Но были и другие архиереи, и среди них, наконец, нашлись те, кто согласился стать советской «пушкой», разрушающей Церковь изнутри. Знаменитый богослов, аскет, митрополит Сергий (Страгородский) в свое время поддержал обновленцев, потом вернулся к патриарху Тихону. Первое время он держался общей линии с другими иерархами, но потом согласился стать послушным орудием власти. Возглавив патриархию, он провозгласил своим основным принципом лояльность атеистическим властям. Он публично лгал о новомучениках, отрицая гонения на Церковь в СССР перед иностранными корреспондентами. Кто победил обновленцев Патриарх Сергий (Страгородский) (1867–1944) В то же время лояльность митрополита Сергия (Страгородского) позволила ему победить обновленцев. Зачем большевикам теперь поддерживать нелюбимых населением обновленцев, если есть столь же послушные «канонические» церковные власти? Тем более началась война и потребовалась церковная поддержка государственной пропаганды. От курса на уничтожение религии пришлось отказаться. Ведь неожиданно нашими союзниками оказались демократии США, Англии, Франции, в которых религия все еще играла важную роль, а гонения делали недопустимым сотрудничество с большевиками. Полностью остановить гонения большевики не планировали, но кто-то должен был доказать всему миру, что никаких гонений нет. Митрополит Сергий взял эту роль на себя и в результате стал патриархом в 1943 году. После этого именно под его омофор большевики собирают все православные религиозные группы. Обновленческому духовенству власти настоятельно «рекомендовали» вернуться в патриаршую Церковь, что без лишних вопросов они и сделали. Столь же убедительно в 1946 году «порекомендовали» вернуться в РПЦ и униатам, оказавшимся на новоприсоединенных территориях Западной Украины, которые вдруг срочно осознали, что, будучи свободными советскими гражданами, они не хотят подчиняться чужому папе римскому… Церковный раскол закончился решением товарища Сталина. Так почему тогда ему не место в храме? Ведь именно он объединил всех под омофором Московского патриарха. В чем проблема? Его славные деяния будут жить в веках

http://blog.predanie.ru/article/pro-stal...

18 мая 1944 года Патриарх Сергий был погребен в Никольском приделе Богоявленского патриаршего собора. На отпевание Первосвятителя к собору стеклись многотысячные толпы православного народа. Храм был заполнен молящимися и оплакивающими почившего Патриарха. Народ запрудил все пространство, примыкающее к собору. Чин погребения возглавил митрополит Московский Алексий. Ему сослужили митрополиты Николай, Иоанн, 8 архиепископов и епископов и сонм пресвитеров. В надгробном слове, произнесенном перед отпеванием, митрополит Алексий сказал: «В муках скорби глубокой и тяжкой стоим мы у гроба Святейшего Отца нашего и Патриарха и провожаем дух его «в путь всея земли». ...Церковь Православная скорбит об утрате его! Он весь принадлежит Церкви Божией. С самых юных лет он отдал ей все свои силы, все свои дарования и до конца был верен этому служению. ...Когда Промысл Божий поставил его во главе православной русской паствы, тогда во всей полноте раскрылись его пастырские дарования, и он подлинно стал Отцом и мудрым Кормчим для самих пастырей и архипастырей... На короткое время судил ему Господь воспринять высокое звание Патриарха Московского и всея Руси, главы Церкви Российской, как бы для того только, чтобы дать ему полноту славы церковной в воздаяние его великих заслуг церковных... Господь сподобил его величайшего дара - тихой, безболезненной, мирной кончины и призвал его в дни, когда Церковь духовно празднует торжество жизни над смертью, когда она воспевает победную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», и мы веруем, что земной подвиг его будет увенчан Господом нетленным венцом блаженства в вечных обителях». Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье потомственного священника в 1867 году. Род Страгородских издревле принадлежал духовному сословию. При Екатерине II епископ Сильвестр Страгородский занимал Крутицкую кафедру. Мать будущего Патриарха умерла в молодости, вскоре после рождения сына, и мальчик рос сиротой. Самые ранние воспоминания его связаны с Алексеевским женским монастырем, где его тетка - мать Евгения - была монахиней, а потом игуменией. На восьмом году мальчика отдали в приходское училище, а по окончании его - в Нижегородскую семинарию.

