Господь опять взглянул на высоту небесную, и небо стало новым: на тверди, вместо прежних светил – солнца, луны и звезд, явилось новое Светило незаходимое, Христос Бог наш. Господь взглянул на глубину безмерную, и земля снова явилась, но уже не прежняя, а блистающая, как свет, потому что все на ней изменилось. Господь взглянул на море, и вода тотчас иссякла, превратившись в огонь, от которого поднялось до небес пламя. Все были объяты страхом, потому что пламя жгло и поедало неверных, грешных и идолослужителей, как только Господь посмотрел, а огненные Ангелы возложили на них свои руки. Но не все нечестивые были ввергнуты в огненное море, некоторых Ангелы оставили. Я обратился к водившему меня святому Ангелу, и он сказал мне, что это те из иудеев, которые веровали в Божественный Промысл и не поклонялись идолам. Здесь исполнилось слово Божие, написанное в Евангелии: «Тут будет плач и скрежет зубов». От ввергнутых в огненное море нечестивцев слышен был плач и вопль, и рыдание. Они мучились в страданиях и изнемогали, видя себя оскверненными греховными делами. Оставшиеся же невредимыми радовались, что приняли закон Божий и хранили его. После этого Господь воззрел на восток. Ангелы затрубили, и те из них, которые были на восточной стороне, разошлись по всей вселенной и, где только встречали светлые лица, с великой радостью целовали их, так обошли они с быстротою молнии всю землю и, отделивши избранников Божиих от грешников, поставили их по правую сторону Судии. После этого Господь воззрел на север и юг, и Ангелы Божии привели оставшихся и поставили их по левую сторону – их было бесчисленное множество, как песку земного. Стоявшие по правой стороне сияли неизреченным светом, а стоявшие по левой были мрачны. Обратившись к первым, Господь сказал: «Придите, благословенные Отцом Моим, и наследуйте приготовленное для вас от сотворения мира Царствие Небесное; ибо вы кормили Меня, когда Я был голоден, утоляли Мою жажду, одевали Меня, когда Я был наг, служили Мне, когда Я был болен; в скорби и несчастии вы утешали Меня».

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Милосердия двери открой нам, благословенная Богородица, надеясь на Тебя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, ибо Ты — спасение рода христианского. Господи, помилуй. (12 раз) Молитва 1, святого Макария Великого, к Богу Отцу Боже вечный и Царь всякого создания, сподобивший меня дожить до этого часа, прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помышлением; и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой нечистоты плотской и духовной. И дай мне, Господи, эту ночь провести в мире, чтобы, восстав от сна, я во все дни жизни моей делал угодное пресвятому имени Твоему и побеждал нападающих на меня врагов плотских и бесплотных. И избавь меня, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих меня, и вожделений лукавых. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва 2, святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержитель, Слово Отчее, Иисус Христос! Ты Сам совершен, и по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне. Иисус, добрый Пастырь Твоих овец, не предай меня нападению змия и не оставь меня на волю сатаны, ибо есть во мне семя погибели. Ты, Господи Боже покланяемый, Царь Святой, Иисус Христос, сохрани меня во время сна немеркнущим Светом, Святым Твоим Духом, Которым Ты освятил Твоих учеников. Даруй, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое на ложе моем: просвети ум мой светом разума святого Евангелия Твоего, душу — любовью Креста Твоего, сердце — чистотою слова Твоего, тело мое — Твоим страданием бесстрастным, мысль мою Твоим смирением сохрани. И воздвигни меня в надлежащее время на славословие Тебе. Ибо Ты препрославлен со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом во веки. Аминь. Молитва 3, преподобного Ефрема Сирина ко Пресвятому Духу Господи, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и отпусти мне, недостойному, и прости все грехи, которыми я согрешил сегодня перед Тобою как человек и даже не как человек, но и хуже скота: вольные и невольные, ведомые и неведомые: соделанные по юности и по злому навыку, по вспыльчивости и беспечности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2432...

