13 слл. и Мф 21. 12 слл., Мк 11. 15 слл., Лк 19. 45 слл. или помазание Иисуса грешницей в доме Симона фарисея, согласно Лк 7. 36 и слл., в доме Симона прокаженного в Вифании, согласно Мф 26. 6 слл. и Мк 14. 3 слл., и в доме Лазаря, согласно Ин 12. 1 слл.), кроме тех случаев, когда сходные повествования отличаются именами действующих лиц (напр., призвание Матфея в Мф 9. 9 и Левия в Мк 2. 14 и Лк 5. 27). В обращении с евангельским текстом Татиан проявляет значительную свободу, исключая нек-рые фрагменты (напр., генеалогии Иисуса Христа) и внося сознательную правку (упоминания о последовательницах Иисуса в Лк 8. 1-3), руководствуясь, как предполагается, докетическими и энкратитскими представлениями. Возможно также, что кроме 4 канонических Евангелий он использовал и некий 5-й, апокрифический, источник (см.: Merkel. S. 76-91). «Диатессарон», воспринятый в сир. христ. общинах и долгое время использовавшийся в качестве богослужебного текста, впосл. был изъят и заменен Четвероевангелием в связи с нек-рыми еретическими взглядами Татиана (см.: Theodoret. Haer. fab. 1. 20//PG. 83. Col. 372). Однако предложенный Татианом способ гармонизации Евангелий, по всей видимости, продолжал привлекать внимание христиан на Востоке и Западе, о чем свидетельствуют многочисленные средневек. версии и переработки «Диатессарона», сохранившиеся на различных вост. и европ. языках. В средние века Известные на сегодняшний день многочисленные средневек. гармонизации представляют собой разнообразные по форме переложения «Диатессарона». С т. зр. формы исследователи объединяют их в следующие типы: передающие полный текст «Диатессарона» более или менее близко к оригиналу (напр., Г. е. из Фульдского кодекса); сокращенные в виде перечня кратко изложенных фрагментов Евангелий, как правило имеющие заглавие «Деяния Христа» (Gesta Christi); комментарии, написанные на гармонизированный евангельский текст (напр., Захарии Хризополитана и Петра Кантора), или поэтические сочинения, излагающие историю земной жизни Иисуса Христа на материале Г.

http://pravenc.ru/text/161701.html

4:4 слл.). 3.1.2 Благодаря своей склонности к систематизации, а также благодаря факторам, вызвавшим его выступление, Иезекииль становится выдающимся богословом. Иезекииль косвенным образом отстаивает рефлексивный монотеизм. Яхве – единственный Господь, другие боги – только идолы и мерзость. Все происходит из слова Яхве (ср. значение «формулы получения откровения»), и все, что произойдет в будущем, исходит от Яхве (ср. роль «формулы познания»). Яхве – Творец (ср. 37:1 слл.) и кормчий универсальной истории (16, 20, 23). Фактически ведущую роль в обосновании суда играют первая и вторая заповеди (6; 8; 14:1 слл.; 16; 20:5 слл., 32 слл.; 23). Яхве есть Царь (20:33) и Пастырь (34). 3.1.3 Обязательные максимы божественной воли изложены с редкостной точностью и богословским осмыслением Описание признаков праведников и осмысление содержания понятий «правда и правосудие» (18:1–20) основываются на сакральном праве (Храмовом законе). Перечисляются социальные и культовые преступления (6, 8, 22, 24). Рассматривается историческое значение заповедей и законов Яхве, при этом осмысление суда доходит до парадокса неблагости божественных законов, делающих жизнь невозможной (ср. 20:10 слл., 25 слл.). 