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Сын Церкви не раб своей природы, не пленник своей воли, не узник философской системы — плода своего собственного творчества. «К свободе призваны мы», хотя и труден крестный путь самоотрешения, ведущий к этой благодатной свободе. Но «все можем во укрепляющем нас Господе Иисусе», Его же Имя да укажет отцу Сергию Булгакову путь, которым ему следовать.   notes Примечания 1 Митрополит Московский Сергий (Страгородский, 1867–1944), заместитель Патриаршего Местоблюстителя; в 1943 — Патриарх Московский и всея Руси. О. Сергий Булгаков (1871–1944) — протоиерей, профессор Православного Богословского института в Париже. О нем — в «Богословских трудах», сб.27, с.107–194. — Ред. 2 Слова «донесение», «донос», обозначают сообщения по начальству о делах тайных, скрываемых почему–либо теми, на кого доносят. Книги о.С.Булгакова не являются «подпольной литературой», но печатались и продавались открыто. Называть «донесением» сообщение их содержания, сделанное по запросу м.Сергия, по меньшей мере неуместно. 3 «Иерархии принадлежит право и долг блюдения церковной истины и авторитетного ее возвещения. Не притязая на вероучительную непогрешительность, епископы суть тем не менее как бы уста Церкви, в согласии с нею авторитетно и властно провозглашающие церковные суждения. В этом именно смысле и на соборах вселенских и поместных последнее авторитетное суждение по праву принадлежит епископам (на Московском Соборе епископы в особых заседаниях имели право veto на постановление Собора). Это право епископства вообще и отдельного епископа в частности, можно назвать условной непогрешительностью» Это говорит не кто иной, как сам о.С.Булгаков в статье «Иерархия и Таинства» («Путь», Париж,1936г.). Почему же в «Докладной Записке» он говорит совершенно обратное? Не потому ли, что «условная непогрешительность» суждения епископов коснулась его доктрины? 4 Отсылаем желающих к тонкому анализу этих слов ап.Павла в гомилии св.Иоанна Златоуста на 1Кор.11:1. 5 Ср. также. Мф.24:6; Мр.13:7; Лк.17:1; Лк.21:9 и многие другие подобные тексты, относящиеся к божественному предведению зла, свободно совершаемого человеческой волей. 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Сергий (Лавров Алексей Петрович; 1878–1937), бывший епископ. С 1904 г. начальник Урмийской миссии в Персии. В 1913 г. хиротонисан во епископа Салмасского в Урмии. С 1916 г. епископ Соликамский, викарий Пермской епархии; с 1917 г. епископ Семиреченский, викарий Туркестанской епархии. В 1923–1926 гг. временно управлял Ташкентской епархией; с 1927 г. в обновленческом расколе. В 1929 г. снял сан, проживал в Москве. В 1931 г. арестован, приговорен к пяти годам заключения в лагере. В 1934 г. был переведен в ссылку в Тобольск, где и остался по окончании срока заключения. В 1937 г. арестован. Расстрелян. Сергий (Ларин Сергей Иванович; 1908–1967), архиепископ. В 1925–1943 гг. пребывал в обновленческом расколе. В 1941 г. рукоположен в обновленческого «епископа Звенигородского». В 1943 г. принес покаяние, принят в звании монаха. В 1944 г. хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. В 1945 г. временно управлял Одесской епархией. С 1946 г. занимал последовательно несколько кафедр, с 1962 г. архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. С 1964 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Сергий (Озерецковский Сергей Иванович; 1873 – после 1934), обновленческий «архиепископ». В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1924 г. «хиротонисан» во «епископа Коломенского, викария Московской епархии», «временно управляющий Царицынской епархией», с 1925 г. «епископ Череповецкий», «архиепископ». С 1927 г. «архиепископ Оренбургский». С 1928 г. «архиепископ Тобольский и Абалакский», с 1932 г. «архиепископ Троицкий и Верхотурский». С 1934 г. епархией не управлял. Сергий (Петров Сергей Васильевич; 1924–1990), митрополит. В 1960 г. хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии; с 1961 г. епископ Воронежский и Липецкий; с 1963 г. архиепископ Белорусский и Минский; с 1965 г. архиепископ Херсонский и Одесский; с 1971 г. митрополит. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944), Патриарх. В 1901 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1905 г. епископ Финляндский и Выборгский. С 1917 г. архиепископ Владимирский и Шуйский. Член Св. Синода. С 1917 г. митрополит. В 1922 и 1923 гг. подвергался арестам. В июне 1922 г. перешел в обновленческий раскол, в 1923 г. принес покаяние св. Патриарху Тихону. С 1924 г. митрополит Нижегородский. По завещательному распоряжению митрополита Петра от 6.12.1925 назначен первым кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. С декабря 1925 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В декабре 1926 г. арестован. В апреле 1927 г. вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. С 1934 г. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский. С 1937 г. Патриарший Местоблюститель. С 1943 г. Патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Экзарх Латвии и Эстонии митрополит Сергий (1897-1944) вскоре после начала Великой Отечественной войны остался на занятой немцами территории, заявил о своей лояльности оккупационным властям и, разумеется, в дальнейших церковно-политических " комбинациях " сталинского руководства участия не принимал. Оставшиеся же в СССР митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич), напротив, стали главными действующими лицами разворачивавшихся тогда событий. Особенно значима была роль Сергия (Страгородского) (1867-1944 гг.), человека несомненных дарований и большого честолюбия. Судьба этого иерарха поистине удивительна: он был председателем Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге (1901-1903 гг.); был знаком с Григорием Распутиным; с 1905 г. регулярно вызывался для участия в заседаниях Святейшего Синода. После Февральской революции 1917 г. он оказался единственным " царским синодалом " , вошедшим в " обновленный " революционным обер-прокурором В.Н. Львовым Синод. После появления в 1922 г. обновленческого движения Сергий одним из первых архиереев поддержал церковных самозванцев, но через несколько месяцев принес Патриарху Тихону покаяние и был принят в Церковь с сохранением сана. Церковь и Отечественная война 22 июня 1941 г., узнав о немецком вторжении, митрополит Сергий сразу же пишет послание " Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви " , в котором безоговорочно заявляет о поддержке властей в предстоящей борьбе, напоминая православным о вождях русского народа – святых Александре Невском и Димитрии Донском. В любое другое время несанкционированное обращение к верующим могло стоить митрополиту головы. Однако в условиях разгоравшейся войны все прошло без последствий. Сталин в своих первых военных выступлениях повторил пассажи сергиевского послания. 3 июля 1941 г. прозвучало необычное для коммунистического лидера обращение " братья и сестры " (наравне с " товарищами " и " гражданами " ). Выступая на традиционном параде Красной Армии 7 ноября 1941 г., Сталин впервые упомянул героев прошлого: " Пусть вдохновляет вас в этой войне, – говорил вождь, обращаясь к армии, – мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! " . Трудно сказать, использовал ли Сталин сергиевскую " подсказку " , но очевидные совпадения митрополичьего послания и сталинской речи налицо.

