Польша старалась удержать свой бывший территориальный размер, а Московское Государство хотело удержать за собою всё, что добровольно отдавалось или было завоёвано оружием в последнее время, Малая Русь хотела соединить во единой целости свой народ под властью Московского Государства, домогалась присоединения провинций, которые населены были одним с ней народом и показывали участие в прошедшей борьбе против Польши. Таким образом, с одной стороны предполагалось присоединить к Московскому Государству Белую Русь в следующих границах: начиная от Динабурга до Друи, от Друи шла предполагаемая линия на Дисну, от Дисны рекой Ушачею до верховьев этой реки, отсюда до Доскина, от Доскина до верховьев реки Березины до Борисова, от Борисова до Свислочи, от Свислочи до Позыды реки, против Зыцина, отсюда рекой Позыдою до Припети, а потомъ рекой Припетью до Днепра. Малая Русь составляла отдельный край с Волынью и Подолью, и польскому королю не следовало вступать в те земли, где великого государя Войска Запорожского люди: край этот, под именем Малой Руси по реку Буг, должен оставаться при Московском Государстве во веки. На таких границах должны прекратиться взаимные набеги, и с этих пор как Польша не должна посылать ратных людей за Буг, так равно и гетману, и писарю, и полковникам и всякого звания запорожским людям не задирать поляков, не начинать никаких военных дел и не хотеть им никакого лиха. Царь отправил на комиссию боярина Никиту Ивановича Одоевского, Петра Васильевича Шереметева, князя Фёдора Фёдоровича Волконского, думного дьяка Александра Иванова и дьяка Василия Михайлова. Борисовская комиссия, где долженствовало разграничить Русь с Польшей, не имела никакого значения. Едва только открылся съезд, как начались военные действия. Поляки, принявши Выговского с Украиной по гадячскому трактату, тем самым нарушили виленский договор, посягая на земли, ещё фактически принадлежащие московской стране. В Польше явно высказывали, что избрание Алексея Михайловича в преемники Яну Казимиру было обман, и на самом деле московскому царю не доведётся быть польским королём.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Описанные Галлом пиршества польских князей и убогих крестьян были даваемы по поводу совершения обряда пострижения. С этою целью Попель 465 дал большой праздник. С тою же целью Пиаст приготовил яства и напитки, какие только недостаточное его состояние дозволило ему иметь. 466 Он призвал гостей, которые, съевши и выпивши что было, совершили над сыном его обряд пострижения. 467 Предмет сей подробнее описан летописцем при пострижении Мечислава. По сказанию Галла, которое весьма важно, молодой князь, кроме имени, данного ему при крещении, получил, при пострижении, другое имя. Это представляет нам новое доказательство, в подтверждение нашего мнения, что помянутые мнимые польско-языческие пострижения совершенно одинаковы с таким же обрядом христианской церкви. Когда (повествует Галл) наступил 7 год Мечиславу, отец его приготовил большое пиршество и созвал знаменитых гостей. Посреди пиршества слепой от рождения ребенок прозрел, из чего пирующие заключили, что Польша, во время его княжении, воссияет над соседними народами. 468 Летописец еще далее простер свои заключения, потому что, по его мнению, Польша, блуждавшая до того во тьме язычества, прозрит потом и увидит свет католической веры. 469 И действительно в то время положение политических дел было такое, что каждый народ, не следовавший западной политике, должен был или погибнуть, или существовать в уничижении. Мечислав, и еще более сын его, Болеслав Храбрый, вводя в Польшу римско-католическое вероисповедание, вознес её значение над соседними народами. Следовательно, справедливо сказал летописец, что Мечислав прозрел, а существовавший в Польше, до введения римско-католической веры, порядок дел он назвал, по своему, язычеством. Однако, Кадлубек иначе судил о пострижении, говоря, что «оно не может быть языческим обрядом, по поводу случившегося при нем чуда (умножения пищи и питья помянутыми пришельцами, постригшими Земовита), что оно не только не воспрещено христианам, но что верные чествуют и свято соблюдают этот обряд, и потому, так как в нем заключается некоторое таинственное значение, люди, которые желают быть почитаемы умными, не должны смеяться над пострижением». 470 Так говорил Матвей у Кадлубка, на что отвечал ему Иоанн, 471 «обыкновенно случается, что люди   насмехаются над тем, чего не знают, тоже случилось и с пострижением. Я не говорю здесь о пострижении, заимствованном церковью от назореев, которого происхождение каждому известно, но если бы и нашего обряда узнано было значение, то не назвали бы его суеверием и не насмехались бы над ним. Наше пострижение установлено в знак усыновления, по поводу чего происходит некоторая степень родства, как по крещению, или по миропомазанию.»