Дометианово житие Немани, по изд. Даничича стр. 246, где пред венчанием Стефана королевским венцом говорится о Диоклее, что она «зовется велико кралевьство оть перва», и где в подтверждение права Стефанова на королевский венец указывается на то, что отец его родился в Диоклее, и у Тейнера b Monumenma SlavorumMeridionalium, m I, рр. 5, 6 и 13,. грамоты папы от 1198 и 1200 годов, в которых Волкан, младший брат Стефана Первовенчанного, бывший тогда удельным владетелем Диоклеи, называется королем Далмации и Диоклеи – rex Dalmamiae em Diocleae [Tom же Волкан, когда в 1202 г. отнял у брата Расу и таким образом пересел с младшего стола на старший, превратился из королей в низшие по титлу великие жупаны и искал у папы получить себе королевский венец, которого он не имел как владетель расский, у Teйhepa ibid. р. 36 sub fin.]. Диоклея могла получить название королевства и ее удельные владетели могли носить титул королей единственно только потому, что в этой именно области имели свое пребывание два старые сербские короли – Михаил и Бодин. Что их столица была именно в городе Скадаре или Скутари, это мы предполагаем на том основании, что в Скадаре встретили Бодина в 1096 г. шедшие чрез приморскую Сербию крестоносцы (см. у Вильгельма Тирского b Hismoria rerum mrasmarinarum lib. II, сар. XVII, в Патрол. Миня т. 201, стр. 267 fin., – слова Вильгельма Тирского, которые называет встреченного владетеля не по имени, а бeзuмehho regem Slavorum, Шафар. Древн. II, I, 417, разумеет не о Бодине, а о Волкане (не том, о котором сейчас выше) неправильно, потому что король именно был Бодин, а не Волкан; по местным преданиям, Бодин и погребен был в Скадаре, см. Макушева Исследования об историч. памятниках и бытописателях Дубровника стр. 4, прим. 2 fin.). Относительно Расы обыкновенно думают, что впервые ее сделал столицей Сербии Стефан Неманя, который будто бы до своего великокняжения был в ней князем удельным. Но это совершенно несправедливо; что Раса была столицей еще во время младенчества Неманина, в начале XII в., при его отце и братьях (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ Вуканово Евангелие [Волканово, Симеоново] (РНБ. F. п. I. 82; 1 л.- БАН. 24.4.2), апракос полный мстиславовского типа, один из древнейших памятников серб. извода церковнослав. языка, книгописания и книжной иллюминации. Датируется ок. 1202 г., по др. данным, 1196-1202 гг., ок. 1200 г., 1200-1202 гг. Основное название рукописи дано по имени вел. жупана Сербии Вукана , упоминаемому в послесловии, Симеоновым называется по имени писца, сохранившемся в послесловии. Рукопись состоит из 189 листов пергамена, размером 253×197 мм, неоднородного по качеству, текст написан в 2 столбца, утрачена большая часть месяцеслова. В написании В. е. участвовало, по мнению исследователей, от 5 до 8 писцов, принадлежавших к разным правописным школам и обладавших различными каллиграфическими навыками; почерк на л. 10 отличается особой архаичностью. В почерке «старца» мон. Симеона отмечено влияние графики рус. рукописей XII в. Пространная выходная запись Симеона с евангельским началом «Понеже убо мнози начаша книги и повести деяти, яже о известнех вещех» занимает 2 столбца на л. 189 об. и представляет собой небольшое самостоятельное лит. произведение. Начальная часть - это поучение о христ. жизни и рассказ о странствиях монаха-книгописца, завершающийся известием о том, что он поселился в Печи («Пеки») у града Раса, где и написал эту книгу. 2-я часть представляет собой похвалу заказчику книги, вел. жупану Сербии Вукану. То обстоятельство, что имя жупана в каждом случае написано писцом по выскобленному тексту, а в середине правого столбца выскоблено почти 12 строк, свидетельствует о том, что рукопись первоначально предназначалась др. заказчику с тем же титулом и замена была произведена на последнем этапе составления В. Е. Таким заказчиком мог быть только младший брат Вукана, буд. кор. Стефан Первовенчанный. Запись Симеона является единственным свидетельством того, что Вукану, правившему в приморской Зете, на короткое время удалось, победив Стефана, стать верховным правителем Сербии. Это позволяет датировать окончание работы над рукописью весной-летом 1202 г.

