– Не знаем, почему Евгений не всегда вводит в свои статьи эпизоды о переводе славянской библии с греческого языка. Так он ни слова не говорит о трудах по этой части архиеп. новгородского Геннадия (т. I.. стр. 89–92), м. Киприана (I., 320–329) и м. Алексея, вовсе даже и не помещенного в Словаре духовных писателей. VII. О Кормчей книге, ее переводе на славянами язык, составе, списках и редакциях: I, 174, 251–2, 254, 257–259, 316–7, 334; II., 26, 132, 142-З. На самых лучших страницах Словаря (т. I, 324–329), посвященных вопросу о Кормчей, преосв. исследователь ведет речь о первоначальном появлении ее в России, переводе с греческого и различии ее редакции и изданий. В статье о Киприане (по поводу которого заведена эта речь), помещенной в «Друге Просвещения» (1806 г. 12), ничего такого Евгений еще не говорил. В 1-м издании Словаря (т. I., стр. 353–357), хотя и говорил, но гораздо короче (нет, напр., указаний на различия славянских Кормчих); с другой стороны, тут же есть и небольшой лишок сравнительно со 2-м изданием Словаря. Все это доказывает постепенность ознакомления Болховитинова с славянскими Кормчими, что и должен иметь в виду характеризующий его, как исследователя данного юридическая памятника. VIII. Рассуждения по части церковной археологии и филологии: I, 165–166; II., 234–251 (в ст. о св. Стефане пермском). Любопытно начало Евгениевского трактата, помещенного в этой статье. «Жизнеописатель Стефанов и почти все наши летописи, говорит Евгений, утверждают, что св. Стефан изобрел для Зырян пермские буквы и перевел на их язык книги, которых однакож ныне у Зырян нигде не обретается. Предмет сей давно уже обращал на себя любопытство изыскателей древности; а в недавние времена сделался даже спорным и потому заслуживает обстоятельнейшее розыскание по историческим и местным сведениям» (стр. 234), которое далее и следует, нося вместе с положительным и полемический характер. (Тоже и в 1-м изд. Словаря: том II, стр. 612–631. Несколько короче в Вестнике Европы за 1814 г. 16 и в «Волог.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В случае недостатка пищи собирался он на добычу. Если не удавалось скоро изловить зверя, так пермяк и голод готов был терпеть. Но при счастии он уделял часть добычи в жертву идолам. Пермяки были крайне суеверны. Богов своих они считали грозными и недобрыми. И много их было в Перми. Всяким явлением природы заведует особый дух, думал пермяк. Северная страна с ее продолжительными зимами, бурями и снежными заносами, и крепкими морозами совсем не ласкова была. Духи, значит, не любят людей, решал пермяк. Что же делать? Нужно задобрить и умилостивить их. И несет бедный пермяк дорогие дары своим идолам. А много их стояло в разных местах. „Бяху бо в Перми кумиры разноличнии, овии больший и меньший, друзии же средний, и инии мнозии и никто может исчести их; овем убо редции моляхуся и худу честь воздаяху, а другим же мнози не токмо ближнии, но и дальний погостове. Суть же у них и кумиры, к ним же издалеча прихожаху и от дальних мест поминки приношаху, и за три дни и за четыре, и за неделю сущи, и с всяцем тщанием прииосы и поминки присылаху”. Не было у пермяков храмов для идолов. Они помещали их на высоких и гористых местах. Не умели пермяки делать и красивых изображений своих богов. Чурбан деревянный с грубо отесанным лицом на подобие человеческого был у них красивейшим идолом. Главным среди богов пермских считают Воипеля. На ряду с ним почиталась „Золотая Баба”, которая была обделана из камня в виде старой женщины с двумя младенцами на руках. Боялись ее пермяки и спешили умилостивить разными дарами. Иные приносили полотно, другие шкуры зверей, а то жир, чтобы смазать щеки и губы идола. При нем постоянно толпилось много пермяков, желавших узнать судьбу. Волхвы обманывали тут простых людей. Всем у них был готов счастливый ответ, лишь бы приношение было не скудно. Было у пермяков много и других идолов в разных местах. Боялся житель Пермской земли своих богов. Не менее страшны были для него волхвы, чародеи. Это все любимцы богов, думал пермяк. Боги не добры, да и служители их злы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но нередко в таких случаях он использует и символику формы, сопрягая последнюю с символикой библейских чисел. Вот несколько примеров. «Сице и аз ныне (говорит митрополит Пимен в связи с посвящением Стефана во епископа. – В. К.) обретох того самого Стефана – мужа 1добра, 2мудра, 3разумна, 4смыслена, 5умна суща, и 6хитра, и 7всяческы добродетелми украшена; и такова дара достойна бывша, еже при мнозех и во мнозех в нынешнее время досужна бывъша; мню же, яко пригожу ему