На страницах Писания только в одном тексте употребляется выражение «из ничего»: «Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего» ( 2Мак. 7:28 ). Однако существуют непрямые указания на сотворение мира из ничего. В Бытии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Тут употребляется глагол «бара», который в Ветхом Завете встречается более сорока раз и каждый раз указывает на действие Бога, и никогда – на действие человека. Как замечает современный исследователь, «в Шестодневе глагол «бара» появляется трижды, и всякий раз, когда речь идет о творении чего–то принципиально нового, того, что не может быть выведено из предшествующего, но требует специального творческого импульса: во–первых, в первый день, когда говорится о творении материального мира: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); во–вторых, в пятый день, когда появляются на свет первые живые существа: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся ( Быт. 1:21 ); и наконец, в шестой, когда сообщается о творении человека: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Итак, в каждом случае глагол «бара» фиксирует новый иерархический уровень, новую стадию творения. В этой перспективе очень выразительным представляется появление этого глагола в 50–м псалме: «Сердце чисто созижди (евр. «бара») во мне, Боже " " 269 . И хотя глагол «бара» имеет целый спектр значений, можно сказать, что в Быт. 1:1 это слово употреблено именно в значении творения «из ничего». Очевидно, что учение о творении мира ex nihilo также является следствием библейского учения о Боге как Совершенном, Абсолютном Существе, следовательно, не может существовать никого иного, совечного – никакого иного начала, никакой праматерии, ничего другого, а потому Бог творит именно из ничего. Говоря о творении мира из ничего по воле Святой Троицы, необходимо акцентировать внимание на вероучительных следствиях этого догмата 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Но при всём этом тринитарное богословие не замыкается только на христологии. Не менее важным разделом православного богословия является пневматология, то есть учение о Святом Духе, которое также подвергалось нападкам со стороны еретиков 218 . Так, в учении первых ариан мы можем увидеть попытки отрицания Божественного достоинства Святого Духа. Во времена святых отцов–каппадокийцев вопрос о Божественности Святого Духа также еще не был полностью решен. В одном из слов святителя Григория Богослова есть такое замечание: «Одни почитали Его (то есть Святого Духа – а. С.) действованием, другие тварью, иные Богом, а иные не решались сказать о Нём ни того, ни другого, из уважения, как говорят они, к Писанию, которое будто бы ничего не выразило об этом ясно; почему они не чтут и не лишают чести Духа, оставаясь к Нему в каком–то среднем, вернее же сказать, весьма жалком расположении» 219 . В пользу Божественности Святого Духа святые отцы приводят следующие места из Священного Писания Нового Завета. Слова святого апостола Петра, сказанные в адрес неискреннего христианина Анании: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Святой апостол Павел в 1Кор. 3:16 называет тело человека храмом Божьим: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» В 1Кор. 6:19 тот же апостол именует человека храмом Духа Святого: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа», используя таким образом данные понятия как синонимы, что также указывает на то, что апостол Павел признавал Божественность Святого Духа. В апостольских посланиях имеется ряд выражений, указывающих на то, что Святой Дух – не безличная сила, не некая энергия, а Личность. Например, Святой Дух дает дары по Своему усмотрению, «как Ему угодно» ( 1Кор. 12:1–11 ). Кроме того, в Евангелии Сам Господь наш Иисус Христос приписывает Святому Духу власть отпускать грехи: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ), а власть прощать грехи, насколько нам известно это из Евангелия (см. повествование об исцелении расслабленного – Мк. 2:1–12 ), принадлежит одному только Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Особым местом Ветхого Завета являются тексты, относящиеся к Ангелу Господнему и рассматриваемые некоторыми экзегетами как указание на Вторую Ипостась 212 . §34 Новозаветные свидетельства о Божестве Сына и Св Духа В полной мере учение о Пресвятой Троице раскрывается только в Новом Завете, хотя при этом в священных текстах и не присутствует ставшая классической троичная терминология: термины «сущность», «ипостась», да и сам термин «Троица» появляются значительно позже, в трудах святых отцов и учителей Церкви. Полнота откровения о Боге Троице стала возможной благодаря Боговоплощению. Только пришествие в мир Второго Лица – Сына Божия сделало возможным для человека познание Троичного Бога. Как удачно выразился по этому поводу прот. Борис Бобринский : «Говорить о Христе – это говорить об Отце и о Духе Святом и наоборот» 213 , ведь только через познание Сына возможно познание Отца и Духа Святого, о чём прямо говорит Св. Писание: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин. 14:7–9 ). Исходя из вышесказанного, методологически верно будет начать рассмотрение новозаветных свидетельств в пользу троичности Божества именно с доказательств Божественности Господа Иисуса Христа. В апостольских посланиях есть выражения, прямо указывающие на Божественность Христа: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). «В Нём (т. е. во Христе – прим. авт.) обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь» ( Рим. 9:5 ). Несмотря на приведенные цитаты, в самом Четвероевангелии Христос никогда Себя прямо Богом не называл. Подобное явление связано с тем, что Вторая Ипостась Святой Троицы приходит в этот мир, прежде всего, в смирении (см. Флп. 2:5–11 ), и поэтому Он избегал славы и всего, что с ней соотносится. