Ведь нас так и учат. Так учебные пособия составлены. Как написать письмо другу, как рассказать о летних каникулах, как обсудить футбольный матч. Решительно все есть в современных учебниках, ярких, умных, актуальных. Только нет там ничего, что говорило бы о том, что у человека душа есть, что человек не только ошибки, но и грехи совершает. Разница важная, поскольку ошибки нужно исправлять, а в грехах каяться. Слова «ошибка» и «исправлять» мы легко найдем, а слова «грех» и «покаяние» в учебниках не отыщем. Только в академическом словаре. Хотя у старшеклассников с грехами «все в порядке», в смысле – есть уже грехи. И слово «любовь» найдем, а слово «верность», клянусь, не найдем. Даже днем с огнем. Это при том, что верность всем нужна. Все дети хотят, чтоб мама с папой не бросали друг друга. Но откуда верность возьмется, если даже слова такого в учебниках не пишут? Таким образом, мы являемся заложниками той басурманской модели образования, согласно которой есть «мрачное Средневековье», в котором незачем копаться, и есть светлое будущее, к которому нужно стремиться. Это ничто иное, как хамский стыд модного щеголя при виде матери-старушки. Современное безбожие стыдится своего христианского прошлого и упорно замалчивает все, что касается родового гнезда. Мораль – это, дескать, пережиток, а все, что связано со сказками и снами, нам объяснит Фрейд. Такое вот мировоззрение. Отсюда эта однобокая лексика при изучении языков и атеистически цензурированные учебники. Вся роскошная сложность европейского мира выросла из Вифлеемской пещеры В курсе страноведения, необходимом при изучении любого языка, ребенка тоже быстро-быстро проводят за руку мимо замков, рыцарей, монахов, паломников, витражей, статуй, орг а нов, крестовых походов, Пименов с летописями и тащат прямо к Эйфелевой башне, будто с нее мир начался. Если с Парижем знакомят, то почему-то не с Женевьевы или Хлодвига начнут, а сразу с Мопассана или даже Сартра. Если Ирландия, то не с Патрика, а сразу с Джойса. Если Чехия, то будет Гашек или Кафка, а не святой Вацлав. И таков же подход к страноведению относительно Италии или Германии. Но почему? Как так получилось, что изучение арабского языка без знакомства с Кораном невозможно, а изучение английского или французского без знакомства с Библией возможно? Это что такое? Позвольте напомнить священную банальность: вся роскошная сложность европейского мира выросла из Вифлеемской пещеры. Все, чем европеец гордится, – это «все пришедшее после», как говорит Пастернак в «Рождественской звезде». Вот ослики идут с горы в ту сторону, где родился Младенец, за ними везут на верблюдах дары. И миражом за этой процессией встает «все пришедшее после»:

http://pravoslavie.ru/99943.html

По его твердому убеждению, если ты можешь что-либо сделать для человека, если ты окажешь ему эту помощь действительно, а не в мечтах (пусть эта помощь может показаться на первый взгляд незначительной), то сам ты получаешь неизмеримо больше от чувства своей востребованности. Он убежден, что другому человеку, даже такому, которого можно назвать по нашим меркам «здоровым», может быть в тысячу раз хуже, чем тебе. И еще одного принципа придерживается Андрей: получая помощь от других, не забывай отвечать тем же. Находясь в доме-интернате для престарелых и инвалидов, Андрей не тратит времени зря: вовсю учится, изучил несколько языков программирования, что позволяет ему создавать интернет-сайты. Делает он это не только ради собственного удовольствия, его нельзя назвать самоучкой-любителем. Он стремится достичь профессионализма во всем, за что берется. К нему постоянно обращаются за советом – как «чайники», вроде меня, так и специалисты. Если же захочет человек углубить свои знания в отечественной или мировой истории, литературе, страноведении – то багаж знаний Андрея в этих дисциплинах впечатляет многих. Но главным он считает возрастание в вере: – Христианство дает ответы на многие вопросы, которые возникают у человека в течение его жизни. Как он сам считает, «нужно знать, во что веришь». Я не хочу петь Андрею льстивые дифирамбы – он бы не понял и не одобрил. Я просто хочу показать, в первую очередь, пожалуй, себе самому, две вещи. Во-первых, все трудности и трагедии преодолимы. Непреодолимыми они становятся только тогда, когда мы позволяем унынию взять над нами верх и диктовать свои условия. Во-вторых, одним из благороднейших путей преодоления собственных страданий является стремление помочь ближним преодолевать боль, невзгоды, несчастья. С такими вот мыслями я в очередной раз появился у Ленки. С поздравлениями насчет диплома и с благодарностью: мол, спасибо за знакомство с Андреем. Елена Голубева за работой      – А-а, «торкнуло» человека! Никак поумнел? – искренне удивилась она. – Чаю будешь?

