Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Храм Воскресения Христова в Батаке ЖМП 7 июль 2015 /  15 сентября 2014 г. 10:00 Светлозар Стоянов: болгарин, который слышит камни СЕГОДНЯ В МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМ. ПРП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА ОТКРЫВАЕТСЯ ВЫСТАВКА «ЧEЛOBEKA-GPS» И ИССЛЕДОВАТЕЛЯ СТАРИННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ЗАПЕЧАТЛЕВШЕГО ВСЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ СВОЕЙ СТРАНЫ Светлозар Стоянов, фотограф-любитель, последние несколько лет, как он уверен, выполняет особую миссию: пытается сохранить культурно-историческое наследие Болгарии. В его снимках камни «вопиют» не только о давно назревшей реставрации, но и о забытой христианской традиции. Светлозар Стоянов родился в южноболгарском городке Хасково. До 17 лет воспитывался в детском доме. Потом служил в армии, работал монтажником на табачной фабрике. Когда та закрылась («из-за того, что болгарские сигареты потеряли российские рынки сбыта», - мягко, но настойчиво уточняет Светлозар), стал безработным. Учился в Софийской духовной семинарии им. Иоанна Рыльского и на Богословском факультете Софийского университета им. Климента Охридского. Ухаживал за старушкой Доброй из деревни Горски Извор, которая его приютила и завещала ему свой дом. А после ее смерти задумался: не пора сделать в жизни что-то стоящее? Решение пришло не сразу. Стоянов любил путешествовать автостопом, и к каждому выезду основательно готовился: прокладывая маршрут к тем или иным достопримечательностям, кропотливо изучал старые путеводители. В один прекрасный день купил хорошую фотокамеру и попробовал запечатлеть встретившиеся на пути православные святыни. «Да это же готовая фотовыставка!» - изумились друзья, увидев снимки. Так в 2008 году родилась первая персональная экспозиция Светлозара под названием «Оскверненные и забытые православные церкви Болгарии». Она собрала неплохие отзывы в прессе, но многие ее открыто критиковали. Мол, чего хочет этот человек, зачем выпячивает факты не всегда должного отношения к исторической памяти, почему снимает развалины? Он что – не патриот, этот болгарин Стоянов?

http://e-vestnik.ru/interviews/fotograf_...

Е., проф. Русская Православная Церковь в освобождении балканских народов от ига Османской империи.//БТ. 1987. 28. Скурат К. Е., проф. Современное положение и духовная жизнь Болгарской Церкви//ЖМП. 1976. 3. Снегаров Иван, проф. Взаимоотношения Болгарской и Русской Православных Церквей до и после провозглашения схизмы (1872 г.)/«Годишник на Духовната академия». София, 1951 -1952. Т. II. (ЖМП. 1955. 4). Снегаров И. Взаимоотношения между Болгарской Церковью и другими Православными Церквами после провозглашения схизмы//«Церковный архив». София, 1929. Кн. III-V. Соколов И. И. Епархии Константинопольской Церкви XV — XVIII вв./«Труды Киев. Дух. Ак.». 1917, январь — февраль. Соколов И. И. Патриарх Кирилл II и болгарская церковная схизма/«Сообщения Имп. Правосл. Палестин. Общества». 1914. Т. XXV. Срезневский И. И. Древние глаголические памятники сравнительно с памятниками кириллицы: СПб., 1866. Срезневский И. И. Древние памятники письма и языка юго-западных славян. СПб., 1865. Стефан, архим. Великое событие в жизни Болгарской Православной Церкви (к 10-летию восстановления патриаршества)//ЖМП. 1963. 6. Стоилов И., прот. Болгарская Православная Церковь и защита мира//ЖМП. 1963. 3. Стоянов Б., свящ. Храм-памятник «Св. Александр Невский» и его благовест//ЖМП. 1974. 9. Стоянов-Бурмов Ф. Греко-болгарская распря//«Русский Вестник». 1886, янв., фев. Стоянов-Бурмов Ф. Греко-болгарская распря в шестидесятых годах. (Исторический очерк)//«Вестник Европы». 1888, авг., сент. Сыбев Т., проф. Ревностный радетель болгаро-русской дружбы//ЖМП. 1975. 7. Сырку П. Греко-болгарский церковный вопрос//«ЖМНПр.». 1890. Ч. 270. Теплое В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб., 1889. Троиикий С. В., проф. Святой Мефодий или Болгарский князь Борис составил Закон судный людям?/«Богослов. Труды». М., 1968. Сб. 4. Трубецкой Г. Русская политика на Востоке (Болгарская схизма). София, 1950. Филиппов Т. Вселенский Патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря. СПб., 1882. Флоровский А., проф.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

