Преподобная Мария Египетская Мария Египетская – едва ли не единственная святая женщина, изображаемая на иконах с непокрытой головой. С короткими белыми волосами. С мертвыми ломкими волосами, высушенными и выбеленными беспощадным солнцем пустыни. Эту портретную подробность отражает житие – редкий случай. И не только голова непокрыта у нее на иконах, но и сама она едва прикрыта плащом старца Зосимы, нашедшего ее, как известно, в заиорданской пустыне на 47-м году ее отшельничества. Приближается неделя Марии Египетской – я чувствую, что мне непременно нужна ее икона. В прошлые годы такого не было. С каждым годом, с каждым Великим постом я… что, думаю о ней всё больше? Нет, скорее – чувствую ее всё глубже, хотя объяснить себе этого чувства не могу. Каким образом она присутствует в моей жизни, в моей душе, эта египтянка, раскаявшаяся блудница и пустынница? Грубо, не по-церковному говоря, чем она меня так зацепила?.. Покупаю маленькую иконку, нахожу ей место в домашнем красном углу. «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» – так поет Церковь в начале Великого поста , и потом – на утрене четверга пятой седмицы, на Мариино стояние . Почему я так жду этого четверга, точнее – вечера среды? Очень длинная служба, крайне утомительная: Великий канон Андрея Критского целиком, да еще житие Марии, читаемое – тоже редкий случай! – на современном русском языке… Зачем?.. Если уж так надо, я могла бы и дома его перечитать, тем более что читала неоднократно. Но я жду именно чтения жития в церкви – домашнее перечитывание никак не может мне его заменить. И разве мне одной? Храм на Мариино стояние будет битком набит, невзирая на будний день, это уже известно. За что же мы ее так любим, эту Марию Египетскую? И почему я молюсь ей о любви и взаимопонимании, о преодолении конфликтов и обид, о смягчении сердец? Откуда я взяла, что именно она непременно поможет мне в мучительной ситуации, связанной с другим человеком? Разве она прославилась миротворчеством, утешением скорбящих, раненых, обиженных, любовью, изливаемой на всех?.. Нет, житие говорит, что она вообще ни с кем, кроме старца Зосимы, не общалась за всё время своего страшного пустынного подвига.

http://pravoslavie.ru/69656.html

Мариино стояние – почему сегодня надо быть в храме. И можно даже не стоять А просто услышать величайшую педагогическую поэму всех времен 4 апреля, 2022 А просто услышать величайшую педагогическую поэму всех времен В начале поста попался крик души человека, не чуждого эстетики: «Какие же ужасные богослужения первой седмицы! Андрей Критский писал цельное произведение, а его раздробили на части! Ну как так можно?!» Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Отмечу, что лично я очень люблю именно первые дни Великого поста: Великое повечерие с Великим покаянным каноном выстроено очень красиво и сильно даже чисто драматургически. Канон, как ни странно, выполняет функцию завязки этой драмы, а кульминация происходит в тропарях. Развязка же звучит во вседневном славословии, тропарях «Господи сил, с нами буди» и, наконец, молитве Ефрема Сирина. С утреней четверга пятой недели Великого поста, в народе именуемой «Марииным стоянием», ситуация совершенно другая. Богослужение длинное, тяжелое, трудно воспринимаемое на слух, а по книжке следить в сумерках еще тяжелее. Тем не менее, искушение сбежать с этого богослужения надо гнать поганой метлой. Не потому, что пропускать великопостные богослужения неблагочестиво, а потому что конкретно Мариино стояние – величайшая педагогическая поэма всех времен, которая каждый год воспитывает в нас все то, для чего вообще существует Великий пост. Можно начать с упомянутой молитвы Ефрема Сирина. Понятное дело, что в таком долгом богослужении ни о праздности, ни о празднословии речь идти не может. С любоначалием тоже как-то не складывается – сам дух Великого покаянного канона настраивает на смиренномудрие. Житие Марии Египетской – прививка от уныния и воспитание целомудрия и терпения. Ну и про любовь – всего несколько слов, а какие сильные: Всем усердием и любовью притекла ко Христу, отбросив первый греховный путь, питаясь глубоко в пустыне и исполняя в чистоте Божественные заповеди (вторая песнь Великого канона). Вы, апостолы, возлюбленный виноград Христов, источающие миру вино духовное (из трипеснца перед четвертой песнью Великого канона).

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie-poche...