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своей статье «Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом» пишет следующее: «Наша церковная экзегетика свидетельствует не о том, будто Господь старался всем слушателям Своих речей внушить веру в Свое Божество, но напротив, что Он Свое Божество скрывал. Так, в нескольких стихирах Праздничной Минеи и Цветной Триоди Христос называется Богом таящимся, то есть скрывающимся. Свое Божество, по толкованию святых отцов, Господь скрыл до Своего Воскресения не только от людей, но и от диавола, который потому только и довел иудеев до осуждения Его, что не знал Его Божества и Его разрушительной силы над адским царством» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

После низвержения Люцифера и последовавших за ним ангелов падшие духи образовали некое свое царство. Сам Господь Иисус Христос называет обитель темных сил царством ( Мф. 12:26 ). По–видимому, это темное царство сохраняет некое подобие устройства ангельской иерархии, на что указывают слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ). Из этих слов видно, что речь идет о бесах, но при этом к ним применяются такие же наименования, какие и к ангельской иерархии. Схожий текст есть и в другом Послании апостола Павла, где он, говоря о победе Спасителя над духами злобы, пишет: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» ( Кол. 2:15 ). Таким образом, бесы сохраняют не только подобие структуры ангельской иерархии, но и наименования составляющих этой лже–иерархии. §59 Действие злых духов в мире Падшие ангелы, движимые ненавистью и завистью к человеческому роду, всеми способами пытаются навредить человеку и сделать так, чтобы он свернул с правого пути. Апостол Петр, предостерегая христиан, пишет: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Диавол, враг рода человеческого, сеет в сердцах людей злые помыслы ( Мф. 13:25 ), подталкивает на преступления ( Ин. 13:2 ) и даже пытается искушать Богочеловека. Сатана как дух лукавый использует всевозможные средства для обольщения человека. Апостол Павел говорит, что «сатана принимает вид Ангела света» ( 2Кор. 11:14 ), то есть может надевать маску, личину, выдавать себя и свои действия за доброе. Собственно, так он поступил уже в раю и на протяжении истории не раз успешно использует этот метод искушения. Жития святых изобилуют рассказами о том, как нечистый дух являлся подвижникам не только в виде ангелов, но и даже Самого Господа Иисуса Христа, использовал Священное Писание, творил чудеса и т.д. Кроме того, бесы всячески искушают людей, вызывая в них страстные желания и греховные помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Правда Божья. Бог по отношению к миру, будучи Святым, определяет закон святости: «Будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1:16 ). Эта необходимость стремиться к святости выражена в правде Божьей, как заповедях Божиих, ведущих к совершенству: «Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею» ( Пс.118:40 ). Еще один текст Писания, указывающий на связь между правдой и деланием заповедей: «И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» ( Пс.102:18 ). В правде Божией можно различать как бы два действия – правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» ( Иак. 4:12 ), то есть Бог одновременно является и Законодателем, и Судией. Бог дает Закон, Он же помогает в его исполнении, и Он же судит по плодам делания Своего закона. В Ветхом Завете максимальным выражением правды Божией в ее законодательном и воздаятельном аспектах является Декалог, а в Новом Завете – заповеди Блаженства. Вообще, именно в Новом Завете произошло совершенное открытие правды Божьей ( Рим. 3:21–22 ). Вопросы: 1. Определите суть апофатического и катафатического способов богопознания. 2. Как соотносятся апофатический и катафатический способы богопознания? 3. Является ли апофатический способ богопознания лишь интеллектуальным методом, корректирующим апофатику? 4. Как соотнести учение о Божественной простоте и множественность свойств, которыми именуется Бог? 5. На что указывают апофатические свойства? 6. На что указывают катафатические свойства? 7. Объясните свойство «самобытность». 8. Объясните свойство «неизменность». 9. Объясните свойство «вечность». 10. Объясните свойство «вездеприсутствие». 11. Объясните свойство «всеведение». 12. Объясните свойства «святость» и «свет». 13. Объясните свойство «всемогущество». 14. Объясните свойство «любовь». 