http://pravenc.ru/text/160995.html

Сербское средневековое государство на территории Косово и Метохии Начиная с VII века сербы заселили некоторые территории тогдашней Византийской империи и образовали свои так называемые «склавинии», и унаследовали от Византии христианство. Тогда же ими были образованы небольшие княжества (IX - XI вв.), которых, до появления на исторической сцене славного рода Неманичей (XII в.) было несколько. Стефану Немане (1114 - 13.II.1200) первому удалось, воюя и заключая мирные договоры с Византией, образовать в концу XII в. самостоятельное сербское государство. Косово и Метохия вошли в его состав и превратились в его политический и церковный центр. Сербы жили на этих территориях и до образования самостоятельного государства, о чем свидетельствуют местные славянские топонимы, встречающиеся в большом количестве даже на территории северной Албании, а также археологические находки и другие данные. О вхождении Косово и Метохии в состав самостоятельного сербского государства повествует Житие Немани, автором которого является свт. Савва (нач. XIII в.). В нем среди приобретений Немани «от греческих земель» названы прежде всего метохийские и косовские края, а также другие земли дальше на восток и на запад. Некоторые земли на северо-востоке Метохии и на севере Косово, были сербскими еще при предшественниках Немани, и поэтому свт. Савва не упоминает их в качестве отобранных у Византии. Другой биограф, средний сын Немани Стефан Первовенчанный называет в числе подвластных его отцу городов Призрен и Липлян, бывшие уже административными и церковными центрами. Центр сербского государства сначала находился в Расе, в непосредственной близости от Косово, с которым его связывала Ибарская долина. Всякий, кто хоть немного знаком с географией и историей Балкан знает, что территория Косово и Метохии очень рано стала центром сербского государства, благодаря своей плодородности, плотности населения и удобному сообщению. Перемещение этого центра из Раса в Косово отчетливо прослеживается по местоположению резиденций правителей и по изменениям церковно-административного устройства. Подобно своим современникам из других европейских стран, правители Сербии в те времена не имели одной постоянной столицы – у них было много дворов, в которых они периодически жили, принимали иностранных посланников, собирали государственные соборы и т.д. Рас в начале XIII в. был заброшен и постепенно оставлен без внимания, в то время как ведущее значение в политической жизни получает Призрен и дворы на Косово: Пауни, Родимля-Неродимля, Штимлья, Сврчин, Петрич, а при Милутине и Душане и Приштина.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Идея translatio Hierosolymi была напрямую связана с идеей translatio imperil, представляющей собой существенный элемент имперской идеологии. Поэтому важно подчеркнуть, что некоторые реликвии в Жиче имели статус королевских инсигний. После перенесения мощей Стефана Первовенчанного программа собирания святынь в Жиче была прекращена. Собирание христианских реликвий имело далеко идущие идеологические и политические последствия, поскольку важнейший национальный объект поклонения был причислен к самым высокопочитаемым христианским святыням мира. В соответствии с представлениями эпохи это означало, что сербы как новый исторический и «избранный» народ вошли в Священную Историю. Программа собирания мощей в Жиче никогда более не повторялась в Сербии в прежнем масштабе. Позднее в средние века вся информация о частицах Животворящего Креста была тщательно записана, поскольку они были объектом пожертвований светской элиты. Тем не менее накануне окончательного падения Сербского государства в первой половине XV века имеются свидетельства о попытках возродить духовные основы почитания мощей, а также восстановить идеологическую и политическую функции реликвария. Эти попытки, в том числе и новые