6 . Димитрий (Сеченов) (1757–1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7 . Гавриил (Петров) (1775–1800)1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский и Петербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1 . Никодим (Сребницкий) (1742–1745) (архиепископ). 2 . Феодосий (Янковский) (1745–1750) (архиепископ). 3 . Сильвестр (Кулябка) (1750–1761) (архиепископ). 4 . Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761–1762) (архиепископ). 5 . Гавриил (Кременецкий) (1762–1770) (архиепископ). 6 . Гавриил (Петров) (1770–1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775–1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года – митрополит). 7 . Амвросий (Подобедов) (1799–1818), (1799–1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800–1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года – митрополит). 8 . Михаил (Десницкий) (1818–1821). 9 . Серафим (Глаголевский) (1821–1843). 10 . Антоний (Рафальский) (1843–1848). 11 . Никанор (Клементьевский) (1848–1856). 12 . Григорий (Постников) (1856–1860). 13 . Исидор (Никольский) (1860–1892). 14 . Палладий (Раев) (1892–1898). 15 . Антоний (Вадковский) (1898–1912). 16 . Владимир (Богоявленский) (1912–1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17 . Питирим (Окнов) (1915–1917) (Петроградский). 18 . Вениамин (Казанский) (1917–1922) (Петроградский). г) митрополиты Киевские 1 . Варлаам (Ясинский) (1690–1707). 2 . Иоасаф (Кроковский) (1708–1718). 3 . Варлаам (Вонатович) (1722–1730) (архиепископ). 4 . Рафаил (Заборовский) (1731–1747) (1731–1743 годы – архиепископ, с 1743 года – митрополит). 5 . Тимофей (Щербацкий) (1748–1757). 6 . Арсений (Могилянский) (1757–1770). 7 . Гавриил (Кременецкий) (1770–1783) (архиепископ). 8 . Самуил (Миславский) (1783–1796). 9 . Иерофей (Малицкий) (1796–1799).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Красное. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня, в алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются».

