3) Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон. Древнего жития неизвестно; память 24 сентября (в Сербляке служба, акафист и синаксарь; Филар., Март.). 4) Стефан Милутин, Урош 2-й. Память 30 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 5) Стефан Дечанский, Урош 3-й. Житие, написанное Григорием Цамблаком, напечатано в Arkiv’e Сакцинского кн. 4 и в Гласнике кн. XI. Память 11 ноября (в Сербляке служба, акафист и синаксарь; Филар., Март). 6) Урош младый царь, сын Стефана Душана. Житие, написанное патр. Паисием, напечатано в Гласнике кн. XXII. Память 2 декабря (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 7) Лазарь деспот. Краткая повесть о нем неизвестного в Гласнике XXI, 158. Память 15 июня (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 8) Стефан новый или высокий, сын деспота Лазаря. Житие, написанное Константином костенчским, в рукописях. Память 9 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март., – у первого под 19 июля 9) Иоанн деспот, сын деспота Стефана, сына Юрия Бранковича. Память 10 декабря (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март., cfr Сношения с Востоком Муравьева I, 18 и 19). 10) Ангелина деспотица, жена деспота Стефана, сына Юрия Бранковича, и мать предшествующего Иоанна. Память 30 июля (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март., – у первого под 10 декабря). Архиепископы и патриархи: 1) Савва первый архиепископ. Жития – 1) написанное Дометианом. 2) написанное неизвестным, по всей вероятности учеником Дометиана Феодором, напечатаны г. Даничичем. Память 14 января (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 2) Арсений архиепископ. Память 28 октября (в Сербляке служба и синаксарь; Филар., Март.). 3) Савва 2-й архиепископ. Память 8 февраля (в Сербляке служба без синаксаря; Филар., Март.). 4) Евстафий архиепископ. Память 4 января (в Сербляке служба без синаксаря; Филар., Март.). 5) Никодим архиепископ. Память 11 мая (в Сербляке служба без синаксаря; Филар.). 6) Даниил 2-й архиепископ. Память 20 декабря (в Сербляке служба без синаксаря; Филар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Другая исторически известная сербская территория в древних документах именуется королевством Зета, или по-другому, Диоклея. В наши дни эта местность называется Черногорией. Она была христианизирована трудами Диррахийской митрополии, являвшейся в то время каноническим православным центром для приморского региона. В XI в. сербские князья Зеты - Стефан Воислав (1042-1052), Михаил (1052-1081) и Константин Бодин (1081-1091) восстали против византийского правления (как церковного, так и гражданского) и подчинили свою страну юрисдикции латинской архиепископии Бара (Антибари). Это было связано с мощным папским влиянием, проникавшим на Балканы после папских реформ Григория VII (Гильдебранда). Хорватский правитель Димитрий Звонимир и сербский князь Михаил были коронованы как короли папскими легатами (в 1075 и 1077 гг.). Но вскоре византийская власть на сербской территории была восстановлена великим императором Алексием Комненом. Сербы пока остались в Империи. Но хорваты с тех пор вошли в орбиту западного христианства. В 1102 г. хорватская корона была приобретена венгерским королем и хорватские территории включены в венгерское королевство. Другая попытка сербов обрести политическую независимость была предпринята в Рашке. Это сербское государство управлялось полунезависимыми правителями, называвшимися жупанами и земскими жупанами. Воспользовавшись новой антивизантийской политикой Венгрии, великий жупан Рашки Стефан Неманя попытался расширить свои владения на юг. Он включил Зету в свое государство и в 1172 г. восстал против Византии. В том же году он был наголову разбит. Ему пришлось явиться к Мануилу Комнену (как и правителю Антиохии Рейнальду Шатильонскому) босиком, простоволосому, с веревкой на шее и с мечом в левой руке: он отдал меч императору и пал перед ним на землю. Мануил великодушно простил его и восстановил в правлении на правах своего вассала. В 1190 г. Стефан Неманя, воспользовавшись Третьим Крестовым походом Фридриха Барбароссы (1189 г.), вновь восстал против Исаака Ангела и вновь был разбит. Однако, несмотря на свою победу, Византии пришлось признать независимость сербов. Между двумя сторонами был подписан договор, по условиям которого сын Стефана Немани Стефан (будущий Первовенчанный) женился на племяннице императора Исаака Ангела и получил высокий византийский придворный титул севастократора.