея не покидать без письменного благословения территорию Иоанно-Богословского монастыря, что, в частности, послужило поводом и предметом разбирательств и дальнейшего извержения его из священного сана.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010