Ниже приводится для Архиепископа Всеволода подлинная цитация по этому тезису из вышеназванного труда канадских украинцев-историков. " Украину по " протекторат " Москвы подтолкнула Польша своей феодально-колониальной политикой в Украине и инквизиторской акцией Католической Польши в отношении к украинскому народа. И, когда Украина ( точнее Левобережная Украина с Киевом) вследствие Переяславского Соглашения оказалась под властью Москвы, то судьба Киевской (западной - ред.) Митрополии тем самым уже была задолго предопределена. Ибо Польша решила у н и ч т о ж и т ь русинов (украинцев и белорусов). Поэтому закономерным было заявление Богдана Хмельницкого (1649 г), что в борьбе с Польшей он " будет воевать за нашу православную веру). Когда же Украина после шестилетней войны под предводительством Б. Хмельницкого была обессилена, а угроза уничтожения украинского народа стала очевидной, то Б. Хмельницкий и его (казацкие - ред. ) старшины в этой критической ситуации не видели никакого иного выхода, кроме как обратиться за помощью к Москве, следствием чего и появилось Переяславское Соглашение " ( " Icmopiя Ykpaihcьkoi Гpeko-Npabocлabhoi Церкви в Kahaдi " (Видавнича cniлka " Ekkлeзiя " , Buhhiner, 1984, Канада, с.134). Совершенно ясно, что при польском варианте развития событий на Украине владыка Василий не имел бы уже физической возможности, как истинный неофанариот, публично заявлять Президенту Украины свои, взращенные за океанами и " морями с фонарями " , виртуальные идеи о " порабощении " Церковной Украины " Москвой " : ибо и его, и нашей Украине с Президентом, и всех украинцев, как нации, просто уже бы не на свете. Была бы только латинская Великая Речь Посполитая " от моря и до моря " . Но этой национальной катастрофы по воле Божией не случилось, благодаря подвигу любви к Святому Православию единокровных братьев-славян: украинцев-русинов, белорусов и великороссов. Основной текст Томоса - Грамоты Константинопольского Патриарха Дионисия на имя Московского Патриарха Иоакима о смене юрисдиции Киевской Митрополии в пользу Московского патриархата таков: " Отныне Митрополия (Киевская - ред.) да будет принадлежать Святому Патриаршему престолу (в Москве), дабы, когда случится нужда поставления желающему быть митрополитом епархий (Киевской Митрополии), да поставляется от действующего (московского-ред.) Патриарха в богохранимом великом граде Москве, если его изберут повинующиеся киевской епархии боголюбезные (украинские-ред.) епископы...., по обычаю места того, и по повелению светлейшего Великого Гетмана " (с.129). (Повеление же Гетмана И. Самойловича на это было).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Но и безбожный Интернационал расшиб лоб о Россию. И безбожный большевицкий режим, как ни силен был, сколько ни запихнул в концлагеря (из 150 миллионов граждан сталинского СССР 52 миллиона прошли через ГУЛАГ), но рухнул. Волею Божией исчез в одночасье, когда возникла опасность, что новые поколения вовсе Бога забудут. И вновь восстали из руин храмы православные. Идёт Второе Крещение Руси! Очевидный Закон о начальном поражении России и конечной победе подтверждает народное речение, что войны начинают народы, а заканчивает их Господь Бог. Действие этого Закона в России указывает, что Бог благоволит к Русской земле и народу, хранящему Православие. Отметим, что Польша в Смутное время поставила нам царем Лжедимитрия, а после него Русь чуть не приняла на Царский престол королевича Владислава. Но именно оттого, что Лжедимитрий решил сменить Православие на папизм, его свергли. И если бы Владислав согласился принять Православие, он стал бы русским царем. И была бы Польша вместе с Русью великой Державой. И жили бы в ней, как ныне у нас в дружбе и равенстве живут разные народы, исповедующие разные религии. Но агрессивная потребность Римо-католической Церкви подавить другие религии (чего у Православия никогда не было!) привела к провалу великой исторической возможности для Польши. Всмотримся в причины, почему Господь допускал нашествия врага на Русь. Это происходило во времена ослабления православной веры в стране. Написанное в конце XII века «Слово о Полку Игореве» не помнит о христианстве, а плач Ярославны обращен к силам природы. Возвращение Руси к языческим понятиям вынудило Господа поставить нас в условия, которые показали, что нашим спасением может стать только Православие, сплотившее народ для победы. Те же причины можно назвать и относительно войны 1812 года, когда наше дворянство воспитывало своих детей у безбожных французов, но их нашествие укрепило православный дух. И если большевицкая власть, объявив подряд две «пятилетки безбожия», к 1943 году намеревалась навсегда уничтожить в стране все религии, то в результате нашествия Гитлера именно в 1943 году Русская Православная Церковь получила Патриарха.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/04/...

