Записки Стефана Стратимировича, Православного Сербского и Валахийского народа Митрополита, в Угорском Королевстве сущего, представленная, чрез посредство Русского Протоирея А.А. Самборского, Государю Императору Александру Павловичу, в 1804 году, об освобождении Сербского народа вообще. С предисловием Д. Члена О.М. Бодянского Изображения Славянских Первоучителей и Просветителей, Св. Кирилла и Мефо-дия, на полях образа Святителя Николая Скоропомощника, находящегося в Афонском Дохиарском монастыре. С литографированным изображением. Д. Члена О.М. Бодянского Извлечения из записок Фотия, Архимандрита Новгородского Юрьевского мона-стыря О статье Г-на П.М.: «Из прошлого». П.В. Сушкова Протокол Заседания Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1867 года, Мая 6 дня Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1868. Апрель-Июнь. Книга вторая I. Исследования Об отношениях супругов по имуществу в древней России и Польше Константина Алексеева Днепровские пороги по Константину Багрянородному. Д. Члена. А.Ф. Вельтмана Несколько замечаний на сочинения Ф. Смита по поводу переводов их с Немецкого на Русский господином Квитницким II. Материалы отечественные Русские народные песни, собранные П.В. Шейном. Часть I. Песни хороводные III. Материалы славянские Падение Чехии в XVII-м веке. Д. Члена. П.А. Лавровского IV. Материалы иностранные Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Пер-сию в 1633, 1636 и 1638 годах, составленное Секретарем Посольства Адамом Олеарием. Перевод с Немецкого П.П. Барсова. Книга II V. Смесь Мирный договор между Швецией и Россией, заключенный 10-го Мая, 1595 года, близ Нарвского озера, на стороне Ивангорода, в Тявзяне. Перевод с Шведского Соревно-вателя А.А. Чумикова Письмо Императора Петра I-ro к Подполковнику 1716 года Дополнение к статье: «Последние годы жизни Государыни Царицы Евдокии Фе-доровны». Николая Дуюровского О караванной торговле с Джангарской Бухарией в XVIII столетии. Н.Г. Потанина

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письмо Малороссийского Военного Губернатора, Князя Н.Г. Репнина, к Графу В.П. Ко-чубею Его же. Краткая Записка о Малороссийских Казаках Извлечение из Записки, на Французском языке, поданной Министром Финансов, Канкри-ным, и возражение на оную Малороссийского Военного Губернатора, Князя Н.Г. Репнина Доношение Попечителя Казанского Учебного Округа М.Л. Магницкого на издателя «Библиографических Листов» Г. Министру Народного Просвещения, и объяснения про-тив Доношения, представленные П.И. Кеппеном Последний день жизни Императрицы Екатерины II и первый день царствования Импера-тора Павла I-ro. Графа Ф.В. Растопчина Нужно ли нам преобразование Календаря? Д. Члена О.М. Бодянского Ответ с основательнейшими доводами на представление, еже изгладити Ветхий и ввести Новый Календарь, Православной Восточной Церкви Митрополитом Сербским, Стефаном Стратимировичем, Августейшему Двору Австрийскому данный, Ноября 9-го дня, 1814 года О бедности Русского Православного Духовенства и о средствах восстановить его нрав-ственное влияние на народ. Н.В. Сушкова Его же. Ответ на вопрос Протокол заседания Общества Истории и Древностей Российских декабря 14 дня, 1863 года Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1864. Июль-Сентябрь. Книга третья I. Исследования Очерки из истории Российской Церковной Иерархии. Св. Петр Митрополит. – Несколько слов о Галицкой Митрополии в XIV столетии. О Переяславском Соборе в 1313 г. Ген. Карпова II. Материалы отечественные Записки Алексея Петровича Ермолова. С приложениями. Издание Н.П. Ермолова. Часть I. 1801–1812 г. III. Материалы славянские Народные песни Галицкой и Угорской Руси. Собрание, составленное Профессором Рус-ского языка и Словесности в Львовском Университете, Я.Ф. Головацким, и изданное с предисловиями разными объяснениями О.М. Бодянским. Часть II. Гаилки или весенние хороводные песни, Шумки и Чабарашки, Царинные, Коломийки IV. Материалы иностранные Средневековые путешественники, посещавшие Россию, или говорившие о ней: Козма Ин-дикоплов, Абу-Сеид, Салам Толмач, Ахмед бен-Фоцлан, Мухаммед ибн-Батута, Николай Асцелин, Джиованни де Плано Карпини, Вильгельм Руисберк, Джиованни ди Монте Кор-вино, Одерико ди Порденоне и Джон Мандевилль. Из «Lander und Volkerkunde in Biog-raphien von Dr. Ph. Hedw. Kulb», перев. Соревнователь Общ. А.Н. Шемякин