программы собирания святынь, совершали Стефан Лазаревич, правитель Белграда, и Дурад Бранкович, правитель Смедерево, которые таким образом стремились заручиться Небесным покровительством для последних Сербских столиц. Основной государствообразующий и политический аспект культа святых среди сербов заключался в почитании своих национальных святых. В Сербии они принадлежали к двум общественным категориям. Во-первых, это были правители, поддержанные церковными иерархами. Во-вторых, существовал относительно менее распространенный культ затворников- аскетов. В основе культа лежала идея святого правителя, и этот феномен следует рассматривать в более широком европейском контексте. В Сербии, благодаря усилиям святого Саввы, эта идея была сильно развита на момент причисления к лику святых прародителя династии, Симеона Немани, и с тех пор стала важной традицией королевской идеологии. Культ реликвий королевской семьи был детально разработан во всех аспектах, касающихся богословия, обрядов, литургики и практической жизни, и включал в себя несколько важных элементов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как сейчас упоминали мы выше, быв поставлен народом на место Белуша, принужден был возвратить ему власть по приговору императора; после удаления Белуша в Венгрию, снова успел занять престол под условием неизменной покорности императору (Киннам, в Метог. pop. II, 185). Главной задачей государственной деятельности Немани в его долголетнее правление было – свергнуть иго греческое и водворить в раздробленной на уделы стране единодержавие; не вдруг он успел в том и другом. Свое стремление отложиться от власти греков он заявил тотчас же как во второй раз занял престол после Белуша; но не будучи сначала достаточно сильным, чтобы отражать их притязании посредством оружия, или терпев в попытках к этому неудачи, он побывал и в заключении в Константинополе (Киннам, в Метог. рор. II, 185 sqq) и бывал в необходимости для усмирения гнева императора «растягиваться перед ним во всю длину своего огромного роста» (Xohuam, ibid. II, 191, ed. Paris. р. 104, –  μγας μεγαλος τεταμνος). В последние годы правления он не только был совершенно независим от греков, но даже и несколько расширил на их счет свое государство. Что касается до единодержавия, то Стефан достиг его тем, что после более или менее продолжительной борьбы (подробности которой известны весьма недостаточно) он прогнал с уделов и из страны всех своих братьев (см. его жития, написанные – Стефаном Первовенчанным в Памятниках древней письменности южных славян Шафарика стр. 4 sqq, и иеромонахом Дометианом в изд. Даничича, Белград, 1865, стр. 6 sqq, 13 fin. sqq, sfr Xohuama в Метог. рор. II, 191; впрочем, прогнав братьев, он дал после уделы сыновьям, и собственно единодержавие начинается уже несколько после него). Правив весьма долгое время (считая, по всей вероятности, от вторичного восшествия на престол после Белуша, 37 лет, см. его житие, написанное Св. Саввой, в Памятниках Шафарика стрр. 2, 3 и 14) и достигнув весьма глубокой старости, в 1195 г. он передал престол старшему сыну, после чего постригся в монахи (с именем Симеона) и удалился на Афон к младшему сыну, где в построенном ими обоими Хилендарском монастыре, будучи 87-ми лет, и скончался в 1200 году (житие, написанное Cabboй, ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда же Генрих прибыл в Константинополь, Борил в союзе со Стрезом, князем неприступного Просека на Вардаре (изгнанный Калоянном из Просека, он по смерти последнего прогнал в свою очередь болгарского наместника Шишмана) и Скопья, напал на Салоникское королевство. Евстахий, упомянутый Каценелленбоген, на этот раз в союзе с греками эпирского деспота, отбили северных врагов поодиночке. Сначала они разбили Стреза. Последний ушел в сербские земли, где его приютил Стефан Первовенчанный (1196–1228) и не выдал Генриху; Стрез отплатил