На «Господи, воззвах…» . Стихиры на 10: Триоди – 4 (1-я повторяется), мучеников – 6; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. Прокимен великий («Не отврати Лица Твоего…» или «Дал еси достояние…»). Паремии мучеников – 3. «Сподоби, Господи…» (на практике поется). Переоблачения в черные одежды не бывает (по причине праздника). Просительная ектения и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне из Триоди. «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Богородице ты еси Лоза…». «Ныне отпущаеши…» (можно спеть). Трисвятое по «Отче наш…». Тропари: тропарь мучеников, «Слава, и ныне» Богородичен воскресный по гласу тропаря. Сугубая ектения. Возглас «Яко милостив…». Священник произносит молитву «Господи и Владыко живота моего…» с тремя поклонами. Чтец: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (полный праздничный отпуст с поминанием святого храма и празднуемого святого). Хор: «Великаго господина...». 3) Если праздник случится в четверг (любой седмицы, кроме 5-й), а также в пятницу 5-й седмицы, то вечерня накануне праздника совершается в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. В этом случае особенности касаются только пения стихир на «Господи, воззвах…» и чтения паремий. Кафисма 18-я (на 5-й седмице – рядовая) На «Господи, воззвах…» стихиры на 10: Триоди – 6 (самогласен дважды, мученичен и 3 стихиры «подобны»), Минеи – 4; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: «Прейде сень законная…». Прокимены Триоди. Паремий 5: Триоди – 2 и мучеников – 3. Далее последование литургии по чину. Отпуст полный праздничный с поминанием святителя Григория Двоеслова , святого храма и мучеников. Особенности повечерия Накануне понедельника совершается малое повечерие, в другие дни – великое повечерие. Великое повечерие имеет следующие особенности: 1-я часть: «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и без пения. По Трисвятом : тропарь мучеников, «Слава, и ныне»: «Гавриилу вещавшу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нужна была высшая Божественная помощь. И Всеблагий Творец, актом любви Которого было самое создание человека, не мог оставить Свое творение во власти тления и смерти, не хотел Своему созданию погибели, но восхотел сему спастися и в познание истины прийти (Неделя сырная, Слава на стиховне). Превечным советом, по плану Божественного домостроительства, было предопределено спасти падшего из рабства диаволу, снова извести его на свободу славы чад Божиих. Для этой цели было предопределено снисшествие на землю Сына Божия, принятие Им плоти человеческой, Его обитание с людьми, затем страдания, крестная смерть и Воскресение. Человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы получить благодатную силу преодолевать грехи, укрепляться в жизни по Богу. Равным образом и для освобождения из рабства диаволу необходимо было, чтобы кто-либо более сильный связал забравшего к себе в плен Божиих творений. И по исполнении времен исшел во спасение людей Своих и родился от Девы Еммануил Господь (ср.: четверг 1-й седмицы, 4-я песнь иного канона, Богородичен), боголепно восприяв нищету, облекшись в тленную плоть человеческую. Он этого человека, удалившегося некогда от Бога, Своим Богочеловечеством к Себе присвояет и освящает его. Мене ради по мне быв (среда 5-й седмицы, стихира 70 (О-широкое - А.), на Господи, воззвах), сделавшись Человеком ради человека, Он изволил умрети ради спасения Своих созданий. Он предался волею, привел Себя убийцам, судилищу предстал, распят был и поруган, прободен был, пострадал плотию - и все это Господь милостивно потерпел ради освобождения Адама и Евы, ради спасения их грешных сынов. Послушный воле Отца, Он вкушением оцета разрешил древнее вкушение (ср.: Великая Суббота, непорочны, ст. 163), бывшее свидетельством непослушания, непокорности воле Божией нашего праотца. Пришедший послужить обнищавшему Адаму, коего образом добровольно облекся богатый Божеством Создатель, Он, бесстрастный по Своей Божеской природе, Сам восхотел положить Свою душу (за Адама). И Голгофская жертва Христа Спасителя послужила на обновление земного, на воссоздание человеческого состава (ср.: четверг 3-й седмицы, стихира на Господи, воззвах).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/166/...