http://pravoslavie.ru/64567.html

6 сентября 1973 года, на 84 году жизни мирно и безболезненно скоропостижно скончался профессор Московской Духовной Академии по кафедре Патрологии и Основного богословия, доктор богословия Михаил Агафангелович Старокадомский. Ушёл из мира земного бытия в мир иной – вечный широко эрудированный, глубокий богослов – патролог, исключительной души человек, добрый христианин, преданный и верный гражданин нашей великой страны. Родился М.А. Старокадомский в 1889 г. в с. Устье, Пензенской области в семье священника. В 1910 г. он окончил Екатеринославскую духовную семинарию, в 1914 г. – Киевскую Духовную Академию, а в 1942 г. – географический факультет заочного отделения Московского государственного педагогического института. В 1945 г. сдал кандидатский минимум при кафедре физического страноведения Государственного педагогического института, а в 1948 г. при том же институте защитил диссертацию на степень кандидата географических наук. По окончании Киевской духовной академии М.А. Старокадомский состоял преподавателем греческого языка и Догматического богословия в духовно-учебных заведениях Тифлиса, Чернигова и Тамбова. С 1918 г. он работал в советских средних школах г. Шацка Рязанской обл., с 1921 г. – г. Москвы и Подмосковья, а также вёл занятия на рабфаках, в техникумах, на курсах подготовки в ВУЗ и в школах командного состава Красной Армии. В 1930–1931 гг. состоял научным сотрудником Государственного океанографического института и работал в составе экспедиции на Мурманском побережье по обследованию рыболовецких колхозов и всего прибрежного промысла. В 1937 г. возглавил Арктическую экскурсию учителей ударников. С 1948 по 1956 гг. преподавал физическое страноведение на географическом факультете Государственного заочного педагогического института. В 1950–1951 гг. состоял заведующим кафедрой географии в Московском институте усовершенствования учителей. С 1952 г. но 1957 г. М. А. Старокадомский являлся сотрудником «Журнала Московской Патриархии», исполнял обязанности члена редколлегии по Древнехристианской истории и Патрологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Первые четыре главы – это повторение моей книги «Древнерусское монашество», с незначительными сокращениями. В главах VI, VII, VIII и XIII мы воспроизводим с некоторыми сокращениями и изменениями рукопись, написанную для запланированной книги о монастырских владениях еще в 1941 г., в ту пору, когда в нашем распоряжении было больше источников и литературы. Остальные главы написаны в 1947–1948 гг. на основе ранее собранного и сейчас находящегося у нас под рукой материала. К сожалению, не все источники были нам доступны, и часто мы были вынуждены по тем или иным вопросам использовать лишь историческую литературу, что каждый раз оговаривается в соответствующих примечаниях. Я благодарен руководству Славянского института и бывшего Семинара по истории и страноведению Восточной Европы (оба в Берлине) за любезно предоставленную мне возможность пользоваться их богатыми собраниями. Выражаю также признательность знакомым, которые предоставили в мое распоряжение книги из своих личных библиотек. Игорь Смолич , декабрь 1952 г. Введение 1. Общие замечания Монашество широко распространилось в Русской Церкви вследствие того, что с самого начала аскетическое учение христианства нашло живой отклик в душах новообращенных русских людей. Монашество очень быстро приобрело на Руси особое значение еще и потому, что оно несло народу образование и культуру, очагами которой становились монастыри. Помимо исполнения своей чисто церковной миссии, монастыри оказывались вовлеченными в национально-политическую и культурную жизнь страны. Представители монашества находились в живом и почти непрерывном общении с миром. Это не прошло бесследно для внутреннего развития монастырского уклада. Хотя влияние мира на иночество в разные эпохи проявлялось с разной интенсивностью, все же те или иные негативные явления в жизни монастырей всегда были связаны с политическими событиями в русской истории. Взаимоотношения между государством и Церковью на Руси всегда имели исключительное значение, и эти взаимоотношения постоянно так или иначе отражались на жизни монашества, на его воззрениях, зачастую вовлекая духовные силы иночества в такие движения, которые не соответствовали монашескому идеалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXXV 35-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «К» по таким направлениям, как богословие, церковная история, патрология, история философии, археология, страноведение и т.д. Новый том содержит большое число статей посвящённых крупным церковным и политическим деятелям. Наибольший объём нового тома занимает блок статей, посвящённых носителям имени Климент. Среди них следует особо выделить статью, посвящённую священномученику Клименту, епископу Римскому, одному из мужей апостольских. Помимо биографических данных, в данной публикации рассматриваются вопросы, касающиеся его литературного творчества, истории почитания св. Климента в Западной и Восточной Церквях, в частности на Руси, гимнографии и иконографии. Также обращаем внимание читателей на объёмную статью «Климент Александрийский», в которой представлены биографические данные, анализ литературных трудов и богословских взглядов этого знаменитого христианского учителя и основателя т.н. Александрийской богословской школы. Помимо этого в томе представлен блок статей, посвящённых многочисленным Римским Папам, носившим имея Климент. В частности стоит выделить такую статью, как Климент V, с которым связаны такие известные широкой публике исторические вопросы, как Авиньонское пленение Пап и судебный процесс над рыцарями-тамплиерами. Том также содержит статью, посвящённую Папе Клименту VII. Время его понтификата пришлось на период т.н. Итальянских войн, одним из самых известных событий которых было разграбление Рима войсками императора Карла V весной 1527 г. При этом Папе продолжал разрастаться процесс реформации в германских землях. Также возникает конфликт с английским королём Генрихом VIII, который впоследствии привёл к отпадению Церкви Англии от Рима. При Клименте VIII также началось усиление экспансии Османской империи вглубь Европы.