125 Кнышин на Подлясье, ныне заштатный г. Гродненской губернии. В начале XVI в. он принадлежал Радзивилам, князьям гониондзским и медельским. Князь Николай Радзивил, епископ жмудский, воспитатель Сигизмунда Августа, отказал Кнышин королю. В этом любимом своем местопребывании Сигизмунд Август и скончался в 1572 г. Предки его, короли польские и великие князья литовские, также любили эту местность и имели здесь дворец для охоты в Беловежской пуще. «Миля от Кнышина был двор королевский, ловища, Витовт, Жигимонт, Казимир и Александр, короли их милость, в том дворе стаивали и в той пущи, где теперь Кнышин, и теж в Городенской пущи, ездячи с того двора, зубры и иншей зверь ловливали». Вилен. Арх. Сбор. 1, 17. 126 Составленная диссидентами декларация насчет свободы совести, в которой изложены были пункты в ограждение правь диссидентов, утверждена актом «Варшавской генеральной конфедерации» и подписана была на конвокационном и избирательном сеймах сенаторами и представителями шляхты, хотя из духовенства подписался под ней только епископ краковский, вице-канцлер, Франциск Красинский. 127 Это же условие паны польские поставили было и Генриху при избрании его в короли польские: но Монлюк успел его отклонить. 128 При избрании короля в 1587 г. две сильных партии держали весы Польши: партия великого канцлера и коронного гетмана Замойского стояла за Сигизмунда, племянника (по матери) покойных королей Сигизмунда Августа и Батория; партия Зборовских держала сторону эрцгерцога австрийского; первая партия – «Серого Яна», как в насмешку Папроцкий называл Замойского, одержала верх. Бурными событиями сопровождалось это избрание и вызвало множество памфлетов со стороны противной партии. Действительно Польша не имела поводов, как показало и время, радоваться избранию Сигизмунда. 129 Лютер публично выступил с своим учением в 1517 г. в Виттенберге; Цвингли в 1518 г. в Цюрихе, но особенно учение его начало распространяться с 1528 г.; Кальвин учил в Женеве с 1535 до 1564 г. 130 Князь Павел Гольшанский сначала епископ луцкий, с 1535 г. виленский; умер в 1555 году. Несецк. Korona Polska, I, 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Напали Шведы от Нарвы на Ингерманландию и около Дерпта, a Россиане на Оберпален. В сие время Польша и Швеция заключили союз и соединясь на Россию, разбили Российские войска при Мояне близ Вендена, и отняли почти вс завоеванные Города. В то же время Шведский Адмирал Бенгт Севринзон Гиллонлод разорил предместье Нарвы и Ивангород. Россиане однако ж преследовали его до Ревеля, поймали Эстляндского разбойника, или наездника Аннибала, и казнили его во Пскове. Продолжение войны с Польским Королем Стефаном Баторием от стороны Полоцка, куда отправлен был и из Пскова отряд войск, а сам Царь оставался во Пскове. Между тем Полоцк, Сокол и другие Города взяты; а Российское войско там все разбито. Польский Король Стефан Баторий взял приступом Великие Луки и Опочку, и оттуда послал отряды к Заволочью и Торопцу, а Шведы от Новгородской стороны заняли города Корелу, или Кексгольм и Орешек, с моря же Балтийского Ругодив или Нарву, Ивангород, Сыренеск или Нейшлосс на Нарове, Копорье и Ямбург. Польский Король Стефан Баторий с сильным войском, составленным из 17 народов, пришел ко Пскову в августе, и с сентября обложив теснейшею осадою Город, держал оную около б месяцев, но города взять не мог. В то же время в Эстляндии Шведы возвратили свои 10 Городов, и от Нарвы напали на Псковские волости; а часть Польских