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пронеслись над его головой и грозы мрачного времени этого государя, ставшего „Грозным», – пора опричнины и мученической кончины Первосвятителя Филиппа, доблестный и непреклонный характер которого как будто запечатлелся в этом его преемнике. Болело его пламеневшее любовью к Отечеству сердце, при виде того, что творила могущественная в то время Польша над Русским народом, в тех исконно русских землях, которые подпали под владычество польское; знал он о тяжком угнетении там и Веры Православной и народности Русской, о гонениях на наше духовенство и о том, как стали хитростью и насилием вводить там церковную унию, – соединение православных с католиками под властью Римских пап. Без сомнения, он утешался верностью Православию и Русской народности и западнорусских церковных братств и таких борцов за родные начала, как доблестный князь Константин Острожский и другие. Но Польша не довольствовалась попиранием подвластной ей части Русского народа: она, под предводительством короля Стефана Батория, сделала натиск на Московскую Русь. Война его с Иоанном IV была несчастлива для нас, несмотря на то, что доблестный Псков геройски отбил все приступы Польского короля. По следам же Польских войск готовились идти к нам гонители всякого иноверия – иезуиты. Прибыл к нашему Царю и первый провозвестник церковной унии для Западной России Антоний Поссевин, но получил от него решительный отпор папским покушениям на Православие... Под впечатлением таких-то событий готовился к своим подвигам будущий Патриарх всея России и, одушевленный глубокою верою и пламенною ревностью к Православию, он посвятил всю жизнь свою на служение Церкви и положил за нее душу свою. Господь наградил его высокими дарованиями, сильным умом, красноречием и твердою, как сталь, волею. Но данные ему таланты он преумножил собственным трудом над своим образованием. Мы не знаем, как и где обучался он, но его творения показывают, что он прилежно изучал Св. Писание, Творения Св. Отцов, Жития Святых, Русские летописи, одним словом все, что знали его лучшие современники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Славянская культура как цивилизация и система, несомненно, имеет древние корни и духовные основы. Несмотря на постоянный процесс борьбы с ним и попытки его колонизации и рабской эксплуатации, славянский регион по-прежнему обладает большим потенциалом жизненных и созидательных сил. Но только единый славянский Мир – восточные, западные и южные славяне – имеет шанс победить в борьбе с силами зла и античеловеческого империализма. Такой единый или, по крайней мере, дружественный и мирно сотрудничающий друг с другом мир славянских народов может составить важный элемент нового мирового порядка, основанного на труде, творчестве и гениальности человека и его естественном стремлении к сотрудничеству внутри сообщества – сознательном и совместное принятие решения о своей судьбе и солидарность в стремлении к добру и в борьбе со злом. Павел Земиньский, кандидат экономических наук, Польша, Лодзь. Председатель партии «Патриотическая Польша», с 2018 г. Президент Ассоциации «Верные суверенной Польше» с момента ее основания в 2009 году Член Программного совета партии «Организация польской нации – Польская Лига» (ОНП-ЛП) и председатель правления ОНП-ЛП в Лодзинском воеводстве в 2001-2005 гг. Член Президиума МСОО «Всеславянский Собор» с местонахождением в Москве, с 2015 года. Публицист и комментатор польских и международных политических и социально-экономических событий, а также переводчик книг и публицистических статей на вышеуказанную тематику с русского на польский язык. Наиболее активны на сайтах: http://wiernipolsce1.wordpress.com http://neon24.net Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Многое у Павла сказано верно. Но: 1. Конечно же, Христианство не является навязанной славянам иудеями и греками духовно-культурной традиции. " Светлая дохристианская славянская духовность " - это недоразгромленная мифология, частью которой является украинство. 2. Германо-латинизация западных славян осуществилась достаточно глубоко. И главное - в: а) принятия германо-латинского католицизма вместо греко-славянского Православия; б) принятия латиницы вместо кириллицы и значительная германизация самого польского языка; в) принятие германской культуры, начиная с общественного строя - рыцарства, шляхетства, феодализма (классовой сегрегации), республиканства (даже с опережением)...

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/ru...

