Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена 9 ноября, 2006. Редакция " Правмира " Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года. Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи. Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Святые сербские короли HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Филарет (Гумилевский) Святые сербские короли В издательстве Сретенского монастыря не так давно вышли в свет " Жития святых " , составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Автор включил в них большое количество ранее неизвестных на Руси житий южных славян: сербов, болгар и др. Один из таких примеров приходится на 24 сентября (7 октября по новому стилю). В этот день празднуется память святого Стефана Первовенчанного, племянника его Давида и сына, короля Владислава. Святой Симеон Неманя / " Свят Симон монах " , - так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля Сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху. Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербиею старшему сыну Стефану. " Оставих на престоле моем любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора " , - так говорил сам отец. Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия. Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты. Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошел в сношения с папою, располагавшим тогда силами Запада, и подчинился распоряжениям его. Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввести папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королем Сербии. Стефан не пренебрегал и тогдашним сильным средством против врагов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Одна часть нынешней Герцеговины прежде называлась Рамою, другая Захлумьем, и каждая из них управлялась своими князьями. В начале X века ими завладела Византия, а в XII веке (около 1152 – 55 г.) боснийские байы. Это продолжалось до сербского государя Стефана Немани: Неманя соединил в одно целое все разрозненные сербския области, и тогда Захлумье и Рама вошли в состав сербского государства, и управлялись жупанами под верховною властию сербского государя. Стефан Неманя отдал Захлумье в удел младшему сыну своему Растько, который впоследствии постригся в монашество с именем Саввы ,и был первым сербским архиепископом. Оттого оно стало называться воеводством св. Саввы. По удалении же Стефана в монастырь и по вступлении на сербский престол старшего сына его Стефана Первовенчанного (1195– 1224), младший сын его Вулкан (или Бук) сделался независимым правителем Рамы и Захлумья. В ХП веке они переходили то к венграм, то к сербам. В XIV веке боснийский бан Стефан Котроманичь отнял (1333 г.) Захлумье от сербов, а спустя 20 лет после того венгерский король Людовик, женатый на дочери Котроманича, отнял Захлумье от преемника Котроманича, Стефана Твартько и отдал своей жене. Но по смерти его (1383 г.) Твартько, возвратил себе Захлумье и отдал, с именем воеводства, в удельное владение боснийским боярам из фамилии Храничей. Эти воеводы управляли Захлумьем в продолжение 100 лет (1383– 1483 г.), именно Влатко Храничь, сын Влатко, Сандал Храничь (+1433 г.), племянник Сандала, Стефан Косача или Козаричь (1434– 1466 г.), и наконец сыновья Косача– Владислав и Влатко. Из них Стефан Косача, отказавшись от подчинения боснийскому королю, признал ленную зависимость от немецкого короля Фридриха Ш, и за то получил (ок. 1448 г.) от него титул герцога. С тех пор он стал титуловаться: «Степань Херцег одь светого Саве господарь Хумски, и приморьски, велики воевода русага (области) босньского, князь Дриньски и више (т. е. и пр.)», а Захлумье стало называться Герцеговиною. Он построил близ Требинье крепость Клобук, и здесь основал свою столицу, которая потом перенесена была в город Благой, а наконец в Мостар. Когда султан завладел (1463 г.) Босниею, – Стефан также признал себя данником Турции. По смерти его, Два сына его Владислав и Влатко разделили между собою отцовския владения, и при их жизни Герцеговина обращена была (1483 г.) в турецкую провинцию. После покорения Герцеговины турками, ею управляли сперва герцеговинские аристократы, потом назначаемые Портою турецкие чиновники, или паши 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Й. опубликовал большое число средневек. серб. лит. памятников, прежде всего апокрифов и житий, по рукописям, хранящимся в собрании Сербии и Черногории, а также Австрии, Афона, Болгарии и Румынии. Из памятников агиографии помимо сочинений патриарха Печского Паисия (Яневаца) и св. Саввы Сербского Й. издал «Похвальное и историческое слово» деспоту Стефану Штиляновичу (Похвално и повесно слово деспоту Стефану ucmopuja. Београд, 1978. Год. 10. Бр. 38. С. 335-377) и Житие прп. Петра Коришского ( Teoдocuje Хиландарац. Жumuje Петра Коришког//Там же. 1980. Год. 12. Бр. 48. С. 635-681). Им был подготовлен к изданию слав. текст сочинений св. серб. кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах; Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999), иером. Доментиана ( Дoмehmujah. Жumuje св. Саве/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001). Ряд публикаций Й. посвятил изданию и исследованию записей писцов и читателей на рукописях и старопечатных книгах XII-XVIII вв. са kojoм су студенички монаси путовали у Pycujy 1758/59 г.