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только при благоприятных условиях в правление этого визиря, происходившего из христиан, и в практически свободной Пивской области стало возможным в период всеобщего порабощения Балкан воздвигнуть при участии ктиторов и братств монументальную церковь в монастыре Пива. Патриарх Савватий, племянник патриарха Макария, намеревался даже по соображениям безопасности перенести центр Печской Патриархии из Печи в более укрытую Пиву. Поэтому он так всеусердно готовил свою задужбину, но осуществление этой идеи остановила его кончина. Около южных врат монастыря Пива есть плохо сохранившаяся ктиторская композиция, на которой Савватий (Соколович) изображен как ктитор, держащий в руке пивскую церковь и преподносящий ее Пресвятой Богородице. Надпись практически полностью стерта, но можно понять, что Савватий обращается к Богородице с мольбой принять это приношение. Особенно интересна фигура турецкого вельможи, с бородой овальной формы и в тюрбане, расположенная с другой стороны врат. Предполагается, что это изображение великого визиря Мехмед-паши Соколовича. Большое значение имело обновление монастыря между 1790 и 1793 годами, проведенное под руководством архимандрита Арсения (Гаговича). Из этого «общенародного Успенского монастыря» он развернул активную просветительскую и политическую миссию. Он трижды ездил в Россию: в 1786 году из Хиландара, 1803 и 1813 году из Пивы, а также два раза в Иерусалим, Константинополь, Румынию, Сремские Карловцы, Дубровник и Вену. Часто бывал в Сербии. Архимандрит Арсений был активным деятелем освободительной борьбы, принимал участие в подготовке первого сербского восстания в 1804 году, организовывал и направлял освободительное движение и борьбу герцеговинских племен против турок, сотрудничал с вождем восстания Карагеоргием, митрополитом Черногорским Петром I (Петровичем-Негошем), поддерживал связь с российским Синодом, митрополитом Карловацким Стефаном (Стратимировичем), а также вступал в разнообразные дипломатические контакты с русским и французским консулами, военными и т.д.

