Благодаря действию конкордата, подписанного 28 июля 1993 г. между Ватиканом и Республикой Польша (ратифицирован Польским сеймом 8 января 1998 г.) с. 57], практически все богословские (теологические) факультеты и вузы в Польше имеют государственное признание, «а некоторые из них, например, Краковскую теологическую академию, Люблинский католический университет и еще ряд теологических факультетов, спонсирует государство» Действующее ранее Соглашение между представителями Республики Польша и Польским епископатом Католической Церкви от 14 апреля 1950 г. также среди всего прочего касалось деятельности Люблинского католического университета (KUL), которому гарантировалось продолжение деятельности и в реалиях польского социализма с. 142–145]. История присуждения степени доктора богословия (теологии) уходит в средние века, когда в XIII веке Парижский университет впервые присвоил степень «доктора богословия». Конечно же, в национальной системе аттестации научных кадров Республики Польша степени доктора теологических наук (т. е. кандидат теологии в отечественной классификации ВАК) и хабилитированного доктора теологических наук (doktor habilitowany nauk teologicznych) входят в реестр государственных ученых степеней. Качество представленных к защите работ и материалов и порядок их защиты регулируется Центральной комиссией по присуждению ученых степеней и званий (Centralna Komisja do Spraw Stopni i Tytuów) при Министерстве науки и высшего образования. Данная Комиссия действует с 1951 г. и, по сути, выполняет те же функции, что и отечественная ВАК. Теологическое образование в Польше конфессионально. Для религиозных меньшинств, действующих в стране, существует Христианская богословская академия в Варшаве (Chrzecijaska Akademia Teologiczna w Warszawie (ChAT). В ее составе два факультета – теологический и социальных наук. При этом обучение на факультетах подразделяется на конфессиональные секции: православную, евангелическую и старокатолическую. Соответственно, православная секция удовлетворяет нужды по подготовке кадров духовенства Польской Автокефальной Православной Церкви. Евангелическая – нужды группы польских протестантских деноминаций. Это: Евангелическо-Аугсбургская церковь в Польше, Евангелическая реформатская церковь в Польше, Евангелическо-методистская церковь в Республике Польша, Пятидесятническая церковь в Польше, Церковь адвентистов седьмого дня и Баптистская христианская церковь. Старокатолическая – Польская католическая церковь в Польше, Старокатолическая церковь мариавитов в Польше и Католическая Мариавитская церковь в Польше

http://bogoslov.ru/article/6177608

Когда после первой мировой войны Галиция опять оказалась под властью Польши, наш клир своими силами смог воспитывать студентов теологии, несмотря на то, что Польша всячески препятствовала тому, чтобы наша молодежь получала высшее образование. Во время так называемой второй Польши (1920–1939), когда мы боролись за наши национальные идеалы, Польша тем временем старалась полонизировать наш народ. Поэтому мы уже и на церковном поприще перестали общаться с поляками. Наша уния стала не «унией» (соединение), а сепарацией от местной Римско-католической Церкви. Поскольку из-за унии мы отделились китайской стеной от наших православных братьев на церковной ниве, то Греко-католическая Церковь стала словно замороженной, изолированной от всех. Среди нас мало кто понимал критичность такого положения нашей Церкви, которая уже не хотела называться «униатской» (это название она воспринимала как обиду), а считала себя «католической с греческим обрядом». Однако те (Рим и Польша), кто изобрел унию для своих целей, ясно понимали, что наша галицкая Греко-католическая Церковь разрушила их замыслы. Поэтому для них она стала нехорошей, и они старались «исправить» то, что она «испортила». «Грехом» нашей Церкви они считали то, что она хотела жить для своего народа, а не для славы Римско-Католической Церкви. Чтобы окончательно связать нашу Церковь с Римской, Рим установил целибат духовенства в нашей Церкви, несмотря на протесты духовенства и верующих. Польша преследовала православных, злоупотребляя титулом прежней унии (отбирание так называемых поуниатских церквей), за пределами Галиции создавала новую унию – «wschodniego obrzadku» («восточного обряда»), отстранив от нее наше духовенство. Эту свою новую унию Польша, по благословению Рима, подчинила непосредственно своим епископам; к ней собирались со всей Западной Европы представители разных латинских монашеских орденов, и вся эта разношерстная масса готовилась напасть на Украину, чтобы захватить ее для новой, «настоящей» унии. Наша же Церковь в Галиции была обречена на запустение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1878 архиерей освятил церковь). 