Четверг 5-й седмицы Великого Поста. Мариино стояние 28.03.2013 08:42:05 Протоиерей Александр Шаргунов Эта Седмица Великого Поста — седмица сугубого покаяния. Вчера на Литургии Преждеосвященных Даров, на вечерне мы слышали двадцать четыре покаянных стихиры: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!». И вечером у нас было Мариино стояние в память преподобной Марии Египетской. И сегодня ради этого покаянного стояния совершается в четверг Литургия Преждеосвященных Даров. И следующее воскресенье посвящается также ее памяти. Церковь говорит нам о силе покаяния, дает нам образ того, как человек от бездны греховной может подняться к высотам святости благодатью Божией. И те примеры, которые мы слышали в Великом покаянном каноне, без конца убеждают нас в одной единственной истине — что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Церковь предлагает нам, и во всех стихирах всего Поста мы об этом слышим, пример царя Манассии, который совершил много преступлений: он убивал пророков, он пророка Исайю приказал распилить деревянной пилой, он идолам поклонялся. Но Господь за великое покаяние помиловал его. И Церковь напоминает нам о Давиде царе, который совершил два страшных преступления, прелюбодеяние и убийство, но многими слезами и покаянием ему был возвращен в пророческий дар. И Церковь говорит нам о ниневитянах, язычниках, которые совершили много грехов, но за покаяние Господь помиловал и спас от гибели этот город. В этом заключается вся жизнь человеческая. Главная проповедь, с которой Церковь обращается ко всем нам, ко всему миру, это проповедь, с которой Бог, явившейся на землю, пришел к нам. Какие были первые слова Бога, ставшего человеком, в его проповеди? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» И нет безнадежных состояний ни для народа, ни для всего человечества, ни для отдельного человека, потому что всегда Господь предлагает покаяние. «Господь так милостив, — говорит святой Иоанн Златоуст, — Он — только милость». И эта милость — это Его природа, Его естество, она источается из Него. И всякий грех теряет силу там, где покаяние. «Там, где искреннее покаяние, — говорит святой Иоанн Златоуст, — немедленно, тотчас же прощаются все грехи этому человеку». Так милостив наш Господь.

http://radonezh.ru/analytics/chetverg-5-...

Преподобная Мария Египетская Великопостное странствие имеет несколько важных пунктов, особенных богослужебных дней. Один из таких замечательных рубежей – Мариино стояние, когда на вечерней службе прочитывается весь Покаянный канон преподобного Андрея Критского и вместе с тем верующие слушают удивительное житие подвижницы конца V – начала VI века преподобной Марии Египетской. В 15-летнем возрасте я впервые попал на Мариино стояние, услышал житие преподобной. На меня оно произвело неизгладимое впечатление. Даже сейчас я помню эту службу в мельчайших подробностях; незабываемо чувство торжества жизни над грехом, которое мне внушило жизнеописание святой. Это чувство не оставляет меня и сейчас, спустя уже почти два десятка лет; житие преподобной Марии продолжает удивлять и вдохновлять. Хотел бы отметить ряд замечательных моментов жития. Вот фигура монаха-подвижника Зосимы, «славного жизнью и даром слова, с младенческих пелен воспитанного в иноческих подвигах и добродетелях». Старец, проведший всю жизнь вдали от мирской суеты и соблазнов, предававшийся с самых ранних лет аскезе, удостоившийся духовных прозрений, – разве не идеал христианского подвижника? Это утверждение читается в вопросе старца Зосимы: «Есть ли на земле монах, могущий оказать мне пользу и передать мне нечто новое, такой вид подвига, которого я не знаю и не совершил? Сыщется ли среди любомудрых пустыни муж, превосходящий меня жизнью или созерцанием?» Этим вопросом открывается удивительная история подвижницы, история жизни, столь отличной от Зосимовой, что можно было бы ее назвать абсолютно противоположной житию старца, как черное и белое, если бы вторая половина этой истории не являла потрясающий контраст с первой ее частью. История Марии до ее обращения к Богу особенно реалистична; она содержит подробности о ее блудной жизни в молодости. Казалось бы, не стоило жизнеописателю детализировать этот период, упоминать разные неблаговидные обстоятельства, диссонирующие с традиционным образом святого – ангела во плоти. Но, тем не менее, этот момент в житии подчеркивается, автор жития устами Зосимы акцентирует эту часть жизни преподобной: «Говори, ради Бога, мать моя, говори и не прерывай нити столь назидательного повествования».