черной неблагодарностью и передался на сторону франков. Напрасно св. Савва убеждал Стреза не изменять соплеменникам, он не послушался монаха – и в ту же ночь внезапно умер (около 1215). Княжество Стреза досталось не славянам, но греческому эпирскому деспоту: Скопье непосредственно, а крепость Просек побывала и в руках франков. Борил же показался в Салоникской области лишь осенью 1211 г. и был разбит франками наголову. Слабость Борила объясняется междоусобиями внутри Болгарии. Подрос законный наследник Иван Асень и вернулся с Руси добывать престол свой. Акрополит пишет о семилетней осаде Асенем столицы Тырнова. Борил, прежде искавший помощи у венгров, теперь не задумался войти в союз с Генрихом, от войск которого Борил не раз спасался бегством. Болгарский царь завел переговоры и об унии. Союз чуждых стран должен был увенчаться, по обычаю, браком. Так рассудили бароны Генриха. Император оставался вдов и без наследника. В руке дочери германского императора Филиппа Генриху было отказано в обидной форме, как будто он был авантюрист, а не император древнего Константинополя. Борил же, конечно, с радостью готов был выдать свою дочь за Генриха. Брак с дочерью варвара, к тому же многократно пораженного, не подходил не только императору, но и графу Фландрии и Геннегау; однако Генрих поборол врожденную гордость ради политических интересов. Свадьба была отпразднована в Константинополе с большою пышностью. Союз франков и болгар был неожиданной и страшной комбинацией для греков и особенно «деспота» Слава Родопского, заклятого врага Борила (хотя и двоюродного брата).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Первая известная истории страна под названием Албания (не Shqipëria, и не Arbëria!) сформировалась под рекой Дрин на территории сегодняшней области Дукаджин и Мирдита. Ее правителем был серб Прогон, сыну которого Димитру сербский правитель Стефан Первовенчанный дал в жену свою дочь Комнену, которая правила этой Албанией не только вместе с супругом, но и после его смерти самостоятельно. Трагичен тот факт, что прародитель Албании серб Йероним де Рада, а первую школу на албанском языке открыл тоже серб Досифей Обрадович. Не только севернее Дрина, но и восточнее Черного Дрина большинство населения до конца XIX века было православного вероисповедания и сербской национальности, о чем свидетельствует и большой друг албанцев англичанин Ноэль Малколм. Вот что он говорит дословно: «Shumica e popullsisë së Lumës mbeti sllavishtfolëse dhe ortodokse deri në shekullin» [Большая часть населения Люмы (сегодня область Восточной Албании) говорила на славянском языке и была православной до XIX века]. На протяжении XVII и XVIII века албанцы с гор Сердней Албании спускалисьт в сегодняшнюю Северную и Восточную Албанию, населяли ее на постоянной основе и албанизировали славянское население. Об этом свидетельствует и известный французский ученый, этнограф и географ Ами Буэ (Boué, 1794−1881), который лично посещал эти места и оставил об этом докуметальные свидетельства. Это признал и албанский основатеь нео-албанизма Бранко Мерджани (Merxhani), добавив при этом некоторые другие народы, чтобы количественно уменьшить значение славянской крови. Он говорит дословно, что в жилах албанцев течет кровь «славянская, греческая, турецкая, арабская, черкесская, итальянская, французская и др.» Поэтому Каплан Бурович, родившийся в Албании прекрасный знаток истории албанцев, констатирует: «Эта история принадлежит Албании, но не албанскому народу. Так же и история феодальной семьи Прогон, Скура (Михайло, Прогон), Комненос (Михайло I, Теодор, Михайло II, Йован Асен, Александар, Комита), Балшич, Душман (Дамиан, Горан, Ненад и Леко), Юришич, Йонима, Захария, и Музака, и Арьянити, семья Црноевич (Стеван, Иван, Радич и Станиша-Скендербег), семья Дукаджини и другие до феодальной семьи Бушатлия.

http://ruskline.ru/opp/2021/04/05/geopol...