14 авг. 1879 г. Л. издал распоряжение о новом распределении церквей по благочинническим округам и об открытии новых благочиний - всего 19. В епархии начались выборы благочинных, 14 янв. 1880 г. Л. утвердил составленную Холмским духовным правлением инструкцию по их проведению. При Л. (преимущественно им лично) были освящены в 1876 г. Крестовоздвиженский собор в Люблине и церковь в Грубешове Холмской губ., в 1877 г. Петропавловский собор в Калише, Троицкий собор в Варшаве после ремонта, храмы в Ломже, мест. Александрово Нешавского у. Варшавской губ. (ныне г. Александрув-Куявски, Польша), в Янове Люблинской губ. (ныне Янув-Любельски, Польша), в 1878 г. собор в Холме Люблинской губ., храм в мест. Кодно Житомирского у. Волынской губ., церкви при Варшавских муж. и жен. гимназиях, в 1879 г. храм Казанской иконы Божией Матери в Августове Сувалкской губ., церковь в Млаве Плоцкой губ., в 1880 г. храмы в Слупцах Калишской губ., посаде Кибартах Сувалкской губ. (ныне г. Кибартай, Литва), в 1881 г. церкви в Годышеве и Граеве, а также после ремонта Успенский собор в Сувалках и в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша), в 1886 г. в Плонске Полоцкой губ., в 1889 г. колокольня в Лукове Люблинской губ., в 1890 г. собор Рождества Пресв. Богородицы в Беле Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша), церковь в Коло Калишской губ., храмы в городах Грубешове Холмской губ., Беле Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша) и др. Архиепископ поддержал инициативу командующего Варшавским военным окр. И. В. Гурко (с 1883 генерал-губернатор Привислинского края) по созданию войсковых церквей, на средства военного ведомства были оборудованы неск. гарнизонных храмов, в частности в Щучине (1890) и Гонсиорове Ломжинской губ., а также близ г. Остроленки (1891). Подавляющее большинство этих церквей на территории Польши были разрушены или капитально перестроены в 20-70-х гг. XX в. В 1877 г. были открыты церковноприходские попечительства в Люблине, Грубешове и Пултуске Ломжинской губ., в 1878 г.- при церкви в Янове, всего 17 приходских попечительств, или братств.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Эти неожиданно легкие успехи возбудили надежды: недаром говорят, что утопающий хватается за соломинку. Латинское духовенство стало внимательнее вглядываться в Россию и придумывать план кампании. Как же взяться за дело, с чего начать, с какой стороны повести атаку? Решили вот что: «Русские с латинством соприкасались только в лице Польши. Польша под знаменем Римской Церкви когда-то завоевывала Россию и чуть ведь было не завоевала. (Эх, время-то было! Ну, да что об этом, его не воротишь!) Русские, отбиваясь от поляков, возненавидели их и заодно возненавидели латинство. Вот главное препятствие к обращению русских. Нужно бы их разуверить, нужно бы их убедить, что «Польша сама по себе, а Римская Церковь сама по себе " ». Разумеется, задача состояла не в том, чтобы обратить всю Россию или всех русских, а в том, чтобы склонить правительство русское хотя бы к союзу или только к сближению, а там что Бог даст. Не мешает, конечно, поодиночке ловить и русских, но главное – задобрить правительство. Ведь земля безгласна, конституции нет, как в других странах; нигде, ни в чем не высказано, чего не может сделать правительство; следовательно, оно может сделать все. Так аргументировали мудрые вожаки латинства и взялись за дело. Просачивалась ли эта мысль в дипломатических сношениях наших с Римским двором, этого, разумеется, мы не знаем. Не можем и предполагать, чтоб кто-нибудь и когда-нибудь решился отнестись с ней прямо к лицу правительства; но она существовала и была задана по крайней мере некоторым органом клерикальной партии как тема, которая разрабатывалась в журнальных статьях, брошюрах, речах и в частных беседах с русскими – на это есть доказательства. «Мы не за поляков. Сохрани Бог ! Напротив, мы к ним относимся строже, чем кто-либо. Мы не можем им простить одного: зачем они вас разлучили с нами? Зачем связали свое народное государственное дело с высоким и святым делом Церкви? Зачем претворили мирное обращение, которое мы задумывали, в завоевание и насилие? Прежде чем они впутались в дело, мы дружелюбно с вами сносились. Ведь вы еще долго оставались в общении с нами после отпадения Восточной Церкви; вы не скоро последовали примеру греков. Право, так! Все Польша, одна эта несчастная Польша, стала и вам, и нам поперек дороги. Бог с нею, с Польшею! Теперь она вас озабочивает, и собственно латинство-то ее