3.1.4 Иезекииль, как мало кто другой, осмысляет последствия и результаты человеческого греха Масштаб происходящего суда заставляет задуматься о грехе, начиная с его истоков (16, 20, 23). Однако и современное поколение не отказалось от греховного наследия отцов, оно продолжает участвовать в их преступлениях (18:1–20; 20:30 слл.). Не важно, противится ли оно существованию такого наследия (18:2) или смиряется с ним (18:19), Бог принимает в расчет только дела правды и правосудия. Во всех поколениях каждый человек отвечает сам за себя; праведность отдельных людей не освобождает от вины всех остальных (14:12–20). И в течение жизни человека Яхве добивается его обращения от грехов (14:6; 33:79, 10–11), потому что он не желает смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и был жив. 3.1.5 Иезекииль – отец пророческого богословия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1056 Житие в Памятн. стар, русск. лит. IV, стр. 121, Сравн. Голубинский, Ист. Р. Ц. т. II ч. I стр. 263–265. 1058 Краткое житие, напечатанное в „Книге, глаголемой описание российск. свят.“, стр. 162: „научен же бысть книгам“. 1062 Житие Феодосия говорит, что он был отдан к „единому от учитель“, что свидетельствует о существовании в Курске нескольких учителей и школ; впрочем, проф. Голубинский полагает что жизнеописатель, преп. Нестор здесь „представляет время детства преп. Феодосия по своему собственному времени“. Ист. Р. Ц. I, I стр. 727. 1064 Мне совершенно непонятно, как может проф. А. Крымский в 1912 году (в своих Лекциях) ссылаться на первое (sic!) издание „Египетской Грамматики“ Эрмана. 1065 Подробнее см. в моей статье, посвященной Адольфу Эрману, в Вестнике Харьковского Историко-филологического Общества, вып. 5. 1067 Sitz. – Ber. Preuss. Akad. 1898, стр. 83; 1899, стр. 78 сл.; 1900, стр. 43 сл.; 1901. стр. 77 слл.; 1902, стр. 51 сл.; 1903. стр. 102; 1904, стр. 236 слл.; 1905, стр. 130 слл.; 1906, стр. 88 слл.; 1907, стр. 61 слл.; 1908, стр. 88 слл.; 1909, стр. 131 сл.; 1911, стр. 97 сл.; 1912, стр. 60; 1913, стр. 105. 1070 Срв. рецензии на этот труд Эрмана, помещенные в Deutsche Literatur-Zeitung 1908, 443–445 (G. Roeder), Revue de l’hist. des religions 1908, 204–222 (E. Amélineau) и Zeitschrift der Deutsch. Morgenländ. Gesellsch. 1910, 457–465 (G. Roeder). 1071 A. Erman und Н. Schäfer, Angebliche Umschiffung Afrikas, Sitz. – Ber. Preuss. Akad. 1908, 956 слл. 1072 Fr. Rossi в своей статье Del Copto come base degli studi egittologici (1908) странным образом совершенно не упоминает о Штейндорфе. 1076 Это объяснение приставного гласного предложено было Зете еще в 1892 г., в исследовании: De aleph prosthetico in lingua aegyptiaca verbi formis praeposito. В сравнительном языкознании такой гласный носит название протетического гласного; он встречается в индоевропейских языках (напр. греч. – φρς, срв. санскр. bhrûh, др. англ. brû. лит. bruvis, др. в. нем. brava, нем. Braue, русск. бровь; или, напр. поздне-греч. –στρατιτης, поздне-латинск. i-spiritus) и семитических (Ed. König, Hist.-krit. Lehrgebäude d. hebr. Sprache II, 499).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основная структура мышления в этом произведении литературы премудрости характеризуется представлением об определенном порядке, который часто называют «связью действия с результатом». Согласно этому представлению, существует взаимосвязь между тем, что делают человек и сообщество, и тем результатом, который они получают: кто делает доброе, тому делается хорошо, кто делает злое, тому делается плохо (1:20–33; 10:2; 11:25; 12:3.14.21; 14:11; 21:21; 22:8). Эта взаимосвязь затрагивает различные измерения человеческой жизни: экономическое (10:4; 11:16; 12:11; 13:4.25; 19:15; 20:13; 24:30–34), социальное (12:24; 19:4.7) и политическое (11:14; 14:34 слл.; 16:12; 20:28; 28:12, 28; 29:2, 4, 8, 14, 18). Старая экзегеза понимала эту взаимосвязь как возмездие, в смысле абсолютной