http://religare.ru/2_6187.html

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский; 1867–1944) всего несколько последних месяцев своего епископского служения носил сан патриарха. Но как Патриарший Местоблюститель он почти восемнадцать лет управлял Русской Церковью. Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, выдающаяся личность, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов. Книга знакомит читателя с его жизнью и трудами. Род Страгородских славился потомственными священнослужителями-подвижниками. Один из них, владыка Сильвестр Страгородский (1725–1802), епископ Крутицкий и Можайский, настоятель Московского Спасо-Андроникова монастыря, был погребен в этом же монастыре. 30 января 1890 года, в день памяти трех святителей, двадцатитрехлетний Иван (имя патриарха Сергия при крещении) и его друг Яков были пострижены в монашество с именами Сергия и Германа, валаамских святых подвижников. В этом же, 1890 году, отец Сергий был рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию первым из лучших, заняв первое место среди сорока семи выпускников, которые удостоились при выпуске звания кандидатов богословия. Согласно уставу духовной академии иеромонах Сергий должен был продолжить научную карьеру, оставшись в академии для защиты диссертации и подготовки к профессорскому званию. Но отец Сергий подает прошение на имя ректора с просьбой отправить его как миссионера в Японию. Впоследствии святитель Николай Японский говорил, что из всех присланных ему из России помощников иеромонах Сергий (Страгородский) был единственным, кого он желал бы видеть своим преемником. Но у Господа были свои планы на молодого иеромонаха: через несколько десятилетий он должен был стать предстоятелем Русской Православной Церкви. С 1917 года владыка Сергий – архиепископ Владимирский и Шуйский, в том же году он возведен в сан митрополита.