быти, и надеюся, яко то (1) делець есть; (2) еще же к тому имать благодать, вданую ему от Бога; (3) и учительство дар, еже стяжа; (4) и (стяжал. – В. К.) талант, порученый ему, и слово премудрости и разума; (5) но и грамоты розныя умеет; (6) и языки инеми възглаголеть к людем; (7) и чувъствии душевными и телесными благопотребен есть». Этот пассаж посвящен духовным дарам святителя Стефана; видимо, поэтому в нем и использованы две седмерицы. «Коль 1много лет 2мнози философи еллинстии Icъбupaлu u IIcocmabлubaлu грамоту греческую, и едва IIIycmabuлu 3мноземи труды, и 4многыми времены едва IVcлoжuлu! Пермскую же грамоту един составил, един счинил, – един калогер, един мних, един инок – Стефан, глаголю, приснопомнимий епископ; един во едино время, а не по много времена и лета, яко же и они, но един инок; 1един 2вьединеныи и 3уединяася, 4един 5уединенный, 6един 7единого Бога на помощь призываа, 11 8един 9единому Богу моляся и глаголя: «Боже и Господи, иже наставниче и давче, заступниче, Iymbepдu u IIbpaзyмu сердце мoe u IIIдaй же ми слово, Отчее Слово, да тя прославляю в векы веком». И сице 12 един инок к единому Богу помоляся, (1) и азбуку сложил, (2) и грамоту сътворил, (3) и книги перевел малых летех, Богу помогающу ему…». Здесь, прославляя Стефана как составителя азбуки, Епифаний использует двенадцатерицу, осложненную ее производными – третицей и четверицей. Любопытна заключителная «похвале» Стефану: «Да и аз многогрешный и неразумный, последуя словесем похвалений твоих, слово плетущи, и слово плодящи, и словом почтити мнящи, и от словес похваление събираа, и приобретаа, и приплетаа, пакы глаголя: Что еще тя нареку – 1вожа заблуждьшим, 2обретателя погыбшим, 3наставника прелщеным, 4руководителя умом ослепленым, 5чистителя оскверненым, 6взискателя расточеным, 7стража ратным, 8утешителя печальным, 9кормителя алчющим, 10подателя требующим, 11наказателя несмысленым, 12помощника обидимым, 13молитвеника тепла, 14ходатая верна, 15поганым спасителя, 16бесом проклинателя, 17кумиром потребителя, 18идолом попирателя, 19Богу служителя, 20мудрости рачителя, 21философии любителя, 22правде творителя, 23книгам сказателя, 24грамоте пермьстей списателя».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Смешиваются они и ныне. На Забайкалье жалуются, что там, за недостатком в миссионерах, миссионерствовать вынуждены приходские священники, – а на Алтае, что там, за недостатком священников у быстро нарастающих за последнее время русских колонистов, пастырские обязанности принуждены отправлять миссионеры. Сибирь, как страна сравнительно молодая и еще мало упорядоченная, полна противоречий. Сгладятся они только в будущем, да и то только до известной степени. 5) В недостаточном количестве школ. Это пункт, быть может, важнейший и притом – по следующей причине. Вся история русского миссионерства, в действительности, есть ничто иное, как история христианского просвещения инородцев в России. Таков взгляд великого русского государственного человека и наилучшего знатока России, ее истории, церкви, просвещения и миссионерства, К. П. Победоносцева . Вот почему, занимая в течение двадцати лет пост обер-прокурора Святейшего Синода, он все усилия употреблял на поддержание и развитие Казанского движения. История христианского просвещения инородцев России пока еще не написана. Но, когда она будет написана, то, по словам К. П. Победоносцева , «покажет, как просто и с какою любовью к инородцам и с каким разумом совершали эти великие мужи (разумеются здесь Стефан Пермский, Трифон Печенгский, Гурий и Варсонофий Казанские, а также Иннокентий Алеутский, Макарий Алтайский , Дионисий Якутский и Н. И. Ильминский ) дело просвещения, начиная с приобретения азбуки, посредством коей стремились они провесть свет веры и слова Божия, на народном языке инородцев, в сердца их и в разум». Многое, очень многое уже сделано в России для просвещения инородцев: но еще более остается сделать. В Енисейском крае на 300.000 народонаселения имеется всего 12 миссионерских школ, – в Киргийском крае с населением в 831.000 душ – всего 9 школ, – а в Тобольском – всего лишь 1. Такое положение, конечно, не может быть признано нормальным. Но не следует забывать, что школьное дело в восточной полосе Европейской России и в большей части Сибири часто наталкивается на почти неразрешимую проблему.  