теории наказания. Против такого понимания выступил К. Кох (K. Koch; 1955). Он подчеркивает имманентную каузальность связи между действием и результатом («судьбоносная сфера деятельности») и отвергает «бездумную уверенность, с которой Ветхому Завету приписывается идея возмездия». Критика модели судьбоносной сферы деятельности сконцентрировалась на вопросе, не содержится ли в ней недооценка роли Яхве. Некоторые тексты, по-видимому, предполагают, что эта взаимосвязь существует сама по себе, по некоему имманентному закону (11:5 слл.17; 26:27 слл.), в других прямо утверждается, что она устанавливается или приводится в действие самим Яхве (2:6–8; 3:33 слл.; 10:29; 12:9; 15:3.9.25 слл.; 16:5; 21:3; 22:12.23; 23:11; 24:12). В последнее время предпринимаются попытки интерпретировать связь между действием и результатом в смысле «коннективной справедливости», то есть воздаяние, возмездие понимается в рамках коммуникативной оформленности реальности как социальная интерактивность, которая дана не просто в силу некоего закона природы, а должна поддерживаться «действием в интересах друг друга». В эту рамку может быть включено и вмешательство Яхве, которое, хотя и ожидаемо, все же остается неподконтрольным (B. Janowski, 1994; критику см. K. Koch, 1998). «Действие в интересах друг друга» должно быть предметом познания и научения. Воспитанию ставится задача начинать этот процесс как можно раньше (4:3 слл.; 13:24) и не прекращать его в течение всей жизни (3:1–3; 4:1–9, 20–27; 7:1–3; 23:12–14). Книга Притчей (ср. пролог 1:2–6) дает текстовую основу для такого процесса образования и воспитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

(2) Вторая система (26:1; 29:1, 17; 30:20; 31:1; 32:1, 17) демонстрирует единое синтаксическое построение, ее принципом не является хронологическая последовательность (даты 26:1; 29:17 и 32:1 не вписываются в такую последовательность), причем датировки всегда относятся к пророчествам для чужеземных народов. 2.1.5 Вполне вероятно то, что пророчества в главах 25–32, посвященные народам, являются в значительной мере вторичными (ср. F. Fechter). Наряду с аргументами, представленными в результате анализа соответствующих текстов, в пользу этого свидетельствуют следующие обстоятельства: (1) В тексте встречаются, помимо пророчеств, объединенных в главах 25–32, пророчества о народах, как, например, представленные в главах 21:33–37; 35; 38 слл., которые, отчасти по контексту, отчасти содержательно, более тесно связаны с судьбой Израиля, чем пророчества о народах, собранные в 25–32. (2) В пророчествах, объединенных в главах 25–32, дается собственная система датировки (см. выше, 2.1.4). (3) Иезекииль послан только к дому Израилеву, а не к народам с чужим языком и непонятной «речью» (3:4–6). Феномен онемения указывает на то, что Иезекииль не мог провозглашать пророчества для народов, собранные в гл. 25–32 (ср. 24:25–27 в связи с 29:21 и 33:21 слл.). (4) В самих пророчествах для народов в гл. 25–32 можно увидеть следы роста текста, которые проявляются в наличии разных концовок (28:24, 25 слл.; 29:21 слл.). Главы 38 слл., посвященные Гогу, разрывают единый текст, включающий главы 37 и 40–48. В отличие от этого текста, в главах 38 слл. говорится о будущем, которое должно последовать «после многих дней», и, вероятно, задачей эпилога в 39:23–29 является объединение этого фрагмента с его контекстом. 2.1.6 По вышеизложенным причинам Книга Иезекииля занимает в новейших исследованиях особое положение. Это парадигматический узловой пункт, где встречаются разные экзегетические подходы к экзегезе пророческих книг. Она является объектом исследования критики текста (М. Гринберг, Й. Луст, Л.