24 февр. 1921 г. Шептицкому сообщили, что папа Римский подтвердил епископскую хиротонию Боцяна. Однако, когда посол Польши при Папском престоле Юзеф Веруш-Ковальский обратился в Римскую курию за разъяснениями о полномочиях Боцяна, его уведомили в том, что, хотя назначение и рукоположение Боцяна во епископа Луцкого являются законными и правомочными, «ввиду исключительности ситуации и по просьбам польского правительства» ему запрещено предпринимать к.-л. действия в рамках своих полномочий. Тем не менее в 1921-1922 гг. на западноукраинских и западнобелорусских землях, вошедших в состав Польши, число униат. общин выросло. В февр. 1921 г. жители сел Докудув и Ортель Бяльского повята Люблинского воеводства обращались к Шептицкому с просьбой прислать священника. Униат. община появилась в с. Шерешёве Пружанского повята Полесского воеводства, где находилась почитаемая икона Богоматери. 16 дек. 1921 г. Шептицкий просил администрацию Полесского воеводства допустить в село униат. священника, однако получил отказ. На 1922 г. приходится активность в Новогрудском повяте бывш. правосл. свящ. Трофима Семецкого, под влиянием Шептицкого перешедшего в том же году в унию. В дек. 1922 г. Мин-во вероисповеданий и образования Польши высказывало обеспокоенность по поводу действий униат. митрополита Галицкого. В 1926 г. в связи с созданием апостольской администратуры лат. обряда в Москве экзарх униат. Русской католич. Церкви был подчинен католич. еп. П. Э. Невё, возглавившему администратуру. Распространению вост. обряда в СССР помешал арест в 1923 г. 16 представителей духовенства рус. экзархата. После ареста в 1926 г. Фёдорова вице-экзархом был назначен свящ. Сергий Соловьёв (арестован в 1931). Экзархат униат. Русской католич. Церкви формально существует и в наст. время, но не имеет действующих структур. После смерти Фёдорова (1935) должность экзарха вакантна. Неоуниатские структуры Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша. 1-я треть XX в. Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Отед Домбровки, Чешский князь Болеслав, был крещен лично самим Св. Мефодием в Праге в церкви св. Климента. Поэтому он очень чтил Мефодия, и возобновил в честь его храм, устроенный отцом его Братиславом. До самой кончины своей (967 г.) он придерживался обрядов Восточной Церкви. Посему несомненно в греческих обрядах воспитана была и дочь его Домбровка. Она прибыла в Польшу в 965 году. А вскоре Мечислав принял крещение со многими другими в Познани, названной так (как говорит Длугош) потому, что здесь познан был Христос (reco gnosceret fidelem). Здесь Мечислав основал первое епископство в Польше. Домбровка привезла с собою многочисленное духовенство, которое и совершало как крещение, так и все служение по обряду Восточной Церкви, и по переводам св. Кирилла и Мефодия. Им помогали священники, прибывшие раньше из Моравии, и жившие тайно в Гнезне. 402 Особенно торжественное было крещение (остальных) Поляков 7 мая 967 года, когда идолы были бросаемы в воду. 403 Понятно, что и первые храмы устроялись в Польше по греческому типу. 404 Павел Пясецкий, Епископ Перемышльский, в своей хронике говорит: «Польша не пожелала принять христианство от немцев или Западной Церкви, но от Восточной», т.е. греков. Проповедниками ее были Кирилл и Мефодий, трудившиеся при папах Николае и Адриане. Между прочим доказательством принятия Поляками христианства с греческими обрядами служат посты, сохранявшиеся до 1248 года по обряду Восточной Церкви. 405 Странский же свидетельствует, что и в это время Польше нередко приходилось брать священников и монахов (греч. чина) из Богемии, о чем свидетельствуют и другие источники. 406 Начало к отложению Польши от Восточного исповедания положил Герман – Император Оттон Великий, боявшийся греческого влияния на Западе. Достигши права учреждать епископии, он подчинил Познанскую епископию Магдебургскому Архиепископу Адальберту вместе со всеми западными славянами, которые и впредь имели сделаться христианами. Власть Оттона I была очень велика вообще, и в частности. Польша ему была как подвассальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