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Дополнительный материал, позволяющий понять, как подходили южнославянские политические деятели к церковной унии с Римом, дает Житие Стефана Немани, написанное Стефаном Первовенчанным. Одной из целей создания жития было показать Стефана Первовенчанного как истинного наследника отца, единственного «господина» всех сербских земель . По общему мнению исследователей, оно было завершено в июне 1216 г., т. е. когда были уже обновлены контакты великого жупана с Римом (получению королевской короны в 1217 г. должны были предшествовать более или менее продолжительные переговоры). Некоторые черты новой религиозной ориентации сербского правителя отражены определенным образом в тексте этого памятника. Так, совершенно не случайно Стефан написал о богатых дарах, которые его отец посылал в Рим, в храм «всеславных верховных апостолов» Петра и Павла . Однако в том же самом пассаже он сообщает о дарах, посылавшихся храму Гроба Господня в Иерусалиме, и монастырю Богородицы Эвергетиды в Константинополе, и храму святителя Николая в Бари. Таким образом, подобно авторам житий святого Стефана Венгерского, великий жупан говорит о связях своего отца с разными центрами христианского мира. Среди них Рим занимает особо почетное место, но важно то, что между этими центрами агиограф не видит различий. В рассказе о том, как Стефан Неманя «приложи» к Сербской державе земли Зеты, встречаются резкие выпады против «греков», покоривших эту землю и поставивших там свои грады: Неманя эти грады «испроверьже и раздроуши» и «грьчьское име истребив» , но выпады эти носят чисто политический характер и не свидетельствуют о смене религиозных пристрастий . Напротив, и литературная форма, и содержание жития подчеркивают глубокую привязанность автора к культурным и религиозным традициям византийского мира, в особенности к традициям Святой Горы, где Стефан Неманя и его сын Савва основали сербский монастырь Хиландар. Особый интерес представляет то место жития, где великий жупан говорит о двух крещениях отца. Бегло отметив, что сначала Неманя «изволением Божием сподоби се и латинское приети крещение», о его втором, православном, крещении Стефан Первовенчанный написал более восторженно: он «сподоби се второе крещение приети от роукы светителя и архиерея посреде Срьпьскые земле последьствоуа Владыце своемоу... Христоу». Если его брат Савва Неманич, как отмечалось выше, сравнил два крещения отца с двумя монашескими обетами, то великий жупан использовал другое сравнение: «яко обою сосцу млеко сосал еси, рекше Ветхаго же и Новаго Завета» . Нетрудно усмотреть в этом утверждение превосходства православия над латинством. Неудивительно поэтому, что для первого сербского короля подчинение папе римскому означало лишь смену юрисдикции, а не отказ от сложившихся в византийском культурном круге традиций.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Г. пользовался особым почитанием среди членов династии Неманичей. В Житии св. Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, кор. Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде Г., освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть ( Стефан Првовенчани. С. 24, 26, 28). В память об этом событии в 1167-1170 гг. (или в 1-й пол. 1171) Неманя построил мон-рь Джурджеви Ступови на Лиме (Там же. С. 143-144). В нач. XIV в. этот мон-рь обновил кор. Стефан Драгутин и впосл. был там погребен ( С. 83). Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя вмч. Георгия в Будимле на р. Лим, где находится гробница Стефана (Там же. С. 76; С. 20). У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд серб. удельных правителей, напр. дуклянский кор. Георгий (1208-1216), сын Вукана, внук Стефана Немани. Свт. Савва Сербский построил во имя вмч. Георгия мон-рь Ораховица, возобновленный в нач. XIV в. кор. Стефаном Урошем II Милутином ( С. 67). По свидетельству летописей, кор. Драгутин построил мон-рь во имя вмч. Георгия в Ломнице (Там же. С. 85). Г. посвящена и возведенная в 1318 г. задужбина Милутина - мон-рь в Старо-Нагоричино близ Куманова (Там же. С. 90-91). На рубеже XIII-XIV вв. кор. Милутин, а в посл. трети XIV в. Вук Бранкович покровительствовали мон-рю Георгия Скорого близ Скопье (Грамоти. С. 124-176). Ко времени правления Милутина относится и первое упоминание мон-ря во имя вмч. Георгия в Уложиштах ( С. 97-98), а в правление его сына Стефана Уроша III (св. Стефан Дечанский ) (1321-1331) упоминается соименный мон-рь в г. Маглич на р. Ибар (Там же. С. 101). Между 1382 и 1385 гг. серб. иноки знатного происхождения Антоний (Багаш) и Герасим (Радоня Бранкович) возобновили на Афоне мон-рь св. Павла Ксиропотамского, посвященный вмч. Георгию ( С. 254). В Хиландаре находится чудотворная икона Г., упоминаемая в письменных источниках с XVI в.