и составляет ту присущую ей силу, которая с вами борется. Так подадимте же друг другу руки, и тогда вам нечего опасаться Польши. Мало того, мы это говорим по секрету: с вами заодно мы так ублажим ее, что не будет об ней и помину». Таков был приступ к дальнейшему. Это была своего рода captatio benevolentiae, придуманная ad usum Russorum 423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Польша достаточно успешно действовала в Белоруссии с помощью пресловутой «мягкой силы». Тысячи белорусских студентов учатся в польских вузах за счёт польского же бюджета. Тысячи белорусских граждан обзавелись «картой поляка», дающей право на трудоустройство и полный социальный пакет в Польше. В белорусских городах работают десятки польских неправительственных организаций, имеющих тысячи активистов по всей стране. Особо следует выделить Католическую церковь в Белоруссии, фактически ставшую агентом польского влияния. Прихожанами костёлов, где служат тысячи подготовленных (в той или иной степени) поляками ксёндзов, являются сотни тысяч белорусов. Католиков в стране насчитывается около 15% населения. В Гродненской области они и вовсе составляют большинство, в Минске и Минской области тоже их немало. И для них под понятием «братская страна» явно подразумевается не Россия. Ко всему прочему, Польше удалось создать некий привлекательный образ для многих белорусов. Особо развитой страной её назвать нельзя, но её экономика растёт почти уже 30 лет, не зная спадов. В Польше весьма неплохо развит малый и средний бизнес, обеспечивающий значительную долю её ВВП. Да, проблем у неё достаточно, к локомотивам Евросоюза её явно не отнесёшь. Однако наличие проблем никак не отменяет достижений. Польша вообще отсутствовала во всех концепциях внешней политики России. Многие считают, что она просто выполняет волю США или (в какой-то степени) Германии. Однако в действительности многие польские действия на восточном направлении вполне самостоятельны, а основы её политики на этом направлении были заложены ещё в то время, когда Соединенных Штатов не существовало. И польская шляхта имела на территории Белоруссии свои имения тоже до их возникновения. Кроме Белоруссии, в уходящем году Польша отметилась рядом антироссийских выпадов, связанных с трактовками истории Второй мировой войны, штрафом для «Газпрома» и рядом других, откровенно антироссийских действий. Польша стремительно превращается в главную «крепость НАТО» возле российских границ. Боевой потенциал польской армии составляет сегодня порядка 30% от российского. Не так уж и мало, и о недооценке сил тут не может быть и речи.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/24/mezhdu...

target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 25. Ответ на 24., Токарев: Скорее всего - это политическое действие, никто Польше не даст бороться за веру Христову, Польша - содержанка США. Вы правы, но вот интересный парадокс - католическая Речь Посполита отверглась даже Ватикана и Европы и бросилась в обьятия англосасонского сионизма .... Сташный сон для филокатолика.... Религиозность страны - это сейчас индикатор для мишени экономических и военных нападок. А в этом отношении Польша может пока быть спокойна. Что само по себе показательно. 24. В Европе у России есть стратегический союзник – Польша как наиболее религиозная страна ЕС. жаль, что такое соглашение прежде всего не было заключено между православной Россией и православной Грецией. Скорее всего - это политическое действие, никто Польше не даст бороться за веру Христову, Польша - содержанка США. 23. 11. дед пенсионер Такие же " современные " защищают " пусек " 22. Re: Русско-польский ответ воинствующему секуляризму …Всякая Церковь ведущая пропаганду религиозной свободы, среди своих собственных прихожан - безусловно, рано или поздно, их лишится. …Фактически означает призыв к Церкви выйти " на панель " . Поддерживаю эти слова уважаемого Писаря. 21. Ответ на 20., Антоний : А c 1917 по 1991 на чём стояли?На Православии. Или для вас Новомученики и Исповедники Российские это ничто?! Вы лично, Ваши родители, деды, стояли на Православии? И мои лично. 20. Ответ на 16., М.Яблоков: А c 1917 по 1991 на чём стояли?На Православии. Или для вас Новомученики и Исповедники Российские это ничто?! Вы лично, Ваши родители, деды, стояли на Православии? 19. Ответ на 17., Писарь: Согласна с каждым Вашим словом. А под строками о якобы русской " ненависти " - подписываюсь дважды. 18. Re: Русско-польский ответ воинствующему секуляризму " Мы хотим способствовать утверждению толерантности и в то же время защищать фундаментальные ценности, и прежде всего религиозную свободу,а так же отстаивать право законное право на присутствие религии в публичной сфере " .