Й. Макгрегор, Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Paris. 1858. Р. 33 sqq.; Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М., 1892. С. 11 слл.; Павлов А. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.С. 76 слл.; Hergenro..ther J. Photius, Patriach von Constantinopel. Regensburg, 1869. Bd 3. S. 109 sqq.; Бердников И. Краткий курс церковного права. Православной Церкви 2-е изд. Казань, 1903. Вып. 1. С. 77 слл.; Mortreuil J. A. B. Histoire du droit Byzantin. Paris, 1843–1846. Т. 1. S. 222 sqq.; Т. 2. S. 490 sqq.; Biener F.A. De collectionibus canonum ecclesiae graecae. Berolini, 1827. S. 21 sqq. , иавторов, названныхвыше. 55 ИзданияНомоканонаФотия: Voelli J., Justelli Н. Photii, Patriarchae Constan-tinopolitani Nomocanon cum commentariis Theodori Balsamonis (Bibliotheca. Lutetiae Parisiorum, 1671. Т. 1. Р. 787 sqq.); αλληκαι Ποτλη, τ. 1, , Αυηνησιν, 1852. 58 Мы рассматриваем церковное право Востока лишь до половины XV в., до прекращения зависимости Русской Церкви от Константинопольской. 60 См.: LX librorum Βασιλικων, id est, universi juris Romani, auctoritate principum Rom. Graecam in linguam traducti, Ecloga sive Synopsis, hactenus desiderata, nunc edita per J. Leunclavium. Basileae, 1575. Р. 6–82; Adnotationes – p. 85–112; Ανεκδοτα Ed. G. E. Heim-bach. Lipsae, 1840. T. 2. S. 261–289, идругиеизданияисточников. См.: Finlay G. History of the Byzantine and greek empires from 1057 to 1453. Edinburg; London, 1854. Р. 77 sqq.; Chalandon F. Essai sur le re/gne d,Alexis I Comne/ne. Paris, 1900. Р. 309 sqq.; Лебедев А. Очерки Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. М., 1892. С. 209 слл., и мн. др. 64 Текст устава см. в кн.: Голубинский, I, I, С. 622–627; Дополнение к Актам ист., Т. 1, 1. С. 1–2, и др. Об этом ср.: Погодин М. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846, Т. 1, С. 270 слл.; Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Киев, 1886. Вып. 1. С. 68 слл., и др. 66 Кормчая 1493 г., в рукописи Казанской академической, бывшей Соловецкой, библиотеки, 858, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

le Vicomte Emmanuel de Rouge и Em. de Rougè, Oeuvres diverses I, 1907. 409 См. Céremonie d’inauguration du monument élevé par les soins du Gouvernement Egyptien à Mariette Pacha, Le Caire, 1904. 412 Срв. на русском языке книгу А. Михаэлиса, Художественно-археолог. открытия, Москва, 1913, стр. 283 слл. 413 G. Charmes, La reorganisation du Musée de Boulaq et les études égyptologiques en Egypte (в сборнике статей под заглавием L’Egypte, 39–130). 415 Maspero, Not. sur Aug. Mariette, стр. 62 сл. О жизни и научной деятельности Мариэтта см., кроме цитированных выше сочинений еще: A. Rhone, Aug. Mariette. Equisse de sa vie et de ses travaux (Gazette des Beaux Arts 1881, septembre); H. Wallon, Notice sur la vie e es travaux de Mariette (Compte rendu de la Seance puol. annuelle du vendreid 23 novembre 1883); Revillont, Aug. Mariette-Pacha (Revue egypto logique Il), работы E. Desseill’я и др. 423 H. Brugsch, Reise der kgl. Preussischen Gesandtschaft nach Persien – II, Leipz. 1862–1863; Mein Leben und mein Wandern, Berlin, стр. 141 слл. 428 О жизни и ученых трудах Г. Бругша см., кроме цитированной выше автобиографии, еще краткую заметку К. Герца в Русском Вестнике за 1858 г., том XIV, апрель, 2 Совр. Летоп. стр. 386 слл. и Allg. Deutsche Biogr. XLVII, 283 слл. 429 Полный список трудов Дюмихена приведен в Rec. de travaux etc XVI, 76 слл. Биография изложена Эберсом в Beilage 47 к Allgemeine Zeitung 1894, 56 и Вилы. Шпигельбергом в Allg. Deutsche Biographie XLVIII, 162–1 63. 