http://pravenc.ru/text/162188.html

В последние годы жизни Стефан принял монашество и правил вместе со старшим сыном от 1-го брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела Комнина , Стефаном Радославом (1192 - после 1235), к-рый в 1228 г. стал 1-м серб. королем, коронованным своим дядей, архиеп. Сербским Саввой. Будучи сыном гречанки и зятем эпирского императора (в 1224-1230) Феодора Ангела Комнина Дуки , Радослав ориентировался на политику тестя и даже по церковным вопросам обращался к архиеп. Охридскому Димитрию II Хоматиану . После поражения тестя в битве с болгарами при Клокотнице (1230) Радослав утратил поддержку серб. вельмож и в кон. 1233 или нач. 1234 г. был свергнут с престола младшим братом, Стефаном св. Владиславом (ок. 1200 - между 1264 и 1281). Бежав из Сербии, в 1234 г. Радослав вернулся в надежде возвратить престол, но потом принял монашеский постриг с именем Иоанн в мон-ре Студеница , где скончался, так и не оставив потомства. Авторитет Владислава, женившегося на дочери болг. царя Иоанна II Асеня († в 1241), ослаб, вероятно, также по причине утраты поддержки тестя. В результате он был свергнут младшим братом, Стефаном Урошем I (20-е гг. XIII в.- 1277), сыном Стефана Первовенчанного от 2-го брака с Анной Дандоло, внучкой венецианского дожа Энрико Дандоло. Но Стефан Урош дал Владиславу в удел часть владений в Зете с сохранением королевского титула. Стефан Урош I присоединил обл. Захумье (юж. часть совр. Боснии и Герцеговины), на недолгое время занял города Скопье и Прилеп в обл. Македония . В период его правления ослабло влияние Вукановичей, получили развитие горное дело и торговля, при нем Сербское гос-во окрепло в экономическом и во внешнеполитическом плане. В 1276 г. в результате военного столкновения со старшим сыном, Стефаном Драгутином (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), воспользовавшимся поддержкой тестя, венг. кор. Стефана (Иштвана) Уроша V, Урош I был вынужден отречься от престола и принял монашеский постриг с именем Симон. Драгутин разделил страну на 3 части: одной управлял сам, 2-ю дал в удел матери, св. Елене Анжуйской , 3-ю - младшему брату, блгв. Милутину (ок. 1254-1321). При Драгутине Сербская Церковь отказалась признать Лионскую унию (1274). В 1282 г. Драгутин лишился возможности управлять государством, поэтому Собор передал власть Милутину (коронован как Стефан Урош II), при этом предполагалось, что его наследником станет сын старшего брата, Владислав (ок. 1270 - после 1326).