http://pravenc.ru/shop/1817559/

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам презентации «Православной энциклопедии» в Белграде 25 октября 2007 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание Патриарху Сербскому Павлу , Премьер-министру Республики Сербия Воиславу Коштунице и всем участникам презентации «Православной энциклопедии» на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде. « " Православная энциклопедия " — это систематический свод знаний по истории и современной жизни Православных Церквей, богословию, экзегетике, библеистике, литургике, церковному искусству и церковной музыке, истории и современности других христианских конфессий, страноведению. Обширный комплекс статей посвящен православным святым всех стран и национальностей, в том числе западным святым до разделения Церквей, — говорится в приветствии . — С самого начала работы над Нашим изданием стало очевидно, что такой фундаментальный труд можно создать совместными силами ученых всех братских Православных Церквей и потому в создании и рецензировании статей принимают участие ученые Элладской и Грузинской , Болгарской и Румынской , Александрийской и Антиохийской , и других Православных Церквей». «Большой вклад в работу над изданием вносят и ученые Сербской Православной Церкви», — отметил Святейший Патриарх Алексий и выразил благодарность первому куратору сербской редакции Церковно-научного Центра «Православной энциклопедии» и епископу Шумаднийскому Савве (Вуковичу). По словам Его Святейшества, «для создания энциклопедии сотрудничество с другими Православными Церквами является залогом успешной будущей работы». «Несмотря на то, что мы представляем в Белграде пятнадцать алфавитных томов, работа над энциклопедией еще далека до завершения, — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Нам предстоит в течение ближайших лет подготовить и издать еще десятки томов. Только тогда мы сможем выполнить свою главную задачу — создание всеобъемлющего свода знаний, который раскроет всем любящим и интересующимся Православием богатый мир православной веры и православной культуры». Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/312975.htm...