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/20/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нелёгкие будни православного духовенства в Полесском воеводстве межвоенной Польши в 1920-е годы “Высокомерие, презрение и гнёт…” 29.03.2024 44 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура Снос церкви Преображения Господня (1910 - 1911 г.). Крылов (Kryów), Хрубешувский повят, Люблинское в-в-во. Польша, 8 июня 1938 г. По материалам Государственного архива Брестской области Отличительной чертой политики польских властей на белорусских землях, вошедших в состав Второй Речи Посполитой в соответствии с условиями Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года между РСФСР, УССР и Польшей, стала последовательная и всё более жёсткая дискриминация православного населения, духовенства и православной церкви. Официальная Варшава с самого начала воспринимала православную церковь на территории своих восточных воеводств не просто как нежелательный, подозрительный и чуждый элемент, но и как потенциально враждебный польскому государству социальный институт, который ассоциировался исключительно с Россией и её политикой после разделов Речи Посполитой. Базовый факт, состоящий в том, что православие являлось изначальной верой местного восточнославянского населения, принявшего её в результате крещения Руси святым князем Владимиром в 988 году, польские власти демонстративно игнорировали, трактуя православную церковь в восточных воеводствах межвоенной Польши как результат российской политики после ликвидации Речи Посполитой в конце XVIII века. Именно поэтому польские власти, с одной стороны, стремились максимально ослабить православную церковь в Польше путём сокращения православных приходов и конфискации церковного имущества, а с другой стороны, небезуспешно пытались установить полный контроль над православной церковью, превратив её в послушный инструмент реализации своей культурной и национальной политики в восточных воеводствах (Papierzyska-Turek 2006: 150-151). Всё это самым грубым образом нарушало практически все положения статьи VII Рижского договора, которая провозглашала, что «Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, …все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов» (Польша-Беларусь 1921-1953. Сборник документов и материалов 2013: 34). Однако сразу же после подписания Рижского договора стало ясно, что свои обязательства по гарантии прав национальных меньшинств Варшава соблюдать не собирается.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/29/nelegk...

Митрополит Волоколамский Иларион: Россия и Польша должны сгладить взаимные обиды и перезагрузить отношения 15 августа 2012 г. 18:17 О предстоящем визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу рассказал в интервью ИТАР-ТАСС председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . — В середине августа ожидается эпохальное событие: впервые в истории Предстоятель Русской Православной Церкви посещает Польшустрану с преобладающим католическим населением. Какова цель этого визита? — Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Саввы . Это так называемый мирный визит, то есть первое официальное посещение Его Святейшеством Польской Православной Церкви с момента избрания на Патриарший престол. Святейший Патриарх Кирилл уже посетил ряд Поместных Православных Церквей: в 2009 году — Константинопольский , в 2010 году — Александрийский , а в 2011 году — Антиохийский Патриархаты. В апреле сего года состоялся визит Его Святейшества в Болгарский Патриархат , а в июне — в Кипрскую Православную Церковь . Патриарх встретится с Предстоятелем и иерархами Польской Православной Церкви, посетит крупнейшие православные храмы и монастыри, а в праздник Преображения Господня вместе с Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой совершит Божественную литургию на Святой Горе Грабарке. Запланированы также встречи с Президентом Польской Республики Брониславом Коморовским и с Маршалом Сената Богданом Борусевичем. Поскольку Польша является страной с преобладающим католическим населением, в программу визита вошли встречи со священноначалием Римско-Католической Церкви. Вместе с председателем Католической Епископской Конференции Польши митрополитом Юзефом Михаликом Предстоятель Русской Православной Церкви подпишет Совместное послание народам России и Польши. Это послание станет свидетельством о благом намерении христиан России и Польши жить в мире, сообща утверждая непреложную ценность христианской веры словами и делами.

http://patriarchia.ru/db/text/2404306.ht...