Детей, ради обучения грамоте, нужно брать от родителей-кочевников и помещать в школы, снабженные пансионами, в коих они могли бы жить и иметь все необходимое для жизни. Это и делается, но только там, где позволяют материальные средства и где возможно получить согласие родителей. Но родители-кочевники в большинстве случаев школ не любят и полюбить не могут, так как дети отвыкают в них от бродячей жизни своих отцов и дедов. Для кочевников Сибири, быть может, в будущем изыщется свой особый тип школы; пока же его нет. Иными словами, – современная школа возможна лишь для инородцев, перешедших уже к оседлости, хотя, с другой стороны, она сама есть наилучшее средство для проведения в их жизнь начал оседлости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Вследствие такого необычайного и важного значения волхвов, ведунов в историческом развитии первобытного народного миросозерцания,– самое рождение их, также как впоследствии и рождение первых, главных пророков людей божиих, – сопровождалось, по народному миросозерцанию, знаменьями и чудесами – потрясением и движением всей природы. Когда под влиянием финских кудесников у славяно-русских племён усилилось господство волхвов, ведунов, когда в Киеве родился вещий Волхв Всеславьевич,– тогда во всей природе произошло великое движение: А и на небе просветя светел месяц, А в Киеве родился могуч богатырь, Как бы молодой Волхв Всеславьевич: Подрожала сыра земля. Сотряслося славно царство индийское, А и синее море сколебалось Для ради рожденья богатырского. Молода Волхва Всеславыича: Рыба пошла в морску глубину, Птица полетела высоко в небеса, Туры да олени за горы пошли, Зайцы, лисицы по чащицам, А волки, медведи по ельникам, Соболи, куницы по островам 17 Развившись под влиянием финского кудесничества, вследствие физиологического и умственного объединения славянского племени и чуди,– чудско-славянское кудесничество стало во главе умственной жизни огромной массы северо-восточного, великорусского народонаселения. Во-первых, кудесники, как главные ведуны и представители финско-славянского, народного миросозерцания, всегда поддерживали в народе естественную национально-языческую антипатию к церковно-византийскому христианскому учению. До XIII века они, как известно, на северо-востоке русской земли производили открытые народные восстания против проповедников церковно-византийского миросозерцания. А по украйнам, где чудь преобладала над русским населением, чудские кебуны и кудесники восставали против проповедников христианства и в XVI веке, и после. Когда Стефан Пермский пришёл просвещать финские племена пермяков и зырян, – то против него восстал главный кудесник пермской земли, начальник всех тамошних волхвов, старейшина всех чародеев, волшебством своим управлявший всею пермскою землёю 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Скончался известный гебраист, многолетний преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Садо 1 сентября 2010 г. 17:48 30 августа скончался известный российский лингвист, гебраист, семитолог, политический и общественный деятель, многолетний преподаватель древнееврейского языка в Санкт-Петербургской духовной академии М.Ю. Садо. Садо Михаил Юханович родился 9 июня 1934 г. в г. Ленинграде в семье рабочих. Родители ученого — ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции (вилайет Хаккяри) в 1916 году. На волне массовых репрессий в отношении ассирийцев дед М.Ю. Садо священник Хамис Давидов был расстрелян в 1938 году; отец арестовывался дважды — в 1938 и 1948 годах, и провел в заключении в общей сложности 17 лет. В годы Великой Отечественной войны семья была вынуждена эвакуироваться из блокадного Ленинграда в село Урмия Краснодарского края. После войны Михаил Юханович вернулся вместе с семьей в Ленинград. По окончании школы в 1954 году служил в армии в десантных войсках. Был чемпионом Ленинграда по классической борьбе (1952 г.). В 1957 г. поступил на отделение семитологии Восточного факультета Ленинградского университета. Специализировался по арамейскому языку, еврейскому и современному ассирийскому; параллельно прошел подготовку и по арабскому языку. Из европейских изучал немецкий. Тема дипломной работы: «Современные ассирийские диалекты СССР» . В 1962 году вступил в брак. Супруга — Зинаида Ивановна, 1937 г.р. — в 1961 году вернулась из Ирана, куда была изгнана вместе с родителями во время сталинских репрессий. Дети: Георгий 1963 г.р. и Саргон 1965 г.р. (игумен Стефан, заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии). М.Ю. Садо являлся одним из создателей антисоветской организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа». В декабре 1967 года был осужден и приговорен к 13 годам ИТК строгого режима (из них первые три — тюремного содержания). Отбывал наказание во Владимирской тюрьме, а также в политических зонах в Мордовии и Пермской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1265770.ht...

