Именной указатель составлен с использованием следующих принципов. В указатель не включены упоминания о самом митрополите Арсении (Стадницком) , нераскрытые имена (например, В-в); имена святых в названиях праздников церковного календаря, церквей и монастырей, икон, орденов и т.п.; имена из книг Священного Писания , если о них не ведется особое повествование; имена из богослужебных текстов и упоминаемые в названиях различных церковных и светских учреждений, кораблей; имена, входящие в географические названия, в названиях литературных и музыкальных произведений, героев литературных произведений, авторов книг и статей, упоминаемые в библиографических ссылках, участников авторского коллектива издания. Полужирным шрифтом выделены имена лиц, о которых даны краткие биографические справки в примечаниях, и страница, на которой дана эта справка. Курсивом выделены имена лиц, упоминаемые только в научно-справочном аппарате. У лиц монашествующего звания вначале дается монашеское имя, а в скобках фамилия и мирское имя. Одинаковые имена выстроены по сану (в алфавитном порядке). Сан священнослужителей или должность государственных служащих указывается (при наличии данных) сначала на момент последнего упоминания в первом томе (при возможности, с годами служения), а затем – последний по послужному списку (с годом назначения), например: Сергий (Страгородский И.Н,, 1867–1944), иеромонах, инспектор МДА (1893–1894); патриарх Московский и всея Руси (1943). У священнослужителей-обновленцев приводится сан до впадения в раскол и в кавычках указывается сан, присвоенный священнослужителю в обновленчестве. При составлении кратких биографических сведений о лицах, упоминаемых в Дневнике, использовались следующие издания: Голубцов С., протодиак. Московская Духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. М., 1999; Государственные деятели России XIX – начала XX вв.; Биогр. справ, М., 1995; За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь , 1917–1956: Биогр. справ. Кн. 1: А-К, М, 1997; Кузьмин Ю.А., Российская Императорская фамилия: 1797–1917: Биобиблиогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С. 187. «То лучшее, что думается относительно русской культуры…» – Цитируемое письмо П.А. Флоренского к Федору Дмитриевичу Самарину (1858-, 1916) хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 265. Карт. 205. 29. Л. 3 об.); на первой странице неизвестной рукой проставлена карандашная помета: 1 августа 1912 г. С.И. Фудель использовал копию документа, полученную от Е.В. Барабанова. Впоследствии, со ссылкой на незавершенное исследование Г.Г. Суперфина, письмо опубл. в статье: Переписка Ф.Д. Самарина и свящ. П.А. Флоренского//Вестник РХД. 1978. 125. С. 258. Завитневич Владимир Зенонович (1853–1927) – историк, публицист, профессор Киевской духовной академии. «…имена митрополита Петроградского Антония и архиепископов Антония и Сергия…» – Имеются в виду: Антоний (Вадковский ; 1846–1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1898), первоприсутствующий член Святейшего Синода (1900); Антоний (Храповицкий ; 1863–1936), архиепископ Житомирский и Волынский (1906), Харьковский и Ахтырский (1914), митрополит Киевский и Галицкий (1918), председатель Синода Русской Православной Церкви Заграницей (1922); Сергий (Страгородский ; 1867–1944), архиепископ Финляндский и Выборгский (1905), митрополит Владимирский и Шуйский (1917), Нижегородский и Арзамасский (1924), заместитель патриаршего местоблюстителя (1925), патриарх Московский и всея Руси (1943). «За его… основную мысль, что истина дается только любви, ему простятся все полемические грехи». – Ср.: «Исходя из той своей основной мысли (за которую ему, конечно, простятся все полемические грехи), что истина дается только любви, Хомяков должен был обвинить весь Запад в нарушении закона любви, который (будто бы) остался ненарушенным на Востоке» (Соловьев B.C. История и будущность теократии//Собр. соч. СПб., (1902). Т. 4. С. 224–225. С. 189. «Оскудепреподобный…» – Пс. 11,2 (церк. – сл.). Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – философ, публицист, литературный критик. КиреевскийПетр Васильевич (1808–1856) – фольклорист, археограф, публицист, переводчик.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