http://pravoslavie.ru/41599.html

4 дек. 1826 г. по инициативе митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) мощи были переоблачены и переложены в новую раку из кипариса. В 1848 г. мощи переносили в мон-рь Фенек, но через 3 месяца возвратили во Врдник. Не ранее XVIII в. (точная дата неизв.) части мощей были посланы в монастыри Шишатовац и Раваница. В 1941 г. врдникский архим. Лонгин перенес основную часть мощей в мон-рь Бешеново , т. к. во Врднике был размещен нем. военный объект. Из Бешенова мощи были перевезены хорват. усташами в Загреб, 14 апр. 1942 г. перенесены в Белград и положены в соборной церкви. После окончания войны поднимался вопрос о возвращении мощей Л. в Раваницу, но его решение было отложено. По данным на 1952 г., когда производилось обследование мощей, они отличались редкой сохранностью и по ним можно было составить представление о прижизненном облике Л. (Там же. С. 122-123). Помимо мощей Л. из связанных с ним реликвий сохранилось его облачение типа кафтана (серб. «халина») из итал. шелковой ткани с вытканными геральдическими львами - редчайший образец средневек. сербской одежды (см.: 1974. С. 293-295; Приватни живот у српским века/Приред.: С. Д. Београд, 2004. С. 178-179). В кон. XIV - 1-й четв. XV в. по инициативе и при непосредственном участии сербских высших церковных и светских властей (семьи князя) был создан корпус богослужебных и четьих текстов (самый большой в истории почитания средневек. сербских святых), связанных с прославлением Л. как святого. В него входят: 1) стихиры и тропарь Л., написанные в Раванице, очевидно, сразу после перенесения мощей 1970. 2. С. 129-142; О С. 302); 2) служба с 2 канонами (1-й с текстовым акростихом: «Лазара похвалити, Боже мои, разум даруй ми»), написанная, вероятно, в Раванице в нач. XV в. 1970. 2. С. 143-198; 1970. С. 303-306); 3) анонимное Проложное Житие со стихом, сопровождающее большинство списков службы (Жumuje св. кн. Лазара. 1989); 4) Похвальное слово, написанное патриархом Печским Даниилом III в 90-х гг. XIV в.; 5) анонимное Житие; 6) анонимное Слово «и отчасти житие воспоминание» ( Tachiaos.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Василий (Мога), еп. Трансильвании. Литография. 1-я пол XIX в. (Мога; 1774, Себеш, Трансильвания - 17.10.1845, Сибиу), правосл. еп. Трансильвании в 1811-1845 гг. Род. в семье священника. В 1786-1798 гг. учился в лютеран. гимназии в г. Себеш, в римско-католич. лицеях в Алба-Юлии и Клуже изучал философию. Был приходским священником-целибатом в Себеше (1798-1810). Приняв 18 апр. 1811 г. монашеский постриг в мон-ре Крушедол (Сербия), 23 апр. 1811 г. в Сремски-Карловци В. был хиротонисан митр. Стефаном (Стратимировичем) во епископа. Интронизация В. прошла в Клуже 29 июня 1811 г. в присутствии губернатора Г. Банфи, протопопов и священников епархии. По просьбе В. имперские власти позволили вновь избранному епископу перенести свою резиденцию в Сибиу. Несмотря на противодействия властей деятельности правосл. епископа, В. сумел приобрести здание для епископской резиденции, руководил шестимесячными богословскими курсами в Сибиу (с 1811), был наставником румын. народных школ в епархии. Издал большое количество богослужебных книг в частных типографиях Сибиу, предоставлял стипендии отдельным студентам, изучавшим богословие в Венском ун-те. В.- автор мн. пастырских посланий правосл. клиру и мирянам, борец против унии и за признание румын в качестве четвертой нации в Трансильвании и предоставление им социально-политических прав. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 64-74. Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Даскэлул) (ок. 1660 - 1725), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд.