Здесь опять можно было бы уйти в пространные рассуждения о том, что все мировые религии на самом деле учат добру и терпимости, а терроризмом увлекаются лишь те, кто понимает их неверно, но и это будет разговор совсем не о том. Может быть, в идеале оно и так, но на практике всё несколько иначе. Дано: на канонической территории нашей Церкви проживают разные народы с разными традиционными религиями, есть среди них и крайне нетерпимые к иноверию люди. Требуется (в Евангелии, напомню): учить и крестить эти народы без малейшего исключения. Какое предлагается решение? На данный момент, на самом деле – никакого. Я знаю несколько протестантских организаций, занимающихся миссионерством среди мусульман, но среди православных я не видел никого, кто бы этим всерьез занимался сегодня. Отец Даниил был исключением, причем во многих смыслах. Его миссионерство, как к нему не относись, было скорее полемикой и апологетикой – он видел на улицах нашей столицы мусульман, как священник и просто как христианин он понимал, что обязан принять этот вызов, и он его без тени сомнения принимал. Но нельзя не заметить, что это совсем другое миссионерство, нежели то, какое показали нам преподобные Стефан Пермский или Макарий Алтайский – каждый из них жил среди другого народа, учил его язык и обычаи, изобретал для него письменность, переводил для него Писание, создавал подлинно национальную общину как часть единой вселенской Церкви. Отец Даниил реагировал на то, что видел вокруг себя, на изменение нашей привычной жизни – они сами отправлялись к невиданным прежде людям, чтобы изменить их жизнь. Очень разные подходы! Чтобы повторить уникальный опыт отца Даниила, потребуются и пламенный характер, и полное бесстрашие, и уверенность в правоте собственного дела. Таких людей много не бывает, а главное, теперь всякий, кто пожелает пойти по его стопам, будет четко понимать, что может его ждать в конце пути. Можно потребовать от выпускника семинарии послушания и прилежания, но нельзя требовать от него мученичества, поэтому этот путь останется путем ярких одиночек.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

Как мы уже упоминали, когда профессор Федотов умер, второй том еще не был завершен. Записка, приложенная к рукописи, дает представление о планах автора. Содержание книги должно было быть следующим: 1 . Исторический фон 2 . Народная религия 3 . Измарагд (образованные миряне) 4 . Стригольники (первая ересь) 5 . Князья 6 . Демократические города 7 . Москва 8 . Преп. Сергий Радонежский 9 . Преп. Стефан Пермский 10 . Северная Фиваида 11 . Преп. Нил Сорский 12 . Преп. Пафнутий Боровский 13 . Преп. Иосиф Волоцкий 14 . Юродивые Христа ради 15 . Религиозное искусство 16 . Заключение. Три из задуманных глав, а именно «Демократические города», «Москва» и, что печальнее всего, «Заключение», не были написаны вовсе. Главы вторая и третья были объединены в большой раздел под названием «Христианская этика мирян»; глава «Князья», получившая в данном томе название «Феодальный мир», обрывается на середине. Очевидно, что заполнить все оставшиеся пробелы глубокого труда Федотова – вне нашей компетенции. Мы осмелились коечто предпринять, используя только перо самого Федотова, дав английский перевод некоторых из его более ранних работ, соответствующих недостающим главам. Мы вполне сознаем тот факт, что литературная целостность книги страдает от такого метода, но нашей главной заботой было показать мысль автора и его общую историческую точку зрения. Последняя, действительно, вовсе не была бы ясна, если бы не было главы, посвященной «демократическим городам» Новгороду и Пскову, которые автор справедливо считает последними прямыми наследниками в средневековой Руси древней киевской христианской цивилизации. Поэтому мы включили в качестве пятой главы настоящей книги перевод статьи «Республика св. Софии», опубликованной за несколько месяцев до смерти Федотова 51 . Очевидно, что эта статья написана для широкой публики и не соответствует общему научному уровню остальной части книги, но она дает представление о том, что Федотов думал о Новгороде, и о том, какой могла бы быть законченная глава на эту тему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Например, в «Житии Стефана Пермского» читаем такие строки: в отличие от других изобретателей букв пермскую азбуку «един чернец сложил, един составил, един счинил, един калогер, един мних, един инок, Стефан, глаголю, приснопамятный епископ, един в едино время, а не во многа времена и лета, якоже и они, но един инок, един взъединенный и уединенный и уединяйся, един уединенный, един единого бога на помощь призывая, един единому богу моляся и глаголя». 