Но вера — это очень внутреннее и личное, то, что не выставляется на показ. Моя мама, которой я и посвятил свой фильм, всегда говорила «не нужно влезать в мои отношения с Богом, главное — что они есть». Так меня воспитали и так я вижу. Фильм ты посвятил маме, а сам в нём выбрал для себя очень короткую роль «камео» священника. Почему? Конечно, «примерив» эту роль, я ни в коем случае не считал, что я выполняю роль какого-то духовного символа центра или становлюсь более праведным. У моего папы было привезено с Афона одеяние священника — я его взял для ленты и просто сыграл. Еще до «Философии» я в сериале «Раскол» играл греческого иеродиакона Милентия. Но играть священника — это не то же самое, что быть им. Вообще, для меня священник — это априори человек-образец. Чистый, незапятнанный, открытый, живущий, прежде всего, для других людей, что, конечно, непросто и дано не каждому. А сыграть можно кого угодно, как мы каждый день играем какую-то роль в разных сферах нашей жизни. Остаёмся одни или засыпаем — и только на это время становимся сами собой, полностью очищенными ото всего, такими, какими мы созданы и какие мы есть. Я играл и играю сотни разных ролей, но никогда не впускаю роль в себя надолго — ни в кино, ни в театре, ни в жизни. Мой преподаватель во ВГИКе Всеволод Николаевич Шиловский говорил — «не так сложно войти в образ, как сложно из него выйти — там может понравиться». Была в моей актёрской истории и роль Иуды — это просто актёрский опыт: подготовился, сыграл и... отпустил Иуду навсегда. Собственно, его я в себя и не впускал, это тоже часть актёрской профессии — уметь внутренне отсеивать роли, в которых тебе не комфортно, но отыгрывать их. В жизни тоже ведь так бывает. Фото Марии Темновой Ты, судя по твоей биографии, был всегда в поиске хорошей «роли» для себя, того пути, по которому хотел бы идти… Да, я же изначально учился на лингвиста, переводчика французского языка. После этого, уже переехав в Москву, окончил МГУ, стал специалистом по французскому страноведению. Потом ушёл в школу «Останкино», чтобы стать ведущим теле- и радиопрограмм. Затем – долгая история поступления во ВГИК, актёрский факультет и мастерская Всеволода Шиловского, работа в драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна, и... снова телевидение (Почти пять лет Янис создавал праздник для детей и их родителей в «Академии занимательных наук» и «Азбуке цирка» телеканала «Радость моя» - прим.ред.).

http://foma.ru/yanis-politov-ver-i-deyst...

Алкоголь в умеренных дозах — это часть того самого европейского качества жизни, которому в мире завидуют, начитавшись классической литературы. Или посмотрите на выпивку в итальянском, французском кино. Эстетично... Но и в Старой Европе потребляют не всегда красиво и не везде одинаково. Это и было темой конференции. Есть две модели питейной культуры: северная и средиземноморская, согласились ее участники. На севере Европы пьют не больше и, может быть, даже меньше, чем на юге, но нерегулярно и сразу помногу (binge drinking). Там главное — повод, праздник, желание быть веселым, сбросить стресс. В Средиземноморье вино — часть истории и повседневности, заурядного обеда и ужина. Его давали за столом детям, сначала разбавленное водой, а потом как всем. Питье там не геройство, а на перебравшего смотрят со снисходительным презрением. Знакомая англичанка, которая десять лет назад в университете вышла замуж за итальянца из Неаполя и приехала на смотрины в его семью, шокировала новых родственников. За столом сама налила себе вина, не дождавшись, когда кто-то поухаживает. Мало позволяют себе пить гречанки. Зато француженки и испанки наливают на равных с мужчинами. Но это скорее так, страноведение. В смысле алкоголизма и цирроза печени средиземноморская модель нисколько не полезнее северной. Зато социально приемлема. Со стремления к ней и советуют начать ученые. Они не представляют себе французов, запивающих фондю-бургиньон баночкой кока-колы. Франция занимает вторую строчку в статистике ЕС по потреблению алкоголя в пересчете на чистый спирт (14,8 литра на душу в год). За ней следует «северная» (по питейной культуре) Ирландия (13,5). Первенство у Люксембурга. Но там явный огрех статистики. В крохотном Великом герцогстве акцизы и НДС настолько малы, что соседи — бельгийцы, немцы и французы — не могут удержаться от соблазна сбегать за бутылочкой в его магазины. Совет министров ЕС под шведским председательством готовит постановление о союзной стратегии по алкоголю и здоровью. Эту работу продолжит после Нового года следующая страна-председатель — Испания. Стратегия направлена на молодежь. На взрослых махнули рукой. 