И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Открой нам, благословенная Богородица, двери к милосердию Божию , чтобы мы, на Тебя надеющиеся, не погибли, но избавились бы через Тебя от бед: ведь Ты - спасение рода христианского. Господи, помилуй. (12 раз) Молитва 1-я, святого Макария Великого к Богу Отцу Боже вечный и Царю всего созданного, сподобивший меня дожить до этого часа, прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помыслом; и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой нечистоты плотской и духовной. И подай мне, Господи, эту ночь провести в мире, чтобы восстав от сна, я во все дни жизни моей делал угодное пресвятому имени Твоему и побеждал нападающих на меня врагов - плотских и бесплотных. И избавь меня, Господи, от оскверняющих меня суетных мыслей и порочных желаний. Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва 2-я, святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу Вседержителю, Слово Отчее, Иисусе Христе! Будучи Сам совершен, по великому милосердию Твоему никогда не покидай меня, раба Твоего, но всегда пребывай во мне. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предай меня действию змия и не оставь меня на волю сатаны, ибо есть во мне семя погибели. Ты, Господи Боже, которому все поклоняются, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани меня во время сна немеркнущим Светом, Святым Твоим Духом, Которым Ты освятил Твоих учеников. Даруй, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твоё на ложе моём: просвети ум мой светом уразумения святого Евангелия Твоего, душу - любовью ко Кресту Твоему, сердце - чистотою слова Твоего, тело моё - Твоим страданием, чуждым страсти, мысль мою Твоим смирением сохрани. И подними меня в надлежащее время на прославление Тебя. Ибо Ты в высшей степени прославлен вместе с не имеющим начала Отцом Твоим и Пресвятым Духом во веки. Аминь. Молитва 3-я, преп. Ефрема Сирина ко Пресвятому Духу Господи, Царю Небесный, Утешителю, Дух истины, умилосердись и помилуй меня, грешного раба Твоего, и отпусти мне, недостойному, и прости все грехи , которыми я согрешил сегодня перед Тобою как человек и, более того, не как человек, но даже хуже скота.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И совершил всякое благоволение благости. И совершил всякое благоволение благости. Такое, говорит, я разумею звание, чтобы всякое благоволение Божие, то есть все, что Ему благоугодно, исполнилось в вас, и вы явились такими, какими быть вам желает Бог, ни в чем не имея недостатка. Здесь же апостол и смиряет их гордость, чтобы они не превозносились многими похвалами, показывая этим, что они еще несовершенны. И дело веры в силе. И дело веры в силе. Да соделает, говорит, Бог в вас терпение гонений совершенным. Каким образом? В силе, то есть усилив вас и укрепив. Ибо терпение есть дело веры, так что кто не имеет терпения, тот не показывает и дела веры. Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем. Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем. Если будет в вас все сказанное, то еще в этой жизни, говорит апостол, имя Господа прославится в вас. Ибо, когда увидят вас терпящими всякое искушение из любви к Владыке своему, то это в славу Ему будет, то есть то, что Он настолько благ, что рабы готовы умереть за Него, и настолько силен, что укрепляет вас в терпении. Но и вы в Нем прославитесь тем, что настолько верными оказываетесь, что все претерпеваете. Ибо слава раба в том, чтобы быть верным Владыке своему. Еще иначе: страдание за Христа есть слава, потому что оно делает людей более чистыми, всегда готовыми предаться на смерть, показывающими себя выше смерти. По благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. По благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. И это, говорит апостол, зависит от Бога, а не от нас; благодать Его есть и то, если, говорит. Господь прославляется в нас, когда мы ничего не предпочитаем Ему, как сладчайшему всего, и то, если мы прославляемся в Нем, когда получаем от Него силу переносить все испытания. Глава вторая Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом. Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Итак, Господь вновь начинает говорить к Иову. И отвечал Господь Иову из бури и сказал: препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? ( Иов. 40:1–3 ). По мысли древних толкователей, Господь, обращаясь к Иову со словами препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне ( Иов. 40:2 ), тем самым как бы вызывает страдальца на поединок, на открытое противоборство – побуждает к ответу. По словам Олимпиодора, Бог здесь как бы произносит: «...