//Осам векова Студеница: Зб. радова. Београд, 1986. С. 241-245; Неки heoбjabлehu записи из старе збирке Народне библиотеке Cpбuje//АрхПр. 1996. Бр. 18. С. 219-227; В. као и проучаловац старих српских записа и натписа//АрхПр. 1997. Бр. 19. С. 323-382). Большое место в творчестве Й. занимает популяризация памятников средневек. серб. книжности и культурного наследия в целом. Им опубликованы переводы с церковнославянского на совр. серб. язык собрания сочинений патриарха Паисия ( Najcuje, nampujapx Сабрани списи. Београд 1993), ветхо- и новозаветных апокрифов (Апокрифи старозаветни: Према српским преписима. Београд, 2005; Апокрифи новозаветни. Београд, 2005), «Повести о Варлааме и Иосафе» (Варлаам и Joacaф. Београд, 2005), церковнослав. перевода укр. книжника иером. Самуила (Бакачича) книги о чудесах Пресв. Богородицы критского мон. Агапия Ланд(ос)а ( Aranuje Ландос Чуда Пресвете Богородице. Вршац, 2002 2), серб. описаний Св. Земли (Света у cpnckoj од XIII до kpaja XVIII в. Београд, 2007). Переводами на совр. сербский язык снабжены и многие подготовленные Й. публикации памятников на церковнославянский язык сербского извода. Й. составлены и опубликованы антология и хрестоматия древнесерб. лит-ры (Стара српска Избор из Noeзuja, похвале, апокрифи. Београд, 1997; Стара српска Xpecmoмamuja. Београд, 2000). В связи с 800-летием монастыря Хиландар (1998) Й. подготовил по архивным материалам издание перевода Д. Костича древнейших Житий св. Симеона Сербского ( Св. Сава, Стефан Првовенчани. Жumuje св. Симеона/Прев.: Д. Kparyjebaц, 1997) и 2 сочинений по истории серб. монашества на Афоне иером. Саввы Хиландарца со своими послесловиями ( Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на С. Калик. Београд, 1997; Он же. Типикарница св. Саве у Kapeju. Торонто, 2000).

http://pravenc.ru/text/1238009.html

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Манастир Милешева Карта и ближайшие объекты Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г. В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). относительно времени ее возникновения единого мнения нет; в наст. время принята широкая датировка от Х до XII в. Предполагается, что Б. ц. была построена на территории крепости Боянос (или Батиль), к-рая упоминается визант. хронистом Иоанном Скилицей и писателем Кекавменом в сер. XI в. К древней части Б. ц. относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, к-рый был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на 2-м этаже во имя вмч. Пантелеимона; в сер. XIX в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на сев. стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук серб. кор. св. Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается скорее всего постройки им притвора с придельной церковью во имя вмч. Пантелеимона, а не всего храма. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. При Калояне, о чем также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы 2 более древних слоев. Самый ранний только зафиксирован, от 2-го сохранились неск. фрагментов: «Поклонение жертве» - в апсиде, архидиак. св. Стефан - на юж. стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» - на юж. стене наоса, Распятие - на зап. стене, прп. Иоанн Дамаскин - на юж. своде зап. рукава креста, на вост. стене притвора, к северу от двери - фигура Иисуса Христа в рост, к югу - свт. Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ [тронное имя - Владислав Стефан] (ок. 1200 - 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах ) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела . В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела , на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I , не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной - дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах. Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы - см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец ) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно ( Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева . В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику - архиеп. Арсению I , и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам. После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб.