В светской мысли к проблематике спасения обращались Гри­горий Сковорода, а затем славянофилы и Владимир Соловьев, однако в системах этих авторов сотериология занимала скорее подчиненное положение. Итак, к концу XIX века было дано аскетическое и философско-культурологическое осмысление сотериологии. Однако одной из первых и наиболее серьезных попыток рассмотреть сотериологию как центр христианского мировоззрения была магистерская диссертация архимандрита Сергия (Страгородского) “Православное учение о спасении”, вышедшая отдельной книгой в 1895 г. и выдержавшая затем четыре переиздания. В ней автор анализирует субъективную сотериологию 19 в контексте сравнительного богословия и выявляет ее содержание внутри православной традиции. Двенадцатый Всероссийский Патриарх Несколько слов об авторе этой работы. В 1890 г. будущий Всероссийский Патриарх Сергий, а в миру Иван Николаевич Страгородский (1867–1944), принял постриг и, окончив Санкт-Петербургскую Духовную академию 20 со степенью кандидата богословия, был направлен в Японскую православную миссию. По возвращении в 1893 г. из Японии преподавал в СПбДА, а затем был назначен инспектором Московской Духовной академии. В 1894–1896 гг. архимандрит Сергий — настоятель храма в Российском посольстве в Афинах. В 1895 г. защищает магистерскую диссертацию по православной сотериологии. В 1897–1899 гг. — вновь в Японии, но уже в качестве помощника начальника миссии. С 1899 г. — инспектор, а затем — ректор СПбДА. Рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербург­ской епархии. Вместе с митрополитом Антонием (Вадковским) епископ Сергий стоял у истоков русского ренессанса, будучи одним из инициаторов и затем председателем Религиозно-фило­софских собраний в 1901–1903 гг. Контекст эпохи Еще раз сотериологическая проблематика была поднята митрополитом Сергием в 1935 г. в полемике с протоиереем Сергием Булгаковым, которая велась уже с позиций объективной сотериологии. Кроме того, о спасении он писал в статьях, посвященных экклезиологии. Но что же побудило его обратиться к этой теме в 1890 году?

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-i-s...

Ряховский Сергей Васильевич (род. 1956) – председатель РОСХВЕ (с 1998), ранее – исполнительный секретарь Правления Российской Объединенной Церкви Христиан Веры Евангельской (до 1998); член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1943). Член Св. Синода (1911–1917), митрополит (с 1917), заместитель местоблюстителя Патриаршего престола(с дек. 1925), местоблюститель Патриаршего престола (с 1937). Сестренцевич (Богуш-Сестренцевич Станислав-Иоанн; 1731–1827) – католический епископ (с 1773), архиепископ (с 1782) Могилёвский, митрополит всех римско-католических церквей в России, при Александре I – председатель Римско-католической духовной коллегии. Сильвестр (в монашестве Спиридон; конец XV–60/70-е гг. XVI в.) – протопоп Благовещенского собора в московском Кремле, политический деятель; имел влияние на царя Ивана IV; один из авторов и редактор «Домостроя». Симон – митрополит всея Руси (1496–1511); на соборе 1503 г. выступил на стороне «иосифлян» в вопросе о церковном землевладении. Скобелев Матвей Иванович (1885–1938) – депутат 4-й Государственной Думы от Закавказья, член объединенной Социал-демократической фракции; купец 2-й гильдии, сектант-молоканин; министр труда во Временном правительстве (май – август 1917); член ВКП(б) с 1922г.; арестован, приговорен к расстрелу (29.7.1938), реабилитирован (1957). Сталин (Джугашвили Иосиф Виссарионович; 1879–1953) – член ВКП(б) с 1898 г., участник революции 1905–1907 гг.; нарком по делам национальностей (с 1917), член ЦК партии (с 1917), Политбюро ЦК (с 1919), Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1922); Председатель СНК (СМ) СССР (с 1941). Стефан (Яворский Симеон; 1658–1722) – митрополит Рязанский и Муромский (с 1700); церковное служение начал на Украине, Петром I в 1721 г. назначен президентом Духовной коллегии (Святейшего Синода), однако церковным реформам царя не сочувствовал. Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) – Председатель Совета министров и министр внутренних дел (с 1906); автор ряда законопроектов, направленных на расширение религиозных свобод в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селецкий Иван Федорович, до 1917 г. начальник пересыльной тюрьмы в Сибири. В 1926 г. отправлен на Соловки, где был назначен уполномоченным по лесозаготовкам Семигор Исаак Менделевич (1906–?), сотрудник лагерной администрации Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – 5 июля 1933), митрополит Ставропольский и Кавказский. Арестован в сане архиепископа в сентябре 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Протопопов Александр Алексеевич ; 1894 – 8 августа 1937), архиепископ Елецкий и Задонский. Арестован в сане епископа Колпинского, викария Петроградской епархии в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Роуз Юджин Дэннис; 1934 – 2 сентября 1982), иеромонах, богослов Серафим (Самойлович Семен Николаевич; 1880 – 4 ноября 1937), священномученик, архиепископ Угличский. Арестован в марте 1929 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим (Тьевар Антоний Максимович; 1899 – 12 декабря 1931), преподобномученик. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Серафим (Шамшев Сергей Павлович; 1897 – 17 сентября 1937), епископ Томский. Арестован в сане иеромонаха в 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Серафим Саровский (f 14 января 1833), преподобный Серафим, иеромонах, возможно, имеется в виду насельник Соловецкого монастыря иеромонах Серафим (Головин Егор Афанасьевич; 1856–?) Сергей, брат Г.А. Андреева Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867 – 15 мая 1944), Патриарх Московский и всея Руси с 1943 г. Сергий Радонежский (8 октября 1392), преподобный Сибирцев Николай Михайлович (1860 – 2 августа 1900), почвовед, двоюродный брат Н. А. Анциферова Сиверс Александр Александрович (1866 – 24 сентября 1954), историк, отец А. А. Сиверса Сиверс Александр Александрович (1894 – 29 октября 1929), дипломат. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов» и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