http://sobory.ru/article/?object=12650

В 1768 году уволен в Епархию. 63 . ПОРФИРИЙ Крайский, Епископ Коломенский, с 30 Июля 1759 года по 29 Октября 1763 года. 64 . ЛАВРЕНТИЙ Белорусец, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, с 1 Октября 1761 года. В 1766 году уволен в Лавру и вскоре скончался. Афанасий Вольховский, Епископ Тверской, с 24 Февраля 1762 года по 1763 год (см. выше, 57). Гавриил Кременецкий, с 1762 года (см. выше, 52). 65 . СИЛЬВЕСТР II Страгородский, Епископ Переславский, с 1763 по 1764 год. 66 . СИМОН III Лагов, Архимандрит Кирилло-Белоезерский, а потом Новоспасский, в 1764 и 1769 годах. Наконец, был он Архиепископом Рязанским. 67 . ГАВРИИЛ III Петров, Архимандрит Заиконоспасский и Ректор Московской Академии, затем Архиепископ Тверской и Санкт-Петербургский. Наконец, Митрополит Новгородский, в 1763 году и с 1769 года Сентября 23 по 1801 год Он был первенствующим Членом. 68 . ИННОКЕНТИЙ Нечаев, Архиепископ Псковский, с 1766 Января 16 по 1799 год. 69 . ПЛАТОН III Левшин, Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, а потом Архиепископ Тверской. Наконец, Митрополит Московский. С 1763 года Января 18 по 1775 год присутствовал, а именовался по 11 Ноября 1812 года, по кончину свою. 70 . АНДРЕЙ, Протоиерей Преображенский, с 1768 года Января 16 по 5 Июня 1781 года. Гавриил Петров с 1769 года (см. выше, 67). 71 . ИОАНН IV Иоаннович Панфилов, Духовник ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 1774 года по Июль 1794 года. 72 . ИОАНН V Черепанов, Архимандрит Новоспасский, с 1775 по 1778 год Декабря 28 (не присутствовал). 73 . САМУИЛ Миславский, Епископ Крутицкий, с 17 Февраля 1775 года по 1776 год и с 1783 по 1796 год. 74 . ГЕННАДИЙ Драницын, Епископ Суздальский, с 17 Февраля по 11 Апреля 1775 года. 75 . АЛЕКСАНДР Левшин, Протоиерей Успенский, с 17 Февраля (1775?), по 1798 год (не присутствовал). 76 . ИОАСАФ Заболоцкий, Архимандрит Троице-Сергиевой при морской пустыни. Наконец, Архиепископ Тверской, с 1780 по 1788 год. 77 . ГЕОРГИЙ II Конисский, с 22 Сентября 1783 года по 1795 год. Он не присутствовал, а только именовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

. ЖМП. 1970. 10. С. 48. . История Болгарии. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1948. Т. I. С. 234. «Поскольку, — свидетельствует архимандрит Болгарской Православной Церкви Иннокентий, — в тяжелые годы пятисотлетнего турецкого владычества Болгарская Церковь получала богослужебные книги, утварь, облачения от Русской Церкви, современный стиль ее утвари и облачений носит неизменно русский характер» (ЖМП. 1976. 1. С. 49). . Державин Н.С. Племенные и культурные связи болгарского и русского народов. Указ. изд. С. 81. . Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. Историческое исследование. СПб., 1889. С. 151 -152. . Архиеп. Макарий. Греко-болгарский церковный вопрос и его решение//«Православное обозрение». 1891. 11 -12. С. 720, 731 -733, 752-754. . Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239 Н.А. Попова. 4/20. Следует вспомнить, что сам Экзарх Анфим был выпускником Московской Духовной Академии. . См. ЦГАОР. Ф. 730. 5251 ед. хр. . Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239 Н. А. Попова. 19/23. «Греки, - писал раньше (31 декабря 1873 г.) Ф. Стоянов-Бурмов к тому же Н. А. Попову, — негодуют на Россию, что она не поддержала их притязаний» (Там же). . Аксаков И, С. Славянский вопрос/Полное собрание сочинений. М., 1886. Т. I. С. 516. . Флоровский А., проф. Основные формы русско-болгарских отношений в XIX веке/Труды V съезда Рус. Академ. Организаций за границей в Софии 14 - 21 сентября 1930 г. София, 1932. Ч. I. C.464. . См. подробно об Апрельском восстании в «Записках о болгарских восстаниях» (М., 1963. Перевод с болгарского) известного болгарского писателя и политического деятеля Захария Стоянова (1850 — 1889). . Жак Натан. Болгарское возрождение. М., 1949. С. 290. Перевод с болгарского. . Стоянов Захарий. Записки о болгарских восстаниях. М., 1963. С. 173. Перевод с болгарского. . Воззвание Болгарского центрального благотворительного общества в Бухаресте к русскому народу//«Церковный Вестник». 1876. 32. С. 9 -10. . Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239. Н. П. 19/23.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