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Года два тому назад открыты богословския училища в Баньялуке (в Боснии) и Цетинье и ныне в Прпзрене. Низшие духовные училища есть почти в каждой епархии австрийской Сербии. В Австрии, на границах Боснии, есть униатская семинария для славян турецких 176 . Писатели Вот имена некоторых сербских писателей. В XIII веке: Стефан Кервовенчанный, св. Савва, архиепископ сербский, и Дометиан. Стефан Первовенчанныии(р 1228 г.) оставил после себя рукопись, изданную Шафариком под заглавием: «Житие и жизнь светого и блаженного и преподобного отца нашего прежде бывыпого наставника и учителя, господина же и самодерьжьца отьчьствия сивьсе срьбьскыие земле поморские». Св. Савва, архиепископ сербский 1237 г.), оставил: 1) рукопись, изданную также Шафариком, под заглавием: «О наследовании светого монастиря сего (Студеницкого) преподобным отьцемь нашим и хтитором, господином Симеоном и о житии его, каково бысть пред Богом и чловекы, 2) «Каноны и стихеры» в честь отца своего, св. Симеона, и 3) уставы для трех монастырей: студеницкого, хиландарского и карейского 177 . Домотан, ученик св. Саввы, монах Хиландарского монастыря, написал (в 1242 и 1264 годах) обширное житие св. Симеона Немани, и св. Саввы, первого сербскаю архиепископа. Оба жития напечатаны вместе под заглавием: «Живот светога Симеона и светога Саве 178 . В XIV в. Стефан Дуииант архиепископ Данил II. Душан (+ 1355 г.) составил, присоучастии патриарха Иоанникия, Законник, состоящий из 198 пунктов, утвержденный на соборе 1349 г. и дополненный на соборе 1354 г. Здесь говорится о браках, не благословенных церковию, о повиновении епископу, об отношениях епископа к пастве, о наказаниях совратившихся и совративших из православия в латинство, о духовниках, о наказаниях за преступления, о монашестве и. пр. 179 . Архиепископ Даниил II (1323– 37 г.) написал Родослов, в котором описаны дела и подвиги сербских правителей Уроша I, Драгугина, Милутина и Дечанского, п жизнь сербского первосвятителя Саввы и некоторых его преемников. После Даниила в Родослове записывались только краткие заметки по годам.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Там есть много чего, и босиком обойти весь Афон — это серьёзное дело. Савва был подвижнического духа: молодой, горячий, ревностный, — обошёл весь Афон. Больше всего времени он проводил в монастыре Ватопед. Там каждый день прочитывал всю Псалтирь — двадцать кафизм. Пользуясь случаем, ещё раз вам говорю: читайте, запоминайте, изучайте Псалтирь. Псалтирь — бесподобная, бесценная, вечная, небесная.  Она вам поможет, защитит, вразумит, подскажет. Савва клал много поклонов. Вообще, изнурял себя, трудился. Его папа решил прийти к нему в монастырь, и так случилось впоследствии, что папа не только пришёл, но и постригся у него там, возле своего сына, поступил в монахи и принял имя Симеона. И папа с сыном жили вместе, в одной келье. Греки подарили господарю, владыке Сербскому, деспоту, маленький монастырь — место, где был Хилендар. И вот там возникла Хилендарская обитель, которая на сегодняшний день — обитель Сербская. Её расширили, укрепили, размножили, храм построили. Там стали жить сербские монахи. Симеон жил в келье возле своего сына Саввы, и Савва ухаживал за своим отцом, бывшим владыкой земли Сербской. А свой престол Симеон передал другому сыну, Стефану. Получилась такая святая семья: Савва — монах, Симеон, бывший Неманя, владыка — при сыне, а Стефан — на престоле. Когда Симеон умер, а умер он гораздо раньше своего сына, мощи его, со временем, стали мироточивыми. Он получил имя Симеона Мироточивого. Савва ухаживал за отцом, молился на его погребении, погребал его. А родной брат Саввы, сын Симеона — Стефан, стал первым королём Сербским — Стефаном Первовенчанным. Вот такой треугольник: Симеон Мироточивый, Стефан Первовенчанный и Савва, который впоследствии будет первым архиепископом Сербским. Греки, ради его великой святости, ради его праведности и мудрости уделят Сербской земле статус автокефальной земли, которая имеет право управляться своим архиепископом. Вот такое святое семейство. Это, в принципе, есть кратчайший путь к автокефалии. Вот сейчас есть борьба за автокефалию в разных местах, мол мы тоже хотим быть автокефальными.