http://pravenc.ru/text/150727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [серб. Jocuф] (Путник Йован; 1777, Нови-Сад - 4.11.1830, Темешвар-Йозефштадт (ныне Тимишоара, Румыния)), еп. Темишварский Сербской Православной Церкви. По окончании ун-та в Пеште (ныне Будапешт) в 1797 г. поступил в Карловацкую семинарию, к-рую окончил в следующем году. Целибатом был рукоположен во диакона и включен в клир при митр. Карловацком Стефане (Стратимировиче) . В 1800 г. в мон-ре Крушедол был пострижен в монашество. В 1801-1802 гг. преподавал в Карловацкой семинарии, затем стал архимандритом мон-ря Гргетег. В 1805 г. стал администратором Вршацкой епархии. 16 авг. 1807 г. был назначен администратором, а 12 июля 1808 г. утвержден епископом Пакрацкой епархии. Управлял этой епархией до 1829 г., хотя с 1819 г. жил в г. Арад как администратор Арадской епархии. В 1829 г. был избран епископом Темишварским. Был похоронен в Вознесенском храме в г. Темешвар-Йозефштадт. И. был любителем науки и духовного образования. Заботился о просвещении священства и паствы, открыл интернат для учеников богословского уч-ща ( Р. Пакрачка enapxuja//Споменица о српском православном владичанству пакрачком. Пакрац, 1930. С. 176-179). Лит.: С. Писма еп. Jocuфa Путника о покрету у Славонии, 1815-1816. Загреб, 1962; он же. Еп. Jocuф Путник о у Cлabohuju 1808. г.//Зборник за ucmopujy. Нови Сад, 1971. Год. 3. С. 110-111; он же. Еп. Jocuф Путник о приликама у Xpbamckoj, Cлabohuju и Босни 1809. г.//Там же. С. 112-113; Н. Карловачка бorocлobuja, 1794-1920. Сремски Карловци, 1984. С. 37, 213; Српски jepapcu. С. 258-259. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/578535.html

Сремски-Карловци. Церковь Петра и Павла. црква, Нижняя церковь Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1719 и 1793. Адрес: Сербия, Воеводина, Южно-Бачский Округ, г. Сремски Карловци, улица Митрополита Стратимировича, 15Ц Координаты: 45.202047, 19.936425 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42571

Благодать Духа увлекала Стефана все к большему и большему преуспеянию, потому что беспредельность его веры возбуждала в нем ревность. Поставленный дьяконом, он явил себя мучеником; назначенный для нужд вдовиц, он употребил благодать на чудеса; был назначен служителем трапезы, и сделался совершителем чудес. «Стефан, исполненный веры и силы». Пусть, говорит, Стефан по имени своему будет венком победы, именно Стефан, опытом исследовавший борьбу, никому неизвестную, показавший миру сражение беспримерное. Это не свойственно человеческой природе, и Стефан один противостал бестелесному воинству. Вера возбудила его к таким подвигам, надежда дала ему силы бороться до конца. «Стефан, исполненный веры и силы». Стефан показал начальника злобы пленником, доблестною решительностью воздвиг над ним трофей, приготовил слезы демонам, а людям радость, явился вождем сражающихся за Христа. Кто бы ни предпринял теперь борьбу за Христа, в Стефане он имеет учителя, кто бы ни выступил на подвиги мученичества, Он будет подражать Стефану. Стефан – начальник подвизающихся за Христа, Стефан – основание умирающих за Него. «Стефан, исполненный веры и силы». Отовсюду укреплен этот воин Христов, отовсюду защищен бронею благочестивый военачальник. Достаточно, говорят, этого для победы, довольно для того, чтобы воздвигнуть трофеи! Вера и сила и начальника злобы победили, и иудеев изумили. «Исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» ( Деян. 6:8 ). Множество чудес явил избранник, великие знамения совершил воин Христов. «Совершал великие чудеса и знамения в народе» ( Деян. 6:8 ); хромым давал он способность ходить, расслабленным дарил здоровье, чтобы возбудить к зависти первосвященников: до такой степени страстно он желал вкусить смерть за Христа! Тогда-то вооружается против него пятиградие нечестивейших людей. " Некоторые, – говорится, – из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном» ( Деян. 6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Стефан приводит далее пророчество Моисея, в котором он указывает на имеющего придти Мессию, прообразом Которого он является (Второзак. 18:15). Вспоминая Синайское законодательство, Стефан говорит, что Моисей получил заповеди Божии через Ангела, говорившего с ним. В кн. Исход изречение закона Моисею приписывается Самому Господу, но Флавий приписывает это Ангелу, что согласно и со словами св. Ап. Павла в Гал. 3:19 и в Евр. 2:2. Может быть, здесь имеется в виду опять " Ангел Господень, " то есть Второе лицо Пресвятой Троицы. Ложные свидетели утверждали, что Стефан не перестает говорить хульные слова на закон, - Стефан же здесь восхваляет закон, называя его " живыми словами " - такими, в которых заключается действующая живая сила. Далее Стефан укоряет евреев за непослушание их Моисею, напоминает о том, как они жалели об оставлении Египта, как сделали себе золотого тельца, в чем видно влияние египетского язычества, обоготворявшего быка Аписа. Стефан ссылаясь на пророка Амоса (5:25-26), укоряет затем евреев, что во время сорокалетнего странствования по пустыне они служили " воинству небесному, " то есть поклонялись солнцу, луне и звездам. Он прямо называет имена языческих Божеств, которым поклонялись в пустыне евреи, отступая от служения истинному Богу. Это - Молох - сирский и ханаанский идол, под именем которого обоготворялось солнце, как плодотворное начало жизни на земле, и Ремфан, или Рефан - коптское название обоготворявшейся арабами, финикиянами и египтянами планеты Сатурн, как символа времени. Далее Стефан оправдывает себя от обвинения в том, что он не переставал говорить хульные слова на " святое место сие, " то есть на храм. Он говорит о святости скинии, а затем о построении Соломоном храма. " Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, " говорит далее Стефан и приводит слова пр. Исаии (66:1 и далее) о том, что Бог вездесущ и не ограничивается храмом. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего иудейства, будто Иерусалимский храм есть единственно-возможное место истинного Богопочитания. Это то же, что сказал Христос самарянке: " Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Иоан. 4:21-23).