136 См. подробнее об этом: RateI A. Deux partis dans le clerge orthodoxe russe//Echos d’Orient. T. 9. 1906. P. 173–176. 140 О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Русской Церкви Петербург//Церковные ведомости. 1906. 1. Приложение. С. 11–22. 141 Сергий (Страгородский ; 1867–1944) – известный церковный деятель первой половины 20 столетия. После обучения в Петербургской духовной академии был послан в Японскую миссию (1890), затем стал инспектором Московской духовной академии (1893) и ректором Петербургской духовной академии (1899). В 1901 году был хиротонисан во епископа, викария столичной епархии. С 1901 по 1903 год был председателем Религиозно–философских собраний в С.–Петербурге. В 1905 году был назначен архиепископом Финляндским. Сыграл важную роль з подготовке Собора (в частности, в разработке процедуры принятия решений), стал председателем комиссии по учебным делам, а позднее синодальной миссионерской комиссии (1913). В 1917 году был избран на Владимирскую архиерейскую кафедру. На Поместном Соборе возведен в сан митрополита (1917). В дальнейшем – митрополит Нижегородский. В декабре 1925 митрополит Сергий стал заместителем местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) . Неоднократно арестовывался. В марте 1927 был выпущен на свободу после того, как согласился с навязываемым атеистическими властями сценарием государственно–церковных отношений. Автор так называемой «Декларации» 1927 года. В 1934 году стал митрополитом Московским. 8 сентября 1943 года был избран патриархом архиерейским Собором. Установил каноническое общение с Грузинской Церковью и укрепил отношения с восточными Церквами. Труд его «Православное учение о спасении» (1895) ставит задачей вывести моральное богословие из святоотеческого аскетического опыта, понимаемого психологически. Подобно митрополиту Антонию Храповицкому , патриарх Сергий является представителем русского «нравственного монизма» (см.: Флоровский Георгий , протоиерей. Указ. соч. С. 438–439). 145 Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. Т. 2. С. 670–674; Т. 3. С. 384–386. Полный отчет в статье: Bois J. Указ. соч. Р. 112–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От апостолов до наших дней не прекращается преемство епископской благодати, которую принимает каждый архиерей в Таинстве хиротонии. Без пяти лет юбилей архиерейского служения нашего Владыки 30 декабря 2007 года послужил поводом для небольшого «генеалогического» исследования. Сергей Фирсов доктор исторических наук, профессор СПбГУ История епископских хиротоний, безусловно, неотъемлемая и важная часть церковной истории. Эта важность проявляется не только в «формальном», т. е. фактологическом знании «дат и имен», но и в ином - уяснении роли Провидения в жизни и судьбе посвящаемого. Святой Игнатий Богоносец писал, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, занимая в общине то место, которое Христос занимал на Тайной Вечере. Церковная иерархия - есть церковная власть, призванная к служению любви и всегда представляемая во времени определенным архиереем. Исследовать историю жизни архиерея как архиерея, думается, невозможно без того, чтобы понять - через кого в чреде поколений он получил посвящение. Подобные исследования лучше многих абстрактных рассуждений позволяют понять, что в человеческой судьбе не бывает случайностей, что Божий Промысл - великая реальность. В год сорокапятилетия хиротонии владыки, думается, стоит упомянуть о тех, кто участвовал в его хиротонии, проследить - от кого они сами приняли благодать епископства. Представляет интерес и то, насколько епископы, участвовавшие в хиротонии владыки Владимира, равно как и хиротонисавшие хиротонисавших его, были связаны с Санкт-Петербургом. Патриархи Алексий I и Григорий IV Итак, 30 декабря 1962 года за Божественной литургией в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Звенигородского, викария Московской епархии Святейшим Патриархом Алексием (Симанским; 1877-1970), возглавлявшим хиротонию, а также митрополитом Пименом (Извековым), будущим Патриархом, архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым; 1929-1978), архиепископом Сурожским Антонием (Блумом; 1914-2004) и епископом Венским и Австрийским Филаретом (Денисенко; 1929). И Патриарх Алексий, и митрополит Пимен, и архиепископ Никодим в разные годы были связаны с Петербургской-Петроградской-Ленинградской епархией. Святейший Алексий, ближайший помощник Патриарха Сергия (Страгородского; 1867-1944), с 1932 года и до своего избрания на Патриарший престол был митрополитом Ленинградским, эту же кафедру в 1961-1963 годах занимал и владыка Пимен, которого сменил ставший к тому времени митрополитом владыка Никодим. Их хиротонию (соответственно в 1957 и в 1960 годах) также возглавлял Патриарх Алексий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