войск пошла к Ржеве Володимирове, Русе и Новгороду. Сентября 27 преставился Преподобный Никандр Пустынножитель и основатель Никавдровы Пустыни. Января 15 заключен в деревне Заполье мир с Королем Стефаном Баторием на 10 лет и уступлена ему вся Лифляндия. Имена убиенных на вылазках при Баториевой осаде Псковичей вписаны во Псковские Синодики для всегдашнего поминовения Заключено перемирие на три года с Шведами на реке Плюсе и уступлена им вся Естляндия, Нарва, Ивангород и часть Ингрии, но Поляки в том же году отняли у них многие южные Естляндские города. Польская шайка бродяг из Дерпта набежала во Псковский Уезд и сожгла одну деревню. Заключено с Шведами еще перемирие на четыре года. Король Польский Стефан Баторий скончался и после его Польша занялась войною со Швециею за Естляндию, а Россия через то ободрилась надеждою возвращения потерянных земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Шептицкого от 24 янв. 1941 г. и утверждены папой 18 апр. 1942 г. Создание экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины в юрисдикции еп. Чарнецкого именовалось как «апостольская визитатура УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья». В 1939-1941 гг. значительная часть неоуниатского духовенства перешла в православие. В частности, с правосл. Церковью воссоединились свящ. Андрей Викторовский в с. Дубечно (ныне Старовыжевского р-на), игум. Гамалиил (Перчеклей) из с. Краска Ратновского р-на, игум. Илиан (Гук) из с. Озютичи (ныне Локачинского р-на) и др. Отдельные неоуниат. храмы (в Ровно, в с. Гумнище Гороховского р-на, в Любешове Волынской обл.) в 1939-1941 гг. во избежание закрытия регистрировались в советских органах власти как римско-католич. костелы, хотя их настоятели продолжали служить по вост. обряду. С началом войны бывш. неоуниат. духовенство возвращалось под власть еп. Чарнецкого, уже в УГКЦ, хотя прежний адм. порядок в ряде регионов, особенно на Волыни и на Холмщине, сохранялся. В июле-авг. 1941 г. еп. Чарнецкий находился в Ковеле, где начал восстанавливать Юрьевский храм бывш. мон-ря редемптористов, пытаясь создать епархиальный центр для управления униат. приходами Волыни (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Л. 118). Восстановленный в 1941-1942 гг. храм являлся кафедрой Чарнецкого. В 1941-1942 гг. в унию перешли священники Зиновий Бачинский (с. Овлочин, ныне Турийского р-на), Леонтий Тиховский (с. Добрятин Млиновского р-на), Николай Гарвасюк (с. Онишковцы Дубенского р-на), Кондрат Лавренчук, ставший настоятелем прихода в с. Гнойном (ныне Красностав Владимир-Волынского р-на). Из лат. обряда в унию вернулись бывш. неоуниат. клирики: игум. Нифонт (Медведь) из с. Жджары (ныне Заставное Иваничевского р-на), свящ. Иосиф Гадуцевич из с. Заставье Корецкого р-на, свящ. Серафим Яросевич из с. Жабче Гороховского р-на. На Холмщине и Подляшье власть еп. Чарнецкого признавали свящ. Николай Сыроед, настоятель униат. прихода, открытого в 1941 г. в Холме (ныне Хелм, Польша) и свящ. Александр Никольский, настоятель униат. прихода в Тересполе (ныне Люблинского воеводства, Польша). Приходы бывш. Полесского воеводства (Торокань, Бобровичи) перешли в новообразованный Белорусский экзархат. Не все волынские униаты признавали власть Чарнецкого. Так, униат. приход в Луцке, к-рый возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал числиться как община греко-слав. обряда и в 1942 г. подчинялся непосредственно римско-католич. еп. Шелёнжеку (Там же. Оп. 2. Д. 228. Л. 60).