440 О жизни и научно-литературной деятельности Г. Эберса см., кроме цитированных выше автобиографий, еще и книги R. Gosche, еще Steinhausen, Memphis in Leipzig, 1880 (под руками не имею0, Allg. Deutsche Biogr. LV, 469 слл. и, на русск. яз., Мир Божий, 1895, февраль. Срв. также Ed. Meyer, kl. Schr. 1910, стр. 504–5 24. 441 О папирусе Ринда см. ныне М. Simon, Mathematik im Altertum 1909, V, 26 сл. (срв. мою рец. в журнале «Гермес» за 1910 г.) и на русск. языке В.В. Бобынин, Математика древних египтян. М., 1882. 442 В стороне стоят его Gesch.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

379 „Опричъ духовнаго дела» игумену все делать по совету со старцами; избирать 12 старцев, духовного жития и благорассудных; им без игумена (а равно и в недостаточном числе) тоже не соборовать, но всем вместе, которые будут в отъезде по монастырским делам; в игумены избирать своих постриженников. 382 По этому списку мной и цитируется; издано не было; пересказы: Филарет, I, 379–381 (19 марта); Коноплев, 76–85; Русск. Фив., 384. – О данной рукописи см. арх. Леонид, Описание р-сей гр. Уварова, II, 489. 383 Житие Стефана Комельского († 1542), редкое в рукописях и оставшееся неизвестным в свое время В. О. Ключевскому , издано X. М. Лопаревым (Пам. Др. Письм., LXXXV), С.-Пб. 1892, по новому списку прф. Н. С. Тихонравова. Это житие не представляет таких черт, какие меня в настоящее время интересуют. Время составления жития неизвестно; рукописи восходят к XVII в. (см. предисловие издателя). Изложения: Филарет, июнь, 72 слл.; Русск. Фив., 385 слл. 385 Н. соч., 85–86. Житие не издано; мне известно главным образом по рукописи М. Син. Б-ки 608, л. 55 слл., по которой и цитирую. Изложения: Филарет, II, 112–120 (19 мая); Рус. Фив., 21 слл.; Коноплев, 85–94 (много выписок из текста жития). 389 „Сердце же хранити елика сила умною молитвою отъ скверныхъ помыслъ, яко же рече, отъ сердца исходятъ noмышлehiя злая, и та суть сквернящая человка. тмже бpamie, аще kiu помыслъ нечистъ отъ общаго врага всхъ нанесется не облнитеся помолитися къ богу прилжно. и постомъ и молитвою, бдhieмъ же и слезами еже на един вскор изгоняти тощно подвизающеся» (л. 89 об.). 391 Чудеса доведены до 1557 г., но „последние приписаны, по-видимому, после»: В. О. Ключевский, 333. Списки редки; мне знаком текст в вышеупомянутой рукописи гр. Уварова, 1247, л. 47–64; не издано; пересказы: Филарет, II, 529; Русск. Фив., 392 слл.; Коноплев, 72 слл. 393 В рукописи гр. Уварова 1247 текст жития сопровождается рисунками, из которых некоторые изображают крестьян, занятых полевыми работами, и преподобного, сидящего в иноческом одеянии и ведущего с ними „духовную беседу». Мне кажется, что данное житие и эти изображения следует отметить, как нечастый в древней Руси пример внимания к простым мирским людям и их обыденным житейским занятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ce. 114–138; T. Spidlik, Spiritualität des östlichen Christentums, in Handbuch der Ostkirchenkunde, cc. 483–502. 116 С. van der Aalst, Contemplation et Hellénisme, in Proche-Orient Chrétien 14 (1964), cc. 151–168; Grégoire de Nazianze, cc. 9 слл. 119 . R. Leys, L " image de Dieu chez saint Grégoire dy Nysse, Bruxelles 1951, cc. 28 слл.; см. с слл. 120 См. J. Mouroux, L " expérience chrétienne, серия Théologie 26, Paris 1952, гл. 5–6; A. Léonard, Expérience spirituelle, DS 4,2 (1961), coll. 2004–2006. 122 . Id., Vie de Syméon le Nouveau Théologien, in Orient Christ. 12 (1928), с LXXIV; см. Hieronymus Graecus, PG 40, 860–865. 