После блаженного преставления ко Господу святителя Тихона, Патриарха Всероссийского , в 1925 году Церковь длительное время вдовствовала, и не было никаких признаков того, что государство намерено сделать некие шаги в направлении значимого смягчения своей позиции в отношении религии. Тяжелую миссию церковного управления в этих обстоятельствах взял на себя митрополит Сергий (Страгородский) (в миру Иван Николаевич Страгородский; 11 (23) января 1867, Арзамас, Нижегородская губерния — 15 мая 1944, Москва). Усердный миссионер, выдающийся богослов и видный церковный деятель дореволюционного времени, он был назначен заместителем Местоблюстителя в декабре 1925 года. Однако вскоре попал в заключение и возобновил свою деятельность только в 1927 году, когда и выступил с «Декларацией митрополита Сергия», вызвавшей отторжение со стороны части духовенства и верующих по причине содержавшихся в документе заявлений, которые свидетельствовали об уступках или поиске компромисса в отношении советского режима. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил в свое время по этому поводу: «У него не было ни власти, ни иных возможностей вступить в непосредственный конфликт с государством, потому что такой конфликт завершился бы просто его физическим устранением. Ему нужно было оставаться в некоем диалоге с государством и максимально использовать самые малые возможности для того, чтобы остановить руку 27 декабря 1936 года Патриархией был издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего престола Православной Российской Церкви к заместителю Патриаршего местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)». Шло время, страдания Церкви не прекращались. Наступил 1941 год, и началась Великая Отечественная война. С самого начала противостояния с безжалостным противником митрополит Сергий как истинный патриот незамедлительно выступил с обращением, в котором доходящими до глубины сердца словами соединил для русского человека неразрывность православной веры и родной истории: «Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину.

http://patriarchia.ru/db/text/6070337.ht...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и Всея Руси Сергий (Страгородский), 1867—1944, богослов и церковный деятель, митрополит, заместитель Патриаршего Местоблюстителя (с 1925 г.) и Патриарх Московский и Всея Руси (с 1943 г.) В богословии с именем митрополита Сергия Страгородского связан отказ от юридической теории спасения, господствовавшей в русском богословии до него.Известен также попытками найти общий язык с интеллигенцией, реформой языка богослужения.Итоги общественно-церковной деятельности различными исследователями оцениваются неоднозначно: одним кажется, что он проявил недопустимую уступчивость советской власти, другим — что он пожертвовал своим добрым именем ради спасения Церкви. Описание последних лет жизни, данные келейником, рисуют перед нами молитвенного человека, человека Писания, подвижника, переживающего о судьбах Церкви. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ser...

Год со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 15 мая Современники Патриарх Сергий (Страгородский И. Н., 1867–1944) Патриарх Сергий Страгородский. С 1925 г . заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В июле 1927 г . выпустил Декларацию «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», вызвавшую большие разногласия в Церкви. С 1934 г . — митрополит Московский и Коломенский, с декабря 1936 г . — Патриарший Местоблюститель. В 1943 г . Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 15 мая 1944 г . В одной из проповедей о. Иоанн, говоря о патриархе Сергии сказал, что «не явил еще Господь миру вполне его сокровенного подвига. Он продолжает нести и по смерти тяготу непонимания от многих, а часто и откровенной лжи. Но кончина его? Разве ни о чем не скажет она нам? Да она — Божие свидетельство о нем. В день кончины он служит свою последнюю Божественную литургию, причащается Святых Христовых Таин, совершает своими руками последнюю архиерейскую хиротонию, чтобы сказать в тот же день Господу: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…”» 15 мая 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4219.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010