http://pravoslavie.ru/32931.html

Заметим, никакие школьные предметы в дореволюционной России не вступали в противоречия с Законом Божьим. Двойственное положение занимало лишь естествознание с теорией Дарвина. Но тогда естествознания в начальной школе не было, а сейчас оно начинается уже в первом классе. И почти половина школьных уроков так или иначе основаны на материалистическом восприятии мира. Как его подвести под религиозную основу? В США дискуссии на эту тему продолжаются до сих пор. По информации Ленты.ru, согласно опросу Gallup, 40% американцев уверены в том, что люди были созданы Богом, 38% - за эволюцию, однако Бог руководил этим процессом. И лишь 16% полагают, что Бог тут ни при чем. Для сравнения: 80 процентов россиян, по данным ВЦИОМ, - за теорию Дарвина в школе. Тем временем, в американском штате Теннесси только что приняли закон, который разрешает учителям критиковать современные научные понятия и в том числе - теорию эволюции, чтобы обсуждать на уроках сильные и слабые стороны общепринятых положений. Подчеркивается, что закон нельзя использовать для насаждения каких-либо религиозных или антирелигиозных доктрин. К слову, у нас пока что в этом споре пострадал не Дарвин, а Достоевский: в Москве, например, новый предмет вводится за счет сокращения часов именно на литературу. Почти 20 процентов учителей, которые с 1 сентября будут преподавать новый предмет, не готовы к этому. Новый курс требует огромных усилий: в нем слились религиоведение, страноведение, мировая культура, философия. И все это надо донести до четвероклашек! Один учитель должен уметь вести все шесть модулей - от светской этики до буддизма. Но как быть, если сам учитель исповедует определенную религию? В конаковской гимназии N 5 так и вышло: Галина Рыманова - человек верующий. Она ведет природоведение в 5-м классе и основы православной религии в 4-м. А еще преподает мировую художественную литературу в старших классах. Говорит: «Если бы пришлось преподавать основы исламской культуры, попросила бы благословения у батюшки». - А как уживаются основы религии с природоведением? - спрашиваю.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Страбон уделяет внимание различным частям индийского региона (в частности, и Тапробане – Шри-Ланке), их флоре и фауне. Он критически оценивает сведения более древних авторов, например известного сподвижника Александра – Онесикрита, специально останавливаясь на истории греко-индийских связей. С последней тематикой соотносятся и его экскурсы в область индийского культа Диониса. Индийские разделы «Натуральной истории» Плиния (I в.) содержат сведения по Индии и Шри-Ланке, этнографии и государственному устройству этих регионов и греко-индийским контактам. Облик древнеиндийских мудрецов получает литературную канонизацию в записях гностика Бардесана (III в.), восстанавливаемых по сочинению неоплатоника Порфирия «О воздержании от животной пищи» (конец II в.) и из «Физики» Стобея (VI в.), и оказавших влияние на трактовку образа брахманов в средневековье. Бардесан описывает местожительство индийских софистов, их аскетическую и культовую практику, мировоззрение и мироощущение (о его сведениях по буддизму см. гл. 1, примеч. 31). Индийские мудрецы получили специальное освещение и в другом популярном в средневековом мире памятнике – «Жизни Аполлония Тианского» Филострата (III в.), сообщавшем помимо этого о древнеиндийских богатствах и городах. Кроме этих памятников – прямых источников средневекового «индоведения» – в формировании индийских средневековых реалий косвенным образом участвовали и некоторые другие эллинские сочинения. К ним относится анонимный «Перипл Эритрейского моря» (I в.),. составитель которого перечисляет порты Красного моря до Индийского побережья с точным указанием промыслов и предметов торговли «индийских стран». Второй задачей исследователя средневекового образа Индии. является систематизация древнеиндийских реалий конкретной (в нашем случае русской) культуры, систематизация, которую целесообразно провести по принципу современного страноведения (включающего описание Индии в плане географии, этнографии, политической истории и т. д.). Она значима и для выявления «удельного веса» древнеиндийских реалий в самой: воспринимающей культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010