http://sedmitza.ru/lib/text/430526/

   Стефан приводит далее пророчество Моисея, в котором он указывает на имеющего придти Мессию, прообразом Которого он является (Втор 18:15). Вспоминая Синайское законодательство, Стефан говорит, что Моисей получил заповеди Божии через Ангела, говорившего с ним. В кн. Исход изречение закона Моисею приписывается Самому Господу, но Флавий приписывает это Ангелу, что согласно и со словами святого Апостола Павла в Гал. 3:19и в Евр.2:2. Может быть, здесь имеется в виду опять «Ангел Господень», то есть Второе лицо Пресвятой Троицы. Ложные свидетели утверждали, что Стефан не перестает говорить хульные слова на закон, — Стефан же здесь восхваляет закон, называя его «живыми словами» — такими, в которых заключается действующая живая сила. Деян.7:41. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Деян.7:42. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Деян.7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона.    Далее Стефан укоряет евреев за непослушание их Моисею, напоминает о том, как они жалели об оставлении Египта, как сделали себе золотого тельца, в чем видно влияние египетского язычества, обоготворявшего быка Аписа. Стефан ссылаясь на пророка Амоса (Ам. 5:25—26), укоряет затем евреев, что во время сорокалетнего странствования по пустыне они служили «воинству небесному», то есть поклонялись солнцу, луне и звездам. Он прямо называет имена языческих Божеств, которым поклонялись в пустыне евреи, отступая от служения истинному Богу. Это — Молох — сирский и ханаанский идол, под именем которого обоготворялось солнце, как плодотворное начало жизни на земле, и Ремфан, или Рефан — коптское название обоготворявшейся арабами, финикиянами и египтянами планеты Сатурн, как символа времени. Деян.7:44. Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Деян.7:47. Соломон же построил Ему дом. Деян.7:48. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:    Далее Стефан оправдывает себя от обвинения в том, что он не переставал говорить хульные слова на «святое место сие», то есть на храм. Он говорит о святости скинии, а затем о построении Соломоном храма. «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет», — говорит далее Стефан и приводит слова пророка Исаии (Ис. 66:1)о том, что Бог вездесущ и не ограничивается храмом. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего иудейства, будто Иерусалимский храм есть единственно возможное место истинного Богопочитания. Это то же, что сказал Христос самарянке: «Поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4:21—23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010