http://religare.ru/2_121680.html

Преодоление смерти и спасение Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 31 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 Труды В. В. Розанова и Патриарха Сергия (Страгородского) Василий Васильевич Розанов — философ, чей гений во многом определил своеобразие Серебряного века, однако в историю русской мысли он вошел как один из инициаторов религиозно-философского Ренессанса. От нигилизма и позитивизма — к метафизике, к религиозному мирочувствию, — так можно определить основной вектор его духовной эволюции, по напряженности исканий сопоставимой с обретением веры авторами “Вех”. И поскольку в современных исследованиях, посвященных культурологии и истории философии, Розанова нередко определяют как “полемиста с Православием, озабоченного проблемой пола”, имеет смысл прислушаться к голосу самого мыслителя, в творческом наследии которого мы подчас встречаем неожиданную для Серебряного века любовь к Христовой Церкви. 11 января 1867 года — дата рождения младшего современника Розанова двенадцатого Всероссийского Патриарха Сергия (Страгородского). Высокопреосвященный Сергий был одним из тех иерархов Русской Церкви, кто не только лично знал известного мыслителя-полемиста, но и поддержал его в трудные месяцы тяжелой болезни его супруги. Предстоятель Русской Церкви, святитель Сергий, почил 15 мая 1944 года; в 2002 году мы отмечаем 58 годовщину его преставления. Прошло уже почти шесть десятилетий, однако вокруг его имени и поныне не стихают споры. Приняв на себя крест служения первоиерарха в тяжелейшие для Русской Церкви 1920–1940-е годы, он ценой ряда компромиссов добился легализации церковной организации в советском государстве. И хотя не все поддерживали его позицию, тем не менее многие клирики избежали расстрела благодаря тонкой и продуманной политике Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Назовем здесь лишь имя преподобного Сергия (Серебрянского) — духовника преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны 1 . Не менее существен вклад Патриарха Сергия и в русское богословие.

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-i-s...

328. Макарий, митрополит (в миру Михаил Петрович Булгаков) (1816-1882) — историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854). 329. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867) — митрополит Московский и Коломенский, первый доктор богословия в России, один из членов Библейского общества и переводчиков Священного Писания на русский язык. 330. Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936) — митрополит Киевский и Галицкий с 1918 года. После Гражданской войны в эмиграции. Создатель и первый председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. 331. Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) — 12-й патриарх Московский и всея Руси. Богослов, автор богослужебных текстов. 332. Подробность, которую, можно опустить (прим. Г. П. Федотова). 333. Мёлер Иоган Адам (1796-1838) — немецкий католический богослов и историк церкви. 334. Русские мистики начала XX века были сторонниками соборного начала в организации Православной Церкви. Вместе с тем они стремились не умалять догматическую и сакраментальную сторону православной религии, но, расширив и углубив ее, сделать из нее правильные выводы. Это течение имеет некоторые сходства с англо-католическим течением в Англиканской Церкви (прим. Г. П. Федотова). 335. Поповцы — часть, старообрядцев сохранивших священство и таинства. 336. Беспоповцы — одно из основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения является идея об уже совершившемся воцарении Антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. 337. Хлысты — одно из старейших русских внецерковных религиозных течений, экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в середине XVII в. среди крестьян. Самоназвание — «люди Божьи», «Христова вера». 338. Селиванов Кондратий Иванович (?-1832) — крестьянин, создатель секты скопцов, автор «Оград», выдавал себя за чудом спасшегося императора Петра III.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