До 1915 г. одной из главных святынь епархии была чудотворная Коложская икона Божией Матери, написанная в XVII в. Первоначально икона находилась в Борисоглебской (Коложской) ц., в 1853 г., после обрушения стен храма, икону перенесли в бывш. мон-рь бернардинок в Гродно, где разместился правосл. Борисоглебский мон-рь, в 1915 г. икона была эвакуирована в Москву, в наст. время ее местонахождение неизвестно. В храмах епархии почитаются совр. списки с чудотворного образа, в Борисоглебской ц. находится вышитая увеличенная копия Коложской иконы. Архиереи : еп. Иоаким (Левицкий; 13.01.1900 - 25.11.1903), еп. Никанор (Каменский; 26.11.1903 - 9.12.1905), архиеп. Михаил (Ермаков; 9.12.1905 - 1915), Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий; сент. 1918 - кон. 1922, в. у.), архиеп. Алексий ( Громадский; управлял епархией с 12.10.1922, 12.04.1923 - 15.04.1934 имел титул «Гродненский и Новогрудский», с 3.07.1928 архиеп.), еп. Антоний ( Марценко; апр.1934 - сент. 1937), еп. Савва (Советов; 1937 - сент. 1939); архиеп. Пантелеимон (Рожновский; с 17 окт. 1939 управлял епархией как архиеп. Пинско-Новогрудский, 24.06.1940 - 3.03.1942 архиеп. Гродненско-Вилейский), архиеп. Венедикт (Бобковский; 3.03.1942 - июль 1944), еп. Варсонофий (Гриневич; 30.12.1945 - 18.11.1948), еп. Паисий ( Образцов; 18.11.1948 - 13.12.1949), еп. Сергий ( Ларин; 17.03.1950 - 1.02.1951); еп. Валентин (Мищук; 18.02.1992 - 26.02.1994), митр. Минский Филарет (Вахромеев; 26.02.1994 - 3.02.1996, в. у.), еп. Артемий (Кищенко; с 4.02.1996). Монастыри Упраздненные : Коложский во имя святых мучеников Бориса и Глеба (в Гродно, муж., учрежден ранее 1480, в 1612 занят базилианами, возведен на степень архимандритии, в 1839 воссоединился с Православием, в 1842 причислен ко 2-му классу, в 1854 переведен в центр Гродно, в бывш. католич. мон-рь бернардинок, основанный в 1621, в 1915 прекратил существование). Монастыри, относившиеся к Гродненской епархии в 1900-1950 гг. : супрасльский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (муж., близ г. Белостока (Польша), основан в 1498, в нач. XVII в. принял унию, в 1839 воссоединен с Православием, прекратил существование в 1915, восстановлен как православный в 1989); жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы (в с. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., муж., основан ранее 1587, в 1609 принял унию, в 1839 воссоединился с Православием, в наст. время ставропигиальный по отношению к митрополиту Минскому, экзарху Беларуси); красностокский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Красностоке (совр. Ружанысток, Польша), жен., основан в 1900, когда в него были переведены насельницы из гродненского мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, ставшего приписным к Красностокскому, прекратил существование в 1915); Дрогичинский (в г. Дрогичине Бельского у. Гродненской губ., жен., приписной к Красностокскому мон-рю, устроен в 1905 на месте существовавшего в 1500-1842 Троицкого муж. мон-ря, прекратил существование в 1915).

http://pravenc.ru/text/168161.html

Ни один из этих переходов в католицизм не заставил так много говорить о себе и не имел столько важных последствий, как переход саксонского курфюрста Августа Сильного. Хорошо известно, что религиозные мотивы не играли здесь никакой роли. Менее известно, что фривольный герой галантной Саксонии в одно и то же время обещал саксонским сословиям дать своему сыну протестантское воспитание, а папе – воспитать сына в католичестве. Чрезвычайно характерно, как он сдержал эти торжественные обещания. Уже в 1711 году он окружил наследного принца, получившего начальное протестантское воспитание, католическим двором, душой которого был ловкий салонный иезуит Салерно, в 1712 году сын вступил, на радость своему благочестивому отцу, в лоно католической церкви. Таким образом, альбертинская линия Веттинского дома была окончательно приобретена католической церковью. Напротив, другие обращения князей являлись лишь эфемерными успехами ордена. Вообще, эпоха больших побед ордена закончилась в 1648 году. Он должен был быть довольным, если мог отстоять уже занятые позиции и кое-где укрепить их. Это и удавалось ему вплоть до середины XVIII столетия. Иезуиты в Польше и России За исключением Германии, Франции и Англии ни одна страна не была так глубоко затронута реформационным движением, как Польша. В прусской Польше почти все города перешли в лютеранство. В Великой Польше богемские братья создали цветущую церковь . В Малой Польше, Галиции, Литве среди дворянства возникла сильная кальвинистская партия. В Курляндии, Ливонии и Эстляндии лютеранство одержало в 1554 году окончательную победу. Верховные власти королевства не противились этому движению. Уже в 1555 году, в год аугсбургского религиозного мира, Петроковский сейм дал дворянству право организовывать по своему усмотрению богослужение в своих домах. В следующие годы протестанты проникли в сенат и стали занимать даже епископские кафедры. Широко распространенное движение в пользу отделения от Рима увлекло постепенно всю нацию. Польша, казалось, также была потеряна для папства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Теперь