Начало Великого поста Стихира на стиховне, гл. 5. Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов. проповедник покаяния, жительство Ангелов, и спасение человеков, вернии возопиим: Боже, помилуй нас! Тропарь на 1-м часе гл. 6. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. –      гл. 6. Стопы моя паправи по словеси Твоему, и да не обладает много всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. –      Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Тропарь на 3-м часе, гл. 6. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Тропарь на 6-м часе, гл. 2. Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Тропарь на 9-м часе, гл. 8. Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. В Понедельник 1-я седмицы, на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 2. Всякий грех содеях, всех пройдох блудом; аще восхощу покаятися, не имам слез токи; аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь. Но даждь ми исправление, едино благий Боже, и помилуй мя. Стихира на стиховне, гл. 3. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинами пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отлолжение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный. Великое повечерие Ирмосы великого канона, гл. 6, песнь 1-я. Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Припев: Помилуй мя. Боже, помилуй мя. –      2. Вонми небо, и возглавлю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. –      Видите, видите, яко Аз есмь Бог, манну одождивый, и воду из камене источивый древле в пустыни людем Моим, десницею единою и крепостию Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В иверском стихираре 954 одна стихира на память св. ап. Фомы (6 окт.). — На колесницы добродетелей ездя — надписана — Ανδρου Πυρο και Θεοφανους, т. е., вероятно, текст принадлежит Андрею, а мелодия — Феофану! Подобные надписи встречаются в стихирарях нередко, но они не означают, однако, непременно, что указываемые два лица должны быть сотрудниками друг другу. Иногда соединяются имена лиц, которые едва ли могли вместе работать. Например, в той же иверской рукописи стихира безплотным силам (8 ноября) — еНевещественное существо умных сил приписана Дамаскину и Феодору Студиту. Следовательно и Андрей Пир мог жить несколько раньше св. Феофана. Но едва ли он жил раньше Андрея Критского: один из его самогласнов, именно, утра вторника Ваий, имеет очень близкое сходство с некоторыми тропарями в. канона:    Такое сходство, повидимому, дает некоторое основание отожествить Андрея Пира с св. Андреем Критским. Надписания в стихирарях тоже дают некоторое право на такое отожествление: иногда случается, что одна и та же стихира, приписываемая в одном стихираре Андрею Пиру, в другом усвояется Андрею Иерусалимлянину или даже прямо Андрею Критскому. — Сходство самогласна с тропарями в. канона недостаточное основание. У св. Стефана Савваита есть самогласен — Моими помышлении в разбойники впад (среда 5-ой седмицы, вечер), тоже, несомненно, составленный под влиянием 14 и 15 тропарей (В разбойники впадый и Священник мя предвидев) первой песни в. канона. И однако приписать этот самогласен Андрею Критскому нельзя, потому что в стихирарях он усвояется св. Стефану. Смешение имен Андрея Пира и Андрея Критского, действительно, наблюдается в стихирарях, но не всегда, — очень часто наблюдается и противоположное явление, что находящияся в одной и той же группе стихир, иногда даже две рядом стоящие стихиры (например, в стихирах недели Ваий — Имеяй престол небо и Приидите мы днесь), надписываются различно, — одни Ανδρ. ερος. или Κρτης, другие — Ανδρ. Πυρο. Указанное смешение находит себе объяснение в том, что, как было сказано, Андрей Пир, вероятно, тоже был иерусалимлянином.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священник (с амвона): «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй (трижды). Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш...» (отпуст по Уставу). Хор: «Великаго Господина...». На практике, если за вечерней следует утреня, то хор поет только протяжное «Аминь». В это время священник входит в алтарь, берет кадило, становится перед престолом и начинает утреню. §3.2. Особенности вседневной вечерни §3.2.1. В случае святого без знака (малого святого) Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и так далее). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры Октоиха – 3, стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы» 173 ; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох очи мои...» и «Помилуй нас, Господи...») 174 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира на «Слава», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря (здесь также выбор Богородична определяется гласом и днем седмицы). §3.2.2. В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого) Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (например, 5 сентября, 6 сентября, 24 сентября и так далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Если бденный святой не имеет храма, то прокимен, Евангелие и всё до канона воскресное. Молитва, «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия, иконы храма и елеопомазание. Каноны: воскресен с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Триоди – на 4 и храму – на 6; катавасия «Отверзу уста моя». По 3-й песни кондак Триоди и седален храму (дважды); по 6-й – кондак и икос храму; по 9-й – «Свят Господь». Светилен воскресен и храму. На «Хвалите» стихиры воскресные – 4, храму со славою – 4, затем припев «Воскресни, Господи Боже» самогласна стихира Триоди; «Слава» – та же, «И ныне» – «Преблагословена еси». По великом славословии тропарь воскресен. Ектении и отпуст. На часах тропари воскресен и храму; кондаки Триоди и храму переменяются. На литургии Блаженны гласа – на 6 и храму, песнь 3-я – на 4. По входе тропарь воскресен и храму, «Слава» – кондак храму, «И ныне» – Триоди. Прокимен, Апостол, Евангелие, причастен дню и храму. Так же можно править службу святому с бдением и в Недели 4-ю и 5-ю. ПЯТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА Служение в субботу 5-й седмицы с бдением храмовому святому В пяток вечера кафизма обычная. На «Господи, воззвах» стихира – на 10: самогласен Триоди дню (дважды), Богородице – 4 и храму – 4, «Слава» – храму, «И ныне» – акафиста. Вход. Прокимен и паримии дню и храму – 3. «Да исправится молитва моя». Литургия Преждеосвященных Даров. Четверопеснец субботы поется в другой день на повечерии. На всенощном бдении поется великое повечерие с каждением всего храма и народа и с пением «С нами Бог». По 1-м Трисвятом тропарь храму, «Слава, и ныне» – «Повеленное тайно»; по 2-м Трисвятом кондак храму, «Слава, и ныне» – Богородице «Взбранной Воеводе». На литии стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен в тот же глас. На стиховне стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен воскресный в тот же глас. На благословении хлебов тропарь храму (дважды), Богородице (один раз). На утрене на «Бог Господь» тропарь акафиста (дважды), «Слава» – храму, «И ныне» – акафиста. По 1-й кафизме обычное чтение кондаков и икосов; по 2-й кафизме также чтение акафиста. Полиелей и величание храму. Степенна – 1-й антифон 4 гласа. Прокимен, Евангелие и стихира храму. «Спаси, Боже, люди Твоя», целование иконы и елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В новых текстах подобный перевод отсутствует в Триоди Постной, а в Триоди Цветной и в Минее имеется лишь в новопереведенных текстах, которые отсутствуют в старой редакции. Поговорим теперь об этих случаях. Их всего два. Первый прецедент: Триодь Цветная, пяток Светлой седмицы, Служба иконы Богородицы Живоносный источник, вечерние стиховны, 2-я стихира – [воду] живу скачущую([δωρ] τ ζν τ αλλμενον). В старопечатном тексте этой службы нет . Вся служба переведена в стиле Евфимия Чудовского, со множеством неологизмов (порою в ущерб грамматике) . Второй прецедент: Минея январь, 30-е января, 1-я литийная стихира. Служба Трем святителям – бдение. Праздничные службы, в отличие от будничных, при справе Миней правятся кардинально . Стихира отсутствует в старом тексте и переведена с греческого печатного текста. В оригинале напечатано: τ δωρ τ ζν τ αλλμενον. Переведено: воду живу скачущую. Литийные стихиры также переведены в стиле Евфимия Чудовского, с неологизмами . Сохранившийся корректурный экземпляр Минеи январь (РГАДА, ф.381/1, который мы уже описывали выше, может раскрыть анатомию этой справы и доказывает изначальную принадлежность этого перевода Евфимию . Теперь поговорим о Евфимии Чудовском, которому, по моему мнению, принадлежит авторство рассматриваемого перевода. Евфимий участвовал в справе Триодей и Миней Месячных. В корпорации справщиков существовало «разделение труда». Переводом новых текстов обычно занимались одни, текущей справой – другие. Перевод традиционно доверялся самым опытным. При работе с корректурными экземплярами у меня сложилось впечатление, что признанным и авторитетным переводчиком на данном этапе справы являлся именно Евфимий. Ему поручали новые переводы, тогда как текущей справой занимались менее квалифицированные Захарий Афанасьев, Иосиф Белый и проч. Наличие в новых переводах этого неологизма позволяет сделать предположение о систематическом навязывании этого варианта перевода причастия αλλμενον Евфимием. Впрочем, справщики не идут у него на поводу, в своей части работы продолжая переводить αλλμενον традиционно.

http://bogoslov.ru/article/2308475

Бывает (правда, крайне редко) на «Господи, воззвах» поется больше, чем 10 стихир. Скажем, на Благовещение поется 11 стихир (11-я стихира имеет особый запев: «Творяй Ангелы своя духи...» – стихира Архангелу Гавриилу). А на вечерне в среду 5-й седмицы Великого Поста поется 30 стихир на «Господи, воззвах». Почему? 6 рядовых стихир и 24 стихиры по алфавиту (по числу букв греческого алфавита). Стихиры эти приписывают Андрею Критскому , но, по всей видимости, они ему не принадлежат. Давайте двигаться от простого к сложному. Вначале изучим будничную службу – службу без красного знака либо четверичную, либо шестеричную. Как тогда поются стихиры на «Господи, воззвах»? 6 стихир: 3 Октоиха и 3 Минеи. Если два малых святых, то все 6 стихир – из Минеи (по 3 каждому святому). Если святой шестеричный, т.е. служба имеет знак три точки несовершения служения, то все 6 стихир – их Минеи (этому святому). Здесь, правда, может возникнуть затруднение. Предположим, святой шестеричный и нужно петь стихиры на 6, согласно этому указанию. Но если вы откроете Минею, то увидите там только 4 стихиры. Значит, первые две стихиры придется пропеть дважды. Это общее правило: если не хватает стихир или тропарей канона до указанного уставом количества, то первые стихиры и тропари повторяются до тех пор, пока не восполнится указанное уставом количество. Что касается праздничных служб, их мы разберем несколько позже. Далее: «Слава», святому Минеи (если есть). Иногда бывает так, что Минея указывает дополнительную стихиру – седьмую, которая поется после запева «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Такая стихира обычно называется славником. Так что после шести стихир поется славник святому, если таковой имеется. Славник, если он есть, по уставу поется на сходке – двумя ликами. Соответственно, в этом случае Богородичен – тоже. Как только появляется славник, сходимся на середине. Иные Богородичны или Крестобогородичны. Если славник отсутствует, то Богородичен или Крестобогородичен поется на «Слава, и ныне «. Какой Богородичен? Ответ на этот вопрос не вполне однозначен. Там целая наука о поиске Богородичнов, в экзаменационной программе об этом отдельный пункт, так что пока я об этом говорить не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Свете тихий» читается, причем ни отверствия царских врат, ни входа с кадилом не бывает. Таже иерей пред царскими вратами возглашает прокимен дне, который указывается на каждый день седмицы в служебнике и в часослове. После прокимна читается: «Сподоби, Господи». До молитвы «Сподоби, Господи», молитвословия вечерни относились несколько и к окончанию дня проходящего; с молитвы же «Сподоби, Господи», они принадлежат уже наступающему дню. Поэтому в посту после «Сподоби, Господи», прекращаются поклоны, если следующий день праздничный, и наоборот начинаются поклоны, если со следующего дня начинается пост. Далее следует – Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву…» с заключительным возгласом ее: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси…» Затем иерей преподает " Мир всем», лик ответствует: «И духови твоему», диакон: «Главы наша Господеви приклоним», и иерей чтет тайно Молитву главопреклонения, заключая вслух возгласом: «Буди держава Царствия Твоего благословенна…», и поются Стихиры на стиховне из Октоиха с припевами, указанными в часослове. Если предпразднство или попразднство, то поются стихиры предпразднства или праздника из Минеи. Затем Слава, стихира Минеи, если она есть, И ныне, богородичен или крестобородичен накануне среды и пятницы, или же стихира предпразднства или праздника из Минеи. «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш», после чего иерей: «Яко Твое есть Царство…» и поется Тропарь, и Слава, и Ныне, богородичен или в дни попразднства тропарь праздника. Сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», заключающаяся возгласом иерея: «Яко милостив и Человеколюбец…« Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!» а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш….» Лик поет: »Аминь» и «Утверди, Боже, святую православную веру….» Иерей возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» и далее, великий отпуст. После отпуста вседневной вечерни, так же, как после отпуста и малой вечерни и великой, поется многолетие. 9. Малое повечерие После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5-ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Из Октоиха воскресны 4. Святых 4, с теми же припевами, что выше. Слава – Триоди; Отче благий... Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1 и Триоди 3: а) Блудн. глас... б) Воскресни, Господи... Яко блудный сын... в) Исповемся тебе... Иждих блудно... Слава – Триоди: Отче благий... Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника. Слава – праздника. Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4, с припевами праздника. СлаваТриоди: Отче благий... Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава), с праздн. припевами. Слава – триоди: Отче благий... В неделю Мясопустную. Из Октоиха воскресны 4. Восточна 1 и Триоди 4. Пред первыми пятью надобно петь пять стихов из хвал. псалмов, начав со слов: Сотворити в них суд...; пред шестою стехирою – шестой стих хвалитных псалмов, оканчивающийся словами: Всякое дыхание да хвалит Господа (шестой стихирою будет: Помышляю день...). Затем ст.: Исповемея тебе... и: О каковой час...; ст.: Возвеселюся... и: Даниил пророк...; ст. Воскресни, Господи... и: Предочистим себе... Слава, Предочистим себе... (т. е. одно песнопение два раза). Из Октоиха воскресны 4. Святых 4, с теми же припевами, что выше. Триоди 1: Предочистим себе... со ст.: Воскресни, Господи Боже... (впрочем, эта стихира не указана прямо; сказано неопределенно: стихира Триоди). Слава, Триоди та же стихира. Из Октоиха воскресны 4. Триоди 4: а) Помышляю день... б) О каковый час... в) Даниил пророк... г) Предочистим себе… Слава – Триоди: Предочистим себе... Примеч. Первые шесть стихир надобно петь со стихами хвалитиых псалмов, а последние две со стихами: а) Возвеселюся и возрадуюся... б) Воскресни, Господи... Из Октоиха воскресны 4. Праздника 4 (в том числе песнопение с (надписью: Слава), с припев. праздн. Триоди 1: ст.: Воскресни, Господи...и: Даниил пророк... Слава – Триоди: Предочист. себе... Октоиха воскресина 4. Праздника 4, с их припевами. Триоди 1: ст.: Воскресни, Господи Боже мой... и: Даниил пророк... Слава – Триоди: Предочистим себе... Из Октоиха воскресны 4. Святаго 4 (в том числе песнопение с надписью: Слава), с припев. святаго: Триоди 1: ст.: Воскресни, Господи Боже мой... и: Даниил пророк... Слава – Триоди: Предочист. себе...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010