http://pravenc.ru/text/154993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕМАНИЧИ [Серб. династия правителей Сербского государства (ок. 1168-1371). Основателем династии является младший из сыновей жупана Завиды, Неманя (1113/14-1200; см. Симеон Мироточивый , прп.), к-рый изначально правил в междуречье Юж. и Зап. Моравы, в обл. Рашка (совр. Косово и Метохия с прилегающими районами), но ок. 1170 г. сверг старшего брата, Тихомира, примирился с другими братьями на выгодных условиях и провозгласил себя великим жупаном. В 1183-1186 гг. он расширил владения за счет приадриатической обл. Дукля (Зета; совр. Черногория и прилегающие районы Юж. Далмации и Сев. Албании). Неманя способствовал утверждению в Сербии Православия как гос. религии, однако католичество сохранило свое влияние, прежде всего в Далмации. Его старший сын, Вукан († ок. 1209) в ок. 1189-1202, в 1203-1208 гг. был правителем Дукли, а в 1202-1203 гг.- великим жупаном Сербии. В 1196 г. Неманя отрекся от власти, провозгласив преемником 2-го сына, Стефана (1165-1227; см. Симон монах ), принял монашество и с младшим сыном, иером. Саввой (1169 или ок. 1175-1236; см. Савва I , архиеп. Сербский), в 1197 г. основал на Афоне мон-рь Хиландар , ставший крупнейшим центром средневек. серб. духовной культуры. Передача престола в обход старшего сына вызвала военное противостояние между братьями, к-рое длилось до 1208 г., когда Вукан отказался от своих притязаний. Впосл. его потомки, Вукановичи, правившие в Зете, несколько раз представляли угрозу правлению Н. Второй сын Вукана, Димитрий, принял монашеский постриг и был прославлен как прп. Давид (XIII в.). К роду Вукановичей принадлежала и блгв. кнг. Милица (ок. 1335-1405). В 1217 г. Стефан 1-м из династии Н. принял от папы Римского королевский титул и был прозван Первовенчанным, но союз с Римом длился недолго и не повлиял на церковную ситуацию в стране. В 1219 г. иером. Савва при поддержке брата Стефана и никейского имп. Феодора I Ласкаря добился от патриарха К-польского Мануила I Сарантина предоставления автономии Сербской Православной Церкви и стал ее 1-м архиепископом (в его честь Сербская Православная Церковь до сих пор именуется Свято-Саввской). У Стефана от 2 браков было 4 сына, 3 из к-рых (кроме принявшего монашество Прибислава, ставшего впосл. архиепископом Сербским; см. Савва II , архиеп.) сменили друг друга на серб. престоле.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

сост. А.А. Маркова Места, связанные с жизнью святителя Святитель Николай Сербский был подвижником и паломником. За свою жизнь он побывал во многих святых местах. Однако были места, по-особому связанные с жизнью святителя. Это Вознесенский монастырь в Жиче, о котором святитель имел особое попечение, Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан, где прошли последние годы жизни святителя, и монастырь во имя Николая Чудотворца в Леличе, храм в котором был построен святителем и где сейчас почивают его мощи. Монастырь Жича Монастырь Жича (другое название – Дом Святого Спаса) – это женский монастырь (первоначально монастырь был мужским) в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Он расположен в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, в исторической области Рашка, близ города Кралево. Монастырь был основан в начале XIII века, около 1206 года, братьями Неманичами – сыновьями князя Стефана Немани (в монашестве преподобного Симеона Мироточивого), Стефаном и Саввой. Князь Стефан – правитель Сербии – сделал значительное пожертвование на строительство обители, а его брат, тогда еще простой монах Савва, непосредственно наблюдал за строительством Жичской обители. «Сей боголюбец (святой Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», – писал летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями. В 1219 году святой Савва Сербский отправился в Константинополь. Там, после переговоров с Константинопольским Патриархатом, он был рукоположен во архиепископа – Предстоятеля Сербской Церкви, а сама Сербская Церковь получила автокефалию. Вернувшись после хиротонии из Константинополя, святой Савва привез византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня в Жиче. Новоустроенный Жичский монастырь стал кафедрой Сербской архиепископии. В 1220–1221 годах строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. По завершении строительства в Жичской обители были проведены собор и коронация князя Стефана Неманича как первого сербского короля (поэтому он получил свое прозвание Первовенчанный). Впоследствии в народном эпосе Жичская обитель была воспета как «седмивратная Жича», поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010