два вступительных слова по поводу Ордена иезуитов. K XVIII веку в Европе основной силой, противостоявшей секулярным тенденциям, была, конечно, Католическая церковь. Во второй половине XVIII beka, осознав это, руководители светских по сути уже государств начинают борьбу с Католической церковью. Подробно об этом я сейчас не могу говорить, потому что это очень важная отдельная тема, но чуть подробнее я скажу о Польше. Польша, включавшая в тот момент Литву, Курляндию, Ливонию, Эстляндию, была государством, в котором влияние протестантизма, точнее, немецкого лютеранства было особенно велико. Такое происходило с некоторыми европейскими странами, в особенности это относится к Германии, Англии, отчасти Франции (это те государства, которые были в значительной степени затронуты Реформацией). Поэтому сразу после Тридентского собора иезуиты обратили особое внимание на эти территории, чтобы противостоять этой евангелической, лютеранской пропаганде. В польских городах представители иезуитов появляются достаточно рано, но настоящий расцвет жизни Ордена на территории Речи Посполитой приходится на тот момент, когда у власти был человек, которого даже называют королем иезуитов, — это король Сигизмунд III. При нем очень важное значение в государстве получает известный иезуит Петр Скарга. Его власть была настолько значительной, что все вакансии в высшей администрации королевства, в судах, в сенате, на епископских кафедрах замещались под влиянием иезуитов, и результатом этого стала очень напряженная ситуация с так называемыми польскими диссидентами. В данном контексте диссиденты — это не католики, а, в частности, православные и протестанты. Под влиянием Скарги в законодательстве Речи Посполитой появляется ряд законов, которые запрещают диссидентам занимать некоторые важные государственные должности. Второй очень важный момент, на который надо обратить внимание: иезуиты начинают создавать целую сеть школ с достаточно высоким уровнем образования. Эти школы в Польше получили большую популярность, можно сказать, что уже к середине XVII века все преподавание в Польше находилось в руках иезуитов. В каком-то смысле Польша как государство стала оплотом Ордена иезуитов на севере Европы так же, как на юге Европы таким оплотом была Португалия. Я привел пример Польши, но такая активность Ордена наблюдалась и в других государствах, и это привело к тому, что во второй половине XVIII века осуществляется, можно сказать, общеевропейский заговор против иезуитов.

http://pravmir.ru/ekaterina-ii-i-orden-i...

Однако иное отношение к Е. сложилось в Эфиопской Церкви, где 1-я Книга Еноха была включена в канон ВЗ и было составлено неск. новых произведений о Е. («Иная проповедь о рождении Еноха» вошла в «Книгу тайн неба и земли», а также неизд. «Видения Еноха»). Е. сохранял авторитет и в календарных вопросах. В XV в. имп. Зара Якоб утверждал, что никто «не может вычислить время поста, Пасхи и праздников без Еноха» (CSCO. Vol. 235. Aethiop. T. 43. P. 99. 10-14; CSCO. Vol. 236. Aethiop. T. 44. P. 87. 17-21). Память взятия Е. на небеса празднуется Эфиопской и Коптской Церквами 23 янв. (27 тэрра или тобе соответственно) и 18 июля (24 хамле или эпепа). В нек-рых сир. месяцесловах Е. вспоминается во вторник Светлой седмицы или 7 июля. В визант. традиции память Е. в Неделю праотец (в некоторых месяцесловах встречается память допотопных патриархов 1 марта). С XIX в. образ и писания Е. стали особо почитаться мормонами (Церковью Иисуса Христа святых последних дней). В старообрядческой традиции Е. вместе с Илией выступает как пророк близкого прихода антихриста. Представление о том, каким образом осуществится пришествие пророков - чувственным или духовным, вызвало полемику среди старообрядцев, разделившихся на 2 группы. Первые, к к-рым относятся последователи РПЦС, РДЦ и частично ДПЦ, а с ХХ в. значительная часть часовенных, считают, что появление пророков только ожидается и придут они во плоти; др.- беспоповцы разных согласий (в наст. время меньшинство) - утверждают, что духовный приход уже состоялся и антихрист давно царствует в мире. Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Начиная с первых учителей староверов, утверждалась мысль об исполнении всех предсказаний, но в отношении пророков единства не было. Протопоп Аввакум , призывая: «Зри умом зверя летописного» ( Бубнов, Демкова. 1981. С. 150), тем не менее считал, что антихрист еще не пришел в мир, и осуждал тех, к-рые «мудровали, что пришествие пророков Илии и Эноха на обличение антихриста будет духом, а не плотью» ( Смирнов.

http://pravenc.ru/text/189985.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010