15. Объясните свойство «правда Божья». Обязательно к прочтению: 1. Иоанн Дамаскин , прп. Свойства Божеского естества// Точное изложение православной веры . Кн.1. Гл. XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Тем не менее, в Евангелиях всё же есть некоторые цитаты, которые так или иначе раскрывают Божественность Христа. Подобные цитаты либо указывают на равенство Бога Отца и Иисуса Христа, либо же раскрывают некоторые свойства Сына Божьего, указывающие на Его предмирное существование. «Прежде, нежели был Авраам, Я есть» ( Ин. 8:58 ). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мк. 2:10 ). «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10:15 ). «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин. 5:26 ). «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). По словам святого апостола Павла, «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). Таким образом, действия, которые свойственны только Богу Отцу, но при этом совершаются Сыном, свидетельствуют о том, что Сын имеет ту же власть и силу, что и Бог Отец. Следует уточнить, что наряду с цитатами в пользу Божественного равенства Отца и Сына в Евангелии имеются также и «уничижительные места», которые якобы умаляют достоинство Сына по сравнению с достоинством Отца. Например: «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Данные слова понимались святыми отцами в том смысле, что любая причина выше того, причиной чего является. Свое Божество Сын получает в акте предвечного рождения от Отца, таким образом, Бог Сын и может назвать Отца большим Себя. Это евангельское выражение было подробно рассмотрено на одном из Константинопольских Соборов XII в. 215 . «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ). В этих словах Господь Иисус Христос называет Бога Отца Своим Богом, что якобы говорит о неравном достоинстве Отца и Сына. Преподобный Иоанн Дамаскин , объясняя вышеприведенную цитату, пишет: «Христос Отцом называет Бога потому, что... нам Бог – по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком» 216 . Учение о Святой Троице, как уже говорилось об этом выше, в большей степени было сформулировано и защищено от всевозможных нападок только в IV в. Святые отцы немало потрудились для того, чтобы отстоять православную доктрину и опровергнуть еретические мнения. Большая часть дискуссий была сосредоточена на теме Божественности Господа Иисуса Христа. По словам прот. Иоанна Мейендорфа , большая часть богословских дебатов эпохи Вселенских Соборов имела христологическое измерение 217 . И это неслучайно, ведь именно от ответа на вопрос: «Кто такой Христос?» – зависит спасение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Тем не менее, созерцание природы может иметь и противоположные результаты, о чём говорит святой апостол Павел: «Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» ( Рим. 1:21–24 ). По мысли апостола, естественное богопознание, которое было доступно язычникам при созерцании природы, не привело к истинному богопознанию, так как, слишком сконцентрировавшись на красоте тварного мира, они стали обожествлять его и выдумывать множество богов и таким образом и свою веру, и свое упование возложили не на единого Бога, но на тварь. Святые отцы традиционно полагали, что это уклонение от истины и поклонение силам природы напрямую связано с падшими духами, которые подталкивали людей к богоотступничеству и всячески пытались укоренить их в служении идолам: «Люди перенесли на тварь и стали поклоняться ей вместо Творца, веруя бесам, служа им» 50 , – пишет прп. Максим. Сохранение и управление Богом сотворенным миром, то есть промышление Божье о мире, также приводит к вере в Бога Творца и Промыслителя. Прежде всего, речь идет о Промысле о роде человеческом и каждом отдельном человеке. Рассмотрение истории и окружающей нас жизни приводит к видению определенного рода закономерностей, в которых открывается забота Бога о людях. Безусловно, это промышление ведет людей ко благу, однако не всегда можно ясно увидеть это благо. Уже в Священном Писании Ветхого Завета можно встретить удивление, что грешники благоденствуют. Например, в Псалтири сказано: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву» ( Пс. 36:35 ), и: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых» ( Пс. 72:3 ), однако это только поверхностный взгляд, который иногда может возникнуть у любого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Это свойство означает, что Бог никак не зависит от категорий времени. Нельзя спросить: что делал Бог в такое–то время или тогда–то? Потому что для Бога нет прошлого, настоящего, будущего. Соответственно, слова, предполагающие значение времени, к Богу, в принципе, неприменимы. Свт. Григорий Богослов говорит: «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова «был» и «будет» означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сый – всегда» 112 . Вездеприсутствие. К Богу неприложимы не только категории времени, но и пространства. Бог никоим образом не ограничен пространством. В Писании есть слова, указывающие на это: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс. 138:7–10 ). Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Всё отстоит от Бога, но не местом, а природой» 113 , а также: «Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте: Он место Сам для себя, как всё наполняющий, выше всего сущий и Сам всё содержащий» 114 . Подобные мысли есть и у иных святых отцов. Бог вне всего по Своей сущности, но присутствует во всём Своими Божественными энергиями: «Бог во всём пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству», 115 – говорит свт. Афанасий Александрийский . У святых отцов есть разъяснение, как именно Бог присутствует в творении Своими энергиями. Прп. Максим Исповедник говорит, что можно провести различия этого присутствия 116 : Бог по–одному присутствует во всех людях, по–другому в живущих по Закону, по–иному в святых 117 . Также, согласно церковному Преданию, можно говорить об особом присутствии Бога в некоторых местах: храмах, в так называемых святых местах: «Где Его действие бывает явно, то и называется местом Божиим. Итак, местом Божиим называется то, что наиболее участвует в Его действии и благодати... Называется же местом Божиим и церковь , потому что мы отделяем ее, как некое священное место, на славословие Богу; здесь же воссылаем к Нему и наши молитвы. Равным образом, и другие места, где только очевидно нам действие Его или во плоти, или без тела, называются местами Божиими» 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XVII. Западное влияние в русском богословии Когда речь идет о русской богословской традиции, неизменно возникает тема западного влияния. В каком–то смысле это утверждение уже стало восприниматься как некая аксиома. Целый ряд видных авторов, среди которых митрополит Антоний (Храповицкий) , иеромонах Тарасий (Курганский), архиепископ Иларион (Троицкий) , протоиерей Г. Флоровский , уже писали на эту тему. Как правило, ответственным за распространение этого влияния назначался митрополит Киевский Петр (Могила) , о школьных реформах которого было сказано немало нелестных слов. Вопрос о западном влиянии на богословие является частным вопросом западного влияния практически на все стороны жизни русского общества периода XVII–XIX вв. Несмотря на такую распространенность мнения о западном влиянии на православное богословие, фундаментальных исследований на эту тему так и не было написано. Всё, что есть, может быть охарактеризовано как публицистика, но отнюдь не как научные труды. Единственным исключением из данного ряда может быть названа работа иеромонаха Тарасия (Кургановского) «Перелом в древнерусском богословии», тем не менее и она не лишена недостатков 190 . Следует отметить, что даже авторы, говорящие о борьбе с западным влиянием, понимали необходимость такой исследовательской работы. Так, прот. Г. Флоровский писал: «Однако история этих западных влияний и заимствований в православном богословии изучена еще недостаточно. А начинать надо, в любом случае, с точного изложения фактов» 191 . Отрицать западное влияние в русском богословии, особенно в области духовного образования, конечно же, было бы неверным, но делать слишком масштабные заявления в этой области без фактического материала также является непозволительным. Серьезной ошибкой, допущенной вышеперечисленными критиками, являются обобщения, создающие впечатление того, что у них отсутствовало понимание культурного и религиозного многообразия Запада 192 , а зачастую и сами они находились хоть и под другим, но тоже западным влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XI. Свойства догматов Принято выделять свойства догматов. Такая дифференциация – не наследие схоластики, как может показаться, но естественное определение основополагающих признаков, которыми обладает догмат. А. Чекановский, например, так характеризовал догмат: «Этим словом на христианском языке обозначаются истины: по своему характеру – умозрительные, по происхождению – божественные, по содержанию – касающиеся того, что составляет самое существо христианской религии, именно учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, по значению – безусловно обязательные для всех верующих и, как таковые, хранимые и преподаваемые только Св. Церковью» 155 . Таких свойств догмата выделяют четыре: богооткровенность, вероучительность (теологичность), церковность и законообязательностъ (общеобязательность). §27 Богооткровенность Первое свойство догматов – это богооткровенность , которая является свойством по способу получения, т. е. догмат есть не плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Именно этим догматы в принципе отличаются от любых научных или философских истин, которые основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы познающего человеческого разума. Все догматы основаны на богооткровенных предпосылках, которые почерпаются из Божественного Откровения. Именно этим догматическое богословие как наука отличается от философии, метафизики и различных наук о природе и человеке. Апостол Павел в Послании к Галатам так и говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал. 1:11–12 ). Поэтому любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо вообще отвергаться, либо каким–то образом изменяться или восполняться. В отличие от них, догматы, основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010