возьми себя в руки, мужайся, оттряси малодушие и, помыслив о Том, Кто ставит перед тобой вопрос, дай мужественный ответ». Изъясняя эти слова в нравственно-аллегорическом смысле, Олимпиодор подчеркивает: как в житейских обстоятельствах обыкновенно туго «препоясывает чресла» именно тот, кто стремится к «целомудрию», так и в духовном смысле «препоясывается... по чреслам как муж тот, кто препоясан по чреслам истиной догматов, богатый догматами целомудренными и православными, упразднивший то, что [относится] к младенческому [духовному возрасту] и ставший мужем, [то есть] воспринявший возрастание в познании» 1044 . Итак, Господь выражает здесь Собственную встречную готовность – в ответ на вызов страдальца – выйти на суд с Иовом как на честный поединок. Как пишет святитель Иоанн Златоуст , «Бог, зная, что не по злобе, но по незлобию говорит так Иов... принимает его вызов на суд. Страшно сказать: раб призывает Владыку на суд, человек – Бога, создание – Создателя, брение – Творца...» 1045 Златоуст подчеркивает, что Бог в дальнейшем «исправляет» Иова именно «как друга»: с любовью и снисхождением. Вместе с тем Господь ясно свидетельствует Иову, что он ошибочно понял смысл попущенных ему от Бога страданий. Творец, по выражению Златоуста, отвечает Иову, «как сказавшему неправильно», но, однако, как поступившему так «вместе и по незлобию, и по неведению» 1046 . По Златоусту, Господь поражает Иова совсем не ради того, чтобы несправедливо – «отступившись от правды» – наказать его за несуществующие грехи, но именно для того, чтобы «исправить его неведение» 1047 : открыть ему те Божественные тайны, которые ранее – в своем прежнем, предшествовавшем страданиям духовном состоянии – Иов попросту не был способен постичь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Итак, Христу надлежало из человека вырвать жало смерти, жало греха. Господь с Креста сказал слова, сохраненные евангелистами. Наиболее вероятным представляется следующий порядок. Первой была молитва за убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Вторым словом Господь усыновляет ученика Иоанна Зеведеева Матери: «Жено! се, сын Твой». Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!» ( Ин.19:26-27 ). Затем Господь сказал: «Жажду» ( Ин.19:28 ), и к Его устам была поднесена губка, напоенная уксусом. Четвертым словом Господь спасает разбойника: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Имеет место различие Царства Божия и рая, как его предвосхищения после смерти. «На просьбу разбойника вспомнить о нем, когда Господь придет во славе Царства, т.е. в неопределенно далеком будущем, Иисус обещает ему, что он в этот же день будет с Ним в раю. Как уже было отмечено, это учение о блаженстве спасенных, наступающем тотчас по смерти, прежде общего суда, предполагается и притчею о богаче и Лазаре» . После Господь возгласил о Своей богооставленности: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ) . Слова эти подтверждают важную мысль о том, что Господь Своим Божеством не облегчал Свои страдания. Надо отметить, что и во время Своей земной жизни Христос не помогал Себе Своим Божеством. Например, Он чудесным образом накормил 5 тысяч человек, но Сам ждал у колодца, пока ученики купят продукты. «Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» ( Ин.4:8 ). Слово «совершилось» ( Ин.19:30 ) – свидетельствует об исполнении Христом Своей миссии. И наконец, последнее слово к Отцу: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ; ср. Мф.27:50 ; Мк.15:37 ). Смерть Иисуса Христа сопровождалась знамениями: тьмой от полудня до третьего часа дня (по нашему времени), раздранием храмовой завесы, землетрясением, восстанием из гробов ветхозаветных святых и явлением их в Иерусалиме по Воскресении Христовом. Еще свт. Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие от Матфея указывал, что «Тьма», описанная в Евангелии, не могла быть обычным солнечным затмением, т.к.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