http://pravoslavie.ru/92457.html

По-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной Церкви является утреня четверга 5-й недели Великого поста. В народе это богослужение принято называть «Марииным стоянием», поскольку в середине этой долгой утрени читается житие преподобной Марии Египетской. Житие прочитывается в храме целиком – для назидания и укрепления сил молящихся. Источник: http://orthodox.etel.ru/2005/13/sost.htm Часто приходится слышать, как люди, которые мало знакомы с богослужебным строем и уставом Православной Церкви, жалуются на утомительную продолжительность богослужений. На самом же деле те богослужения, которые совершаются в приходских храмах и даже в монастырях сегодня, значительно короче своих уставных образцов. За столетия церковной истории богослужение изменялось в сторону сокращения и некоторого упрощения, при том, что его духовный смысл и историческое ядро оставались неизменными и не подлежащими никакому изменению.            По-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной Церкви является утреня четверга 5-й недели Великого поста. В народе это богослужение принято называть «Марииным стоянием», поскольку в середине этой долгой утрени читается житие преподобной Марии Египетской. Житие прочитывается в храме целиком – для назидания и укрепления сил молящихся.            Во время утрени четверга 5-й седмицы поста прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – тот самый канон, с чтения которого начинался Великий пост (первый раз Великий канон, разделенный на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста). Только это чтение занимает не один час. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остается две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них.            Читаемое на утрени житие преподобной Марии Египетской предлагается как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.

http://pravmir.ru/mariino-stoyanie-2/

Ризы кожаные С первых строк жития нам впрямую говорится: тот, кто его пишет, открывает великую тайну, поднимает покров. И сам робеет, и испытывает такой же трепет, говоря современным молодежным языком — пребывает на такой же «измене», как тот, кто распахивает дверь в спальню молодоженов, кто сдергивает покрывало с трепетной тайны… 23 апреля, 2013 С первых строк жития нам впрямую говорится: тот, кто его пишет, открывает великую тайну, поднимает покров. И сам робеет, и испытывает такой же трепет, говоря современным молодежным языком — пребывает на такой же «измене», как тот, кто распахивает дверь в спальню молодоженов, кто сдергивает покрывало с трепетной тайны… Обнажённое тело — это прекрасно или постыдно? А обнажённая душа? Размышляет священник Сергий Круглов. Текущая седмица (не путать с «неделей»), наступившая по Неделе (не путать с «седмицей», то есть семью календарными днями) пятой Великого поста, проходит для нас — под молитвенным покровом преподобной Марии Египетской . И Мариино стояние, когда на утрене полностью читается Великий покаянный канон, мы на прошлой седмице отстояли, и подобающие молитвы этой святой, как издавна навыкли, вознесли, и житие ее в который раз прослушали… Случилось так, что, по некоторой надобности, мне надо было заново просмотреть это житие преподобной Марии Египетской, текст, который я ранее и без того читал сто раз. Тот самый текст из собрания житий святителя Димитрия Ростовского , где он обильно цитирует более ранний текст святителя Софрония Иерусалимского. Тех самых «Житий», которые роскошно переизданы разными православными издательствами, украшают златотиснеными корешками полки приходских библиотек, и, как оно нередко бывает с златотиснеными изданиями, редко читаемы — уж сколько мы слышали критики, семо и овамо, что жития святых — не более чем стилизованные сказки для православных наивов, что они выхолощены и усреднены, что современным читателям они ничего не дают…. Может, и так, не стану судить. Но именно сейчас, открыв житие преподобной Марии Египетской, я прочел его непредвзято. Почему — не знаю… просто так уж жизнь повернулась. И первые же строки меня сразили, явным и неприкрытым смыслом.