http://radonezh.ru/text/25-01-2015-v-pry...

Стефан Первовенчанный и его брат св. Савва добились согласия К-польского Патриарха на учреждение автокефальной Сербской Церкви. Это решение вызвало резко негативную реакцию со стороны Охридского архиеп. Димитрия II Хоматиана, обратившегося с посланиями к Патриарху Герману II и новому серб. архиепископу св. Савве, заявляя о неканоничности этого акта. Для нужд новой автокефальной Церкви св. Саввой был организован (вероятно, на Афоне) перевод Номоканона с толкованиями Иоанна Зонары и Алексея Аристина, почти на полтора века определившего нормы серб. канонического права. Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Непродолжительное (ок. 1228 - ок. 1233) правление кор. Стефана Радослава, женатого на дочери эпирского деспота Феодора Ангела, отмечено возникновением сербско-эпирского союза (при главенствующей роли Эпира), однако победа болг. царя Иоанна Асеня II и пленение Феодора в битве при Клокотнице (1230) в корне изменили ситуацию и даже привели к смене на серб. престоле. Экспансия Сербии в Сев. Македонии возобновилась при кор. Стефане Уроше I (1243-1276) и принесла заметные плоды в правление его сына Стефана Уроша II Милутина (1282-1321), к-рый окончательно закрепил за собой территории до Скопье и Вельбужда. Мир с Византией был скреплен браком короля с малолетней дочерью Андроника II Симонидой (1299). Но и позднее Милутин выступал и в качестве противника и в роли союзника империи: в 1308 г. он заключил союз с претендентом на визант. престол, номинальным к-польским имп. Карлом Валуа, продлившийся до 1311 г., а 2 года спустя участвовал вместе с византийцами в походе против турок. Кор. Стефан Урош II Милутин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница (Сербия). 1314 г. Правление кор. Стефана Уроша III (св. мч. Стефан Дечанский ) (1321-1331) знаменовало мирный период византийско-серб.

http://pravenc.ru/text/372678.html

8. Серб, принявший ислам. 9. Задушбины — храмы и монастыри, строившиеся на пожертвования верующих, во спасение души,— «за душу». 10. Стефан Неманя (в монашестве — святой Симеон Мироточивый) — основатель святой царской династии Неманичей, отец святого Саввы Сербского (Растко Неманича). 11. Конкордат — договор Королевства Югославия с Римо-католической церковью о сотрудничестве. Договор давал право Католической церкви вести прозелитическую деятельность и экспансию против Сербской Церкви и государственности. 12. Кровавая лития — крестный ход по Белграду, организованный священством — противниками Конкордата. Лития двинулась от Кафедрального храма по всему городу. Правительство не давало разрешения на проведение акции, и тогда белградская жандармерия (министр внутренних дел того времени был католическим священником) совершила жестокое кровопролитное нападение на владык, священников и мирян, участников литии. Однако милостью Божией Конкордат не был подписан. 13. Монархия в Сербии официально существовала до 1945 года, когда была отменена скупштиной (думой), и династия Карагеоргиевичей была лишена всех прав и имущества, им даже было запрещено проживание в Югославии. 14. Большой высокогорный район Черногории. 15. Виктор Новак — современный сербский историк, написавший известное исследование «МАГНУМ КРИМЕН» («Варварство во имя Христово»), впервые опубликованное в 1948 году. В книгу вошли свидетельства о самых чудовищных преступлениях хорватов-католиков над православными сербами в годы Второй мировой войны и после нее, в период насильственного обращения православных в католичество, а также «откровения» иерархов Католической церкви и Ватикана о борьбе против Православия в Югославии. 16. Четники — сербские военные отряды, стоявшие на защите национальных и государственных интересов Сербии. 17. Область в Черногории. 18. Неманичской святыней называют монастыри и храмы, построенные кем-либо из святой царской династии Неманичей (Стефан Неманя — Симеон Мироточивый, его сыновья: Растко Неманич — святой Савва, Стефан Первовенчанныйпервый король Сербии, и др.). Тематические страницы

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010