На другой день царь велел привести святого на судилище; уверовавшие же во Христа, придя к царю ранее, известили его о сотворенном чуде, как прозяб столп и стал большим деревом. Север весьма удивился, епарх же Крисп сказал ему: «Царь, если ты не повелишь убить мечом сего волхва, скоро все прельстятся его чудесами и, оставив наших богов и нас, пойдут вслед его». Тогда царь осудил святого на усечение мечом. Услышав об этом, мученик Харалампий радостно воспевал сей псалом Давидов: «Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочном: «когда приидеши ко мне?» ( Пс 100:1–2 и до конца псалма). Придя с весельем на то место, где должен был окончить свой земной подвиг, святой Харалампий сказал: «Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты так милостив и щедр ко мне; Ты, Иисусе, поразивший врагов, пленивший ад и исцелявший смертные болезни, помяни меня, Господи Боже мой, во Царствии Твоем». Когда он так молился, разверзлись небеса и к мученику со множеством святых ангелов сошел Сам Господь, и поставлен был прекрасный смарагдовый престол, и Царь славы, воссев на нем, сказал святому Харалампию: – Приди, Харалампий, так много пострадавший за Меня, проси у Меня, чего хочешь, и Я тебе дам. Святой мученик на это отвечал: – Для меня, Господи, и то – великая милость, что Ты сподобил меня видеть страшную славу Твою; но, Господи, если Тебе угодно, воздай славу имени Твоему: пусть в той местности, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память обо мне, пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарятся в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина; и спаси, Господи, души людей тех; ведь Ты Сам знаешь, что люди суть плоть и кровь, так оставь же им грехи их и подай им изобилие плодов земных, дабы они, насыщаясь и наслаждаясь среди трудов своих, прославляли Тебя, Бога своего, – Подателя всех благ; сходящая же с неба роса да будет им во исцеление. Господи Боже мой! Излей на всех благодать Твою! После того, как святой произнес эту молитву, Господь изрек:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

П Благословен Бог наш... (см. выше). [С Трисвятого по «Отец наш небесный» Ч Святой Боже, святой Крепкий (т. е. Сильный), святой Бессмертный, помилуй нас (трижды). Слава, и ныне. Всесвятая Троица, помилуй нас: Господи, отпусти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели немощи наши, ради имени Твоего (или: ибо мы призываем имя Твоё ). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне. Отец наш Небесный! /да святится имя Твоё, /да придёт Царство Твоё, /да будет воля Твоя /и на земле, как на небе; /хлеб наш насущный подай нам сегодня, /и прости нам долги наши, /как и мы простили должникам нашим, /и не введи нас во искушение, /но избавь нас от лукавого (т. е. от зла или от злого – дьявола),– П ибо Твои царствие, и сила, и слава, /[Отца и Сына и Святого Духа, ] ныне и всегда и во веки веков. Н Аминь. ] Тропари, глас 4 Н Со духами праведников, свершивших путь, /душу чада Твоего (или: раба/-ы Твоего/-ей ), Спаситель, упокой, //сохраняя её для блаженной жизни у Тебя, о человеколюбивый. В покое Твоём, Господи, /где все святые Твои обретают покой, //упокой и душу чада Твоего (или: раба/-ы Твоего/-ей ) по Своему несравненному человеколюбию. Слава. Ты, Боже наш, сошёл во ад и муки узников прекратил, – //Ты и душу чада Твоего (или: раба/-ы Твоего/-ей ) упокой. И ныне. Единственно чистая и непорочная Дева, Бога, не познав мужа, родившая, //ходатайствуй о спасении души его/её. Сугубая заупокойная ектения Д Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь и помилуй! Н Господи, помилуй (трижды на каждое прошение). Д Ещё мы молимся об упокоении души усопшего чада Божьего (или: усопшего/-ей раба/-ы Божьего/-ей ) (имя) и о прощении ему /ей всякого согрешения, вольного и невольного. Господь Бог да вселит душу его /её там, где праведные обретают покой. Милости Божьей, Царства Небесного и прощения грехов его /её у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, испросим. Н Подай, Господи. Д Господу помолимся! [Н Господи, помилуй. ] Молитва об усопших П Боже духов и всякой плоти, Ты Смерть попрал, и дьявола низложил, и Жизнь миру Твоему даровал, – Ты же, Господи, упокой душу усопшего чада Твоего (или: усопшего/-ей раба/-ы Твоего/-ей ) (имя) в местесветлом, в месте отрадном, в месте покойном, откуда удалены страдание, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им/ею словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог прости, ибо нет человека, который жил бы и не согрешил; один только Ты без греха, правда Твоя – правда вечная, и слово Твоё – истина,– ибо Ты воскресение, и жизнь, и покой усопшего чада Твоего (или: усопшего/-ей раба/-ы Твоего/-ей ) (имя), Христе Боже наш, и Тебе мы воссылаемславу, вместе со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобным образом и всякий человек, если будет исполнять заповеди, познает истину. Истина освобождает его и предохраняет от всякого греха, как сие случилось с апостолом Павлом. Божественный Освободитель наш освободил его, так что апостол сказал о себе: несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? ( 1Кор. 9:1 ). Многие по глупости своей говорят: мы видели Господа Иисуса Христа, как видели Его апостолы. Но, дети мои, сии люди обманываются. Они не имеют таких глаз, какими можно видеть Господа так же, как видел Его апостол. Апостол Павел видел Господа так же, как видели Его прочие апостолы, которые сопутствовали Ему и уверовали в Него, когда Он ходил по Иудее, будучи окружен народом, который видел Его просто только как Человека. Но когда некоторая женщина, страдавшая кровотечением, увидела Его очами сердца своего и уверилась, что Он Бог, и с верою прикоснулась к краю одежды Его, то исцелилась. Иисус Христос спросил тогда: кто есть коснувыйся Мне? Он спросил о сем не потому, чтобы не знал, что прикоснулась к нему женщина, но потому, что хотел открыть всем веру ее. Петр отвечал ему: Наставниче, народи одержат Тя и гнетут, и глаголеши: кто есть прикоснувыйся Мне? Когда же сама женщина призналась пред Ним, что от прикосновения к одежде Его она совершенно исцелилась, то Господь сказал ей: вера твоя спасе тя, иди в мире ( Лк. 8:45,48 ). Видели Господа и Пилат, и Анна, и Каиафа, но они видели Его подобно народу, который видел Его не очами веры, как видели Его апостолы, и потому Пилат, Анна и Каиафа не получили никакой пользы от того, что видели Его. Но апостол Павел видел Его очами сердца своего и очами твердой веры, как видела Его женщина, страдавшая кровотечением, прикоснувшаяся с верою к Нему и исцелившаяся. Как апостол Павел увидел Господа нашего Иисуса Христа уже после Его страдания, воскресения и вознесения на небо и получил от Него освобождение от грехов, так и всякий человек, освободившийся от страстей своих, увидит Господа очами веры и освободится от грехов, но телесными глазами не увидит того блистательного света, который видел апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. 24 . к жезломъ поразитъ т: зв бо наводитъ на т: так действует он в качестве жезла и бича гнева Божия (ср. ст. 5). Не бойся этого, – говорит Господь, – не страшись этих ударов! Еже видети пть Страх пред ассириянами заставлял иудеев обращать взоры к Египту: так было в царствование Езекии, который перестал платить дань Сеннахериму, надеясь на помощь египетского фараона Тиргаки ( 4Цap.XVIII, 21 . Ис.36:6 ). Между тем буквальный смысл евр. текста в настоящем случае таков: «как Египет», т. е. Ассур также наказывает тебя теперь, как бил когда-то Египет. бо мал, и престанетъ гнвъ, рость же мо на совтъ их: 25. Ещё немного, очень немного, и пройдёт Моё негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. 25 . Престанетъ гнвъ – против иудеев. рость же мо на совтъ их=на замысел ассириян покорить себе иудейское царство, в котором царствовал собственно Господь ( 1Цар.12:12 ; ср. 1Цар.8:7 ). Таким образом здесь указана причина, по которой Господь поражает своим гневом Ассура, между тем как в евр. тексте здесь указывается конечная цель, в которой ведёт разгневанный Господь Ассура: на истребление их. На совет их, ср. русск.-евр. на истребление их, масор. 70 толковников по-видимому читали и понимали это слово в значении, принадлежащем ему в халд. наречии. И воздвигнетъ Бг силъ на н зв, к зв на мсте скорби, и рость на пть иже к морю, на пть иже во 26. И поднимет Господь Саваоф бич на него, как во время поражения Мадиама у скалы Орива, или как простёр на море жезл, и поднимет его, как на Египет. 26 . «Язва Мадиамля» – поражение, нанесённое мадианитянам израильтянами, во главе которых стоял Гедеон ( Суд.7:22 и сл.). На мст скорби, может быть, только небуквальное выражение смысла евр. слов, буквально значащих: у скалы Орива – слов, указывающих на место смерти мадиамского князя Орива ( Суд.7:25 ), место не только для мадианитян ознаменованное горестной утратой их вождя, но и израильтянам напоминавшее тяжёлое время их страдания от мадианитян ( Суд.6:1 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010