http://pravenc.ru/text/2458999.html

50. В существовавшей до 1976 г. Конституции Польши (с 22 июля 1952 г.) по вопросу свободы совести и вероисповедания говорилось еще и следующее: «Статья 69, 1. Граждане Польской Народной Республики, независимо от национальности, расы и вероисповедания, имеют равные права во всех, областях государственной, политической, хозяйственной, общественной и культурной жизни. 2. Нарушение этого принципа путем установления каких–либо прямых или косвенных преимуществ или ограничение в правах в зависимости от национальности, расы или вероисповедания подлежит наказанию. Статья 70… 3. Злоупотребление свободой совести и вероисповедания в целях, направленных против интересов Польской Народной Республики, подлежит наказанию» (см. Конституцию и основные законодательные акты Польской Народной республики. ИЛ. 1953. С. 23–24). 604 См.: журнал «Польша», 1969. 10. С. 17–18. 605 «Известия» от 23 июля 1990 г. С. 1. 606 См. текст Статута приходов в журнале «Wiaclomošci Polskiego AutokefalicznegoKoiciota Prawostawnego», 1971, str. 27 — 37. 607 Устав Польской Православной Церкви, § 45. 608 Там же, § 12. 609 Там же, § 16–18. 610 Там же, § 50, 2. 611 Там же, § 54, 1. 612 В 1974 г. старшие классы семинарии — 5 и 6 — переведены в Свято–Онуфриевский монастырь, где для этой цели выстроено новое здание. 613 Варшавская Христианская Богословская академия действует с 1954 г. В ней имеются еще две секции: Евангелическая и Старокатолич 614 Устав Польской Православной Церкви, § 55, 2. 615 См. журнал «Польша». 1969. 10. С. 18. 616 См. Устав Польской Православной Церкви, § 58, 2. 617 Бантыш–Каменский Н. Историческое известие о возникновении в Польше унии. М, 1805. С. 119. 618 Там же. С. 119–120. 619 Там же. С. 121. 620 Крыловский А. Указ. изд. С. 160, 161. 621 Там же. С. 164. 622 Беднов В. А. Указ. соч. С. 355. 623 Напр., в 1671–1672 гг. См. у А. Крыловского, указ. соч. С. 172, 173 (в прилож.). В подписанном в 1686 г. в Москве между Россией и Польшей мирном вечном договоре польские послы обещали, что отныне король «всем тамо живущим людей в Короне Польской и в Великом княжестве Литовском, в той же вере оставающимся, никакого утеснения, И к вере римской и к унии принуждения чинить не велит, и быти то не имеет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ну да, – боязливо жался князь Львов, – чем считает? Тут очень нужно осторожненько. Залогом мира! – предложил кто-то. Прекрасно. Да, но в каких границах независимая Польша? Разумеется, за счёт всех трёх – России, Германии и Австрии. – Но, – тяжело возразил Гучков, – если им самим дать определять, где кончается Польша, то они отхватят Минск и Киев, и всю Литву. – Я думаю так, – искал Милюков: – из земель, населённых в большинстве польским народом. – А где пополам с малороссами? – Нет, тут надо доработать, подумать, как бы не ошибиться. Поляки – слишком чувствительный народ. – Но уже Совет брякнул, мы не можем откладывать, поймите! – сердился Павел Николаевич. Который раз он чувствовал, что ему не хватает в правительстве полноты власти. Совершенно зря он не рискнул взять премьерство в первый же день. – Надо оговорить, – хмурился Гучков, – что, дескать, Россия надеется, что те народы, которые, ну… связаны с Польшей веками совместной жизни, тоже получат, и в Польше, обеспечение национального существования. Милюков и сам понимал, что поляков надо укоротить, но его формулировка была более тонка. Дальше – про будущий братский союз с Польшей – правильно. И ссылка, что только Учредительное Собрание может дать согласие на территориальное изменение России – юридически безупречна, этого не может сделать даже правительство, не то что совет депутатов. Светлый день истории, день