Чтобы выразить мысль точнее и полнее, приведем здесь заключительные слова («предлог») автора вышеуказанной статьи – «Ко je наследник» и пр. «Так как, говорит автор, св. Савва, учредитель Сербской архиепископии и иерархии, перенес её центр в Жичу, так как Первовенчанный король Стефан утвердил, чтобы в Жиче поставлялись Сербские архиепископы; так как Жича во все время – до учреждения Сербской Патриархии, хотя бы в ней постоянно и не пребывали архиепископы, называлась «великою архиепископиею», а после учреждения Патриархата «дом Спасов (т.е. Жича) Православная Патриархия отечества нашего» (т. е. сербского), и только со времени князя Лазаря, когда Сербская держава стала падать, Сербская Патриархия получила наименование «Печской Патриархия»: то предлагаем, чтобы в Королевстве Сербском архиепископия и митрополия Белградская наименована была «архиепископиею Жичскою и Патриархиею Сербскою», а архиепископ и митрополит Белградский – архиепископом Жичским и Патриархом Сербским, и чтобы Жича обновлена была для того, чтобы в ней мог иметь местопребывание свое архиепископ и Патриарх. В нее следовало бы перенести и «богословию», устроить в ней типографию, печатать в ней церковные книги и богословские сочинения, словом – Жича должна бы быть тем, чем был во время Душана Хиландар, т. е. центром церковной учености и литературы». Далее автор говорит, что, принимая во внимание те соображения, какие «руководили Душаном» при учреждении Сербской Патриархии, – «потому и рекомендуем сербскому правительству в Белграде, чтобы и оно обдумало лучше, как полезно было бы учреждение Сербской Патриархии в Королевстве Сербском – там, где она действительно и возникла». «Если кто именно, то Сербский только архиепископ в Королевстве Сербском может и должен быть наследником Печского Сербского Патриархата, а чтобы достигнуть этого, необходимо избрать правильный и законный путь, т. е. необходимо обратиться к Цареградскому Патриарху и у него просить, чтобы он со Св. синодом постановил решение об отмене определения Св. синода от 1766 года касательно уничтожения и присоединения Печской Сербской Патриархии к Цареградской Патриархия и дал согласие на то, чтобы Сербская архиепископия и митрополия в Белграде возвышена была на степень Сербской Патриархии, и этим бы окончательно решен был вопрос о том: Кто наследник Печской Сербской Патриархии?» Гласник, кн. LXII, стр. 170–I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Все эти попытки провалились оттого, что византийская идея римского и христианского универсализма была идеологически несовместима ни с одной из двух западных альтернатив – ни с германской идеей, ни с папством. Византия XII в. была, конечно, уже слишком слаба, чтобы ее собственные мечты о мировом политическом единстве могли сносно конкурировать с мечтами других политических сил, но надо отдать ей должное: она приложила последние усилия, чтобы «навести мосты». Только резня, устроенная латинянами в Константинополе в 1182 г. и, наконец, в 1204 г., поставила эту мечту перед лицом окончательного поражения. Она выжила, но лишь как мечта. Кто был законным олицетворением imperium Константина и Юстиниана после марта 1204? Часто признают, что феодализация византийских сел в период Комнинов обеспечила сравнительно мягкий переход к латинскому сюзеренитету. Экономическая система не нуждалась в радикальном политическом изменении. Но как обстоит дело с идеологическим содержанием новой политической системы, которая господствовала теперь на территории Византийской империи? Очень мало греков или балканских славян когда-либо считали законным избрание Балдуина Фландрского. Гораздо больше было готовых признать, по крайней мере в виде пробы, идею всемирной политической монархии римского папы, которая, в сущности, была официальной идеологией латинского Запада. В 1204 г. Калоян Болгарский был коронован римским кардиналом, и его примеру в 1217 г. последовал Стефан Первовенчанный Сербский. Позднее, в 1253 г., русский князь Даниил Галицкий также принял корону от Иннокентия IV. В этих союзах, обусловленных исключительно «политическими мотивами», не было никакого богословского оттенка: «ни болгары, ни сербы, ни западные русские не склонны были по-настоящему отрекаться от православной веры, которую их предки получили из Константинополя» 40 . Подобное признание de facto новой политической реальности было равным образом очевидно со стороны некоторых греков. В 1206 г. послание греческого константинопольского духовенства, написанное Николаем Месаритом и адресованное папе, предусматривало возможность поминания имени Иннокентия III в греческих церквях в конце службы, когда обычно пели πολυχρνισμος [многолетие] императору ( ννοκεντου δεσπτου πππα της πρεσβυτρας Ρμης πολλ τ ετη). Это выражало бы политическое imperium папы. Однако поминание его имени на самой литургической анафоре откладывалось до момента достижения церковного и догматического единства 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИЧА [др. название - Дом Св. Спаса], жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево (Сербия). История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах ) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца , кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I , к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия ). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

http://pravenc.ru/text/182327.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010