http://pravmir.ru/rizy-kozhanye/

Про Красную шапочку и Марию Египетскую Какие волки крадутся вслед нас? Что с ними случилось после смерти ветхой Марии? Почему она именуется преподобной, а её житие читают в храмах Великим Постом? 1 апреля, 2012 Какие волки крадутся вслед нас? Что с ними случилось после смерти ветхой Марии? Почему она именуется преподобной, а её житие читают в храмах Великим Постом? Какие волки крадутся вслед за нами? Что с ними случилось после смерти ветхой Марии ? Почему она именуется преподобной, а её житие читают в храмах Великим Постом? — ответы на эти вопросы дает в своем видеоблоге председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин) . В известной всем нам с детства сказке про Красную Шапочку девочка идет с корзинкой пирожков к бабушке, а вслед за ней крадется волк. Хочет Шапочку Красную съесть, придумывает коварный ход, поглощает бабушку и потом пытается ввести в заблуждение девочку. Но поскольку героиня доброе дело делает, все заканчивается хорошо. Приходит охотник и спасает волчьих пленниц. Мы все переживали, когда слышали в детстве эту сказку. В реальной жизни за каждым из нас тоже ходят такие волки. Это бесы, которые пытаются нас поглотить, сбить со следа, обмануть, поймать. В середине пятой недели Великого поста совершается особое богослужение — стояние Марии Египетской . На нем читаются полный текст Покаянного канона преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии, которая свой путь начала подобно Красной Шапочке, будучи сбитой с толку таким вот волком – грехом блуда. В поисках наслаждения, самоутверждения через это наслаждение разрушала свою душу и свою жизнь девушка Мария. И мы слышим об этом падении, об этом тяжелом, страстном состоянии ее души и понимаем, что грех она совершила очень большой. Многих людей погубила через это, вовлекла во грех. Но нам открывается еще одна важная истина: Господь слышит всех. Для него все люди, какими бы страшными грешниками они ни были, — это дети. И поэтому, когда в какой-то момент Мария понимает, что войти в храм ее не пускает благодать Божия, — она меняется. Уходит в пустыню, постится, семнадцать лет проводит в борениях. Страсть блуда не оставляет ее сразу, волк не уходит никуда. Приходят образы, мечтания, но она молится. Просит у Бога, чтобы ее вечная душа не была осуждена, а вошла в царствие Божие.

http://pravmir.ru/krasnoshapochnyj-volk-...

Мария Египетская Преподобная Мария Египетская Ее имя вспоминается Великим постом часто. С ее именем связано чтение Великого канона – так называемое «Мариино стояние». Ее именем названа пятая неделя Великого поста. Да и память Марии Египетской, празднуемая 1/14 апреля, как правило, попадает на время поста. Так что говорить об этой святой можно часто. Уроки ее жития не составляют геометрически правильного рисунка, но рассыпаны щедро и часто, как зерна в землю или как звезды по небу. Начнем, к примеру, с того, что некий монах Зосима помыслил о себе, что он преуспел в монашестве более других подвижников. Эта совершенно неоригинальная мысль подстерегает всякого человека, без лени много потрудившегося ради Бога. Свои труды в его глазах вдруг вырастают в размерах, а окружающий мир кажется бесплодной пустыней. «Есть ли еще такие, как я?» – думает человек, оказываясь в это самое время на краю опаснейшей пропасти. «Есть. Конечно, есть», – говорит ему Бог. Вот Илия думал, что он один, а Бог тем временем сохранил Себе семь тысяч мужей, не поклонившихся Ваалу. Ради того, чтобы смириться, из жарких пустынь в Александрию приходили Великий Антоний и Великий Макарий. Один – чтобы увидеть смиренного сапожника, другой – чтобы побеседовать с двумя замужними женщинами. И тот, и другой – для того, чтобы узнать об угодниках Божиих, живущих посреди мира, а узнав, не думать о себе самих высоко. Смириться нужно было и Зосиме. Но для этого он должен был пойти не в Александрию, а вглубь пустыни. Там встречи с ним ждала женщина, когда-то жившая в этой самой Александрии и покинувшая ее навсегда. Знакомство с этой женщиной должно было и смирить, и возвеселить Зосиму, а вместе с ним и всю Церковь Христову. Итак, первый урок: не гордись, но бойся. Всегда найдется у Бога некто, на чьем фоне мнимое золото твоих одежд поблекнет, и ты со стыдом опустишь голову. Что касается второго урока, то есть соблазн сформулировать его просто. Скажем: величие святости, явленной через покаяние великой грешницы. Или так: глубина падения не затворяет нам путь к небесным высотам. Подобных выражений можно насочинять немало. Все они требуют «высокого штиля» и произносятся часто. Но мне кажется, что время требует иного «штиля» и иных акцентов. Я бы сформулировал это так: всепоглощающая сила блуда на примере Марии Египетской. Или: разврат как смысл жизни древнего и современного человека. Или: блуд как опьянительное самоубийство.