воскресения Польши, союз наших чувств и сердец – это всё хорошо, но сошлись на том, что надо всё же дорабатывать. Тем более, что, по важности декларации, должны будут подписать все министры. Ну, к завтрашнему заседанию, Павел Николаич. Теряем день. Уже и так всё отлично выражено. Какой набор нерешительностей! Павел Николаевич надулся. Завтра представит в том же виде – и всё примут. И – потянулась, потянулась занудная череда мелких дел, это правительство не умело отбирать главное от неглавного. Что делать с комитетом по борьбе с немецким засилием? Ведь он был по сути орудием правых, – но сейчас неприлично бы выглядело ликвидировать его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Это то, что сказал Иоанн Павел II в одной из своих энциклик, что, например, в Южном Бутове в Москве был экуменизм в мученичестве. Там убивали, расстреливали и католиков, и православных, и представителей других религий. Для этой системы не было разницы. Не нужно говорить о переписывании истории, но нужно, чтобы она была объективно оцениваема двумя сторонами. Было бы прекрасно, если бы однажды можно было бы сделать одинаковые учебники истории для польских и русских школьников. Чтобы мы могли быть согласны. Мы можем смотреть на некоторые факты по-разному, но, как сказано в этом документе, чтобы каждый россиянин видел в поляке брата, друга, и наоборот, чтобы каждый поляк видел друга и брата в россиянине. Я помню, как один священник сказал мне – католик, который думает плохо о Патриархе, тогда еще был Алексий II, не имеет Духа Святого. И наоборот, тот русский, православный, который осуждает Папу Римского, тоже не имеет Духа Святого. Конечно, у нас есть разногласия богословские, пусть богословы этим занимаются. Насколько я это знаю, эти разногласия самые минимальные. На самом деле, в вопросах морали, нравственности, никаких разногласий между нами нет. И еще раз хочу вернуться к тому, с чего я начал, что современный мир нуждается в том, чтобы христиане и восточной, и западной традиций, эти два легких, которыми и Европа, и весь мир должен дышать, чтобы быть здоровым телом, которое развивается по воле Божией и устремляется к Царствию Небесному, потому что на самом деле это наша общая цель. Иисус Христос и Богородица – не католики, и не православные. Богородица — это наша общая Мать, и надеемся, что по Ее заступничеству мы последуем по тому пути, к которому призвали нас наши пастыри. Читайте также:  «Призываем простить друг друга…» — Совместное послание народам России и Польши Патриарха Кирилла и Архиепископа Юзефа Михалика Россия и Польша: Зачем соседям жить дружно? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/rossiya-i-polsha-vmest...

" Лень " - режиссер Евгений Сивоконь, 6.28 " Какого рожна хочется? " - режиссер Давид Черкасский, 10 мин. 12.00 " Река жизни " - режиссер Сергей Мирошниченко, Россия, фильм 1, 85 мин. 14.00 " Река жизни " , фильм 2 - режиссер Сергей Мирошниченко, Россия, 100 мин. К юбилею Николая Бурляева 16.00 " Игрок " - режиссер Алексей Баталов К юбилею Николая Бурляева 18.00 " Трын-трава " - режиссер Сергей Никоненко 28 мая Кинотеатр " ГАЛАКТИКА " Конкурс фильмов для детей 10.00 " Волшебное дерево " - режиссер Анджей Малешка, Польша, 90 мин. Конкурс игровых фильмов 12.00 " Дом ветра " - режиссер Вячеслав Златопольский, Россия, 103 мин. 16.00 " Тот, кто прошел сквозь огонь " - режиссер Михаил Ильенко, Украина, 100 мин. 18.00 " Иоанна " - режиссер Феликс Фальк, Польша, 105 мин. Кинотеатр " ВАВИЛОН " Конкурс полнометражных документальных фильмов 10.00 " Стать первым " - режиссер Галина Адамович, Беларусь,46 мин. " Лазарь – друг Христов " - режиссер Наталья Гудылина, Россия, 52 мин. 12.00. " Николай Олялин " - режиссер Людмила