12 Здесь весь период «прошит» одной нитью – корнем един. Другой, более сложный пример: «Да что тя приглашу, пастуха ли нареку, понеже пасл еси христово стадо христианское словесных овец, на злаце разумнем, жезлом словес твоих, в пастве учения твоего и ныне пастве пастух сам пасом бывавши в тайном злаце». 13 Здесь не только ассонируют конечные слоги (приглашу – нареку), не только аллитерируют слова (приглашу, пастуха, понеже пасл и т. д.), но перекликаются, переплетаясь, слова: христово – христианское, словесных – словес, на злаце разумнем – в тайном злаце, причем сквозь все проходит словно главная нить: пастуха – пасл – в паствине – пастве – пастух – пасом. Такой период можно уподобить орнаменту с переплетением нескольких разноцветных нитей. Наконец, пример еще более сложного ритмического орнамента, создаваемого путем распределения различного количества рифмующих и ассонирующих слов: Да и аз многогрешный и неразумный, последуя словеси похвалений твоих, слово плетущи и слово плодящи, и словом почтити мнящи, и от словес похваление собирая, и приобретая, и приплетая, паки глаголю: что тя нареку, вожа заблудившим, обретателя погибшим, наставника прелщеным, руководителя умом ослепленым, чистителя оскверненым, взыскателя расточеным, стража ратным, утешителя печальным, кормителя алчущим, подателя требующим, показателя несмысленным, помощника обидимых, молитвенника тепла, ходатая верна, поганым спасителя, бесом проклинателя, кумиром потребителя, идолом попирателя, богу служителя, мудрости рачителя, философии любителя, правде творителя, книгам сказателя, грамоте пермстей списателя». 14 Кроме окончаний, выделенных в тексте курсивом, мы находим в том же тексте нить слов: обретателя – взыскателя – подателя, – нить, переплетающуюся с другой нитью: руководителя – чистителя – утешителя – кормителя. Обе нити продолжаются в конце периода, причем слова с окончаниями -ателя и -ителя начинают теперь рифмовать, переместившись с первого места на второе. Нужны по меньшей мере киноварь и чернила, чтобы наглядно показать линии этих узоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

В 1341 г. в Орде произошла смена ханов – на престол вступил Чанибек. Феогносту пришлось предпринять путешествие в Орду. Здесь какие-нибудь удельные князья наговорили хану о больших средствах, кои имел в своем распоряжении Феогност и хан начал было требовать ежегодной дани, но встретил в лице Феогноста решительного защитника того закона, который освобождал духовенство от налогов. Хан вынужден был уступить. Правда, не обошлось без подарков, на что ушло (вышло) 600 руб., на наши деньги до 60.000 руб. нынешних. По всей вероятности, значительная часть этих денег досталась жене хана, знаменитой Тайдулле, ибо она, в знак благоволения к митрополиту, дала ему свой собственный ярлык сверх ярлыка хана – своего мужа. Митр. Феогност приобрел право на величайшую благодарность Москвы не только тем, что сам был верным и усердным ей другом и сделал все, что мог, с целью содействия ее политическому возвышению, но и тем, что позаботился и успел оставить преемника по себе, который довел союз высшей церковной власти с князьями московскими до его конца и до его неразрывности. Феогност, подобно св. Петру, имел своей фактической столицей Москву; но и это пребывание второго митрополита в Москве не создавало для третьего митрополита – его преемника – непременной обязанности сделать то же самое: преемник Феогноста, как преемник св. Петра мог возвратиться снова во Владимир и там под влиянием других князей стать из друга Москвы ее врагом, а между тем, князья московские еще не находились в таком положении, чтобы совершенно исключалась возможность подобного случая. Митр. Феогност оставил в св. Алексие преемника по себе, который имел вполне заменить для Москвы его самого. Эта услуга Феогноста Москве имеет тем большую цену, что, будучи Греком, он шел в данном случае против своих интересов, греческих, ибо поставление митрополитом русских из природных русских, каков был св. Алексий, далеко не считалось Константинопольской патриаршей кафедрой делом желательным. Митр. Феогност скончался 11 марта 1353 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010