II. Встреча с Западом 1. На распутье В жизни русского Запада XVI-й век был временем трагическим и тревожным. Это было время напряженной религиозной борьбы и богословских споров. В середине века вся Польша и особенно Литва охвачена реформационным возбуждением. Это возбуждение и беспокойство очень чувствовалось и в православной среде... Всюду являются кальвинские проповедники и министры. Их поддерживают местные магнаты, особенно в Литве (достаточно назвать имя Радзивилов). Еще раньше образуются общины «чешских братьев…» В Польше в это время находят себе приют и убежище разного рода религиозные вольнодумцы, гонимые у себя на родине. В частности, широко распространяется учение антитринитариев или социниан (у нас называли обычно «арианами»). Польша становится как бы второй родиной и новым центром антитринитарианского движения. И в самой Польской реформации всего сильнее были именно «либеральные» мотивы... Католическая церковь сравнительно скоро локализовала это протестантское брожение. Решающим было вмешательство иезуитов, призванных в помощь знаменитым кардиналом Ст. Гозием, одним из главных деятелей Тридентского собора. От обороны отцы-иезуиты сразу перешли в наступление. В короткий срок им удалось разрешить поставленную задачу: религиозно перевоспитать (не только переубедить) католическое общество и самый клир. Проповедь и школа были главными средствами борьбы и пропаганды. И, кроме того, иезуиты получают преобладание при дворе, особенно в правление Сигизмунда III (1587–1632). К концу века Польша снова была вполне католической страной... Русская Церковь не была готова тогда к этой воинственной встрече с Западом. Современники с горечью говорят о «великом грубиянстве и недбалости» местного клира. И всего менее была подготовлена к борьбе высшая иерархия. Политические вопросы интересовали западно-русских епископов тогда больше, чем вопросы веры, – «и вместо богословия учатся хитростям человеческим, адвокатской лжи и диавольскому празднословию» (отзыв Иоанна Вишенского)... XVI-ый век кончается почти повальным отступничеством иерархии, отпадением в Унию... Вся тяжесть православной самозащиты падает на церковный народ. И в соборном творчестве крепнет церковное самосознание ... Задача предстояла сложная и трудная. Строго говоря, нужно было разобраться во всех исторических разногласиях Востока и Запада. И найти или определить православное место среди противоречий тогдашнего Запада. Иначе сказать: решить вопрос о Риме и рассудить реформационный спор... Конечно, такая задача и не могла быть разрешена вдруг и сразу. Это программа для многих поколений. Нужно было предвидеть, что первые опыты полемики не будут очень удачны. К тому же в борьбе мешало невольное разъединение мирян и иерархии. 2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Россия и Польша: Вместе свидетельствовать о Христе Мы должны быть закваской, светом, солью для этого мира. Если мы в наших взаимных отношениях обижаемся друг на друга, обвиняем, ненавидим – это все видят. Если в наших отношениях есть градус ненависти – это не помогает миру обратить свой взор к Господу Богу. 21 августа, 2012 Мы должны быть закваской, светом, солью для этого мира. Если мы в наших взаимных отношениях обижаемся друг на друга, обвиняем, ненавидим – это все видят. Если в наших отношениях есть градус ненависти – это не помогает миру обратить свой взор к Господу Богу. 17 августа в Королевском дворце Варшавы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Польской епископской конференции митрополит Юзеф Михалик торжественно подписали Совместное послание народам России и Польши . «Мы призываем наших верующих просить прощения за нанесенные друг другу обиды, несправедливость и всякое зло», — говорилось в послании. Читайте также:  «Призываем простить друг друга…» — Совместное послание народам России и Польши Патриарха Кирилла и Архиепископа Юзефа Михалика Россия и Польша: Зачем соседям жить дружно? О современных отношениях россиян и поляком — Войцех Райтер, московский корреспондент польского радио ER –«Евангелизация радости» (Люблин), сотрудник польского информационного агентства KAI и польской секции радио Ватикана. Современный мир ставит перед христианами — как католиками, так и православными — проблему свидетельства о евангельских, христианских ценностях. Эти вызовы связаны с навязыванием миру, особенно Европе, ценностей, отличных от христианских – это проблемы биоэтические, такие как аборты, эвтаназия, так называемые однополые браки, консумационный, потребительский стиль жизни, который все больше распространяется, — все это наносит удар по корням христианской Европы, а также Евросоюза. Инициаторы создания Евросоюза не хотели видеть Европу такой, какова она есть сейчас. Они видели Европу, корнем которой является христианство. Экономика и политика, лишенные ценностей, превращаются в античеловеческую тоталитарную систему, об этом говорил и папа Иоанн Павел II, и папа Бенедикт XVI, и тоже Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, или Кирилл I, как говорят в Польше и в Европе.

http://pravmir.ru/rossiya-i-polsha-vmest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010