Михалевич, Украина, 55 мин. " Царь болгарский " - режиссер Александр Новопашин, Россия, 46 мин 16.00 " По следам генерала Ермолова " - режиссер Сергей Роженцев, 118 мин. Конкурс короткометражных документальных фильмов 18.00 " Ром-дари-ром " - режиссер Майа Бурдули, Грузия, 26 мин. " Счастье – это просто " - режиссер Игорь Гневашев, Россия, 21 мин. " Бумеранг " - режиссер Анатолий Алай, Беларусь, 26 мин. " Русский живописец – Всеволод Иванов " - режиссер Виктор Авилкин, 30 мин. АТРИУМ-КИНО Конкурс анимационных фильмов Студенческие работы 10.00 " Глина " - режиссер Василий Шлычков, Россия, 6.20 " Пишто уезжает " - режиссер Соня Кендель, Россия, 10 мин. " Умба-умба " - режиссер Константин Бриллиантов, Россия, 7.23 " Мой странный дедушка " - режиссер Дина Великовская, Россия, 8.40 " Путь ветра " - режиссер Серафима Овчаренко, Россия, 6.46 " Рождение " - режиссер Сара Прерадович, Сербия, 2.25 " Сеть " - режиссер Игор Джорджевич, Сербия, 2.30 " Чистый " - режиссер Елена Потемкина, Украина, 5 мин

http://e-vestnik.ru/db/22-31_maya._hhi_4...

Иезуиты не позволили сделать этого. Мало того, они самым пагубным образом заставили внешнюю политику Польши служить католическим интересам. Уже в 1581 году отец Антонио Поссевино, папский легат в Москве, всеми средствами старался побудить царя Ивана Грозного к сближению с римской церковью. Иван действительно проявил известную готовность к подобному сближению. Полный самых радостных надежд, Поссевино выступил в качестве посредника при заключении мира при Киверовой горе между Россией и Польшей, мира, выведшего Ивана из очень затруднительного положения. На это как раз и рассчитывал хитрый государь. Об обращении русских речи больше уже не было. Поссевино покинул Россию, ничего не добившись. Два десятилетия спустя отцам-иезуитам представился новый, еще более заманчивый случай для того, чтобы захватить Россию. Беглый монах Гришка Отрепьев рассказал одному иезуиту, что он – сын царя Ивана, Димитрий, и заявил о своей готовности подчинить Московское государство Риму, если взойдет на царский престол. Недолго думая, иезуиты взяли это дело в свои руки, ввели Отрепьева в дом сандомирского воеводы, который выдал за него свою дочь, выступили защитниками его притязаний пред лицом Сигизмунда III и папы и добились набора польского войска против царя Бориса Годунова. В награду за эти услуги Лжедмитрий отрекся в краковском доме иезуитов от веры своих отцов и обещал даровать ордену после победы над Борисом резиденцию в Москве рядом с Кремлем. Но как раз эта благосклонность к католическим монахам и вызвала взрыв ненависти православных русских против Лжедмитрия. 27 мая 1606 года он был убит вместе с несколькими сотнями поляков. Эта неудача дорого обошлась как полякам, так и иезуитам. Если до этого момента почти нельзя было говорить о чувстве национального самосознания русских, то теперь это чувство проявилось с огромной силой, приняв в первое время характер фанатической ненависти к римской церкви и Польше. Союз с Австрией, который орден поддерживал всеми своими силами, и агрессивная политика Сигизмунда III против турок, также поощрявшаяся орденом, имели для Польши почти столь же печальные последствия. Словом, ни одно государство не испытало в своем развитии иезуитского влияния так сильно, как Польша, и ни в одной стране, за исключением Португалии, орден не пользовался таким могуществом. Польша имела не только «короля иезуитов», но в лице Яна Казимира [Ян II Казимир Ваза (1609–1672) – польский король и великий князь Литовский (1648–1668), последний из династии Ваза] и короля-иезуита, то есть государя, который стал членом ордена еще до своего вступления на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010