http://pravoslavie.ru/45928.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Про что нельзя забыть в Великий пост: 6 важных моментов 4 мин., 19.02.2018 Великий пост отличается от остальных особой строгостью и ограничениями, но и особыми событиями церковной жизни, которые проходят только в этот период. Мы выделили 6 важных моментов и рассказали, что они из себя представляют и почему важно не пройти мимо них. Великий покаянный канон Андрея Критского spbpda/www.flickr.com Великому посту — Великий канон. Красивое и длинное произведение (как и все великопостные службы), которое написал святой архиепископ Андрей Критский в VII веке для себя, но в IX веке текст вошел в общецерковное употребление. Главная тема канона — призыв к покаянию и осознание своей греховности. В первую неделю Великого поста канон разбивается на 4 части и читается с понедельника по четверг на Вечерне. Целиком его прочитывают на пятой неделе поста в среду вечером — эта служба называется «Стояние Марии Египетской», потому что вместе с каноном читается житие Марии Египетской — святой, которая кардинальным образом изменила свою жизнь и стала примером покаяния для всех христиан. Подробнее о Великом покаянном каноне Андрея Критского читайте здесь . Литургия Преждеосвященных Даров spbpda/www.flickr.com Единственная литургия, на которой не происходит Таинство Евхаристии — превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Оно происходит заранее — на литургии Иоанна Златоустого или Василия Великого, на которой специально заготавливается Причастие. Другими словами, Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, заменяющий полную литургию в будние дни Великого Поста. «Обычная» литургия — самое праздничное и торжественное богослужение и поэтому не служится в будни во время поста. Служба длинная — к самой литургии присоединяется утреня, часы и изобразительны. Но это делает ее не только продолжительной, но и наполненной особым смыслом: песнопения и тексты службы настраивают нас на покаянный, великопостный лад. Как правило, Литургия Преждеосвященных Даров совершается утром, но в некоторых храмах есть обычай совершать ее вечером — это удобно для тех, кто в будни не может попасть в храм с утра.

http://foma.ru/pro-chto-nelzya-zabyit-v-...

27.03.2015г. Прямой эфир радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Андрей Ткачёв. О разумном, добром и вечном так, как его понимает Церковь. 03.04.2015 09:38:04 Протоиерей Андрей Ткачев             Добрый вечер, братья и сестры, у микрофона протоиерей Андрей Ткачёв. Мы с вами говорим о разумном,  добром и вечном так, как его понимает Церковь.             У нас сегодня две специальные темы: Мариино стояние и Суббота Акафиста — память великой женщины, долготерпеливой и христоносной страдалицы Марии Египетской и Похвала Пречистой Богородицы. Влечёт меня и то и другое. Как Павел говорил: «Не знаю, что мне делать, умирать или жить, с вами быть или к Христу уйти, разрешившись. Влечёт меня и то и другое». Вот, как бы перефразируя: влечёт меня и та и другая тема, и та и другая тема — достойнейшие. Обе темы вместе — поднимать невозможно, хотя между ними есть мостик. Мария Египетская пошла на покаяние не иначе как через помощь Богоматери, смогла прожить свою жизнь в пустыне сорок семь лет не иначе как с заступлением Богородицы. В самые жуткие моменты своей жизни она видела Её как бы живой перед собою. Силой воображения, силой ума, вспоминая, ставила себя перед Лицом Богородицы и останавливалась, когда её мучило что-либо. Матерь Божия — покровительница грешников, вытаскивает со дна ада людей, взыскует погибших, ищет отчаянных, нечаянной радостью веселит человеческие души. Поэтому есть мостик между тем и тем.             Начну всё-таки про святую Марию Египетскую, которая чрезвычайно должна быть близка всем людям мира, потому что нет такого греха, который был бы более общ для всех взрослых людей мира, чем грех блуда или поползновения на блуд, что действует через ум, через глаза, через всё остальное, культивируется обществом, переименовывается в норму и т.д.             Итак, что мы можем с вами сказать о святой Марии Египетской на общую пользу? Хвалить её лишний раз не стоит, потому что чего хвалить того, кого Бог похвалил. Похвалили — хватит, теперь давайте извлечём какую-то общую пользу из жизни этого человека. Меня лично удивляет, что она семнадцать лет грешила изо дня в день, совершенно отвязавшись ото всех нравственных законов и принципов, не останавливаясь, и ничто её не смущало и не мучило: она абсолютно спокойно, при полном молчании совести, блудила как сошедшая с ума, как неистовая кобылица, и ничего её не тревожило. Тут люди согрешат — съедят какую-нибудь печеньку, а потом прочитают, что в состав печенья входит сухое молоко — потом спать не могут: ах, пост нарушили. Ерунду какую-то сделают — клопа раздавят — потом ходят на исповедь с этой ерундой. А тут человек творил непонятно что и совесть в нём молчала. Понимаете, как интересно: совесть может молчать в человеке. Блуд был в её отношении к нему так жгуч и так неистов, что она ни о чём больше и не думала, была отдана блуду всецело. Сегодня в храме мы служили вместе, поминали лермонтовские строки:

http://radonezh.ru/text/27-03-2015g-prya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010