123 I. Hausherr, L " erreur fondamentale et la logique du Messalianisme. OCP I (1935), ce. 238–260; ОСА 183 (1969), ce. 64–96. 125 . См. É. des Places, Diadoque de Photicé,OS 3 (1957), coll. 825; F. Dörr, Diadochus von Photike und die Messalianer, Ein Kampf zwischen wahrer und falschen Mystik im fünften Jahrhundert, серия Freiburger theologische Studien 46, Freiburg im Breisgau 1937, с 50. 126 См. A. Guillaumont, Le «coeur» chez les spirituelles grecs à l " époque ancienne, DS 2, 2 (1953), coll. 2281–2288; см. с. слл. 142 См. Grégoire de Nazianze, с. 139, прим. 1 (библиогр.); G. Bardy, " Philosophie» et «philosoph» dans le vocabulaire chrétien des premiers siècles, RAM 25 (1949), ce. 97–108; A. M. Malingrey, « Philo sophia». Étude d " un groupe de mots dans la littérature greque des Présocratiques au IVe siècle après J.C., Paris 1961. 144 . См. напр. работу русского исследователя С. M. Зарина Акскетизм по пра- вославно-христианскому учению, СПб., 1907. 149 См. G. Verbeke, UOvolution de la doctrine du Pneuma, du stoïcisme à Saint Augustin, Paris-Louvain 1945; I. Hausherr, Direction spirituelle en Orient autrefois, OCA 144, Roma 1955, в частности, на ce. 45–55 излагается история слова pneumatikos; DS 3, coll. 1015 слл., 1025, 1049 слл.; DS 2, 1833. 152 CM. J. Gribomont, L " Esprit sanctificateur dans la spiritualité dßs Pères grecs, DS 4, 2 (1961), coll. 1257–1272; см. с.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

К области догматического богословия относятся статьи о Пресв. Троице (собственно Триединстве, Dreieinigkeit, 146 слл.), о Боге (Gott III, 1550 слл.) и доказательствах Его бытия —399— (Gott IV, 1558 слл.), о Язычестве (Heidentum, 2015 слл.), Эсхатологии (622 слл.) 548 Догматике (106 слл.) и друг. В сферу нравственного богословия входят ценные работы об эгоизме (Egoismus, 195 слл., Titius), о браке (Ehe II), чести (Ehre 227 слл., G. Naumann), присяге (Eid 239 слл., Scheel), этике (Ethik 653–672, Titius), совести (Gewissen 1405 слл.) 549 и т.д. Для историка христианской церкви представляют большой интерес такие статьи, как Диссиденты (90 слл. Förster), Доминиканцы (117 сл., срв. Hastings IV, 1187 слл.), Донатизм (120 слл., Scheel), Францисканцы (987 слл.), Григорий I–XVI (имена пап), ценная статья Bousset «Heidentumchristentum» (1930–1959), посвященная внутреннему развитию Христианства на языческой почве приблизительно от кончины св. апостола Павла до расцвета апологетической литературы (ок. 150 г.), а также, крупные статьи с географическими заголовками, как Англия (339–365), Гессен (2159–2194), Франция (954–980). Религиозному сознанию язычества посвящены статьи о древнегреческой религии W. Kroll’я (Griechenland I, Religion 1666–1688), о германской религии (Н. Fischer’a 1328–1336), Диоскурах (G. Löschke 83–84), очаге (Е. Lehmann, 2121–2122), рождении (Geburt, 1186, его же, срв. статью Birth у Hasmingsa op. cit. II, 635 слл.) и фетишизме (879: приведена лишь специальная литература; срв. Hastings V, 894 слл.). На долю II-ro тома нашего Словаря выпал ряд статей трактующих о важных направлениях и проблемах философии: таковы Дуализм (158 слл. Steinmann), Эмпиризм (318), Энциклопедисты (414 слл.), Эпикурейцы (419 слл.), Теория познания (Erkenntnistheorie 444–459 Е. W. Mayer), Эвдемонизм (682 слл.), Гностицизм (1478 слл.), равно как и статьи, посвященные выдающимся представителям европейской мысли, – Гегелю (1916 слл.), И.Г. Фихте (888 слл.), Куно Фишеру, Гассенди, Фейербаху, Эд. ф. Гартманну, Гюйо (I. М. Guyau), Гербарту (2110 слл.) и друг. 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010