24 Пал Палыч Кадило-Крестовский родился в 1863 г. В 1920-х гг. приехал в Орёл. Человеком был образованным, имел поэтический дар. Роста был выше среднего, худощав, тёмно-русые волосы доходили до плеч. Одевался в длинную поддёвку, до самых морозов всегда ходил босой и с непокрытой головой, на груди носил большой крест, вырезанный из фанеры, на котором было написано «Крестом побеждаю». Когда ему говорили, что он сошёл с ума, то блаженный отвечал: «Не с ума сошёл, а на ум нашёл». Любил играть на гармони или на баяне духовные песнопения. Скончался Пал Палыч в Орле в 1930/1931 г. Незадолго до смерти его забрали в тюрьму. Пробыв там три месяца, он тяжёло заболел, был переведен в больницу, где и умер. Похоронен на Крестительском кладбище. 25 Архимандрит Афанасий (Москвитин Александр Иванович ) родился в 1906 г. в Орле. С детства прислуживал в церкви, был старшим иподиаконом архиепископа Серафима (Остроумова). В 1930-х гг. проживал в Москве. Работал бухгалтером в Госбанке. В 1944 г. принял сан и служил священником в селе Спасском Московской области. Проживал в Москве вместе с братьями Василием (иеромонахом Владимиром) и Павлом (1909–1987). Скончался в 1971 г. Архимандрит Афанасий много лет хранил у себя десницу св. мц. Татианы, которая в 1977 г. была передана в Псково-Печерский монастырь. 26 Иеромонах Владимир (Москвитин Василий Иванович) родился в 1895 г. в Орле. В молодости прислуживал архиепископу Серафиму (Остроумову) и епископу Даниилу (Троицкому). С конца 1920-х гг. проживал в Москве, работал в торговле. В Москве же был пострижен в монашество. С 1945 г., став иеромонахом, служил в разных храмах Московской епархии. 27 Митрополит Сергий (Страгородский Иван Николаевич, 1867–1944) с 1925 г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя. В июле 1927 г. выпустил Декларацию «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», вызвавшую большие разногласия в Церкви. С 1934 г. – митрополит Московский и Коломенский, с декабря 1936 г. – Патриарший Местоблюститель. В 1943 г. Собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация состоялась 30 августа в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Погребён в Никольском приделе Богоявленского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

306 Вып. III. Утреня Великой Пятницы и Великой Субботы. В изд. 2-м прибавлена и вечерня Великого Пятка. Вып. IV. Богородичные двунадесятые праздники (СПб., 1913, 230 стр.). Вып. V. Служба на дни двунадесятых праздников Господских (СПб., 1913). (Вып. I. Стихиры, тропари, кондаки, ирмосы и другие тексты воскресной и праздничных служб. Молитвы. Вып. II. Акафисты на каждый день седмицы (тоже с объяснением трудных мест). СПб., 1912). 309 Автор пользуется одесским изданием (1911 г.) греческого Евхология «γκλπιον λειτουργικν». См. ЧОЛДП, 1917, I – III, с. 37–48. 310 (1841–1909). Магистр XXVII курса (1863–1867) СПбДА. О нем: Родосский. Словарь, с. 264–269. «Церковный вестник», 1909, 7, с. 218. Некролог (принадлежащий прот. А. Надеждину) «Памяти прот. Д. Т. Мегорского». «Церковные ведомости», 1909, 30, с. 1397–1401. 313 «Церковные ведомости», 1909, 30, с. 1400. Дело о рукописях прот. Д. Мегорского, содержащих замечания по сличению славянского и греческого текстов книги Триодь Постная. Началось в 1911 г. по I столу VI отделения. ХЧ, 1911, V, с. 647–648, прим. 314 Например, Сенатов В. (Г.) Новая церковно-книжная реформа. «Слово Церкви», 1915, 19, с. 443–445 315 Официальная записка «Об издательском Совете». «Церковные ведомости», 1913, 18–19, приб., с. 798 316 Страгородский (1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси, большой знаток и любитель богослужебных книг (личные воспоминания автора), ежедневно вычитывавший службы по ним, творец многих акафистов, например, препп. Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам (1907), иконе Божией Матери «Умиление», напечатанного в «Сергиевских листках», Париж, 1933, 7 (69), с. 15–20. О нем см. Патриарх Сергий и его духовное наследство, изд. Московской Патриархии, 1947. Митр. Елевферий. Неделя в Патриархии (впечатления и наблюдения от поездки в Москву). Париж, 1933, с. 82. 319 (1863–1937). О нем см., например, 35-летие ученой деятельности проф. Н.И.Глубоховского. София, 1925, особенно с. 57; Цоневски И.К. Тридесят години Духовната Академия в «Годишник на Духовната Академия св. Климент Охридски», т. V (XXXI), София, 1956, с. 493–494, 516–519.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010