В нынешнем 1650 году, в Великий мясоед, приехал в Новгород московский торговый человек Моисей Облезов и в Новгороде и в Новгородском уезде закупал хлеб, рожь, а везти тот хлеб в шведские города, а нам никому хлеба купить не дал, и мы все оттого обедняли и оголодали, а шведы мирный договор во всем нарушили, православную христианскую веру у русских зарубежных людей отняли, церкви божии осквернили, попов на Руси ставить не дают, а крестьянских детей крестят своими немецкими попами в своих кирках. Окольничий князь Хилков послал теперь на рубежные заставы стрельцов и козаков триста человек, а для оберегания пороху и свинцу им ничего не дал: из этого ясно, что окольничий шведским людям норовит, а государевых людей губит напрасно. По совету с окольничим гость Семен Стоянов ездит в Шведскую землю много лет, возит рожь и мясо и всякие съестные запасы, немецких людей кормят и с ними советуют, а нас всех православных христиан голодом морят и вконец губят. Он же, Семен Стоянов, с шведскими людьми и иных орд, которые приезжают в Новгород, ест и пьет и ночи с ними у себя просиживает. Но весть о новгородских событиях пришла в Москву прежде этих челобитчиков. Государь немедленно велел написать грамоту, в которой приказывал новгородцам, чтоб они, помня крестное целование, перехватали заводчиков смуты и выдали их начальству. С грамотой отправился дворянин Соловцев. Когда он приехал в Новгород, то сошлись все в земской избе; приехал воевода князь Хилков, но ему и места не дали. Соловцев сказал новгородцам государево жалованное слово; начали читать грамоту: слыша, что в грамоте написано то же самое, что говорил посланный, стали кричать Соловцеву: «Ты почему ведаешь, что в государевой грамоте написано? Грамота воровская! У нас воров нет, все добрые люди, а стоять всем заодно, за государя; грамоты воровские, а не государевы, вольно вам ночью написать хоть сто столбцов». Хилков сказал: «Когда вы государевым грамотам не верите, то чему уже больше верить?» И пошел в соборную церковь . Никон велел позвать туда же старост и всяких людей и говорил им, чтоб исполнили государеву волю, но они и ему отвечали то же: «У нас никаких воров нет, государю не виноваты и вины нам государю приносить не в чем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Подробнее см.: Hovorun C . Ethnophyletism, Phyletism and the Pan-Orthodox Council//The Wheel. Issue 12 (Winter 2018). P. 63. Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878-1898). М., 2006. С. 34-36. История Христианской Церкви в XIX в. Том 2. Христианский Восток. СПб., 1901. С. 339-344. Hovorun Cyril . Ethnophyletism, Phyletism, and the Pan-Orthodox Council. P. 63. Стоянов И . История на българското възраждане. Велико Търново, 1999. С. 134-135. Б. Icmopiя Балкан. XVIII i XIX cmoлimmя. К., 2003. С. 417-421. Стоянов И . История на българското възраждане. С. 137-138. См. о нем: Арнаудов М . Неофит Хилендарски Бозвели: Живот, дело, епоха (1785-1848). Т. 1-2. София, 1930; Смоховска-Петрова В . Неофит Бозвели и българският църковен въпрос: Нови данни из архива на А. Чарторийски. София, 1964; Атанасов Ж . Неофит Бозвели. София, 1974. Об истории храма см.: Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. София, 2005. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования. Том I. СПб., 1904. С. 717-720, 758-782. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 262-263. Цит. по: Πρακτικ της Αγας και Μεγλης Συνδου της εν Κωνσταντινουπλει εν τω Πατριαρχικ Να του αγου ενδξου μεγαλομρτυρος Γεωργου του Τροπαιοφρου περ του εκκλησιαστικο βουλγαρικο ζητματος συγκροτηθεσης εν τει σωτηρω αωοβ κατ μνα Αγουστον και Σεπτμβριον. Κωνσταντινοπολις, Σ. 36. Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. С. 53. Жечев Т . Българският Великден, или страстите български. София, 2000. С. 88-103. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. С. 574. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 271-272. Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 272.

http://bogoslov.ru/article/6176739

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010